+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 9.2 КоАП РФ. Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации

Нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Содержание

Комментарии к ст. 9.2 КОАП РФ

1. Данная статья содержит формальные составы правонарушений. Ее цель — обеспечение безопасности гидротехнических сооружений как необходимого условия защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ О безопасности гидротехнических сооружений», иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе Постановлениями Правительства РФ от 16 октября 1997 г. N 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений», от 27 февраля 1999 г. N 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», от 23 мая 1998 г. N 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений», Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора от 12 января 1998 г. (БНА ФОИВ. 1998. N 5).

Безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается на основании общих требований, предусмотренных ст. 8 вышеназванного Закона. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать:

соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;

систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнического сооружения;

создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, и др.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения как путем активных действий, так и в форме бездействия.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере функционирования гидротехнических сооружений (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели; каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов).

3. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

4. Субъектом предусмотренных данной статьей правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с проектированием, строительством, приемкой, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, ремонтом, реконструкцией, консервацией либо выводом из эксплуатации гидротехнических сооружений, виновные в несоблюдении норм и правил безопасности при осуществлении этой деятельности.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (см. ст. 23.31), а также районными судьями, если возникнет необходимость применения административного приостановления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 9.2 КоАП РФ. Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации

Текущая редакция ст. 9.2 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

(Наименование в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 445-ФЗ.

Нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 445-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац дополнен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 9.2 КоАП РФ

1. Данная статья содержит формальные составы правонарушений. Ее цель — обеспечение безопасности гидротехнических сооружений как необходимого условия защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе Постановлениями Правительства РФ от 16 октября 1997 г. N 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений», от 27 февраля 1999 г. N 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», от 23 мая 1998 г. N 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений», Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора от 12 января 1998 г. (БНА ФОИВ. 1998. N 5).

Безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается на основании общих требований, предусмотренных ст. 8 вышеназванного Закона. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать:

соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;

систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнического сооружения;

создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, и др.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения как путем активных действий, так и в форме бездействия.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере функционирования гидротехнических сооружений (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели; каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов).

Это интересно:  Статья 32. Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости..

3. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

4. Субъектом предусмотренных данной статьей правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с проектированием, строительством, приемкой, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, ремонтом, реконструкцией, консервацией либо выводом из эксплуатации гидротехнических сооружений, виновные в несоблюдении норм и правил безопасности при осуществлении этой деятельности.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (см. ст. 23.31), а также районными судьями, если возникнет необходимость применения административного приостановления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 9.2 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 9.2 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 9.2 КоАП РФ. Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации (действующая редакция)

Нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 9.2 КоАП РФ

1. Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Таким образом, под гидротехническими сооружениями подразумеваются сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» под отдельно расположенными гидротехническими сооружениями подразумеваются инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.

О статусе гидротехнических сооружений см. п. 1 комментария к ст. 8.15, а также последний абзац п. 1 комментария к ст. 8.38.

2. Согласно ст. 19 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:

— строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;

— невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения соответствующей экспертизы;

— невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

— нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;

— непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;

— отказ от передачи региональным органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта — от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления;

— недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303.

Дополнительные требования к содержанию декларации безопасности и методика ее составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений в организациях, на производствах и объектах, поднадзорных Госгортехнадзору России, утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 9 апреля 2001 г. N 11. Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, утверждена Постановлением Госгортехнадзора России от 12 января 1998 г. N 2.

3. Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности определен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Федерального закона, ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 2 Федерального закона «О мелиорации земель» деятельность по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений относится к видам деятельности по использованию природных ресурсов, на которые действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ не распространяется (см. п. 1 настоящего комментария).

Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» деятельность по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений может осуществляться только на основании соответствующих лицензий. Лицензии на эксплуатацию гидротехнических сооружений выдаются при наличии документов, подтверждающих финансовое обеспечение ответственности собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций за последствия аварий гидротехнических сооружений. Необходимым условием выдачи таких лицензий является внесение гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений.

4. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, к ведению данного Министерства отнесены:

— организация эксплуатации защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Министерства, осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, а также условий лицензий на осуществление деятельности по эксплуатации гидротехнических сооружений, за исключением гидротехнических сооружений, поднадзорных иным федеральным органам исполнительной власти, а также гидротехнических сооружений, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления;

— формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений;

— организация во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации разработки и выполнения мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Порядок формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490.

Перечень должностных лиц центрального аппарата МПР России и его территориальных органов, осуществляющих надзор за безопасностью гидротехнических сооружений и являющихся по должности соответствующими государственными инспекторами по надзору за безопасностью гидротехнических сооружений, утвержден Приказом МПР России от 25 апреля 2003 г. N 356 (зарегистрирован в Минюсте России 28 мая 2003 г. N 4602); права и обязанности государственных инспекторов установлены п. 2 данного Приказа МПР России. Властные полномочия указанных государственных инспекторов распространяются только на гидротехнические сооружения (далее в тексте данной статьи — ГТС), поднадзорные МПР России. Воспрепятствование исполнению обязанностей государственных инспекторов квалифицируется по ч. 1 ст. 19.4 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Согласно абз. 3 п. 2 Приказа МПР от 25 апреля 2003 г. N 356, принятого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», государственные инспектора по надзору за безопасностью ГТС вправе выдавать предписания об обеспечении безопасности ГТС, о приостановлении или прекращении строительства, эксплуатации, реконструкции, восстановления, консервации, ликвидации ГТС, обязательные для собственников ГТС и эксплуатирующих организаций и подлежащие немедленному исполнению. Невыполнение лицом указанного предписания квалифицируется по ч. 1 ст. 19.5 КоАП (см. комментарий к указанной статье КоАП).

Это интересно:  Статья 27 АПК РФ. Подведомственность дел арбитражному суду

5. Согласно Положению об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 716, к ведению органов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов МПР России отнесено осуществление государственного контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами требований по осуществлению мероприятий, обеспечивающих охрану рыбных запасов и условий для их воспроизводства при строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений.

Следствием нарушения норм и правил безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения может быть его уничтожение или повреждение. Уничтожение означает нанесение невосполнимых физических или иных механических повреждений рассматриваемому объекту недвижимости, препятствующих его дальнейшему использованию по целевому назначению; при повреждении утрачиваются лишь отдельные полезные свойства данного объекта, которые могут быть восстановлены после устранения дефекта — реконструкции или ремонта поврежденного гидротехнического сооружения.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

должностными лицами Госгортехнадзора России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.31 КоАП;

об административных правонарушениях, совершенных на трассах Северного морского пути и в смежных с ним районах, — должностными лицами Минтранса России, указанными в п. 6 ч. 2 ст. 23.23 КоАП (см. комментарий к названной статье).

Статья 9.2 КоАП РФ. Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации

Новая редакция Ст. 9.2 КоАП РФ

Нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 9.2 КоАП РФ

1. К категории «гидротехнические сооружения» относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Безопасность гидротехнических сооружений является свойством гидротехнических сооружений, позволяющим обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, с учетом критериев оценки безопасности и разработки (осуществления) мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения (ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «О безопасности гидротехнических сооружений» // Российская газета. 1997. 29 июля; 2005. 13 мая).

Перечень нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений закреплен в статье 19 ФЗ N 117-ФЗ.

Обязательным является декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации. При этом основным документом является декларация безопасности, которая обосновывает безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяет характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации на основании Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 (Российская газета. 1998. 26 ноября).

2. Соответствующая сфера правоотношений основывается на совокупности нормативно-правовых актов, в том числе приведенных в качестве примеров ниже.

Так, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для регулирования водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему, и обеспечения консервации или ликвидации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, связанных с прекращением использования водного объекта (Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ // Российская газета. 2006. 8 декабря).

Кроме того, ограничены в обороте и земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений (подп. 10 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 04.12.2006) (Российская газета. 2001. 30 октября; 2006. 8 декабря)). В отношении таких земельных участков право собственности может принадлежать также субъекту Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, а в случаях, предусмотренных законом, — и частным лицам (абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ). Иные земельные участки в составе земель водного фонда могут принадлежать лицам на праве частной, государственной и муниципальной собственности, что подтверждается и п. 8 Постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996 N 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» (Российская газета. 1996. 11 декабря).

В рамках действия Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 18.12.2006) (Российская газета. 2004. 30 декабря; 2006. 8 декабря) введена статья 48.1, где к особо опасным и технически сложным объектам относятся в том числе и гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.

Права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничение (обременение), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в установленном законом порядке на основании совокупности положений Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 04.12.2006) (Российская газета. 2006. 8 июня) и ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Российская газета. 1997. 30 июля).

Базовые положения по взаимодействию гидротехнических сооружений и мелиоративных систем закреплены в ФЗ от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (ред. от 18.12.2006) (Российская газета. 1996. 18 января). Где под отдельно расположенными гидротехническими сооружениями подразумеваются инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод с помощью мелиоративных систем, защиту почв от водной эрозии, противоселевую и противооползневую защиту.

3. Органы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления.

Для проверки гидротехнических сооружений органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут формировать инспекционные комиссии.

При проверке гидротехнических сооружений осуществляется контроль за деятельностью собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций, а также подрядных организаций при эксплуатации гидротехнических сооружений, их восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений.

Проверка выполняемых работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на основании процессуальных документов (см. комментарии к главе 23 и статье 28.3 КоАП).

5. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, окружающая среда и безопасность гидротехнических сооружений, хозяйственных объектов.

Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, выраженные в нарушении норм и правил, необходимых к соблюдению для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, при проектировании, строительстве, эксплуатации, ремонте, реконструкции и т.д.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Это интересно:  Статья 265 АПК РФ. Прекращение производства по апелляционной жалобе

Другой комментарий к Ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей, является безопасность гидротехнических сооружений, под которой в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

2. Предметом правонарушения являются гидротехнические сооружения, которые включают в себя: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

3. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение заключается в нарушении норм и правил, которые должны соблюдаться для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Совершено указанное правонарушение может быть путем действия и бездействия.

4. Государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений постановлением Правительства РФ от 16 октября 1997 г. «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений» был возложен на:

Федеральный горный и промышленный надзор России — по поднадзорным организациям, производствам, объектам и работам;

Министерство энергетики РФ — по гидравлическим и тепловым электростанциям;

Министерство природных ресурсов РФ — по организациям, производствам и объектам остальных отраслей экономики;

Министерство транспорта РФ — по судоходным гидротехническим сооружениям.

Органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут запрещать или ограничивать деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в руслах рек и на прилегающих к ним территориях ниже и выше плотины, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие на безопасность указанных объектов.

5. Основными требованиями к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений являются:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление декларации безопасности гидротехнических сооружений, т.е. документа, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности сооружения с учетом его класса;

разрешительный порядок (на основании лицензии) осуществления деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений;

непрерывность эксплуатации указанных сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих указанные сооружения;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня и др.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусматривает в качестве лицензируемых видов деятельности проектирование, строительство и эксплуатацию гидротехнических сооружений.

6. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

7. Субъектами правонарушения могут быть и граждане, и должностные лица, и юридические лица.

Статья 9.2 КоАП РФ. Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации

Статья 9.2. Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 9] [Статья 9.2]

Нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

1 комментарий к записи “Статья 9.2 КоАП РФ. Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации”

Статья 9.2. Нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений

Комментарий к статье 9.2

1. Данная статья содержит формальные составы правонарушений. Ее цель — обеспечение безопасности гидротехнических сооружений как необходимого условия защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических со-оружений, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе Постановлениями Правительства РФ от 16 октября 1997 г. N 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений», от 27 февраля 1999 г. N 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», от 23 мая 1998 г. N 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений», Инст-рукцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора от 12 января 1998 г. (БНА ФОИВ. 1998. N 5).
Безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается на основании общих требований, предусмотренных ст. 8 вышеназванного Закона. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать:
соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;
систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнического сооружения;
создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, и др.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
2. Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения как путем активных действий, так и в форме бездействия.
Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере функционирования гидротехнических сооружений (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели; каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов).
3. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
4. Субъектом предусмотренных данной статьей правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с проектированием, строительством, приемкой, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, ремонтом, реконструкцией, консервацией либо выводом из эксплуатации гидротехнических сооружений, виновные в несоблюдении норм и правил безопасности при осуществлении этой деятельности.
5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (см. ст. 23.31), а также районными судьями, если возникнет необходимость применения административного приостановления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья написана по материалам сайтов: rulaws.ru, okoaprf.ru, www.zakonrf.info, koapkodeksrf.ru, rukak.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector