+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 533 ГК РФ. Возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта

Текущая редакция ст. 533 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Если иное не предусмотрено законом либо государственным или муниципальным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (пункт 2 статьи 527), подлежат возмещению государственным или муниципальным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи товара в соответствии с государственным или муниципальным контрактом.

2. В случае, когда убытки, причиненные поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, не возмещаются в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного или муниципального контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного или муниципального контракта.

3. При расторжении государственного или муниципального контракта по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки товара для государственных или муниципальных нужд.Убытки, причиненные покупателю таким отказом поставщика, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком.

Комментарий к статье 533 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет субъектов, которые обязаны возместить убытки, причиненные поставщику (исполнителю), а также покупателю. Кроме того, в комментируемой статье урегулирован порядок предъявления требований поставщиком (исполнителем).

По общему правилу причиненные убытки и поставщику (исполнителю), и покупателю возмещаются государственным или муниципальным заказчиком, поскольку именно он является ответственным по государственным или муниципальным контрактам.

Однако комментируемая статья не учитывает, что ответственным по государственным или муниципальным контрактам является не только государственный или муниципальный заказчик, но и поставщик (исполнитель), а убытки могут быть причинены, в том числе и государственному или муниципальному заказчику. При этом комментируемая статья вопросы возмещения убытков государственным или муниципальным заказчикам не регулирует. Полагаем, что в этой связи комментируемая статья требует дополнения в части определения порядка возмещения убытков государственным или муниципальным заказчикам.

Также комментируемая статья, предоставляя поставщику (исполнителю) право отказаться от исполнения государственного или муниципального контракта и потребовать возмещения убытков, если таковые убытки не возмещаются, не устанавливает порядка предъявления такого требования и порядка возмещения убытков, поскольку если убытки изначально в связи с выполнением государственного или муниципального контракта не были возмещены, то возникает вопрос о том, каков их порядок возмещения в дальнейшем, и какой субъект будет их возмещать. Полагаем, что возмещение убытков в таком случае возможно в результате предъявления поставщиком (исполнителем) исковых требований (в судебном порядке) к государственному или муниципальному заказчику.

Невозмещение поставщику (исполнителю) убытков является основанием для расторжения государственного или муниципального контракта. В этом случае поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения договора поставки товара для государственных или муниципальных нужд.

Консультации и комментарии юристов по ст 533 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 533 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

УБЫТКИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРАКТУ

Как известно, особенность поставки товаров для государственных или муниципальных нужд обусловлена участием в договоре такого субъекта гражданско-правовых отношений, как государство. Законом определено, что отношения сторон при указанных поставках регулируются общими нормами о договоре поставки с учетом специфики, определенной параграфом 4 Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» гл.

Сегодня многие поставщики (как продавцы, так и изготовители) того или иного вида продукции стремятся заключить государственные или муниципальные контракты (далее — Госконтракты) на поставку товаров, так как работать с государством всегда было престижно и выгодно. Ведь партнером в данном случае выступает один из сильнейших участников рынка, в силу чего у поставщика имеется уверенность в том, что поставка товаров будет оплачена обязательно.

Вместе с тем нужно отметить, что не всегда изготовление продукции, необходимой для удовлетворения экономических потребностей государства, выгодно изготовителю, а значит, ее производство может быть для него заведомо убыточным. Однако если в обычных условиях субъект предпринимательской деятельности наверняка откажется от производства нерентабельной продукции, то при государственных поставках возможность отказа имеется не всегда.

Напомним, что в соответствии со ст. 527 ГК РФ Госконтракт на поставку товаров для удовлетворения государственных или муниципальных нужд заключается на основании заказа, размещаемого государственным или муниципальным заказчиком (далее — Заказчиком) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В общем случае для Заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Для поставщика товаров обязательность заключения Госконтракта может наступить только в силу закона и при условии того, что Заказчиком будут возмещены все возможные убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением Госконтракта. Такое правило закреплено в п. 2 ст. 527 ГК РФ.

Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв.

Или возьмем другой пример. Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» установлено, что поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.

Аналогичное правило действует и в отношении государственных оборонных заказов.

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» определено, что в случае, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, а также в случае, если по результатам проведения указанных торгов не определен головной исполнитель (исполнитель), оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство продукции по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством Российской Федерации уровень рентабельности производства этих видов продукции.

Это интересно:  Статья 20.1 КоАП РФ. Мелкое хулиганство

Оборонный заказ и заключение государственного контракта (контракта) на работы по поддержанию мобилизационных мощностей обязательны для всех организаций в случае, если размещение оборонного заказа не влечет за собой убытков от его выполнения.

Обратите внимание! Условие о возмещении убытков, которые могут быть понесены поставщиком в связи с выполнением Госконтракта на поставку товаров, не применяется в отношении казенного предприятия, под которым в соответствии с п. 1 ст. 115 ГК РФ понимается унитарное предприятие на основе оперативного управления.

Кроме того, п. 4 ст. 527 ГК РФ установлено, что в отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым Госконтракт заключается в силу закона при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, условие о возмещении убытков также не применяется в случае заведомого занижения поставщиком предлагаемой цены Госконтракта.

В том случае, если речь идет о заведомо убыточной продукции, отказаться от производства которой поставщик не вправе, то применяется особый порядок возмещения убытков, установленный ст. 533 ГК РФ.

Пунктом 1 ст. 533 ГК РФ установлено, что обязанность возмещения убытков поставщика лежит на государственном заказчике. Причем, так как производство продукции представляет собой непрерывный процесс, законодательно определен срок, в течение которого государственный заказчик обязан произвести компенсацию убытков поставщика. Выплаты должны быть произведены не позднее 30 дней с момента поставки изготовленной продукции.

Если же Заказчик в указанный срок не произвел соответствующего возмещения, то поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Госконтракта и потребовать от заказчика возмещения убытков, связанных с его расторжением.

Обратите внимание! Пунктом 1 ст. 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками лица, право которого нарушено, понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода).

Напоминаем, что если в отношении неустойки (пени, штрафа) лицу, право которого нарушено, достаточно доказать только факт нарушения договорного обязательства, то при требовании о возмещении убытков кредитор должен доказать размер понесенных реальных убытков, а также и величину упущенной выгоды.

Пунктом 2 ст. 15 ГК РФ определено, что если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, потерпевшая сторона вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Как следует из п. 3 ст. 533 ГК РФ, в случае одностороннего расторжения Госконтракта вследствие невыплаты компенсации суммы убытков, поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных или муниципальных нужд. Причем убытки покупателя, связанные с таким отказом поставщика, также обязан возместить государственный или муниципальный заказчик.

Хоть это и не является характерным для поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, отказаться от товаров, поставленных по Госконтракту, может и сам Заказчик. Как следует из ст. 534 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.

Отказ Заказчика от товаров, поставленных по Госконтракту, может быть вызван падением спроса на те или иные виды товаров, появлением на рынке более совершенных изделий и так далее.

Если одностороннее расторжение Госконтракта Заказчиком повлекло за собой и расторжение договора поставки, заключенного на основе Госконтракта, то убытки покупателя также возмещаются Заказчиком.

Напоминаем, что ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного Госконтрактом, поставщик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Госконтрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Госконтрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Статья 533. Возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта

1. Если иное не предусмотрено законом либо государственным или муниципальным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (пункт 2 статьи 527), подлежат возмещению государственным или муниципальным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи товара в соответствии с государственным или муниципальным контрактом.

2. В случае, когда убытки, причиненные поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, не возмещаются в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного или муниципального контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного или муниципального контракта.

3. При расторжении государственного или муниципального контракта по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки товара для государственных или муниципальных нужд.

Убытки, причиненные покупателю таким отказом поставщика, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком.

Комментарий к Ст. 533 ГК РФ

1. Нормы комментируемой статьи регулируют отношения по возмещению убытков, которые могут быть причинены при исполнении государственного или муниципального контракта как поставщику, так и покупателю, если получателем товара государственный или муниципальный заказчик не является.

Применительно к поставщику в п. 1 комментируемой статьи к причиненным убыткам относятся такие убытки, которые возникают в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, обязательного для заключения поставщиком в случаях, установленных законом. Согласно п. 2 ст. 527 ГК РФ заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Такое условие становится существенным для государственного или муниципального контракта. В то же время нормы п. 1 комментируемой статьи допускают указание на иное в законодательстве или контракте. Учитывая императивный характер п. 2 ст. 527 ГК РФ, иное может относиться лишь к сроку возмещения убытков. Положение о возмещении убытков в срок не позднее 30 дней со дня передачи товара можно рассматривать как диспозитивное.

Срок, исчисляемый со дня передачи поставщиком товара, не дает возможности поставщику эффективно применить меры путем отказа от исполнения государственного или муниципального контракта, поскольку передача товара является основной обязанностью поставщика по договору поставки. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает последствия неисполнения государственным или муниципальным заказчиком обязанности по возмещению убытков в соответствии с п. 2 ст. 527 ГК РФ и п. 1 комментируемой статьи. В том случае, если поставщик исполнил обязанность по передаче товара, при уклонении государственного или муниципального заказчика от обязанности по возмещению убытков у поставщика сохраняется обязанность требовать возмещения убытков в полном объеме, в том числе в связи с расторжением государственного или муниципального контракта. При отказе от исполнения государственного или муниципального контракта поставщик обязан уведомить государственного или муниципального заказчика и покупателя. В соответствии с п. 4 ст. 523 ГК РФ с момента получения государственным или муниципальным заказчиком и покупателем уведомления соответственно государственный или муниципальный контракт и договор поставки считаются расторгнутыми, если иной срок расторжения договора не предусмотрен в уведомлении либо в государственном или муниципальном контракте.

Это интересно:  Статья 123.1 ГК РФ. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

Из п. 2 комментируемой статьи можно сделать вывод, что порядок возмещения убытков, причиненных поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, должен быть определен государственным или муниципальным контрактом.

2. В связи с отказом поставщика от выполнения государственного или муниципального контракта, расторжением контракта, отказом от исполнения договора поставки у покупателя в свою очередь также могут возникнуть убытки, которые надлежит возместить государственному или муниципальному заказчику.

Таким образом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (п. 2 ст. 527 ГК), а также поставщику и покупателю в связи с отказом от исполнения государственного или муниципального контракта, договора поставки, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком. Особенности расходования бюджетных средств, в том числе при возмещении убытков, определяются Бюджетным кодексом РФ, которым предусматриваются иные последствия неисполнения государственным заказчиком обязанностей по государственным контрактам. Так, например, согласно п. 3 ст. 161 БК РФ в случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Положения, установленные ГК РФ применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.

Статья 533. Возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта

Комментарий к статье 533

1. Нормы комментируемой статьи регулируют отношения по возмещению убытков, которые могут быть причинены при исполнении государственного или муниципального контракта как поставщику, так и покупателю, если получателем товара государственный или муниципальный заказчик не является.

Применительно к поставщику в п. 1 комментируемой статьи к причиненным убыткам относятся такие убытки, которые возникают в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, обязательного для заключения поставщиком в случаях, установленных законом. Согласно п. 2 ст. 527 ГК РФ заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Такое условие становится существенным для государственного или муниципального контракта. В то же время нормы п. 1 комментируемой статьи допускают указание на иное в законодательстве или контракте. Учитывая императивный характер п. 2 ст. 527 ГК РФ, иное может относиться лишь к сроку возмещения убытков. Положение о возмещении убытков в срок не позднее 30 дней со дня передачи товара можно рассматривать как диспозитивное.

Срок, исчисляемый со дня передачи поставщиком товара, не дает возможности поставщику эффективно применить меры путем отказа от исполнения государственного или муниципального контракта, поскольку передача товара является основной обязанностью поставщика по договору поставки. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает последствия неисполнения государственным или муниципальным заказчиком обязанности по возмещению убытков в соответствии с п. 2 ст. 527 ГК РФ и п. 1 комментируемой статьи . В том случае, если поставщик исполнил обязанность по передаче товара, при уклонении государственного или муниципального заказчика от обязанности по возмещению убытков у поставщика сохраняется обязанность требовать возмещения убытков в полном объеме, в том числе в связи с расторжением государственного или муниципального контракта. При отказе от исполнения государственного или муниципального контракта поставщик обязан уведомить государственного или муниципального заказчика и покупателя. В соответствии с п. 4 ст. 523 ГК РФ с момента получения государственным или муниципальным заказчиком и покупателем уведомления соответственно государственный или муниципальный контракт и договор поставки считаются расторгнутыми, если иной срок расторжения договора не предусмотрен в уведомлении либо в государственном или муниципальном контракте.

Из п. 2 комментируемой статьи можно сделать вывод, что порядок возмещения убытков, причиненных поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, должен быть определен государственным или муниципальным контрактом.

2. В связи с отказом поставщика от выполнения государственного или муниципального контракта, расторжением контракта, отказом от исполнения договора поставки у покупателя в свою очередь также могут возникнуть убытки, которые надлежит возместить государственному или муниципальному заказчику.

Таким образом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта ( п. 2 ст. 527 ГК), а также поставщику и покупателю в связи с отказом от исполнения государственного или муниципального контракта, договора поставки, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком. Особенности расходования бюджетных средств, в том числе при возмещении убытков, определяются Бюджетным кодексом РФ, которым предусматриваются иные последствия неисполнения государственным заказчиком обязанностей по государственным контрактам. Так, например, согласно п. 3 ст. 161 БК РФ в случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем

Статья 533. Возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта

1. Если иное не предусмотрено законом либо государственным или муниципальным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (пункт 2 статьи 527), подлежат возмещению государственным или муниципальным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи товара в соответствии с государственным или муниципальным контрактом.

2. В случае, когда убытки, причиненные поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, не возмещаются в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного или муниципального контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного или муниципального контракта.

Это интересно:  Статья 39 АПК РФ. Передача дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд

3. При расторжении государственного или муниципального контракта по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки товара для государственных или муниципальных нужд.Убытки, причиненные покупателю таким отказом поставщика, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком.

Комментарий к статье 533 ГК РФ

1. Нормы комментируемой статьи регулируют отношения по возмещению убытков, которые могут быть причинены при исполнении государственного или муниципального контракта как поставщику, так и покупателю, если получателем товара государственный или муниципальный заказчик не является.

Применительно к поставщику в п. 1 комментируемой статьи к причиненным убыткам относятся такие убытки, которые возникают в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, обязательного для заключения поставщиком в случаях, установленных законом. Согласно п. 2 ст. 527 ГК РФ заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Такое условие становится существенным для государственного или муниципального контракта. В то же время нормы п. 1 комментируемой статьи допускают указание на иное в законодательстве или контракте. Учитывая императивный характер п. 2 ст. 527 ГК РФ, иное может относиться лишь к сроку возмещения убытков. Положение о возмещении убытков в срок не позднее 30 дней со дня передачи товара можно рассматривать как диспозитивное.

Срок, исчисляемый со дня передачи поставщиком товара, не дает возможности поставщику эффективно применить меры путем отказа от исполнения государственного или муниципального контракта, поскольку передача товара является основной обязанностью поставщика по договору поставки. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает последствия неисполнения государственным или муниципальным заказчиком обязанности по возмещению убытков в соответствии с п. 2 ст. 527 ГК РФ и п. 1 комментируемой статьи. В том случае, если поставщик исполнил обязанность по передаче товара, при уклонении государственного или муниципального заказчика от обязанности по возмещению убытков у поставщика сохраняется обязанность требовать возмещения убытков в полном объеме, в том числе в связи с расторжением государственного или муниципального контракта. При отказе от исполнения государственного или муниципального контракта поставщик обязан уведомить государственного или муниципального заказчика и покупателя. В соответствии с п. 4 ст. 523 ГК РФ с момента получения государственным или муниципальным заказчиком и покупателем уведомления соответственно государственный или муниципальный контракт и договор поставки считаются расторгнутыми, если иной срок расторжения договора не предусмотрен в уведомлении либо в государственном или муниципальном контракте.

Из п. 2 комментируемой статьи можно сделать вывод, что порядок возмещения убытков, причиненных поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, должен быть определен государственным или муниципальным контрактом.

2. В связи с отказом поставщика от выполнения государственного или муниципального контракта, расторжением контракта, отказом от исполнения договора поставки у покупателя в свою очередь также могут возникнуть убытки, которые надлежит возместить государственному или муниципальному заказчику.

Таким образом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (п. 2 ст. 527 ГК), а также поставщику и покупателю в связи с отказом от исполнения государственного или муниципального контракта, договора поставки, возмещаются государственным или муниципальным заказчиком. Особенности расходования бюджетных средств, в том числе при возмещении убытков, определяются Бюджетным кодексом РФ, которым предусматриваются иные последствия неисполнения государственным заказчиком обязанностей по государственным контрактам. Так, например, согласно п. 3 ст. 161 БК РФ в случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Положения, установленные ГК РФ применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.

Другой комментарий к статье 533 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет субъектов, которые обязаны возместить убытки, причиненные поставщику (исполнителю), а также покупателю. Кроме того, в комментируемой статье урегулирован порядок предъявления требований поставщиком (исполнителем).

По общему правилу причиненные убытки и поставщику (исполнителю), и покупателю возмещаются государственным или муниципальным заказчиком, поскольку именно он является ответственным по государственным или муниципальным контрактам.

Однако комментируемая статья не учитывает, что ответственным по государственным или муниципальным контрактам является не только государственный или муниципальный заказчик, но и поставщик (исполнитель), а убытки могут быть причинены, в том числе и государственному или муниципальному заказчику. При этом комментируемая статья вопросы возмещения убытков государственным или муниципальным заказчикам не регулирует. Полагаем, что в этой связи комментируемая статья требует дополнения в части определения порядка возмещения убытков государственным или муниципальным заказчикам.

Также комментируемая статья, предоставляя поставщику (исполнителю) право отказаться от исполнения государственного или муниципального контракта и потребовать возмещения убытков, если таковые убытки не возмещаются, не устанавливает порядка предъявления такого требования и порядка возмещения убытков, поскольку если убытки изначально в связи с выполнением государственного или муниципального контракта не были возмещены, то возникает вопрос о том, каков их порядок возмещения в дальнейшем, и какой субъект будет их возмещать. Полагаем, что возмещение убытков в таком случае возможно в результате предъявления поставщиком (исполнителем) исковых требований (в судебном порядке) к государственному или муниципальному заказчику.

Невозмещение поставщику (исполнителю) убытков является основанием для расторжения государственного или муниципального контракта. В этом случае поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения договора поставки товара для государственных или муниципальных нужд.

Статья написана по материалам сайтов: ogkrf.ru, economics.studio, stgkrf.ru, studfiles.net, newgkrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector