+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 16.4 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

Текущая редакция ст. 16.4 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.

Примечания: 1. Для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

2. Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 30 июня 2013 года Федеральным законом от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ.

Комментарий к статье 16.4 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок перемещения через таможенную границу иностранной валюты и валюты Российской Федерации.

Порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международным договором государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и с Законом о таможенном регулировании (ст. 4 указанного Закона).

В соответствии со ст. 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежит валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств — членов Таможенного союза. Такие случаи установлены Договором О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» (решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 51).

2. Объективную сторону данного правонарушения составляют недекларирование либо недостоверное декларирование подлежащих обязательному письменному декларированию иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии с указанным Договором ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:

при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Аналогичный («зеркальный») порядок установлен Договором в отношении вывоза денежных средств и денежных инструментов.

Неподача декларации в нарушение указанного порядка либо подача декларации, содержащей недостоверные сведения влечет привлечение лица к ответственности по данной статье.

При установлении незаконного перемещения валюты, выражающегося в нарушении порядка убытия товаров с таможенной территории или в сокрытии их от таможенного контроля, деяние подлежит квалификации соответственно по ч. ч. 1 или 2 ст. 16.1 (например, физическое лицо прошло через «зеленый» коридор, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, сокрыв ее в дополнительной полости под подкладкой одежды).

4. Данное правонарушение следует разграничивать с уголовным преступлением, предусмотренным ч. 1 ст. 188 УК Российской Федерации. Критерием разграничения является сумма перемещенных через таможенную границу денежных средств. Частью 1 ст. 188 УК РФ предусмотрена ответственность за деяние, выражающееся в перемещении в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов. Крупным размером УК РФ признает стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1 млн. 500 тыс. руб.

См. по данному вопросу Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля).

5. Субъектами данного правонарушения могут быть только физические лица.

6. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной, выраженной как в форме прямого умысла, так и в форме неосторожности.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).

Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 16.4 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 16.4 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

СТ 16.4 КоАП РФ

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.

Примечания: 1. Для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

2. Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 16.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Наличные денежные средства — денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах — членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки.

Денежные инструменты — дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

В настоящее время установлен следующий порядок перемещения через таможенную границу наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию Таможенного союза с территории третьих стран осуществляется без ограничений в следующем порядке:

— при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл., указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

— при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл., указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Это интересно:  Статья 134 КАС РФ. Срок проведения подготовки административного дела к судебному разбирательству

Вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков с таможенной территории Таможенного союза на территорию третьих стран осуществляется без ограничений в следующем порядке:

— при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл., указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

— при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл., указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Ввоз и вывоз физическим лицом денежных инструментов в любом размере, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Единовременный вывоз или вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл., может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

Ввоз и вывоз физическими лицами наличных денег и денежных инструментов с территории или на территорию государств Таможенного союза осуществляется без ограничений и таможенного декларирования.

2. Субъектами административной ответственности за рассматриваемое правонарушение являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

3. С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

4. Административная ответственность по комментируемой статье за недекларирование наступает в случае, если не задекларирована сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх установленных в эквиваленте 10 тыс. долл., но не более двукратного размера суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

Административная ответственность по ст. 16.4 КоАП РФ за недостоверное декларирование наступает в случае, если внесены недостоверные сведения о размере наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков сверх установленных в эквиваленте 10 тыс. долл., но не более двукратного размера суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

В случае недекларирования либо недостоверного декларирования в размере, превышающем двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме, физическое лицо подлежит уголовной ответственности по ст. 200.1 УК РФ.

Статья 16.4 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.

Примечания: 1. Для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

2. Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

Комментарии к ст. 16.4 КОАП РФ

1. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок перемещения через таможенную границу иностранной валюты и валюты Российской Федерации.

Порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международным договором государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и с Законом о таможенном регулировании (ст. 4 указанного Закона).

В соответствии со ст. 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежит валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств — членов Таможенного союза. Такие случаи установлены Договором «О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» (решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 51).

2. Объективную сторону данного правонарушения составляют недекларирование либо недостоверное декларирование подлежащих обязательному письменному декларированию иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии с указанным Договором ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:

при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Аналогичный («зеркальный») порядок установлен Договором в отношении вывоза денежных средств и денежных инструментов.

Неподача декларации в нарушение указанного порядка либо подача декларации, содержащей недостоверные сведения влечет привлечение лица к ответственности по данной статье.

При установлении незаконного перемещения валюты, выражающегося в нарушении порядка убытия товаров с таможенной территории или в сокрытии их от таможенного контроля, деяние подлежит квалификации соответственно по ч. ч. 1 или 2 ст. 16.1 (например, физическое лицо прошло через «зеленый» коридор, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, сокрыв ее в дополнительной полости под подкладкой одежды).

4. Данное правонарушение следует разграничивать с уголовным преступлением, предусмотренным ч. 1 ст. 188 УК Российской Федерации. Критерием разграничения является сумма перемещенных через таможенную границу денежных средств. Частью 1 ст. 188 УК РФ предусмотрена ответственность за деяние, выражающееся в перемещении в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов. Крупным размером УК РФ признает стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1 млн. 500 тыс. руб.

См. по данному вопросу Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля).

5. Субъектами данного правонарушения могут быть только физические лица.

6. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной, выраженной как в форме прямого умысла, так и в форме неосторожности.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).

Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.

Это интересно:  Статья 234 ГК РФ. Приобретательная давность

Примечания: 1. Для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

2. Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 16.4 КоАП РФ

1. Объектом данного состава административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с перемещением через таможенную границу ТС денежных средств и (или) денежных инструментов физическими лицами. Предметом административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются наличные денежные средства и денежные инструменты. В соответствии со ст. 2 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 05.07.2010 наличные денежные средства — денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах — членах таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки. Под денежными инструментами понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившимся в недекларировании или недостоверном декларировании наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через Таможенную границу ТС, если они подлежат письменному декларированию. В соответствии со ст. 3 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через Таможенную границу ТС от 5 июля 2010 г. физические лица могут ввозить наличные денежные средства и (или) дорожные чеки на таможенную территорию Таможенного союза без декларирования в письменной форме на сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США. При перемещении единовременно наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков. Приведенный договор допускает по желанию физического лица задекларировать в письменной форме наличные денежные средства и (или) дорожные чеки на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США. Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Диспозиция комментируемой нормы так же предусматривает, что административная ответственность по настоящей статье возможна лишь при условии, что эти действия (бездействия) не содержат состава уголовно наказуемого деяния, например, по ст. ст. 193 или 194 и т.п. УК РФ.

Субъектом данного административного правонарушения является лишь физическое лицо, как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее возраста 16-ти лет.

Субъективная сторона комментируемого состава административного правонарушения характеризуется прямым и косвенным умыслом, небрежностью и самонадеянностью, как неосторожной формы вины. Другие признаки субъективной стороны данного состава правонарушения классифицирующего значения не имеют.

2. В примечании к ст. 16.4 КоАП РФ предусматриваются правила расчетов размера административного наказания в виде административного штрафа. Так, п. 1 примечания предусматривает, что основой исчисления административного штрафа является незадекларированная сумма наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. Незадекларированной суммой следует признать сумму, превышающую сумму наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх, разрешенной для перемещения без таможенного декларирования в письменной форме, т.е. незадекларированной суммой является разница между общей суммой наличных денежных средств, и (или) стоимости дорожных чеков, и (или) стоимости денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу ТС и суммы наличных денежных средств, и (или) стоимости дорожных чеков, и (или) стоимости денежных инструментов, разрешенных к перемещению через таможенную границу ТС без таможенного декларирования в письменной форме.

Пункт 2 примечания к ст. 16.4 КоАП РФ закрепляет правило, что пересчет незадекларированных сумм наличных денежных средств (дорожных чеков) и (или) стоимости денежных инструментов в валюту Российской Федерации осуществляется на день совершения или обнаружения административного правонарушения в соответствии с курсом Центрального банка РФ. Моментом совершения административного правонарушения признается момент совершения субъектом действий, содержащих объективную сторону состава административного правонарушения. Моментом обнаружения административного правонарушения следует считать непосредственное выявление должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении.

Дело N4а-7251/2016. Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и денежных инструментов).

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

от 9 марта 2017 г. N 4а-7251/2016

Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника ****, поданную в интересах *** на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 138 района Внуково города Москвы от 21 июня 2016 года и решение судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 01 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении,

Решением судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 01 сентября 2016 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника *** М.П. без удовлетворения.

В настоящей жалобе защитник *** М.П. просит об отмене судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием у *** А. умысла на совершение административного правонарушения; понятые при изъятии у *** А. денежных средств не присутствовали; необоснованность рассмотрения дела судебными инстанциями без вызова и допроса в качестве свидетелей лиц, указанных в процессуальных документах в качестве понятых; нарушение прав *** А. на защиту, выразившееся в составлении в отношении него процессуальных документов в отсутствие переводчика; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела; наличие неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в его пользу.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи и решение судьи районного суда законными и обоснованными.

Административная ответственность по ст. 16.4 КоАП РФ наступает за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Примечанием к данной статье определено, что для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

Указанные действия *** А. квалифицированы по ст. 16.4 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность *** А. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении; письменными объяснениями *** А.; протоколом изъятия вещей и документов; актом приема-передачи материальных ценностей; актом таможенного досмотра, а также иными материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности *** А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на отсутствие у *** А. умысла на совершение административного правонарушения в связи с добровольной выдачей незадекларированных денежных средств сотрудникам таможенного контроля, не может быть принята во внимание в связи со следующим.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 сентября 2015 г. N 1900-О, объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 КоАП РФ, конкретизируется таможенным законодательством Таможенного союза, определяющим порядок перемещения наличных денежных средств через таможенную границу, а также обязанность физических лиц по их декларированию сверх суммы, разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

Это интересно:  Статья 18 Закона о защите прав потребителей (ЗоЗПП) с комментариями

В соответствии со статьей 357 Таможенного кодекса Таможенного союза в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора, применение которой предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора («зеленого» или «красного») для совершения таможенных операций.

Согласно пункту 1 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории (далее — места прибытия или убытия) может применяться система двойного коридора; «зеленый» коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа; «красный» коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица.

В силу статьи 8 указанного Соглашения декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу; декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации; форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решениями Комиссии таможенного союза.

Таким образом, приведенные нормативные положения прямо указывают на то, что нахождение в «зеленом» или «красном» коридоре является перемещением наличных денежных средств через таможенную границу, а таможенное декларирование наличных денежных средств, подлежащих декларированию, осуществляется путем подачи пассажирской таможенной декларации в письменной форме таможенному органу, и не предполагают, вопреки мнению заявителя, произвольного применения статьи 16.4 КоАП Российской Федерации.

Кроме того, субъекты предусмотренных статьей 16.4 КоАП Российской Федерации административных правонарушений в силу части 1 статьи 1.5 , части 1 статьи 2.1 и статьи 2.2 КоАП Российской Федерации во всяком случае подлежат ответственности только при наличии вины, которая имеет как умышленный, так и неосторожный характер.

Доводы заявителя о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о вызове в судебное заседание для допроса в качестве свидетелей лиц, указанных в процессуальных документах в качестве понятых не влечет отмену судебных актов.

По смыслу ст. 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). Требования ст. 24.4 КоАП РФ судьей районного суда выполнены, свои выводы об отказе в удовлетворении указанных выше ходатайств судья районного суда изложил в определении от 01 сентября 2016 года, обстоятельства, которые могли бы поставить их под сомнение, отсутствуют. Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.4 КоАП РФ, в отношении *** А.

Утверждение заявителя о том, что *** А. в недостаточной степени владел русским языком, несостоятельно, поскольку из представленных материалов следует, что на досудебной стадии производства по делу *** А. разъяснялись права, предусмотренные КоАП РФ, в том числе право пользоваться услугами переводчика, а также помощью защитника (л.д. 27), однако данным правом *** А. не воспользовался, ходатайств о предоставлении ему защитника либо переводчика не заявлял, указав при даче письменных объяснений что русский язык понимает (л.д. 29).

Указание в жалобе на наличие оснований для освобождения *** А. от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, также не может быть принято во внимание.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что, как и любое другое административное наказание, административный штраф в силу части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Санкцией статьи 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленной на пресечение нарушений законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств и противодействие незаконным финансовым операциям, предусмотрено наложение на граждан административного штрафа либо конфискация предмета административного правонарушения. Размер штрафа за совершение гражданином указанного административного правонарушения исчисляется в пределах от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств, что согласуется с одним из способов установления штрафной санкции, предусмотренных в части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и позволяет назначить наказание с учетом указанных в части 2 его статьи 4.1 обстоятельств.

С учетом изложенного, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ судами обоснованно не установлено.

Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалобы мировой судья и судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства, проверили их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях *** А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ. Мотивы, по которым в основу постановления и решения были положены одни доказательства, и отвергнуты другие, подробно изложены в судебном постановлении. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу *** А., не усматривается.

Административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения назначено *** А. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1 , 3.7 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.

Срок давности и порядок привлечения *** А. к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 , 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

постановление мирового судьи судебного участка N 138 района Внуково города Москвы от 21 июня 2016 года и решение судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 01 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.4 КоАП РФ, в отношении *** А. оставить без изменения, жалобу защитника *** М.П. — без удовлетворения.

Статья написана по материалам сайтов: okoaprf.ru, www.kodap.ru, rulaws.ru, stkoaprf.ru, advokat-malov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector