+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 29.1.1 КоАП РФ. Направление запроса о правовой помощи

1. При необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, направляет запрос о правовой помощи соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации или на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное.

2. Запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях направляется через:

1) Верховный Суд Российской Федерации — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

3) Министерство юстиции Российской Федерации — по вопросам, связанным с судебной деятельностью судов, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части;

4) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации — в отношении процессуальных действий по вопросам их административной деятельности;

5) орган, уполномоченный в соответствии с международным договором Российской Федерации об оказании правовой помощи на направление и получение запросов, связанных с реализацией соответствующего международного договора;

6) Генеральную прокуратуру Российской Федерации — в остальных случаях.

3. Запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях и прилагаемые к нему документы сопровождаются заверенным переводом на официальный язык запрашиваемого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 29.1.1 КоАП РФ

1. Как следует из практики применения КоАП РФ, при рассмотрении дел об административных правонарушениях неоднократно возникали ситуации, когда необходимые для рассмотрения таких дел сведения или доказательства находились за пределами РФ. Аналогичные проблемы возникали и у уполномоченных лиц и органов иностранных государств, в связи с чем от них поступали ходатайства и запросы в целях получения необходимой для правильного рассмотрения дел информации.

В целях устранения существующего пробела в административном законодательстве законодателем в состав КоАП РФ была введена данная глава, регламентирующая порядок оказания правовой помощи при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

В случае возникновения в ходе производства по делу об административном правонарушении у осуществляющих его лиц необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий они вправе направить соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства запрос о правовой помощи.

Направление таких запросов осуществляется в соответствии с международным договором РФ и страной, где запрашиваются сведения, или на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное.

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрен четкий иерархический порядок направления запросов об оказании правовой помощи с указанием полного перечня организаций, ведомств и органов, уполномоченных направлять такие запросы в зависимости от уровня должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В случаях, если международным договором РФ с иностранным государством не предусмотрен конкретный язык, на котором должны быть оформлены запросы о правовой помощи, они вместе с приложенными документами в обязательном порядке направляются с заверенным переводом на официальный язык запрашиваемого государства.

Статья 29.1.1. Направление запроса о правовой помощи

СТ 29.1.1 КоАП РФ

1. При необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, направляет запрос о правовой помощи соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации или на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное.

2. Запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях направляется через:

1) Верховный Суд Российской Федерации — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

3) Министерство юстиции Российской Федерации — по вопросам, связанным с судебной деятельностью судов, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части;

4) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации — в отношении процессуальных действий по вопросам их административной деятельности;

5) орган, уполномоченный в соответствии с международным договором Российской Федерации об оказании правовой помощи на направление и получение запросов, связанных с реализацией соответствующего международного договора;

6) Генеральную прокуратуру Российской Федерации — в остальных случаях.

3. Запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях и прилагаемые к нему документы сопровождаются заверенным переводом на официальный язык запрашиваемого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 29.1.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Правовая помощь является необходимой формой юридической деятельности, которая осуществляется посредством межгосударственного сотрудничества. Существует долгая практика межгосударственного сотрудничества по уголовным, гражданским и семейным делам, что отражается в действующем процессуальном законодательстве РФ. Например, в УПК РФ существует разд. XVIII, посвященный порядку взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.

2. Важнейшими целями правовой помощи следует считать установление всех фактических обстоятельств по каждому делу об административном правонарушении и неотвратимость административной ответственности.

Субъектами правовой помощи являются должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении в Российской Федерации, и должностные лица либо государственные органы иностранного государства.

3. Основанием для обращения к иностранному государству должна быть необходимость производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ.

В отличие от УПК РФ комментируемая статья не приводит перечень таких процессуальных действий.

К числу административно-процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ, запрос о производстве которых может быть направлен иностранному государству, можно отнести: получение объяснений от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от потерпевшего, свидетеля; получение проб и образцов для проведения последующего исследования на территории Российской Федерации; истребование вещественных доказательств и документов; получение результатов применения специальных технических средств; истребование иных сведений, необходимых для правильного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ, могут применяться в иностранном государстве, если это специально оговорено в международном договоре.

Например, в соответствии с Соглашением о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, заключенным в г. Астане 5 июля 2010 г., таможенные органы при исполнении поручений о проведении отдельных процессуальных и иных действий производят: опрос лиц, в отношении которых ведется административный процесс (осуществляется административное производство), и свидетелей; изъятие либо арест товаров и документов, являющихся вещественными доказательствами или предметами административного правонарушения; истребование документов, необходимых для производства по делу; осмотр; получение необходимой для производства по делу или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц; вручение документов или их копий участникам административного процесса (производства); экспертизу и иные действия.

4. Согласно комментируемой статье запрос о правовой помощи может быть сделан должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая примечание к ст. 2.4 КоАП РФ, к должностным лицам также относятся и судьи. Исходя из этого запрос о правовой помощи может быть сделан как должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, в том числе и в рамках административного расследования, так и судьей при рассмотрении данного административного дела.

5. Правовая помощь оказывается в объеме, установленном международным договором или договоренностями, достигнутыми на основе международных принципов взаимности и вежливости, а также с учетом оговорок и заявлений Российской Федерации к международным договорам.

Под международным договором РФ, являющимся основанием для направления запроса о правовой помощи, надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, соглашение и т.д.) (ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ О международных договорах Российской Федерации»).

В соответствии с п. 3 ст. 5 указанного Закона положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие акты.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

6. Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 653 «О заключении Соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств» урегулирован порядок заключения соглашений о сотрудничестве между МВД России и компетентными ведомствами иностранных государств, а также утверждено типовое соглашение о сотрудничестве.

7. Принцип взаимности как основание для направления запроса о правовой помощи позволяет осуществлять оказание государствами правовой помощи друг другу при отсутствии соответствующих двусторонних и многосторонних договоров. Принцип взаимности означает взаимное признание несколькими государствами действия их законов и, как следствие, выполнение определенных действий, содействующих исполнению этих законов, независимо от отсутствия нормативного акта, регулирующего отношения между государствами в данной сфере.

8. В международных договорах РФ устанавливается перечень оснований для отказа в оказании правовой помощи.

Например, в соответствии со ст. 13 Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях в оказании правовой помощи по делам об административных правонарушениях отказывается, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам запрашиваемой стороны либо противоречит ее законодательству.

9. В ч. 2 комментируемой статьи перечислены государственные органы, которые уполномочены направлять запросы о правовой помощи в иностранные государства.

Инициатором запроса о правовой помощи является должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, а исполнителем запроса выступают государственные органы, уполномоченные направлять запросы о правовой помощи в иностранные государства.

Инициатор запроса обязан направить запрос о правовой помощи по подведомственности, указанной в ч. 2 комментируемой статьи.

Международным договором могут предусматриваться органы, которые также осуществляют межгосударственное взаимодействие. В этом случае действуют правила, установленные международным договором.

Например, согласно ст. 8 Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях запросы о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий могут направляться как между территориальными таможенными органами, так и через центральные таможенные органы.

Во всех остальных случаях запрос должен направляться в Генеральную прокуратуру РФ.

Порядок рассмотрения данных запросов в самих судебных и государственных органах, а также последующее их направление в иностранные государства регламентируются ведомственными документами этих учреждений. Например, Приказом Минюста России от 24.12.2007 N 249 утверждены Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи.

10. Частью 3 комментируемой статьи установлено, что запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях, а также все прилагаемые к нему документы должны быть переведены на официальный язык запрашиваемого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Это интересно:  Статья 18 Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП) с комментариями

Так, в соответствии со ст. 3 Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях переписка и обмен информацией в рамках данного Соглашения ведутся на русском языке.

Обязанность по переводу запроса и прилагаемых документов возлагается на инициатора запроса — государственный орган исполнительной власти, должностное лицо которого осуществляет производство по делу об административном правонарушении, если иное не предусмотрено ведомственными или межведомственными документами.

Переведенный запрос и прилагаемые документы должны быть заверены либо переводчиком, либо исполнителем запроса, в предусмотренных международным договором случаях и тем и другим.

11. В адрес компетентных органов иностранных государств исполнителями запроса о правовой помощи, как правило, направляются служебные письма (либо поручения). Они подписываются либо руководителем государственного органа (судебного органа), его заместителями, руководителями структурных подразделений центрального аппарата или специально уполномоченными лицами. В служебных письмах (поручениях) по вопросам правовой помощи дается ссылка на нормы применяемого международного договора, указываются подробные сведения об инициаторе запроса, краткое содержание запроса и результаты его рассмотрения, исходящий номер и дата письма инициатора запроса, другие необходимые данные, а также сведения о соблюдении условий международных договоров в отношении перевода документов на официальный язык запрашиваемого государства.

Правовая помощь по делам об административных правонарушениях

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• порядок подготовки о правовой помощи по делам об административных правонарушениях;

уметь

• оценивать доказательства по делу об административном правонарушении, полученные на территории иностранного государства;

владеть

• навыками подготовки необходимых документов для вызова свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами Российской Федерации.

Запросы о правовой помощи и административное преследование. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства

Положения о правовой помощи по делам об административных правонарушениях в КоАП РФ (гл. 29.1) были введены сравнительно недавно Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Статья 29.1.1 КоАП РФ регламентирует общий порядок направления запроса о правовой помощи:

«1. При необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных КОАП РФ, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, направляет запрос о правовой помощи соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства в соответствии с международным договором РФ или на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное.

2. Запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях направляется через:

1) Верховный Суд РФ – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;

2) Высший Арбитражный Суд РФ – по вопросам судебной деятельности арбитражных судов РФ;

3) Министерство юстиции РФ – по вопросам, связанным с судебной деятельностью судов, за исключением случаев, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части;

4) Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков – в отношении процессуальных действий по вопросам их административной деятельности;

5) орган, уполномоченный в соответствии с международным договором РФ об оказании правовой помощи на направление и получение запросов, связанных с реализацией соответствующего международного договора;

6) Генеральную прокуратуру РФ – в остальных случаях.

3. Запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях и прилагаемые к нему документы сопровождаются заверенным переводом на официальный язык запрашиваемого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ».

Запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях составляется в письменной форме, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать (ст. 29.1.2):

1) наименование органа, от которого исходит запрос о правовой помощи;

2) наименование и местонахождение органа, в который направляется запрос о правовой помощи;

3) наименование дела об административном правонарушении и характер запроса о правовой помощи;

4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос о правовой помощи, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их наименование и местонахождение;

5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного административного правонарушения, его квалификации, текст соответствующей статьи КоАП РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным правонарушением.

Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими запроса о правовой помощи по делам об административных правонарушениях или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении административного преследования в соответствии с международными договорами РФ или на началах взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории РФ в соответствии с требованиями ст. 29.1.3 КоАП РФ.

Исполнение запроса о правовой помощи в Российской Федерации предусмотрено ст. 29.1.5 КоАП РФ, согласно которой:

«1. Суд, должностные лица федеральных органов исполнительной власти исполняют переданные им в установленном порядке запросы о правовой помощи по делам об административных правонарушениях, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами РФ или на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное.

2. При исполнении запроса о правовой помощи применяются нормы КоАП РФ. В случае если в запросе содержится просьба о применении процессуальных норм законодательства иностранного государства, должностное лицо, исполняющее запрос, применяет законодательство этого иностранного государства при условии, что его применение не противоречит законодательству РФ и практически осуществимо.

3. При исполнении запроса о правовой помощи могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами РФ или письменными обязательствами о взаимодействии па началах взаимности.

4. Если запрос о правовой помощи не может быть исполнен полностью или в какой-либо части, полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос.

5. Запрос о правовой помощи возвращается полностью или в какой-либо части в случае, если:

1) он полностью или в какой-либо части противоречит законодательству РФ или международному договору РФ, в соответствии с которым он направлялся;

2) исполнение запроса полностью или в какой-либо части может нанести ущерб суверенитету или безопасности РФ;

3) аналогичные запросы государственных органов РФ не исполняются в иностранном государстве на началах взаимности».

В случае совершения административного правонарушения на территории РФ иностранным юридическим лицом или иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ все материалы возбужденного и расследуемого дела об административном правонарушении передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления административного преследования (ст. 29.1.6 КоАП РФ).

Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении административного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего административное правонарушение на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, или российского юридического лица, совершившего административное правонарушение за пределами территории РФ, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Производство по делу об административном правонарушении и его рассмотрение в таких случаях осуществляются в порядке, установленном КоАП РФ (ст. 29.1.7).

Таможенные органы РФ при направлении международных запросов кроме КоАП РФ также руководствуются:

• Соглашением о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 50 «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам»), ратифицированным Федеральным законом от 07.02.2011 № 13-ФЗ;

• межправительственными соглашениями о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах [1] ;

• Решением Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб Содружества Независимых Государств от 14.05.2009 № 10/2 «Об утверждении Единого порядка обмена информацией по запросам правоохранительных подразделений таможенных служб государств – участников СНГ в связи с проведением проверок и обменом упреждающей информацией по выявленным или предполагаемым правонарушениям и производством по делам о нарушении таможенных правил»;

• приказом ФТС России «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок»;

• письмом ГТК России от 13.12.2001 № 17-12/49359 «О методических рекомендациях по подготовке международных запросов по делам о нарушении таможенных правил»;

• иными актами нормативного и ненормативного характера.

При этом следует обратить внимание, что порядки обмена информацией по делам об административных правонарушениях между таможенными органами государств – членов ТС, таможенными органами государств – участников СНГ, таможенными органами РФ и таможенными органами иных государств в рамках межправительственных соглашений имеют существенные различия.

Например, международные запросы по делам об административных правонарушениях в таможенные службы иностранных государств (государств – не участников СНГ и государств – не членов ТС) или международные правоохранительные организации таможенные органы РФ направляют через Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, которое принимает решение о целесообразности направления каждого запроса и в случае положительного решения передает запрос в Главное управление по борьбе с контрабандой ФТС России для приведения в соответствие с правовыми актами о международном таможенном сотрудничестве, перевода на иностранный язык и направления в таможенную службу соответствующего иностранного государства либо в международную правоохранительную организацию. Данные запросы могут направляться по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.17, 16.18, 16.19, 16.21 КоАП РФ, и должны содержать просьбу предоставить документы или информацию (наиболее важную и существенную), а не являться поручением на совершение отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства. Сроки исполнения таких международных запросов межправительственными соглашениями о взаимной помощи и сотрудничестве в таможенных делах не оговариваются.

Таможенные органы государств – участников СНГ (региональные таможенные управления, таможни) имеют право запрашивать напрямую друг у друга информацию или документы но делам об административных правонарушениях. Срок исполнения запроса не более двух месяцев, с пометкой «срочно» – не более двух недель.

Возможности таможенных органов государств – членов ТС в рамках правовой помощи по делам об административных правонарушениях более широки – кроме обмена информацией об административных правонарушениях и лицах, их совершивших, направления запросов, они также имеют право поручать друг другу проведение отдельных процессуальных действий. Запрос о предоставлении информации и документов, поручение о проведении отдельный процессуальных действий исполняется в течение одного месяца

со дня их получения, с пометкой «срочно» – не более двух недель.

Вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами Российской Федерации

Согласно ч. 1 ст. 29.1.4 КоАП РФ свидетель, потерпевший, их представители, эксперт, находящиеся за пределами территории РФ, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, для производства процессуальных действий на территории РФ.

Это интересно:  Статья 979 ГК РФ. Обязанности наследников поверенного и ликвидатора юридического лица, являющегося поверенным

Запрос о вызове направляется в порядке, установленном ч. 2 ст. 29.1.1 в соответствии с ч. 2 ст. 29.1.4 КоАП РФ.

Процессуальные действия с участием явившихся по вызову лиц, указанных в ч. 1 ст. 29.1.4 КоАП РФ, производятся в порядке, установленном КоАП РФ (ч. 3 ст. 29.1.4).

Явившиеся по вызову свидетель, потерпевший, их представители, эксперт не могут быть на территории РФ привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы РФ. Действие такой гарантии прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию РФ до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда оно официально было уведомлено, что его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию (ч. 4 ст. 29.1.4).

Лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства, вызывается в порядке, установленном ст. 29.1.4 КоАП РФ, при условии, что это лицо временно передается на территорию РФ компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для совершения действий, указанных в запросе о вызове. Такое лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории РФ, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства. Это лицо должно быть возвращено на территорию соответствующего иностранного государства в сроки, указанные в ответе на запрос о вызове. Условия передачи или отказа в ней определяются международными договорами РФ или письменными обязательствами о взаимодействии па началах взаимности (ч. 5 ст. 29.1.4).

  • [1] Перечень иностранных государств, с которыми имеются соответствующие межправительственные соглашения (по состоянию на 2006 г.) – см. приложение к Инструкции о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок, утвержденной приказом ФТС России от 27.07.2006 № 703.

Фотогалерея

Добро пожаловать на сайт http://lada110atricom.ru

У многих людей есть собственные автомобили, различных марок, комплектаций, тюнингованные и просто «серые» авто для повседневной езды. Кто-то делает различные примочки для авто своими руками, кто-то загоняет в специальные сервисы, а кто-то просто любуется на то как люди это делают. Собственно об этом и хотелось бы поговорить — о тюнинге!

Раньше у меня не было автомобиля и как-то не было в нём необходимости, но в душе всегда хотелось посидеть, порулить и насладиться скоростью. Первым шагом к покупке авто стало получение водительских прав, на которые я пошёл обучаться также спонтанно. Вообщем отучился 3 месяца в ДОСААФе и 29.02.2008 года я получил своё водительское удостоверение. Время от времени возникало желание купить автомобиль, но не было средст для его покупки, да и стал задумываться о том — собственну «куда ездить то ?», до работы идти 15 минут, дачу давно забросили и получается что машина и не нужна.

Время шло, годы летели, слухи шли о кризисе. К тому времени удалось немного скопить наличности, которые было всё-таки решено вложить в какое-нибудь автомобильное средство, пока они не пропали . Одним чудесным утром, собравшись, мы поехали на авторынок в Саратов с целью выбора автомобиля для меня. Пришлось занять у знакомых не малую ещё дополнительную сумму наличности, а то моих скоплений не хватало.

Отправились в дорогу, ехали-ехали и наконец приехали. Пошли по рынку.

В Саратове автомобилей было много, одни не по нашим деньгам, другие слишком убитые, вообщем бродили-бродили и увидели ВАЗ2110 красного цвета (мой любимый цвет). Спустя некоторое время, после долгих хождений всё-таки было решено приобрести первый понравившийся автомобиль и ехать уже наконец-то домой.

Всё бы ничего, но в Красноармейске на посту ДПС нас остановили для проверки документов. А я по глупости взял с собой только права, а остальные доки остались у мамки, которая на другой машине с водителем уехали вперёд. Благо остановились метрах в 300 от нас. Инспектору пришлось ждать некторое время, на что он сделал грозное выражение лица. Принесли документы, всё проверили, но всё-таки докапались до того, что не было аптечки, огнетушителя и знака. А то что автомобиль даже и на транзитных номерах и только что куплен его не волновало, пришлось заплатить некоторый штраф в фонд Инспектора. Сели в машину, заправились и отправились дальше в путь.

Вот и краткая история о шагах к покупке первого автомобиля, который до сегодняшнего дня со мной, радует меня. Время от времени что-то делаю для души в ней, небольшой тютинг и т.п. о чём я расскажу в своём Бортовом журнале .

Высказывайте свои мнения о моей работе, ну и просто так можно что-то обсудить, дальнейшие работы, планы.

Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Глава 29.1. ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 29.1.1. Направление запроса о правовой помощи

Комментарий к статье 29.1.1

  1. Правовая помощь является необходимой формой юридической деятельности, которая осуществляется посредством межгосударственного сотрудничества. Существует долгая практика межгосударственного сотрудничества по уголовным, гражданским и семейным делам, что отражается в действующем процессуальном законодательстве РФ. Например, в УПК РФ существует разд. XVIII, посвященный порядку взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.
  2. Важнейшими целями правовой помощи следует считать установление всех фактических обстоятельств по каждому делу об административном правонарушении и неотвратимость административной ответственности.

Субъектами правовой помощи являются должностные лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении в Российской Федерации, и должностные лица либо государственные органы иностранного государства.

  1. Основанием для обращения к иностранному государству должна быть необходимость производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ.

В отличие от УПК РФ комментируемая статья не приводит перечень таких процессуальных действий.

К числу административно-процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ, запрос о производстве которых может быть направлен иностранному государству, можно отнести: получение объяснений от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от потерпевшего, свидетеля; получение проб и образцов для проведения последующего исследования на территории Российской Федерации; истребование вещественных доказательств и документов; получение результатов применения специальных технических средств; истребование иных сведений, необходимых для правильного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ, могут применяться в иностранном государстве, если это специально оговорено в международном договоре.

Например, в соответствии с Соглашением о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, заключенным в г. Астане 5 июля 2010 г., таможенные органы при исполнении поручений о проведении отдельных процессуальных и иных действий производят: опрос лиц, в отношении которых ведется административный процесс (осуществляется административное производство), и свидетелей; изъятие либо арест товаров и документов, являющихся вещественными доказательствами или предметами административного правонарушения; истребование документов, необходимых для производства по делу; осмотр; получение необходимой для производства по делу или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц; вручение документов или их копий участникам административного процесса (производства); экспертизу и иные действия.

  1. Согласно комментируемой статье запрос о правовой помощи может быть сделан должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая примечание к ст. 2.4 КоАП РФ, к должностным лицам также относятся и судьи. Исходя из этого запрос о правовой помощи может быть сделан как должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, в том числе и в рамках административного расследования, так и судьей при рассмотрении данного административного дела.

  1. Правовая помощь оказывается в объеме, установленном международным договором или договоренностями, достигнутыми на основе международных принципов взаимности и вежливости, а также с учетом оговорок и заявлений Российской Федерации к международным договорам.

Под международным договором РФ, являющимся основанием для направления запроса о правовой помощи, надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (конвенция, пакт, соглашение и т.д.) (ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации”).

В соответствии с п. 3 ст. 5 указанного Закона положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие акты.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

  1. Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 653 “О заключении Соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств” урегулирован порядок заключения соглашений о сотрудничестве между МВД России и компетентными ведомствами иностранных государств, а также утверждено типовое соглашение о сотрудничестве.
  2. Принцип взаимности как основание для направления запроса о правовой помощи позволяет осуществлять оказание государствами правовой помощи друг другу при отсутствии соответствующих двусторонних и многосторонних договоров. Принцип взаимности означает взаимное признание несколькими государствами действия их законов и, как следствие, выполнение определенных действий, содействующих исполнению этих законов, независимо от отсутствия нормативного акта, регулирующего отношения между государствами в данной сфере.
  3. В международных договорах РФ устанавливается перечень оснований для отказа в оказании правовой помощи.

Например, в соответствии со ст. 13 Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях в оказании правовой помощи по делам об административных правонарушениях отказывается, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам запрашиваемой стороны либо противоречит ее законодательству.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи перечислены государственные органы, которые уполномочены направлять запросы о правовой помощи в иностранные государства.

Инициатором запроса о правовой помощи является должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, а исполнителем запроса выступают государственные органы, уполномоченные направлять запросы о правовой помощи в иностранные государства.

Инициатор запроса обязан направить запрос о правовой помощи по подведомственности, указанной в ч. 2 комментируемой статьи.

Международным договором могут предусматриваться органы, которые также осуществляют межгосударственное взаимодействие. В этом случае действуют правила, установленные международным договором.

Например, согласно ст. 8 Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях запросы о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий могут направляться как между территориальными таможенными органами, так и через центральные таможенные органы.

Во всех остальных случаях запрос должен направляться в Генеральную прокуратуру РФ.

Порядок рассмотрения данных запросов в самих судебных и государственных органах, а также последующее их направление в иностранные государства регламентируются ведомственными документами этих учреждений. Например, Приказом Минюста России от 24.12.2007 N 249 утверждены Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи.

  1. Частью 3 комментируемой статьи установлено, что запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях, а также все прилагаемые к нему документы должны быть переведены на официальный язык запрашиваемого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Это интересно:  Статья 60.2 ТК РФ. Совмещение профессий (должностей)..

Так, в соответствии со ст. 3 Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях переписка и обмен информацией в рамках данного Соглашения ведутся на русском языке.

Обязанность по переводу запроса и прилагаемых документов возлагается на инициатора запроса – государственный орган исполнительной власти, должностное лицо которого осуществляет производство по делу об административном правонарушении, если иное не предусмотрено ведомственными или межведомственными документами.

Переведенный запрос и прилагаемые документы должны быть заверены либо переводчиком, либо исполнителем запроса, в предусмотренных международным договором случаях и тем и другим.

  1. В адрес компетентных органов иностранных государств исполнителями запроса о правовой помощи, как правило, направляются служебные письма (либо поручения). Они подписываются либо руководителем государственного органа (судебного органа), его заместителями, руководителями структурных подразделений центрального аппарата или специально уполномоченными лицами. В служебных письмах (поручениях) по вопросам правовой помощи дается ссылка на нормы применяемого международного договора, указываются подробные сведения об инициаторе запроса, краткое содержание запроса и результаты его рассмотрения, исходящий номер и дата письма инициатора запроса, другие необходимые данные, а также сведения о соблюдении условий международных договоров в отношении перевода документов на официальный язык запрашиваемого государства.

Статья 29.1.2. Содержание и форма запроса о правовой помощи

Комментарий к статье 29.1.2

  1. 1. Комментируемая статья устанавливает общие требования к содержанию и оформлению в Российской Федерации запросов о правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

Если международным договором РФ установлены иные требования к оформлению запроса о правовой помощи по делам об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

  1. По общему правилу запрос о правовой помощи составляется в письменной форме, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью.

В международном договоре могут быть предусмотрены и иные формы обмена информацией.

Например, в соответствии с Соглашением о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях переписка и обмен информацией в рамках этого Соглашения осуществляются доступными средствами связи, в том числе телефаксимильной и электронной, с обязательной последующей досылкой оригинала почтой.

Следует указать, что запрос о правовой помощи и приложенные к нему документы должны быть аккуратно оформлены, без исправлений, помарок и заверены гербовой печатью государственного органа.

  1. В запросе о правовой помощи в обязательном порядке указывается наименование органа, от которого исходит запрос о правовой помощи. В данном случае имеется в виду государственный орган исполнительной власти, должностное лицо которого осуществляет производство по делу об административном правонарушении. При этом указываются его точное наименование, юридический и фактический адреса, контактные телефоны, электронная почта, сайт государственного органа, а также руководитель данного органа.
  2. В запросе о правовой помощи должно быть указано наименование и местонахождение органа, в который направляется запрос о правовой помощи. Обычно такие органы указываются в международном договоре РФ. В случае если наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос, неизвестны, то запрос адресуется центральному компетентному органу запрашиваемого государства (правительству, министерству иностранных дел, министерству юстиции, министерству внутренних дел и т.п.).
  3. В запросе о правовой помощи в обязательном порядке указываются наименование дела об административном правонарушении и характер запроса о правовой помощи.

Под наименованием дела об административном правонарушении следует понимать название соответствующей статьи (части статьи) КоАП РФ; указание на лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении; дату принятия и название процессуального акта о возбуждении дела об административном правонарушении.

Характер правовой помощи подразумевает указание предусмотренных КоАП РФ процессуальных действий, которые необходимо произвести на территории иностранного государства; иные процессуальные действия, предусмотренные международным договором; обмен информацией; вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории Российской Федерации.

  1. В случае направления запроса о правовой помощи, связанной с получением объяснений физических лиц, сведений о деятельности юридических лиц, а равно проведении в отношении их процессуальных действий, в обязательном порядке должны быть указаны данные о дате, месте рождения физического лица, его гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их наименование и местонахождение.
  2. В запросе о правовой помощи должны быть изложены подлежащие выяснению обстоятельства, которые относятся к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по каждому делу об административном правонарушении. Это способствует правильной и эффективной работе органов и должностных лиц иностранного государства, которые будут исполнять запрос о правовой помощи. Например, если необходимо получить объяснения от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетелей и потерпевших, целесообразно в запросе четко сформулировать вопросы, которые будут им задаваться.

В запросе о правовой помощи следует также указывать перечень документов, подлежащих истребованию, давать описание вещественных доказательств и других доказательств, которые необходимо получить в ходе процессуальных действий.

  1. Важнейшее значение имеют в запросе о правовой помощи сведения о фактических обстоятельствах совершенного административного правонарушения и его квалификация. Это позволяет определить органам и должностным лицам иностранного государства, наказывается ли деяние, в связи с которым поступил запрос, по его административному законодательству. Это позволяет выявлять и пресекать административные правонарушения на территории иностранного государства, изобличать виновных физических и юридических лиц.

Инициатору запроса в обязательном порядке необходимо приложить текст соответствующей статьи КоАП РФ, а при необходимости сообщить сведения о размере вреда, причиненного административным правонарушением.

  1. В запросе о правовой помощи могут указываться и другие дополнительные сведения:

– во-первых, необходимые для своевременного и правильного исполнения запроса;

– во-вторых, предусмотренные международным договором;

– в-третьих, если эти сведения требует иностранное государство.

  1. Следует учитывать, что иностранное государство может допустить представителей российской стороны для участия в процессуальных действиях. Для этого в запрос можно включить данную просьбу об участии в этих процессуальных действиях и заблаговременном извещении должностных лиц российской стороны.

Статья 29.1.3. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства

Комментарий к статье 29.1.3

  1. Комментируемая статья говорит о возможности использования доказательств, полученных на территории иностранного государства при исполнении запроса о правовой помощи в производстве по делу об административном правонарушении. Для этого необходимо соблюдение нескольких условий: во-первых, легальный источник доказательств, т.е. доказательства должны быть получены и закреплены должностными лицами иностранного государства в ходе исполнения ими запроса о правовой помощи по делам об административных правонарушениях; во-вторых, доказательства могут быть направлены в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении административного преследования в соответствии с международными договорами или на началах взаимности; в-третьих, доказательства должны быть заверены и переданы в установленном порядке. При соблюдении данных условий доказательства, полученные на территории иностранного государства, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями КоАП РФ.
  2. В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Следовательно, доказательства, полученные на территории иностранного государства, также подлежат проверке на соответствие требованиям относимости, допустимости и достоверности, которые предъявляются ко всем доказательствам в производстве по делу об административном правонарушении.
  3. Под легализацией документов, созданных в иностранном государстве, понимается формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

В соответствии со ст. 3 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в г. Гааге 5 октября 1961 г. (Россия присоединилась к Гаагской конвенции с 31 мая 1992 г.), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.

Апостилем является специальный штамп, который в соответствии с названной Конвенцией ставится на официальных документах государств – участников Конвенции с целью освободить эти документы от необходимой дипломатической или консульской легализации.

Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к указанной Конвенции. Однако он может быть составлен на официальном языке выдающего его органа. Имеющиеся в нем пункты могут быть также изложены на втором языке. Заголовок “Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)” должен быть дан на французском языке.

Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Заполненный надлежащим образом, он удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступило лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения.

Однако проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, из которого представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Данная Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства. В качестве официальных документов рассматриваются:

– документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

– официальные пометки, такие как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса. При этом Конвенция не распространяется на:

– документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;

– административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

  1. Для того чтобы доказательства, полученные в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, могли использоваться в производстве по делу об административном правонарушении, необходимо произвести действия, направленные на их процессуальную адаптацию, а именно: перевод протоколов процессуальных действий на русский язык; осмотр предметов и документов, обладающих признаками вещественных доказательств, и приобщение их к материалам дела.

Статья написана по материалам сайтов: stkoaprf.ru, www.kodap.ru, studme.org, lada110atricom.ru, zakoniros.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector