+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 64.2 ГК РФ. Прекращение недействующего юридического лица

Впервые в законодательстве установлено такое основание прекращения юридического лица как прекращение недействующего юридического лица (ст. 64.2 ГК). Введение подобного основания обусловлена тем, что ситуация с фактически недействующими юридическими лицами является достаточно распространенной; когда вновь созданные юридические лица либо вообще не осуществляют какой либо деятельности либо достаточно быстро ее прекращают не выдержав конкуренции. Недействующим, т.е. фактически прекратившим свою деятельность, считается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из единого государственного реестра юридических лиц, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (ст. 64.2 ГК РФ). Все эти признаки фактического прекращения юридическим лицом деятельности должны присутствовать одновременно.

По своим правовым последствия прекращение недействующего юридического лица приравнивается к ликвидации: Это значит, что с момента принятия решения срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим, а само юридическое лицо исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.

Процедура прекращения предусмотрена ст. 21.1, ст. 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц осуществляется по решению регистрирующего органа, т.е. в административном порядке, и не предполагает урегулирование отношений с кредиторами. Решению регистрирующего органа об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц должно предшествовать решение о предстоящем исключении. Решение о предстоящем исключении публикуется в печати. Реальное значение принятия подобного решения и его опубликования состоит в оповещении заинтересованных лиц (кредиторов и пр.), поскольку в связи с прекращением юридического лица затрагиваются их права и интересы.

В срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами могут быть направлены заявления в регистрирующий орган. В случае направления заявлений заинтересованными лицами решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра не принимается и прекращение такого юридического лица может наступить лишь посредством ликвидации в установленном гражданским законодательством порядке.

Законодатель в п. 3 ст. 64.2 ГК особо подчеркивает, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица.

Изменения в процессе ликвидации и прекращения юридических лиц

Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:

  • для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, необходимо сначала признать недействительным его государственную регистрацию (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица ( подп. 1, 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации (п. 5 ст. 61, подп. 2, 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено дополнительное основание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено основание для принудительной ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • предусмотрен случай продажи имущества ликвидируемого юридического лица без торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
  • установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (п. 5.2. ст. 64 ГК РФ);
  • установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ).

В новой редакции ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

Также установлено, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

Необходимо обратить внимание на то, что подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.

Ст. 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:

  • учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны опубликовать сведения о принятии решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ);
  • учредители (участники) юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации юридического лица за счет имущества юридического лица, а при недостаточности имущества — солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ);
  • ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (абз. 1 п. 4 ст. 62 ГК РФ);
  • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации – три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:

  • промежуточный ликвидационный баланс должен содержать дополнительно перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
  • в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ);
  • при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, для продажи объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу) проведение торгов не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
  • при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ);
  • при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено ГК РФ или другим законом (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Подвергся изменениям и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, установленный в ст. 64 ГК РФ.

Прежде всего, следует отметить, что п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен положением о том, что требования кредиторов любой очереди удовлетворяются только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

Введена возможность удовлетворения требований кредиторов даже после окончания процедуры ликвидации юридического лица. Это становится возможным, если после ликвидации обнаруживается какое-либо имущество этого юридического лица.

В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Это интересно:  Статья 1131 ГК РФ. Недействительность завещания. Комментарии

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

Также, установлена норма, в соответствии с которой требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

В новую редакцию ГК РФ включена статья 64.1, устанавливающая дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

В частности, предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

Кроме того, ГК РФ дополнен статьей 64.2, устанавливающей основания прекращения недействующего юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о регистрации, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица на основании ст. 53.1 ГК РФ (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

Статья 64.2. Прекращение недействующего юридического лица

1. Считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

2. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

3. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса.

(Статья дополнительно включена с 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)

Комментарий к статье 64.2 ГК РФ

Несмотря на то что законоположения, содержащиеся в комментируемой статье, являются новеллами ГК РФ, само понятие недействующее юридическое лицо», а также административный порядок прекращения юридических лиц (исключения их из Единого государственного реестра юридических лиц) появились в российском законодательстве еще в 2005 г., когда Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» был дополнен положениями об исключении недействующих юридических лиц, прекративших свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ ).

Согласно ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Механизм исключения недействующих юридических лиц из реестра выглядит следующим образом: сначала регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, которое должно быть опубликовано в трехдневный срок с момента его принятия в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, с указанием сведений о порядке и сроках направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. При наличии таких заявлений, направленных в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении, регистрирующий орган не принимает решения об исключении недействующего юридического лица, каковое может быть в дальнейшем ликвидировано в общем порядке, предусмотренном законодательством. В остальных случаях по истечении соответствующего срока (при отсутствии заявлений заинтересованных лиц) регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи.

2. В связи с закреплением в законодательстве административного (внесудебного) порядка исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ Президиумом ВАС РФ были даны разъяснения, согласно которым при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом арбитражные суды должны проверять, не является ли соответствующее юридическое лицо недействующим и проводилась ли в отношении этого юридического лица процедура его исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. При этом судам предлагалось учитывать, что налоговым органом, обращающимся в суд с заявлением о ликвидации либо о банкротстве юридического лица, должны быть представлены доказательства невозможности применения к нему административного порядка прекращения недействующего юридического лица (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 января 2006 г. N 100 ).

При поступлении в арбитражный суд заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица, такое заявление возвращается арбитражным судом заявителю без рассмотрения, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не могло быть признано недействительным в судебном порядке. Если же названные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о судебной ликвидации или банкротстве юридического лица, то производство по такому делу подлежит прекращению.

3. Казалось бы, в связи с закреплением в законодательстве внесудебного порядка исключения из ЕГРЮЛ недействующих организаций по решению регистрирующего органа наконец-то были созданы необходимые условия для решения задачи очистки реестра от недействующих юридических лиц наиболее простым и наименее затратным для государства способом. Однако, как свидетельствовала судебная практика, налоговые (регистрирующие, уполномоченные по делам о банкротстве) органы вместо планомерной работы по исключению из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц по-прежнему передавали на рассмотрение арбитражных судов многие тысячи заявлений о судебной ликвидации и о банкротстве недействующих организаций, видимо, предпочитая решению проблем очистки реестра освоение выделяемых им бюджетных средств на цели банкротства отсутствующих должников.

Невозможность же применения к указанным юридическим лицам административной процедуры исключения из реестра должностные лица налоговых органов нередко объясняли наличием у них какой-либо задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев никаких перспектив получить хотя бы часть задолженности в ходе процедур судебной ликвидации или банкротства таких должников не имелось. Более того, при этом на бюджет возлагались немалые дополнительные расходы на осуществление судебной ликвидации или банкротства недействующих юридических лиц.

4. В целях формирования единой судебной практики, связанной с применением как законоположений об административном (внесудебном) порядке исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, так и правовых норм о судебной ликвидации и банкротстве отсутствующих должников, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ на заседании, состоявшемся 20 декабря 2006 г., принял Постановление N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц». Указанное Постановление в основном посвящено решению рассматриваемой проблемы — определению оптимального соотношения норм об исключении из реестра недействующих юридических лиц и правил о судебной ликвидации и банкротстве юридических лиц, применяемых в практике арбитражных судов.

В вышеназванном Постановлении внимание арбитражных судов обращается прежде всего на то, что административный (внесудебный) порядок исключения из ЕГРЮЛ недействующих организаций представляет собой специальное основание прекращения соответствующих юридических лиц, никак не связанное с ликвидацией последних. Поэтому нормы гражданского законодательства о ликвидации юридических лиц, в частности п. 4 ст. 61 ГК, предусматривающий, что при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований всех кредиторов такое юридическое лицо может быть ликвидировано лишь путем признания его банкротом, не подлежат применению к отношениям, связанным с исключением из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц.

В связи с изложенным исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке по решению регистрирующего органа может осуществляться и в том случае, когда указанное юридическое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и финансовым санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности процедуры исключения недействующего юридического лица из реестра или обращения в арбитражный суд с заявлением о его признании банкротом (при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам) относится к компетенции уполномоченных государственных органов (регистрирующих или уполномоченных по делам о банкротстве).

5. Пленум ВАС РФ рекомендовал арбитражным судам на стадии рассмотрения вопроса о принятии заявления налогового органа (в качестве соответственно регистрирующего органа или органа, уполномоченного по делам о банкротстве) о принудительной ликвидации юридического лица или о признании его банкротом выяснять, не является ли указанное юридическое лицо недействующей организацией, в отношении которой должна быть проведена процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Во всяком случае, налоговый орган, обращающийся в арбитражный суд с заявлением о ликвидации или банкротстве недействующей организации, должен представить доказательства, подтверждающие невозможность исключения ее из реестра во внесудебном порядке (например, получение заявлений ее кредиторов после опубликования предварительного решения об исключении ее из реестра).

Заявление налогового органа о принудительной ликвидации или признании банкротом организации, имеющей признаки недействующего юридического лица, по общему правилу не может служить основанием для возбуждения соответствующих судебных дел и подлежит возвращению заявителю, а при выяснении указанных обстоятельств после возбуждения дела производство по данному делу подлежит прекращению. Исключение составляют лишь те случаи, когда в связи с публикацией решения регистрирующего органа о предстоящем исключении соответствующего юридического лица из ЕГРЮЛ в регистрирующий орган поступили возражения от самого юридического лица, его кредиторов или иных заинтересованных лиц либо решение регистрирующего органа об исключении юридического лица из реестра признано недействительным в судебном порядке.

Это интересно:  Статья 17 ТК РФ. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания на должность

6. Принимая во внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 59 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения судебных расходов (в том числе расходов на уплату госпошлины, на опубликование сведений по делу о банкротстве, на выплату вознаграждения арбитражному управляющему и т.п.), соответствующие расходы относятся на заявителя, инициировавшего дело о банкротстве. Пленум разъяснил, что одновременно с обращением в арбитражный суд с заявлением о банкротстве отсутствующего должника уполномоченный орган должен представить доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества должника, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также должна быть погашена задолженность (хотя бы частично) по обязательным платежам и денежным обязательствам перед государством.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 очерчен примерный круг таких доказательств: сведения, полученные от компетентных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и учет транспортных средств (по месту нахождения должника); документы, связанные с действиями налоговых органов или службы судебных приставов-исполнителей по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в порядке исполнительного производства; доказательства, подтверждающие наличие у должника прав на имущество, не оформленных в установленном порядке (при наличии возможности оформить указанные права в рамках процедуры банкротства); документы, свидетельствующие о вероятности поступления в конкурсную массу имущества должника (в случае его признания банкротом) вследствие привлечения конкурсным управляющим к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или применения последствий недействительности сделок, совершенных должником.

В случае непредставления доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения имущества должника, за счет которого могут быть покрыты судебные расходы и хотя бы частично погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед государством, заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом подлежит возвращению арбитражным судом без рассмотрения. При этих условиях соответствующее юридическое лицо может быть прекращено путем его исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

7. После принятия арбитражным судом заявления уполномоченного органа о признании должника — юридического лица, обладающего признаками недействующей организации, банкротом (возбуждения производства по делу о банкротстве отсутствующего должника) арбитражный суд должен проверить, являются ли требования уполномоченного органа законными и обоснованными, не утрачена ли возможность принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджет в установленном законодательством порядке (например, в связи с пропуском срока давности по ее взысканию), с учетом того, что бремя доказывания названных обстоятельств лежит на уполномоченном органе.

При выявлении названных обстоятельств, а также в случае, когда устанавливается недостаточность имущества должника для покрытия расходов по делу о банкротстве, при условии, что в рамках этого дела отсутствуют заявления иных кредиторов, выразивших готовность нести расходы по делу о банкротстве, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению, а соответствующее юридическое лицо может быть исключено из реестра по решению регистрирующего органа в административном (внесудебном) порядке.

Принимая во внимание, что сам факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения к должнику процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, одним из самостоятельных оснований возвращения арбитражным судом заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом может служить то обстоятельство, что сумма, которую необходимо будет затратить на осуществление судебной процедуры банкротства отсутствующего должника за счет средств федерального бюджета, в итоге превысит размер требований уполномоченного органа к должнику при отсутствии возможности возмещения указанных расходов за счет имущества должника.

8. И наконец, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 разъясняется, что в тех случаях, когда по заявлению уполномоченного органа о банкротстве недействующего юридического лица (в качестве отсутствующего должника) арбитражный суд возбуждает производство по делу, которое в дальнейшем он вынужден прекратить в связи с наличием обстоятельств, указанных в данном Постановлении, понесенные по делу о банкротстве расходы (до прекращения производства по делу) должны возмещаться за счет средств, выделенных на финансирование деятельности соответствующего уполномоченного органа.

9. Как указано в п. 2 комментируемой статьи, в случае исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, применяются правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими федеральными законами в отношении ликвидированных юридических лиц.

Данное обстоятельство означает, что в момент внесения записи об исключении соответствующего юридического лица из реестра прекращается его правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК). Другое правовое последствие состоит в том, что исключение юридического лица из реестра влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 61 ГК).

10. Вместе с тем законоположение, содержащееся в п. 3 комментируемой статьи, устанавливает, что сам факт исключения юридического лица из ЕГРЮЛ не является препятствием для привлечения к ответственности лиц, указанных в ст. 53.1 ГК РФ. Речь идет о лицах, которые в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочены выступать от имени соответствующего юридического лица, членов его коллегиальных органов, а также о лицах, имевших фактическую возможность определять действия соответствующего юридического лица.

Недействующее юридическое лицо: действовать или не действовать

Здравствуй, Регфорум! В соответствии с п.1 ст. 21.1. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 129-ФЗ юридическое лицо, отвечающее одновременно всем критериям «фактического прекращения деятельности» может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

К таким критериям относятся:

  • непредоставление отчётности, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах;
  • неосуществление операций ни по одному из банковских счетов; указанные признаки должны присутствовать одновременно и наблюдаться в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения.

Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ публикуется в соответствующем органе печати («Вестник государственной регистрации»), выдерживается 3-месячный срок для направления возражений кредиторами, самим исключаемым лицом, иными лицами, и затем принимается решение об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ. Исключение недействующего юрлица является правом, а не обязанностью налогового органа (Определение ВАС РФ от 06.06.2008 № 4810/08).

Но всё-таки, чаще всего, в качестве «недействующих» коммерческих организаций прекращаются лица, являющиеся недействующими не только по формальным критериям законодателя, но и фактически не ведущие деятельность и не имеющие имущества. Исключение их из ЕГРЮЛ на данный момент закрывает вопрос небольших (не подпадающих под критерии банкротства) задолженностей.

Зачастую такой (пассивный) путь прекращения юридического лица принято воспринимать как благо. Ведь всё случилось само, не пришлось нести затраты на процедуру добровольной ликвидации на ставшее ненужным юридическое лицо.

Универсальные советы в духе «надо не забывать сдавать нулевую отчетность», «надо ликвидироваться добровольно», равно как и «можно поставить номинала» — вряд ли уместны. С 2015 г. под состав ст. 173.1. УК РФ подпадает также предоставление сведений в ЕГРЮЛ в отношении лиц, которые являются органами управления юридического лица при отсутствии цели управления этим лицом». Но и официальная (добровольная) ликвидация вариант не для всех — ведь даже небольшие долги могут быть неподъёмны для погашения здесь и сейчас потерпевшим фиаско начинающим предпринимателем.

Каждая ситуация индивидуальна и решать её нужно именно из своих обстоятельств. Например, одно дело лишнее ООО внутри нормально функционирующей группы компаний – тут порой проще поручить своим юристам лишнюю шабашку, спланировав ликвидацию (и предстоящую налоговую проверку) под удобный организации период. Или продолжить сдавать нулевую отчётность, авось понадобится «конторка» под какой-нибудь будущий проект. И совсем другое – когда ненужное ООО это последствие неудачного единственного бизнеса, планов на него нет, лишних денег тоже нет; затраты на нотариуса, публикацию в «Вестнике. », и юриста, чтоб всё это сопровождал, представляются значительными. Тянуть бесконечно тоже не всегда вариант, ведь такое учредительство может стать препятствием не только при поступлении на госслужбу, но и в отдельных случаях применительно к коммерческим организациям.

Таким образом, единственный уместный универсальный совет для участника может выглядеть так: не надо пускать проблему ненужного юрлица на самотек, надо планировать свои действия/бездействие и приемлемость для себя возможных последствий. Насколько принципиальна налоговая проверка? Бывало, что удавалось проскочить без неё, но на это рассчитывать не стоит. Принципиальна ли невозможность быть учредителем и директором в перспективе на ближайшие 3 года? Какие планы на дальнейшую карьеру/деятельность? Какие имеются документы, касающиеся взаимоотношений с этим юридическим лицом? Была ли по документам полностью оплачена доля при учреждении общества; не было ли документов, которые можно расценить как подачу заявления о выходе или куплю-продажу, совершенную в период, когда такие сделки не удостоверялись нотариально? И надо хотя бы раз в три месяца следить за судьбой тех юридических лиц, в которых довелось стать участником, даже если это было давно.

Прекращение недействующего лица

Прекращение недействующего лица

статьи #юридическиелица #банкротство #недействующеелицо

1. Появление нормы и ее цели

Статья 64.2 ГК «Прекращение недействующего юридического лица» введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ и устанавливает возможность прекращения недействующего юридического лица и исключения его из ЕГРЮЛ.

Несмотря на то, что законоположения, содержащиеся в данной статье, являются новеллами ГК РФ, само понятие «недействующее юридическое лицо», а также административный порядок прекращения юридических лиц (исключение их из ЕГРЮЛ) появились в российском законодательстве еще в 2005 г., когда Закон о государственной регистрации был дополнен положениями об исключении недействующих юридических лиц, прекративших свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. В целом указанный институт вполне успешно использовался для борьбы с «мертвыми» юридическими лицами, однако выделялась некоторая его «оторванность» от общих положений ГК РФ. Видимо, это и вызвало предлагаемые изменения.

По правилам, установленным данной статьей, недействующим и подлежащим исключению из ЕГРЮЛ юридическим лицом считается юридическое лицо:

  • которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;
  • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Возникает вопрос: почему при непредставлении одних документов (документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах) действует административная процедура исключения недействующего юридического лица, тогда как непредставление других документов является основанием для обращения в суд с требованием о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ.

Это интересно:  Статья 555 ГК РФ. Цена в договоре продажи недвижимости

Также, если буквально рассматривать норму ст. 21.1. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», то можно сделать вывод о безусловном исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии в совокупности двух указанных выше обстоятельств без учет иных факторов, которые также могут свидетельствовать об осуществлении юридическим лицом хозяйственной деятельности.

Однако правоприменительная практика смогла предотвратить произвольное и основанное на буквальном толковании закона исключение налоговыми органами юридических лиц из реестра.

    Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2014 г. по делу N А41-38665/13

Представитель Общества обратился в арбитражный суд к налоговому органу с заявлением о признании недействительным решения о ликвидации общества.

Не согласившись с принятым по делу постановлением, Налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.

Доводы Налогового органа:

  • исключение из ЕГРЮЛ общества, как фактически прекратившее деятельность, было произведено в соответствии с действующим законодательством, и права заявителя не нарушает;
  • Налоговый орган считает, что не проведение операций по банковским счетам, а также непредставление отчетности коммерческой организацией в соответствии с действующим законодательством служит определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация недействующей;
  • Налоговый орган считает, что не проведение операций по банковским счетам, а также непредставление отчетности коммерческой организацией в соответствии с действующим законодательством служит определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация недействующей;

Доводы представителя Общества:

  • наличие условий, предусмотренных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не является безусловным основанием исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку они могут свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства, однако, сами по себе не являются основанием для исключения юридического лица из реестра;

Кассационная коллегия заняла позицию представителя Общества и указала следующее:

  • обстоятельства дела могут свидетельствовать лишь о нарушении норм налогового законодательства, однако, сами по себе, без учета и исследования всех обстоятельств в совокупности, не могут служить безусловным основанием для исключения юридического лица из реестра;
  • непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения такой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.
  • согласно выписке из ЕГРЮЛ налоговым органом 22.02.2012 были внесены изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления, а именно: о наличии протокола от 12.02.2012 N 11 общего собрания участников Общества, из содержания которого следует, что участниками общества проведено общее собрание. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что в отчетный период с 10.08.2011 по 10.08.2012 Общество осуществляло свою деятельность.
  • кроме того, как установлено судом и не опровергнуто Налоговым органом, генеральный директор Общества 28.02.2012 обращался в ИФНС России по г. Балашихе с заявлением о предоставлении справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам по состоянию на 01.03.2012. Данное заявление было принято и зарегистрировано Налоговым органом 11.03.2012, однако, оставлено без ответа.

  • Аналогичная позиция содержится в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2014 г. по делу N А45-21122/2013

    Апелляционный суд в указанном постановлении, в частности, отметил, что:

    • исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы права. Наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.

  • 2. Цели

    3. Порядок исключения из ЕГРЮЛ

    Установлен в ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 28 декабря 2016 г.)

    1. Выявление налоговым органом одновременно двух условий:
      • ЮЛ в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности;
      • ЮЛ не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

    2. Принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении компании из реестра.
      • В нем содержится информация о порядке и сроках направления заявлений самой компанией, ее владельцами, кредиторами и иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
      • Публикуется в Вестнике государственной регистрации: http://www.vestnik-gosreg.ru (п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).
      • Поэтому кредиторам следует действовать осмотрительно и отслеживать информацию по своим дебиторам, хотя бы по самым значимым, чтобы не упустить возможность заблокировать административную процедуру прекращения их деятельности (Постановление ФАС ЗСО от 20.02.2013 по делу N А81-921/2012).
      • Риск невозможности взыскания долгов в результате исключения компании из ЕГРЮЛ лежит на ее кредиторе (Постановление ФАС ЗСО от 06.08.2014 по делу N А03-13327/2013).

    3. Направление заявлений заинтересованными лицами

    Требования к указанным заявлениям:

    • должны быть мотивированными;
    • направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
    • в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

    При поступлении заявлений регистратор не принимает решения об исключении компании из реестра, при этом п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ ему не предоставлено право входить в обсуждение обоснованности заявлений, оценивать их правомерность. Сам факт их подачи не дает права исключить недействующее ЮЛ из реестра. Впоследствии регистратор не лишен возможности повторно инициировать данную процедуру, при этом 12-месячный срок нужно будет отсчитывать заново.

  • Если никакие заявления к регистратору не поступают, он принимает решение об исключении компании из ЕГРЮЛ
  • Обжалование в суде решения об исключении компании из ЕГРЮЛ
    • Срок: в течение года со дня, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
    • Поскольку Законом N 129-ФЗ возможность восстановления пропущенного срока не предусмотрена, участникам гражданского оборота следует быть особо внимательными и не затягивать с оспариванием закрытия компании.

    В доктрине считают, что основой разграничения банкротства, исключения из ЕГРЮЛ, ликвидации по правилам ГК РФ являются:

    • степень достаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов;
    • нахождение юридического лица в процессе ликвидации^

    — Ликвидация по правилам ГК РФ применяется в случаях, когда имущества организации достаточно для расчетов с кредиторами;

    — Банкротство — когда имущества не хватает для полного удовлетворения требований кредиторов, но достаточно для проведения процедуры банкротства и частичного удовлетворения требований;

    — Административный порядок прекращения юридических лиц применяется тогда, когда у юридического лица полностью отсутствует имущество или его недостаточно даже для проведения ликвидационной процедуры.

    КС РФ

    Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис»:

    п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации (регулирующий процедуру исключения из ЕГРЮЛ) признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства, что приводит к утрате права кредитора в процедурах банкротства под контролем суда разрешить вопросы об удовлетворении своих имущественных требований по обязательствам должника ;

    Вскоре был внесены поправки в Закон о государственной регистрации ЮЛ о том, что Решение о предстоящем исключении не принимается, если у налогового органа имеются сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

    • При подаче иска в суд либо при подаче заявления о признании должника банкротом кредитору будет нелишним направить письмо регистратору об этом, чтобы тот не применял рассматриваемую процедуру (Постановление ФАС ПО от 15.05.2014 по делу N А55-14833/2013).

    Ликвидация по правилам ГК РФ vs Исключение из ЕГРЮЛ

    • основанием для «запуска» исключения недействующего ЮЛ является презумпция прекращения деятельности юридического лица,
    • финальный юридическим фактом — исключение из ЕГРЮЛ.

    Логика выстраивается такая: прекращение деятельности — реализация состава исключения — исключение из ЕГРЮЛ как финальный факт (он же — факт прекращения юридического лица).

    При ликвидации иначе:

    • решение органа управления самого лица (или суда, или уполномоченного государственного органа, или вступление в силу федерального закона, или иной факт) — «запуск» процедуры ликвидации;
    • внесение записи в ЕГРЮЛ (как факт прекращения). Финальное положение видим в ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: «Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц».

    То есть в случае исключения мы имеем презумпцию прекращения деятельности еще до прекращения, а при ликвидации прекращение деятельности — это следствие прекращения самого лица.

    Читайте так же:

    Одним из глобальных изменений в наследственном праве является то, что с 1 сентября 2018 года в силу

    В последнее время часто встречаются машины одной марки и цвета с одинаковыми номерами. Все это явля

    В соответствии с действующим законодательством усыновленные дети приравниваются к законным. Усыновит

    Опыт — гарант успеха

    г. Москва, Кропоткинская пер. дом №4 info@group-alp.com

    © 2018 ООО “Юридическая компания ”ALP GROUP”

    Любое использование материалов, включая копирование, допускается только с письменного разрешения администрации сайта

    Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, www.garant.ru, rugkrf.ru, regforum.ru, group-alp.com.

    »

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector