+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 29.4 закона № 35-ФЗ. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля, прекращение действия лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности

2. В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

3. В соответствии с частью 2 настоящей статьи основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.

4. Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

5. Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

6. В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть установлено, что при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности плановые проверки не проводятся или что при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода, плановые проверки лицензиатов не проводятся в зависимости от отнесения деятельности лицензиатов и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

7. Предметом указанных в части 6 настоящей статьи проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

8. Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

9. Плановые проверки лицензиатов проводятся:

1) не ранее чем через один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии;

2) не ранее чем через три года со дня проведения последней плановой проверки, если иное не установлено пунктами 3 и 4 настоящей части;

3) в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода;

4) в соответствии с периодичностью, установленной Правительством Российской Федерации для плановых проверок лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

10. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

11. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

12. Внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

13. Лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, без направления предварительного уведомления лицензиату.

14. При осуществлении лицензионного контроля лицензирующий орган вправе получить информацию, подтверждающую достоверность представленных соискателем лицензии, лицензиатом сведений и документов, информацию, подтверждающую соответствие соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации.

15. Ежегодно федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов о лицензировании, об эффективности такого лицензирования и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии лицензирования, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы, порядок формирования и ведения которой определяется Правительством Российской Федерации.

Содержание

Статья 19. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

2. В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

3. В соответствии с частью 2 настоящей статьи основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.

4. Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

5. Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6. В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи.

7. Предметом указанных в части 6 настоящей статьи проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

8. Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

9. Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

3) истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

10. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

11. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

Это интересно:  Статья 189.31 закона о банкротстве

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

12. Внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

13. Лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, без направления предварительного уведомления лицензиату.

14. При осуществлении лицензионного контроля лицензирующий орган вправе получить информацию, подтверждающую достоверность представленных соискателем лицензии, лицензиатом сведений и документов, информацию, подтверждающую соответствие соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации.

15. Ежегодно федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов о лицензировании, об эффективности такого лицензирования и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии лицензирования, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы, порядок формирования и ведения которой определяется Правительством Российской Федерации.

(часть 15 введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выдачу, приостановку, переоформление и аннулирование лицензий на различные виды деятельности в предпринимательской сфере. Лицензией является специальный документ, который дает право компании или индивидуальному предпринимателю осуществлять услуги или проводить определенный вид работ на законной основе.

Документ выдается в бумажном или электронном варианте, его получение осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Скачать Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности с последними изменениями

Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности

Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. Сегодня лицензированию подлежат свыше 50 видов работ и услуг, вот некоторые из них:

  • услуги в сфере образования;
  • тушение пожаров;
  • частная охранная деятельность;
  • услуги связи;
  • реализация и проектирование авиационной техники;
  • утилизация химического оружия;
  • производство и установка медицинской техники;
  • фармацевтическая деятельность;
  • производство и испытание огнестрельного оружия, военной техники;
  • перевозка пассажиров и другие услуги и работы в иных сферах.

Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в статье 12 Закона. Однако положения нормативного акта четко разграничивают виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с ним и с другими законами. Так, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:

  • деятельности, непосредственно связанной с защитой государственной тайны (Закон РФ № 5485-I от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»);
  • использования атомной энергии (Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»);
  • деятельности кредитных организаций (Федеральный закон № 395-I от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»);
  • производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);
  • видов деятельности на рынке ценных бумаг и репозитарной деятельности (Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг»);
  • деятельность по проведению организованных торгов (Федеральный закон № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об организованных торгах»);
  • деятельности депозитариев и паевых инвестиционных фондов, а также аукционных инвестиционных фондов (Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах»);
  • деятельности негосударственных пенсионных фондов, в том числе, по пенсионному обеспечению и страхованию (Федеральный закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»);
  • страховой деятельности (Закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);
  • клиринговой деятельности (Федеральный закон № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»);
  • космической деятельности (Закон РФ № 5663-I от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности»);
  • энергосбытовой деятельности ( Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Лицензирование указанных видов деятельности производится в порядке, предусмотренном законодательными актами, регулирующими отношения в соответствующей сфере.

Кроме того, особенности лицензирования, в части касающейся срока действия лицензии, порядка продления срока действия и принятия решения о ее предоставлении, аннулировании или возобновлении действия, могут регулироваться отдельными законодательными актами по следующим видам деятельности:

  1. оказание услуг связи, теле- и радиовещания (Федеральный закон. № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. «О связи», Закон РФ № 2124-I от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»;
  2. частная охранная и детективная деятельность (Закон РФ № 2487-I от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»);
  3. образовательная деятельность (исключение – частная организация, расположенная на территории центра «Сколково») (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»);
  4. частная деятельность по управлению многоквартирными домами (ст.ст 192-202 Жилищный кодекс РФ);
  5. сбор, обработка, транспортировка, утилизация и размещение отходов 1-4 класса опасности (Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления»).

Цели лицензирования отдельных видов деятельности и принципы осуществления лицензирования

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, процедура лицензирования осуществляется исключительно с целью предотвращения ущерба правам и законным интересам, а также здоровью и жизни граждан, окружающей среде, обороне и безопасности государства, который может быть нанесен в результате осуществления отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования является непосредственное предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны индивидуальных предпринимателей и юридических лиц требований, установленных законом о лицензировании отдельных видов деятельности.

Осуществление лицензирования выполняется в соответствии с конкретными принципами установленными статьей 4 закона:

  1. установление лицензируемых видов деятельности законом;
  2. обеспечение единства экономического пространства на территории страны;
  3. установление определенного перечня лицензионных требований в отношении конкретных видов деятельности;
  4. установление единого порядка лицензирования;
  5. соблюдение законности при осуществлении лицензирования;
  6. доступность информации о лицензировании;
  7. недопустимость взимания платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины.

Полномочия лицензирующих органов

Лицензирование отдельных видов деятельности проводится специальными органами, которые прошли аккредитацию. Полномочия лицензирующих органов регламентирует статья 5 рассматриваемого закона, это:

  • осуществление лицензирования отдельных видов деятельности;
  • проведение мониторинга эффективности;
  • предоставление лицензии, а также приостановление действия лицензии и ее аннулирование;
  • ведение реестра лицензий и контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

При этом к контрольным полномочиям органов относят:

  1. возможность запрашивать у лицензиата при проведении проверок необходимые документы и обеспечения;
  2. составлять акты/протоколы с указанием конкретных нарушений;
  3. выносить лицензиату предупреждение;
  4. выносить решения, которые обязывают лицензиата устранять выявленные нарушения, в том числе, устанавливать срок устранения таких нарушений.

Важно! Меры пресечения при выявлении нарушений лицензионных требований и условий – приостановление и аннулирование лицензии.

Лицензионные требования

Соблюдение лицензионных требований при ведении деятельности, подлежащей лицензированию, является неотъемлемым условием для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Лицензионные требования устанавливаются статьей 8 Закона и включают в себя следующие требования:

  1. соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, в том числе отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами и размера уставного капитала;
  2. наличие у соискателя и лицензиата помещений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на законном основании и соответствующих установленным требованиям;
  3. наличие у соискателя и лицензиата работников, с которыми заключен трудовой договор, имеющих профессиональное образование и обладающих соответствующей квалификацией, необходимой для осуществления деятельности;
  4. наличие у соискателя и лицензиата системы производственного контроля;
  5. иные требования, предусмотренные законом.

При осуществлении деятельности, указанной в пункте 6 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельности, также предусмотрено требование о соблюдении режима охраны помещений, используемых для осуществления такой деятельности.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности

Процесс лицензирования начинается с подачи пакета документов в лицензионный орган предпринимателем или руководителем организации. В заявлении соискатель указывает:

  • наименование компании;
  • адрес и реквизиты организации;
  • вид деятельности;
  • сведения о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • опись прилагаемых документов.

К заявлению прилагается:

  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • копии документов, перечень которых утверждается положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям;
  • опись прилагаемых документов.

Лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления соискателя или мотивированном отказе в рассмотрении в течении 3-х дней со дня предоставления надлежащим образом оформленного заявления и прилагаемых документов.

Решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении

Как правило, процесс рассмотрения вопроса о выдаче лицензии занимает около месяца (срок может быть продлен в рамках, предусмотренных законом). Согласно статьи 14 Закона, в срок, не превышающий 45 рабочих дней с момента приема документов, лицензирующий орган должен осуществить проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и принять решение о предоставлении лицензии или отказе в предоставлении.

Решение оформляется приказом лицензирующего органа, при этом лицензия оформляется одновременно с приказом, если было принято решение о ее выдаче. Приказ подписывается руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируется в специальном реестре. В течении 3 дней после подписания документ вручается лицензиату или направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением.

В случае принятия решения об отказе в лицензировании, соответствующее уведомление вручается соискателю в течении 3-х рабочих дней с момента его принятия, где обязательно указывается обоснованная причина такого отказа.

Основанием для отказа в лицензировании может быть:

  • наличие искаженной или недостоверной информации в заявлении соискателя или в прилагаемых документах;
  • установленное в ходе проверки несоответствие соискателя соответствующим лицензионным требованиям;
  • представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 Закона вид деятельности, если в отношении соискателя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Это интересно:  Статья 11 Основ. Личная печать, штампы и бланки нотариуса. Электронная подпись нотариуса

Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано соискателем в установленном законом порядке.

Согласно статье 15 Закона в приказ о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении обязательно включаются следующие сведения:

  1. полное наименование лицензирующего органа;
  2. ФИО ИП, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства и места осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, номер записи о государственной регистрации в качестве ИП;
  3. полное и сокращенное наименование компании, организационно-правая форма, адрес места нахождения и места реализации лицензируемой деятельности, регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  4. ИНН юридического или физического лица;
  5. вид деятельности, подлежащей лицензированию с указанием выполняемых работ или оказываемых услуг;
  6. номер и дата регистрации лицензии, а также номер и дата приказа лицензирующего органа.

Лицензия по общему правилу действует бессрочно. Специальными законами может устанавливаться срок действия лицензии.

Статьей 16 Закона регламентируется порядок ведения лицензионного дела, в который орган, осуществляющий процедуру лицензирования, включает:

  1. заявление соискателя или лицензиата и прилагаемые документы;
  2. приказ о предоставлении лицензии или отказ в предоставлении документа, а также приказ о переоформлении или продлении срока действия;
  3. копия зарегистрированной лицензии;
  4. приказы лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок и предписания об устранении нарушений требований, а также протоколы об административных правонарушениях и постановления о назначении административных наказаний;
  5. выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии;
  6. копии других документов, напрямую связанных с осуществлением лицензирования документов.

Порядок переоформления лицензии

Как устанавливает статья 18 Закона, лицензия подлежит переоформлению при реорганизации компании в форме преобразования, изменения его наименования или адреса места нахождения, а также изменения ФИО или места жительства индивидуального предпринимателя, данных документа, удостоверяющего его личность или адреса осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, либо перечня выполняемых работ или оказываемых услуг. При этом лицензиат вправе осуществлять деятельность до момента переоформления лицензии, за исключением изменения адреса или перечня выполняемых работ или оказываемых услуг.

Для осуществления процесса переоформления лицензии, лицензиат или его представитель передает в лицензируемый орган заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии и оригинал действующей лицензии. Заявление и прилагаемые документы могут быть доставлены в орган лично, направлены по почте или в форме электронных документов.

При реорганизации компании в форме преобразования заявление о переоформлении лицензии направляется в лицензирующий орган не более, чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений. Заявление и прилагаемые документы принимаются органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема передается заявителю. В срок, предусмотренный действующим законодательством, лицензирующий орган принимает решение о переоформлении лицензии или отказе в таком действии.

Осуществление лицензионного контроля

В соответствии со статьей 19 Закона, к отношениям, непосредственно связанным с реализацией лицензионного контроля, используется положение Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В отношении соискателя или лицензиата лицензирующим органом могут проводится внеплановые проверки. Основанием для проведения проверки является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии. Предметом проверки является состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования и других объектов, которые предполагается использовать соискателем или лицензиатом при осуществлении деятельности. Также проводятся документарные проверки, плановые (в соответствии с ежегодным планом) и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.

Для включения лицензиата в ежегодный план проверки должны быть основания. Ими являются:

  1. истечение 1 года со дня принятия решения о регистрации лицензии или ее переоформлении;
  2. истечение 3-х лет с момента окончания последний плановой проверки;
  3. истечение срока установленного Правительством РФ со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, который осуществляет деятельность в области образования, здравоохранения или в социальной сфере;
  4. в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода.

Внеплановая проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

  1. истек срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
  2. поступление в лицензионный орган сведений или обращений о фактах грубых нарушений лицензиатом законных требований (обратиться могут как граждане, так и другие компании или ИП, средства массовой информации, органы власти);
  3. истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  4. при досрочном исполнении лицензиатом предписания лицензирующего органа, при наличии соответствующего ходатайства;
  5. при наличии приказа лицензирующего органа, изданного согласно поручения Правительства РФ или Президента РФ.

Пункт 11 статьи 19 Закона устанавливает, что полный перечень грубых нарушений лицензионных требований фиксируется специальным положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом к ним относятся те требования, нарушение которых может повлечь за собой:

  • возникновение угрозы жизни человека или вреда животным и растениям, вреда окружающей среде или объектам культурного наследия, угрозы чрезвычайной ситуации;
  • человеческие жертвы либо причинение тяжкого вреда здоровью человеку, вреда средней тяжести двух и более граждан;
  • нанесение ущерба правам и законным интересам граждан, обороне и безопасности страны.

Лицензирующий орган при осуществлении лицензионного контроля вправе получать необходимую ему информацию, подтверждающую достоверность представленных лицензиатом сведений и документов.

Приостановление, прекращение или аннулирование действия лицензии

Порядок приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования лицензии регламентирует статья 20 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

Лицензируемым органом действие лицензии может быть приостановлено по следующим основаниям:

  1. лицензиат был привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований в установленный срок;
  2. лицензиату было назначено административное наказание в виде приостановления деятельности за грубое нарушение требования лицензионного законодательства.

Важно! Сведения о приостановлении действия лицензии, также как и последующем возобновлении, вносятся в реестр лицензий.

Лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления контролирующего лицензирующего органа. Прекращение лицензии может быть связано с прекращением вида деятельности лицензиата, если:

  1. лицензиат предоставил в лицензирующие органы заявление о прекращении деятельности;
  2. физическое лицо прекратило свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или юридическое лицо прекратило свою деятельность;
  3. есть решение суда об аннулировании лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течении 10 дней с момента получения:

  • заявления лицензиата;
  • сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • выписки решения суда об аннулировании лицензии уже вступившего в законную силу.

Решение лицензирующего органа оформляется в соответствии с законом и доводится до сведения лицензиата в том же порядке, что и решение о предоставлении лицензии. Действие лицензии прекращается со дня принятия органом соответствующего решения.

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых МКД является лицензированной.

Субъекты хозяйствования, изъявившие желание осуществлять некоторые виды деятельности, в том числе в области ЖКХ, сталкиваются с таким понятием, как лицензионный контроль. Что это такое? Каковы функции, требования и формы проведения лицензионного контроля? Обо всем, что связано с этим понятием, вы узнаете из данной статьи.

Понятие и цели лицензионного контроля

Лицензионный контроль (в том числе и жилищный) – это административно-правовая процедура, направленная на установление и устранение имеющихся правовых нарушений в сфере деятельности, связанной с лицензированием.

Контроль за соблюдением лицензионных требований, применим к юрлицам и ИП, которые проводят лицензированную деятельность. В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых многоквартирных домов является лицензированной.

В стадии лицензионного контроля входит:

  • получение контролирующими субъектами необходимых данных;
  • анализ и сопоставление данных (сравнительный анализ);
  • определение правовой квалификации;
  • принятие решения и установленных законом мер в отношении лицензиата.

Целью лицензионного контроля является осуществление проверочных функций, связанных с полнотой и достоверностью информации о соискателе либо о лицензиате. Такая информация содержится в заявлениях на получение лицензии, в документации, определяющей возможность выполнять лицензионные требования и условия, а также в проверке соблюдения лицензионных требований и условий в процессе деятельности.

Субъекты лицензионного контроля

Лицензирование – это не только деятельность, направленная на выдачу или переоформление лицензий. В данное понятие входит и контроль лицензирующего органа за выполнением установленных требований при ведении деятельности.

Контролировать выполнение таких требований вправе лицензирующий орган (субъект лицензионного контроля), на которого возложены соответствующие функции в пределах его компетенции.

Порядок организации и осуществления контроля предусмотрен ст.19 ФЗ от 4.05.11 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензионный контроль осуществляется посредством проведения документальных проверок, в ходе которых сопоставляются сведения, предоставленные субъектом хозяйствования с данными ЕГР юрлиц и ИП.

Порядок осуществления лицензионного контроля

Субъекты лицензионного контроля проводят документальные проверки, которые, согласно ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», бывают выездные и невыездные, плановые и внеплановые.

Выездные документальные проверки, в отличие от невыездных, проводятся по месту расположения юрлица или ИП.

Жилищным Кодексом предусмотрены такие понятия, как государственный жилищный надзор, муниципальный и общественный жилищный контроль. Фактически это деятельность уполномоченных органов, в функции которых входит установление фактов нарушения правил и требований, определенных нормативными актами жилищного законодательства, законодательства о повышении энергоэффективности и энергосбережения, порядка формирования и использования фонда капремонта.

Основание для проведения документальных проверок

Плановые проверки субъекта хозяйствования предусмотрены годовым графиком (планом проверок), который разрабатывается и утверждается в установленном законом порядке. Существуют следующие основания для включения субъекта хозяйствования в госплан:

  • если с момента оформления либо переоформления лицензии прошел 1 год;
  • по истечении 3 лет с момента проведения плановой документальной проверки;
  • по истечении установленных законодательством сроков с момента проведения проверки субъекта хозяйствования, который проводит лицензируемую деятельность в определенных сферах.

Внеплановые проверки проводятся:

  • по истечении срока выполнения субъектом хозяйствования предписания об устранении нарушений лицензионных требований;
  • в случае письменного обращения граждан, ИП, юрлиц, а также при поступлении информации от органов госвласти, из медиа-средств о грубых нарушениях правил лицензирования;
  • по истечении срока приостановления действия разрешительного документа;
  • при наличии ходатайств субъекта лицензирования;
  • при наличии распоряжения или требования, выданного субъектом лицензирования на основании поручений высших органов власти.

Внеплановые документальные проверки

С целью получения или переоформления лицензии в органы, осуществляющие функции контроля, подается соответствующее заявление. Предметом внеплановых документарных проверок соискателей или лицензиатов являются данные, которые содержатся в документах и самом заявлении и их сравнительная оценка с данными, отраженными в ЕГР юрлиц и ИП, а также в иных государственных информационных источниках.

Кроме этого, в процессе проведения внеплановой выездной проверки проверяется наличие сотрудников, удостоверяется надлежащее техсостояние помещения, здания, сооружения, средств и оборудования, а также других объектов, использование которых предполагается при осуществлении лицензированной деятельности субъектом хозяйствования. То есть проверяется возможность осуществления функций, заявленных в регистрационных документах.

Нарушения лицензионных требований

Подробный и полный перечень нарушений установлен нормативными актами о лицензировании соответствующего вида хозяйственной деятельности. Как правило, к ним относят нарушения, связанные:

  • с риском нанесения значительного вреда жизни и здоровья людей;
  • с угрозой людских жертв или причинения значительного вреда здоровью людей, причинения вреда средней тяжести здоровью 2 и более людей;
  • с нанесением ущерба правам и интересам граждан, обороноспособности и безопасности страны;
  • с нанесением вреда флоре и фауне;
  • с нанесением вреда историческим и культурным памятникам;
  • с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации (техногенной катастрофы).

Функции субъектов лицензионного контроля

Должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, вправе привлекать экспертные организации к проведению проверки. Предоставление документов для проведения документальной проверки осуществляется на основании письменного запроса уполномоченных органов местного самоуправления.

При проведении документальных проверок, должностные лица наделены следующими функциями:

  • запросить и получить от соискателя или лицензиата документы, которые касаются предмета такой проверки, проводить их анализ, при необходимости изготавливать копии;
  • использовать при проведении проверки техсредства: компьютеры, электронные носители информации, калькуляторы, копировальные аппараты, сканеры, телефоны, средства фиксации (аудио- и видеосвязи), фотоаппараты;
  • потребовать от субъекта хозяйствования необходимые письменные объяснения, если в процессе проверки выявлены нарушения, противоречия в предоставленных документах, ошибки или несоответствия данных, предоставленных к проверке с данными, полученными субъектом лицензионного контроля;
  • осуществлять в ходе проведения проверки иные, предусмотренные законом, действия.

Функциональные обязанности проверяющих

В обязанности должностных лиц, осуществляющих лицензионный контроль, входит:

  • своевременное и в полном объеме выполнение полномочий, связанных с предупреждением нарушений условий лицензирования;
  • соблюдение требований законов РФ, устанавливающих права и законные интересы проверяемых субъектов хозяйствования;
  • проведение проверок на законных;
  • осуществление проверки исключительно в период выполнения своих должностных обязанностей;
  • предъявление служебного удостоверения, распоряжения либо приказа на проверку;
  • допуск к проверке руководителя или представителя субъекта хозяйствования, предоставление разъяснений по поводу выявленных нарушений или несоответствий;
  • предоставление присутствующим должностным лицам субъекта хозяйствования документов или данных, которые относятся к проверке;
  • ознакомление руководителя либо представителей субъекта хозяйствования с полученными результатами;
  • при обжаловании действий, обосновывать их проведение в порядке, установленном законом;
  • соблюдение установленных сроков проведения проверки;
  • ознакомление должностных лиц с регламентом проведения проверки;
  • соблюдение порядка выхода на проверку.

Требование документов, не связанных с проведением проверки и предоставление которых не предусмотрено законодательством, запрещено.

Изменения в лицензировании энергосбытовой деятельности

Статьи по теме

Правительство РФ подготовило и внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электроэнергетике“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».

Законопроект о лицензировании энергосбытовой деятельности направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков.

Законопроект разработан в целях стимулирования энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к повышению качества их деятельности, в т. ч. к надлежащему исполнению своих обязанностей по оплате электрической энергии и мощности.

Предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) и Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании):

  • установить, что энергосбытовая деятельность осуществляется на основании лицензии, которую выдает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;
  • предусмотреть, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования энергосбытовой деятельности, применяются положения Закона о лицензировании с учетом особенностей, установленных Законом об электроэнергетике;
  • определить основные лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности и предоставить Правительству РФ полномочия по установлению дополнительных лицензионных требований, в т. ч. требований по выполнению показателей финансового состояния и соблюдению финансовой дисциплины энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков;
  • установить, что контроль за соблюдением лицензионных требований осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с положением о лицензировании энергосбытовой деятельности. Указанное положение утверждает Правительство РФ на основании Закона о лицензировании;
  • установить, что положение о лицензировании энергосбытовой деятельности может предусматривать отдельные требования для получения лицензий для осуществления энергосбытовой деятельности на территориях, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка, неценовые зоны оптового рынка, на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также для территориальных сетевых организаций, осуществляющих функции гарантирующего поставщика;
  • определить порядок формирования и актуализации реестров информации, содержащих сведения о лицензировании энергосбытовой деятельности: выданных и аннулированных лицензиях, сведения о лицензиатах, о должностных лицах лицензируемых организаций и т. д.

Кроме того, законопроект предлагает внести изменения в КоАП РФ в части установления административной ответственности:

  • за осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии;
  • за осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
  • за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, осуществляющего контроль в сфере энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований.

Проект закона о лицензировании энергосбытовой деятельности содержит переходные положения, благодаря чему возможно применять его положения в полном объеме с 1 июля 2017 г. (переходный период). Субъекты лицензирования в переходный период должны привести параметры своей финансово-хозяйственной деятельности в соответствие с лицензионными требованиями и получить лицензию на осуществление энергосбытовой деятельности до 1 июля 2017 г. Предлагается запретить с 1 июля 2017 г. энергосбытовую деятельность без лицензии.

В то же время экспертное сообщество считает избыточным дополнительное регулирование в отношении гарантирующих поставщиков (ГП), так как их деятельность уже достаточно жестко и подробно регламентирована законодательством.

Правительство установило критерии для получения статуса ГП (разд. XI Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, далее — Правила розничного рынка). ГП обязаны поддерживать показатели финансового состояния, предусмотренные приложением 1 к Правилам розничного рынка. Предусмотрено государственное регулирование сбытовой надбавки ГП (ст. 23.1 Закона об электроэнергетике). Контроль за соблюдением ГП требований, обязанностей и показателей, установленных законодательством, осуществляет ФАС России, органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, органы государственного жилищного надзора.

Существующие механизмы государственного контроля за деятельностью ГП эффективны и достаточны. Одно из центральных направлений проводимой в стране административной реформы — снижение избыточного государственного регулирования. Поэтому дополнительные механизмы государственного контроля в отношении ГП не соответствуют целям реформы.

Введение лицензирования энергосбытовой деятельности не соответствует установленным законом целям лицензирования.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (ст. 2 Закона о лицензировании). Осуществление лицензирования в иных целях не допускается.

В то же время энергосбытовая деятельность не создает и не может создавать угрозу жизни, здоровью и правам человека, не наносит ущерба обороне и безопасности государства. Введение лицензирования энергосбытовой деятельности не соответствует предусмотренному законодателем запрету на произвольное установление такого ограничения в отношении отдельных видов деятельности.

Существуют риски отнесения к субъектам лицензирования импортера электрической энергии, а также производителей оптового рынка.

Согласно законопроекту энергосбытовой деятельностью, для осуществления которой необходима лицензия, является деятельность по продаже другим лицам приобретенной электрической энергии (изменения в ст. 3 Закона об электроэнергетике).

Однако приобретают электроэнергию (мощность) не только ГП и энергосбытовые организации для реализации на розничных рынках. В определенных случаях ее покупают на оптовом рыке генерирующие компании (на балансирующем рынке при превышении объемов потребления электроэнергии над установленным нормативом), а также организации, осуществляющие экспортно-импортные операции (далее — импортеры).

Можно сделать вывод, что импортеры и генерирующие компании оптового рынка также должны будут получать лицензию, что представляется необоснованным.

Чтобы не допустить неоднозначного толкования, необходимо уточнить в законопроекте понятие «энергосбытовая деятельность». Следует прямо закрепить, что требования о получении лицензии не распространяются на производителей электрической энергии и на организации, осуществляющие экспортно-импортную деятельность, и в явном виде указать, что к энергосбытовой деятельности не относятся экспортно-импортные операции.

О новых требованиях к УО в рамках закона о лицензировании энергосбытовой деятельности

Еще одной очень важной и особо ожидаемой ресурсоснабжающими организациями законодательной инициативой стал подготовленный Законодательным собранием Пермского края проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 193 ЖК РФ». Предложено перечень лицензионных требований к субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, дополнить требованием об отсутствии у лицензиата признанной по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за три расчетных периода (расчетных месяца).

Задолженность перед ресурсоснабжающей организацией ставит под угрозу предоставление коммунальных ресурсов в управляемые лицензиатом многоквартирные дома и свидетельствует о ненадлежащей работе с должниками либо о нецелевом расходовании средств.

Примерно 30 % управляющих организаций не перечисляют вовремя собранные у населения деньги за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Дополнение перечня лицензионных требований к субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, будет способствовать уходу с соответствующего рынка услуг неэффективно работающих недобросовестных компаний, а также повышению гарантий своевременного и бесперебойного обеспечения граждан коммунальными ресурсами.

Статья написана по материалам сайтов: kodeks.systecs.ru, ipipip.ru, pravovedus.ru, advokat-malov.ru, www.gkh.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector