+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 30 АПК РФ. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Комментарии к ст. 30 АПК РФ

1. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подведомственны также и судам общей юрисдикции.

Разграничение подведомственности указанных дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции проводится по двум критериям: по субъектам обращения в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, и по характеру устанавливаемого факта.

Арбитражным судам подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере их предпринимательской, иной экономической деятельности (для возникновения, изменения или прекращения их прав).

Следовательно, субъектами указанных дел, подведомственных арбитражным судам, являются организации и индивидуальные предприниматели (об этом прямо указано в ст. 219 АПК), а характером устанавливаемых фактов — их юридическое значение для предпринимательской и иной экономической деятельности этих субъектов.

Дела об установлении иных фактов, имеющих юридическое значение, подведомственны судам общей юрисдикции. Например, суду общей юрисдикции будет подведомственно дело по заявлению общественной организации об установлении какого-либо факта, имеющего для нее юридическое значение, но не связанного с предпринимательской или иной экономической деятельностью.

2. АПК приводит перечень дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, которые подведомственны арбитражным судам (ст. 218 АПК). Этот перечень не является исчерпывающим. Арбитражным судам подведомственны и дела об установлении других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности.

3. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судами в порядке особого производства, если в них не возникает спор о праве.

В случае возникновения спора о праве дело рассматривается в порядке искового производства (ст. 217 АПК). В ходе этого производства суд решает вопрос о наличии или отсутствии факта, имеющего юридическое значение, и одновременно с этим вопрос о правах и обязанностях истца и ответчика.

Следует обратить внимание на то, что суды рассматривают в исковом производстве дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в которых возникает именно спор о праве. Если же по таким делам возникают лишь споры о фактах, которые просят установить заявители (когда заинтересованные лица не оспаривают их прав), то такие дела рассматриваются не в исковом производстве, а в порядке производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

4. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подведомственны арбитражным судам, как указано в п. 1 ст. 219 АПК, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов».

Возникает вопрос о том, подведомственно ли арбитражному суду дело об установлении факта, имеющего юридическое значение, для установления которого предусмотрен иной внесудебный порядок, если организации или индивидуальному предпринимателю в его установлении в этом порядке отказано. Иными словами: вправе ли организация или индивидуальный предприниматель в такой ситуации обращаться в арбитражный суд с заявлением об установлении указанного факта?

Установление фактов, имеющих юридическое значение, необходимо для осуществления и защиты прав организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере их предпринимательской деятельности, т.е. один из способов защиты субъективных прав.

В ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Конституционное право каждого на судебную защиту в равной мере распространяется не только на граждан, но и на организации, не подлежит никаким ограничениям, в том числе и путем принятия федеральных законов.

Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели вправе без каких-либо ограничений обращаться в суды за защитой своих прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе и с заявлениями об установлении фактов, которые имеют юридическое значение для осуществления ими этих прав, если в их установлении во внесудебном порядке отказано.

Таким образом, указанное выше положение об установлении арбитражными судами лишь тех фактов, имеющих юридическое значение, для установления которых не предусмотрен иной внесудебный порядок, следует понимать только как возможность введения федеральным законом или иным нормативным правовым актом предварительного внесудебного порядка разрешения дела. После соблюдения этого порядка заинтересованное лицо, если его заявление не будет удовлетворено, имеет право обращаться в арбитражный суд.

Иное противоречило бы ст. 46 Конституции РФ и ограничило бы право организаций и индивидуальных предпринимателей на судебную защиту.

В связи с этим интерес может представлять практика судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, для которых принятым до введения в действие Конституции РФ законодательством был предусмотрен иной внесудебный порядок. Согласно п. 10 ст. 247 ГПК 1964 г. суды не вправе были устанавливать такие факты, однако после введения в действие Конституции РФ (25 декабря 1993 г.) Верховный Суд РФ, основываясь на ее ст. 46, занял позицию о подведомственности судам общей юрисдикции дел об установлении тех фактов, имеющих юридическое значение, для которых законодательством установлен иной внесудебный порядок.

Статья 30 АПК РФ. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Комментарии к ст. 30 АПК РФ

1. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подведомственны также и судам общей юрисдикции.

Это интересно:  Статья 429 ГК РФ. Предварительный договор

Разграничение подведомственности указанных дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции проводится по двум критериям: по субъектам обращения в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, и по характеру устанавливаемого факта.

Арбитражным судам подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере их предпринимательской, иной экономической деятельности (для возникновения, изменения или прекращения их прав).

Следовательно, субъектами указанных дел, подведомственных арбитражным судам, являются организации и индивидуальные предприниматели (об этом прямо указано в ст. 219 АПК), а характером устанавливаемых фактов — их юридическое значение для предпринимательской и иной экономической деятельности этих субъектов.

Дела об установлении иных фактов, имеющих юридическое значение, подведомственны судам общей юрисдикции. Например, суду общей юрисдикции будет подведомственно дело по заявлению общественной организации об установлении какого-либо факта, имеющего для нее юридическое значение, но не связанного с предпринимательской или иной экономической деятельностью.

2. АПК приводит перечень дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, которые подведомственны арбитражным судам (ст. 218 АПК). Этот перечень не является исчерпывающим. Арбитражным судам подведомственны и дела об установлении других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности.

3. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судами в порядке особого производства, если в них не возникает спор о праве.

В случае возникновения спора о праве дело рассматривается в порядке искового производства (ст. 217 АПК). В ходе этого производства суд решает вопрос о наличии или отсутствии факта, имеющего юридическое значение, и одновременно с этим вопрос о правах и обязанностях истца и ответчика.

Следует обратить внимание на то, что суды рассматривают в исковом производстве дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в которых возникает именно спор о праве. Если же по таким делам возникают лишь споры о фактах, которые просят установить заявители (когда заинтересованные лица не оспаривают их прав), то такие дела рассматриваются не в исковом производстве, а в порядке производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

4. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подведомственны арбитражным судам, как указано в п. 1 ст. 219 АПК, «если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов».

Возникает вопрос о том, подведомственно ли арбитражному суду дело об установлении факта, имеющего юридическое значение, для установления которого предусмотрен иной внесудебный порядок, если организации или индивидуальному предпринимателю в его установлении в этом порядке отказано. Иными словами: вправе ли организация или индивидуальный предприниматель в такой ситуации обращаться в арбитражный суд с заявлением об установлении указанного факта?

Установление фактов, имеющих юридическое значение, необходимо для осуществления и защиты прав организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере их предпринимательской деятельности, т.е. один из способов защиты субъективных прав.

В ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Конституционное право каждого на судебную защиту в равной мере распространяется не только на граждан, но и на организации, не подлежит никаким ограничениям, в том числе и путем принятия федеральных законов.

Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели вправе без каких-либо ограничений обращаться в суды за защитой своих прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе и с заявлениями об установлении фактов, которые имеют юридическое значение для осуществления ими этих прав, если в их установлении во внесудебном порядке отказано.

Таким образом, указанное выше положение об установлении арбитражными судами лишь тех фактов, имеющих юридическое значение, для установления которых не предусмотрен иной внесудебный порядок, следует понимать только как возможность введения федеральным законом или иным нормативным правовым актом предварительного внесудебного порядка разрешения дела. После соблюдения этого порядка заинтересованное лицо, если его заявление не будет удовлетворено, имеет право обращаться в арбитражный суд.

Иное противоречило бы ст. 46 Конституции РФ и ограничило бы право организаций и индивидуальных предпринимателей на судебную защиту.

В связи с этим интерес может представлять практика судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, для которых принятым до введения в действие Конституции РФ законодательством был предусмотрен иной внесудебный порядок. Согласно п. 10 ст. 247 ГПК 1964 г. суды не вправе были устанавливать такие факты, однако после введения в действие Конституции РФ (25 декабря 1993 г.) Верховный Суд РФ, основываясь на ее ст. 46, занял позицию о подведомственности судам общей юрисдикции дел об установлении тех фактов, имеющих юридическое значение, для которых законодательством установлен иной внесудебный порядок.

Статья 30. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

СТ 30 АПК РФ

Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Комментарий к Ст. 30 Арбитражного процессуального кодекса РФ

Согласно Конституции РФ (ст. 127), ФКЗ «Об арбитражных судах. » (ст. 4), АПК РФ (ст. 27) арбитражным судам подведомственны не только экономические споры, но и другие дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, в том числе дела по установлению обстоятельств, являющихся основанием для осуществления субъективных прав.

Необходимость в установлении таких обстоятельств возникает в тех случаях, когда лицо, имеющее какое-либо право, хотя и не нарушенное и неоспариваемое, тем не менее осуществить его не может, потому что подтверждающие это право факты не являются очевидными, они нуждаются в проверке и подтверждении определенными доказательствами.

В связи с этим арбитражное процессуальное законодательство предусматривает правила, позволяющие заинтересованным лицам обратиться в арбитражный суд с требованием об установлении в судебном порядке юридических фактов, которые могут служить основанием осуществления определенных субъективных прав этих заинтересованных лиц.

Это интересно:  Статья 257 АПК РФ. Право апелляционного обжалования

Согласно ст. 30 АПК РФ такие юридические факты могут устанавливаться в порядке особого производства, т.е. в ином порядке, отличном от порядка рассмотрения экономических споров и рассмотрения иных дел, когда разрешается спор о праве. Особенности такого производства предусмотрены в гл. 27 АПК РФ.

В соответствии со ст. 30, а также со ст. 218 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов относится установление факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным, факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте, факта принадлежности правоустанавливающего документа определенному лицу, а также других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следует, однако, иметь в виду, что арбитражный суд в порядке особого производства может устанавливать именно факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а не правовые последствия этих фактов.

В этой связи в ст. 30 Кодекса речь идет о подведомственности арбитражным судам дел об установлении юридических фактов, которые в соответствии с законом должны подтверждаться и удостоверяться определенными документами, например свидетельством о регистрации, записью в реестре и т.п. Возможность установления того или иного юридического факта арбитражным судом предусмотрена на тот случай, когда этот факт не может быть подтвержден соответствующим документом, например по причине его утраты.

uristinfo.net

Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ 30 АПК РФ

1. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подведомственны также и судам общей юрисдикции.

Разграничение подведомственности указанных дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции проводится по двум критериям: по субъектам обращения в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, и по характеру устанавливаемого факта.

Арбитражным судам подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере их предпринимательской, иной экономической деятельности (для возникновения, изменения или прекращения их прав).

Следовательно, субъектами указанных дел, подведомственных арбитражным судам, являются организации и индивидуальные предприниматели (об этом прямо указано в ст. 219 АПК), а характером устанавливаемых фактов — их юридическое значение для предпринимательской и иной экономической деятельности этих субъектов.

Дела об установлении иных фактов, имеющих юридическое значение, подведомственны судам общей юрисдикции. Например, суду общей юрисдикции будет подведомственно дело по заявлению общественной организации об установлении какого-либо факта, имеющего для нее юридическое значение, но не связанного с предпринимательской или иной экономической деятельностью.

2. АПК приводит перечень дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, которые подведомственны арбитражным судам (ст. 218 АПК). Этот перечень не является исчерпывающим. Арбитражным судам подведомственны и дела об установлении других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности.

3. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судами в порядке особого производства, если в них не возникает спор о праве.

В случае возникновения спора о праве дело рассматривается в порядке искового производства (ст. 217 АПК). В ходе этого производства суд решает вопрос о наличии или отсутствии факта, имеющего юридическое значение, и одновременно с этим вопрос о правах и обязанностях истца и ответчика.

Следует обратить внимание на то, что суды рассматривают в исковом производстве дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в которых возникает именно спор о праве. Если же по таким делам возникают лишь споры о фактах, которые просят установить заявители (когда заинтересованные лица не оспаривают их прав), то такие дела рассматриваются не в исковом производстве, а в порядке производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

4. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подведомственны арбитражным судам, как указано в п. 1 ст. 219 АПК, «если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов».

Возникает вопрос о том, подведомственно ли арбитражному суду дело об установлении факта, имеющего юридическое значение, для установления которого предусмотрен иной внесудебный порядок, если организации или индивидуальному предпринимателю в его установлении в этом порядке отказано. Иными словами: вправе ли организация или индивидуальный предприниматель в такой ситуации обращаться в арбитражный суд с заявлением об установлении указанного факта?

Установление фактов, имеющих юридическое значение, необходимо для осуществления и защиты прав организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере их предпринимательской деятельности, т.е. один из способов защиты субъективных прав.

В ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Конституционное право каждого на судебную защиту в равной мере распространяется не только на граждан, но и на организации, не подлежит никаким ограничениям, в том числе и путем принятия федеральных законов.

Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели вправе без каких-либо ограничений обращаться в суды за защитой своих прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе и с заявлениями об установлении фактов, которые имеют юридическое значение для осуществления ими этих прав, если в их установлении во внесудебном порядке отказано.

Таким образом, указанное выше положение об установлении арбитражными судами лишь тех фактов, имеющих юридическое значение, для установления которых не предусмотрен иной внесудебный порядок, следует понимать только как возможность введения федеральным законом или иным нормативным правовым актом предварительного внесудебного порядка разрешения дела. После соблюдения этого порядка заинтересованное лицо, если его заявление не будет удовлетворено, имеет право обращаться в арбитражный суд.

Это интересно:  Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями

Иное противоречило бы ст. 46 Конституции РФ и ограничило бы право организаций и индивидуальных предпринимателей на судебную защиту.

В связи с этим интерес может представлять практика судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, для которых принятым до введения в действие Конституции РФ законодательством был предусмотрен иной внесудебный порядок. Согласно п. 10 ст. 247 ГПК 1964 г. суды не вправе были устанавливать такие факты, однако после введения в действие Конституции РФ (25 декабря 1993 г.) Верховный Суд РФ, основываясь на ее ст. 46, занял позицию о подведомственности судам общей юрисдикции дел об установлении тех фактов, имеющих юридическое значение, для которых законодательством установлен иной внесудебный порядок.

Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 30)

Необходимость в установлении таких обстоятельств возникает в тех случаях, когда лицо, имеющее какое-либо право, хотя и не нарушенное и неоспариваемое, тем не менее осуществить его не может, потому что подтверждающие это право факты не являются очевидными, они нуждаются в проверке и подтверждении определенными доказательствами.

Юридические факты могут устанавливаться в порядке особого производства, т.е. в ином порядке, отличном от порядка рассмотрения экономических споров и рассмотрения иных дел, когда разрешается спор о праве.

Особое производство — это одностороннее производство, в котором отсутствует спор о праве, когда нет материально — правового требования одного лица к другому.

К таким фактам относятся установление факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным, факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте, факта принадлежности правоустанавливающего документа определенному лицу.

4. Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Критерием является предмет спора, в данном случае того спора, который был рассмотрен в третейском суде или международном коммерческом арбитраже.

5. Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ЭКЗЕКВАТУРА)

Арбитражные суды рассматривают дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений ч. 1 ст. 241 АПК решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, и иностранные арбитражные решения по таким же спорам признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, только если их признание и приведение в исполнение предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом.

6. Специальная подведомственность дел арбитражным судам

1. Арбитражные суды рассматривают дела:
1) о несостоятельности (банкротстве);
2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Подсудность.

1. Подсудность позволяет разграничить подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями системы (вертикали) арбитражных судов, установленной в ст. 3 ФКЗ «Об арбитражных судах. «.

В арбитражном процессе выделяются два вида подсудности — родовая и территориальная.

А) Родовая подсудность дает возможность определить уровень арбитражного суда, правомочного рассматривать дела определенного рода. Таким образом, критерием родовой подсудности является род дела (или предмет спора).

По общему правилу все споры, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами субъектов Российской Федерации, за исключением тех дел, которые отнесены к подсудности ВС РФ, выступающего в данном случае в качестве суда первой инстанции. При этом судами субъектов Российской Федерации являются арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые имеют одинаковый статус судов федерального значения и обладают равной компетенцией.

В ч. 2 ст. 34 Кодекса предусматривается подсудность ВС РФ. В качестве суда первой инстанции ВС РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и экономические споры между субъектами Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: rulaws.ru, xn--80aafg4awbfege9o.xn--p1ai, apkodrf.ru, uristinfo.net, megapredmet.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector