+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 391.9 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Новая редакция Ст. 391.9 ГПК РФ

Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Комментарий к Статье 391.9 ГПК РФ

Одной из новелл надзорного производства, закрепленных ФЗ от 09.12.2010 N 353-ФЗ, стало кардинальное изменение оснований для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора. Статья 391.9 ГПК РФ закрепляет исчерпывающий перечень оснований:

1) если обжалуемое судебное постановление нарушает права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

Права гражданина представляют собой естественные правомочия, получившие закрепление в нормативных правовых актах конкретного государства. Права гражданина обязательно закреплены в конституции и иных законодательных актах, а следовательно, государством обязательно провозглашается и обеспечивается их защита. В частности, права граждан Российской Федерации закреплены Конституцией и иными законодательными актами РФ.

Наряду с категорией права» в ст. 391.9 ГПК РФ употребляется термин «свободы». Сюда относится: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию данной статьи эти категории можно считать равными.

Анализ ст. 391.9 ГПК РФ позволяет заметить, что законодатель выходит за рамки нормативных правовых актов РФ, устанавливающих права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Это объясняется действием ч. 4 ст. 15 Конституции, которая составной частью правовой системы РФ признает общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод, что отражено в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5;

2) если обжалуемое судебное постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы. Под законными интересами следует понимать юридическую дозволенность лица, не противоречащую материальному и процессуальному закону. В отличие от субъективных прав с законными интересами не корреспондирует чья-либо обязанность.

С 1 февраля 2003 г. в гражданское судопроизводство было впервые введено понятие «неопределенный круг лиц». Тем не менее законодатель не разъяснил понятие «неопределенный круг лиц», сделав единственную ссылку: на кого возлагается обязанность по защите интересов неопределенного круга лиц. На основании ст. 45 ГПК РФ право защиты неопределенного круга лиц предоставлено прокурору, а на основании ст. 46 ГПК РФ — органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям или гражданам в случаях, предусмотренных законом. Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется и (или) не представляется возможным.

Формой обращения органов прокуратуры за защитой неопределенного круга лиц в порядке надзорного производства является подача им надзорного представления.

Под иными публичными интересами следует понимать интересы общества и государства в целом;

3) если обжалуемое судебное постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права. Единообразное толкование и применение судами норм права возложено Конституцией на ВС РФ (ст. 126 Конституции). Последний способствует единообразному толкованию и применению норм права посредством:

— официального опубликования обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы в применении законодательства;

— постановлений Пленума ВС РФ по вопросам судебной практики;

— постановлений Президиума ВС РФ;

— определений Судебных коллегий ВС РФ.

Особенно актуальным в последнее время стал вопрос применения норм международного права после ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ФЗ от 30.03.1998 N 54-ФЗ). Данная Конвенция подлежит непосредственному применению на территории РФ. Одна из особенностей данного международного соглашения состоит в том, что контроль за соблюдением государством этого договора возложен на международную организацию — ЕСПЧ. Таким образом, если государственные или муниципальные органы РФ, включая суды, допустят нарушения норм международного права, то Россия может быть привлечена к международно-правовой ответственности. Необходимо отметить, что решения и постановления ЕСПЧ не содержат международно-правовые нормы, однако такие судебные акты создают практику толкования положений, содержащихся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ставшей частью правовой системы Российской Федерации согласно п. 4 ст. 15 Конституции. Поэтому необходимо знание не только содержания соответствующих конвенционных положений, но и практики их применения ЕСПЧ.

Перечисленные выше основания для отмены судебного постановления в порядке надзора носят исчерпывающий характер. Необходимо заметить, что все они уже в какой-то степени обосновывались учеными-процессуалистами и апробированы практикой. Сегодня они представлены как крайне актуальные и выражающие сущность современного надзорного производства в гражданском судопроизводстве.

Другой комментарий к Ст. 391.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Комментарий к статье 391.9 ГПК в процессе написания. Заходите позже.

Статья 391.9 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Текущая редакция ст. 391.9 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Это интересно:  Что такое компенсация морального вреда (ущерба)? — Нормы гражданского права. Статьи и очерки

Комментарий к статье 391.9 ГПК РФ

1. Закрепленные в комментируемой статье основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора совпадают с основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов арбитражных судов (ст. 304 АПК). Для изменения или отмены соответствующего судебного постановления достаточно одного из перечисленных оснований, всей их совокупности не требуется.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч.1 ст. 17 Конституции РФ). В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая эти конституционные положения, а также положение ч.1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции РФ (равенство перед законом и судом, неприкосновенность частной жизни, право собственности, право на жилище, право на образование и др.). В то же время необходимо учитывать, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст. 55 Конституции РФ). Следовательно, нарушение таких прав и свобод также может явиться основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений.

Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (ч.4 ст. 15 Конституции РФ). Согласно п.»а» ст. 2 Федерального закона от 15 июня 1995 года «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором РФ надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.). Правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ.

Согласно пункту «b» ч.3 ст. 31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования. Россия как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами названной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

2. Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц применительно к п.2 ст. 391.9 ГПК может иметь место, например, в случаях, когда судебным постановлением проверялась законность нормативного правового акта, одним из существенных признаков которого как раз и является наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц. Судебные постановления по таким делам фактически затрагивают права, свободы и законные интересы не только заявителя, но и всех иных лиц, подпадающих под сферу действия нормативного правового акта.

В этих случаях можно говорить и о том, что незаконным постановлением нарушаются публичные интересы одной из ветвей государственной (публичной) власти — судебной, задачами которой в гражданском судопроизводстве являются правильное и своевременное рассмотрение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Понятие «публичные интересы» ГПК не раскрывает, в связи с чем его толкование на практике вызывает определенные сложности, поскольку вывод о нарушении соответствующим судебным постановлением публичных интересов должен быть мотивирован. При рассмотрении 24 июня 2009 года в порядке надзора дела по иску К. к войсковой части о взыскании задолженности по заработной плате Президиум Верховного Суда РФ отменил состоявшиеся по делу судебные постановления и указал, что войсковая часть является государственным учреждением и финансируется исключительно из федерального бюджета; незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (т.е. публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.

_______________
БВС РФ. 2010. N 1.

3. Под единством судебной практики следует понимать правильное и единообразное применение судами на всей территории РФ федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. Нарушением единства судебной практики может считаться вынесение определений, противоречащих постановлениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащим разъяснения по вопросам судебной практики; постановлениям Президиума Верховного Суда РФ, определениям Судебной коллегии по гражданским делам и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ по конкретным делам, содержащим толкования норм материального и процессуального права; материалам официально опубликованных Верховным Судом РФ обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы в применении законодательства. Представляется, что изложенное полностью применимо и к иным судебным постановлениям, названным в ч.2 ст. 391 ГПК.

Это интересно:  Статья 189.7 закона о банкротстве

_______________
Дело Верховного Суда РФ N 3пв06
О наличии оснований для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора можно говорить и в тех случаях, когда они приняты без учета постановлений Конституционного Суда РФ о толковании положений Конституции РФ, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции РФ нормативных правовых актов, а также постановлений Европейского суда по правам человека, в которых дано толкование положений конвенции о защите прав человека и свобод, подлежащих применению в данном деле.

Консультации и комментарии юристов по ст 391.9 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 391.9 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 391.9 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Статья 391.9. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора
[Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 41.1] [Статья 391.9]

Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

1 комментарий к записи “Статья 391.9 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора”

Статья 391.9. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Комментарий к статье 391.9

1. Комментируемая статья содержит кардинально новое положение об основаниях отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора; ГПК РСФСР (в ред. 1995 г.) предусматривал несколько иные основания для отмены судебного постановления в надзорном порядке: 1) неправильное применение или толкование норм материального права; 2) существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного судебного постановления (ч. 1 ст. 330).
Действующий ГПК РФ назвал не просто незаконность судебного постановления, но существенные нарушения закона, а в ст. 387 в редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ прямо сказано, что без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
В редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ из списка оснований для отмены или изменения судебных постановлений (ст. 387 ГПК РФ) исключено указание на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а перечень оснований дополнен нарушением единообразия в толковании и применении судами норм права. В новой редакции комментируемая статья повторяет положения ст. 304 АПК РФ. Иными словами, произошла унификация подходов арбитражного и гражданского процессуального законодательства к основаниям отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.
2. Первым основанием для отмены или изменения судебного постановления является нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Речь идет о нарушении фундаментальных прав и свобод граждан и организаций, нарушение которых несовместимо с конституционными принципами, с международно-правовыми стандартами защиты прав человека и основных свобод, в том числе права на справедливое судебное разбирательство независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, в разумный срок (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Вторым основанием для отмены или изменения судебных постановлений является нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов (о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также публично-правовых образований см. комментарий к ст. ст. 45, 46 ГПК РФ).
Третьим основанием для отмены или изменения судебного акта является нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, т.е. того подхода в применении и толковании норм права, который до рассмотрения конкретного дела в Президиуме Верховного Суда РФ был выражен, например, в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, а также в постановлениях Президиума Верховного Суда РФ по конкретным делам. Данное основание для отмены судебных постановлений в надзорном порядке крайне важно для обеспечения единообразия судебной практики и позволяет говорить об определенной прецедентности постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

127. Основания для изменения или отмены судебных постановлений в порядке надзора.

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Прездиум ВС РФ установит, что обжалуемое постановление нарушает:

права исвободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;

права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

единообразие в толковании и применении судами норм права (ст. 391.9 ГПК РФ).

Эти основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора установлены в соответствии с Законом № 353.

128. Полномочия Президиама вс рф при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.

Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе (ст. 391.12):

оставить постановление суда первой, апелляционной или касационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

отменить постановление суда первой, апелляционной или касационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

Это интересно:  Статья 109 ФЗ № 229-ФЗ. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника

отменить постановление суда первой, апелляционной или касационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или касационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

оставить надзорные жолобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 ГПК РФ (т. е. когда судья ошибочно принял к рассмотрению надзорные жалобу, представление, не отвечающие установленным требованиям и подлежащие возвращению без рассмотрения по существу).

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления.

В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за эти пределы (проверить правильность применения и толкования судами норм материального и процессуального права по иным, не содержащихся в надзорных жалобе, представлении, основаниям), но при этом он не вправе выходить за пределы предмета обжалования.

При рассмотрении дела Президиум ВС РФне вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрение дела. Однако указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательным для суда, вновь размаривающего дела.

Статья 391.9. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Комментарий к статье 391.9 ГПК РФ

1. См. комментарий к ст. 391.1 ГПК РФ.

Другой комментарий к статье 391.9 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья содержит кардинально новое положение об основаниях отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора; ГПК РСФСР (в ред. 1995 г.) предусматривал несколько иные основания для отмены судебного постановления в надзорном порядке: 1) неправильное применение или толкование норм материального права; 2) существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного судебного постановления (ч. 1 ст. 330).

Действующий ГПК РФ назвал не просто незаконность судебного постановления, но существенные нарушения закона, а в ст. 387 в редакции Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ прямо сказано, что без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.

В редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ из списка оснований для отмены или изменения судебных постановлений (ст. 387 ГПК РФ) исключено указание на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а перечень оснований дополнен нарушением единообразия в толковании и применении судами норм права. В новой редакции комментируемая статья повторяет положения ст. 304 АПК РФ. Иными словами, произошла унификация подходов арбитражного и гражданского процессуального законодательства к основаниям отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

2. Первым основанием для отмены или изменения судебного постановления является нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Речь идет о нарушении фундаментальных прав и свобод граждан и организаций, нарушение которых несовместимо с конституционными принципами, с международно-правовыми стандартами защиты прав человека и основных свобод, в том числе права на справедливое судебное разбирательство независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, в разумный срок (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Вторым основанием для отмены или изменения судебных постановлений является нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов (о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также публично-правовых образований см. комментарий к ст. ст. 45, 46 ГПК РФ).

Третьим основанием для отмены или изменения судебного акта является нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права, т.е. того подхода в применении и толковании норм права, который до рассмотрения конкретного дела в Президиуме Верховного Суда РФ был выражен, например, в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, а также в постановлениях Президиума Верховного Суда РФ по конкретным делам. Данное основание для отмены судебных постановлений в надзорном порядке крайне важно для обеспечения единообразия судебной практики и позволяет говорить об определенной прецедентности постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

Статья написана по материалам сайтов: gpkodeksrf.ru, ogpkrf.ru, rukak.ru, studfiles.net, rugpkrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector