+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 27 ГПК РФ. Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

Новая редакция Ст. 27 ГПК РФ

Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ О Верховном Суде Российской Федерации».

Комментарий к Статье 27 ГПК РФ

1. Функции суда первой инстанции в ВС РФ выполняют Коллегия по гражданским делам и Военная коллегия. Коллегия по гражданским делам ВС РФ рассматривает дела, названные в ч. 1 ст. 27 ГПК РФ, за исключением дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Минобороны России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых ФКЗ предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы (п. 1 ч. 3 ст. 9 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Дела об оспаривании ненормативных актов других федеральных органов государственной власти, не названных в п. 1 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ, подсудны районным судам в соответствии с правилами территориальной подсудности, установленными ч. 2 ст. 254 ГПК.

Пункт 2 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ подлежит применению в части оспаривания нормативных правовых актов Правительства с учетом Постановления КС РФ от 27.01.2004 N 1-П. В соответствии с ним ВС РФ вправе рассматривать дела об оспаривании нормативных актов Правительства РФ лишь при условии, что при этом не затрагивается вопрос об их конституционности или о конституционности ФЗ, на котором они основаны, в частности, с точки зрения закрепленных Конституцией разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Указанное Постановление КС РФ касается прежде всего подведомственности судам общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных актов Правительства РФ, а затем уже их подсудности ВС РФ. Оно также применимо к оспариванию нормативных правовых актов Президента РФ.

Пункт 3 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ относит к подсудности ВС РФ дела об оспаривании постановлений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ — таков вывод КС РФ в Определении от 02.02.2006 N 45-О (см. комментарий к ст. 26).

Часть 1 ст. 27 ГПК РФ дополнена нормой о подсудности ВС РФ гражданских дел об оспаривании решений Высшей экзаменационной комиссии — органа судейского сообщества, избираемого Всероссийским съездом судей, по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

В п. 4 ст. 27 ГПК РФ нашли подтверждение правила, установленные п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 41 ФЗ «О политических партиях». На основании заявлений уполномоченных федеральных органов в случаях, предусмотренных ФЗ «О политических партиях», деятельность любой политической партии может быть приостановлена и любая политическая партия может быть ликвидирована лишь на основании решения ВС РФ.

В п. 5 ст. 27 ГПК РФ содержится норма о подсудности ВС РФ дел об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК России. Речь идет о решениях (уклонении от их принятия) по вопросам проведения выборов и референдумов независимо от их уровня. Исключение составляют решения ЦИК России, оставившей без изменения решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума. В этом пункте ст. 27 ГПК РФ не названы дела об оспаривании решений (уклонении от их принятия) должностными лицами ЦИК России. Не названы они и в ст. 26 ГПК РФ как дела, отнесенные к подсудности судов субъектов РФ, из чего следует вывод об их подсудности районным судам.

В соответствии с ч. 2 ст. 259 ГПК РФ ЦИК России вправе обратиться в суд с заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах различными субъектами избирательного права. Родовая подсудность таких дел ни ГПК РФ, ни другими федеральными законами не определена, следовательно, они также подсудны районным судам.

Согласно внесенному Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» ст. 27 ГПК РФ будет изложена в новой редакции, в соответствии с которой ВС РФ будет рассматривать в качестве суда первой инстанции гражданские дела, отнесенные к его подсудности федеральными законами.

2. Перечень дел, подсудных ВС РФ и названных в ч. 1 ст. 27 ГПК РФ, не является исчерпывающим. Так, в соответствии со ст. 89 ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2008) ВС РФ подсудны дела по заявлениям ЦИК России о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума и инициативной агитационной группы.

Другой комментарий к Ст. 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья устанавливает подсудность Верховному Суду РФ дел, подведомственных судам общей юрисдикции.

Верховному Суду РФ подсудны следующие категории гражданских дел:

1) дела об оспаривании ненормативных актов (т.е. актов индивидуального характера) Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Правительства РФ.

Дела об оспаривании ненормативных актов иных федеральных органов государственной власти подсудны районным судам в соответствии с правилами территориальной подсудности, установленными в ч. 2 ст. 254 ГПК;

2) дела об оспаривании нормативных правовых актов (т.е. актов, носящих общеобязательный характер) Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти (федеральных министерств и ведомств).

К компетенции Верховного Суда РФ относятся также подведомственные судам общей юрисдикции дела об оспаривании нормативных правовых актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков);

4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух субъектов РФ и более;

5) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;

7) дела о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ.

Порядок и основания расформирования Центральной избирательной комиссии РФ определены в ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

8) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.

2. Настоящая статья допускает возможность отнесения к подсудности Верховного Суда РФ и других дел.

Статья 27 ГПК РФ. Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Комментарии к ст. 27 ГПК РФ

1. Нормативным правовым актом, принятым федеральным министерством, признается официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом, к примеру Министерством юстиции РФ, во исполнение ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, установивший обязательные предписания, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Об отклонении жалобы ЗАО «Коммерсантъ-Деньги» и ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом»: решение Верховного Суда РФ от 25 июня 1998 года N ГКПИ98-187.

2. В силу положений комментируемой статьи в Верховном Суде РФ подлежат обжалованию нормативные акты Центрального банка РФ. Центральный банк РФ — важное федеральное ведомство, управомоченное в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по вопросам, отнесенным федеральными законами к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. И поэтому в Верховном Суде РФ подлежат обжалованию нормативные акты Центрального банка РФ, адресованные не только физическим, но и юридическим лицам, так как последние являются по своей сути объединениями, созданными гражданами для совместной реализации конституционных прав на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности. Акты Центрального банка РФ могут, к примеру, ограничивать права юридических лиц, возлагая на них дополнительные расходы, вследствие чего уменьшать размер чистой прибыли, а следовательно, и размер выплачиваемых гражданам — участникам хозяйственного общества дивидендов, что отражается на правах указанных граждан .

Это интересно:  Статья 173.1 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования..

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О рассмотрении заявления ООО «Киприана ЛТД» о признании незаконными указаний Центрального банка Российской Федерации: Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 августа 1999 года N КАС99-215.

3. Оспаривание положения нормативного правового акта, которое не носит нормативно-правового характера, не должно служить основанием к изменению подсудности при рассмотрении данного дела, поскольку оспариваемое положение не может рассматриваться и оцениваться в отрыве от самого нормативного правового акта в целом. Поэтому подсудность дел об оспаривании нормативного правового акта в части, независимо от правового характера оспариваемого положения, в любом случае должна определяться на основании п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ и п. 2 ч. 1 комментируемой статьи .

См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 5. [Электронный ресурс]. М., 2006.

4. Верховный Суд РФ рассматривает инвестиционные споры, в частности, о размере, условиях, порядке выплаты компенсаций иностранным инвесторам, о возмещении убытков, причиненных иностранным инвесторам в результате выполнения противоречащих законодательству указаний государственных органов либо должностных лиц, вследствие надлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранным инвестициям, а также заявления, оспаривающие решения органов государственного управления об изъятии иностранных инвестиций, за исключением споров, которые в соответствии с межгосударственным соглашением или законодательными актами подведомственны Высшему Арбитражному Суду РФ .

См.: О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 года N 12/12 // Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам / Сост. А.П. Рыжаков. М.: Издательство «НОРМА» (Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М»), 2001. С. 550.

5. Решение Высшей квалификационной коллегии судей о приостановлении или прекращении полномочий судьи (за исключением решений о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков) может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2009 года N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии».

6. Приостановление и прекращение деятельности общероссийских и международных общественных объединений возможно, когда она противоречит Конституции РФ, законодательству Российской Федерации. Так, к примеру, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

См.: Собр. законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

7. В соответствии с ч. 17 ст. 34, ч. 18 ст. 35 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» Верховный Суд РФ не позднее чем в пятидневный срок рассматривает жалобы на решение Центральной избирательной комиссии РФ об отказе в регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей (уполномоченных представителей политической партии). В течение пяти дней он должен принять решение по жалобе на решение Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации (ч. 4 ст. 39 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). Верховный Суд РФ может отменить решение Центральной избирательной комиссии РФ о результатах выборов Президента РФ в случаях нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (ч. 3 ст. 85 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

8. В ч. 1 ст. 85 Конституции РФ Президенту РФ предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение Верховного Суда РФ.

9. Если областной или другой соответствующий ему суд направляет дело по подсудности в Верховный Суд РФ в нарушение правил подсудности, то Верховный Суд РФ выносит определение о направлении дела в тот суд, которому подсудно дело .

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 3. [Электронный ресурс]. М., 2004.

10. См. также комментарии к ст. 22, 26, 251, 254, 259 ГПК.

Статья 27 ГПК РФ. Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

Текущая редакция ст. 27 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».(Статья в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ.

Комментарий к статье 27 ГПК РФ

1. В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом страны по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, и в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах (гл.39, 41 и 41.1 ГПК) осуществляет судебный надзор за их деятельностью. В случаях, предусмотренных федеральным законом, он также рассматривает гражданские дела в качестве суда первой инстанции (ч.3 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации»)*. Комментируемая статья конкретизирует приведенную конституционную норму, определяя родовую подсудность гражданских дел Верховному Суду РФ.

________________
* СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

Гражданские дела по первой инстанции рассматриваются в Верховном Суде РФ двумя его структурными подразделениями: Судебной коллегией по гражданским делам и Военной коллегией. Распределение дел между двумя коллегиями осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными п. 1 ч. 3 ст. 9 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года «О военных судах Российской Федерации»* (см. комментарий к ст. 25 ГПК).

________________
* СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.

2. При решении вопроса о принятии к своему рассмотрению заявления об оспаривании нормативных постановлений Правительства РФ Верховный Суд РФ должен учитывать постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 2004 года N 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п.2 ч.1 ст. 27, ч.1, 2 п.4 ст. 251, ч.2 и 3 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации* (см. также комментарий к ст. 251 ГПК).

________________
* ВКС РФ. 2004. N 2.

Подробные разъяснения об определении подсудности Верховному Суду РФ дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов даны Пленумом Верховного Суда РФ соответственно в п.2 постановления от 29 ноября 2007 года N 48 (в ред. от 10 июня 2010 года N 13) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» и п.11 постановления от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»*
_______________
* БВС РФ. 2008. N 1; 2009. N 4; 2010. N 8.

Согласно п.2 ст. 26 Федерального закона от 14 марта 2002 года «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»* решения квалификационных коллегий судей о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной ответственности, об отставке судьи и о ее приостановлении, а также об отказе в рекомендации на должность судьи могут быть обжалованы в суд в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего решения. При этом
(п.3 и 4 ст. 26 Закона) решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ по указанным вопросам (кроме решений о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков), решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении и прекращении полномочий судей (кроме решений о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков) либо прекращении их отставки могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ. Иные решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации могут быть обжалованы в соответствующие верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов. Решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков обжалуются в Дисциплинарное судебное присутствие.

_______________
СЗ РФ. 2002. N 11. Ст.1022.

4. В случаях, когда заключение о рекомендации кандидата на должность судьи дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационный экзамен на эту должность принимается Высшей экзаменационной комиссией. Ее решение кандидат может обжаловать в Верховный Суд РФ в течение десяти дней со дня получения удостоверения о результатах экзамена. При этом решение, касающееся оценки знаний кандидата, может быть обжаловано только по основаниям нарушения процедуры вынесения решения либо по основаниям нарушения иных касающихся проведения экзамена требований (п.4 ст. 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 26.4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 388-ФЗ).

Это интересно:  Статья 11.5 КоАП РФ. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов

_______________
СЗ РФ. 2011. N 49 (ч.5). Ст.7066.
5. Порядок приостановления и ликвидации деятельности политических партий как разновидности общероссийских общественных организаций регулируется ст. 39, 41 Федерального закона от 11 июля 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями) «О политических партиях»*, а порядок приостановления и ликвидации иных общероссийских общественных организаций (объединений), а также международных общественных организаций (объединений) регулируется ст. 42, 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общественных объединениях»**.

________________
* СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2003. N 26. Ст. 2574.

** СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018; N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029.

При этом приостановление деятельности и ликвидация политической партии, как и ликвидация общероссийских и международных общественных организаций, возможна лишь по решению Верховного Суда РФ. Приостановление же деятельности общероссийских и международных общественных организаций осуществляется решением федерального органа юстиции или Генерального прокурора РФ.

6. Дела об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии РФ подсудны Верховному Суду РФ, если вопрос рассматривался ею непосредственно. В тех случаях, когда Центральная избирательная комиссия вынесла решение по результатам рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящей избирательной комиссии, дело в зависимости от уровня нижестоящей избирательной комиссии относится к подсудности областного и равного ему по уровню суду в субъекте Российской Федерации или районного суда (см. комментарий к ст. 259 ГПК).

7. Согласно ч.1 ст. 85 Конституции РФ Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать спор на разрешение соответствующего суда.

Выбор соответствующего суда зависит от характера возникших разногласий между названными органами государственной власти. Согласно пп.»б» и «в» ч.3 ст. 125 Конституции РФ споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрешает Конституционный Суд РФ. Разрешение иных разногласий между указанными субъектами относится к компетенции Верховного Суда РФ.

8. Верховному Суду РФ подсудны подведомственные судам общей юрисдикции дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, если законом они не отнесены к подсудности других судов (см. комментарий к ст. 26 и главе 22.1 ГПК).

Консультации и комментарии юристов по ст 27 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 27 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 27. Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».(Статья в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ.

Комментарий к статье 27 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

1. Функции суда первой инстанции в ВС РФ выполняют Коллегия по гражданским делам и Военная коллегия. Коллегия по гражданским делам ВС РФ рассматривает дела, названные в ч. 1 ст. 27 ГПК, за исключением дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Минобороны России, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых ФКЗ предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы (п. 1 ч. 3 ст. 9 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Дела об оспаривании ненормативных актов других федеральных органов государственной власти, не названных в п. 1 ч. 1 ст. 27 ГПК, подсудны районным судам в соответствии с правилами территориальной подсудности, установленными ч. 2 ст. 254 ГПК.

Пункт 2 ч. 1 ст. 27 ГПК подлежит применению в части оспаривания нормативных правовых актов Правительства с учетом Постановления КС РФ от 27.01.2004 N 1-П. В соответствии с ним ВС РФ вправе рассматривать дела об оспаривании нормативных актов Правительства РФ лишь при условии, что при этом не затрагивается вопрос об их конституционности или о конституционности ФЗ, на котором они основаны, в частности, с точки зрения закрепленных Конституцией разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Указанное Постановление КС РФ касается прежде всего подведомственности судам общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных актов Правительства РФ, а затем уже их подсудности ВС РФ. Оно также применимо к оспариванию нормативных правовых актов Президента РФ.

Пункт 3 ч. 1 ст. 27 ГПК относит к подсудности ВС РФ дела об оспаривании постановлений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ — таков вывод КС РФ в Определении от 02.02.2006 N 45-О (см. комментарий к ст. 26).

Часть 1 ст. 27 ГПК дополнена нормой о подсудности ВС РФ гражданских дел об оспаривании решений Высшей экзаменационной комиссии — органа судейского сообщества, избираемого Всероссийским съездом судей, по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

В п. 4 ст. 27 ГПК нашли подтверждение правила, установленные п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 41 ФЗ «О политических партиях». На основании заявлений уполномоченных федеральных органов в случаях, предусмотренных ФЗ «О политических партиях», деятельность любой политической партии может быть приостановлена и любая политическая партия может быть ликвидирована лишь на основании решения ВС РФ.

В п. 5 ст. 27 ГПК содержится норма о подсудности ВС РФ дел об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК России. Речь идет о решениях (уклонении от их принятия) по вопросам проведения выборов и референдумов независимо от их уровня. Исключение составляют решения ЦИК России, оставившей без изменения решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума. В этом пункте ст. 27 ГПК не названы дела об оспаривании решений (уклонении от их принятия) должностными лицами ЦИК России. Не названы они и в ст. 26 ГПК как дела, отнесенные к подсудности судов субъектов РФ, из чего следует вывод об их подсудности районным судам.

В соответствии с ч. 2 ст. 259 ГПК ЦИК России вправе обратиться в суд с заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах различными субъектами избирательного права. Родовая подсудность таких дел ни ГПК, ни другими федеральными законами не определена, следовательно, они также подсудны районным судам.

Согласно внесенному Президентом РФ на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» ст. 27 ГПК будет изложена в новой редакции, в соответствии с которой ВС РФ будет рассматривать в качестве суда первой инстанции гражданские дела, отнесенные к его подсудности федеральными законами.

2. Перечень дел, подсудных ВС РФ и названных в ч. 1 ст. 27 ГПК, не является исчерпывающим. Так, в соответствии со ст. 89 ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2008) ВС РФ подсудны дела по заявлениям ЦИК России о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума и инициативной агитационной группы.

Другой комментарий к статье 27 ГПК РФ

1. Нормативным правовым актом, принятым федеральным министерством, признается официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом, к примеру, Министерством юстиции РФ во исполнение ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, установивший обязательные предписания, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение .

2. В силу положений комментируемой статьи в Верховном Суде РФ подлежат обжалованию нормативные акты Центрального банка РФ. Центральный банк РФ — важное федеральное ведомство, управомоченное в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 20 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по вопросам, отнесенным федеральными законами к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. И поэтому в Верховном Суде РФ подлежат обжалованию нормативные акты Центрального банка РФ, адресованные не только физическим, но и юридическим лицам, так как последние являются по своей сути объединениями, созданными гражданами для совместной реализации конституционных прав на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Акты Центрального банка РФ могут, к примеру, ограничивать права юридических лиц, возлагая на них дополнительные расходы, вследствие чего уменьшать размер чистой прибыли, а следовательно, и размер выплачиваемых гражданам-участникам хозяйственного общества дивидендов, что отражается на правах указанных граждан .

Это интересно:  Статья 694 ГК РФ. Права третьих лиц на вещь, передаваемую в безвозмездное пользование

3. Оспаривание положения нормативного правового акта, которое не носит нормативно-правового характера, не должно служить основанием к изменению подсудности при рассмотрении данного дела, поскольку оспариваемое положение не может рассматриваться и оцениваться в отрыве от самого нормативного правового акта в целом. Поэтому подсудность дел об оспаривании нормативного правового акта в части, независимо от правового характера оспариваемого положения, в любом случае должна определяться на основании п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ и п. 2 ч. 1 комментируемой статьи .

4. Верховный Суд РФ рассматривает инвестиционные споры, в частности, о размере, условиях, порядке выплаты компенсаций иностранным инвесторам, о возмещении убытков, причиненных иностранным инвесторам в результате выполнения противоречащих законодательству указаний государственных органов либо должностных лиц, вследствие надлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранным инвестициям, а также заявления, оспаривающие решения органов государственного управления об изъятии иностранных инвестиций, за исключением споров, которые в соответствии с межгосударственным соглашением или законодательными актами подведомственны Высшему Арбитражному Суду РФ .

5. Решение Высшей квалификационной коллегии судей о приостановлении или прекращении полномочий судьи (за исключением решений о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков) может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2009 года N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии».

6. Приостановление и прекращение деятельности общероссийских и международных общественных объединений возможны, когда она противоречит Конституции РФ, законодательству Российской Федерации. Так, к примеру, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

— об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК России (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

— об отмене регистрации кандидата на должность Президента РФ, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

— о прекращении деятельности инициативной агитационной группы, инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации;

— о расформировании ЦИК России .

8. В соответствии с ч. 17 ст. 34, ч. 18 ст. 35 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» Верховный Суд РФ не позднее чем в пятидневный срок рассматривает жалобы на решение Центральной избирательной комиссии РФ об отказе в регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей (уполномоченных представителей политической партии). В течение пяти дней он должен принять решение по жалобе на решение Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации (ч. 4 ст. 39 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). Верховный Суд РФ может отменить решение Центральной избирательной комиссии РФ о результатах выборов Президента РФ в случаях нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (ч. 3 ст. 85 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

9. В ч. 1 ст. 85 Конституции РФ Президенту РФ предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае не достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение Верховного Суда РФ.

10. Если областной или другой соответствующий ему суд направляет дело по подсудности в Верховный Суд РФ в нарушение правил подсудности, то Верховный Суд РФ выносит определение о направлении дела в тот суд, которому подсудно дело .

11. См. также комментарий к ст. ст. 22, 26, 251, 254, 259 ГПК.

Статья 27 ГПК РФ. Гражданские дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

Подсудность дел Верховному Суду Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Комментарий к статье 27 ГПК РФ. Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

Статья 27 ГПК РФ носит отсылочный характер. Причем такая редакция статьи появилась в Гражданском процессуальной кодексе только в марте 2014 года. Следует учитывать, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам. К его подсудности относятся самые значимые дела, которые затрагивают интересы государственных органов власти на федеральном уровне.

На сегодняшний день Верховный Суд РФ объединяет всю судебную власть в стране. В Верховном Суде РФ могут быть проверены все гражданские дела, таким образом, правила подведомственности, закрепленные в статье 22 ГПК РФ на этот суд не распространяются.

Согласно статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
  • об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;
  • об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
  • о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
  • о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
  • о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
  • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

В статье 27 ГПК РФ был приведен полный перечень дел, подсудных Верховному суду РФ. Следует учитывать изложенные правила при определении подсудности районных судов (статья 24 ГПК РФ).

Статья написана по материалам сайтов: gpkodeksrf.ru, rulaws.ru, ogpkrf.ru, gpkrf24.ru, vseiski.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector