+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 51 ЗК РФ. Реквизиция земельного участка

Новая редакция Ст. 51 ЗК РФ

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Комментарий к Статье 51 ЗК РФ

Из содержания п. 1 комментируемой статьи следует, что реквизиция осуществляется, во-первых, на основании ненормативного акта (в п. 1 ст. 242 ГК прямо говорится о решении государственных органов) и, во-вторых, федеральным исполнительным органом государственной власти или исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Органы местного самоуправления правом принятия решений о реквизиции законом не наделены.

Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет различие между реквизицией (осуществляемой в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства) и изъятием для государственных или муниципальных нужд. Водораздел между ними проходит по признаку чрезвычайности (обстоятельств, носящих чрезвычайный характер) и, следовательно, срочности, безотлагательности совершения необходимых действий. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд не может иметь чрезвычайный, то есть непредвиденный, характер; оно запланировано, осуществляется последовательно в соответствии со строгим соблюдением установленных процедур и сроков, нарушение которых может повлечь за собой отмену акта об изъятии земельного участка.

Так, например, если сравнивать п. 1 ст. 51 ЗК и п. 5 этой же статьи, то неизменно приходишь к выводу, что законодатель в ст. 51 ЗК предусмотрел две разновидности изъятия земельного участка: 1) временное занятие земельного участка, которое является временным ограничением прав собственника земельного участка; 2) временное изъятие земельного участка, которое является временным прекращением прав собственника земельного участка. И хотя данный вывод по своей сути является абсурдным (при этом хотелось бы подчеркнуть, что абсурдность выводов вовсе не влечет их неправильности), законодатель в п. п. 1 и 2 ст. 51 ЗК, приводя определение временной и постоянной реквизиции земельных участков, заставляет делать еще более нелепый вывод — временное прекращение прав собственника земельного участка не является прекращением права собственности на земельный участок и влечет поэтому не возмещение стоимости земельного участка, а всего лишь компенсацию убытков. Нелепость этого вывода заключается прежде всего в том, что в соответствии с гражданским законодательством (как, впрочем, и в соответствии с общей теорией права) временного прекращения прав быть в принципе не может. Право или принадлежит одному лицу, или прекращается при передаче другому лицу или при уничтожении вещи.

Также законодатель, говоря в ст. 51 ЗК о временном изъятии земельного участка у его собственника (п. 1 ст. 51 ЗК) и о временном занятии земельного участка (п. 5 ст. 51), никоим образом не указывает, на каком правовом титуле государство будет владеть и пользоваться земельным участком. Законодатель в ст. 51 ЗК предусмотрел для государства возможность возникновения беститульного владения при реквизиции земельного участка.

Другой комментарий к Ст. 51 Земельного кодекса Российской Федерации

Порядок применения такого инструмента изъятия государством частной собственности в общественных интересах при чрезвычайных ситуациях, как реквизиция, определен в ст. 242 ГК РФ. Так, законодательство допускает возможность применения реквизиции только в чрезвычайных ситуациях: в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок может быть реквизирован только в интересах общества. Основанием реквизиции и тем самым прекращением права собственности может быть решение государственных органов, а не суда. При этом изъятие имущества (земельного участка) связано с обязательной выплатой собственнику стоимости реквизированного имущества.

В качестве гарантий защиты имущественных интересов собственника, у которого реквизировано имущество, предусмотрено следующее. Закон допускает возможность определения размера компенсации, которая должна быть выплачена за реквизированное имущество в судебном порядке (п. 2 ст. 242 ГК РФ). Кроме того, лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества (п. 3 ст. 242 ГК РФ). Эта норма особенно важна в случаях реквизиции земельного участка.

Согласно гражданскому законодательству порядок и условия реквизиции должны быть урегулированы в законе. Применительно к земельным участкам условия их реквизиции определены в комментируемой статье.

Реквизиция земельного участка допускается только при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» авария — это разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. В ст. 1 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» закреплено понятие радиационной аварии. Это — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» эпидемией признаются инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, — инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения.

При наличии таких событий в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства земельный участок может быть временно изъят у собственника. Решение об этом принимается исполнительными органами государственной власти. Собственнику должны быть возмещены причиненные убытки и ему выдается в таком случае соответствующий документ.

Реквизицию следует отличать от изъятия земельного участка. Основное отличие заключается в том, что в случае изъятия участка он уже никогда не будет возвращен собственнику. Реквизиция обычно применяется для временного изъятия. Реквизировать земельный участок (в отличие от изъятия) не могут органы местного самоуправления.

В том случае, если невозможно возвратить реквизированный земельный участок собственнику, ему должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, или предоставлен равноценный земельный участок. Причем собственник вправе оспорить оценку, по которой ему компенсируется стоимость реквизированного земельного участка, а также причиненные убытки.

Собственник имеет также право требовать возврата реквизированного участка в случае прекращения чрезвычайной ситуации, обратившись за защитой своих прав в суд.

ЗК допускает также возможность при наличии чрезвычайных обстоятельств временного занятия земельного участка, не прибегая к процедуре реквизиции. В этом случае собственнику должны быть возмещены все причиненные убытки.

Статья 51. Реквизиция земельного участка

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой 7.1 настоящего Кодекса.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

Это интересно:  Статья 422 ТК РФ. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Комментарий к статье 51 ЗК РФ

В соответствии со ст. 242 ГК РФ реквизиция представляет собой изъятие у собственника имущества в интересах общества в случае чрезвычайных обстоятельств в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой собственнику стоимости имущества.

Земельный кодекс РФ устанавливает особенности применения реквизиции по отношению к земельным участкам. Основная особенность связана с тем, что земельный участок после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств в большинстве случаев может быть возвращен владельцу, в то время как в отношении любого иного имущества такой возврат чаще всего невозможен (например, пораженный эпидемией скот изымается и уничтожается). Поэтому в ГК РФ идет речь о выплате стоимости реквизированного имущества, и лишь в отдельных случаях, если имущество при прекращении чрезвычайных обстоятельств сохранилось (например, изъятые при ликвидации аварии или во время военных действий транспортные средства), собственник вправе требовать его возврата по суду.

Напротив, ЗК РФ в п.1 комментируемой статьи специально указывает на временный характер изъятия земли при реквизиции. Собственнику при этом возмещаются убытки, понесенные им в связи с невозможностью использования земельного участка, а стоимость участка возмещается только в том случае, если участок не может быть возвращен после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств (п.3 комментируемой статьи).

Как в ГК РФ, так и в комментируемой статье ЗК РФ идет речь о реквизиции земельного участка только у собственника. В то же время в других статьях ЗК РФ реквизиция названа как одно из оснований прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования (ст. 45, 46, 47 ЗК РФ). Разумеется, арендуемый или предоставленный в пользование, пожизненное наследуемое владение участок находится в чьей-то собственности — государственной, муниципальной или частной, — и в случае реквизиции он изымается у собственника.

Однако встает вопрос о возмещении убытков, понесенных при этом землевладельцем, землепользователем или арендатором. Порядок такого возмещения ЗК РФ не определяет. Следовательно, в этих случаях придется руководствоваться общими нормами гражданского законодательства; убытки, вызванные расторжением договора аренды или пользования, будет возмещать собственник земельного участка.

Реквизиция земельного участка имеет схожие черты с изъятием земель для государственных и муниципальных нужд: то и другое производится в интересах обществах и государства, участок в обоих случаях изымается с соответствующей компенсацией собственнику. Однако это разные понятия, на что специально указывает п.2 комментируемой статьи. Различаются прежде всего основания, по которым производятся реквизиция и изъятие земли для государственных и муниципальных нужд.

Случаи последнего исчерпывающе перечислены в законе (см. комментарий к ст. 49 ЗК РФ), они не носят чрезвычайного характера и связаны чаще всего с планируемым строительством и расширением промышленных, социальных, транспортных и иных объектов.

Ситуации, когда возможно применение реквизиции, очерчены в законе примерно: никто не может предусмотреть всех экстраординарных обстоятельств, которые возможны в жизни, но в любой из этих ситуаций действовать приходится незамедлительно, поэтому невозможно исполнение всей процедуры, соблюдаемой при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, предусмотренной нормами главы 7.1 ЗК РФ.

Кроме того, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд является окончательным, а реквизиция носит чаще всего временный характер.

Из указанных различий вытекают и важные правовые последствия. Так, лицо, у которого изъят земельный участок под строительство высокоскоростной магистрали, не может требовать возврата участка, даже если в дальнейшем государством принято решение об отказе от этого строительства и участок не используется; а при проведении реквизиции лицо не может требовать предварительного и равноценного возмещения стоимости участка.

Отличается и порядок возмещения причиненных убытков.

Возмещение убытков при ухудшении качества земель, временном занятии земельного участка, ограничении прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулировано ст. 57 ЗК РФ; особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд — ст. 56.8 ЗК РФ. На случаи реквизиции земель они не распространяются. В отношении возмещения собственнику возникших в связи с реквизицией убытков следует руководствоваться нормами гражданского законодательства.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Поскольку реквизиция земельного участка носит, как правило, временный характер, то земельный участок по прекращении действия чрезвычайных обстоятельств возвращается собственнику, и лишь при невозможности такого возврата собственнику возмещается его рыночная стоимость или предоставляется равноценный земельный участок.

Исходя из общего смысла статьи предполагается, что участок возвращается тем же уполномоченным исполнительным органом государственной власти, по решению которого он изымался, на основании имеющегося у собственника документа о реквизиции, и никаких дополнительных действий со стороны собственника для этого не требуется. И лишь в случае, если участок по прекращении действия указанных обстоятельств не возвращается, лицо, у которого был реквизирован участок, вправе требовать его возврата в судебном порядке.

Комментируемая статья различает реквизицию и временное занятие земельного участка в связи с чрезвычайными обстоятельствами. На наш взгляд, различие в данном случае провести довольно трудно. Возникают эти два вида ограничений прав собственника на земельный участок при одних и тех же обстоятельствах, и оба носят временный характер. Только в случае реквизиции, в отличие от временного использования, участок не всегда может быть возвращен собственнику. При временном использовании участка в государственных и общественных интересах собственник может также продолжать им пользоваться, если это возможно. Решение о временном использовании земельного участка при чрезвычайных обстоятельствах, видимо, принимают те же государственные органы, что и при реквизиции.

Оценка земельного участка при реквизиции производится по его рыночной стоимости (о рыночной стоимости земельного участка см. комментарий к ст. 66). Собственник земельного участка в судебном порядке может оспорить размер сумм, выплаченных ему в возмещение стоимости участка и понесенных убытков.

Консультации и комментарии юристов по ст 51 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 51 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 51. Реквизиция земельного участка

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Это интересно:  Статья 264 налоговый кодекс

Комментарий к статье 51 Земельного Кодекса РФ

1. Подобные нормы, регулирующие реквизицию имущества, содержатся в ст. 242 ГК РФ. В отличие от ГК в п. 1 комментируемой статьи реквизиция рассматривается только как временное изъятие земельного участка у его собственника. Хотя в самой статье такой подход последовательно не выдерживается, поскольку согласно п. 3 комментируемой статьи реквизиция земельного участка может влечь за собой и прекращение права собственности на земельный участок.

Можно заметить, что реквизиция является способом принудительного прекращения права собственности на земельный участок. В отличие от общих положений ст. 35 Конституции, которые допускают исключительно судебный порядок принудительного прекращения права собственности, нормы о реквизиции предусматривают применение этой процедуры по решению административного органа, без обращения в суд. Конечно, реквизиция — крайняя мера, эффективное использование которой возможно только по оперативному решению, принимаемому в административном порядке, но противоречие конституционных, гражданских, земельных норм должно быть решено путем внесения изменений в соответствующие нормативные акты.

Реквизиция является основанием прекращения не только права собственности на земельный участок, но и иных прав на землю: пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования и аренды (см. п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 46, п. 1 ст. 47 ЗК).

2. В п. 2 комментируемой статьи законодатель подчеркивает, что реквизиция и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, являются различными основаниями прекращения прав на землю и регулируются различными нормами.

3. При изъятии земельного участка в связи с реквизицией собственник может выбрать один из двух способов защиты его прав, предусмотренных п. 3 комментируемой статьи: выплату рыночной стоимости земельного участка или предоставление равноценного земельного участка. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде (ст. 242 ГК). Кроме этого, собственник вправе требовать возмещения иных убытков, вызванных реквизицией земельного участка. Если право собственности на земельный участок не прекращается, то собственнику земельного участка согласно п. 1 комментируемой статьи возмещаются лишь убытки, вызванные временным изъятием земельного участка.

4. В п. 4 комментируемой статьи установлена гарантия собственника требовать возврата земельного участка в судебном порядке при отпадении оснований установления реквизиции. Данная норма дублирует положение п. 3 ст. 242 ГК.

5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает возможность временного занятия (при отсутствии необходимости реквизиции) земельного участка на период действия обстоятельств, носящих чрезвычайный характер. По-видимому, в данном случае должны применяться положения ст. 56 ЗК, регулирующие ограничения прав на земельные участки. Комментируемая статья только предусматривает возмещение убытков собственнику земельного участка, вызванных временных ограничением его прав.

6. Рыночная стоимость реквизированного земельного участка и размер убытков должны быть определены на момент принятия решения об изъятии земельного участка в связи с реквизицией. Иной подход — при определении цены на момент наступления чрезвычайных обстоятельств — необоснованно возложит риск несения убытков на принявший решение о реквизиции орган исполнительной власти до принятия им соответствующего решения. Кроме того, нельзя не учитывать, что этот орган действует в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими обстоятельствами угроз. С другой стороны, определение стоимости и убытков на более позднюю дату (например, на момент реального занятия земельного участка) затрагивает законные интересы собственника земельного участка, поскольку наступление чрезвычайных обстоятельств, как правило, влечет понижение стоимости земельного участка.

Статья 51. Реквизиция земельного участка

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Комментарий к Ст. 51 ЗК РФ

1. Отношения по поводу реквизиции имущества в целом урегулированы ГК. Согласно ст. 242 ГК РФ реквизиция производится в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой ему стоимости имущества. Это, собственно, и составляет содержание реквизиции. В соответствии с ГК реквизиция осуществляется возмездно — собственнику возмещается стоимость имущества, право на которое прекращается. Оценка реквизируемого имущества производится органом, осуществляющим реквизицию, на основании законодательства об оценочной деятельности. Если же собственник не согласен с проведенной оценкой, он может оспорить ее в суде.

Гражданский кодекс РФ также определяет, что лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

2. Право собственности на земельный участок может быть прекращено и на основании его изъятия (выкупа) для государственных и муниципальных нужд. Однако основания и порядок прекращения права собственности (как и то, что при выкупе для государственных и муниципальных нужд право собственности действительно прекращается) отличают этот институт от реквизиции земельных участков.

3. Следует обратить внимание на то, что ЗК, следуя основаниям осуществления реквизиции, определенным ГК, вносит в ее правовое содержание новые элементы, которые действуют только для земельных участков. Так, устанавливается, что земельный участок может быть изъят уполномоченными исполнительными органами государственной власти у его собственника временно в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Есть и другое отличие: поскольку реквизиция представлена ЗК как временное изъятие, собственнику возмещается не стоимость участка, а убытки и выдается документ о реквизиции. Предполагается, что земельный участок будет возвращен собственнику после прекращения оснований реквизиции. И только в случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка. При этом устанавливается, что оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

4. Существенные отличия категории реквизиции ЗК и категории реквизиции ГК дают основание сделать вывод о том, что ЗК урегулировал в этом случае одноименный, но иной круг отношений. Во-первых, при реквизиции земельного участка речь идет скорее не о прекращении права собственности (что можно безоговорочно сказать о реквизиции по ГК), а об особом виде временного изъятия участка. Право собственности может быть прекращено только при невозможности возврата участка. Это подтверждается и тем, что только в этом случае выплачивается стоимость земельного имущества, т.е. производится его выкуп. Во-вторых, реквизиция предусматривается ЗК для изъятия земельных участков не только у собственников, но и у пользователей, в том числе арендаторов и лиц, обладающих правом пожизненного наследуемого владения. Гражданский кодекс предусматривает реквизицию только имущества, находящегося в собственности.

5 — 6. Земельным законодательством установлена в какой-то степени сходная с реквизицией земельного участка процедура временного занятия земельного участка. Временное занятие происходит по тем же основаниям, что и реквизиция, но не требует изъятия земли. В принципе это должно означать, что собственник участка вправе (по возможности) им владеть и пользоваться, что естественным образом влияет и на размер возмещаемых убытков. Действия по временному занятию участка влекут за собой, как это утверждено ЗК, временное ограничение прав на земельный участок.

Земельным кодексом не определено, имеет ли собственник право на отчуждение права собственности при реквизиции участка или его временном занятии. Нормативного запрета о заключении сделок подобного рода нет. Поэтому, как представляется, собственник может передать право собственности другому лицу вместе со всеми установленными обременениями участка.

Статья 51 ЗК РФ. Реквизиция земельного участка (действующая редакция)

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

Это интересно:  Статья 158 ТК РФ. Оплата труда при освоении новых производств (продукции)

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 51 ЗК РФ

1. Основные положения о реквизиции установлены гражданским законодательством. В соответствии со ст. 242 ГК РФ реквизиция представляет собой изъятие имущества у собственника в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой собственнику стоимости имущества.

ЗК РФ устанавливает особенности применения реквизиции по отношению к земельным участкам. Основная особенность связана с тем, что земельный участок при реквизиции изымается временно и после отпадения чрезвычайных обстоятельств в большинстве случаев он может быть возвращен владельцу, в то время как в отношении многих видов иного имущества возврат невозможен — например, пораженный эпидемией скот изымается и уничтожается, и лишь в отдельных случаях, если имущество при прекращении чрезвычайных обстоятельств сохранилось — например, изъятые при ликвидации аварии или во время военных действий транспортные средства — собственник может потребовать его возврата. Поэтому в соответствии с названной выше статьей ГК РФ общим правилом является выплата собственнику стоимости реквизированного имущества, а по земельному законодательству собственнику, как правило, возмещаются только убытки, понесенные им в связи с невозможностью использования земельного участка. Стоимость участка возмещается только в том случае, если участок не может быть возвращен после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств (п. 3 комментируемой статьи).

Поскольку при реквизиции происходит прекращение прав на земельный участок, оно регистрируется в установленном порядке. Но в комментируемой статье специально указано на то, что собственнику должен выдаваться документ о произведенной реквизиции — такой документ является основанием восстановления права на земельный участок после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств.

2. Реквизиция земельного участка напоминает изъятие земель для государственных и муниципальных нужд: то и другое производится в интересах общества и государства, участок в обоих случаях изымается с соответствующей компенсацией собственнику. Однако это разные понятия, на что специально указывает п. 2 комментируемой статьи. Различаются прежде всего основания, по которым производятся реквизиция и изъятие земли для государственных и муниципальных нужд. Случаи последнего исчерпывающе перечислены в законе (см. комментарий к ст. 49), они не носят чрезвычайного характера и связаны чаще всего с планируемым строительством и расширением промышленных, социальных, транспортных и иных объектов. Ситуации же, когда возможно применение реквизиции, очерчены в законе примерно: никто не может предусмотреть всех экстраординарных обстоятельств, которые случаются в жизни, но в любой из этих ситуаций действовать приходится незамедлительно, поэтому нельзя исполнить всю процедуру, соблюдаемую при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и включающую, в частности, письменное уведомление собственника за год до предстоящего изъятия (см. комментарий к ст. 55).

Кроме того, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд окончательно, а реквизиция носит чаще всего временный характер. Из указанных различий вытекают и важные правовые последствия. Поэтому, к примеру, лицо, у которого изъят земельный участок под строительство высокоскоростной магистрали, не может требовать возврата участка, даже если в дальнейшем государством принято решение об отказе от этого строительства и участок не используется; а при проведении реквизиции лицо не может требовать предварительного и равноценного возмещения стоимости участка.

Отличается и порядок возмещения причиненных убытков. Возмещение убытков при изъятии, ухудшении качества земель, временном занятии земельного участка, ограничении прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулировано в ст. 57 ЗК РФ. На случаи реквизиции земель она не распространяется. Порядок возмещения собственнику возникших в связи с реквизицией убытков законом специально не определен, поэтому следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства. В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

3. Возможность получения собственником реквизированного земельного участка, при невозможности его возврата, другого равноценного земельного участка также является особенностью земельно-правовых отношений, связанных с реквизицией: в отношении иного реквизированного имущества (в том числе недвижимого) гражданским законодательством возможности предоставления равноценного имущества не предусмотрено.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

4. Норма п. 4 комментируемой статьи воспроизводит положения гражданского законодательства (ст. 242 ГК РФ) о возможности для собственника требовать по суду возврата реквизированного имущества. Однако здесь возникает некоторая неясность: если земельное законодательство декларирует временный характер изъятия земельного участка при реквизиции, стало быть, логично было бы возврат участка после прекращения чрезвычайных обстоятельств осуществлять без судебной процедуры органом, по решению которого участок был реквизирован, и на основании имеющегося документа о реквизиции. Обращение в суд в таком случае было бы необходимым только при отказе от возврата земельного участка. Однако порядок и сроки возврата земельного участка без судебного на то решения в настоящее время законодательством не установлены.

5. Комментируемая статья различает реквизицию и временное занятие земельного участка в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Возникают эти два вида ограничений прав собственника на земельный участок при одних и тех же обстоятельствах, и оба носят временный характер. Различие состоит в том, что при временном занятии земельного участка не прекращаются права на него собственника (владельца, пользователя или арендатора) и при прекращении чрезвычайных обстоятельств он может продолжать пользоваться им без каких-либо дополнительных действий по восстановлению своего права. Кроме того, в случае реквизиции, в отличие от временного использования, участок не всегда может быть возвращен собственнику.

Порядок возмещения собственникам земельных участков убытков, причиненных временным занятием их участков, регулируется ст. 57 ЗК РФ. Убытки, в том числе упущенная выгода, подлежат возмещению в полном объеме за счет соответствующих бюджетов. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения о временном занятии земельных участков. Порядок возмещения убытков, причиненных временным занятием земельных участков, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц». В соответствии с ним при определении размера убытков, причиненных временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые собственники участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

6. В случае как реквизиции земельного участка, так и его временного занятия в связи с чрезвычайными обстоятельствами собственник может в судебном порядке оспорить рассчитанный размер возмещения убытков либо соответственно размер предлагаемой ему компенсации за земельный участок.

Статья написана по материалам сайтов: zkodeksrf.ru, ozkrf.ru, www.gk-rf.ru, stzkrf.ru, www.zakonrf.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector