+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 7.21 КоАП РФ. Нарушение правил пользования жилыми помещениями

Текущая редакция ст. 7.21 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению (абзац в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 7.21 КоАП РФ

1. Объектом посягательства при совершении данных правонарушений являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением порядка пользования гражданами жилыми помещениями, правил эксплуатации жилых помещений и оборудования. Правонарушениями, влекущими ответственность по данной статье, затрагиваются жилищные права граждан, наносится ущерб жилищному хозяйству, создаются неудобства совместно проживающим лицам.

Жилищным кодексом (ЖК РФ) закрепляются обязанности граждан по соблюдению правил пользования жилыми помещениями. При этом такие обязанности, включая требование обеспечивать сохранность жилья, использовать его по прямому назначению, предъявляются как к собственникам жилых помещений, так и к нанимателям.

Так, ЖК РФ предусматривает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Кодексом. При этом собственник обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Члены семьи собственника также обязаны использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. ч. 1 и 4 ст. 30, ч. 2 ст. 31).

Наниматель жилого помещения по договору социального найма (см. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315) обязан использовать его по назначению и в пределах, которые установлены Кодексом, обеспечивать сохранность и поддерживать надлежащее состояние жилого помещения. Члены семьи нанимателя имеют равные с нанимателем права и обязанности и несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (ч. 3 ст. 67, ч. 2 ст. 69).

ЖК РФ предусматривает возможность выселения нанимателя и членов его семьи без предоставления жилого помещения, а также меры по расторжению и прекращению договора социального найма жилого помещения. Это допускается и в случаях, когда наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение. Наймодатель обязан предупредить нарушителей о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить разумный срок для устранения этих нарушений. В случае если нарушения не будут устранены, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения (ч. 4 ст. 79, ч. 4 ст. 83, ч. 1 ст. 91).

На основании предписаний Жилищного кодекса РФ порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также жилыми помещениями, принадлежащими гражданам на праве собственности в многоквартирных домах, установлен Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25.

В частности, Правилами предусматривается ряд обязанностей нанимателя жилья по договору социального найма, в том числе не допускать в жилом помещении работ или других действий, приводящих к его порче; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования; обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования; немедленно принимать возможные меры к устранению неисправностей жилого помещения или оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них займодателю или в соответствующую управляющую организацию; производить текущий ремонт жилого помещения. Правилами запрещается переустройство или перепланировка жилого помещения в нарушение установленного порядка.

Названными Правилами также определены обязанности собственников жилья в многоквартирном доме. Так, собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, нести расходы по его содержанию, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в общей собственности путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей плату по текущему и капитальному ремонту общего имущества, вносить плату за коммунальные услуги, выполнять иные законные требования.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего собственнику помещения. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем надежность и безопасность многоквартирного дома. Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, обеспечивая условия для осуществления гражданами права на жилище, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

2. Порча жилых помещений может произойти и в результате нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем такое правонарушение может в зависимости от конкретных обстоятельств также квалифицироваться и по ст. 20.4 комментируемого Кодекса.

Нарушение чистоты и порядка в местах общего пользования, в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других местах также может быть причиной порчи жилого помещения и квалифицироваться по ст. 7.21. Вместе с тем, если такие правонарушения посягают на здоровье граждан, среду обитания, они могут квалифицироваться по ст. 6.4 как нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий.

Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

3. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения ведутся на основе требований гл. 4 ЖК РФ. В соответствии с Кодексом переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка же влечет за собой изменение его конфигурации, также требующее внесения изменения в технический паспорт (ст. 25).

Переустройство или перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения жилого помещения заявление по форме, утвержденной Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266); правоустанавливающие документы на жилое помещение; надлежаще оформленный проект переустройства или перепланировки; технический паспорт; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, если жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления соответствующих документов в данный орган. О принятии такого решения заявителю выдается документ, форма и содержание которого устанавливаются Правительством РФ и который является основанием проведения переустройства или перепланировки жилого помещения (ст. 26).

ЖК РФ предусматривает последствия самовольного переустройства или перепланировки жилого помещения, вплоть до принятия решения о приведении жилого помещения в прежнее состояние либо о продаже в установленном порядке жилого помещения с публичных торгов (в отношении собственника), а в отношении нанимателя — о расторжении договора социального найма (ст. 29).

4. Действия по самовольному переоборудованию и перепланировке жилых и нежилых помещений могут квалифицироваться правоприменительными органами не только по данной статье КоАП, но и по ст. 19.1 как самоуправство.

Имея в виду повышенную общественную вредность таких нарушений, как самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах, с учетом того, что они затрагивают покой жильцов соседних квартир, могут ухудшать условия нормального проживания многих других граждан, законодатель предусмотрел повышенную ответственность за такого рода правонарушения (в виде штрафа от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей) по сравнению с ответственностью за нарушение правил переоборудования жилых домов, квалифицируемое по ч. 1 данной статьи.

5. Правонарушения, квалифицированные в соответствии с комментируемой статьей, могут быть умышленными или неосторожными.

Субъекты этих нарушений — граждане.

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, их заместителями (ст. 23.55).

Это интересно:  Статья 189.7 закона о банкротстве

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 7.21 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 7.21 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями

1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Комментарий к Ст. 7.21 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

При этом допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Однако размещение в жилых помещениях промышленных производств не разрешается.

Жилым помещением необходимо пользоваться с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Правила пользования жилыми помещениями регламентированы Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», а также Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Согласно жилищному законодательству правом пользования жилым помещением обладают:

— наниматель жилого помещения (далее — наниматель) и члены его семьи — по договору социального найма жилого помещения;

— наниматель и граждане, постоянно проживающие с нанимателем, — по договору найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов коммерческого использования;

— наниматель и члены его семьи — по договору найма специализированного жилого помещения;

— собственник жилого помещения и члены его семьи;

— член жилищного или жилищно-строительного кооператива и члены его семьи.

Право пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения возникает на основании договора, заключенного (в письменной форме) в соответствии с Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Правительством РФ.

2. Объективная сторона состоит в порче жилых домов, жилых помещений, порче их оборудования, самовольном переоборудовании жилых домов и (или) жилых помещений, использовании их не по назначению; самовольной перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, обеспечивая условия для осуществления гражданами права на жилище, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В многоквартирном доме наниматель и члены его семьи имеют право пользования общим имуществом в этом доме. Наниматель и члены его семьи обязаны обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче.

В соответствии с гл. 4 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Таким образом, перепланировка влечет за собой изменение его конфигурации, также требующее внесения изменений в технический паспорт. Условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых помещений оговорены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.

Собственник такого жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

Однако на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанные сроки в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, принимает решение:

1) в отношении собственника — о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма — о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном ч. 3 ст. 29 ЖК РФ порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном ч. 5 ст. 29 ЖК РФ порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном ч. 5 ст. 29 ЖК РФ порядке. При этом важно подчеркнуть, что ст. 235 ГК РФ, устанавливающая закрытый перечень случаев принудительного изъятия имущества, не предусматривает возможности принудительного изъятия жилого помещения в случае его самовольного переустройства.

3. Ответственность в форме штрафных санкций, согласно комментируемой статье, является альтернативой наказанию — самовольной постройке, которая подлежит сносу самим осуществившим ее лицом либо за его счет. Но есть исключение из этого правила: согласно ч. 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Субъектами данного правонарушения являются граждане. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Дата опубликования: 9 июня 2011 г.

Брянский областной суд

Судья Сидоренко А.Н. Дело №

гор.Брянск 6 мая 2011 года

Судья Брянского областного суда Банный И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Халеева Владимира Петровича на решение судьи Советского районного суда гор.Брянска от 5 апреля 2011 г. по жалобе Халеева Владимира Петровича на постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Брянской области от 2 марта 2011 года о привлечении Халеева В.П. к административной ответственности по ст.7.21 КоАП РФ,

Заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Брянской области 2 марта 2011 г. в отношении Халеева В.П. составлен протокол №АП/105-7.21 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.21 КоАП РФ.

Решением судьи Советского районного суда г.Брянска от 5 апреля 2011 г. жалоба Халеева В.П. на указанное постановление оставлена без удовлетворения.

В жалобе Халеев В.П. ставит вопрос об отмене постановления и решения судьи и прекращении производства по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

Заслушав объяснения защитника Халеева В.П. -адвоката Петраковой Г.М., возражения представителя Государственной жилищной инспекции Брянской области Рязанцева В.В., проверив материалы дела и доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 ст.7.21 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за порчу жилых домов, жилых помещений, а равно порчу их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировку жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Согласно ст.17 ЖК РФ: 1. Жилое помещение предназначено для проживания граждан. 2. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. 3. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. 4. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

К систематическому нарушению прав и законных интересов соседей нанимателем и (или) членами его семьи с учетом положений части 2 статьи 1 и части 4 статьи 17 ЖК РФ следует отнести их неоднократные, постоянно повторяющиеся действия по пользованию жилым помещением без соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении или доме граждан, без соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, правил пользования жилыми помещениями (например, прослушивание музыки, использование телевизора, игра на музыкальных инструментах в ночное время с превышением допустимой громкости; производство ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий и др.).

Это интересно:  Статья 319 ГК РФ. Очередность погашения требований по денежному обязательству

В соответствии с абз.2 п. 4 Правил пользования жилым помещением, принятых Постановлением Правительства РФ N 25 от 21.01.2006 г., жилое помещение может быть использовано проживающими в нем на законных основаниях гражданами (наряду с проживанием) для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Частью 2 статьи 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

Статья 7.21 КоАП РФ состоит из двух частей. Следовательно, при осуществлении квалификации противоправных действий по конкретному делу об административном правонарушении должно быть указано, о каком составе административного правонарушения идет речь.

При вынесении постановления о наложении административного штрафа от 2 марта 2011 г. в отношении Халеева В.П. заместитель начальника государственной жилищной инспекции Брянской указал статью 7.21 КоАП РФ без ссылки на соответствующую ее часть.

Кроме того, описывая объективную стороны вменяемого Халееву В.П. нарушения, в постановлении указано, что «своим бездействием, выразившемся в непринятии мер о переводе жилого помещения квартиры №79 многоквартирного дома №75 по ул.В.Сафроновой г.Брянска в нежилое, Халеев В.П. нарушил требования норм КоАП РФ».

Вместе с тем, перечисленные выше действия (бездействия) не включены в диспозицию ни ч.1, ни ч.2 ст.7.21 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Брянской области от 2 марта 2011 г. не может быть признано законным и подлежит отмене.

Отмене подлежит и решение судьи Советского районного суда от 5 апреля 2011 г., которым перечисленные нарушения не были устранены.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.21 КоАП РФ, в отношении Халеева В.П. подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.21 КоАП РФ, в действиях Халеева В.П. отсутствует.

Руководствуясь ст.ст.30.2-30.9. КоАП РФ,

Постановлении заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Брянской области от 2 марта 2011 года и решение судьи Советского районного суда от 5 апреля 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.21 в отношении Халеева Владимира Петровича отменить.

Статья 7.21 КоАП РФ. Нарушение правил пользования жилыми помещениями (действующая редакция)

1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 7.21 КоАП РФ

1. Общие требования к гражданам по обеспечению сохранности жилых домов определены ст. 142 ЖК, согласно которой граждане обязаны бережно относиться к санитарно-техническому и иному оборудованию, к объектам благоустройства, соблюдать правила содержания жилого дома и придомовой территории, правила пожарной безопасности, поддерживать чистоту и порядок в подъездах, на лестничных клетках и в других местах общего пользования.

В соответствии со ст. 128 ЖК капитальный ремонт жилого дома, квартиры с переустройством или перепланировкой помещений производится с разрешения соответствующих муниципальных органов.

2. Согласно п. 2 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18 января 1992 г. N 34 и от 23 июля 1993 г. N 726), жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда предоставляются гражданам по договору найма и аренды.

В соответствии с п. 9 Правил переустройство и перепланировка жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя, наймодателя и с разрешения соответствующих муниципальных органов, а перестановка либо установка дополнительного санитарно-технического и иного оборудования — с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя и с разрешения наймодателя.

Наниматель, допустивший самовольное переустройство и перепланировку жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние.

Согласно п. 25 указанных Правил, если наниматель, члены его семьи или другие совместно проживающие с ним лица систематически разрушают или портят жилое помещение, или используют его не по назначению, либо делают невозможным для других проживание с ними в одной квартире или одном доме, а меры предупреждения и общественного воздействия оказались безрезультатными, виновные лица могут быть выселены в судебном порядке в соответствии со ст. 98 ЖК.

Нарушение правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий, нарушение правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, бесхозяйственное их содержание, а также самовольное переоборудование и перепланировка жилых домов и жилых помещений, использование их не по назначению, порча жилых домов, жилых помещений, их оборудования и объектов благоустройства влекут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

3. Правила пользования жилыми помещениями определяются также законодательством субъектов Федерации.

Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 29 сентября 1999 г. N 37 О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы» под помещением в жилом доме понимается объемно-пространственное образование в жилом здании, ограниченное перегородками, капитальными стенами, перекрытиями и другими ограждающими конструкциями, оборудованное в соответствии со строительными нормами и правилами для использования под определенное назначение, в том числе жилое, нежилое и общего пользования.

Под переустройством помещений подразумевается проведение в одном или нескольких (взаимосвязанных) помещениях жилого здания мероприятий (работ), связанных с изменением месторасположения или размеров помещений, их состава и/или функционального назначения, а также их инженерного оборудования. Понятие «переустройство» включает перепланировку помещений, их переоборудование или перестановку оборудования, устройство (заделку) проемов в стенах, перекрытиях и перегородках.

Переустройство помещений в жилых домах при обращении заявителей санкционируется органами исполнительной власти, а также районными управами в соответствии с их компетенцией. Разрешения оформляются письменными распоряжениями должностных лиц, возглавляющих органы исполнительной власти, а также районные управы, на основе заключения межведомственной комиссии соответствующего уровня.

Для получения разрешений на переустройство помещений в жилых домах заявители представляют документы, исчерпывающий перечень которых определен п. 2 ст. 4 Закона г. Москвы «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы». Ограничения по переустройству помещений в жилых домах, а также порядок проведения переустройства указанных помещений определены соответственно ст. 5, 9 и 10 рассматриваемого Закона г. Москвы.

Общие требования к оформлению разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах в г. Москве независимо от нахождения их в государственной или муниципальной собственности, собственности общественных объединений, частных лиц, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий или иных организаций определены распоряжением мэра Москвы от 31 июля 1996 г. N 166/1-РМ.

4. Согласно ст. 13 Закона г. Москвы «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы» привлечение к ответственности граждан, юридических и должностных лиц за нарушение требований указанного Закона осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и г. Москвы.

Нарушение порядка оформления и проведения переустройства помещений жилого здания является основанием для отмены по представлению Мосжилинспекции дотаций и компенсаций (субсидий) по оплате жилищных и коммунальных услуг, назначаемых из городского бюджета. Указанные меры воздействия на нарушителей вводятся на период до устранения этих нарушений и вызванных ими последствий, но не менее чем на один месяц.

В случаях длительного (свыше двух месяцев) непринятия мер к устранению указанных нарушений и их последствий:

— районные управы обращаются в суд с исками о продаже с публичных торгов помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, в случаях, предусмотренных ст. 293 ГК;

— иски о расторжении договоров найма жилых помещений, аренды помещений в жилых домах и иных договоров, дающих право пользования помещениями в жилых домах, оформляются собственниками жилых домов или их управляющими, наделенными соответствующими полномочиями.

Мосжилинспекция информирует органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним об установленных фактах несанкционированного переустройства помещений, несоответствия плана объекта недвижимости (экспликации помещений, поэтажных планов) его фактическому состоянию для принятия указанными органами мер в соответствии с законодательством.

В случае ущерба, причиненного помещениям в здании и имуществу граждан и юридических лиц при переустройстве помещений, выполненном в соответствии с разрешительной документацией, ответственность несет орган, выдавший разрешение.

В случае малозначительности выявленного в ходе проверки или инвентаризации нарушения, его давности, установленной непричастности владельца помещения к его несанкционированному переустройству или невозможности установить лицо, совершившее это нарушение, органы исполнительной власти, а также районные управы могут по представлению Мосжилинспекции о нормативной допустимости произведенных изменений согласовать эти изменения к регистрации в установленном порядке и не требовать применения санкций к владельцу переустроенного помещения.

5. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент нарушения правил пользования жилыми помещениями. Имущественный ущерб, причиненный нарушителем, подлежит возмещению в полном объеме независимо от того, будет ли он привлечен к административной ответственности или нет.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Ст 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями

1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению —

Это интересно:  Статья 12.16 КоАП РФ. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Комментарии к ст. 7.21 КОАП РФ

1. Объектом посягательства при совершении данных правонарушений являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением порядка пользования гражданами жилыми помещениями, правил эксплуатации жилых помещений и оборудования. Правонарушениями, влекущими ответственность по данной статье, затрагиваются жилищные права граждан, наносится ущерб жилищному хозяйству, создаются неудобства совместно проживающим лицам.

Жилищным кодексом (ЖК РФ) закрепляются обязанности граждан по соблюдению правил пользования жилыми помещениями. При этом такие обязанности, включая требование обеспечивать сохранность жилья, использовать его по прямому назначению, предъявляются как к собственникам жилых помещений, так и к нанимателям.

Так, ЖК РФ предусматривает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Кодексом. При этом собственник обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Члены семьи собственника также обязаны использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. ч. 1 и 4 ст. 30, ч. 2 ст. 31).

Наниматель жилого помещения по договору социального найма (см. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315) обязан использовать его по назначению и в пределах, которые установлены Кодексом, обеспечивать сохранность и поддерживать надлежащее состояние жилого помещения. Члены семьи нанимателя имеют равные с нанимателем права и обязанности и несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (ч. 3 ст. 67, ч. 2 ст. 69).

ЖК РФ предусматривает возможность выселения нанимателя и членов его семьи без предоставления жилого помещения, а также меры по расторжению и прекращению договора социального найма жилого помещения. Это допускается и в случаях, когда наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение. Наймодатель обязан предупредить нарушителей о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить разумный срок для устранения этих нарушений. В случае если нарушения не будут устранены, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения (ч. 4 ст. 79, ч. 4 ст. 83, ч. 1 ст. 91).

На основании предписаний Жилищного кодекса РФ порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также жилыми помещениями, принадлежащими гражданам на праве собственности в многоквартирных домах, установлен Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25.

В частности, Правилами предусматривается ряд обязанностей нанимателя жилья по договору социального найма, в том числе не допускать в жилом помещении работ или других действий, приводящих к его порче; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования; обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования; немедленно принимать возможные меры к устранению неисправностей жилого помещения или оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них займодателю или в соответствующую управляющую организацию; производить текущий ремонт жилого помещения. Правилами запрещается переустройство или перепланировка жилого помещения в нарушение установленного порядка.

Названными Правилами также определены обязанности собственников жилья в многоквартирном доме. Так, собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, нести расходы по его содержанию, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в общей собственности путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей плату по текущему и капитальному ремонту общего имущества, вносить плату за коммунальные услуги, выполнять иные законные требования.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего собственнику помещения. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем надежность и безопасность многоквартирного дома. Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, обеспечивая условия для осуществления гражданами права на жилище, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

2. Порча жилых помещений может произойти и в результате нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем такое правонарушение может в зависимости от конкретных обстоятельств также квалифицироваться и по ст. 20.4 комментируемого Кодекса.

Нарушение чистоты и порядка в местах общего пользования, в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других местах также может быть причиной порчи жилого помещения и квалифицироваться по ст. 7.21. Вместе с тем, если такие правонарушения посягают на здоровье граждан, среду обитания, они могут квалифицироваться по ст. 6.4 как нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий.

Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

3. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения ведутся на основе требований гл. 4 ЖК РФ. В соответствии с Кодексом переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка же влечет за собой изменение его конфигурации, также требующее внесения изменения в технический паспорт (ст. 25).

Переустройство или перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения жилого помещения заявление по форме, утвержденной Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266); правоустанавливающие документы на жилое помещение; надлежаще оформленный проект переустройства или перепланировки; технический паспорт; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, если жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления соответствующих документов в данный орган. О принятии такого решения заявителю выдается документ, форма и содержание которого устанавливаются Правительством РФ и который является основанием проведения переустройства или перепланировки жилого помещения (ст. 26).

ЖК РФ предусматривает последствия самовольного переустройства или перепланировки жилого помещения, вплоть до принятия решения о приведении жилого помещения в прежнее состояние либо о продаже в установленном порядке жилого помещения с публичных торгов (в отношении собственника), а в отношении нанимателя — о расторжении договора социального найма (ст. 29).

4. Действия по самовольному переоборудованию и перепланировке жилых и нежилых помещений могут квалифицироваться правоприменительными органами не только по данной статье КоАП, но и по ст. 19.1 как самоуправство.

Имея в виду повышенную общественную вредность таких нарушений, как самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах, с учетом того, что они затрагивают покой жильцов соседних квартир, могут ухудшать условия нормального проживания многих других граждан, законодатель предусмотрел повышенную ответственность за такого рода правонарушения (в виде штрафа от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей) по сравнению с ответственностью за нарушение правил переоборудования жилых домов, квалифицируемое по ч. 1 данной статьи.

5. Правонарушения, квалифицированные в соответствии с комментируемой статьей, могут быть умышленными или неосторожными.

Субъекты этих нарушений — граждане.

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, их заместителями (ст. 23.55).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья написана по материалам сайтов: okoaprf.ru, stkoaprf.ru, courtinfo.ru, www.zakonrf.info, xn--80atmf.xn—-8sbonaioadhh3aev2r.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector