Вопросы семьи и брака « UrExpert.Online

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Нуруллаева Шоира Кушназаровна, Эгамберганова Матлуба Джаббергеновна

В « Авесте » приведены ценные сведения о социально-экономических и культурных процессах той эпохи, традициях ранней государственности, месте, занимаемом в обществе различными общественными слоями, несовершенстве мира и человека, семейном бытовом укладе и связанными с ним обычаями. Заслуживает внимание то обстоятельство, что в произведении с особой участливостью говорится о семье и семейных отношениях, в особенности, к женщинам. В произведении специально освещены функции и обязанности семьи и ее членов, а также ее главы, аспекты семьи и брака.

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Нуруллаева Шоира Кушназаровна, Эгамберганова Матлуба Джаббергеновна,

QUESTIONS OF FAMILY AND MARRIAGE IN “AVESTA”

In Avesta» valuable informations about socio-economic and cultural proccesses, initial governmental traditions, the role of various social estates in society, imperfectness of the world and human, family life and traditions are given. In this work special care for family and family ties, especially for women, deserves great attention. In it, family and family members, duties and responsibilities of its head, family-marriage relationships are particularly highlighted.

Текст научной работы на тему «Вопросы семьи и брака в «Авесте»»

ВОПРОСЫ СЕМЬИ И БРАКА В «АВЕСТЕ»

Нуруллаева Шоира Кушназаровна

улица Хамида Олимжана, 14 E-mail: shoira 69@mail. ru

Эгамберганова Матлуба Джаббергеновна

улица Хамида Олимжана, 14

QUESTIONS OF FAMILY AND MARRIAGE IN «AVESTA»

В «Авесте» приведены ценные сведения о социально-экономических и культурных процессах той эпохи, традициях ранней государственности, месте, занимаемом в обществе различными общественными слоями, несовершенстве мира и человека, семейном бытовом укладе и связанными с ним обычаями. Заслуживает внимание то обстоятельство, что в произведении с особой участливостью говорится о семье и семейных отношениях,

Нуруллаева Ш.К., Эгамберганова М.Д. Вопросы семьи и брака в «Авесте» // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2016. № 6 (24) . URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/3338

в особенности, к женщинам. В произведении специально освещены функции и обязанности семьи и ее членов, а также ее главы, аспекты семьи и брака.

In «Avesta» valuable informations about socio-economic and cultural proccesses, initial governmental traditions, the role of various social estates in society, imperfectness of the world and human, family life and traditions are given. In this work special care for family and family ties, especially for women, deserves great attention. In it, family and family members, duties and responsibilities of its head, family-marriage relationships are particularly highlighted.

Ключевые слова: Авеста, нмана, нманопати, вис, висиати, варзана, занту, дахью, дахьюпати; совет старейшин, заратушрот эма.

Keywords: Avesta, nmana, nmanopati, vis, visiati, varzana, zantu, dahu, Dahupati, Elders’ quorum, zaratushrat ema.

«Авеста» представляет собой самый ранний письменный источник о народах Средней Азии, священную книгу религии зороастризма. Немало страниц в ней отведено вопросам семьи и брака. В Х главе книги «Яшты» дом (семья) определяется словом «нманйа», род — «висйя», туман (в значении географического объекта) — «зантума», народ — «наб», страна — «дахйи», великий жрец — Зоаратуштрот эма. Глава дома (семьи) определяется словом «нманопати», глава рода — «висиати», глава страны — «дахьюпати», а словом «наф» именуется родовой коллектив. Здесь также приводятся суждения, касающиеся таких жизненных традиций и обрядов, как почтительное и уважительное отношение к женщинам, их правам, достижение неприкосновенности семьи, ее прочной основы, долг родителей перед детьми, заключающийся в подготовке их к созданию семьи и собственного хозяйства [1, с. 185].

В книге «Яшты» отмечается, что основу общественных отношений составляет большая патриархальная семья. Глава семьи, рода назывался «пати»,

в значениях «семья, комната, дом» использовался термин «дмна». «Нманапати» (глава семьи), «нманапатни» (его супруга), их дети, внуки и правнуки составляли структуру патриархальной семьи. Род определялся по мужской линии, кишлак («вис») состоял из не менее 25 родственных «нмака» (семей), и возглавлял его «виспати» (старейшина). Однако в «вис» не входили дети дочерей, поскольку «вис» являлся патриархальной семьей («нмака») [2, с. 26-28].

Как пишется в «Авесте», мужчина должен любить землю, как любят пятнадцатилетнюю девушку; кто почтительно относится к земле, обрабатывает ее и правой и левой рукой, и левой и правой рукой, она будет еще более плодотворной, обогатит своим урожаем человека за его добросовестный труд. Если мужчина полюбит 15-летнюю девушку и сделает ее своей женой, посвятив ей всю свою любовь, девушка будет увеличивать потомство. Человек, любящий землю и девушку, обогащается сам, обеспечивает своей семье счастливую жизнь, добивается продления своего рода. Здесь отмечается, что совершенность жизненного уклада человека связана с его любовью к земле и подобному себе существу. По этой причине личность, помимо обретения счастья, очищается от всякого греха, его дом становится благоустроенным и свободным от всякого рода напастей.

У зороастрийцев не допускался вторичный брак у мужчин или временное вступление в брак. Взаимная измена супругов жестоко пресекалась, женщина, вступившая в связь с посторонним мужчиной, считалась опороченной, наказывалась, и такой брак считался «нечистым» [3, с. 56].

В четвертой части «Авесты», «Вендидат», отмечается, что если у человека есть жена, то он лучше неженатого и прожившего жизнь без детей субъекта [4, с. 121]. Особо определяется долг человека перед окружающей природой, землей, семьей и женщиной. Наши предки с древних времен обращали внимание на устойчивые отношения в семье и рождение здорового потомства, прочность авторитета своей семьи, рода, боролись за свое достоинство. Весьма примечательно то обстоятельство, что идеи зороастризма,

касающиеся семейных ценностей и чадолюбия, сформировались именно на нашей почве.

В произведении подробно освещены такие моменты, как сохранение целостности семьи, установки брака, обязанности мужа и жены, причины и условия расторжения брака. В отдельных «Яштах» приведены призывы или обращения Ахурамазды или Зороастра к молодоженам. Согласно обычаям зороастрийцев, указание верного пути и оказание материальной поддержки всем людям, вступающим в брак, является обязанностью всех религиозных сект [5, с. 59].

Наши предки с древности в целях женитьбы своих детей и продления рода стремились, прежде всего, к полному обеспечению их всем необходимым, поскольку недоедание, нехватка в хозяйстве формировали в мужчине как духовную, так и физическую немощь, а это воспринималось как неспособность исполнять свой семейный долг. Семейная расчетливость, практичность оказывают положительное воздействие на спокойную жизнь супругов в мире и согласии.

Согласно установкам религии зороастризма, холостяцкая жизнь не приветствовалась. Если девушка, достигшая совершеннолетия, не принимала во внимание желание родителей, коллектива и, не желая оставлять потомства, умышленно не выходила замуж, ее бросали в мешок и наказывали 25 ударами плетью. Мужчина с 17 лет обладал правом на женитьбу; если он, не желая заводить потомство, избегал этого, его клеймили, он обретал дурную славу и его заставляли постоянно носить на поясе железную цепь [6, с. 24].

Как пишется в «Авесте», мужчина, прежде чем жениться, должен стать зажиточным и крепким с материальной и духовной точки зрения. Для этого он должен своевременно и правильно питаться, в ином случае он не сможет исполнять свои обязанности. Человек, который плохо питается, не в силах в полной мере исполнять супружеский долг, возносить молитву, не способен воспроизводить здоровое потомство [7, с. 64].

Наши предки для обретения счастливой жизни стремились обеспечить семейное благополучие и жизнерадостность в семейных отношениях. Человек, избирающий свой жизненный путь, считается ответственным за взятые на себя обязательства и исполнение семейного долга. Подростки в 15 лет достигали совершеннолетия и становились полноправными членами общества.

В то же время не допускалось своевольного вступления молодых людей в брак. В этой связи коллектив, родители в выборе будущего жениха или невесты старались принимать взвешенные решения. Всесторонне совершенному парню подбиралась соответствующая стройная, миловидная, здоровая девушка, и начиналось обсуждение ее происхождения. Если на лице или коже имелись изъяны, белые, черные, красные пятна, то такие девушки не годились в качестве невесты, а парни — жениха. Причиной этому являлись хрупкость семейных отношений, их сложность, забота об их продолжительности и о счастье здорового потомства. Судьба потомства считалась ответственным долгом как для мужчины, так и для женщины. Особо отмечалось, что каждый мужчина лично ответственен перед обществом и семейным коллективом. Полнокровное исполнение данного долга, стимулирование со стороны семьи считалось заслуживающим внимания в качестве выполнения мужчиной своих обязанностей.

В произведении содержатся и суждения, касающиеся построения семьи, недопустимости спешки в выборе достойной пары, необходимости прислушиваться к советам престарелых родителей, подробно освещены своеобразные критерии расторжения брака [8, с. 24].

Как определяется в «Авесте», тот, кто будет следовать заветам Зороастра, достигнет следующего: «У него будет ежедневно орошаемый участок земли, скот, двор с открытой верандой, 15-летняя жена, в его очаге всегда будет пылать огонь, жена и дети будут окружать его, человек, кормящий свою семью собственным трудом, хорошо обрабатывающий землю и смотрящий за скотом, является безгрешным» [9, с. 40]. Мужчина, не обращающий внимания на землю, семью и не воспринимающий данное требование в качестве своего

долга, прежде всего, призывался к порядку и, если он обладал способностью воспроизводить потомство, но не женился, его наказывали. Как уже отмечалось выше, мужчину, не желавшего жениться, клеймили каленым железом, заставляли носить на поясе железную цепь, а девушку, не желавшую заводить семью, заключали в мешок и били плетью.

В «Авесте» строжайшим образом на законном основании запрещалось обзаведение семьей между родственниками. Это было продиктовано стремлением не допустить смешения крови. Когда Зороастр спросил у Ахурамазды: «Что ты дашь многодетной женщине?», Ахурамазда ответил: «Многодетных женщин я возьму под свою опеку, сделаю их жизнь счастливой и обильной». И по этой причине, согласно учению зороастризма, плодовитые и беременные женщины на общественной основе брались под защиту коллектива.

Многодетным семьям из государственной казны выплачивалось пособие, а женщине, родившей двойню или тройню, предоставлялись определенные льготы, и она награждалась верблюдом. Прерывание беременности женщины или потеря плода считались большим грехом. Виновные в этом приговаривались к смерти. Глава семьи, не осуществлявший заботу о своей жене и детях, наказывался ударами плетью. Беременной женщине, для того чтобы ее ребенок родился здоровым, рекомендовалось лишний раз не волноваться и не тревожиться, принимать только пищу, добытую честным путем.

В «Яштах»«Авесты» говорилось о том, что человек должен неустанно трудиться на своей земле, добывать все необходимое своим честным трудом, то есть хлеб насущный человека является источником целомудренности и светлого духа.

В произведении также отмечено, что в период беременности женщины и рождения ею ребенка к ней надо относиться с особенной заботливостью. Обращалось внимание на формирование плода в утробе матери, его полу. Плод в утробе женщины формируется в течение четырех месяцев и десяти дней, и в его существе возникает дух [11, с. 154]. Беременной женщине указывалось на необходимость потребления таких фруктов, как хурма, гранат, виноград, инжир. Когда ребенка отлучали от материнской груди, его на регулярной основе поили коровьим и верблюжьим молоком, рекомендовали питаться молочной продукцией, что считалось залогом его здорового развития. Помимо этого, для воспроизведения здорового потомства родителям указывалось на недопустимость употребления алкоголя, наркотических веществ и различных средств, способных воздействовать на психику человека. Наркомания, излишнее употребление алкоголя ослабляют потенцию человека, ведут к разрушению породы, являются причиной появления хилого потомства.

Как отмечается в изречениях «Авесты», «каждый муж, вступивший с женой хоть в естественную, хоть в неестественную связь в период ее менструального цикла, совершает большой грех, то есть это — дешевая смерть».

Это интересно:  Как получить земельный участок многодетной семье в 2019 году

«Каждый муж, вступивший в связь с женой, носящей в своей утробе ребенка, с нанесением ей повреждений, повлекших потерю плода, совершает большой грех, это — дешевая смерть».

«Если вступит в связь с девушкой, достигшей совершеннолетия, или с женщиной, вне зависимости от того, замужем она или нет, а они забеременеют и, устыдившись других людей, прервут развитие в себе живого организма, то в этом, в качестве убийства человека, будут повинны женщина и мужчина. Они публично будут казнены». Грех человека, вступившего в естественную или неестественную связь с женщиной в период ее менструального цикла, равноценен с уничтожением в данной связи ребенка и распылением его праха над огнем» [12, с. 60-61].

В заключении отметим, что в произведении такие качества наших предков, как чадолюбие, многодетность, приветствуются божеством Яздон (Фаришта).

Чадолюбие наших предков и в настоящее время свидетельствует

о приверженности священным божественным идеям, которые сформировались

на духовно-нравственной основе. Они актуальны в нашей современной жизни.

1. Авеста. Перевод А.Махкама. — Ташкент, 2001. — С. 185.

2. Аширов А. Об «Авесте» и семейно-бытовых обрядах зороастрийцев. -«Узбекистонда ижтимоий фанлар», 2002. — № 1. — С. 56.

3. Аширов А. Похоронные обряды из «Авесты». — Ташкент, 2007. — С. 24.

4. Буриев О., Рахмонов Ф. Интерпретация в «Авесте» общественных отношений и система управления. — «Авеста» и идея национальной независимости: история Отечества, проблемы государственности и идеологии. — Карши: Насаф, 2002. — С. 26-28.

5. Маковельский А.О. Авеста. — Баку, 1960. — С 64.

6. Махмудов Т. Об «Авесте». — Ташкент, 2000. — С. 40.

7. Хамидов Х. Благодатности «Авесты». — Ташкент, 2001. — С. 59.

Вопросы брака и семьи

О тносительно энциклики * , мне кажется, уместно поставить ряд вопросов. Прежде всего, отправная точка её, а именно утверждение, будто целью брака является деторождение, не только спорна, но для православного богословия просто неприем­лема. Цель брака есть брак. Рождение детей — его составная часть, но в брак не вступают для того, чтобы иметь детей, в брак вступают для того, чтобы осуществить жизнь взаимной любви, то есть преодоление индивидуальной изолированности, расширение личности, которое один немецкий автор называет «жизнью единой личности в двух лицах».

Здесь перед нами первый, чрезвычайно важный момент, ибо если действительно брак определяется деторождением, то, мне кажется, рушится вся энциклика: ведь проблема исключения зачатия — вовсе не вопрос применяемых методов. Если цель брака — рождение детей, то всякое действие, направленное против этого, является посягательством на брак в главной его цели. Следовательно, любые противозачаточные методы, искусственные или естественные, и даже супружеское воздержание, имеющее целью исключить деторождение, есть грех, посягательство на главную цель брака; этот момент в энциклике лишён логики и не выдерживает критики.

Думаю, что одна из проблем, которые здесь встают, это проблема оценки телесных отношений между двумя человеческими существами в браке. На основании энциклики в целом и всего её контекста создаётся впечатление, что телесная жизнь в браке рассматривается здесь просто как плотские сношения в том отрицательном смысле, который придаёт этому выражению аскеза. Здесь как бы раздвоение сознания: с одной стороны, брак по самому определению направлен на деторождение, а с другой стороны, физические отношения отмечены печатью некой уродливости, с ними связывается представление дефективности. Очень ясно чувствуется, что идеал здесь — жизнь монашеская, жизнь воздержания. Совершенно иное в православном богословии. У нас существует богословие материи, богословие тела, основанное на том положении, что Бог создал человека как существо не только духовное или душевное, но также и материальное, связанное с совокупностью всего видимого и осязаемого творения, — богословие, основанное прежде всего на Воплощении. Воплощение — это не просто Божественный акт, в котором Бог становится человеком, это такое Божественное действие, в котором Бог принимает на Себя видимое и осязаемое вещество созданного Им мира. Он соединяется не только с человечеством, Он соединяется с космической реальностью материи, и наше отношение к материи очень отлично от так часто встречающегося монофизитского отношения к ней 2 .

Третий момент — это развитие только что сказанного, а именно: наше отношение к половому воздержанию в браке. Слово «целомудрие», несколько раз встречающееся в службе брака, часто понимается как относящееся к плоти, к аскезе. Но в действительности целомудрие во всём объёме этого понятия есть нечто гораздо более широкое — оно охватывает одновременно человеческий дух, тело и душу. И это особенно бросается в глаза в службе брака, где мы просим Господа даровать вступающим в брак целомудрие и радость видеть чада чад своих. Целомудрие не есть что-то несовместимое с деторождением. Целомудрие — это внутреннее состояние, определяющееся не физическими категориями, а отношением: духовным отношением, отношением души и отношением тела.

У апостола Павла, которого часто обвиняют в непонимании взаимоотношений между мужчиной и женщиной, есть ряд выражений, на которых уместно остановиться. Одно из них вошло в англиканскую службу бракосочетания. Там говорится, что брак — это врачевство от блуда (1 Кор. 7:9), и то, как толкуется эта фраза и эта мысль, кажется мне глубоко ошибочным. Толкование, чрезвычайно распространённое в умах и на устах людей, заключается в том, что, если человек состоит в браке, у него нет больше оснований искать нечистоты где-то на стороне — ходить за чужой плотью, как говорится в Священном Писании (Иуд. 1:7). В действительности же в богословии неразделённой Церкви ясно видно, что дело вовсе не в этом. Один из древних авторов говорит, что пока юноша не полюбил, он окружён мужчинами и женщинами; как только сердце его открылось для любви к кому-то, к чьей-то личности, то рядом с ним — его возлюбленная, а вокруг него — люди. Иными словами, единственное основание для подлинного целомудрия, то есть, внутреннего и внешнего состояния, когда человек не стремится ни к чему вне тех отношений, какими является эта единственная любовь, — есть любовь, единственность любви, тот факт, что истинно любить можно только одного человека, а все другие люди входят — каждый в отдельности и все вместе — в нейтральную категорию: это люди, это больше не мужчины и женщины, не существа, обладающие полом. Но любимый человек тоже не есть то, что на современном языке называют «объект влечения»; это лицо другого пола, но и здесь понятие пола далеко выходит за рамки пола физического: оно определяется в категориях мужественности и женственности, оно охватывает и характеризует человека в каждой детали его существа, а не просто с точки зрения продолжения рода. Кроме того, апостол Павел ясно указывает, что в этом единственном, незаменимом отношении брака открытие одного человека другим всегда имеет глубину духовного порядка — иначе нет данных для брака. И в этих отношениях тело одного полностью принадлежит другому не в том смысле, что он может распоряжаться им насильственно, без благоговения, без уважения, а в том смысле, что поскольку два тела составляют уже одно, то и жизнь едина как жизнь четы и нет жизни, которая принадлежала бы одному или другому отдельно.

Но, с другой стороны, апостол Павел утверждает также, что оба супруга могут удаляться друг от друга: не отказывать другому в близости, а позволить другому отойти ради их духовной жизни. Бывает время молитвы, бывает время духовного углубления, время, когда человеческое существо соединяется с Богом особым образом, когда благодать и опытное познание овладевают не только духом его, не только его психологическим и умственным «я», но даже и телом. Есть моменты, когда всякие физические отношения, даже, как это видно из житий святых, самое простое прикосновение становится невозможным, ибо благодать, как пламя, овладела этим существом, и нет больше места ни для чего до тех пор, пока эта дарованная и принятая благодать не станет едино с человеком так глубинно, что сделается общим достоянием. Но мне кажется ясным, что воздержание тут является не актом отвержения, когда один из супругов отворачивается от другого, отказывает другому в близости, но ситуацией, в которой их взаимоотношения рассматриваются в другом плане.

В книге Бытия, в первой главе, сотворение человека поставлено в один ряд с сотворением всех живых существ, и именно внутри этого ряда живых существ человек получает данное всему живому благословение расти и множиться (Быт. 1:28). И в другой главе, в совершенно ином контексте, установлен брак. Во второй главе мы видим, что человек, поставленный перед лицом всех земных существ, Человек с большой буквы, взятый от земли, обнаруживает, что он — одинок, что нет у него спутника, и Бог избавляет его от этого одиночества сотворением Евы (Быт. 2:18—23). Этот акт не имеет никакого отношения к деторождению, он стоит в иной перспективе, в контексте иного повествования, здесь перед нами совершенно новая ситуация. И брак связан именно с этой ситуацией — ситуацией человека, достигшего такой зрелости, когда он не может более существовать в одиночестве, и тогда ему предлагается преодоление этой ситуации, имеющее, однако, с самого начала двойственный характер. Двойственность эта связана с тем, что и здесь полностью соблюдается уважение к человеческой свободе, так что и преодоление это может быть подлинным или ложным. Не вдаваясь в подробности, приведу просто текст Библии: когда Адам оказывается лицом к лицу с Евой, он узнает её и говорит, что она — плоть от плоти его и кость от кости его (Быт. 2:23). Но что означает это его признание? Перед ним, как и перед Евой, два пути: либо узнать себя в ней, а ей — узнать себя в нем, видеть лишь себя самого, отражённого вовне, видеть в другом лишь продолжение себя самого и совершенно потерять из виду существование другого. И напротив, можно в этом видеть трансцендирование самого себя, освобождение от себя. Именно об этом говорит Мефодий Патарский в своей книге: он использует как бы игру слов и, рассуждая о падении, говорит, что, пока Адам и Ева любили друг друга, они могли говорить, глядя друг на друга: это alter ego, «другой я сам»; в момент падения они видят друг друга нагими, потому что каждый смотрит на другого и говорит: я — это я, а он — это он. Тут как бы трещина, разлом. Здесь-то и появляется элемент влечения, вожделения, здесь смешиваются две перспективы: перспектива природы (о которой говорится в первой главе) и перспектива человечества, трансцендирования личности в жизни сверхличной.

Возвращаясь к энциклике — мы наблюдаем тут то основоположное смешение, которое почти всегда, мне кажется, имеет место в католической литературе: смешение плоти и тела. Чтобы пояснить различие между ними, напомню прекрасное выражение отца Сергия Булгакова: «Борьба с плотью — это борьба за тело» 3 — тут подчёркивается различие между телом и плотью, телесностью и плотским состоянием. А результатом недоверчивого отношения к плоти, которую смешивают с телом, является, мне кажется, своего рода игра в прятки в отношении проблемы деторождения. В энциклике и во всём этом строе мышления, по-видимому, ставится вопрос о том, как сочетать и запрет, и возможность избежать деторождения, когда оно оказывается событием, которое может вылиться в трагедию. И тут энциклика повторяет Талмуд, где уже объяснено, что Бог, по Своему милосердию, ведая нашу слабость и склонность ко злу, попустил существование периодов бесплодия, чтобы можно было и утолить вожделение, и избежать опасности зачатия 4 . Но и с православной, и просто с человеческой точки зрения это представляется мне безнравственным, радикально безнравственным.

[*] Сокращённый пер. с франц. отклика на энциклику папы Павла VI «Humanae vitae», посвящённую вопросу регулирования рождаемости (1969). Энциклика, обнародованная в 1968 г., была ответом на давно назревшую в Католической Церкви необходимость внести ясность в вопрос «контроля рождаемости» — применения противозачаточных средств. Она подтвердила существовавшее ранее категорическое запрещение католикам применять эти средства, сопровождавшееся рекомендацией пользоваться естественными возможностями с этой целью. Энциклика вызвала бурную реакцию. В откликах церковной общественности был затронут самый широкий круг вопросов, в том числе такие важные для Католической Церкви темы, как папский авторитет и целибат духовенства. Дополнено ответами на вопросы о семье и браке на разных встречах. Публ.: «Человек перед Богом».
[2] Монофизитство (от греч. μόνος — «один» и φύσις — «природа») — христологическая ересь, согласно которой человеческая природа во Христе полностью поглощена божественной. Была осуждена на Халкидонском соборе в 451 г. Из монофизитского учения о природах Христа следует уничижительное отношение к материи и вражда к материальному миру.
[3] Булгаков С. Н. «Свет невечерний». М.: Республика, 1994, с. 213, 215.
[4] Вавилонский Талмуд. Кетубот, 61 б—62 б. Формулировка не совсем точная. С точки зрения раввинистического иудаизма, сексуальные отношения между супругами сами по себе не могут быть греховны, но как грех может рассматриваться стремление избежать зачатия, поэтому Божье милосердие проявляется в периодах бесплодия.

Это интересно:  Повышение пенсионного возраста чиновникам одобрено Госдумой

Семейный консультант: Ваш экспертный помощник в семейных делах

Заключение брака

Единственным легитимным способом установления отношений в России является брак, оформленный в органах ЗАГС. Заключение возможно только между дееспособными лицами разного пола, если они не находятся в брачном статусе с третьим лицом. Государство повышает ценность семейных уз, поскольку данная форма способствует улучшению социальной, экономической и демографической ситуации, способствует общественному согласию.

Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию прямо сейчас.

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней .

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Семейный консультант».

Юридические основы брака

Установление брака даёт лицам гарантию соблюдения прав, в том числе имущественных и родительских. Сожительство, повсеместно распространённое, лишает таких возможностей. Супруги наделяются особыми судебными правами, а обязуются поддерживать друг друга и своих детей, справедливо распределять имущество в случае развода.

Первостепенным документом, регламентирующим брачные взаимоотношения, является Семейный кодекс (ФЗ-223 от 1995 года). Права и обязанности, указанные в нём, основаны на традициях России и нормативных актах предваряющих государственных образований.

Расторжение брака

Процедуре расторжения брака посвящена 4 глава Семейного кодекса. Естественной причиной расторжения является смерть, но закон допускает, что в случае непреодолимых противоречий между лицами, брак аннулируется в органах ЗАГС или судом.

Расторжение брака в органах ЗАГС

Расторгнуть брак в ЗАГС могут лица, добровольно решившие прекратить брачные отношения. Важным условием является отсутствие в таком браке детей, либо иных не урегулированных споров. Также процедура доступна тем, кто уже получил постановление суда, обязавшего территориальное отделение произвести развод. Чаще всего это происходит в связи с безвестным отсутствием или гибелью одного из супругов.

В ЗАГС не требуется мотивировать своё решение, демонстрировать обстоятельства невозможности продолжения брака. Данный орган осуществляет только те функции, которые были определены 143-ФЗ.

Расторжение брака в суде

Обращение в суд необходимо при:

  • Наличии детей;
  • Имущества, подлежащего разделу;
  • Алиментации в отношении супруга или ребёнка.

Судебная процедура может занимать от 1 до 6 месяцев, включая срок для примирения сторон. Судебное слушание строится по нормам ГПК РФ и призвано справедливо соблюсти интересы сторон. Вместе с вердиктом, издаётся постановление суда, на основании которого формируется обращение в органы ЗАГС.

Статистика по разводам

Примечательно, что при тюремном заключении и болезни распадается не более 3 % браков.

Имущество супругов

В момент оформления брака, всё имущество участников разделяется на две категории — личное и совместное. Закон также группирует некоторые предметы по родовым признакам — недвижимость, драгоценности, ценные бумаги.

Совместно-нажитое имущество

Форма имущества, приобретённого во время брака из общих ресурсов семьи, либо с деятельным участием супруга, является законным имущественным режимом. Данное понятие предполагает равное владение, распоряжение и ответственность, включая кредитные обязательства. При разводе, в идеальной ситуации, имущество делится строго поровну. Во время брака, каждый супруг может пользоваться имуществом другого, включая жилплощадь.

Личное имущество

Категория включает то, что стало собственностью лица до брака, либо получено в результате сделок, не требовавших затрат со стороны получателя. К таковым относится дарение, наследование или мена. Семейный кодекс устанавливает неприкосновенность данной собственности в случае расторжения брака.

Алименты служат социальным целям: ответственности всех участников семьи, включая детей, в отношении друг друга. Алименты могут быть установлены как в браке, так и после его прекращения. Большая часть алиментов назначается по соглашению сторон, но возможно и судебное рассмотрение. Вне зависимости от формы, алименты являются предметом исполнительного производства и обязательны к уплате.

Алименты на детей

Чаще всего выплаты делаются в пользу детей, но средствами распоряжается супруг, с которым определено проживание ребёнка. Существуют долевые формы взыскания, либо в фиксированном размере. Выплаты могут производиться с установленной периодичностью или в форме единовременной натуральной или денежной передачи.

По статистике, алименты выплачивает 14 % отцов и 2 % матерей.

Алименты на родителей, родственников и третьих лиц

Назначение выплат выражено в виде естественных обязательств содержать тех, кто нуждается, не способен сам себя содержать (инвалид), а также проявлял заботу в трудную минуту о самом плательщике.

Родители и дети

Существование родительских прав, дающих возможность общаться и воспитывать, неразделимы от ответственности. Родители несут ответственность до наступления полной дееспособности. Отец и мать должны содержать своего ребёнка, участвовать в его воспитании и образовании.

Установление отцовства и материнства

Материнство устанавливается естественным образом при рождении ребёнка. Отцовство в законном браке имеет такой же характер. Гражданский брак требует соответствующего обращения в органы ЗАГС. Факт отцовства (реже материнства) может быть оспорен в суде, посредством экспертизы, любой из сторон.

Лишение и ограничение родительских прав

В случае неисполнения обязанностей, родители теряют, либо утрачивают в правах часть по отношению к несовершеннолетнему. Установлен судебный порядок процедуры, в ходе которой определяется, насколько полно исполняются обязанности и несёт ли угрозу факт общения, проживания с родителем.

14. Семья и брак

Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

Социальным институтом
называется относительно устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;

2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных — по матери;

3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных — наивысшим авторитетом и вли яяием пользуется мать;

4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомоген ных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

5) малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3—4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

Семья выполняет целый ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций). Ученые-социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Как правило, именно брачная пара составляет основу семьи. Под браком в социологии понимают санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. В юридическом смысле брак представляет собой юридическиоформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

Брачно-семейные отношения в Российской Федерации регулируются семейным правом. Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ.

В соответствии с законодательством о семье в Российской Федерации признается только светский брак, т. е. брак юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. В то же время Семейным кодексом РФ признается правовая сила браков, совершенных российскими гражданами по религиозным обрядам, если таковые имели место на оккупированных территориях СССР в период Великой Отечественной войны, т. е. в тот период, когда на этих территориях не действовали органы записи актов гражданского состояния.

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом.
Различают две группы таких условий. К первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:

а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак;

б) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте. Это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков.

Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие условия:

а) состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак;

б) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца);

в) наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак;

г) признание судом недееспособности хотя бы одного из врачующихся вследствие психического расстройства.

Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в котором они подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае — не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.) брак может быть заключен в день подачи заявления. Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается органом записи актов гражданского состояния. Брак заключается при личном присутствии вступающих в брак.

Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территорииРоссийской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

Это интересно:  Пени за неперечисление в бюджет НДФЛ – третья очередь реестра в деле о банкротстве

Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным. К их числу относятся:

а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий егозаключения;

б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ?инфекции;

в) заключение фиктивного брака, т. е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.

Брак признается недействительным со дня его заключения. Однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд может признать брак действительным.

От оснований признания брака недействительным следует отличать основания прекращения брака. Последними, согласно Семейному кодексу РФ, являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке. Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния или в судебном порядке.

В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:

1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;

2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.

Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.

В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:

1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;

2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;

3) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).

Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).

Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается. Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

При рассмотрении дела о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.

Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Брак считается прекращенным:

а) в случае его расторжения в органах загса — со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;

б) в случае расторжения брака в судебном порядке — в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).

Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.

Бракованное общество

«С егодня мы повсеместно наблюдаем кризис института брака и семьи: растет количество разводов, увеличивается число гражданских браков, все больше пар откладывают рождение детей и предпочитают “жить для себя”, — говорит Александр Письменный, генеральный директор компании ACNielsen в России. — Может статься, что лет через 50 картинки из жизни идеальной семьи и обращение к семейным ценностям, которые сегодня так активно эксплуатируются в рекламных кампаниях, у завтрашних потребителей уже не найдут отклика».

Действительно, немногие в современном обществе могут похвастаться уверенностью в завтрашнем дне. В том, что однажды заключенный брак, — это навсегда, сегодня уверены лишь 70% участников глобального опроса ACNielsen во всем мире. Причем в том, что “это навсегда”, уверены 73% мужчин и только 66% женщин. Более романтично настроены по отношению к женитьбе/замужеству жители Северной Америки, где, похоже, идут процессы реставрации семейных ценностей. Здесь 78% участников считают, что брак — это навсегда, тогда как в Европе с этим согласны лишь 61% опрошенных. Россияне, так же как и европейцы, далеки от романтики — почти половина участников опроса в России (47%) не верят в то, что однажды заключенный брак, — это навсегда.

И все же 61% не состоящих в браке участников анкетирования в мире считают вступление в брак своим жизненным приоритетом — так ответили 64% мужчин и 57% женщин. Создание семьи — важная жизненная цель и для 58% неженатых россиян и россиянок. Меньше других жениться или выйти замуж стремятся в Европе (47%).

По-прежнему много сторонников у концепции гражданского брака. Как показал опрос ACNielsen, 66% женщин и 69% мужчин в мире считают, что нет никакой разницы: стабильные, длительные “незарегистрированные” отношения — это так же хорошо, как и официальный брак. В Европе идею гражданского брака поддерживают 77% всех участников исследования, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 72%, в Северной Америке — 52%. В России сторонников и противников гражданских браков поровну — 50% и 50%.

С чем связано такое пренебрежение традициями и институтом брака? Треть участников опроса во всем мире (31%) уверены, что концепция брака в традиционном его смысле потеряла свою актуальность в современном мире. Так же считают 27% россиян. Согласны с этим утверждением 44% участников опроса в Европе, 23% в Азиатско-Тихоокеанском регионе и 28% в Северной Америке.

И все-таки 69% всех участников исследования ACNielsen категорически не согласны таким отношением и уверены, что институт брака и по сей день не потерял своей актуальности. Брак по-прежнему имеет важное значение для 68% женщин и 71% мужчин во всем мире.

Опрошенные «Экспертом Online» психологи также считают, что на институте брака рано ставить точку. Возможна его трансформация, не исключены какие-то новые формы брака, но сам его факт дальнейшего существования несомненен. «Пока живо общество, будет существовать и брак», — уверены психологи.

Как рассказал «Эксперту Online» директор института социальной политики ГУ ВШЭ Сергей Смирнов, текущее снижение популярности института брака в России – это элементарная адаптация к новым экономическим условиям: «Существуют ведь разные модели карьеры, разные модели рынка труда, разные стили жизни, сейчас они сильно сдвинулись, появились другие модели взаимоотношений, в том числе и в семье. Кто-то делает акцент на карьере, мало занимается с детьми. В результате появляются всякие суррогаты типа нянь, идет смещение возраста рождения ребенка к 30 годам. Мы тоже эволюционируем в этом направлении», — объясняет Смирнов. В будущем, по словам Смирнова, каждый будет придерживаться своей системы ценностей и делать выбор «жениться/не жениться» самостоятельно, независимо от общественных норм, и именно это и будет нормой: «Семья была очень ценна в Советском Союзе, это был своеобразный институт защиты от общества, неприемлемого для нормального функционирования человека. Сейчас человек свободен. И постепенно семья занимает то место, которое должна, то есть становится личным выбором каждого». Единственное, для чего нужен брак, — это вопросы наследования.

Вместе с тем, по словам руководителя отдела социологических исследований Института общественного проектирования Михаила Тарусина, никакого кризиса института брака в России нет в принципе. В Европе действительно существуют своеобразные отношения: «Там до 30 лет у молодежи приветствуются свободные отношения, они приглядываются, присматриваются друг к другу, конечно, им же надо сочинять и подписывать брачные контракты, а потом, если что, проходить мучительные суды», — объясняет Тарусин. У нас же, по его словам, более мистическое отношение к браку – как-никак православная традиция: «Мы пережили только что серьезную смуту – в девяностые годы были испытаны на прочность семейные отношения, было много крахов, взрослые мужчины оказывались недееспособными как главы семейств». Естественной реакцией на эти процессы, по закону компенсации, скорее всего будет постепенный возврат к прежним ценностям.

Вообще же, по словам Тарусина, брак не исчезнет хотя бы потому, что это платформа человечества. Его исчезновение будет предвестником конца цивилизации: «Брак ведь нужен не только для воспроизводства, но и для создания социальных отношений. С этого начиналось строительство человеческого общества. Это тот кирпичик, на котором строится общество. Нет другого такого же прочного связывающего материала. Если убрать семью, то все рассыплется как карточный домик», — уверен психолог. Распространенность гражданского брака только лишний раз доказывает, что люди стремятся к союзам, пусть и в таком виде. Количество разводов в Москве в 2006 году, по словам Тарусина, вообще не является показательным: «Москва вообще развивается по каким-то марсианским законам. Есть Москва, а есть Россия».

Кандидат психологических наук, доцент факультета журналистики МГУ Елена Пронина видит проблему масштабнее. «Это не столько кризис семьи, сколько кризис человеческих отношений, кризис доверия, а если глобально, то и кризис общества», — пояснила она «Эксперту Online». Вообще, по словам Прониной, одно проистекает из другого: кризис общества порождает кризис семьи и наоборот – кризис семьи понемногу разрушает общество. Стремиться к браку – нормальная человеческая потребность: «Люди всегда стремились к браку, они сами этого хотят. Официальный брак – это верх стремлений человека», — объясняет психолог. И все же никакого кризиса в России, по ее словам, нет.

Если проблема и существует, то она в том, что люди не верят в то, что смогут найти нужного человека, не хотят «работать» над отношениями. Стремиться к своим целям проще, чем пытаться понять другого. Это требует большой зрелости. И вступать в брак люди хотят только тогда, когда во всем уверены. В любом случае перспективы у брака есть.

С другой стороны, предполагает профессиональный психолог, семейный психотерапевт Борис Новодержкин, кризис – это то, что помогает выйти на новый уровень развития: «Что будет после этого кризиса – сказать сложно, возможно, брак только укрепится, а возможно, трансформируется во что-то новое», — прогнозирует психолог.

Новодержкин выделяет две тенденции. С одной стороны, растет либерализация общества – оно становится демократичнее, лояльнее, разнообразнее. Ушли в прошлое государственные рычаги давления на заключение браков: «не женишься — не возьмем в партию; не получишь повышение по службе — не получишь путевку в Болгарию». Появилась полная свобода, государство больше не вмешивается в эти процессы, и человек остался наедине с партнером и сам вынужден принимать решения. С другой стороны, одновременно возросла и степень неопределенности внешней среды и незащищенности человека, что приводит людей к мысли, что вдвоем надежнее, то есть появилась потребность в социальной защищенности, которую как раз и предоставляет институт брака.

Одним словом, заключает психолог, по-прежнему прав Экзюпери: «Самой большой в мире роскошью остается роскошь человеческого общения».

Статья написана по материалам сайтов: cyberleninka.ru, www.mgarsky-monastery.org, family-advisor.ru, humanitar.ru, expert.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector