+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 23.10 КоАП РФ. Пограничные органы

Квалификация административных правонарушений, процессуальный порядок и особенности привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы

В соответствии со ст.23.10 КоАП РФ пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьями 7.11, 8.16-8.20, 8.33, 8.35, частью 2 статьи 8.37, статьями 8.38, 18.1-18.7, 18.14, частью 2 статьи 19.4 КоАП РФ. Таким образом, в основном составы административных правонарушений закреплены в главе 18 КоАП РФ.

Так, ст.18.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации.

Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы РФ.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в ряде конкретных юридических составов, связанных с нарушением режима Государственной границы РФ: нарушение правил пересечения Государственной границы РФ гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства; нарушение правил пересечения Государственной границы РФ автомобильными, иными транспортными средствами; нарушение лицами и транспортными средствами порядка их следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении; ведение на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности без уведомления либо с уведомлением пограничных органов, но в нарушение установленного порядка, а также в неустановленном месте или в неустановленное время. Соответствующие правила содержатся в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, действующих в этой сфере, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, касающихся ведения хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе или вблизи нее Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный). — 6-е издание, переработанное и дополненное/Под ред. Н.Г.Салищевой. — М.: Проспект, 2009. — С.332. .

Данное правонарушение совершается путем активных противоправных действий.

Административные правонарушения, охватываемые ст.18.1 КоАП РФ, необходимо отграничивать от преступлений, предусмотренных ст.322 УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст.2954. «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации». Уголовная ответственность по ст.322 УК РФ применяется за пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо без надлежащего разрешения, полученного в установленном законодательством порядке.

Субъектами данных правонарушений могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, ответственные за соблюдение правил, регулирующих режим Государственной границы РФ, а также юридические лица.

Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений выражается в прямом умысле или неосторожности.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица пограничных органов (ст.23.10 КоАП РФ), органов Федеральной аэронавигационной службы (в части нарушения воздушного пространства РФ) (ст.23.43 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении, совершенном иностранным гражданином или лицом без гражданства, рассматривается районным судьей в случаях, если должностное лицо пограничных органов Российской Федерации передаст его на рассмотрение судье, поскольку в санкциях ч.2 и 3 ст.18.1 КоАП РФ предусмотрена возможность административного выдворения соответствующего лица за пределы Российской Федерации (ч.2 ст.23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица пограничных органов (ч.1 ст.28.3).

Ст.18.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение пограничного режима в пограничной зоне.

Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде пограничного режима, а в конечном счете — безопасность граждан, общества и государства.

Объективная сторона данных правонарушений проявляется в нарушении правил пограничного режима и характеризуется рядом конкретных юридических составов: незаконные въезд (проход), временное пребывание и передвижение граждан и транспортных средств в пограничной зоне; ведение хозяйственной и иной деятельности, содержание или выпас скота, проведение массовых и иных мероприятий в пограничной зоне без разрешения пограничных органов; проведение той или иной деятельности и мероприятий с разрешения пограничных органов, но в нарушение установленного порядка их проведения. Все названные правонарушения совершаются путем активных противоправных действий.

Субъектом данных правонарушений может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностное лицо предприятия, учреждения, организации или общественного объединения, необоснованно подавшее ходатайство представителям пограничных органов для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, руководитель (иное должностное лицо) хозяйственной, промысловой или другой организации, связанной с пользованием землями, недрами, водами в пограничной зоне, должностные лица, ответственные за проведение массовых общественно-политических и других мероприятий в пограничной зоне, а также юридические лица Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под ред. Э.Г.Липатова, С.Е.Чаннова. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. — С.445. .

Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений выражается в прямом умысле или неосторожности.

Дела по данной статье рассматривают должностные лица пограничных органов (ст.23.10 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч.1 ст.28.3) и органов внутренних дел (милиции) (п.1 ч.2 ст.28.3).

Статья 18.3 КоАП РФ закрепляет ответственность за нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации.

Объектом посягательства рассматриваемых правонарушений являются неприкосновенность Государственной границы РФ, установленный порядок управления в виде пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах, а также в российской части вод пограничных водоемов.

Объективная сторона правонарушений проявляется в ряде конкретных юридических составов:

— нарушение правил: а) учета, б) содержания, в) выхода из пунктов базирования, г) возвращения в пункты базирования, д) пребывания на воде (на льду) российских маломерных судов (средств) и средств передвижения по льду;

— ведение в указанных водах промысловой и иной деятельности: а) без разрешения (уведомления) пограничных органов, б) ведение этой деятельности с разрешения (с уведомлением) таких органов, но с нарушением условий такого разрешения (уведомления).

Для привлечения лица к административной ответственности и квалификации правонарушения необходимо обращаться к конкретным правилам, действующим в этой сфере.

Субъектами данных правонарушений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, ответственные за соблюдение правил пограничного режима в территориальном море, внутренних морских водах РФ и российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в прямом умысле.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица пограничных органов (ст.23.10 КоАП РФ), а об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.18.3, — также судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передают его на рассмотрение судьи (ч.2 ст.23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч.1 ст.28.3) и органов внутренних дел (милиции) (п.1 ч.2 ст.28.3).

В ст.18.4 КоАП РФ говорится об административной ответственности за нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации

Объектом посягательства правонарушений являются неприкосновенность Государственной границы РФ, установленный порядок управления в виде режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также безопасность личности, общества и государства.

Объективная сторона данных правонарушений проявляется в невыполнении, несоблюдении конкретных правил, регулирующих режим в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

Субъектом рассматриваемых правонарушений может быть гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

Субъективная сторона правонарушения выражается в прямом умысле.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст.23.10 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.18.4 КоАП РФ, касающиеся иностранных граждан и лиц без гражданства и связанные с возможностью назначения им административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, рассматриваются судьями районных судов (ч.2 и 3 ст.23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица пограничных органов (ч.1 ст.28.3) и органов внутренних дел (милиции) (п.1 ч.2 ст.28.3).

Анализ изложенных выше и иных статей КоАП РФ об административной ответственности по делам, отнесенным к подведомственности пограничных органов, свидетельствует о том, что в данную категорию входят дела о:

— защиты Государственной границы Российской Федерации;

— охраны континентального шельфа, исключительной экономической зоны и морской среды (внутренних морских вод и территориального моря);

— использования и охраны водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

— защиты суверенных, исключительных прав Российской Федерации на проведение ресурсных и морских исследований, иных работ в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, а также экономических интересов Российской Федерации при использовании указанных акваторий и их ресурсов.

Объектом посягательства данных противоправных деяний являлись общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения безопасности государства. В действующем Кодексе РФ об административных правонарушениях составы правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации были сгруппированы в отдельную главу 18.

Анализ норм ст.18.1-18.7, 18.14 КоАП РФ, закрепляющих составы правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации, позволил определить юридическую природу данной категории административных деликтов. Административным правонарушением в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации признается нарушение установленного порядка управления в виде режима функционирования Государственной границы, а именно:

— правил пересечения Государственной границы, порядка следования от Государственной границы до пунктов пропуска (и в обратном направлении), правил ведения на Государственной границе или вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности), составляющих в своей совокупности режим Государственной границы Российской Федерации;

— правил нахождения и осуществления хозяйственной и иной деятельности в пограничной зоне;

— правил нахождения и осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальном море, во внутренних морских водах, в российской части вод пограничных рек, озер и водоемов;

— правил въезда (выезда) и пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаемых исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/Под общ. ред. Е.Н.Сидоренко. — М.: 2006. — С.625.;

Это интересно:  Заражение венерической болезнью. Состав и квалификация преступления — Статьи и очерки по уголовному праву

— правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ (транспортному пролету через воздушное пространство Российской Федерации) в целях обеспечения неприкосновенности Государственной границы Российской Федерации;

— порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Административные правонарушения, посягающие на установленный режим функционирования Государственной границы Российской Федерации, могут быть совершены как путем активных противоправных действий, так и в форме бездействия. Противоправное виновное действие физического (юридического, должностного) лица заключается в нарушении установленных правил соблюдения режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, в территориальном море и внутренних морских водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В данной форме совершаются административные правонарушения, предусмотренные статьями 18.1, 18.2, 18.3, 18.4, 18.5, 18.6, 18.7 (в части, касающейся воспрепятствования исполнению военнослужащим обязанностей по защите Государственной границы, посягательства на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей).

Противоправное виновное бездействие физического лица может быть выражено:

— в форме отказа от обязательного исполнения или в ином умышленном неисполнении законных распоряжений или требований военнослужащего (в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ), должностного лица органа охраны континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ (ст.18.7, ч.2 ст.19.4 КоАП РФ);

— в непринятии транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку (лицом, пересекающим по частным делам Государственную границу), мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию (выезда из Российской Федерации), повлекшем незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы РФ (ст.18.14 КоАП РФ).

Субъектами административных правонарушений, посягающих на установленный режим функционирования Государственной границы, являются:

— граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста;

— иностранные граждане и лица без гражданства;

— должностные лица пограничных органов и войск, ответственные за соблюдение правил, составляющих режим функционирования Государственной границы РФ, уполномоченные обеспечивать порядок прохождения контрольных точек (пунктов) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации;

— должностные лица предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений;

— российские и иностранные юридические лица. Особо следует отметить особенность правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов нарушения установленного порядка управления в виде режима функционирования Государственной границы Российской Федерации.

Являясь субъектами управленческих общественных отношений, обладающими специальным правовым статусом, иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие, временно или постоянно проживающие на территории России, обычно подлежат ответственности за совершенные административные правонарушения на тех же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, которые не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации и пользуются соответствующими привилегиями и дипломатическим иммунитетом в соответствии с российским законодательством и международными договорами Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. — М.: 2002. — С.49.. Данное правило вытекает из содержания нормы ч.1 ст.2.6 КоАП РФ и основывается на принципе государственного суверенитета, согласно которому каждое государство устанавливает пределы ответственности иностранных граждан самостоятельно.

Вопрос же об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РФ иностранными гражданами, которые согласно действующему закону и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается дипломатическим путем в соответствии с нормами международного права. Однако следует подчеркнуть, что иностранные граждане и лица без гражданства не привлекаются к административной ответственности за действия, совершенные ими за пределами государства пребывания, если эти действия не затрагивают интересы данного государства или его граждан Административное право: Учебник/Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. — М.: 2001. — С.140..

Таким образом, все административные правонарушения, совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания на территории России (гл.18 КоАП РФ), могут быть условно подразделены на две основные группы:

— административные правонарушения, за совершение которых к ответственности на общих основаниях привлекаются как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства (нарушение режима Государственной границы РФ (ст.18.1 КоАП РФ); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ст.18.4 КоАП РФ));

— административные правонарушения, за совершение которых к ответственности могут быть привлечены только иностранные граждане и лица без гражданства, в силу того, что иностранные граждане и апатриды обязаны соблюдать установленные правила пребывания на территории Российского государства и исполнять возложенные на них дополнительно юридические обязанности, которые не распространяются на российских граждан. Именно поэтому последние не могут являться субъектами второй категории правонарушений. Например, составом ст.18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации» предусмотрено противоправное деяние, выражающееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию.

А потому следует согласиться с мнением В.И.Новоселова Новоселов В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. — Саратов: 1977. — С.160., согласно которому все составы административных правонарушений в зависимости от субъектного состава (широкий круг лиц, включающий и российских, и иностранных граждан, и лиц без гражданства; только иностранные граждане и лица без гражданства) можно подразделить на общие (предусмотренные ст.18.1, 18.4 КоАП РФ) и специальные (ст.18.8 КоАП РФ).

Таким образом, должностные лица пограничных органов уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, в частности:

— в области охраны собственности (глава 7 КоАП РФ): уничтожение специальных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (часть 2 статьи 7.2); пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (статья 7.11);

— в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8 КоАП РФ): невыполнение правил ведения судовых документов (статья 8.16); нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ правил (стандартов, норм) или условий лицензии (статья 8.17); нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (статья 8.18); и др;

— в области защиты Государственной границы Российской Федерации (глава 18 КоАП РФ);

— против порядка управления (глава 19 КоАП РФ): невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна (часть 2 статьи 19.4).

Статья 23.10 КоАП РФ. Пограничные органы (действующая редакция)

1. Пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), частью 1 статьи 7.11, статьями 8.16 — 8.20, 8.33, 8.35, частью 2 статьи 8.37, статьями 8.38, 11.7 (в части, касающейся нарушения правил плавания в акватории Северного морского пути), 18.1 — 18.7, 18.14, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, его заместители;

2) руководители подразделений, уполномоченных в сфере пограничной охраны и в сфере охраны морских биологических ресурсов, структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, их заместители;

3) начальники управлений, их заместители;

4) начальники служб и отрядов, их заместители;

5) начальники государственных морских инспекций, государственных специализированных инспекций, государственных зональных (районных) инспекций, специализированных отделов (отделений), их заместители;

6) старшие государственные инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

7) начальники отделов, коменданты пограничных комендатур, начальники подразделений пограничного контроля, их заместители;

8) начальники государственных участковых инспекций, государственных инспекторских постов;

9) государственные инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

10) командиры пограничных кораблей (катеров), капитаны пограничных патрульных судов (катеров);

11) начальники пограничных застав, отделений, радиотехнических и пограничных постов, их заместители;

12) государственные участковые инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

13) начальники подразделений процессуальной деятельности, их заместители, старшие дознаватели, дознаватели, старшие специалисты и специалисты по административному производству.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.17 — 8.20, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, рассматривают должностные лица, указанные в пунктах 1 — 9, 12, 13 части 2 настоящей статьи.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 23.10 КоАП РФ

1. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308 О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности в Российской Федерации» ФПС России упразднена, а ее функции переданы ФСБ. В состав ФСБ переданы также пограничные войска, органы пограничной службы и организации упраздненной ФПС России.

Реорганизация государственного управления в сфере безопасности, установленная Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 308, в соответствии с ч. 2 ст. 22.3 КоАП влечет за собой передачу ФСБ полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.

— осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривать эти дела и исполнять постановления по ним;

— осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу; доставлять таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов и пограничных войск ФСБ или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения;

— осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, на срок до трех часов для составления протокола, в необходимых случаях — для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения, подвергать задержанных личному досмотру, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владении, и документы, осуществлять иные полномочия, определенные ст. 30 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации».

Это интересно:  Статья 265.1 АПК РФ. Приостановление исполнения судебных актов арбитражным судом апелляционной инстанции

3. Дела об административных правонарушениях на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации рассматриваются также другими органами административной юрисдикции (см. комментарии к ст. 23.22, 23.23).

Статья 23.10. КоАП РФ. Пограничные органы

1. Пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении или о повреждении специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), частью 1 статьи 7.11, статьями 8.16 — 8.20, 8.33, 8.35, частью 2 статьи 8.37, статьями 8.38, 11.7 (в части, касающейся нарушения правил плавания в акватории Северного морского пути), 18.1 — 18.7, 18.14, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

  • руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, его заместители;
  • руководители подразделений, уполномоченных в сфере пограничной охраны и в сфере охраны морских биологических ресурсов, структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, их заместители;
  • начальники управлений, их заместители;
  • начальники служб и отрядов, их заместители;
  • начальники государственных морских инспекций, государственных специализированных инспекций, государственных зональных (районных) инспекций, специализированных отделов (отделений), их заместители;
  • старшие государственные инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;
  • начальники отделов, коменданты пограничных комендатур, начальники подразделений пограничного контроля, их заместители;
  • начальники государственных участковых инспекций, государственных инспекторских постов;
  • государственные инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;
  • командиры пограничных кораблей (катеров), капитаны пограничных патрульных судов (катеров);
  • начальники пограничных застав, отделений, радиотехнических и пограничных постов, их заместители;
  • государственные участковые инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;
  • начальники подразделений процессуальной деятельности, их заместители, старшие дознаватели, дознаватели, старшие специалисты и специалисты по административному производству.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.17 — 8.20, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, рассматривают должностные лица, указанные в пунктах 1 — 9, 12, 13 части 2 настоящей статьи.

Комментарии к ст. 23.10 КОАП РФ

1. Должностные лица пограничных органов, находящихся в структуре ФСБ России, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (перечень правонарушений раскрыт в ч. 1 данной статьи); ст. 7.11 — пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); ст. ст. 8.16 — 8.20 — невыполнение (нарушение) правил (стандартов, норм) деятельности, установленных во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ; ст. 8.33 — нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных; ст. 8.35 — уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений; ч. 2 ст. 8.37 — нарушение правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных, кроме рыбы, водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 настоящего Кодекса; ст. 8.38 — нарушение правил охраны водных биологических ресурсов; ст. ст. 18.1 — 18.7, 18.14 — нарушение правил в области защиты Государственной границы РФ; ч. 2 ст. 19.4 — невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе осмотра судна.

2. Должностные лица пограничных органов, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, вправе назначать административные наказания только в виде предупреждения и штрафа, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — административное выдворение за пределы РФ (ст. 3.10).

При необходимости применения наказаний в виде конфискации соответствующих орудий совершения и предметов административных правонарушений, а также административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства дела (за исключением случаев, предусмотренных ст. 3.10 КоАП РФ) об административных правонарушениях передаются должностными лицами пограничных органов районным судьям, которые уполномочены рассматривать данные дела и назначать административные наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей.

3. Частью 3 комментируемой статьи определяются должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в том числе совершенных во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. К ним относятся, в частности:

  • руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его заместители;
  • руководители подразделений, уполномоченных в сфере пограничной охраны и в сфере охраны морских биологических ресурсов, структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, их заместители;
  • начальники управлений, их заместители;
  • начальники служб и отрядов, их заместители;
  • начальники государственных морских инспекций, государственных специализированных инспекций, государственных зональных (районных) инспекций, специализированных отделов (отделений), их заместители и другие должностные лица, перечисленные в пунктах 6 — 13 ч. 2 комментируемой статьи, включая командиров пограничных кораблей (катеров), капитанов пограничных патрульных судов (катеров).

Выделение указанных должностных лиц пограничных органов и их компетенции связано с повышенной опасностью административных правонарушений, совершаемых в районе названной акватории, например нарушение правил поиска, разведки или разработки минеральных (неживых) ресурсов, правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов, правил захоронения отходов и других материалов, и с весьма высокими штрафными санкциями, налагаемыми на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

4. Должностные лица пограничных органов, перечисленные в комментируемой статье, вправе рассматривать все дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями КоАП РФ, указанными в ч. 1 данной статьи.

5. Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. N 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» на Федеральную пограничную службу Российской Федерации (ныне ее функции переданы ФСБ России) было возложено решение задач по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере.

Постановлением Правительства РФ от 26 января 1998 г. N 90 установлено, что пограничные органы осуществляют государственный контроль: за соблюдением законодательства РФ в сфере охраны водных биологических ресурсов; за соблюдением пользователями условий соответствующих лицензий и других документов, на основании которых возникает право пользования водными биологическими ресурсами; за выполнением международных договоров Российской Федерации в указанной сфере. На эти органы возложена охрана запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках России, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и за ее пределами.

В соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 (с изм. и доп.), указанные полномочия и функции также закреплены за ФСБ России (п. 1, подп. 10 п. 8, подп. 9, 10 п. 9). Кроме того, согласно подп. 12 п. 8 Положения о ФСБ России к основным задачам ФСБ России относится обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом РФ об административных правонарушениях к ведению органов безопасности, к числу которых относятся пограничные органы.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Административная юрисдикция пограничных органов Федеральной службы безопасности России

Пограничные органы и их полномочия в сфере административной юрисдикции. Административные правонарушения в области защиты государственной границы. Специфика составления протокола об административном правонарушении, осуществляемого органами ФСБ России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра конституционного права

на тему: Административная юрисдикция пограничных органов ФСБ России

ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ, ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

Проблематика реализации административно-правовых норм в сфере защиты и охраны Государственной границы РФ нашла свое отражение в работах Т.В. Горбунова, О.В. Гречкина, К.А. Косикова, В.Е. Проничева, В.Е. Чеканова и др. Законодательство о пограничной деятельности, являясь элементом системы высшего порядка, а именно законодательства о национальной безопасности Российской Федерации, несет в себе груз противоречий, заложенных в 90-е годы прошлого века.

Цель дипломной работы состоит в анализе основных аспектов административной юрисдикции пограничных органов ФСБ России, выявлении проблемы в законодательном регулировании и выработке предложений по совершенствованию законодательства.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

— рассмотреть понятие и сущность административной юрисдикции;

— изучить полномочия пограничных органов ФСБ России в сфере административной юрисдикции;

— дать квалификацию административных правонарушений;

— рассмотреть особенности административного задержания;

— рассмотреть проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений, относящихся к компетенции пограничных органов ФСБ РФ;

— исследовать пути совершенствования законодательства об административной юрисдикции пограничных органов ФСБ России.

  • Введение
  • 1. Теоретические основы административной юрисдикции пограничных органов ФСБ России
    • 1.1 Понятие и сущность административной юрисдикции
    • 1.2 Пограничные органы и их полномочия в сфере административной юрисдикции
  • 2. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы
    • 2.1 Квалификация административных правонарушений, процессуальный порядок и особенности привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы
    • 2.2 Особенности административного задержания, специфика составления протокола об административном правонарушении, осуществляемого пограничными органами ФСБ России
  • 3. Проблемы в правовом регулировании и пути совершенствования законодательства об административной юрисдикции пограничных органов ФСБ России
    • 3.1 Проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений, относящихся к компетенции пограничных органов ФСБ РФ
    • 3.2 Пути совершенствования законодательства об административной юрисдикции пограничных органов ФСБ России
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Одним из условий обеспечения национальной безопасности, как отмечено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., является надежная защита и охрана государственной границы Российской Федерации.
  • Обеспечение безопасности в пограничной сфере — важнейшая составная часть национальной безопасности, которая представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации, охватывающем государственную границу Российской Федерации, приграничную территорию, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.
  • Координационным федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации является Федеральная служба безопасности (ФСБ России). ФСБ России подведомственна Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ.
  • Федеральная служба безопасности, в соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 03.04.1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» — это единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
  • Одной из основных задач ФСБ России, согласно ст.8 указанного выше Закона, является обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов безопасности. К органам федеральной службы безопасности относятся, в том числе, управления (управления, службы, отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы).
  • Полномочия пограничных органов закреплены, прежде всего, в Законе РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». Так, согласно ст.30 данного Закона пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они, в числе прочего, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним.
  • Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере предусматривает в качестве одной из основных задач разработку и своевременное приведение нормативной правовой базы в соответствие с реальной обстановкой в мире и стране, а также с потребностями обеспечения безопасности России и развития ее международных связей.
  • В этой связи вопросы развития норм административного права в области обеспечения безопасности государства, применительно к деятельности пограничных органов, становятся весьма актуальными
  • Объект исследования -общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности пограничных органов при осуществлении административной деятельности в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
  • Предмет исследования — нормы административного законодательства и специального законодательства о пограничных органах ФСБ России, а также теория административного процесса.
  • Цель исследования — проанализировать основные аспекты административной юрисдикции пограничных органов ФСБ России, выявить проблемы в законодательном регулировании и предложить меры по совершенствованию законодательства.
  • Задачи работы:
  • — рассмотреть понятие и сущность административной юрисдикции;
  • — изучить полномочия пограничных органов ФСБ России в сфере административной юрисдикции;
  • — дать квалификацию административных правонарушений, исследовать процессуальный порядок и особенности привлечения лиц к административной ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы;
  • — рассмотреть особенности административного задержания, исследовать специфику составления протокола об административном правонарушении, осуществляемых пограничными органами;
  • — рассмотреть проблемы разграничения преступлений и административных правонарушений, относящихся к компетенции пограничных органов ФСБ РФ;
  • — исследовать пути совершенствования законодательства об административной юрисдикции пограничных органов ФСБ России.
  • Основные положения, выносимые на защиту:
  • 1. Административная юрисдикция — это установленная законодательными актами сфера государственной деятельности уполномоченных административных органов и должностных лиц, осуществляемая во внесудебном порядке, на основе административно-процессуальных норм с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров или административных правонарушений и применения мер административно-процессуального принуждения.
  • Пограничные органы наделены административной юрисдикцией, то есть, в числе прочих обязанностей, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним. Основы административно-юрисдикционной деятельности пограничных органов и войск ФСБ РФ регламентируются КоАП РФ, в статье 23.10 которого закреплена правосубъектность пограничных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
  • 2. Должностные лица пограничных органов уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, в частности:
  • — в области охраны собственности (глава 7 КоАП РФ): уничтожение специальных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (часть 2 статьи 7.2); пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (статья 7.11);
  • — в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8 КоАП РФ): невыполнение правил ведения судовых документов (статья 8.16); нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ правил (стандартов, норм) или условий лицензии (статья 8.17); нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (статья 8.18); и др;
  • — в области защиты Государственной границы Российской Федерации (глава 18 КоАП РФ);
  • — против порядка управления (глава 19 КоАП РФ): невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна (часть 2 статьи 19.4).
  • 3. В КоАП РСФСР, в отличие от КоАП РФ, была закреплена обязанность точного и четкого исполнения органами, обладающими правом административного задержания, обязанностей, указанных в данном Кодексе.
  • Прежде всего, это было связано с тем, что законодатель в нем давал ясное понятие административного задержания, чего нельзя сказать о КоАП РФ.
  • В связи с чем КоАП РФ нуждается в доработке. Во-первых следует четко определить перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание. А, во-вторых, следует уделить больше внимания статьям, содержащим процедуру заполнения соответствующих документов об административном правонарушении и задержании.
  • 4. Составление протокола об административном задержании часто вызывает множество трудностей, так как правильное его составление и заполнение не в полной мере регламентировано КоАП РФ, следовательно, необходимо дополнить данный Кодекс в части, касающейся правил составления протокола об административном задержании.
  • Целесообразными видятся разработка и включение в текст КоАП РФ всех необходимых правил, обеспечивающих грамотное составление протокола об административном задержании.
  • 5. В интересах разграничения преступлений и административных правонарушений, относящихся к компетенции пограничных органов, под термином «надлежащее разрешение» в диспозиции ч.1 ст.322 УК РФ нельзя понимать визу.
  • Для исключения двойного толкования понятия «надлежащее разрешение» необходимо изложить диспозицию ч.1 ст.322 УК РФ с дополнением после союза «и»: «(или) надлежащего разрешения пограничных органов ФСБ России, полученного в порядке и месте, установленных законодательством Российской Федерации».
  • С той же целью необходимо изменить ч.1 ст.11 «Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу» Закона «О Государственной границе Российской Федерации» путем внесения поправки, где предусмотреть положение о разрешительном порядке признания не только лиц, убывающих из Российской Федерации, но и прибывающих в Российскую Федерацию. Так как в настоящее время действующая правовая норма признает законность въезда лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в Российскую Федерацию, а не разрешение на право пересечения госграницы, полагается необходимым заменить словосочетание «в признании законности пересечения» на словосочетание «в разрешении на пересечение».
  • В связи со сложностью доказывания прямого умысла лица, незаконно пересёкшего госграницу, исключения фактов признаков данного деяния административного правонарушения в ч.1 ст.322 УК РФ слова «без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации» заменить словами «без действительных документов, удостоверяющих право лица на въезд в Российскую Федерацию или выезд из Российской Федерации».
  • 6. Как административное наказание административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ (ч.1 ст.3.10 КоАП РФ).
  • Запрет на въезд в Россию в течение пяти лет после исполнения постановления об административном выдворении находится в противоречии с годичным сроком состояния административной наказанности, предусмотренным ст.4.6 КоАП РФ. Изложенное требует устранения противоречия положений нормативных актов. В качестве одного из выходов из создавшейся ситуации можно было бы дополнить ст.3.10, 4.6 КоАП РФ положением, допускающим увеличение срока состояния административной наказанности в случаях, предусмотренных законом.
  • 7. КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного выдворения в качестве основного и дополнительного административного наказания. Однако нормы Особенной части Кодекса, предусматривающие административное выдворение (ст.ст.18.1, 18.4, 18.8, 18.10, 18.11, 18.17, 19.27), ограничены возможностью применения административного выдворения лишь в качестве дополнительного. Судебная же практика использует данную меру наказания неоднозначно, в том числе и в качестве основного. В связи с чем необходимо в КоАП РФ внести изменение, в соответствии с которым административное выдворение будет являться как основным, так и дополнительным наказанием.
  • Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: сравнение, анализ и синтез, обобщение, а также такие частно-научные методы как исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный и др.
  • Базу исследования составили нормы КоАП РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов, а также работы авторов по исследуемой теме.
  • Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования.
  • Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
  • 1. Теоретические основы административной юрисдикции пограничных органов ФСБ России
Это интересно:  Статья 268 ТК РФ. Запрещение направления в служебные командировки...

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, www.zakonrf.info, consultant-mos.ru, otherreferats.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector