+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 240.5 АПК РФ. Определение арбитражного суда по делу о выполнении арбитражными судами функций содействия в отношении третейских судов

Дата размещения статьи: 20.12.2017

Изменения в законодательстве о третейских судах и их необходимость

К сожалению, именно «огосударствление» становится ключевой идеей реализации Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».
Примечательно, что от третейских судов, с одной стороны, хотят надежности и гарантий против злоупотреблений, отсюда и крен в сторону государственной поддержки. Отметим, например, возможность получить в государственном суде обеспечение иска, рассматриваемого в третейском суде, возможность получить исполнительный лист для исполнения решения третейского суда. Не секрет, что третейские суды были менее привлекательным институтом, пока не получили такой возможности. Но, с другой стороны, привлекательность третейских судов в целом все же в их автономности, в договорных, частных основах деятельности. Поэтому поддержка государственного суда необходима, но во всем нужно знать меру. Иначе из «карманного частного» можно легко превратиться в «карманный государственный».

Содействие или контроль?

Действительно, «наблюдатель» будет один. И в его деятельности можно будет выделить три уровня (или этапа):
1) оказание содействия при создании арбитражей (третейских судов);
2) оказание содействия уже созданным третейским судам;
3) контроль за решениями третейских судов: обжалование решений, выдача исполнительных листов для исполнения решений.
Функция содействия проявляет себя на двух первых этапах.
К делам, связанным с выполнением судами функций содействия в отношении третейского суда, § 3 гл. 30 АПК РФ и гл. 47.1 ГПК РФ, а также ст. 74.1 АПК РФ, ст. 63.1 ГПК РФ относят:
1) разрешение вопросов, связанных с отводом третейского судьи;
2) разрешение вопросов, связанных с назначением третейского судьи;
3) разрешение вопросов, связанных с прекращением полномочий третейского судьи (ст. 240.1 АПК РФ, ст. 427.1 ГПК РФ);
4) запросы третейского суда о содействии в получении доказательств (ст. 74.1 АПК РФ, ст. 63.1 ГПК РФ).
Первые три касаются любых третейских судов, а вот содействие последнего вида (связанное с получением доказательств) — только постоянно действующих арбитражных учреждений.
Все нормы о выполнении судами функций содействия в АПК РФ и ГПК РФ унифицированы. Они были внесены в одно время, одним Законом, по причине коренного изменения законодательства о третейских судах (арбитражах).
Прежде всего отметим совпадение требований к заявлению, подаваемому в суд (ст. 240.2 АПК РФ, ст. ст. 427.1, 427.2 ГПК РФ). Исключения составят только два обстоятельства: в ГПК РФ указано о подсудности таких дел районному суду (ст. 427.1), в то время как в АПК РФ — суду субъекта Федерации. АПК РФ (ч. 5 ст. 240.2), кроме того, упоминает возможность подачи заявления в электронном виде.
Заявление о содействии рассматривается единолично судьей по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления о содействии в суд. Стороны третейского разбирательства извещаются судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Сложность представляет ситуация, когда к моменту рассмотрения судом заявления о содействии для решения вопроса об отводе арбитра будет вынесено решение третейского суда по соответствующему спору. В этом случае заявление о содействии необходимо оставить без рассмотрения в связи с завершением третейского разбирательства.
В то же время небольшой «бонус» от такой ситуации сторона третейского разбирательства, подававшая заявление о содействии, все же получит. Впоследствии она сможет ссылаться на обстоятельства, являющиеся основанием заявления о содействии, при рассмотрении судом заявления об отмене или о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по тому же спору (ч. 4 ст. 240.3 АПК РФ, ч. 4 ст. 427.3 ГПК РФ). Применительно к таким делам также действует правило о недопустимости участия судьи, выполнявшего функции содействия в отношении третейского суда, в рассмотрении заявления об отмене или о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по соответствующему спору в соответствии с общим правилом о недопустимости рассмотрения дела лицом, ранее участвовавшим в рассмотрении данного дела в качестве судьи (п. 1 ч. 1 ст. 21 АПК РФ, ст. 17 ГПК РФ).
Заявления по таким вопросам, как отвод третейского судьи, назначение третейского судьи, прекращение полномочий третейского судьи, подлежат удовлетворению судом при наличии одновременно двух обстоятельств: 1) соблюдения процедуры (соответственно отвода третейского судьи, назначения третейского судьи, прекращения полномочий третейского судьи) и 2) наличия оснований для отвода (назначения, прекращения полномочий).
В АПК РФ применительно к процедуре назначения третейского судьи есть еще дополнительное условие — в соответствии с федеральным законом арбитражный суд должен иметь полномочие решить вопрос, связанный с назначением третейского судьи (п. 2 ч. 2 ст. 240.4).
Отметим, что определение суда по делу о выполнении функций содействия в отношении третейского суда не может быть обжаловано (ст. 240.5 АПК РФ, ст. 427.5 ГПК РФ).
Содействие получению доказательств, несмотря на то что нормы об этом расположены в главах о доказательствах, следует отнести еще к одной форме оказания содействия третейским судам. Из этой процедуры исключены арбитражи для разрешения конкретного спора (ч. 1 ст. 74.1 АПК РФ, ч. 1 ст. 63.1 ГПК РФ).
Третейский суд с местом арбитража на территории Российской Федерации в случае возникновения необходимости получения доказательств, требующихся для разрешения спора, вправе обратиться в суд, на территории которого находятся истребуемые доказательства, с запросом о содействии в получении этих доказательств. Имеется в виду, что суд истребует эти доказательства по общим правилам совершения данного действия. Необходим запрос от третейского суда, который выдается стороне, и уже этот участник непосредственно обращается в государственный суд. Это арбитражный суд субъекта Федерации или районный суд в системе судов общей юрисдикции.
Запрос к арбитражному суду допустим для получения письменных доказательств, вещественных доказательств и иных документов и материалов (ч. 3 ст. 74.1 АПК РФ). Запрос, направляемый в суд общей юрисдикции, возможен для получения письменных доказательств, вещественных доказательств и аудио- и видеозаписей (ч. 3 ст. 63.1 ГПК РФ). Срок исполнения судом подобного запроса — 30 дней со дня получения.
Запрос не подлежит исполнению в следующих случаях:
1) запрос направлен для получения доказательств, не предусмотренных законом;
2) исполнение запроса может нарушить права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в третейском разбирательстве;
3) запрос направлен в отношении спора, который не подлежит рассмотрению в третейских судах (ч. 2 ст. 33 АПК РФ, ч. 2 ст. 22.1 ГПК РФ);
4) запрос позволяет обеспечить доступ к информации, составляющей государственную тайну;
5) запрос позволяет обеспечить доступ к информации, составляющей служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, в отношении лиц, не участвующих в третейском разбирательстве.
У функций «содействия» можно усмотреть сразу несколько признаков «контроля»:
1) при решении вопросов, связанных с отводом третейского судьи, назначением третейского судьи, прекращением полномочий третейского судьи, фактически речь идет о контроле за составом арбитров;
2) запрос доказательств ограничен по категориям судов, по видам средств доказывания, по характеру истребуемой информации; в последнем случае контролируется, чтобы стороны не получили «лишней» информации: нарушающей права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в третейском разбирательстве; составляющей государственную тайну; составляющей служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, в отношении лиц, не участвующих в третейском разбирательстве;
3) суд контролирует, не направлен ли запрос на получение доказательств, не предусмотренных законом, либо в отношении спора, который не подлежит рассмотрению в третейских судах (ч. 2 ст. 33 АПК РФ, ч. 2 ст. 22.1 ГПК РФ).
Таким образом, можно констатировать, что функция «содействия» не является содействием в чистом виде, здесь присутствуют (и, очевидно, они необходимы) и элементы контроля. Подобный подход правомерен и позволяет вовремя реагировать на возможные незаконные действия или злоупотребления правами.
Однако заметим, что на всех подобных этапах произойдет потеря времени (выбор арбитров, вопросы их полномочий, получение доказательств и др.). Это не будет способствовать повышению привлекательности третейских судов, поскольку одной из ее составляющих была быстрота производства.

Выводы

В ситуации, когда имеется настоятельная необходимость разгрузки судов (эта проблема существует долгие годы), когда сам законодатель с очевидностью ищет пути такой разгрузки (расширение сферы применения приказного и упрощенного производств тому пример), создавать искусственно проблемы в деятельности третейских судов по меньшей мере непродуктивно.

Глава 30. Производство по делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов (ст.ст. 230 — 240.5)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ наименование главы 30 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г.

Глава 30. Производство по делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ параграф 1 главы 30 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г.

§ 1. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов

Статья 230. Оспаривание решений третейских судов

См. комментарии к статье 230 АПК РФ

Это интересно:  Статья 115 116 ук рф

1. Правила, установленные настоящим параграфом, применяются при рассмотрении арбитражным судом заявлений об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей (третейских судов) с местом арбитража на территории Российской Федерации.

2. Оспаривание в арбитражном суде решений третейских судов по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть осуществлено лицами, участвующими в третейском разбирательстве, а также иными лицами, в отношении прав и обязанностей которых вынесено решение третейского суда, путем подачи заявления в арбитражный суд об отмене решения третейского суда в соответствии со статьей 233 настоящего Кодекса.

3. С заявлением об отмене решения третейского суда вправе обратиться прокурор по делам, предусмотренным абзацами третьим и четвертым части 1 статьи 52 настоящего Кодекса, если решение третейского суда затрагивает интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, не участвовавших в третейском разбирательстве.

4. Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной третейского разбирательства, обратившейся с заявлением, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. По соглашению сторон третейского разбирательства заявление об отмене решения третейского суда может быть подано в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения одной из указанных сторон.

5. Лицо, которое не является стороной третейского разбирательства и в отношении прав и обязанностей которого вынесено решение третейского суда, а также прокурор в случаях, установленных настоящей статьей, вправе подать заявление об отмене такого решения в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня, когда указанное лицо узнало или должно было узнать об оспариваемом им решении третейского суда.

6. Заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Статья 231. Требования к заявлению об отмене решения третейского суда

См. комментарии к статье 231 АПК РФ

1. Заявление об отмене решения третейского суда подается в письменной форме и подписывается лицом, оспаривающим решение, или его представителем. Указанное заявление также может быть подано посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. В заявлении об отмене решения третейского суда должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

2) состав третейского суда, принявшего решение, его место нахождения, наименование постоянно действующего арбитражного учреждения, администрировавшего соответствующее третейское разбирательство, его место нахождения (в случае наличия постоянно действующего арбитражного учреждения);

3) наименования сторон третейского разбирательства, их место нахождения или место жительства;

4) дата и место принятия решения третейского суда;

5) дата получения оспариваемого решения третейского суда стороной, обратившейся с заявлением об отмене указанного решения, либо дата, когда лицо, которое не является стороной третейского разбирательства и в отношении прав и обязанностей которого вынесено решение третейского суда, узнало об оспариваемом им решении;

6) требование заявителя об отмене решения третейского суда, а также основания, по которым оспаривается указанное решение.

3. В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения.

4. К заявлению об отмене решения третейского суда прилагаются:

1) копия решения третейского суда, подписанного арбитрами и направленного стороне третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;

2) подлинное соглашение о третейском разбирательстве или его надлежащим образом заверенная копия;

3) документы, представляемые в обоснование требования об отмене решения третейского суда;

4) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в порядке и в размере, которые установлены федеральным законом;

5) уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления об отмене решения третейского суда другой стороне третейского разбирательства;

6) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

5. В целях исполнения пунктов 1 и 2 части 4 настоящей статьи лицо, которое не является стороной третейского разбирательства и в отношении прав и обязанностей которого вынесено решение третейского суда, вправе приложить к заявлению об отмене такого решения любые документы, подтверждающие вынесение такого решения.

6. Документы, прилагаемые к заявлению об отмене решения третейского суда, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

7. Заявление об отмене решения третейского суда, поданное с нарушением требований, предусмотренных статьей 230 настоящего Кодекса и настоящей статьей, оставляется без движения или возвращается лицу, его подавшему, по правилам, установленным статьями 128 и 129 настоящего Кодекса.

Статья 232. Порядок рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда

См. комментарии к статье 232 АПК РФ

1. Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, предусмотренным настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом, в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления в арбитражный суд субъекта Российской Федерации.

Установленный настоящим Кодексом (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ) месячный срок рассмотрения арбитражными судами заявлений об отмене решения третейского суда применяется с 1 января 2017 года. С 1 сентября 2016 года до 1 января 2017 года указанные заявления рассматриваются арбитражными судами в трехмесячный срок

2. При подготовке дела об отмене решения третейского суда к судебному разбирательству по ходатайству лиц, участвующих в деле, арбитражный суд может истребовать материалы дела, решение по которому оспаривается в арбитражном суде, из постоянно действующего арбитражного учреждения, в котором находятся на хранении материалы третейского дела, или из органа, уполномоченного на хранение материалов третейского дела в соответствии с законодательством Российской Федерации, по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для истребования доказательств.

3. При рассмотрении заявления об отмене решения третейского суда, поданного лицом, которое не является стороной третейского разбирательства и в отношении прав и обязанностей которого вынесено решение третейского суда, арбитражный суд обязан привлечь к участию в деле все стороны третейского разбирательства.

4. Лица, участвующие в деле об отмене решения третейского суда, извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

5. Если заявление об отмене решения третейского суда подано по основаниям, связанным с тем, что сторона третейского разбирательства не была должным образом уведомлена о назначении третейского судьи или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, или по другим уважительным причинам не могла представить свои объяснения, либо что решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения, либо что состав третейского суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону, арбитражный суд по ходатайству стороны третейского разбирательства вправе приостановить производство по делу об отмене решения третейского суда на срок, не превышающий трех месяцев, с тем чтобы третейский суд возобновил третейское разбирательство и устранил основания для отмены арбитражного решения. После возобновления производства по делу об отмене решения третейского суда арбитражный суд рассматривает заявление об отмене решения третейского суда с учетом действий, предпринятых третейским судом в целях устранения оснований для отмены арбитражного решения.

6. При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для отмены решения третейского суда, предусмотренных статьей 233 настоящего Кодекса, путем исследования представленных в суд доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, но не вправе переоценивать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.

Статья 233. Основания для отмены решения третейского суда

Производство по делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия в отношении третейского суда

Статья 240.1. Дела, связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия в отношении третейского суда

1. Правила, установленные настоящим параграфом, применяются при осуществлении арбитражным судом функций содействия в отношении третейского разбирательства, осуществляемого на территории Российской Федерации.

2. В соответствии с настоящим параграфом арбитражный суд осуществляет следующие функции содействия в отношении третейских судов по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) разрешение вопросов, связанных с отводом третейского судьи;

2) разрешение вопросов, связанных с назначением третейского судьи;

3) разрешение вопросов, связанных с прекращением полномочий третейского судьи.

3. Арбитражный суд осуществляет функции, указанные в части 2 настоящей статьи, только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Арбитражный суд осуществляет функции, указанные в части 2 настоящей статьи, на основании заявления, поданного лицом или лицами, участвующими в третейском разбирательстве.

5. Заявление, указанное в части 4 настоящей статьи, подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится соответствующее третейское разбирательство, в срок, не превышающий одного месяца со дня, когда лицу, подающему заявление, стало известно или должно было стать известно об обстоятельствах, являющихся основанием для подачи заявления.

6. Заявление, указанное в части 4 настоящей статьи, оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты искового заявления неимущественного характера.

Статья 240.2. Требования к заявлению о выполнении арбитражными судами функций содействия в отношении третейского суда

1. Заявление о выполнении арбитражным судом функций содействия в отношении третейского суда, указанных в части 2 статьи 240.1 настоящего Кодекса (далее — заявление о содействии), подается в письменной форме и подписывается лицом, его подающим, или его представителем. Заявление о содействии также может быть подано посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Это интересно:  Статья 16.4 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

2. В заявлении о содействии должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление о содействии;

2) состав третейского суда, рассматривающего спор, его место нахождения, наименование постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего третейское разбирательство, его место нахождения (в случае наличия постоянно действующего арбитражного учреждения);

3) наименования сторон третейского разбирательства, их место нахождения или место жительства;

4) сведения о третейском судье (третейских судьях), в отношении которого подается заявление о содействии (если применимо);

5) указание на обстоятельства, являющиеся основанием для обращения заявителя в арбитражный суд за содействием в отношении третейского суда, а также на нормы федерального закона, предусматривающие выполнение арбитражным судом тех функций, за выполнением которых обращается заявитель;

6) требование заявителя и основания требования.

3. В заявлении о содействии могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения.

4. К заявлению о содействии прилагаются:

1) надлежащим образом заверенная копия искового заявления в третейский суд с доказательствами его получения ответчиком. Копии указанных документов могут быть заверены председателем постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего соответствующее третейское разбирательство, или нотариально удостоверены;

2) подлинное соглашение о третейском разбирательстве или его надлежащим образом заверенная копия;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, являющиеся основанием для обращения заявителя в арбитражный суд за содействием в отношении третейского суда;

4) документы, представляемые в обоснование требования заявителя;

5) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в порядке и в размере, которые установлены федеральным законом;

6) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления о содействии.

5. Документы, прилагаемые к заявлению о содействии, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

6. Заявление о содействии, поданное с нарушением требований, предусмотренных статьей 240.1 настоящего Кодекса и настоящей статьей, оставляется без движения или возвращается лицу, его подавшему, по правилам, установленным статьями 128 и 129 настоящего Кодекса.

Статья 240.3. Порядок рассмотрения заявления о содействии

1. Заявление о содействии рассматривается единолично судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными настоящим параграфом и федеральным законом, в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления о содействии в арбитражный суд субъекта Российской Федерации.

2. Стороны третейского разбирательства извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

3. При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для удовлетворения требований заявителя путем исследования представленных в суд доказательств в обоснование заявленных требований и возражений.

4. Если к моменту рассмотрения арбитражным судом заявления о содействии для решения вопроса, указанного в пункте 1 части 2 статьи 240.1 настоящего Кодекса, будет вынесено решение третейского суда по соответствующему спору, заявление о содействии подлежит оставлению без рассмотрения в связи с завершением третейского разбирательства. В этом случае сторона третейского разбирательства, подавшая заявление о содействии, не лишена права ссылаться на обстоятельства, являющиеся основанием заявления о содействии, при рассмотрении арбитражным судом заявления об отмене или о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по тому же спору.

5. Судья, выполнявший функции содействия в отношении третейского суда, указанные в части 2 статьи 240.1 настоящего Кодекса, не вправе участвовать в рассмотрении заявления об отмене или о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по соответствующему спору в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.

Статья 240.4. Основания для удовлетворения заявления о содействии

1. Заявление по вопросу об отводе третейского судьи подлежит удовлетворению арбитражным судом при наличии одновременно следующих обстоятельств:

1) соблюдена процедура отвода третейского судьи, которая установлена сторонами или федеральным законом и согласно которой вопрос об отводе третейского судьи передан на разрешение арбитражного суда;

2) имеются основания для отвода третейского судьи, установленные федеральным законом.

2. Заявление по вопросу о назначении третейского судьи подлежит удовлетворению арбитражным судом при наличии одновременно следующих обстоятельств:

1) соблюдена процедура назначения третейского судьи, которая установлена сторонами или федеральным законом и согласно которой вопрос о назначении третейского судьи передан на разрешение арбитражного суда;

2) в соответствии с федеральным законом арбитражный суд полномочен решить вопрос, связанный с назначением третейского судьи.

3. Заявление по вопросу о прекращении полномочий третейского судьи подлежит удовлетворению арбитражным судом при наличии одновременно следующих обстоятельств:

1) соблюдена процедура прекращения полномочий третейского судьи, которая установлена сторонами или федеральным законом и согласно которой вопрос о прекращении полномочий третейского судьи передан на разрешение арбитражного суда;

2) имеются основания для прекращения полномочий третейского судьи, предусмотренные федеральным законом.

Статья 240.5. Определение арбитражного суда по делу о выполнении арбитражными судами функций содействия в отношении третейских судов

1. По результатам рассмотрения заявления о содействии арбитражный суд выносит определение по правилам, установленным главой 21 настоящего Кодекса для вынесения определения.

2. В определении арбитражного суда по делу о выполнении арбитражными судами функций содействия в отношении третейских судов должны содержаться:

1) наименование постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего третейское разбирательство, его место нахождения (в случае наличия постоянно действующего арбитражного учреждения);

2) сведения о составе третейского суда, рассматривающего спор, его месте нахождения;

3) наименования сторон третейского разбирательства;

4) изложение обстоятельств, являющихся основанием для обращения заявителя в арбитражный суд за содействием в отношении третейского суда, а также указание на нормы федерального закона, предусматривающие выполнение арбитражным судом тех функций, за выполнением которых обращается заявитель;

5) указание на удовлетворение требований заявителя полностью или в части либо отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части с указанием мотивов, по которым арбитражный суд удовлетворил требования заявителя или отказал в их удовлетворении;

6) в случае удовлетворения требований заявителя сведения о третейском судье (третейских судьях), вопросы об отводе, о назначении или прекращении полномочий которого разрешены.

3. Определение арбитражного суда по делу о выполнении арбитражными судами функций содействия в отношении третейского суда не может быть обжаловано.

ВОПРОС 68. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ВЫПОЛНЕНИЕМ СУДАМИ ФУНКЦИЙ СОДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ

Дела, связанные с выполнением судами функций содействия в отношении третейского суда регламентируются статьей 427.1. ГПК РФ и 240.1 АПК РФ.

Суд выполняет следующие функции содействия в отношении третейских судов:

1) разрешение вопросов, связанных с отводом третейского судьи;

2) разрешение вопросов, связанных с назначением третейского судьи;

3) разрешение вопросов, связанных с прекращением полномочий третейского судьи.

Суд осуществляет функции содействия в отношении третейского суда на основании заявления о выполнении судом функций содействия в отношении третейского суда (далее — заявление о содействии), поданного лицом или лицами, участвующими в третейском разбирательстве. Заявление о содействии подается в районный суд по месту осуществления соответствующего третейского разбирательства в срок, не превышающий одного месяца со дня, когда лицу, подающему заявление о содействии, стало известно или должно было стать известно об обстоятельствах, являющихся основанием для подачи заявления о содействии.

Заявление о содействии оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты искового заявления неимущественного характера.

Заявление о содействии рассматривается единолично судьей районного суда по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции.

По результатам рассмотрения заявления о содействии суд выносит определение, в котором должны содержаться:

1) сведения о составе третейского суда, рассматривающего спор, его месте нахождения;

2) наименование постоянно действующего арбитражного учреждения, администрирующего третейское разбирательство, его место нахождения (в случае наличия постоянно действующего арбитражного учреждения);

3) наименования сторон третейского разбирательства;

4) изложение обстоятельств, являющихся основанием для обращения заявителя в суд за содействием в отношении третейского суда, а также указание норм федерального закона или принятых в соответствии с ним правил, которые предусматривают выполнение судом тех функций, за выполнением которых обращается заявитель;

5) указание на удовлетворение требований заявителя полностью или в части либо отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части с приведением мотивов, по которым суд удовлетворил требования заявителя или отказал в их удовлетворении;

6) в случае удовлетворения требований заявителя сведения о третейском судье (третейских судьях), вопросы об отводе, о назначении или прекращении полномочий которого разрешены.

Определение суда по делу о выполнении судами функций содействия в отношении третейского суда не может быть обжаловано.

Для понимания рекомендуется прочитать

Наряду с судебной формой защиты, осуществляемой судами общей юрисдикции и арбитражными судами, законодательство (ст. 11 ГК РФ) предусматривает возможность защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов в третейских судах.

Право выбора конкретной формы защиты права принадлежит заинтересованным лицам. Третейский суд — суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного гражданско-правового спора с обязательством каждой из сторон подчиниться решению этого суда. Избранные судьи не обязательно должны быть профессиональными юристами. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. ФЗ № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» (2002)

По срокам деятельности различают разовые третейские суды, т.е. сформированные для рассмотрения конкретного гражданского дела, и постоянно действующие третейские суды чаще при организации.

В третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законом.

Это интересно:  Статья закона о защите прав потребителей о возврате товара

Критерии подведомственности дел третейскому суду:

· Наличие третейского соглашения;

· Отсутствие по данному спору решения компетентного суда;

· Отсутствие по спору исключительной компетенции суда общей юрисдикции или арбитражного суда.

Неподведомственны третейскому суду следующие споры:

· Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

· Споры в сфере трудовых отношений;

· Дела о несостоятельности (банкротстве);

· Дела исключительной подсудности судам общей юрисдикции (ст.30 ГПК РФ);

· Дела исключительной подсудности арбитражным судам (ст.38 АПК РФ);

· Дела, вытекающие из отношений публичного характера и административно-правовые споры (н.р. защита недееспособных, споры в сфере лицензирования, наложения административного штрафа и т.д.).

Третейские суды самостоятельно рассматривают вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции для рассмотрения дела, в том числе, в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения.

Спор может быть передан на рассмотрение третейскому суду при наличии заключённого между сторонами третейского соглашения. Виды третейских соглашений:

Это самостоятельное соглашение между заинтересованными лицами, в соответствии с которым они договариваются о третейском разбирательстве споров, которые могут возникнуть в связи с исполнением или толкованием какого-либо договора, заключенного этими же лицами.

Существенным условием третейского договора является предмет. В него входит наименование третейского суда, его адрес, название, указание спора (споров), которые могут быть переданы на рассмотрение. При отсутствии предмета, договор считается незаключённым.

Включает в текст основного договора условия о третейском разбирательстве споров, которые могут возникнуть между сторонами в связи с исполнением договора в будущем. В случае окончания действия договора, требования оговорки сохраняют свою силу и служат правовым основанием для обращения в третейский суд. Она может быть включено в договор и после его заключения, путём составления дополнительного соглашения.

Текстуально независимое от основного договора соглашение между сторонами о третейском разбирательстве возникшего спора.

Третейский суд принимает акты в форме решений и определений. Решение третейского суда излагается в письменной форме и подписывается всеми судьями, входящими в состав третейского суда. По вопросам, не затрагивающим существа спора, третейский суд выносит определение. Законом о третейских судах предусмотрено, что третейский суд выносит определение в случаях прекращения третейского разбирательства (ст. 38), решения поставленного вопроса о компетенции третейского суда (ч. 4 ст. 17), принятия обеспечительных мер (ч. 4 ст. 25).

Окончание третейского разбирательства без вынесения решения происходит в форме прекращения третейского разбирательства при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению спора по существу в третейском суде.

Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению. Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Публичные дела подлежащие рассмотрению в арбитражном суде 2018

Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности В соответствии со статьей 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего кодекса.

Статья 33. споры, подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда

  • Статья 240.2 АПК РФ «Требования к заявлению о выполнении арбитражными судами функций содействия в отношении третейского суда»;
  • Статья 240.3 АПК РФ «Порядок рассмотрения заявления о содействии»;
  • Статья 240.4 АПК РФ «Основания для удовлетворения заявления о содействии»;
  • Статья 240.5 АПК РФ «Определение арбитражного суда по делу о выполнении арбитражными судами функций содействия в отношении третейских судов».

Новой редакцией статьи 242 АПК РФ определено, что заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой принято решение (взыскатель), в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если его место нахождения или место жительства неизвестно, по месту нахождения имущества должника.

Какие дела в компетенции арбитражных судов

Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности Статье 209 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса. Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений 1.

Post navigation

Обязательным условием участия арбитражных заседателей в рассмотрении дела является волеизъявление какой-либо из сторон, т.е. истца или ответчика. В Кодексе содержится указание на то, какие дела не могут быть предметом рассмотрения с участием арбитражных заседателей. Это дела, перечисленные в ч. 2 ст. 17 Кодекса, а также иные, кроме указанных в той же части статьи, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ст.
29 АПК РФ), и дела особого производства (ст. 30 АПК РФ). 4. Все дела в вышестоящих судах — апелляционном, кассационном и ВАС РФ рассматриваются только коллегиальным составом профессиональных судей в нечетном количестве (трех или более). Исключение составляет Президиум ВАС, где может быть четное количество членов этого надзорного органа (при непременном условии участия в заседании их большинства).

Статья 17. единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

N 409-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Споры между сторонами гражданско-правовых отношений, подведомственные арбитражным судам в соответствии с настоящим Кодексом, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами спора действующего арбитражного соглашения. 2. Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда подведомственные арбитражным судам в соответствии с настоящим Кодексом: 1) споры, предусмотренные пунктами 1, 3, 6 части 6 статьи 27 настоящего Кодекса; 2) споры, предусмотренные разделом III настоящего Кодекса; 3) споры, предусмотренные главами 27, 27.1 и 28.2 настоящего Кодекса; 4) споры, предусмотренные пунктами 1 — 5 части 2 статьи 225.1 настоящего Кодекса; 5) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества; КонсультантПлюс: примечание. П.
Следующий вопрос » Рассмотрение вышеупомянутых дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностя Производство по делам, возникающих из административных и иных публичных правоотношений Рассмотрение споров из административных и иных публичных правоотношений осуществляется в арбитражном суде по общим правилам искового производства с особенностями, установленными разд. Это связано со сложностью таких дел и их многочисленностью. Детальное урегулирование порядка их рассмотрения позволит снять многие проблемы.
Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, приведен в ст. 29 АПК РФ. Административный характер спорных отношений основан на неравном положении его участников.
В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, судья действует от имени арбитражного суда. 1. Подавляющее большинство дел, подведомственных арбитражному суду, рассматриваются в первой инстанции судьей единолично. Кодекс не содержит перечня этих дел, в то время как круг дел, рассматриваемых коллегиально в первой инстанции, специально оговорен в ст.
17 Кодекса. Анализ соответствующих статей АПК РФ позволяет дать перечень дел, рассматриваемых одним судьей.
АПК РФ) или пересмотренные Президиумом ВАС РФ в порядке надзора и направленные на новое рассмотрение с указанием на необходимость судебного разбирательства в ином составе суда (п. 2 ч. 1 ст. 305 АПК РФ). Из анализа ч. 2 ст. 17 АПК РФ в сопоставлении с ч. 1 ст. 14 АПК РФ 1995 г. можно сделать вывод о том, что дела, подлежащие рассмотрению коллегиальным составом профессиональных судей, определены исчерпывающим образом. Возможность принятия решения председателем арбитражного суда о коллегиальном рассмотрении дела ныне из Кодекса исключена. 3. Компетенция коллегиального состава арбитражного суда первой инстанции, состоящего из одного профессионального судьи и двух арбитражных заседателей, имеет две особенности. Во-первых, коллегия в таком составе не вправе рассматривать дела, которые подлежат рассмотрению коллегиальным составом профессиональных судей.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 «О судебной системе Российской Федерации»; • Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № ФКЗ-1 «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; • Федеральный закон от 24.07.2002 № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»; • Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации»; • Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; При единстве основных свойств административного судопроизводства закон предусматривает его дифференциацию в зависимости от ряда причин, включая распределение подведомственности дел, возникающих из публичных правоотношений, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В арбитражных процессуальных кодексах Российской Федерации 1992 и 1995 гг.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, base.garant.ru, lektsii.org, cyberpedia.su, agnbotulinum.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector