Изъятие земельного участка для муниципальных и государственных нужд — Статьи и очерки по жилищному праву

Содержание

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Васенина Д.В., Адоньева В.С.

В данной статье рассматривается, при каких условиях и в каких случаях может быть произведено принудительное отчуждение имущества или земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Васенина Д.В., Адоньева В.С.,

Текст научной работы на тему «Проблема обеспечения жилищных прав собственника при изъятии земельного участка»

Д.В. Васенина, В.С. Адоньева

Студентки 3 курса юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г.

Краснодар, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ СОБСТВЕННИКА ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

В данной статье рассматривается, при каких условиях и в каких случаях может быть произведено принудительное отчуждение имущества или земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Отчуждение, имущество, земельный участок, собственность, жилое помещение.

Земельные правоотношения — крупная и сложная проблема, она определяется совокупностью отношений между субъектами различных отраслей права по поводу использования и охраны земли [4, с.115]. В целом земельные взаимоотношения как объект земельного права считаются взаимоотношениями сложными, комплексными [5, c.342]. Процедура изъятия земельных участков — не новая, она имела место ещё в дореволюционном Российском праве. Можно сказать, сейчас только начинает формироваться культура земельных правоотношений. Поэтому, есть и непонимание, и правовые споры, есть определённая не очень богатая судебная практика, как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов по разрешению земельных споров. Тем не менее, данные вопросы достаточно актуальны, и применимы практически во всех регионах России.

На данный момент согласно статье 32 Жилищного кодекса РФ у собственника жилого помещения изъятие возможно только, если это изъятие происходит для муниципальных и государственных нужд. До существующего ныне Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), отношения, связанные с изъятием у собственника жилого помещения, находящегося на земельном участке, изымаемом для государственных или муниципальных нужд, не были подробно урегулированы. Земельный участок может быть изъят при выполнении международных обязательств РФ, размещения объекта государственного и муниципального значения, путём выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъекта РФ [3]. Следует отметить, что объекты права муниципальной собственности, установлены действующим гражданским законодательством [7, с.78].

Встречаются случаи, когда участки изымаются для целей коммерческого строительства. В Земельном кодексе РФ указываются такие цели использования земельных участков строительство дорог, разработка месторождений полезных ископаемых и т.д. Коммерческие организации для получения прав на земельный участок под жилым домом, обеспечивают принятие решения о сносе дома и осуществляют строительство для своих нужд. Такие цели неправомерно подводить под государственные нужды. Правомерным будет являться изъятие занятого земельного участка только под строительство конкретных объектов государственной или муниципальной значимости [8, с.44].

Изъятие земельного участка для строительства жилых домов не предусмотрено статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей перечень оснований для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, если изъятие осуществляется при реализации государственных программ жилищного строительства, то в этом случае изъятие земельных участков и снос жилья могут быть правомерными. Также выселение может происходить в связи с признанием аварийными многоквартирных домов.

Непригодными для проживания признаются жилые дома, жилые помещения, имеющие определенный

физический износ; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием потребовать от собственников помещений в этом доме снести его в разумный срок. В случае если снос не осуществлен в установленный срок, земельный участок подлежит изъятию. Соответственно, каждое жилое помещение в этом доме, принадлежащее на праве собственности, подлежит изъятию в порядке, предусмотренном ЖК РФ.

Жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Закон определяет, что выкупная цена включает в себя рыночную стоимость жилого помещения. Также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Так, например, при сносе дома лицу, занимающему жилое помещение по договору социального найма, будет предоставлено другое равнозначное жилье, а собственнику выплатят только денежную компенсацию или ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое с зачетом его стоимости в выкупную цену. Но не ущемляются ли при этом права собственника [9, с.56]? Правомерными ли будут требования собственника по предоставлению ему взамен сносимого жилья не только квартиры не меньшей площади от сносимой, но и возмещения убытков и упущенной выгоды, ведь из-за сноса жилья собственник действительно несет огромные убытки [1, с.85]. В части 7 статьи 32 ЖК РФ приведен перечень убытков, который не является исчерпывающим: изменение места жительства, временное пользование иным помещением, переезд, поиск другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформление права собственности на другое помещение, досрочное прекращение своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода.

Но всегда ли может быть разрешена проблема собственника на возмещение убытков, ведь цена изымаемого жилого помещения, как правило, не может покрыть расходов на приобретение лицом нового жилого помещения. В основном изымаемые жилые помещения расположены в старых домах, которые находятся в ветхом, аварийном состоянии, и их рыночная цена невысока, несоразмерна стоимости жилья даже на вторичном рынке. Именно проблема компенсации собственнику изымаемого жилого помещения понесенных им убытков вызывает наибольшие споры [2, с.12].

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 02.07.2009 № 14, которым разъяснил, как применять положения статью 32 ЖК РФ, не дал каких-либо рекомендаций по применению пункта 7 статьи 32 ЖК РФ, считая, что в нем содержится исчерпывающий перечень возможных убытков собственника при изъятии его жилого помещения.

Таким образом, нормы законодательства, регулирующие юридическую процедуру выкупа жилого помещения у собственника в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных и муниципальных нужд, нуждаются в изменении, а определение выкупной цены изымаемого жилого помещения должно осуществляться равноценно такому возмещению, так как отсутствие четкой правовой регламентации положений о выкупной цене вызывает споры между собственниками и органами, принявшими решение о сносе жилья. Считаем, что проблемы, вытекающие из приведенных положений действующего законодательства, связаны с экономической нерациональностью того институционального устройства, которое это законодательство создает [6, c.217]. Также чётко не установлено, в каком порядке должны быть урегулированы гражданско-правовые и жилищно-правовые отношения между собственником подлежащего сносу жилья в случае сдачи в аренду земельного участка под строительство или в собственность коммерческой, созданной для извлечения прибыли, организации.

Список использованной литературы:

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136 ФЗ (в ред. 03.07.2016) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //www .consultant .ru.

4. Kudryavtseva L.V., Stavilo S.P., Ofisov V.V., Kachur AN. DIRECTIONS OF IMPROVING CIVIL LAW RELATIONS IN LAND USE //Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3 S3. С. 115.

7. Кудрявцева Л.В. К вопросу об объектах права муниципальной собственности, в пределах особо охраняемых природных территорий. /В сборнике: Актуальные проблемы современной науки. IV Международная научно-практическая конференция. Выпуск 4. Том III. 2015. С. 78.

© Д.В. Васенина, В.С. Адоньева, 2017

д. философ.н., профессор кафедры «Теории государства и права» г. Ростов, Российская Федерация Арженовская Д.А. магистрант 2 курса юридического факультета Российский Государственный Университет Правосудия

ЗНАЧЕНИЕ ТОЛКОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РФ

Толкование Конституции РФ является одной из функций деятельности Конституционного Суда РФ, которая имеет большое значение для развития российского права. В статье автор раскрывает сущность данного полномочия Конституционного Суда РФ, а также определяет его значение и необходимость в современном праве России

Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, толкование права.

Конституционный Суд РФ, как верховный судебный орган в России, выполняет ряд полномочий, которые указаны в ст. 125 Конституции РФ [1] и ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2]. В частности, в данных нормативно-

научная статья по теме ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

МОРГУНОВА ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Вопросы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд вызывают много споров ученых, занимающихся земельным, гражданским и жилищным правом, являются предметом судебного рассмотрения не только в судах общей юрисдикции, но и в Верховном суде РФ1 и даже в Конституционном суде РФ2.

Пункт 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ3 предусматривает возможность изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд только путем его выкупа. При этом, ст. 49 Земельного кодекса РФ4 предусматривает, что земельный участок может быть изъят у его собственника и иными способами, говоря об изъятии «в том числе путем выкупа». К иным способам можно отнести изъятие участка при условии предоставления взамен другого участка в соответствии с п. 3 ст. 281 ГК РФ с зачетом его стоимости в счет выкупной цены. В любом случае на государственном или муниципальном образовании лежит обязанность предоставить собственнику участка соответствующую компенсацию в соответствии с конституционным принципом, предполагающим в качестве

1 О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства. Постановление Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 11 // Хозяйство и право. 2005. № 8 (приложение к ежемесячному юридическому журналу).

2 По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 16 Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в г. Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской. Постановление Конституционного суда РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П // Вестник Конституционного суда РФ. 2002. № 2.

3 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4 СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

обязательного условия для отчуждения предварительное равноценное возмещение (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). При этом, принудительное отчуждение имущества для муниципальных нужд в Конституции РФ не предусмотрено. Потому и Гражданский, и Земельный кодексы РФ, по сути, расширяют тот перечень оснований для прекращения права собственности, который следует из буквального содержания Основного закона.

Предварительное равноценное возмещение по своей юридической природе является встречным предоставлением — обязанностью одной из сторон обязательства перед другой. Помимо договора купли-продажи, о котором говорится в комментируемой норме, такое встречное обязательство существует в рамках договора мены. Мену можно назвать той самой формой, которую можно применить к отношениям по изъятию земельного участка. Формой мены является предоставление собственнику изымаемого участка равноценного земельного участка, причем лишь в том случае, если он выразил согласие на такую форму компенсации. В ином случае ему возмещается рыночная стоимость участка, размер которой при возникновении спора определяется решением суда.

Однако, согласно ст. 280 ГК РФ, собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке, произведенных после уведомления

Это интересно:  Статья 14 Основ. Присяга нотариуса

о предстоящем изъятии. Жилищный кодекс РФ1 (п. 5 ст. 32) идет еще дальше в решении данного вопроса, отнеся к такому риску затраты и убытки, связанные с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. То есть речь уже идет не только о новом строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений на земельном участке, а о вложениях, «значительно увеличивающих стоимость» здания.

В данном случае нельзя согласиться с авторами, категорически отрицающими возможность возмещения собственнику указанных вложений2 (т.е. невключение их в выкупную цену). Буквальное толкование ст. 280 ГК РФ и п. 5 ст. 32 ЖК РФ показывает, что в компенсации таких затрат собственнику может быть отказано, решение данного вопроса отнесено к компетенции государственного или муниципального органа.

Кроме того, содержание первого предложения ст. 280 ГК РФ может ввести в заблуждение. Во-первых, сказано, что собственник земельного участка «. с момента государственной регистрации решения об изъятии участка . может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению . ». Но разве до регистрации решения об изъятии участка у собственника не было названных правомочий? Или, может быть, собственник осуществлял их не по своему усмотрению?

На самом деле, имеется в виду, что регистрация решения не умаляет права собственника земельного участка. Он по прежнему владеет, пользуется и распоряжается участком своей волей и в своем интересе.

Во-вторых, предусмотрено, что собственник земельного участка «. до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотре-

1 СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14.

2 Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, ч. 1 (постатейный) / Под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной. М.: Норма, 2004.

нию». Создается впечатление, что достижение соглашения или принятие судом решения о выкупе прекращает право собственности и на земельный участок. Для перехода права собственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию требуется еще передача земельного участка и, кроме того, государственная регистрация перехода права собственности. Только с момента государственной регистрации прекращается право собственности лица, у которого изымается земельный участок, и возникает право собственности на данный участок у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Государственная регистрация решения об изъятии земельного участка, достижение соглашения и даже принятие решения судом не означает прекращения права собственности.

В-третьих, указывается, что собственник земельного участка «с момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка. может производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением». Но разве до регистрации собственник не вправе нести такие затраты? Более того, собственник участка несет бремя содержания такого имущества, обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, поэтому и в этой части регистрация решения ничего не меняет.

И, наконец, в-четвертых, устанавливается, что «собственник. до достижения соглашения или принятия судом решения. может. производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением». На самом деле собственник может и должен нести такие затраты и после наступления указанных обстоятельств.

Таким образом, суть правил, сформулированных в ст. 280 ГК РФ, заключается в том, что государственная регистрация решения об изъятии земельного участка не умаляет правомочий собственника.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»

ПАШОВ ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ, ПАШОВА МАРГАРИТА СЕРГЕЕВНА — 2010 г.

КЛЕЙМЕНОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА — 2009 г.

ПАШОВ ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ, ПАШОВА МАРГАРИТА СЕРГЕЕВНА — 2010 г.

§ 5 Обеспечение соблюдения жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Обеспечение соблюдения жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Как указывалось в § 1 гл. 2, жилое помещение — это недвижимость, т. е. кроме всего прочего объект, который непосредственно связан с землей. Соответственно в случаях, когда возникает ситуация, связанная с необходимостью изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, изымается соответствующее жилое помещение.

Вопрос изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд урегулирован в ст. 279 ГК РФ «Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд». В ЖК РФ данной теме, конечно же, применительно к правам собственников жилых помещений, расположенных на изымаемых земельных участках, посвящена ст. 32.

Пленум ВС РФ в Постановлении от 2 июля 2009 г. N 14 (п. 20, 21) достаточно подробно разъяснил данный вопрос, вызывающий на практике большое количество проблем. В данном Постановлении обращается внимание на то, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:

а) нормы, содержащиеся в ст. 32 ЖК РФ, в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;

б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, т. е. органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (ст. 279–283 ГК РФ; ст. 9–11, 49, 55, 61, 63 ЗК РФ);

в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (ст. 49, 55 ЗК РФ; п. 1 ст. 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, ч. 10–11 ст. 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.

Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений);

г) соблюдение предусмотренной ч. 2–4 ст. 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 3 ст. 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

При этом исходя из положений ч. 4 ст. 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения;

д) иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (ч. 9 ст. 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения;

е) если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 37, п. 4 ст. 292 ГК РФ; ст. 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Для выявления наличия такого согласия и защиты прав и законных интересов указанных категорий граждан суду необходимо привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения по делу о соответствии соглашения о выкупе жилого помещения (или предоставляемого жилого помещения взамен изымаемого) правам и законным интересам несовершеннолетних или подопечных (ст. 47 ГПК РФ);

ж) принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм ч. 3 ст. 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор;

з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания ч. 5 ст. 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.

Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (ст. 79 ГПК РФ);

и) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам ч. 7 ст. 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

По смыслу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения);

к) выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником уведомления о предстоящем изъятии жилого помещения допускается в силу ч. 4 ст. 32 ЖК РФ только с согласия собственника;

Это интересно:  Статья 674 ГК РФ. Форма договора найма жилого помещения

л) резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).

Следует иметь в виду, что государственная регистрация решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд не ограничивает правомочий собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться данным жилым помещением и не снимает с собственника обязанности нести бремя содержания жилого помещения (ст. 209 ГК РФ; ч. 2–4 ст. 30, ч. 5 ст. 32 ЖК РФ).

Основания и особенности изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Статья просмотрена: 220 раз

Библиографическое описание:

Терлыч И. А. Основания и особенности изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/archive/110/27608/ (дата обращения: 29.10.2018).

В статье рассматриваются основания и особенности изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Анализируется содержание понятия государственных нужд, рассматриваются различные научные позиции по данному вопросу. Указаны проблемы в практике с определением содержания данного понятия и предлагается вариант решения проблемы.

Ключевые слова: земельный участок, принудительное прекращение права, изъятие, основания изъятия, государственные или муниципальные нужды.

В соответствии с положениями статьи 8 Конституции РФ, существует частная, государственная, муниципальная, и иные формы собственности. Согласно статье 36 Конституции, граждане, а также их объединения могут иметь в частной собственности землю. Однако при этом, государством предусмотрены правовые механизмы, позволяющие изменять форму собственности земельного участка с частной на государственную или муниципальную. Согласно статье 235 Гражданского кодекса РФ, к основаниям, прекращающим право собственности относится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Под изъятием земельного участка понимают обращение в государственную собственность земельного участка, находящегося ранее в частной собственности, произведенное на основании закона с компенсацией собственнику стоимости этого участка, а также возмещением других убытков.

Рассматривая саму природу такого правового института, как изъятие земельного участка, можно отметить, что он выступает в качестве меры социально-экономической политики государства, в результате которой имущество переходит из частной собственности лиц в собственность государства в интересах общества и государства. Так, например, Ф. Г Шершеневич, считает, что «лишение лица принадлежащих ему прав должно иметь в основании веские соображения. Таким оправдывающим насилие мотивом может служить только общее благо, общеполезность предпринятой меры». [1, С. 273] Таким образом, можно выделить следующие признаки изъятия земельного участка:

1) Направлено на прекращение права собственности предыдущего собственника земельного участка и его переход в государственную или муниципальную собственность.

2) Осуществляется на возмездной основе

3) Осуществление только в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

4) Обусловленность общенациональной, социальной необходимостью.

При этом следует учитывать, что в законодательстве Российской Федерации нет закрепления критериев, по которым те или иные объекты допустимо отнести к объектам государственного или муниципального значения. А так же, на практике достаточно тяжело определить содержание этих самых государственных или муниципальных нужд.

Нормы, закрепляющие порядок, основания и условия изъятия земельных участков содержатся в гражданском и земельном законодательстве. Рассмотрим их подробно.

Статьей 279 Гражданского кодекса предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд происходит прекращение права собственности гражданина или юридического лица на этот земельных участок. Одновременно с прекращением права собственности на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении земельного участка [2, С. 73]. При этом, в случаях, когда ранее установленный сервитут не противоречит целям, во исполнение которых происходит изъятие земельного участка, сервитут сохраняется. Если в результате изъятия земельного участка становится невозможным исполнение правообладателем земельного участка своих обязательств перед третьими лицами, решение об изъятии земельного участка выступает в качестве основания прекращения данных обязательств.

В соответствии с законодательством, изъятие земельного участка возможно 2 способами. К первому из них относится изъятие в результате подписания соглашения об изъятие земельного участка. Второй способ, если соглашение заключить не удалось- в судебном порядке. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка устанавливаются аналогично либо соглашением сторон, либо решением суда. При этом нужно учитывать, что статьей 281 ГК РФ установлено изъятие земельного участка на возмездной основе. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, либо рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода. При этом, если в результате изъятия земельного участка происходит изъятие расположенных на нем объектов недвижимого имущества, стоимость данных объектов так же включается в размер компенсации собственнику. С согласия лица, у которого изымается земельный участок, соглашением об изъятии может быть предусмотрено предоставление другого земельного участка или иного недвижимого имущества, соразмерно со стоимостью изымаемого земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Земельный кодекс РФ в статье 49 устанавливает следующие основания, по которым допустимо изъятие земельного участка:

— в следствии выполнения международного договора;

— в результате строительства или реконструкции объектов государственного значения, а так же объектов местного значения. При этом, необходимым условием для изъятия земельного участка выступает отсутствие других, альтернативных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;

— по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Однако, действующее законодательство не раскрывает в полной мере, что именно подразумевается под объектами государственного и муниципального значения. Это в свою очередь вызвало появление в доктрине земельного права различных точек зрения. Рассмотрим некоторые из них. Так, А. К. Голиченков утверждает, что статус объекта федерального значения может быть установлен нормативными правовыми актами федерального уровня. А для объектов регионального значения- так же и нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации. [3, С. 185]

Н. П. Кабытова считает, что под государственными или муниципальными нуждами следует понимать потребность соответствующего публично-правового образования в использовании данного земельного участка в соответствии с его законодательно установленными функциями. [4, С. 136]В свою очередь Р. Г. Аракельян, в результате своих научных исследований пришел к выводу, что под государственными и муниципальными нуждами следует понимать задачи органов государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий. [5, С. 18]

При этом Е. А. Гринь обоснованно отмечает, что в Федеральном законе от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ понятие» государственных нужд» было заменено на «обеспечением единства архитектурно-планировочной организации города Сочи, как места проведения Олимпийских и Параолимпийских игр». Таким образом, становится не понятно, как в судебном порядке проверить основания и необходимость изъятия земельного участка и не был ли при этом нарушен принцип исключительности изъятия земельного участка. [6, С. 208]

Существуют и иные позиции по поводу того, именно подразумевается под государственными и муниципальными нуждами [7, С. 10]. При этом становится очевидным тот факт, что ныне действующее законодательство не раскрывает в полной, достаточной мере, что именно подразумевается под государственными и муниципальными нуждами [8, С. 140].

Таким образом, в результате проведенного исследования считаем целесообразным предложить принятие отдельного федерального закона о порядке изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В данном федеральном законе закрепить принципы, порядок и иные существенные условия, на основании которых будет происходить отчуждение имущества для государственных нужд, а также правовые механизмы по защите прав собственников, имущество которых соответственно изымается.

  1. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. М., 1995.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации (официальный текст от 25 октября 2001 г.): постатейный науч.-практ. коммент. проф. МГУ А. К. Голиченкова, доцентов МГУ Г. А. Волкова, О. М. Козырь. М., 2002.
  3. Остапенко А. Г. Договор об установлении частного сервитута // Общество и право. 2010. № 5.
  4. Кабытов Н. П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: дис. канд. юрид. наук. Самара. 2004.
  5. Аракельян Р. Г. Резервирование и изъятие земельных участков в механизме правового регулирования отношений собственности (гражданско-правовой аспект): автореф. канд. юрид. наук. Краснодар, 2007.
  6. Гринь Е. А. Некоторые вопросы правового регулирования изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 7.
  7. Смирнов С. В., Гринь Е. А. Соотношение норм гражданского и земельного законодательства при регулировании отношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд // В сборнике: Тенденции формирования науки нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Ответственный редактор А. А. Сукиасян. 2014.
  8. Гринь Е. А. Способы защиты прав при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. // Современная научная мысль. 2015. № 5. С.138–145.

Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд

При определенных обстоятельствах у государства возникает необходимость изъятия земельного участка, ранее предоставленного гражданам и организациям в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды. Эти обстоятельства включают различного рода публичные, общественные потребности, для удовлетворения которых требуется конкретный земельный участок либо часть земельного участка.

Для подобных случаев земельное и гражданское законодательство устанавливают способы, условия и процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Общие правила в этой области отношений установлены ст. 49 и 55 ЗК РФ, ст. 279–283 ГК РФ. Специальные правила, предусматривающие особые условия и процедуру изъятия, установлены ст. 6 Федерального закона от 08.05.2009 № 93-Φ3 «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество” в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 15 Закона об Олимпийских играх, ст. 24 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Порядок изъятия земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливается законодательством субъектов РФ.

Так как изъятие земельных участков связано с причинением неудобств, убытков и других негативных последствий для правообладателей, ЗК РФ строго регламентирует случаи, при которых допускается применение данной процедуры, путем определения перечня государственных или муниципальных нужд. В соответствии со ст. 49 ЗК РФ такие нужды включают:

1) выполнение международных обязательств РФ;

2) размещение следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

• объекты федеральных энергетических систем и энергетических систем регионального значения;

• объекты использования атомной энергии;

• объекты обороны и безопасности;

• объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

• объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

• объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;

• линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

• объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;

• автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального и местного значения;

3) иные случаи, предусмотренные федеральными законами, либо законами субъектов РФ.

Примечательно, что при размещении объектов федерального и регионального значения изъятие земельных участков у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов производится только в крайнем случае, если нет иных вариантов размещения объекта. Общее правило но этому поводу содержится в ст. 239 ГК РФ, которой предусмотрено, что требование в суд об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности па данное недвижимое имущество.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в отдельных случаях ограничивается, например, не могут изыматься земли, в том числе для государственных или муниципальных нужд, государственных природных заповедников. Земли заповедников образуют природно-заповедный фонд, изъятие которых на основании ст. 58 Закона об охране окружающей среды запрещено. В соответствии со ст. 9 ГрК РФ изъятие земельных участков в населенных пунктах производится на основании документов территориального планирования (генерального плана). При их отсутствии принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не допускается.

Это интересно:  Статья 75 КАС РФ. Распоряжение вещественными доказательствами, находящимися в суде

Объектом прекращения прав на земельный участок в порядке их изъятия для государственных или муниципальных нужд являются право частной собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком либо право аренды, если арендуемый земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности.

В случае если для государственных или муниципальных нужд требуется не весь, а часть земельного участка, то на основании решения об изъятии производится образование нового земельного участка путем раздела, выдела, объединения или перераспределения одного или нескольких прежних земельных участков.

Субъектами отношений по изъятию земельных участков выступают, с одной стороны, правообладатели земельных участков, а с другой – органы государственной власти или местного самоуправления. На федеральном уровне полномочиями по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд обладают различные федеральные и региональные ведомства, а также органы местного самоуправления соответственно. Так, вынесение решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков для строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимает Федеральное дорожное агентство [1] , а для размещения олимпийских объектов федерального значения – администрация Краснодарского края на основании заявления Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов [2] . На местном уровне решения по изъятию земель осуществляют департаменты строительства и архитектуры.

Гражданское и земельное законодательство подробно определяют общий порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

По ст. 279 ГК РФ он включает:

1) принятие решения государственного или муниципального органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; если необходимо – принятие решения о резервировании изымаемого земельного участка с соответствующим уведомлением; в соответствии с судебной практикой по смыслу ст. 49, 55, 63 ЗК РФ собственник изымаемого земельного участка должен быть также уведомлен о планируемом выкупе земельного участка;

2) письменное уведомление собственника о принятом решении об изъятии;

3) государственная регистрация решения об изъятии с извещением правообладателя о произведенной регистрации;

4) в случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, – достижение соглашения о выкупе или обращение в суд с иском о выкупе земельного участка.

Принятие решения об изъятии земельного участка. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд является формой прекращения права на земельный участок, производимого по волеизъявлению одной стороны – соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Волеизъявление государственного органа либо органа местного самоуправления оформляется административным актом в виде решения об изъятии. Принятое решение может быть оспорено в суд.

Решение об изъятии земельного участка, независимо от вида прекращаемого права, является основанием для прекращения прав на имущество, расположенное в границах такого участка. В соответствии со ст. 239 ГК РФ в случае, когда изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. В соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимает орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельного участка, занятого жилым помещением. Права собственников и пользователей земельных участков по возведению недвижимого имущества после принятия решения об изъятии ограничиваются. Все затраты и убытки, связанные с новым строительством, реконструкцией и расширением зданий и сооружений на земельном участке с момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка, могут быть отнесены на такого собственника или пользователя при определении выкупной пены.

В некоторых случаях, специально предусмотренных законодательством, решению об изъятии должно предшествовать решение о резервировании земельного участка, предназначенного для изъятия. Такое решение принимается соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления, подлежит государственной регистрации и является основанием для ограничения прав правообладателей на срок резервирования по отношению к своему земельному участку. Срок резервирования по общему правилу не может превышать семь лет, хотя могут быть установлены и особые сроки. Так, в соответствии со ст. 15 Закона об Олимпийских играх резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов осуществляется в срок с 1 января 2008 г. до 1 января 2014 г. В этот же срок полномочия по резервированию Россия передает Краснодарскому краю с предоставлением субвенций на осуществление этих полномочий. Для размещения автомобильных дорог, железных дорог и других линейных сооружений в соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ резервирование может осуществляться па срок до 20 лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, условия резервирования, содержание административного решения о резервировании определены дополнительно в постановлении Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд».

Уведомление правообладателя о принятом решении об изъятии. В соответствии со ст. 279 ГК РФ и ст. 63 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы должны быть не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельного участка до истечения года со дня получения уведомления собственником такого уведомления допускается только с согласия правообладателей изымаемых земельных участков. Также не допускается предъявление исков в арбитражный суд в срок ранее, чем по истечении одного года с момента принятия решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления [3] .

Несмотря на такие жесткие правила, специальным законодательством установлены существенные исключения по вопросу о сроках уведомления. В соответствии с п. 16 ст. 6 Федерального закона от 08.05.2009 № 93-Φ3 «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран – участников форума “Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество” в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п. 18 ст. 15 Закона об Олимпийских играх о принятых решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектах недвижимого имущества для размещения необходимых для проведения саммита объектов, а также для размещения олимпийских объектов собственники земельных участков уведомляются в течение семи дней со дня принятия указанных решений. Такой же срок предварительного уведомления (семь дней) о принятом административном решении об изъятии предусмотрен и для других правообладателей – землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов саммита. Кроме того, Закон об Олимпийских играх предусматривает не выкуп земельного участка у собственника и получение им рыночной стоимости, а безальтернативное предоставление только нового земельного участка взамен изымаемого. В целях предоставления земельных участков взамен изымаемых этим Законом даже предусмотрено создание специального перечня земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их предоставления гражданам и юридическим лицам взамен изымаемых. Сделано и еще одно исключение о том, что в такой перечень могут быть включены земельные участки, расположенные во второй и третьей зонах округа санитарной охраны. В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничены в обороте, т.е. не могут предоставляться в частную собственность. Это означает, что предоставление таких участков, если они расположены в таких зонах взамен изымаемых в частную собственность, невозможно.

Государственная регистрация решения об изъятии. В соответствии со ст. 279 ГК РФ решение об изъятии такого земельного участка принимается соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления и подлежит государственной регистрации органом, осуществляющим регистрацию прав, – Росреестром в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимое имущество. В соответствии с п. 17 ст. 15 Закона об Олимпийских играх не требуется государственная регистрация решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам.

Выкуп земельного участка, находящегося в частной собственности. Прекращение иных прав на земельные участки. Изъятие земельного участка, находящегося в частной собственности граждан и организаций, для государственных и муниципальных нужд производится:

добровольно – в случае согласия собственника с решением об изъятии и достижения соглашения собственника с соответствующим органом о выкупной цене или других условий выкупа (ст.» 282 ГК РФ);

в порядке принудительного отчуждения – в случае отсутствия согласия собственника на изъятие либо недостижения соглашения о выкупной цене, по решению суда по иску государственного органа, принявшего решение об изъятии.

Изъятие земельного участка, находящегося в частной собственности, производится при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка путем выкупа. Выкуп производится из средств соответствующих бюджетов соответственно в собственность России, субъектов РФ или муниципальных образований в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок. Возмещение будет равноценным, если в выкупную цену изымаемого земельного участка включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду [4] . Порядок определения размера убытков в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд определен в постановлении Правительства РФ от 07.05.2003 № 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц». Выкупная цена по ст. 281 ГК РФ определяется соглашением с собственником, которое включает обязательство России, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый земельный участок. Если с собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган может предъявить иск о выкупе земельного участка в арбитражный суд в течение двух лет с момента направления собственнику уведомления о принятом решении об изъятии. Выкупная цена в этом случае определяется судом.

Статьей 63 ЗК РФ и ст. 281 ГК РФ допускается альтернатива в виде права собственника изымаемого земельного участка требовать предоставления равноценного земельного участка. Изъятие в этом случае осуществляется после бесплатного предоставления такого участка.

При изъятии земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на различных правах пользования, изъятие производится в общем порядке прекращения этих прав на основании решения о расторжении договоров безвозмездного срочного пользования или аренды в одностороннем порядке, выносимого соответствующим органом, без выкупа этого участка, но с возмещением убытков, связанных с прекращением прав. Также предусматривается альтернатива предоставления равноценного земельного участка по желанию лица, у которого изымается земельный участок. Решения соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Специальными законами установлены сроки информирования правообладателей о прекращении договоров. В частности, в соответствии с Законом об Олимпийских играх о досрочном прекращении договоров правообладатели информируются в срок два дня с момента вынесения решения об изъятии. Действие соответствующих договоров прекращается в течение пяти дней со дня получения уведомления.

  • [1] См.: п. 5.3.1, 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 374.
  • [2] См.: п. 16 ст. 15 Закона об Олимпийских играх.
  • [3] См.: п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».
  • [4] См.: п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 №11.

Статья написана по материалам сайтов: cyberleninka.ru, naukarus.com, law.wikireading.ru, moluch.ru, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector