Защита прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации: государственные органы и нормативные акты

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.

Формирование правового, демократического государства предполагает социальную защищенность детей, оказание им такой социальной помощи, которая бы обеспечила социальное благополучие каждому ребенку. Любые декларации о правах и свободах ребенка, даже прописанные в Конституции и иных многочисленных законодательных актах, ущербны, если не обеспечены реальными гарантиями со стороны структур власти государства и общества.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

Основой данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), Конвенция о правах ребенка 1989 года и многие другие нормативно-правовые акты.

Правовое положение несовершеннолетних детей в России

Социально-экономический кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей. За последние десять лет количество детей сократилось почти на 4 млн. Младенческая и детская смертность в России в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты прав ребенка. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы и национальные планы.

Результаты специального исследования реальности и реализуемости прав детей в нашем государстве за последние годы показали, что:

во-первых, принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется в полной мере;

во-вторых, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание;

в-третьих, проблемы улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика «латания дыр»;

в-четвертых, законодательные акты, регулирующие финансовые, налоговые, экономические, правовые решения, не учитывают последствий их принятия в сфере детства, а отсюда, по существу, следует, что ни один из многочисленных законов, принятых за последние пять лет, не содержит прогноза прямых и косвенных результатов своего действия в сфере детства.

Конвенция ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация, обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению прав несовершеннолетних. Национальная политика в отношении молодежи, включающая защиту и заботу о различных группах молодежи, — истинный показатель справедливости общественного устройства, легитимности власти.

Специализация в сфере правовой защиты гражданских прав в зависимости от категории лиц, чьи права подлежат защите, — мировая тенденция. Специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции, по восстановлению нарушенных прав, анализу ситуации, приведшей к их нарушению, по выработке рекомендаций превентивного характера.

Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы. Это органы ювенальной юстиции — судьи, суды по делам несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав ребенка действуют консультативные центры. В каждом из них есть, по крайней мере, один врач, один социальный работник и церковный координатор. Ярким примером такой службы является и Государственный арбитр по делам ребенка, в течение многих лет, эффективно действующий в Норвегии.

В России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения и организации — традиционные и вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка — к сожалению, не всегда действуют должным образом.

Билет 9. Нормативно-правовые основы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

1.Дети, оставшиеся без попечения родителей-лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений.

2.Дети-сироты-лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

3. Социальный сирота — это ребенок , который имеет биологических родителей, но они по каким-либо причинам не занимаются воспитанием ребенка , не заботятся о нем.

1.Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных , федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей.

Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.Семейный Кодекс РФ. Раздел VI полностью посвящен воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

4.Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения

Закон создан в целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи

5. Постановление Правительства РФ от 14.05.2001 N 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Основные направления защиты прав ребенка

Правовое положение детей и гарантии их прав в Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, нормами семейного, гражданского, трудового и уголовного права, гражданского процессуального и уголовно-процессуального права. Специальным законом в области защиты прав ребенка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Он предусматривает следующие основные направления защиты прав ребенка в Российской Федерации:

1. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации (ст. 6 ФЗ). Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов (ст. 7 ФЗ). Законодательством Российской Федерации установлен перечень субъектов, на которых возложена обязанность оказывать содействие ребенку в защите его прав. Среди них:

1) органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, которые в пределах своей компетенции принимают соответствующие нормативные акты, проводят методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, иными способами участвуют в защите прав ребенка;

2) родители или лица, их заменяющие, которые представляют интересы ребенка, осуществляют воспитание, содержание и всестороннее развитие ребенка, обеспечивают образование ребенка;

3) педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка по поручению органов опеки и попечительства, органов образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органов, занимающихся защитой прав ребенка;

4) общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, которые играют важную роль в социализации и защите прав ребенка, его подготовке к самостоятельной жизни.

3. Защита прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания (ст. 9 ФЗ). Конституцией и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ΦЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право каждого на образование, а также обязательность среднего общего образования. Первыми педагогами являются родители. В дальнейшем поступая в образовательное учреждение, ребенок становится обязательным участником образовательного процесса, вследствие этого необходимо обеспечить защиту его прав в процессе обучения.

Законодательством установлен широкий круг гарантий прав ребенка при осуществлении образования и воспитания. Так, при осуществлении образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Это интересно:  Имущественный налоговый вычет в 2019 году: условия и нюансы получения

Администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений. Исключением являются детские общественные объединения, создаваемые политическими партиями, детские религиозные организации.

Обучающиеся, за исключением дошкольников и учащихся начальной школы, вправе ходатайствовать перед администрацией образовательных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. При этом обеспечивается участие представителей обучающихся в данном дисциплинарном расследовании.

Обучающиеся образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных нрав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения.

В образовательных учреждениях должны вывешиваться тексты уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

4. Обеспечение прав детей на охрану здоровья (ст. 10 ФЗ). В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

5. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости (ст. 11 ФЗ). В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

6. Защита прав детей на отдых и оздоровление (ст. 12 ФЗ). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

7. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей (ст. 13 ФЗ). При формировании инфраструктуры для детей должны учитываться нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются Правительством РФ и применяются с учетом региональных различий. В случае если принимается решение о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, необходимо получение предварительной экспертной оценки последствий ликвидации данного объекта для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания.

Законодательством установлены ограничения на изменение назначения имущества, которое использовалось на цели образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей. Даже при реорганизации и ликвидации объекта социальной инфраструктуры указанное имущество должно использоваться в соответствии с теми же целями.

8. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 14 ФЗ). Государством принимаются меры по защите ребенка от пропаганды национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Также принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Φ3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который устанавливает обязательность экспертизы информации на предмет безопасности детей. После экспертизы информационной продукции ей присваивается категория, которая отмечается специальным знаком: 1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет (+0); 2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (+6); 3) информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет (+12); 4) информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет (+16); 5) информационная продукция, запрещенная для детей (+18). Надзор за соблюдением законодательства средствами массовой информации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

9. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей (ст. 14.1 ФЗ). В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией должны создавать благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.

Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия но образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и т.п., в пределах своих полномочий также должны способствовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны содействовать указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей.

Законами субъектов РФ в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

1) меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах, предназначенных для реализации товаров сексуального характера, в пивных ресторанах, винных и пивных барах, рюмочных и т.п., в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

2) меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, на транспорте, объектах, предназначенных для обеспечения доступа к сети «Интернет», в иных общественных местах без сопровождения родителей или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

3) порядок уведомления родителей или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в указанных выше местах, а также порядок доставления такого ребенка его родителям либо в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, но месту обнаружения ребенка.

За несоблюдение установленных требований может вводиться административная ответственность.

10. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 15 ФЗ). В категорию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, входят:

– дети, оставшиеся без попечения родителей;

– дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

– дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

– дети – жертвы насилия;

– дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

– дети, проживающие в малоимущих семьях;

– дети с отклонениями в поведении;

– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, государство предусматривает особые меры защиты. В частности, гарантирует судебную защиту их прав.

Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Российская Федерация, являясь участником Декларации прав ребенка и Конвенции по правам ребенка, создает организационные, правовые, экономические механизмы по защите прав ребенка. Объем прав ребенка в Российской Федерации практически соответствует перечню, содержащемуся в международных документах. Другое дело, насколько эффективно работают эти механизмы и насколько реально осуществляются права ребенка. Сделать права ребенка не только закрепленными на бумаге, но и реально действующими – одна из важнейших задач сегодня.

Правовые основы защиты прав детей в Российской Федерации

Емелина Л.А., доцент кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17, ч. 1). Материнство и детство, семья согласно Конституции находятся под защитой государства (ст. 38), которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального воспитания, развития и образования детей. Государственная политика в данной области, закрепленная в Конституции Российской Федерации, соответствует положениям международно-правовых актов, в частности Конвенции о правах ребенка .

Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.

Конвенция о правах ребенка нацелена на изменение, обновление, усовершенствование национального законодательства в соответствии с ее принципами и нормами. О пристальном внимании законодательных и исполнительных органов власти России к реализации Конвенции свидетельствуют многочисленные нормативные акты последних лет, в которых находит конкретное воплощение идея защиты прав ребенка.

В период с 1993 г. принято более ста нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и интересов детей, включая законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Существенно расширилась деятельность структур, занимающихся проблемами семьи и детства в органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Мощным импульсом для реализации новых подходов к решению различных проблем жизнедеятельности детей служат целевые программы федерального, регионального и местного значения.

Особо важное значение для обеспечения прав ребенка с учетом положений Конвенции о правах ребенка имело принятие в 1995 г. Семейного кодекса Российской Федерации . Кодекс содержит специальную главу «Права несовершеннолетних детей», которая устанавливает право ребенка жить и воспитываться в семье, право ребенка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, защиту интересов ребенка в случае ненадлежащего с ним обращения, а также на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает процедуры выявления и устройства таких детей, включая судебную, вводит новый институт семейного воспитания этой категории детей — приемную семью. Кодекс построен на принципах уважения прав родителей, равенстве прав и обязанностей отца и матери.

Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ). 1996. N 1. Ст. 16.

СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929. Действует с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150. Действует с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.
СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880. Действует с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.

Это интересно:  Архивы Вопрос - Ответ - О недвижке.ру

24 июля 1998 г. был принят Федеральный закон N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» . Законом устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, вводятся понятия «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «социальная адаптация ребенка», «социальная реабилитация ребенка», «социальные службы для детей», «социальная инфраструктура для детей» (ст. 1). В Законе определены цели государственной политики в интересах детей, в частности формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребенка в интересах общества, а также принципы государственной политики в интересах детей (ст. 4).

СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802. Действует с изм. и доп. от 21 декабря 2004 г.

В целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения ежегодно разрабатывается и представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации (ст. 22).

Порядок его разработки, распространения, в том числе опубликования, определяется Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 839 «Об утверждении правил разработки и распространения Государственного доклада о положении детей в Российской Федерации» , а правила представления материалов для его разработки — Приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 357 «Об утверждении правил представления материалов для разработки Государственного доклада о положении детей в Российской Федерации» .

СЗ РФ. 2000. N 45. Ст. 4488. Действует с изм. и доп. от 31 марта 2006 г.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 27. Зарегистрирован в Минюсте России 21 июня 2006 г. N 7963.

Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 942 были утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей)» . Общей целью государственной политики в этой области были определены стабилизация положения детей, а также создание реальных предпосылок для положительной динамики процессов их жизнеобеспечения. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи: укрепление правовой защиты детства; поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; обеспечение воспитания, развития и образования детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. Этот документ стал основой практических действий по улучшению положения детей. В настоящее время федеральными органами исполнительной власти прорабатывается соответствующий план действий в данной сфере на период до 2010 г.

СЗ РФ. 1995. N 38. Ст. 3669.

В основу правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.

Начало развитию действующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в том числе развитию сети учреждений для социальной реабилитации несовершеннолетних) было положено Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. N 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» .

СЗ РФ. 1993. N 37. Ст. 3449. Утратил силу с 29 мая 2006 г.

На современном этапе развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведущую роль играет Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» . Законом определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основные направления их деятельности в данной сфере, установлена ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в сфере организации профилактики детской безнадзорности и беспризорности.

СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177. Действует с изм. и доп. от 22 апреля 2005 г.

Значительную роль в становлении и развитии новой системы профилактической работы играет реализуемая с 1997 г. Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», направленная на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом.

В целях улучшения положения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принято Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2001 г. N 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» . Указанным документом в 3 раза увеличено ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа.

СЗ РФ. 2001. N 21. Ст. 2087.

Для создания эффективной централизованной системы учета детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, желающих принять детей на воспитание в семьи, а также для оказания содействия в устройстве детей на воспитание в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и в соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» .

СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.

Данным Законом введены понятия государственного, федерального и регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определены федеральный и региональные операторы соответствующих банков данных. Согласно Закону, государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, является совокупностью информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных) и на федеральном уровне (федеральный банк данных), а также информационных технологий, реализующих процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая, что усыновление является наиболее предпочтительной формой семейного устройства детей-сирот, а также чрезвычайную значимость усыновления для всей последующей жизни ребенка, процесс усыновления должен пристально контролироваться, в том числе и для предотвращения злоупотреблений в этой сфере. Для обеспечения этого процесса Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217 утверждены «Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием» .

СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1434.

Согласно указанному акту формируются государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, представляющий собой совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне, а также информационные технологии, обеспечивающие предоставление гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи.

Во исполнение названного Постановления Приказом Минобразования России от 28 июня 2002 г. N 2482 «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» был утвержден Порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а Приказом Минздрава России от 8 июля 2002 г. N 218 «О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей» — Порядок предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. N 37. Зарегистрировано в Минюсте России 6 августа 2002 г. N 3670.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. N 36. Зарегистрировано в Минюсте России 5 августа 2002 г. N 3662.

Для оказания методической помощи органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, Постановлением Минтруда России от 29 марта 2002 г. N 25 были утверждены соответствующие рекомендации.

Бюллетень Минтруда РФ. 2002. N 5. Действует с изм. и доп. от 23 января 2004 г.

В целях развития различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 124 утверждено Положение о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части . К концу 2001 г. число таких воспитанников-подростков превысило 200 человек и продолжает увеличиваться, что особенно важно для нормального социального становления мальчиков из неблагополучных и неполных семей.

СЗ РФ. 2000. N 8. Ст. 962.

Жилищным кодексом 2004 г. предусматриваются такие меры в области защиты детства, как, например, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (п. 2 ч. 2 ст. 57).

СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2005 г. N 525 «О порядке расходования и учета средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств — участников Содружества Независимых Государств несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений» регулируются вопросы возвращения детей, самовольно ушедших из семей, различных детских учреждений, в места их постоянного проживания.

Российская газета. 2005. 24 авг.

В субъектах Российской Федерации (с учетом их социально-экономического положения) дополнительно к федеральным законам принимаются региональные законодательные акты, направленные на защиту прав и интересов детей, проживающих в данных территориях.

Существенную помощь в их разработке и принятии окажут подготовленные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 августа 2006 г. N 9 (разд. I, п. 2) «Методические рекомендации по подготовке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам демографического развития» и типовой перечень соответствующих нормативных правовых актов (письмо Минздравсоцразвития России от 17 октября 2006 г. N 5845-Пр) .

Не опубликовано. Приводится по ИПС «КонсультантПлюс».

Комплексный анализ государственной политики в сфере защиты прав детей показывает, что основные усилия государства в настоящее время направлены на преодоление последствий серьезного кризиса семейных отношений, возникшего в начале 90-х годов в связи с резким изменением системы экономических и, как следствие, социальных отношений в обществе в целом. В то же время в докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 г. «О состоянии законодательства в Российской Федерации» отмечается, что, «как показывает анализ результатов законодательной деятельности за 2004 год в социальной сфере, произведенные изменения правовой базы во всех областях приобрели негативный характер. Законодательные меры в значительной части случаев носили точечный характер и практически по всем направлениям не были адекватны стратегическим целям, поставленным Президентом Российской Федерации» .

Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 г. «О состоянии законодательства в Российской Федерации. Законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики». М., 2005. С. 83.

Представляется, что только комплекс мер, включающих обеспечение экономического роста, повышение занятости, улучшение финансирования работников бюджетной сферы и реформу образования, позволит устранить основные причины современных угроз, возникающих в сфере обеспечения прав детей.

Это интересно:  Бесплатные путевки в лагерь для детей 2019 :: право ребенка на льготу в санаторий или детский лагерь

Защита прав и интересов детей

Защите законных прав и интересов ребенка повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне.

Защита прав и интересов детей повышенное внимание уделяют как на российском, так и международном уровне. В частности, в 1990 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая была ратифицирована государственными органами власти СССР. Так как РФ считается правопреемницей СССР, то действие данного НПА распространяется и на нынешние реалии. Кроме того, защита прав и законных интересов ребенка признается одной из самых главных тем социальной политики государства, так как затрагивает воспитание и образование несовершеннолетних, соответственно, их адаптацию к общественной жизни. Для этого создаются государственные органы, в чью компетенцию как раз и входят функции по защите детства.

Защита прав несовершеннолетних детей

Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.

Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.

Конвенция о защите прав ребенка

Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

Конвенция о защите прав ребенка — это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

Организация по защите прав ребенка

Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка. Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство. Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.

Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).

Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.

Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).

Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством. В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.

Способы защиты прав ребенка

В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

Органы, осуществляющие защиту прав детей

Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Если обратиться к СК РФ, а именно, ст. 8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД. При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.

Прокуратура применяет следующие меры и способы:

  • Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
  • Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
  • Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.

Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности.
Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних. Федеральный закон под № 120 ставит в приоритет данного органа следующие обязанности:

  • Судебная защита прав ребенка, в том числе данный уполномоченный субъект направляет в суд исковое заявление и необходимые документы для лишения родительских прав.
  • Осуществление защитных мер, которые способствуют восстановлению ущемленных прав и интересов ребенка. В частности, уполномоченный орган (субъект) решает проблемы беспризорности и безнадзорности, закрепляя за собой определенные обязанности посредством проведения профилактического мероприятия, направленного на социальное воспитание несовершеннолетних.

Помимо того, что уполномоченный представитель направляет исковое заявление в судебный департамент, он еще и подготавливает необходимые документы для судебного разбирательства проблемы, связанной с несовершеннолетними.

Понятие «социальная политика» государства подразумевает в первую очередь защиты прав и интересов всех граждан РФ, в особенности, несовершеннолетних детей, относящихся к категории риска.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studme.org, wiselawyer.ru, advokat-malov.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий