+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 7 КАС РФ. Независимость судей

1. При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

4. Информация о внепроцессуальных письменных или устных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по административным делам, находящимся в их производстве, или председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по административным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по административным делам.

Комментарий к статье 7 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментируемой статьей установлен основополагающий принцип административного судопроизводства — принцип независимости судей. Для сравнения, принцип независимости судей в гражданском судопроизводстве, закрепленный в ст. 8 ГПК РФ, раскрывается аналогичным образом и содержит те же гарантии, что и комментируемая статья.

Принцип независимости судей провозглашен в ст. 120 Конституции РФ, согласно положениям которой судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Данные положения нашли свое отражение и в комментируемой статье. Так, в соответствии с ее положениями гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. Судьи, осуществляя административное судопроизводство, независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

Так, гл. 31 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (далее — УК РФ) предусмотрены составы преступлений, устанавливающие уголовную ответственность за преступления против правосудия.

СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

В частности, установлена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ); за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ); за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ); за неуважение к суду (ст. 297 УК РФ) и иные.

Непосредственно относящейся и защищающей принцип независимости судей является ч. 1 ст. 294 УК РФ, которой предусмотрена уголовная ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия.

Как справедливо отмечается в литературе, вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия является грубым нарушением принципа независимости судей и подчинения их только закону и может привести к принятию неправосудного судебного решения по делу .

См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: В 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015. Т. 2.

Независимость судьи обеспечивается:

— предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

— установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

— правом судьи на отставку;

— системой органов судейского сообщества;

— предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об оружии».

Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы в субъектах Российской Федерации осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению.

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации .

РГ. 1992. N 170. 29 июля.

В п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (далее — Конвенция о защите прав человека и основных свобод) закреплено, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона .

СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

При реализации гарантий независимости судей, содержащихся в комментируемой статье, Законе «О статусе судей в Российской Федерации» и указанной Конвенции, важное значение имеют правовые позиции Европейского суда по правам человека.

Так, по вопросу предполагаемого нарушения п. 1 ст. 6 Конвенции в части отсутствия независимости суда первой инстанции Европейский суд по правам человека в Постановлении от 19.04.2011 по делу «Батурлова (Baturlova) против Российской Федерации» (жалоба N 33188/08) «напоминает, что существенное значение в демократическом обществе имеет то, что суды должны внушать доверие населению (см. Постановление Европейского суда от 26 февраля 1993 г. по делу «Падовани против Италии» (Padovani v. Italy), Series A, N 257-B, p. 20, § 27). Для этих целей статья 6 Конвенции требует от суда независимости в пределах его полномочий (п. 27).

Независимость судебной власти указывает на необходимость личной и институциональной независимости, которые требуются для беспристрастного принятия решения. Таким образом, она характеризует умонастроение и набор институциональных и оперативных мер. Первое касается беспристрастности судей, второе определяет взаимоотношения с другими организациями, в частности с государственными органами (см., например, Постановление Европейского суда от 25 февраля 1997 г. по делу «Финдли против Соединенного Королевства» (Findlay v. United Kingdom), § 73, Reports of Judgments and Decisions 1997-I), и иногда они неразделимы (см., например, Постановление Европейского суда от 3 мая 2007 г. по делу «Бочан против Украины» (Bochan v. Ukraine), жалоба N 7577/02, § 68, и Постановление Европейского суда по делу «Салов против Украины» (Salov v. Ukraine), жалоба N 65518/01, § 82, ECHR 2005-VIII (извлечения)) (п. 28).

Европейский суд учитывает, что судейская независимость также требует, чтобы отдельные судьи были свободны от ненадлежащего влияния не только со стороны несудебных органов, но и в рамках судебной системы. Эта внутренняя судейская независимость требует, чтобы они были свободны от указаний и давления со стороны других судей и вышестоящих судебных органов (см. Постановление Европейского суда от 22 декабря 2009 г. по делу «Парлов-Ткальчич против Хорватии» (Parlov-Tkalcic v. Croatia), жалоба N 24810/06, § 86) (п. 29).

Для установления того, может ли считаться суд независимым для целей п. 1 ст. 6 Конвенции, необходимо, в частности, учитывать порядок назначения его членов и срок их полномочий, наличие гарантий от давления извне и то, выглядит ли он как независимый (см. упоминавшееся выше Постановление Европейского суда по делу «Финдли против Соединенного Королевства», § 73), а также объективные реалии данной ситуации (см. упоминавшееся выше Постановление Европейского суда по делу «Парлов-Ткальчич против Хорватии», § 83) (п. 30)» .

Это интересно:  Архивы Полезные статьи - Страница 39 из 53 - О недвижке.ру

Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2012. N 3.

Важным аспектом реализации принципа независимости судей является закрепление в ч. 4 комментируемой статьи необходимости предания гласности и доведения до сведения участников судебного разбирательства информации о внепроцессуальных обращениях.

Такие обращения, поступившие в письменной или устной форме судьям по административным делам, находящимся в их производстве, или председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по административным делам, находящимся в производстве суда, от государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, подлежат преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и не являются основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по административным делам.

Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11.12.2013 N 241 , однако требует изменений, обусловленных введением в действие настоящего Кодекса.

Бюллетень актов по судебной системе. 2014. N 2.

Статья 7. Независимость судей

Ст. 7 КАС РФ

1. При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

4. Информация о внепроцессуальных письменных или устных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по административным делам, находящимся в их производстве, или председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по административным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по административным делам.

Комментарий к Статье 7 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментарий к части 1

1. В Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении административного дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом» (ст. 120 Конституции России).

2. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (п. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

3. Необходимо строго соблюдать требования установленного Конституцией РФ и законами РФ демократического принципа судопроизводства — независимости судей и подчинения их только закону. Несоблюдение этого принципа является нарушением законодательства об административном судопроизводстве, влекущим отмену судебного решения.

Комментарий к части 2

Комментарий к части 3

а) требования к судье, кандидату в судьи и порядок его назначения;

б) присяга судей;

в) предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;

г) запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

д) установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

е) право судьи на отставку;

ж) неприкосновенность судьи;

з) система органов судейского сообщества;

и) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

2. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. К тому же у судьи есть право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.

3. Требования к судье, кандидату в судьи и порядок назначения кандидата на должность судьи следующие. Согласно ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судьей может быть гражданин РФ:

а) достигший 25 лет;

б) имеющий высшее юридическое образование;

в) со стажем работы по юридической профессии не менее пяти лет;

г) сдавший квалификационный экзамен;

д) получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

4. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет, а судьей Верховного Суда РФ — достигший 35 лет и имеющий соответствующий стаж работы не менее десяти лет.

5. По общему правилу полномочия судьи, рассматривающего и разрешающего административные дела, в РФ не ограничены определенным сроком.

6. Законом строго определен перечень оснований приостановления и прекращения полномочий судьи.

7. Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

8. Прекращаются полномочия судьи по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

6) нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) избрание судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;

9) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

10) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;

Это интересно:  Статья 123.1 ГК РФ. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

13) совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением квалификационной коллегии судей на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

9. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

10. Неприкосновенность судьи гарантируется следующими правовыми положениями.

А. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного решения или иного судебного акта.

Б. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

— в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда — Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

— в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета РФ с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

В. Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

Г. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

а) в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ;

б) в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ.

Д. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Е. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

— в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ;

— в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ.

Ж. Заключение судьи под стражу производится с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

З. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

— в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ;

— в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

И. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ.

Комментарий к части 4

1. Согласно ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» под внепроцессуальным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства.

2. Соответственно законодатель внепроцессуальные обращения делит на два вида:

— обращения участников судебного разбирательства;

— обращения лиц, не являющихся участниками судебного разбирательства.

Причем применительно к административному судопроизводству под участниками судебного разбирательства подразумеваются не только те лица, которые реализовали какое-либо свое административное процессуальное право в конкретном одном или в нескольких судебных заседаниях. Полагаем, не может быть отнесено к категории внепроцессуальных обращение и всех других лиц, наделенных законодательством об административном судопроизводстве Российской Федерации хотя бы одним правом по данному конкретному административному делу. Иначе говоря, с одной стороны, это не только лица, участвующие в деле, но и другие участники судебного процесса. С другой, это не только собственно участники, то есть лица, до обращения к судье, председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии реализовавшие какое-либо предусмотренное КАС РФ право, но и те лица, у которых первым случаем реализации своего административного процессуального права и является собственно данное обращение.

3. Все поступившие от указанных субъектов (участников) административного судопроизводства предусмотренные законодательством об административном судопроизводстве Российской Федерации обращения являются процессуальными. Зачастую они процессуальные и тогда, когда при составлении обращения нарушены требования процессуальной формы. К примеру, если судья при рассмотрении вопроса о принятии к производству административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок установит, что заявление подано с нарушением требований, установленных ст. 252 КАС РФ, он не относит данное обращение к числу внепроцессуальных. Получивший такое процессуальное обращение судья обязан вынести определение об оставлении административного искового заявления о присуждении компенсации. В последнем указать основание для оставления административного искового заявления о присуждении компенсации без движения и разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения (ч. ч. 1 и 2 ст. 255 КАС РФ).

4. Обращением «в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства», соответственно, будет прежде всего то обращение к судье, председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии, право на которое у данного конкретного участника судебного разбирательства отсутствует. К внепроцессуальным мы также бы рекомендовали относить и те обращения субъектов (участников) административного судопроизводства, право на которые у них имеется, однако законом не предусмотрено обязанности суда (судьи, председателя суда, его заместителя, председателя судебного состава или председателя судебной коллегии) реагировать принятием какого-либо процессуального решения либо осуществлением процессуального действия на факт направления в суд без соблюдения процессуальной формы такого обращения.

Это интересно:  Статья 213.1 закона о банкротстве

5. Несколько иной подход законодателя к определению круга внепроцессуальных обращений органов, организаций и лиц, не наделенных по данному конкретному административному делу правами, предусмотренными законодательством об административном судопроизводстве. Это только обращения, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. В этом случае законодатель ничего не пишет о процессуальной форме. Но и таковая может быть урегулирована не только КАС РФ. Если, к примеру, постановление следователя о производстве выемки оформлено с нарушением уголовно-процессуальной формы, данное обращение в суд также следует относить к числу внепроцессуальных. С другой стороны, когда к содержанию (форме) предусмотренного другим процессуальным (иным) законом обращения законодатель не предъявляет специальных требований, оно не является внепроцессуальным. К примеру, согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» уполномоченные должностные лица полиции для выполнения возложенных на полицию обязанностей вправе в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать по мотивированному запросу от должностных лиц сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию. Мотивированное обращение такого сотрудника полиции, к примеру, к судье предусмотрено законодательством Российской Федерации. Соответственно, оно не является внепроцессуальным. Если же такой запрос не мотивирован, то в соответствии с закрепленным в ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О полиции» правилом он не является обязательным для судьи (председателя суда, его заместителя и т.п.). В этом случае, полагаем, имеет место внепроцессуальное обращение, так как п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» предусмотрен лишь мотивированный, а не любого рода запрос. Иначе говоря, немотивированный запрос полиции не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

6. Все же не предусмотренные законодательством Российской Федерации запросы (заявления, требования и т.п.) — это внесудебные обращения. Они (как и другие внесудебные обращения, о которых упоминалось выше) должны быть доведены до сведения участников судебного разбирательства по данному административному делу путем размещения данной информации на официальном сайте данного конкретного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Ни те, ни другие не являлись и не являются основанием для проведения каких-либо процессуальных действий или принятия в связи с их получением процессуального решения.

7. См. также комментарий к ст. ст. 1, 27 КАС РФ.

Статья 7 КАС РФ. Независимость судей (действующая редакция)

1. При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

4. Информация о внепроцессуальных письменных или устных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по административным делам, находящимся в их производстве, или председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по административным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по административным делам.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 7 КАС РФ

1. В данной статье закреплен принцип независимости судей и подчинения их только закону. Отметим, что в КАС, как и в АПК, дано раздельное изложение названного принципа в двух разных статьях относительно независимости судей и законности. Принцип независимости является конституционным (ст. 120 Конституции РФ). Согласно данному принципу судьи при осуществлении правосудия должны принимать судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц, основываясь только на Конституции РФ, законах и иных нормативных актах. Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Принцип независимости судей имеет международно-правовой характер, поскольку отражен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Каким бы ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность. Гарантии независимости судей устанавливаются законом, прежде всего Законом о статусе судей, а также законодательством о судоустройстве и судопроизводстве.

При этом судьи не свободны при осуществлении своих функций и вынесении судебных актов — они связаны Конституцией РФ и федеральными законами, включая КАС, которые определяют формы и пределы реализации предоставленных им полномочий. Поэтому процессуальное законодательство при регулировании полномочий суда использует в основном метод предписания с целью снижения возможностей для проявления судейского усмотрения.

2. Гарантии независимости судей подразделяются на политические, экономические и правовые. К политическим гарантиям относится закрепление в Конституции РФ принципов разделения властей и независимости судебной власти от власти исполнительной и законодательной. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Экономические гарантии независимости судей заключаются в предоставлении судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Юридические гарантии независимости судей заключаются в особом порядке наделения полномочиями (назначаемость судей), определенном в законах о судебной системе и о статусе судей. Независимость судьи обеспечивается также целым рядом других гарантий: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; несменяемостью судей (поскольку полномочия судей не ограничиваются каким-либо сроком) и другими юридическими гарантиями. Многие процессуальные гарантии независимости судей отражены в последующих статьях КАС, в частности в правилах об отводах судей (гл. 3), об оценке доказательств (ст. 81), о тайне совещания судей (ст. 175) и др.

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, kodasrf.ru, www.zakonrf.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector