Зона экологического бедствия это

Оценка экобезопасности территориального природно-социального комплекса основана на сравнении природных и техногенных (производственных) потенциалов территории.

И — природоемнисть производства территории, то есть совокупность объемов хозяйственного изъятия и поражения местных возобновляемых ресурсов, включая загрязнение среды и другие формы техногенного угнетения реципиентов, в том числе и ухудшение здоровья людей.

То — экологическая техноемнисть территории — обобщенная характеристика территории, отражающей самовидбудовний потенциал природной системы.

Это означает, что совокупное техногенная нагрузка не должна превышать самовидбудовного потенциала природных систем территории.

Степень напряженности экологической обстановки территории оценивается кратностью превышения ЕТТ (экологическая техноемнисть территории):

Если К. = 0,3 — обстановка оценивается как благополучная; К, = 1 или больше 1, Кэ = 2 — критическая К ■ 10 — крайне опасна.

Экологическая техноемнисть территории (то) есть только частью полной экологической емкости территории.

Полная экологическая емкость территории определяется:

• объемами основных природных резервуаров — воздушного бассейна, совокупности водоемов и водотоков, земельных площадей и запасов почв, биомассы флоры и фауны;

• мощностью потоков биохимического круговорота, которые обновляют содержание этих резервуаров — скоростью местного массо и газообмена, пополнения объемов чистой воды, процессов почвообразования и производительность биоты.

Если трем компонентам среды — воздуху, воде и земле (включая биоту экосистем и совокупность реципиентов) приписать соответственно индексы 1,2 и 3, то То (ЕТТ) может быть вычислена по формуле:

Т = Eи x X и х tи (и-1,2,3), (5)

где: Т — ЕТТ, выраженная в единицах массового техногенной нагрузки, условий, т / год;

Eи — оценка экологической емкости i — го среды, т / год;

Хи — коэффициент вариации для естественных колебаний содержания основной субстанции в среде;

t — коэффициент перевода массы в условные тонны (коэффициент относительной опасности примесей), умов.т / год

Экологическая емкость каждого из 3-х компонентов среды рассчитывается по формуле:

где: V — учитывает размер территории, площадь или объем (км2, км3) С содержание главных экологических субстанций в данном

среде (т / км 2, т / км 3), например С02 в воздухе или плотность

распределения биомассы на поверхности земли;

F — скорость кратного восстановления объема или масисередовища (часы -1).

Зоны экологического бедствия

Зоны экологической катастрофы — территории, где из-за деятельности человека или разрушительные силы природы возникли стойкие или необратимые негативные изменения в окружающей среде, которые привели к невозможности проживания на них населения и ведения хозяйственной деятельности.

Челябинск-65 (ПО »Маяк») в 1957 p., Радиационные аварии в Айдахо-Фолс (США, 1961), г.. Шевченко (1974), Ок Ридж и Три-Майл-Айленд (США, 1961), Сосновый Бор ( Россия, 1992).

Зоны повышенной опасности — территории, где в результате человеческой деятельности или сил природы возникли стойкие негативные изменения в окружающей среде, которые ставят под угрозу здоровье и жизнь людей, сохранения природных объектов, ограничивают ведения хозяйственной деятельности (подтопление населенных пунктов вдоль Северо Крымского канала, канала Дунай-Днепр, оползневые процессы на побережье Одессы, возможны разливы нефти на поверхности Черного моря после начала функционирования нефтяного терминала в г.. Южном).

Зоны чрезвычайной экологической ситуации — участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофонда растений и животных (разливы нефти с танкера Престиж» у побережья Франции и Испании, затопление населенных пунктов во время разлива рек в Закарпатье, затопление городов Европы во время массового выпадения осадков в январе 2003 p., эпидемия холеры в районе Николаева за низкого качества воды в р. Южный Буг).

Зоны экологического бедствия — участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны (смог над городами Донбасса и Приднепровья, обвалы домов в центре Одессы из-за Наличие под городом каменоломен — катакомб, высыхание Аральского моря из-за удаления воды для орошения в бассейнах рек Амударья и Сырдарья).

Экологическое поражения — значительное региональное или локальное нарушение условий среды, что приводит к деградации местных экосистем, хозяйственной инфраструктуры, угрожает здоровью и жизни людей, наносит значительный экономический ущерб. Наиболее ярким примером экологического поражения может служить ядерная война и ее последствия.

Экологические поражения бывают:

1. Резкие, внезапные, катастрофические. Они связаны с чрезвычайными ситуациями и подразделяются на:

• природные катастрофы и стихийные бедствия (землетрясения, извержения вулканов, оползни, наводнения, ураганы, эпидемии)

• антропогенные (техногенные) катастрофы (промышленные и коммуникационные аварии, взрывы, обвалы, разрушение домов, пожары)

2. Протяжные во времени — последствия чрезвычайных ситуаций, катастроф (химические и радиационные загрязнения).

Правовой режим зон экологического бедствия

Зоны экологического бедствия являются «другой стороной медали» особого эколого-правового режима территорий. В отличие от «позитивного» режима ООПТ, устанавливаемого для уникальных и редких природных объектов и комплексов, нуждающихся в сохранении в естественном виде, у зон экологического бедствия «негативный» правовой режим, вызванный необходимостью скорейшего восстановления деградировавших экологических систем.

В настоящее время площадь экологически неблагополучных районов составляет 2 млн кв. км, что равняется 10– 15% всего земельного фонда России. На этих территориях примерно в 300 населенных пунктах (включая такие крупные города, как Уфа и Нижний Новгород) проживает около 60 млн человек, а примерно треть заболеваний их жителей обусловлена экологическими факторами.

Ранее действовавшее экологическое законодательство выделяло две разновидности зон экологического неблагополучия: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. В соответствии со ст. 57 Закона об охране окружающей среды, система территорий экологического неблагополучия включает сейчас только зоны экологического бедствия.

Зоны экологического бедствия – это такие участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Существует ряд объективных причин, тормозящих как ранее, так и сейчас процесс объявления отдельных территорий зонами экологического бедствия:

1) отсутствие федерального закона о зонах экологического бедствия, содержащего четкое правовое регулирование механизма создания таких зон и особенностей правового статуса этих территорий;

2) оздоровление неблагополучных территорий должно предположительно происходить, в первую очередь, за счет средств федерального бюджета, бюджетов других уровней, а также средств непосредственных виновников деградации окружающей среды. Однако представительные органы власти всех уровней, и, в первую очередь Государственная Дума Федерального Собрания РФ не стремятся предусматривать в бюджетах дополнительные статьи расходов, которые будут весьма значительны;

3) неясны последствия придания определенной территории правового режима зоны экологического бедствия. Закон об охране окружающей природной среды 1991 г. лишь наметил контуры механизма оздоровления зон экологического неблагополучия, а закон об этих зонах не был принят. Не содержит соответствующих правовых норм и Закон об охране окружающей среды. Поэтому до сих пор ни одной территории в России не придан статус зоны экологического бедствия.

Практика охраны окружающей среды на таких экологически неблагополучных территориях пошла тремя путями.

С одной стороны, путем принятия постановлений Правительства РФ о разработке специальной федеральной целевой программы восстановления определенной территории с экологически неблагополучной обстановкой (на пример, в городе Братске) или установлением перечня первоочередных мероприятий (город Череповец).

Это интересно:  Как будет работать национальная платежная система с 2015 года?

С другой – путем разработки специальной экологической программы по реабилитации радиационно загрязненных участков территории, финансируемой за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов. Под радиационно загрязненным понимается участок территории, представляющий опасность для здоровья населения и для окружающей среды, подлежащий реабилитации после радиоактивного загрязнения в результате техногенной деятельности или размещения на нем снятых с эксплуатации особо радиационно опасных объектов.

В-третьих, наряду с принятием указанных программ, социальная защита граждан, пострадавших от экологических катастроф, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который распространяет свое действие на территории, пострадавшие от аварии и подвергшиеся радиационному загрязнению.

На этих территориях выделяются зоны с особым правовым режимом, что влечет ряд юридических последствий. Так, ограничивается или запрещается деятельность, отрицательно влияющая на состояние окружающей среды; в административном (а не судебном) порядке назначаются социальные пособия и компенсации пострадавшим за вред, причиненный катастрофой и т.д.

Таким образом, фактически (по правовым последствиям) часть территории страны, пострадавшей вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, является зоной экологического неблагополучия (зоной экологического бедствия), однако юридически статус, указанный еще в Законе об охране окружающей природной среды 1991 г., на нее не был распространен. Наиболее перспективным путем решения этой сложной и запутанной проблемы является принятие федерального закона о зонах экологического бедствия.

Под чрезвычайными иногда понимают не столько экологические, сколько чрезвычайные природные и техногенные катастрофы, связанные с взрывами газопроводов, поездов, пожарами, землетрясениями, засухами и т.д., в ликвидации которых участвует МЧС России.

Необходимо четко представлять сходство и различие между чрезвычайной ситуацией, подведомственной МЧС России, и чрезвычайной ситуацией, влекущей создание зоны экологического бедствия, а следовательно, различать функции МЧС России и Минприроды России, которые отражают совершенно разные сферы общественных отношений.

Сходство между указанными чрезвычайными ситуациями состоит в том, что в обоих случаях происходит нарушение устойчивости природных территорий, ликвидировать которое невозможно без осуществления жестких административных мероприятий, которые могут повлечь ограничения прав и свобод граждан (например, в сфере землепользования). Кроме того, в обоих случаях происходят отрицательные изменения состояния окружающей среды, т.е. одинаков результат воздействия определенных факторов на экосистемы.

Отличия между указанными видами чрезвычайных ситуаций заключаются в особенностях процесса, который привел к этому результату.

Во-первых, отличие по времени возникновения чрезвычайной ситуации. Обычно чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера возникают в результате краткосрочных катастроф и стихийных бедствий; возникновение чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия связано с накоплением экологических последствий, т.е. с устойчивым воздействием антропогенных факторов. Как и из любого правила есть исключения: авария на Чернобыльской АЭС.

Во-вторых, отличие по средствам ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Для ликвидации чрезвычайной ситуации МЧС России предпринимаются экстренные меры, в то время как для ликвидации зоны экологического бедствия этого недостаточно. Необходимо принципиальное изменение подходов к управлению хозяйственной деятельностью предприятий и организаций всех форм собственности субъекта РФ (муниципалитета), позволяющее уменьшить размер неблагоприятных воздействий на состояние окружающей среды, обеспечить условия для защиты экологических прав проживающего на данной территории населения и принять меры, направленные на постепенное оздоровление окружающей среды.

Следовательно, для ликвидации зоны экологического неблагополучия необходимы сроки, сопоставимые со сроками ее возникновения.

В-третьих, отличие по методам управления ликвидацией чрезвычайной ситуации. При ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должны применяться преимущественно административные методы. При ликвидации чрезвычайной экологической ситуации кроме административных методов применяются и экономические методы, поскольку преодоление этой ситуации возможно только при решении экономических проблем, включая перепрофилирование «экологически грязных» производств, и ликвидации «прошлого» экологического ущерба.

В-четвертых, по правовому статусу территории. Придание территории статуса зоны экологического бедствия будет происходить путем принятия нормативного правового акта федерального органа государственной власти с установлением границ и особенностей правового режима на основании заключения государственной экологической экспертизы. Придание особого правового статуса территории, где произошла чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера, не производится.

Указанные выше различия привели к тому, что Закон об охране окружающей среды окончательно разграничил правовое положение рассматриваемых зон. Согласно п. 1 ст. 57 данного закона, порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия, которое пока отсутствует. Напротив, защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Законом о защите населения и территорий, а также иными нормативно-правовыми актами.

Зона экологического бедствия: описание, особенности и интересные факты

Экологические проблемы в современном мире постепенно выходят на первый план, ведь от скорости их решения и комплекса принятых мер напрямую зависит жизнь многих людей на планете. По предварительным подсчетам, уже более чем десять миллионов человек живут в местах, которые вполне можно признать зонами экологического бедствия. На этих территориях люди регулярно сталкиваются с недостатком чистой питьевой воды, грязным воздухом и отравленной почвой, на которой мало что может вырасти. В зонах чрезвычайных экологических бедствий население страдает от повышенного риска заболеваемости раком, проблем с органами дыхания. Процент преждевременной смерти здесь просто зашкаливает. Продолжительность жизни на подобных территориях зачастую снижена до уровня средневековья. Все перечисленные факты заставляют ученых со всего мира бить тревогу, однако исправить экологическую ситуацию на планете не так-то легко. В первую очередь этому мешает некая неопределенность в правовом режиме зон экологического бедствия. Особенно это актуально для России, где в законодательстве на этот счет существует множество белых пятен. В нашей статье мы подробно рассмотрим данный вопрос.

Понятие зоны экологического бедствия

Все вопросы, касающиеся экологии, в нашей стране регулируются на законодательном уровне. Понятие зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайных ситуаций уже давно прочно вошли в обиход, но рядовые граждане часто путают их между собой. В действительности они имеют много схожего, но в ключевых моментах заметно различаются.

В данной разделе мы дадим читателям определение именно зоны экологического бедствия. Согласно законодательству, под этой формулировкой принято понимать территории, находящиеся в РФ, которые в результате какой-либо деятельности претерпели серьезные и необратимые изменения окружающей среды. Это повлияло на здоровье населения, нарушило экологическое равновесие, а также привела к разрушению экосистемы региона. В свою очередь, подобная преступная деятельность стала первопричиной вымирания или деградации некоторых видов флоры и фауны.

Объявить какую-либо территорию зоной экологического бедствия в России можно только после тщательного исследования. Для этого создается специальная комиссия, куда входят лица, назначенные федеральными органами, отвечающими за природоохранную деятельность.

Даже в случаях, когда урон, нанесенный природе, оказывается существенным, не всегда происходит объявление территории зоной бедствия. Ведь в этом случае вступают в силу многочисленные ограничения в пользовании данными землями, о которых мы расскажем немного позже.

Классификация экологической обстановки

Специалисты, занимающиеся охраной и изучением окружающей среды, разделяют экологическую ситуацию в регионах на несколько категорий. Мы перечислим их, начиная с самой благополучной:

  • относительно удовлетворительная;
  • напряженная;
  • критическая;
  • кризисная;
  • катастрофическая.

Установленная кризисная категория в официальных документах может послужить поводом для объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации. В свою очередь, оценка экологической обстановки как катастрофическая является первым поводом для того, чтобы ввести статус зоны экологического бедствия.

Это интересно:  Жилищные программы для бюджетников

Критерии оценки экологической обстановки

Комиссии, работающие в регионах, оценивая состояние окружающей среды, обычно ориентируются на четыре основных показателя:

  • воздух;
  • вода;
  • продукты питания;
  • ионизирующее излучение.

Проведя пробы и замеры, специалисты могут определить, насколько серьезные и необратимые последствия нанесла деятельность человека экосистеме.

Порядок введения статуса экологического бедствия

Не каждую территорию, где отмечаются серьезные проблемы с экосистемой, можно объявить зоной экологического бедствия. Критерии для принятия данного решения кажутся довольно простыми:

  • Реальная угроза для здоровья людей. В случаях, когда в определенных регионах значительно увеличивается уровень заболеваемости и смертности среди местного населения, то это становится веским поводом для объявления чрезвычайной ситуации.
  • Нарушения в экосистеме.
  • Резкое ухудшение условий любой деятельности человека на тех или иных территориях.

К сожалению, подобные критерии подходят для многих регионов и мест на территории России. Однако в законе присутствует и ряд оговорок. Процесс инициирования введения статуса экологического бедствия возможен только тогда, когда ситуацию невозможно исправить мерами, принятыми на местном уровне.

Чаще всего оценка экологического состояния территории проводится в соответствии с более расширенными критериями, чем те, которые мы привели в данном разделе. Они разрабатываются уполномоченными органами власти и используются во время работы комиссии.

Кто принимает решение о статусе экологического бедствия?

Объявить территорию зоной чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия можно только по результатам работы особой комиссии. Об этом мы уже упоминали. Однако инициировать данный процесс может довольно широкий круг субъектов.

К ним можно отнести органы самоуправления, государственной власти, местные службы, отвечающие за охрану окружающей среды. Также граждане обладают правом участвовать в этом процессе. Примечательно, что равные права имеют и обычные граждане, и общественные организации, а также политические партии.

Все перечисленные выше субъекты могут принимать непосредственное участие в работе комиссий по оценке экологического состояния. Они имеют возможность инициировать сам процесс, запрашивать необходимые документы в любых государственных структурах, оказывать помощь по восстановлению тех или иных объектов.

Определение границ

Естественно, что тяжелая экологическая ситуация складывается на определенных территориях, чьи границы подчас определить довольно сложно. Поэтому с целью определения границ производятся особые работы.

Чаще всего для этого просматриваются административные территориальные единицы. После этого зона экологического бедствия устанавливается в пределах меньшей территориальной единицы. В случаях, когда экосистема нарушена в разных регионах, то рассматривается внешняя граница. Именно по ней устанавливается зона экологического бедствия.

Режим природопользования

Режим зоны экологического бедствия предполагает введение определенных норм природопользования. Мы приводим их в следующих пунктах списка:

  • Запрет на любую деятельность, ухудшающую экологическую ситуацию. Единственный вид деятельности, разрешенный на подобных территориях, может быть связан с обеспечением жизнедеятельности местного населения.
  • Приветствуется строительство объектов, которые должны снизить загрязнение окружающей среды и обеспечить социальные потребности населения.
  • В случаях, когда происходит приватизация тех или иных государственных объектов, собственники должны выполнять в полном объеме обязательства, наложенные государством, способствующие стабилизации экологической ситуации.
  • Страхование экологических рисков.

Последний пункт нуждается в некоторых пояснениях, так как не всегда читателям может быть понятно, что подразумевается под данным действием. В зонах экологического бедствия, имеющих этот статус официально, государство обязывает производить страхование экологических рисков организации, которые теоретически могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Меры по выводу территории из статуса экологического бедствия

Правительство Российской Федерации принимает решение о статусе тех или иных территорий приблизительно через месяц после получения соответствующих документов. За этот же срок разрабатываются меры, которые должны в указанные сроки в лучшую сторону изменить экологическую ситуацию.

Комплекс мероприятий включает в себя в первую очередь обеспечение населения питьевой водой. Также на государственном уровне отслеживается уровень выброса вредных веществ в атмосферу и сточные воды.

Серьезные мероприятия проводятся по оздоровлению местных жителей, попавших в зону риска. Они должны быть обеспечены качественными продуктами, витаминами, БАДами и медикаментами. Параллельно организуются оздоровительные мероприятия для детей.

В местах, признанных зонами экологического бедствия, по особому организовано медицинское обслуживание. Население проходит регулярную диспансеризацию, а многие препараты выдаются абсолютно бесплатно.

Социальная политика является еще одним пунктом в комплексе мер, поэтому жители в зонах экологического бедствия без каких-либо проблем обеспечиваются жильем, работой и иными благами, предусмотренными законодательством.

Снятие присвоенного территориям особого статуса

Процесс снятия установленного статуса, как и его введение, занимает определенное количество времени. Начать процесс могут любые органы власти, но выносит решение только правительство Российской Федерации. Напомним, именно оно обладает единоличным правом принимать решения подобного уровня.

Заключение

Вопросы экологии должны беспокоить каждого человека без исключения. И в России, к сожалению, достаточно мест, претендующих на статус зоны экологического бедствия. По результатам некоторых исследований в список десяти самых грязных мест планеты вошли три российских населенных пункта. К ним специалисты отнесли Дзержинск, Норильск и Дальнегорск. В этих городах ситуация дошла уже до критического уровня опасности и требует серьезного вмешательства со стороны властей.

Надеемся, что наша статья станет для некоторых читателей поводом заинтересоваться экологической ситуацией в своем регионе и начать борьбу за ее улучшение. Ведь от наших сегодняшних действий на прямую зависит то, на какой планете будут жить наши дети и внуки.

ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ» в других словарях:

ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — Официально объявленные государством соответствующие части территории ( город, область, край, регион), где обозначились признаки: полного разрушения экологических систем природы, глобального загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почв,… … Словарь бизнес-терминов

Зоны экологического бедствия — Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, де в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное… … Словарь юридических понятий

ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участки территории РФ, на которых в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение… … Энциклопедия юриста

зоны экологического бедствия — участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья людей, нарушение природного равновесия, разрушение естественных… … Большой юридический словарь

зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах — 3.1.24 зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах: Водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций на водных объектах — водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды; З.э.б.… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

зона экологического бедствия — 3.1.23 зона экологического бедствия: Территория с неблагоприятным состоянием естественных экосистем (деградацией экосистем), которая характеризуется стойким ухудшением показателей качества окружающей среды и здоровья населения в результате… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… … Юридическая энциклопедия

Это интересно:  В 2019 году изменится справка 2-НДФЛ

ЗОНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ — участок территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия,… … Энциклопедический словарь экономики и права

зоны — 3.15 зоны (zones): Области, систематизированные как взрывоопасные пылевые среды и подразделяемые на зоны в зависимости от частоты и длительности присутствия взрывчатой пыли/ газовой смеси. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Зоны экологического бедствия

Глобальные и региональные проблемы территорий ряда государств привели к возникновению зон экологического бедствия, в которых происходят необратимые негативные изменения природных объектов: воды, почв, атмосферы, лесов. В научной терминологии и практике государственного управления вводится новое понятие – зоны экологического бедствия. Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» зонами экологического бедствия являются участки территории страны, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения среды, которые ведут к существенному ухудшению здоровья населения, нарушению природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации почвы, флоры и фауны (ст. 39). Огромные масштабы чернобыльской катастрофы послужили основанием признать всю территорию Беларуси зоной экологического бедствия.

В природоохранном законодательстве Российской Федерации используются такие понятия, как зона повышенного экологического риска и чрезвычайная экологическая ситуация, которые утверждаются на основании заключения экологической экспертизы.

Зона Приаралья. Катастрофические изменения природы Приаралья связаны с высыханием Аральского моря, опустыниванием, деградацией окружающих ландшафтов. Безвозвратное использование воды для орошения плантаций хлопчатника привело к резкому сокращению стока рек Амударьи и Сырдарьи в Аральском море (с 1983 г. река Сырдарья перестала впадать в это море). Уровень воды в море упал более чем на 12 м, площадь акватории за 60 – 90-е годы XX ст. уменьшилась на треть, а объем воды – на 60 %. Катастрофически ухудшилось качество речных вод в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи, которые стали малопригодны для питья. Произошло интенсивное иссушение и засоление земель в дельтах этих рек, глубокая деградация экологических систем, животного и растительного мира Аральского моря и прилегающих к нему территорий.

Для улучшения экологической обстановки и состояния здоровья населения в конце 80-х – начале 90-х годов принимались специальные постановления, предусматривающие проведение комплекса природоохранных мероприятий, однако они не были выполнены. В настоящее время проблема Приаралья, а более широко – проблема водоснабжения стран Центрально-Азиатского региона может быть успешно решена лишь совместными усилиями, поскольку главные реки региона протекают по территории нескольких государств. В целом система водоснабжения, очистки и экономии водных ресурсов может быть создана лишь общими усилиями стран СНГ и при эффективной помощи международного сообщества.

Зона Прикаспия. Общая экологическая ситуация бассейна Каспийского моря, сопровождаемая резким ухудшением санитарно-токсикологи­ческой и рыбохозяйственной обстановки, в настоящее время оценивается как кризисная. Произошла полная дестабилизация системы самоочищения бассейна и водохранилищ. Продолжается деградация экосистем притоков Волги. Особенно острая экологическая обстановка сложилась в Северном Прикаспии, которая характеризуется нарушением земель разработками нефти и газа, истощением и загрязнением поверхностных и подземных вод суши, загрязнением морской акватории, истощением рыбных ресурсов, нарушением режима особо охраняемых территорий. Прогнозируется дальнейшее ухудшение экологической ситуации в связи с резким увеличением добычи нефти на месторождениях Каспийского шельфа Азербайджаном, Туркменией, а также Казахстаном и Россией. Поднимается, затапливая берега, уровень Каспийского моря, тем самым усугубляются проблемы водоснабжения прибрежных территорий. И в данном регионе необходимы совместные усилия стран СНГ и мирового сообщества по спасению окружающей среды. Строительство природоохранных объектов должно вестись до ввода в эксплуатацию нефтегазовых комплексов, прокладки нефте- и газопроводов, введения в действие других хозяйственных сооружений.

Катастрофические изменения природных объектов стран СВ России.НГ

Россия. Огромные размеры территории, большое разнообразие природных ресурсов, неравномерность в уровне хозяйственного освоения обусловливают в России разнообразие экологических проблем. По некоторым оценкам, зоны повышенного экологического риска составляют почти 10 % всей территории России, здесь проживает около 70 млн. человек. В этих зонах растет заболеваемость людей, увеличивается смертность, снижается продуктивность природных ресурсов (отдельные экологические проблемы России, тесно связанные с сопредельными территориями стран СНГ, изложены выше, другие требуют дополнительного анализа).

Зона Арктики. Высокий уровень загрязнения, низкий потенциал самовосстановления окружающей среды и замедленный процесс самоочищения, преобладание ресурсодобывающих отраслей характеризуют эту зону. Наиболее сложная экологическая обстановка сложилась в Мурманской области и г. Норильске (загрязнение воздушной среды и сброс сточных вод предприятиями цветной металлургии), на Новой Земле (радиоактивное загрязнение) и Ямале. Стратегия рационального природопользования в Арктике должна строиться на основе приоритета традиционных форм природопользования и социально-культурного развития коренного населения региона.

Урал.Тяжелая экологическая ситуация сложилась здесь, особенно в старых горнопромышленных центрах: загрязнение атмосферы, истощение водных и нерациональное использование минерально-сырьевых ресурсов, радиоактивное загрязнение территории. Для улучшения экологической обстановки принимаются меры по внедрению более совершенных технологических процессов, строительству очистных сооружений в крупных промышленных центрах, рекультивации земель, нарушенных предприятиями горнодобывающей и металлургической промышленности; предусматривается поэтапное сокращение поступления загрязняющих веществ и отходов в природную среду и др.

Развитие производительных сил, нерациональное использование природных ресурсов в регионе привело к ухудшению гидрохимического состояния озера и его притоков, загрязнению атмосферного воздуха, развитию эрозионных процессов, деградации живых организмов Байкала. В целях сохранения уникального природного комплекса было принято постановление правительства по кардинальному решению проблемы Байкала, осуществлены крупные природоохранные мероприятия. Вместе с тем проблема охраны озера остается актуальной и потребует для своего решения еще много сил и средств, так как сохраняется опасность возникновения необратимых процессов в экосистеме Байкала.

Украина.Ее региональные экологические проблемы многообразны, но, безусловно, главной являются последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Отметим также, что наиболее напряженные взаимоотношения между хозяйственным комплексом и окружающей природной средой сложились в Донецко-Приднепровском районе, прежде всего, в Донецко-Макеевском, Днепропетровском, Запорожском и Криворожском промышленных узлах. В бывшем СССР район по уровню загрязнения и деградации природной среды занимал первое место, здесь практически отсутствуют территории, не затронутые деятельностью человека.

Проблемы взаимодействия хозяйственной деятельности человека и природы Южного района Украины являются характерными для регионов с интенсивными формами сельскохозяйственного производства и высокой плотностью сельского населения: это усиление процессов водной и ветровой эрозии, ухудшение состояния почв и растительности, вредное воздействие на водоемы и воздушный бассейн. Серьезной проблемой юга Украины является осолонение Днепровско-Бугского и Днестровского лиманов и сброс загрязняющих веществ в них, а также в северо-западный район Черного моря.

Необходимо отметить, что никакие локальные очистные или защитные сооружения не смогут решить проблемы охраны окружающей среды в XXI в. Единственный выход – разработка и реализация международных эколого-экономических программ устойчивого развития всех регионов мира, включая СНГ. Лишь на уровне СНГ в целом можно согласовать задачи защиты окружающей среды и развития экономики.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, studme.org, fb.ru, dic.academic.ru, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий