Закон о банкротстве страховых организаций

Становление в Российской Федерации страховых организаций рыночного типа и формирование правовых основ их деятельности относится к числу наиболее зримых и очень важных результатов продолжающейся в стране экономической реформы, которая затрагивая процесс правового регулирования несостоятельности (банкротства) в России, предусматривает, помимо прочего, признание несостоятельным банкротом и страховую организацию.

Страховая деятельность –деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Можно сделать вывод, что страховые организации являются финансовыми организациями, оказывающими услуги на рынке финансовых услуг.

Напомним, что Закон о банкротстве исходит из узкого понимания финансовой организации и относит к ним кредитные организации, страховые организации и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Рассмотрим некоторые особенности правового регулирования конкурсного производствастраховой организации.

Отметим, что возможность возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) страховой организации не связывается с наличием у нее лицензии – заявление может быть подано независимо от того, отозвана лицензия или нет. При этом внесудебные административные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности, применяться могут, но их применение не препятствует возбуждению судебных процедур. Следовательно, Закон о банкротстве допускает возможность продолжения страховой деятельности организацией, в отношении которой возбуждено дело о банкротстве, что можно расценивать как недостаток Закона о банкротстве. Возможность продолжения страховой деятельности означает создание условий, при которых уже имеющиеся долги будут удовлетворяться за счет страховых премий страхователей по вновь заключенным договорам. Для сравнения можно отметить, что для кредитных учреждений в соответствии с п. 2 ст. 181 Закона о банкротстве возбуждение процедуры банкротства допускается только после отзыва лицензии Банка России.

Меры, направленные на укрепление пошатнувшегося финансового положения страховой организации (например, в соответствии с приказом Росстрахнадзора от 24 октября 1996 г. № 02-02/21 «О плане оздоровления финансового положения страховых организаций»[43]), принимает государственный орган по надзору за страховой деятельностью, функции которого в настоящее время возложены на Минфин России, являющейся правопреемником Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и имеющий в своем составе Департамент страхового надзора, а на местах региональные инспекции страхового надзора.

В соответствии с п. 1 ст. 186 Закона о банкротстве в арбитражном процессе по делу о банкротстве страховой организации может участвовать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью (Минфин России), а также иные субъекты, указанные в ст. 35 Закона о банкротстве (должник (страховая организация), конкурсные кредиторы и иные, уполномоченные на взыскание налогов и иных обязательных платежей, органы).

Орган страхового надзора на основании п. 2 ст. 183 Закона о банкротстве не вправе подавать заявление о признании страховой организации банкротом. Законодатель попытался компенсировать рассматриваемую ситуацию, закрепив в п. 2 ст. 183 Закона о банкротстве возможность подачи заявления о банкротстве страховой организации налоговыми и иными уполномоченными органами в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей.

Уполномоченный орган, осуществляющий надзор за деятельностью страховых организаций, должен быть уведомлен о возбуждении в отношении страховой организации конкурсного процесса. Обязанность по осуществлению уведомления лежит на должнике и на конкурсном управляющем – это установлено п. 3 ст. 183 Закона о банкротстве. Из этого не следует, что в отношении страховой организации не могут проводиться другие (восстановительные) процедуры; поэтому представляется, что норму п. 3 ст. 183 Закона о банкротстве следует толковать расширительно, с тем чтобы обязанность по уведомлению уполномоченного органа лежала на должнике либо любом арбитражном управляющем.

Статья 184 Закона о банкротстве определяет особенности продажи имущественного комплекса должника — страховой организации как на стадии внешнего управления, так и при проведении конкурсного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 184 Закона о банкротстве продажа имущественного комплекса (предприятия) страховой организации осуществляется по правилам ст. 110 Закона о банкротстве с учетом требования страхового законодательства. Особенность предприятия страховой организации по сравнению с другими предприятиями состоит в наличии так называемого портфеля договоровПортфель договоров –совокупность действующих страховых обязательств, исполнение которых должно гарантироваться в первую очередь страховыми резервами. В соответствии с нормами ст. 110 Закона о банкротстве возможна продажа как всего имущественного комплекса, так и его отдельных частей (филиалов, представительств и иных структурных подразделений). По отношению к предприятиям страховой организации это означает, что может быть продан как весь страховой портфель (вся совокупность страховых обязательств), так и его часть. Российское страховое законодательство до сих пор не установило требования к продаже предприятий страховых организаций, вследствие чего при возникновении такой ситуации необходимо соблюдать равенство прав страхователей, как тех, чьи обязательства перейдут к новому страховщику, так и тех, обязательства которых останутся в составе имущества должника.

Необходимо учитывать, что при продаже предприятия страховой организации также происходит замена страховщика в договоре. На основании принципа свободы договора замена стороны допускается только с согласия второго контрагента, в рассматриваемой ситуации страхователя. Однако можно констатировать, что порядок замены страховщика в договоре урегулирован только в ст. 23 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (с изм. и дополн.) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[44], в соответствии с которой предусмотрено обязательное письменное уведомление страхователя и потерпевших (выгодоприобретателей), а также органа страхового надзора.

Отметим, что п. 1 ст. 184 Закона о банкротстве также устанавливает в качестве обязательного условия продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе конкурсного производства наличие согласия покупателя принять на себя все договоры страхования, срок действия которых не истек и страховой случай не наступил на дату признания должника банкротом. Таким образом, в состав имущества предприятия страховой организации в данном случае должны войти и требования по страховым выплатам, если страховой случай произойдет после даты признания должника банкротом.

Правила ст. 185 Закона о банкротстве устанавливают правовые последствия признания страховой организации банкротом для участников страховых обязательств.

Правовое положение страхователей (выгодоприобретателей) по договорам страхования в ситуации осуществления конкурсных процедур в отношении страховщика зависит от того, наступил либо не наступил страховой случай на дату признания страховщика банкротом.

Если страховой случай не наступил, то договор в силу прямого указания закона прекращается. Исключением являются права по договорам, переданным в составе бизнеса на стадии внешнего управления.

Статья 186 Закона о банкротстве предусматривает особенности очередности удовлетворения требований кредиторов при банкротстве страховых организаций.

В первую очередь удовлетворяются требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования таких благ, как жизнь и здоровье.

Во вторую очередь подлежат удовлетворению требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования (обязательного имущественного страхования, в том числе и страхования гражданской ответственности).

В третью очередь удовлетворяются требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования, в том числе требования, связанные с возвратом части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал (п. 2 ст.185 Закона о банкротстве).

Некоторые особенности очередности удовлетворения требований кредиторов при банкротстве страховых организаций связаны с защитой прав страхователей и предполагают создание в рамках 3-й очереди еще нескольких очередей кредиторов. Это означает, что требования кредиторов страховой организации будут удовлетворяться в следующей последовательности.

1. Требования граждан из причинения вреда жизни и здоровью и причинения морального вреда.

2. Требования работников и авторов.

3. Требования кредиторов-залогодержателей по договорам залога, заключенным после возникновения требований 1-й и 2-й очередей (это общий порядок удовлетворения требований залогодержателей, применение которого сохранено в силу п. 2 ст. 185 Закона о банкротстве (см. ст.ст. 134, 138 Закона о банкротстве).

4. Требования застрахованных лиц и выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования.

5. Требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, не являющихся личными.

6. Требования застрахованных, страхователей, выгодоприобретателей по договорам личного страхования, а также (обратим внимание на то, что Закон о банкротстве употребляет очень неточный в данном контексте оборот «в том числе») требования (в части возврата части страховой премии) из договоров страхования, прекратившихся вследствие признания должника банкротом, по которым страховая премия была уплачена полностью (особый режим для последней категории требований следует из п. 2 ст. 185 Закона о банкротстве).

7. Требования иных кредиторов.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Страховое право

Несостоятельность (банкротство) страховых организаций

В изучении финансовых основ деятельности страховых организации немаловажное значение имеет рассмотрение вопросов их несостоятельности (банкротства), в частности оснований для признания страховой организации несостоятельной (банкротом), порядка и условий осуществления мер по предупреждению ее несостоятельности (банкротства), проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иных проблем, возникающих при неспособности страховых компаний удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Общим признаком банкротства любого юридического лица считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N5 127-ФЗ (в редакции от 22 апреля 2010 г. № 65-ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) определяются особенности несостоятельности (банкротства) финансовых организаций, к которым в соответствии с ч. 2 ст. 180 указанного Федерального закона относятся страховые организации.

К мерам по предупреждению банкротства страховых организация относятся:

  1. оказание финансовой помощи страховой организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
  2. изменение структуры активов и структуры пассивов страховой организации;
  3. увеличение размера уставного капитала страховой организации и величины ее средств (капитала);
  4. реорганизация страховой организации;
  5. иные не запрещенные законодательством Российской Федерации меры.

Основаниями для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации являются:

  1. неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. При этом под таким отказом понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение требовании кредиторов по денежным обязательствам в течение десяти рабочих дней со дня возникновения обязанности удовлетворения таких требований, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  2. неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше десяти рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;
  3. недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил;
  4. неоднократное нарушение в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого нарушения нормативного соотношения собственных средств страховой организации и принятых обязательств, установленного Минфином России;
  5. неоднократное нарушение в течение двенадцати месяцев с даты выявления первою нарушения установленных Минфином России требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховой организации;
  6. отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности;
  7. приостановление действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
  8. ограничение действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования.
Это интересно:  Как восстановить пропущенный срок вступления в наследство

В случае возникновения вышеуказанных оснований страховая организация в течение пятнадцати дней с даты их возникновения обязана направить в орган страхового надзора уведомление об этом с приложением плана восстановления ее платежеспособности, если при этом отсутствуют признаки банкротства страховой организации.

В течение тридцати рабочих дней с даты получения плана восстановления платежеспособности страховой организации по результатам его анализа орган страхового надзора принимает решение о назначении временной администрации страховщика или о нецелесообразности такого назначения.

По результатам анализа плана восстановления платежеспособности страховой организации орган страхового надзора в случаях, установленных Минфином России, принимает решение о проведении выездной проверки деятельности страховой организации, которая проводится в порядке, установленном данным федеральным органом исполнительной власти.

В случае выявления признаков банкротства страховой организации по результатам анализа плана восстановления ее платежеспособности или по итогам выездной проверки ее деятельности (в случае ее проведения) орган страхового надзора подает заявление о признании страховой организации банкротом.

Частью 4 ст. 184.1 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) предусмотрено, что в случае, если страховая организация осуществляет вид страхования, связанный с деятельностью профессионального объединения страховщиков или иной организации, на которые в соответствии с федеральным законом возложена обязанность осуществления компенсационных выплат по данному виду страхования, в том числе вследствие проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации, или отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, руководитель страховой организации также обязан направить уведомление в такое профессиональное объединение в течение семи рабочих дней с даты возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации.

При применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации, профессиональные объединения имеют права и несут обязанности, предусмотренные для финансовых организаций.

Орган страхового надзора назначает временную администрацию страховой организации, если им выявлены основания для применения мер по предупреждению банкротства при отсутствии уведомления страховой организацией органа страхового надзора о наличии соответствующих обстоятельств, принято решение о назначении временной администрации страховой организации для реализации плана восстановления ее платежеспособности или контроля за его реализацией, либо страховая организации не исполняет или ненадлежащим образом исполняет план восстановления ее платежеспособности.

Решение о назначении временной администрации страховой организации должно быть мотивированным.

Назначение временной администрации страховой организации является обязательным в случаях отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности и приостановления действия лицензии на осуществление страховой деятельности по следующим основаниям:

  1. осуществление страховой организацией деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации, и деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности;
  2. несоблюдение страховой организацией законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность, в части формирования и размещения средств страховых резервов, размещения собственных средств, средств фондов, гарантирующих осуществление страховых выплат;
  3. несоблюдение страховой организацией требований к обеспечению нормативного соотношения собственных средств страховой организации и принятых обязательств, иных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации;
  4. недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Решение органа страхового надзора о назначении временной администрации страховой организации, в том числе решение об ограничении или о приостановлении полномочий ее исполнительных органов, может быть обжаловано страховой компанией в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Обжалование решения органа страхового надзора о назначении временной администрации страховой организации не приостанавливает деятельность временной администрации страховщика.

Под временной администрацией страховой организации понимается специальный временный орган управлении такой организации, назначенный органом страхового надзора.

Временная администрация вправе:

  1. давать обязательные для исполнения распоряжения работникам страховой компании в целях осуществления задач, возложенных на временную администрацию;
  2. обращаться в суд от имени страховой организации с заявлением о признании сделок, совершенных ею или за ее счет, недействительными, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации;
  3. принимать участие в общих собраниях учредителей (участников) страховой организации и заседаниях иных органов управления без права голоса, знакомиться с протоколами и другими материалами общего собрания ее учредителей (участников) и заседаний иных органов управлении страховщика, получать информацию о его деятельности, знакомиться с любыми его документами, в том числе получать от органов управления, работников, третьих лиц информацию и документы, касающиеся деятельности страховой организации.

Временная администрация обязана:

  1. применять меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) страховой организации в случае приостановления полномочий ее органов управления;
  2. контролировать выполнение страховой организацией плана восстановления ее платежеспособности в случае ограничения полномочии ее органов управления;
  3. обеспечивать сохранность имущества страховой организации;
  4. обращаться в арбитражный суд от имени страховой организации с заявлением о признании ее банкротом;
  5. обращаться в орган страхового надзора с ходатайством об отзыве, аннулировании или о приостановлении действия лицензии страховой организации при наличии оснований для отзыва, аннулирования или приостановления действия такой лицензии;
  6. исполнять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности.

Действия временной администрации могут быть обжалованы страховой организацией в орган страхового надзора или арбитражный суд.

При назначении временной администрации страховой организации в связи с отзывом лицензии на осуществление страховой деятельности или приостановлением ее действия полномочия исполнительных органов страховой организации приостанавливаются по решению органа страхового надзора.

Решение органа страхового надзора о назначении временной администрации страховой организации принимается на основании результатов проверки деятельности страховой организации, проведенной органом страхового надзора не более чем за шесть месяцев до даты принятия решения о назначении временной администрации страховой организации, за исключением случаев, если назначение временной администрации страховой организации является обязательным.

Решение органа страхового надзора о назначении временной администрации страховой организации может быть принято до завершения проверки деятельности страховой организации, если в ходе этой проверки выявлены основания для обязательного назначения временной администрации страховой организации.

Нормативным правовым актом Минфина России могут быть предусмотрены иные основания, по которым в холе проверки деятельности страховой организации орган страхового надзора вправе назначить временную администрацию страховой организации до завершения такой проверки или по ее завершении.

Порядок принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации утверждается Минфином России.

Страховая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства :

  1. сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам к страховой организации в совокупности составляет не менее чем 100 тыс. рублей и эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения;
  2. не исполненное в течение 14 дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании со страховой организации денежных средств не зависимо от размера суммы требований кредиторов;
  3. стоимость имущества (активов) страховой организации недостаточна для исполнения ее денежных обязательств перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  4. платежеспособность страховой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

При определении признаков банкротства страховой организации в отношении обязанности страховой организации, связанной с осуществлением страховой выплаты, принимается во внимание установленная федеральным законом или договором страхования либо вступившим в законную силу судебным актом обязанность по осуществлению страховой выплаты, а также выплаты части страховой премии в связи с досрочным прекращением договори страхования.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов страховой организации на осуществление страховой деятельности временная администрация страховой организации изымает бланки строгой отчетности по всем видам деятельности у страховой организации, страховых агентов страховой организации и иных лиц, которым были переданы указанные бланки, и передает их на хранение в профессиональное объединение или иную имеющую возможность обеспечения их сохранности организацию.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства страхователи в одностороннем порядке вправе отказаться от договора страхования в течение месяца с даты получения уведомления конкурсного управляющего о признании страховой организации банкротом.

При прекращении договора страхования по вышеуказанным основаниям страхователь имеет право на часть уплаченной страховой организации страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал (неистекший срок действия договора страхования), или выплату выкупной суммы.

Профессиональное объединение в целях участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, признается имеющим право требования к должнику — страховой организации в пределах сумм вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов и иных платежей, уплачиваемых профессиональному объединению его членами в соответствии с правилами профессионального объединения, а также произведенных компенсационных выплат и иных расходов, связанных с компенсационными выплатами, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность.

Продажа имущественного комплекса страховой организации может быть осуществлена в ходе конкурсного производства по правилам, предусмотренным ст. 139 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве), с учетом требований законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность.

Имущественный комплекс страховой организации включает в себя все виды имущества страховой организации, в том числе страховой портфель должника страховой организации. В целях данной статьи к страховому портфелю страховой организации относятся договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом, а также активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, сформированных страховщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность.

Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация, имеющая лицензию органа страхового надзора на осуществление соответствующего вида страхования и обладающая активами, достаточными для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования.

При применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, может быть осуществлена продажа страхового портфеля страховой организации по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования иной страховой организации по согласованию с органом страхового надзора в порядке, установленном Минфином России.

При применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, страховой портфель страховой организации по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования, в том числе по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат вследствие применения к страховщику процедуры, применяемой в деле о банкротстве, или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности, может быть передан страховой организацией (в случае приостановления полномочий органов управления страховой организации — временной администрацией страховой организации) или конкурсным управляющим другой страховой организации либо страховым организациям по согласованию с органом страхового надзора.

Это интересно:  Как вернуть деньги за туристическую путевку?

В страховой портфель страховой организации при его передаче включаются:

  1. обязательства по договорам страхования (по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования), не исполненные на дату принятия решения о передаче страхового портфеля страховой организации (страховые резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность;
  2. активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, сформированных страховщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность.

В случае недостаточности или отсутствия активов страховой организации для исполнения управляющей страховой организацией обязательств по договорам страхования, относящимся к видам страхования. по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, недостающая часть активов может быть компенсирована профессиональным объединением из средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат.

Страхователи и выгодоприобретатели подлежат уведомлению страховой организацией (в случае приостановления полномочий органов управления страховой организации — временной администрацией страховой организации) или конкурсным управляющим о предстоящей передаче страхового портфеля страховой организации управляющей страховой организации путем опубликования уведомления о передаче страхового портфеля страховой организации в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве). Указанное уведомление подлежит опубликованию не менее чем за месяц до предполагаемой даты передачи страхового портфеля страховой организации.

Уведомление о передаче страхового портфеля страховой организации должно содержать:

  1. наименование страховой организации, передающей страховой портфель, ее адрес и идентифицирующие страховую организацию сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика);
  2. основания передачи страхового портфеля;
  3. сведения об ограничении или о приостановлении полномочии исполнительных органов страховой организации, передающей страховой портфель;
  4. наименование управляющей страховой организации, ее адрес и идентифицирующие управляющую страховую организацию сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика).

Остаток средств страховых резервов, переданных управляющей страховой организации и не использованных данной управляющей страховой организацией для исполнения обязательств по переданным договорам страхования, возвращается управляющей страховой организацией в конкурсную массу.

В составе требований кредиторов первой очереди удовлетворяются требования застрахованных лиц, в отношении которых наступила обязанность страховой организации по выплате страхового возмещения по договорам страхования жизни, предусматривающим дожитие застрахованных лиц до определенного возраста или срока.

Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

  1. в первую очередь — требования страхователей, застрахованных лиц или выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, а также требования, связанные с возмещением сумм компенсационных выплат;
  2. во вторую очередь — требования застрахованных лиц или выгодоприобретателей, страхователей по договорам страхования жизни и иным видам личного страхования;
  3. в третью очередь — требования выгодоприобретателей и страхователей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью;
  4. в четвертую очередь — требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и по договорам страхования имущества;
  5. в пятую очередь требования иных кредиторов, в том числе требования, связанные с возмещением расходов в связи с осуществлением компенсационных выплат по договорам обязательного страхования.

Особенности банкротства страховых организаций

Свое положение страховая организация может поправить, продав страховой портфель сторонним компаниям.

Допустимо предпринять меры по предупреждению банкротства.

Срок восстановления платежеспособности компании составляет не более одного года.

В процедуре третьей стороной могут выступать Федеральная служба по страховому надзору, Российское объединение страховщиков.

План возобновления платежеспособности должен быть предоставлен в Росстрахнадзор в течение 30 дней после принятия решения о введении восстановительных процедур.

Контролирующий орган может произвести выездную проверку. При неудовлетворительном состоянии дел страховщика государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Банкротство страховых организаций осуществляется согласно ФЗ № 127. Особенностям проведения процедуры посвящена глава 9 Закона.

Работа временного администратора и конкурсного управляющего осуществляется с учетом норм ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» от 1992 года.

Причины несостоятельности

Причинами несостоятельности страховой организации является непродуманные действия руководства компании по выводу капитала из коммерческой организации на счета сторонних фирм.

Основанием банкротства считается:

  • наступление страховых случаев в массовом порядке;
  • неспособность страховой компании осуществить выплаты страхователям и выгодоприобретателям.

В перечень основных признаков входят следующие обстоятельства (статья 184.2 ФЗ № 127):

  • сумма задолженности перед кредиторами будет не менее 100 тыс. руб. – по действующим договорам, не исполненным в течение 14 дней после предъявления требований страховщикам;
  • активов страховой организации недостаточно для выполнения обязательств перед кредиторами и внесения обязательных платежей;
  • платежеспособность страховщика не была возобновлена после введения восстановительных процедур.

Установлением признаков банкротства занимается временный управляющий.

Если реабилитирующие процедуры бессмысленны, то должно последовать обращение в арбитраж с заявлением о несостоятельности компании.

Банкротство страховых организаций

Банкротство страховых организаций осуществляется с соблюдением порядка назначения временной администрации (статья 184.3 ФЗ № 127).

Цель ее работы:

  • убедиться в невозможности восстановить платежеспособность фирмы;
  • обратиться в суд с заявлением о начале процедуры банкротства.

Особенности банкротства страховых организаций заключаются в отсутствии процедуры внешнего управления и финансового оздоровления.

Особенности

Обязательства страховой компании перед кредиторами состоят из текущей и реестровой задолженности.

В первую очередь подлежат оплате текущие обязательства. Кредиторы вправе обозначить свои требования еще в период восстановительных процедур.

Со времени опубликования сообщения о наблюдении кредиторы могут предъявить претензии, на что у них есть 30 дней.

При открытии конкурсного производства требования предъявляются в течение двух месяцев.

Они направляются в арбитражный суд, финансовому управляющему и непосредственно в страховую организацию.

Подача заявления

В 2018 году обязательно соблюдение правил территориальной подсудности.

Заявление подается с оплатой государственной пошлины в 6 тыс. рублей.

В заявлении обозначают:

  • наименование страховой компании;
  • реестр требований кредиторов;
  • обстоятельства, приведшие к финансовой несостоятельности фирмы.

Образец заявления о банкротстве страховой компании здесь.

Истец просит суд назначить конкурсного управляющего. Его кандидатура предлагается самим заявителем.

После принятия судом положительного решения открывается процедура конкурсного производства, о чем предупреждаются все кредиторы и другие заинтересованные лица.

Каковы риски при банкротстве ОАО? Узнайте тут.

Проведение процедуры

Процедура банкротства проводится с соблюдением очередности погашения требований перед кредиторами.

Возможна оплата страховых премий по наступившим случаям и остатка средств по досрочно прекращенным страховым договорам.

Страхователь сам может отказаться от дальнейшего исполнения договора страхования, о чем конкурсный кредитор должен быть предупрежден в течение месяца после начала конкурсного производства.

Требования страхователя (выгодоприобретателя) должны быть включены в реестр, и удовлетворяются в порядке очередности.

Возможны следующие ситуации:

  1. Требования кредиторов будут удовлетворены в полном объеме за счет продажи конкурсной массы.
  2. Частичное удовлетворение требований страхователей – при ограниченности активов компании.
  3. Отказ в удовлетворении требований – при полном разорении компании.

Конкурсный управляющий определяет состав страхового портфеля – договоров, срок действия которых еще не закончился, резервов компании.

После определения страхового портфеля последующие выявленные договоры не включаются в реестр требований.

Имущество компании может быть продано только другой страховой организации. Покупателю передаются права и обязанности по договорам страхования – включая те, по которым страховой случай еще не наступил.

При принятии арбитражным судом решения о несостоятельности компании:

  • договоры прекращают свое действие;
  • страхователи (выгодоприопретатели) вправе требовать остаток часть страховой премии с учетом не истекшего срока действия договора.

Основные этапы

На 1-м этапе производится формирование реестра требований кредиторов – учитывается состояние страхового портфеля, наличие активов фирмы;

Далее конкурсный управляющий принимает меры по организации публичных торгов, участниками которых в силу ст. 184.7 ФЗ № 127 могут быть только страховые организации.

Вырученные средства распределяются между кредиторами в порядке очередности:

  • 1-я очередь включает выплаты по обязательствам страхования жизни и здоровья граждан (по сроку дожития или иным критериям);
  • 2-я очередь – выплаты по прекращенным договорам страхования;
  • 3-очередь – выплаты для остальных кредиторов.

После завершения расчетов конкурсный управляющий готовит отчет, который должен быть утвержден арбитражным судом.

Документ включает описание порядка расчетов с кредиторами, сумму непогашенной задолженности.

После утверждения отчета страховая организация – банкрот прекращает свою деятельность, о чем делается соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Время восстановительных процедур занимает 3-9 месяцев. Срок рассмотрения судом дела о банкротстве составляет 4 месяца.

Сама процедура займет 6-12 месяцев.

Сроки могут быть продлены по инициативе управляющего на 1-2 месяца.

Какие последствия банкротства ИП с кредитами? Читайте здесь.

Куда подавать заявление о банкротстве физических лиц? Подробная информация в этой статье.

Меры по предупреждению

Банкротство страховой фирмы можно предусмотреть на стадии наблюдения.

Для этого нужно тщательно сбалансировать коммерческую политику компании, исключить лишние расходы.

Возможно, потребуется прибегнуть к займам – для погашения существенных выплат по страховым премиям.

Ответственность за такую работу возлагается на руководство организации и временного администратора.

При осуществлении процедур важно выбрать надежного конкурсного управляющего.

Юридическая поддержка может потребоваться страхователям, которые желают получить деньги по наступившему страховому случаю либо остаток средств по прекращенной сделке.

На видео о несостоятельности страховых организаций

Банкротство страховых организаций: особенности процедуры

При анализе основ финансовой деятельности страховых организаций несостоятельность (банкротство ) этих структур вызывает особый интерес. Актуальными являются вопросы, связанные с основаниями признания компаний неплатежеспособными, порядком и условиями реализации мер по предупреждению банкротства, проведением процедур, предусмотренных законодательством, и другими проблемами, возникающими в случаях неспособности предприятия удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

В статье рассмотрим особенности банкротства страховых организаций .

Основные положения

В качестве общего признака несостоятельности юрлиц выступает неспособность погасить обязательства перед кредиторами и бюджетом в течение трех месяцев с даты, когда требования должны были быть удовлетворены.

Ключевые нормативные положения, определяющие особенности банкротства страховых организаций, закрепляет ФЗ № 127.

Предупредительные меры

Для предотвращения несостоятельности (банкротства) страховых организаций предусматриваются следующие нормативные инструменты:

  • Предоставление финансовой помощи учредителями/участниками юрлица или иными субъектами.
  • Изменение структуры пассивов и активов.
  • Увеличение объема уставного капитала.
  • Реорганизация.
  • Прочие меры, не запрещенные законодательством.

Основания для реализации предупредительных мероприятий

Меры по предотвращению банкротства страховой компании предпринимаются при:

  1. Неоднократном отказе в погашении денежных обязательств перед кредиторами в течение месяца. Под отказом следует понимать невыполнение/ненадлежащее исполнение требований в десятидневный срок с даты возникновения соответствующей обязанности, если другое не устанавливает законодательство. Учитываются только рабочие дни.
  2. Неисполнении обязательства по отчислению платежей в бюджет в течение 10 дней (рабочих) с даты его возникновения.
  3. Недостаточном количестве средств для своевременного погашения задолженности (перед бюджетом в том числе), если срок для этого наступил.
  4. Неоднократном нарушении требований к структуре и составу активов, установленных Минфином, в течение 12 мес. с даты выявления первого нарушения.
  5. Отзыве, приостановлении или ограничении действия лицензии на ведение деятельности.

В течение 15 дней с даты возникновения указанных обстоятельств страховая компания должна направить в надзорный орган (Центробанк) уведомление об этом. К нему прилагается план по восстановлению платежеспособности. Данные действия совершаются, если отсутствуют признаки банкротства страховой организации . В течение 30 дней (рабочих) после получения плана по результатам его изучения орган надзора выносит решение о назначении в страховой компании временной администрации либо о нецелесообразности этого назначения. В случаях, предусмотренных постановлениями Минфина, он также вправе принять решение о проведении выездной инспекции. Проверка осуществляется в порядке, установленном органом надзора.

Это интересно:  Как бесплатно онлайн узнать кадастровую стоимость квартиры в Росреестре: что это за параметр, как проверить цену объекта недвижимости на сайте и где еще посмотреть?

Особенности банкротства страховой компании

В результате анализа плана по восстановлению платежеспособности или по итогам выездной проверки могут быть выявлены признаки несостоятельности. В таких случаях надзорный орган подает заявление о банкротстве страховой организации (образец документа представлен в статье).

Если юрлицо осуществляет страхование, связанное с деятельностью профобъединения страховщиков либо другой организации, на которую возложены обязанности по перечислению компенсационных выплат, руководитель должен направить уведомление в указанные структуры в течение недели со дня возникновения оснований для реализации мероприятий по предупреждению банкротства. Соответствующее положение закрепляет 4 часть ст. 184.1 ФЗ № 127.

При проведении процедуры банкротства страховой компании профобъединения несут обязанности и реализуют права, предусмотренные законодательством для финансовых структур.

Временная администрация

Она назначается, если:

  1. Выявлены основания для реализации мероприятий по предотвращению банкротства страховой организации при отсутствии уведомления надзорного органа об их наличии.
  2. Принято решение о реализации плана по восстановлению платежеспособности либо установлении контроля над его исполнением.
  3. Юрлицо не исполняет/ненадлежащим образом выполняет пункты плана.

Решение о введении временной администрации орган надзора должен мотивировать.

Требования законодательства

Решение о введении временной администрации принимается в обязательном порядке в случаях отзыва, приостановления или ограничения действия лицензии. Основаниями к этому являются:

  1. Ведение страховой компанией деятельности, запрещенной нормативными актами РФ, а также нарушающей условия, установленные для выдачи разрешения.
  2. Несоблюдение организацией положений законодательства, регламентирующего страховую деятельность, в части создания и размещения средств фондов, резервных и собственных средств, гарантирующих осуществление компенсационных выплат.
  3. Несоблюдение компанией требований, предъявленных к обеспечению соотношения собственных средств фирмы и принятых ею обязательств, а также других предписаний, связанных с сохранением платежеспособности и финансовой устойчивости.
  4. Недостаточность средств для своевременного погашения обязательств перед кредиторами и бюджетом.

Страховая компания вправе оспорить принятое надзорным органом решение в арбитраже или судебной инстанции общей юрисдикции. При этом процесс обжалования не приостанавливает работу временной администрации.

Признаки банкротства

Они установлены в ст. 183.16 ФЗ № 127. Процедура банкротства страховых организаций инициируется, если:

  1. Совокупная сумма требований, заявленных кредиторами по денежным обязательствам, по выплате выходных пособий либо оплате труда граждан, работавших (работающих) по трудовым договорам, или общая задолженность перед бюджетом составляет не меньше 100 тыс. р., и указанные требования не выполнены в двухнедельный срок с наступления дня их исполнения. Обязательства перед работниками при этом должны быть подтверждены судебными актами, вступившими в действие.
  2. Не исполнены постановления арбитража или инстанции общей юрисдикции, по которым выданы ИЛ (исполнительные листы) на принудительное исполнение решения третейского суда об обращении взыскания на денежные средства финансовой организации. Сумма требований кредиторов при этом значения не имеет.
  3. Стоимости имущества/активов компании недостаточно для погашения обязательств перед кредиторами и бюджетом.
  4. Деятельность временной администрации не привела к восстановлению платежеспособности.

Образец заявления о банкротстве страховой организации

Контрольный орган указывает в документе:

  1. Наименование суда, в который он подается.
  2. Название страховой организации, адрес, идентифицирующие сведения. К последним относят номер записи о госрегистрации в статусе юрлица, ИНН.
  3. Наименование контрольной структуры и ее адрес.
  4. Объем требований по денежным обязательствам, величину задолженности по отчислениям в бюджет, стоимость активов (имущества) или другую информацию, имеющую отношение к разбирательству дела.
  5. Ф. И. О. арбитражного управляющего, название и адрес саморегулируемой структуры, в которой он состоит, либо наименование организации, из состава членов которой он должен быть утвержден, ее адрес.
  6. Перечень приложений.

В заявлении временной администрации указываются практически аналогичные сведения, за исключением ряда пунктов:

  1. Вместо наименования контрольного органа указывается Ф. И. О. руководителя временной администрации, адрес, по которому ему будет направляться корреспонденция, реквизиты документа, подтверждающего утверждение лица в этой должности.
  2. Наименование саморегулируемой структуры и ее адрес указываются в случае, если руководителем администрации является арбитражный управляющий.
  3. Сведения о кандидатуре конкурсного управляющего, если им, в соответствии с ФЗ № 127, не является Агентство по страхованию вкладов.

Приложения к заявлению

Кроме документов, перечень которых закреплен АПК, к заявлению прилагаются:

  1. Учредительная документация страховой компании, св-во о госрегистрации в статусе юрлица.
  2. Бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату либо документы, заменяющие его.
  3. Решение контрольной структуры о направлении заявления в арбитраж, составленного временной администрацией, если ФЗ № 127 не установлено, что его должна принимать сама администрация.
  4. Отчет о стоимости всего имущества страховой компании, сформированный оценщиком (если такой документ есть).
  5. Заключение по финансовому состоянию страховой компании, если заявление подается согласно ст. 183.13 ФЗ № 127, либо отчет о работе временной администрации, если обращение в суд направляется в соответствии со ст. 183.14 этого же Закона.
  6. Прочие документы, предусмотренные ФЗ № 127.

Принятие заявления

Рассмотрение дел

Разбирательство дел о банкротстве страховых организаций осуществляется в арбитражном суде. При этом применяются положения АПК и ФЗ № 127.

Заявление о признании страховой компании несостоятельной принимается судом при наличии хотя бы одного признака, приведенного выше. В случае банкротства страховой компании при оценке финансового состояния учитывается ее обязанность по осуществлению компенсационной выплаты, а также по отчислению части премии при досрочном прекращении договора страхования. Обязательство должно быть установлено федеральным законом, вступившим в действие судебным постановлением или страховым соглашением.

При возбуждении производства о банкротстве страховой организации по обращению временной администрации продолжительность разбирательства не должна превышать 4-х мес. с даты принятия заявления к рассмотрению. В этот срок включается время, отведенное на подготовку материалов и вынесение решения.

При рассмотрении дела процедуры оздоровления и внешнего управления, предусмотренные ФЗ № 127, не применяются.

При возбуждении производства по обращению временной администрации в связи с невозможностью восстановить платежеспособность компании процедура наблюдения не назначается.

Прекращение договора

При вынесении судом решения о признании компании несостоятельной и о начале конкурсного производства в течение месяца со дня получения соответствующего уведомления страхователи могут отказаться от договора страхования в одностороннем порядке.

При этом они вправе рассчитывать на часть премии, выплаченной компании-банкроту, за не истекший период действия соглашения либо на получение выкупного платежа.

Собрание кредиторов

Его участниками выступают уполномоченные органы и конкурсные кредиторы, требования которых внесены в реестр на дату проведения заседания. Указанные субъекты обладают правом голоса.

В собрании без права голоса могут участвовать представители:

  • работников должника;
  • участников/учредителей;
  • саморегулируемой организации, в которой состоит арбитражный управляющий;
  • органа по надзору.

Эти лица могут выступать по вопросам, внесенным в повестку заседания. Как правило, адрес, где проводятся собрания кредиторов в Москве по решениям арбитража по делам о банкротстве страховых организаций — Большой Головин переулок, д. 3, корп. 2 (2 этаж).

Передача страхового портфеля

Выгодоприобретатели и страхователи должны быть уведомлены временной администрацией, конкурсным управляющим или (если они не назначены) самой страховой компанией о предстоящей передаче портфеля. Извещение публикуется в порядке, предусмотренном ст. 28 Ф№ № 127, не позднее чем за месяц до процедуры.

В уведомлении должны присутствовать следующие сведения:

  1. Название компании, передающей страховой портфель, номер госрегистрации в статусе юрлица, ИНН, адрес.
  2. Основания для совершения данной операции.
  3. Сведения о приостановлении/ограничении полномочий исполнительных структур организации, передающей портфель.
  4. Название управляющей компании, идентифицирующие признаки (ИНН, номер госрегистрации), адрес.

СК «Инвестиции и финансы»

В июле 2016 г. по решению Центробанка были приостановлены полномочия исполнительных структур фирмы. В октябре того же года появились сведения об отзыве лицензии у страховой компании «Инвестиции и финансы». Банкротство предприятия было инициировано временной администрацией, назначенной ЦБ.

Решение об отзыве лицензии было обусловлено:

  1. Совершением компанией действий, противоречащих законодательству РФ.
  2. Наличием неисправленных в установленный срок отклонений от положений нормативных актов.
  3. Неисполнением предписаний Центробанка.

При появлении первых сведений о вероятности возбуждения производства в отношении компании клиентам и партнерам было рекомендовано как можно скорее письменно оформить свои требования и направить их в арбитражный суд.

СГ «Уралсиб»

Первое заявление со стороны физлиц о признании компании несостоятельной было направлено в суд в декабре 2016 г. 31 января 2017 года было подано первое обращение от юрлица.

Как показал опрос ряда участников рынка, задолженность предприятия перед партнерами достигает нескольких десятков миллионов рублей.

Анализ отчетности за 2015 г. показал, что организация работала два года подряд с отрицательным капиталом. Активы компании к концу указанного года были меньше суммы обязательств на 2,9 млрд руб. Кроме того, предприятием были нарушены нормативы Центробанка по марже платежеспособности, размещению собственных средств и страховых резервов.

11.08.2016 г. было ограничено действие лицензии СГ «Уралсиб» в связи с невыполнением предписаний ЦБ.

В конце января был подтвержден рейтинг надежности компании на уровне В++.

По заключению экспертов, такой низкий показатель связан с неисполнением нормативных требований и отрицательным отклонением фактической величины маржи платежеспособности от установленной нормы.

Специалисты также отметили:

  • отрицательную рентабельность собственных средств и активов;
  • сокращение собственных фондов;
  • отрицательный результат страховых операций, рассмотренный 4 квартала подряд без нарастающего итога;
  • сокращение взносов;
  • низкую ликвидность (окупаемость) инвестиций и снижение их величины;
  • высокое соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей к активам и пр.

Стоит сказать, что слухи о банкротстве страховой компании»Уралсиб» ходили довольно долго. Эта фирма – часть активов банка «Уралсиб», в котором с осени 2015 г. проводилась процедура оздоровления с участием главы «Нефтегазиндустрии» В. Когана и Агентства по страхованию вкладов.

СК «Подмосковье»

С 24 мая 2017 г. в организации работает временная администрация. 20 июля в Арбитражном суде Москвы было зарегистрировано заявление о возбуждении дела о банкротстве. Страховая компания «Подмосковье» лишилась лицензий уже на следующий день – 21 июля она была отозвана ЦБ. Компании запрещено вести деятельность по добровольному личному и имущественному страхованию, а также по ОСАГО.

Соответствующее решение было принято регулятором в связи с неустранением фирмой в установленный ЦБ срок нарушений положений законодательства, регулирующего страховую деятельность, в связи с выявлением которых действие лицензий было приостановлено.

В частности, компанией не были соблюдены требования по платежеспособности и финансовой устойчивости в части создания страховых резервов, не выполнены условия и порядок инвестирования резервных и собственных средств.

По информации Центробанка, сумма сборов страховой компании за 2016 г. превысила 1,6 млрд руб., а выплаты составили 596,7 млн руб.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, isfic.info, nam-pokursu.ru, fb.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий