+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 204 АПК РФ. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Комментарий к статье 204 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает требования к заявлению, обусловленные особым характером дел об административных правонарушениях. В соответствии с п. 5 ч. 1 настоящей статьи в заявлении должно быть указано требование заявителя о привлечении лица к ответственности. Меру этой ответственности определяет только арбитражный суд, что необходимо учитывать при составлении заявления.

2. Протокол, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, согласно ст. 28.2 КоАП РФ составляется при совершении административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП. Согласно ст. 28.4 КоАП если дело возбуждено прокурором, то выносится постановление, в связи с чем протокол не составляется. В соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП протокол не составляется, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. При этом уполномоченным должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф в порядке, предусмотренном ст. 32.3 КоАП, взимаемый в порядке, предусмотренном ст. 32.2 КоАП. Часть 3 ст. 28.6 КоАП предусматривает, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

3. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, содержится в ст. 28.3 КоАП. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

4. Лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Кроме того, им, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Данный документ должен быть представлен в суд одновременно с заявлением о возбуждении дела.

5. Статья 28.8 КоАП устанавливает срок для направления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении в арбитражный суд. Этот срок — трое суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. В случае если ответственность за правонарушение включает в себя административный арест либо административное выдворение, то протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления. Комментируемая статья не предусматривает необходимости представления в суд документа, подтверждающего направление в суд заявления о привлечении к административной ответственности. Таким образом, возможна ситуация, когда суд не сможет проверить соблюдение лицом, составившим протокол об административном правонарушении, срока, предусмотренного в ч. 1 ст. 28.8 КоАП.

6. При обнаружении в ходе рассмотрения дела недостатков в протоколе административные органы, составившие протокол, должны устранить их в течение трех дней со дня их поступления (получения) от судьи. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

7. Протокол является обязательным документом для представления в суд по данным категориям дел. Однако основанием для возбуждения дела является заявление, составленное согласно комментируемой статье. В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч. 1 настоящей статьи, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ее ч. 2, суд, руководствуясь ст. 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.

Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь ст. 29.4 КоАП, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу .

Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 (пункты 5, 7).

Пункт 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» дает разъяснение по вопросу подачи заявления с нарушением норм о подведомственности дела. При поступлении заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, рассмотрение дела о котором не отнесено ч. 3 ст. 23.1 КоАП к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о возвращении заявления согласно п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

Арбитражный суд Курской области

РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке заявлений и материалов, передаваемых в арбитражный суд по делам о привлечении лиц к административной ответственности

Заявления в арбитражный суд о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подаются органами и должностными лицами, уполномоченными в соответствии с федеральным законом (ст.28.3 КоАП РФ) составлять протоколы об административных правонарушениях (далее – административными органами) в соответствии с нормами параграфа 1 главы 25 АПК РФ.

В силу ч.1 ст.202, ст.27, п.3 ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражным судом рассматриваются только дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом (ст.23.1 КоАП РФ) к подведомственности арбитражных судов.

Правила территориальной подсудности установлены ст.203 АПК РФ, согласно которой заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Это интересно:  Статья 287 АПК РФ. Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции

Статьей 204 АПК РФ установлены требования к заявлению о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и должно быть подписано должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, либо руководителем органа, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях (административного органа). От имени административного органа в суд заявление вправе направить представитель, наделенный надлежаще оформленной доверенностью, содержащей полномочие лица предъявлять заявления в арбитражный суд (ст.ст.61-63 АПК РФ).

Заявление также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в порядке, предусмотренном главой 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства.

В заявлении о привлечении лица к административной ответственности должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление (п.1 ч.2 ст.125, ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • наименование заявителя, его место нахождения; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя (п.1 ч.2 ст.125, ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении (п.1 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении (п.2 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • необходимые для указания в резолютивной части решения сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (для юридического лица – в соответствии с сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ: полное наименование, место нахождения, сведения о регистрации в качестве юридического лица (ОГРН), для индивидуального предпринимателя – Ф.И.О., дата и место рождения, место жительства, сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ОРГНИП) (п.3 ч.1 ст.204, п.1 ч.3 ст.206 АПК РФ).
  • нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении (п.4 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • требование заявителя о привлечении к административной ответственности (п.5 ч.1 ст.204 АПК РФ);
  • в случае, когда санкция за правонарушение предусматривает штраф – реквизиты для перечисления штрафа (наименование получателя платежа, номер расчетного счета и организацию, в которой открыт счет, БИК, ИНН и КПП получателя платежа, код бюджетной классификации платежа, ОКАТО получателя платежа); в случае, если в ходе производства по делу об административном правонарушении производилось изъятие объектов правонарушения и санкция предусматривает возможность применения конфискации – сведения о местонахождении изъятых объектов;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов (п.10 ч.2 ст.125, ч.1 ст.204 АПК РФ).

К заявлению о привлечении лица к административной ответственности прилагаются следующие документы:

1) документы, подтверждающие наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения (событие правонарушения, совершение правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности, и его вину) (ч.2 ст.204 АПК РФ, ст.ст.26.2-26.10 КоАП РФ):

1.1: подлинный протокол об административном правонарушении (ч.2 ст.204 АПК РФ, ст.28.2 КоАП РФ);

1.2: объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности, либо документ, подтверждающий отказ лица, привлекаемого к административной ответственности, от дачи объяснений; такое объяснение или отметка об отказе от дачи объяснений может содержаться в тексте протокола об административном правонарушении (ст.26.3 КоАП РФ);

1.3: другие документы, подтверждающие факт совершения правонарушения и вину лица в его совершении (акты проверок; протоколы осмотра, изъятия; заверенные копии первичных документов, исследованных в ходе административного производства; заключения экспертов; документальные результаты исполнения поручений, запросов, определений административного органа об истребовании сведений; протоколы допроса свидетелей; другие доказательства);

2) документы, подтверждающие необходимые сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности:

2.1: в отношении юридического лица – актуальная выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о полном наименовании, месте нахождения, ОГРН и дате регистрации в качестве юридического лица, о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

2.2: в отношении индивидуального предпринимателя – актуальная выписка из ЕГРИП, содержащая сведения и Ф.И.О. лица, дате и месте его рождения, месте жительства, наличии действующего статуса индивидуального предпринимателя и дате его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП; копии страниц паспорта лица, привлекаемого к административной ответственности, с установочными данными лица и данными о его регистрации по месту жительства);

3) документы, подтверждающие соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности:

3.1: документы, подтверждающие полномочия лиц, участвовавших в проведении проверки и выполнении действий по обеспечению производства по делу об административном правонарушении, лиц, составивших протокол об административном правонарушении и подписавших заявление о привлечении к административной ответственности;

3.2: документы, подтверждающие обеспечение лицу, привлекаемому к административной ответственности, права на участие в производстве по делу об административном правонарушении и на защиту (документы, подтверждающие надлежащее извещение лица о проверке, направление (вручение) лицу, привлекаемому к административной ответственности, акта проверки (при его наличии); уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, доказательства направления (вручения) лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии протокола; сопроводительные письма, реестры исходящей корреспонденции и уведомления о вручении);

3.3: документы, подтверждающие наличие (отсутствие) обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность (п.4 ст.26.1, ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ); наличие (отсутствие) малозначительности совершенного правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ); отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (п.6 ст.26.1, ст.24.5 КоАП РФ); характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением (п.5 ст.26.1 КоАП РФ); иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (п.7 ст.26.1 КоАП РФ).

4) уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления и приложенных к нему документов лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ч.2 ст.204, ч.3 ст.125 АПК РФ).

В случае несоответствия заявления требованиям, установленным частью 1 статьи 204 АПК РФ, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в части 2 статьи 204 АПК РФ, суд, руководствуясь статьей 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления о привлечении лица к административной ответственности суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде (п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10 от 02.06.2004 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Обращаем внимание на необходимость направления заявлений и привлечении лиц к административной ответственности в арбитражный суд с расчетом, чтобы при рассмотрении дела судом с соблюдением требований ч.1 ст.121 АПК РФ о заблаговременном извещении лиц, участвующих в деле, не менее чем за 15 рабочих дней, а также о процессуальном сроке подготовки и рассмотрения дела (2 месяца с возможностью продления на 1 месяц, ч.1 ст.205 АПК РФ), не истекли предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения лиц к административной ответственности.

В целях обеспечения оперативного уведомления рекомендуем указывать номера контактных телефонов, факсов, адреса электронной почты лица, привлекаемого к административной ответственности, и заявителя, а также исполнителя заявления.

Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности в порядке упрощенного производства:

Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ; при рассмотрении в порядке упрощенного производства дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, применяются также особенности, установленные параграфом 1 главы 25 АПК РФ (ч.1 ст.226 АПК РФ).

Заявление о привлечении лица к ответственности, поданное в порядке упрощенного производства, и прилагаемые к такому заявлению документы могут быть представлены в арбитражный суд на бумажном носителе либо в электронном виде (п.1 ст.228 АПК РФ). Заявление с приложенными документами размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Обращаем внимание, что в силу норм ч.2 ст.204 АПК РФ, 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подлежит представлению в суд в подлиннике (представление заявления с копией протокола в электронном виде с последующим представлением подлинного протокола в суд не противоречит нормам АПК РФ и КоАП РФ).

Это интересно:  Статья 236 ГК РФ. Отказ от права собственности

Суд, приняв заявление к рассмотрению в упрощенном порядке, в определении о принятии устанавливает сторонам срок для представления заявления дополнительных доказательств, а лицом, привлекаемым к административной ответственности, — отзыва на заявление и обосновывающих отзыв доказательств; указанный срок не может составлять мене чем 15 рабочих дней со дня вынесения определения о принятии. Одновременно с указанным определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде (ч.2 ст.228 АПК РФ).

Стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок, который установлен арбитражным судом и не может составлять менее чем 30 рабочих дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства (ч.3 ст.228 АПК РФ). Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом 15-дневный срок.

Поступившие в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы размещаются на официальном сайте соответствующего арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления в арбитражный суд (ч.4 ст.228 АПК РФ).

Если отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного арбитражным судом срока, они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них. О возвращении указанных документов арбитражный суд выносит определение (ч.4 ст.228 АПК РФ).

После истечения сроков, установленных судом для представления доказательств (30 дней или более), судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без проведения заседания по делу и без вызова сторон (п.5 ст.228 АПК РФ), на основании исследования изложенных в представленных сторонами документах объяснений, возражений и (или) доводов лиц, участвующих в деле, и представленных в течение указанных сроков доказательств.

При обращении в суд с заявлениями о привлечении лиц к административной ответственности в порядке упрощенного производства, при отсутствии спора между административным органом и лицом, привлекаемым к административной ответственности, целесообразно административному органу отбирать от лица, привлекаемого к административной ответственности, заявление о признании факта правонарушения и вины в его совершении и отсутствии возражений по существу рассматриваемого в суде требования о привлечении к административной ответственности, а также об имеющихся у лица ходатайствах (например, об учете в качестве смягчающих обстоятельств иных, не предусмотренных ст.4.2 КоАП РФ, обстоятельств).

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению (ч.2 ст.229 АПК РФ), вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба; в случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции (ч.2 ст.229 АПК РФ).

Такое решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (ч.3 ст.229 АПК РФ).

Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:
1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Комментарий к статье 204 АПК РФ

1. Согласно ч.2 ст. 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается в арбитражных судах на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях. Данное заявление должно отвечать требованиям, предусмотренным к.с.

2. При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.

3. При поступлении заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, рассмотрение дела о котором не отнесено ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражного суда, суд выносит определение о возвращении заявления применительно к п.1 ч.1 ст. 129 АПК РФ.

4. В случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. Вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.

5. Содержащиеся в заявлении фактические обстоятельства совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, должны быть четко изложены, причем квалификация административного правонарушения по конкретной статье (части) КоАП РФ должна вытекать из указанных обстоятельств. Неконкретность содержания заявления, расплывчатое, нечеткое изложение даты, места и иных обстоятельств административного правонарушения нарушает предусмотренное ч.2 ст. 45 Конституции РФ право каждого на защиту.

6. В заявлении о привлечении к административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений, обстоятельства, перечисленные в ч.2 п.1 к.с., должны быть изложены применительно к каждому правонарушению.

7. Помимо характера совершенного лицом административного правонарушения и личности виновного рекомендуется также отражать в заявлении имущественное положение лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

8. Обстоятельства совершенного лицом административного правонарушения должны излагаться путем употребления всем понятных выражений. Недопустимо в заявлении о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, употреблять неточные формулировки, использовать непринятые сокращения и слова, неприемлемые в официальных документах, а также загромождать заявление описанием обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. Приводимые в анализируемом процессуальном документе специальные термины, а также не всем понятные выражения должны быть разъяснены.

9. Закон не указывает на обязательность изложения в заявлении о привлечении к административной ответственности доказательств, обосновывающих совершение лицом административного правонарушения. Необходимо и достаточно изложить сведения о фактических обстоятельствах деяния, поскольку они устанавливаются прилагаемыми к заявлению или истребуемыми затем арбитражным судом доказательствами, и дать произошедшему административно-правовую оценку.

10. В заявлении о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должны быть четко изложены обстоятельства, перечисленные в к.с.

11. Когда в арбитражный суд заявление подается прокурором, который возбудил дело об административном правонарушении, вместо протокола к заявлению прилагается постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

12. В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч.1 к.с., а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ч.2 к.с., суд, руководствуясь ст. 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.

13. При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

Это интересно:  Статья 15.6 КоАП РФ. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

14. См. также комментарий ст. ст. 122, 123, 125, 189, 203 АПК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 204 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 204 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 204 АПК РФ. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Комментарии к ст. 204 АПК РФ

1. Законодатель определяет исчерпывающие требования, предъявляемые к заявлению о привлечении к административной ответственности участника экономической деятельности, виновного в совершении административного правонарушения.

Оно подается в арбитражный суд в письменной форме, подписанное уполномоченным лицом либо его представителем на основании надлежащим образом оформленной доверенности. Заявление может быть подано посредством заполнения формы на официальном сайте арбитражного суда в глобальной сети Интернет.

В подаваемом заявлении должно быть указано наименование арбитражного суда, наименование заявителя, его местонахождение, номер телефона, факса, адрес электронной почты, а также наименование лица, привлекаемого к административной ответственности, его место нахождения (жительства), имеющиеся сведения о контактах для экстренной связи.

Заявление содержит перечень прилагаемых к нему документов, доказательства направления лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии заявления со всеми отсутствующими у того приложениями заказной корреспонденции с уведомлением о ее вручении.

В заявлении, кроме того, в обязательном порядке указываются дата и место совершения административного правонарушения, должность и фамилия с инициалами должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, дополнительные сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности (если они имеют значение для квалификации правонарушения и определения степени ответственности, например, об инвалидности), квалификация административного правонарушения при составлении о нем протокола, требование административного органа о привлечении виновного лица к административной ответственности на основании действующего закона.

Вид административной ответственности и мера наказания определяются арбитражным судом как уполномоченным на то государственным органом, поэтому отсутствие достаточной информации по этому поводу в заявлении административного органа не порождает ущербности указанного документа .

Пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Если в заявлении административного органа содержится ошибочная правовая квалификация совершенного административного правонарушения, то арбитражный суд применяет правильную квалификацию при наличии в протоколе об административном правонарушении достаточных сведений о событии правонарушения и подтверждающих эту квалификацию доказательств.

Если правомерное изменение арбитражным судом квалификации административного правонарушения порождает неподведомственность ему дела об административном правонарушении, то производство по нему прекращается, заявление и прилагаемые документы возвращаются в адрес административного органа.

Вышеперечисленные сведения в обязательном порядке указываются, несмотря на их наличие в протоколе о совершенном правонарушении. Последний часто составляется собственноручно, имеет неразборчивые записи, препятствующие или создающие помехи судопроизводству в арбитражном суде.

Направление административным органом в арбитражный суд вместо заявления протокола об административном правонарушении влечет его возврат. Применение института оставления без движения здесь неуместно по причине отсутствия заявления как такового и короткого срока, установленного законодателем для привлечения правонарушителя к административной ответственности.

2. Приложение к заявлению, подаваемому в арбитражный суд, является многослойным. Во-первых, оно отражает перечень приложенных к нему документов, включая протокол об административном правонарушении. Во-вторых, протокол об административном правонарушении имеет собственные приложения, включая доказательства направления его копии в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, получения копии протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, либо вручения ему копии протокола.

Протокол об административном правонарушении является основным документом, фиксирующим событие правонарушения и добытые доказательства, поэтому его форма и содержание определяются законом (ст. 28.2 КоАП).

К протоколу могут быть приложены зафиксированные показания технических средств, протоколы изъятия образцов и проб, протоколы осмотра транспортных средств, протоколы осмотра помещений и документов, иные документы, фиксирующие информацию, необходимую для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Статья 204 АПК РФ. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности
[Арбитражный процессуальный кодекс РФ] [Глава 25] [Статья 204]

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

1 комментарий к записи “Статья 204 АПК РФ. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности”

Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

Комментарий к статье 204

Заявление по делам о привлечении к административной ответственности должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 204 АПК РФ.
В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч. 1 ст. 204 АПК РФ, а также при отсутствии в приложении к заяв-лению документов, перечисленных в ч. 2 ст. 204 АПК РФ, суд, руководствуясь ст. 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.
При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.
При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.
См.: п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рас-смотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. от 10.11.2011 N 71).

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, kursk.arbitr.ru, oapkrf.ru, rulaws.ru, rukak.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector