Вопрос по необходимости согласования рекламного щита — вопрос юристу. Октябрьский

На улице зачастую можно увидеть рекламные щиты и объявления, которые призывают приобрести тот или иной товар, сходить на конкретное мероприятие или посетить торговый центр. Люди смотрят на такие бигборды, баннеры, стенды и плакаты ежедневно, однако мало кто задумывается о предложениях на самом деле серьезно. И только если у вас имеется свое предприятие, и вы хотите его нести в массы, оказывается, что разместить наружную рекламу не так уж и просто. Согласование рекламы происходит на различных уровнях, требует сбора внушительного количества документов и разрешений, а если вы планируете размещать ее не на частной собственности, то вам придется еще и побороться за место под солнцем» с другими желающими.

В данной статье речь пойдет о том, как именно происходит согласование рекламы. Мы расскажем, что вам необходимо сделать и через какую цепочку действий пройти, чтобы добиться желаемого.

Прежде чем рассматривать непосредственно сам процесс, необходимо выяснить, почему любое объявление или сообщение такого плана нужно согласовывать. В этом вам поможет федеральный закон о рекламе, из которого вы и получите необходимую информацию. Если вы не хотите изучать целиком весь текст, то этот материал вам поможет. Вас интересует непосредственно согласование рекламы? Тогда вы можете пропускать первые восемнадцать статей и открывать сразу же статью номер 19. В ней говорится как раз о наружной рекламе и установке конструкций – именно то, на что нужно получать особое разрешение. В данной статье описываются все детали, касающиеся того, что именно подразумевается под наружной рекламой и конструкциями, рассказывается, какими они должны быть, в каких целях использоваться, где такие объявления размещать строжайше запрещено и так далее.

Информация о согласовании

Однако если вас интересует конкретно согласование рекламы, то вам особое внимание стоит обратить на два пункта – 5.8 и 13. В них вы найдете всю необходимую информацию. Федеральный закон о рекламе каждый момент описывает максимально детально, чтобы в ходе рассмотрения того или иного случая не возникало спорных ситуаций. Таким образом, если вы будете действовать в соответствии с этим законом, то у вас не должно возникнуть никаких проблем. Итак, пункт 5.8 в целом посвящен утверждению права на размещение рекламы, и в нем конкретно указано, что схемы размещения наружной рекламы и конструкций обязательно должны быть согласованы с уполномоченными органами исполнительной власти. Что касается пункта 13, то в нем речь идет о том, как именно должно происходить согласование. Там предлагается два варианта – в первом соискатель должен обратиться в органы местного муниципального самоуправления с пакетом собранных документов, чтобы он был передан в итоге в уполномоченные органы, вместе с которыми и происходит согласование. Другой вариант сокращает путь – соискатель может обратиться с пакетом документов напрямую к уполномоченным органам, чтобы получить решение касательно размещения его сообщения или объявления. Итак, с законом теперь все понятно – пришло время перейти к непростому и длительному процессу согласования наружной рекламы, который состоит из внушительного количества шагов.

Сбор документов

Если вас интересует согласование наружной рекламы, то первое, что вам необходимо предпринять, – это сбор документов, которые позволят вам претендовать на получение желанного места. Если вы обратитесь в специальную компанию, которая занимается ведением подобных дел, то вас проконсультируют по пакету документов, который нужно предоставить в уполномоченные органы.

Однако собрать документы – это только лишь первый шаг, впереди вам предстоит еще долгая дорога. В ближайшее время вы убедитесь, что согласование наружной рекламы – это далеко не самый простой и быстрый процесс, однако результат действительно стоит того, чтобы тратить свое время и силы. Наружная реклама является очень хорошим двигателем торговли и мотиватором, поэтому вы сможете значительно увеличить число клиентов и, соответственно, получаемую прибыль.

Дополнительные документы

Есть еще и дополнительные документы для согласования рекламы, которые вам самостоятельно собрать будет уже гораздо труднее. Дело в том, что к первому пакету относятся базовые бумаги, такие как подтверждение регистрации фирмы, в то время как ко второму относятся уже гораздо более специфические документы. Для размещения наружной рекламы вам понадобится в первую очередь эскиз, который вам нужно будет предоставить в уполномоченные органы. Но это далеко не все – полный список невероятно широк, поэтому вам определенно стоит задуматься о том, чтобы обратиться к специалистам. Ведь вам нужно будет предоставить также дизайн-проект, все используемые материалы, в частности фотографические, и разрешения на их использовании в коммерческих целях. Также при необходимости вам нужно предоставить все возможные доверенности, заявки и письма – сделать это можно и самостоятельно, однако сотрудничество с профессионалами позволит справиться с этой задачей быстрее и намного более эффективно. Уже на этом этапе вам нужно будет позаботиться о том, чтобы оформить все детали, такие, например, как фотомонтаж рекламы, чтобы в уполномоченные органы попал уже фактически готовый проект.

Определение местоположения

Что ж, теперь, когда у вас есть уже полный пакет документов, вам необходимо изучить в деталях порядок согласования наружной рекламы. Начинается этот путь с определения места, где вы хотите разместить свое сообщение, объявление или конструкцию. Какое это может иметь значение? Дело в том, что порядок может различаться в некоторых случаях – если вы собираетесь размещать рекламу на частной собственности, то процесс будет немного короче, но если же вы планируете размещение на территории собственности города, то вам придется совершить несколько дополнительных шагов. Итак, начать необходимо именно с этих дополнительных шагов, так как после них процесс стандартизуется и выглядит точно так же для каждого из случаев. Как же проходит регистрация рекламы?

Конкурс на установку рекламы

Первое место, куда вам необходимо обратиться, если вы хотите осуществить согласование рекламы на фасаде здания, принадлежащего городу, а не лично вам, – это центральный комитет рекламы. Именно там вы можете запросить для своего сообщения место, на которое, вполне возможно, будет проводиться определенный конкурс. Если его вам удастся выиграть, то только в этом случае вы сможете двинуться дальше в процессе согласования рекламы. Если же конкурс выиграть не получится, то вам придется повторно подавать заявление уже на другое место. Что ж, нет смысла описывать это процесс снова и снова – пора предположить, что конкурс уже выигран, и вы готовы двигаться дальше к назначенной цели.

Подписание договора

Что делать, если среди кандидатов выиграло именно ваше заявление? Согласование рекламы в этот момент переходит на новый уровень – все в том же комитете вам необходимо подписать договор, в котором будет сказано, что именно вы и ваша компания получили право на размещение конкретного рекламного сообщения в конкретном месте. Как вы уже могли понять, если речь идет о частной собственности, то описанные выше шаги не являются актуальными – вам нет необходимости участвовать в конкурсе за место для вашего адвертисмента и подписывать договор о его использовании, так как это рекламное место принадлежит вам – вы являетесь его собственником. Так или иначе, вам нужно переходить к следующему пункту.

Согласование

Следующая инстанция, в которую вам нужно обратиться – это ГУП ГлавАПУ. Проще говоря, это центр комплексного благоустройства города, который должен выдать вам заключение. Что это за документ? Это заключение, в котором будет сказано, что вы получили разрешение на проведение определенных строительных или дизайнерских работ на конкретном участке. Таким образом, вам будет разрешено установить вашу рекламную конструкцию или разместить плакат, вывеску и так далее. Естественно, вы можете и не получить данного заключения, если в упомянутом органе посчитают, что ваш адвертисмент не будет соответствовать нормам и стандартам. Вам могут отказать, если рекламное сообщение является слишком вызывающим, будет нарушать общую картину и так далее, так что вам заранее стоит продумать все мельчайшие детали, чтобы в дальнейшем не возникло никаких трудностей.

Альтернативный путь

Однако есть вариант, при котором вам не нужно будет обращаться в указанную выше инстанцию. К сожалению, это не означает, что вам удастся обойти бюрократию – просто в некоторых случаях вам также придется пройти дополнительный процесс изготовления технической документации для вашей рекламной конструкции, если она выходит за определенные нормы и стандарты. Вы можете изготовить техническую документацию самостоятельно, если у вас имеются соответствующие навыки и квалификация. Либо вы можете запросить экспертизу вашей конструкции, чтобы профессионал занялся этим делом. Данный процесс связан с дополнительными затратами, но при этом повышается вероятность того, что данный документ пройдет дальнейшую проверку, о которой пойдет речь далее.

Другой вариант согласования

Итак, если вы не отправляетесь в ГУП ГлавАПУ, то вам нужно идти в ГОРИНФОР — там информацию о вас занесут в общий реестр, однако это всего лишь начало. После этого необходимо будет дождаться проверки места размещения рекламы специальной инспекцией, которая должна выдать техническое заключение, в котором будет описано соответствие места размещения вашей рекламы той конструкции, которую вы планируете использовать. Вы получите все необходимые технические паспорта и разрешения, которые будут действовать в течение одного года – собственно говоря, как и документы, которые вы получили бы, если бы шли путем, описанным выше.

Единое окно

Что ж, приближается конец этой длинной и непростой дороги. Когда вы получили все необходимые разрешения, вам нужно обращаться в Единое окно Комитета рекламы и информации. Все документы, которые имеются у вас на руках, вам нужно передать туда, после чего наступает очередной период ожидания. Но можете расслабиться – это последний этап, после которого вы сможете заняться уже непосредственно установкой наружной рекламы.

Это интересно:  Административная амнистия водительского удостоверения 2019 года

Получение разрешения

Единое окно – это последнее место, куда вам придется обратиться. Когда вся документация, переданная вами, будет обработана, вы получите финальное разрешение на установку специальной конструкции или на размещение вашего сообщения или объявления в конкретном месте. Это разрешение на наружную рекламу позволяет вам, в соответствии с планами и эскизами, использовать выбранное вами место в качестве рекламной площади. Дальнейшая работа уже зависит исключительно от вас. Однако обратите внимание, что вам необходимо будет следовать всей технической документации, которая рассматривалась в процессе согласования и принятия решения по вашему случаю. Если вы решите отклониться от плана, это может повлечь за собой негативные последствия – все отклонения необходимо заявлять в соответствующие инстанции, принимать решения самостоятельно настоятельно не рекомендуется. Иначе вся проделанная работа может оказаться напрасной. Если же вы будете следовать всем правилам, то сможете привлечь новых клиентов с помощью эффективного инструмента наружной рекламы, используемого по всему миру крупнейшими компаниями.

Наружная реклама и вывеска: нюансы размещения и согласования

Задумываясь над тем, какой должна быть вывеска магазина, кафе или салона красоты, бизнесмены чаще всего обращают внимание только на особенности ее оформления: цвет, размер, текст, световое решение, практичность. Конечно, вывеска должна быть красивой, привлекать внимание и уметь доносить до потенциальной аудитории суть вашего предложения.

Но есть и другая сторона дела: правовая или административная. С точки зрения закона, наружная реклама и вывеска – это разные конструкции, и их размещение регулируется разными нормативными актами.

Чем отличаются наружная реклама и вывеска?

Если ваша вывеска, расположенная при входе в магазин или организацию сферы услуг, содержит только наименование, режим работы и адрес, то рекламой она не является, и согласовывать ее размещение нет необходимости. Не требует согласования и мобильная вывеска, в виде переносного штендера, который каждое утро выносят на улицу, а вечером заносят обратно. Размещение вывесок происходит на основании статьи 9 закона «О защите прав потребителей».

Роль вывески – только донести до неопределенного круга лиц информацию о фактическом местонахождении объекта и/или обозначить место входа в занимаемое им помещение. Исходя из этого, вывеска не может содержать никаких указаний на цены, виды товаров и услуг, предложений, акций и тому подобное.

Что касается любой наружной рекламы, то ее размещение регулирует закон № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» и нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 закона «О рекламе»).

Наружная реклама, так же, как и вывеска, будет содержать наименование объекта, но кроме этого, будет привлекать к нему посетителей. Сложность заключается в том, что закон не разграничивает четко понятие вывески и наружной рекламы, в результате чего сформировалась противоречивая судебная практика. Одна и та же конструкция может быть признана одним судом вывеской, а другим – рекламой, со всеми вытекающими последствиями (ниже мы рассмотрим ответственность за нарушение законодательства о рекламе).

Ясность в этот вопрос попыталась внести Федеральная антимонопольная служба (в письмах от 16 марта 2006 г. N АК/3512 и от 31 мая 2010 г. N АК/16754). ФАС считает, что если «целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама».

В качестве примера приведено размещение крышной установки на многоэтажном здании, где только одну из комнат арендовало игорное заведение. ФАС пришел к выводу, что этот способ размещения информации о заведении является рекламой, т.к. он не указывает явно на место нахождения объекта (конкретная комната).

В то же время, если организация занимает весь многоэтажный дом, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама, т.к. эта информация направлена на информирование о месте нахождения данного объекта.

Относительно вида вывески есть только один документ, вносящий некоторую ясность — информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37. В нем приводится понятие «уличной вывески (таблички)».

Таким образом, безопасным будет только размещение информации о магазине или организации сферы услуг на табличке при входе в объект, с указанием наименования, адреса и графика работы. Расположение остальных конструкций может оспариваться местными властями или собственником недвижимости, как рекламных.

Разрешение на размещение рекламы

Рекламные конструкции могут размещаться на зданиях или земельных участках только на основании договора с владельцем этой недвижимости. Договор на размещение наружной рекламы заключается на срок от 5 до 10 лет (в зависимости от сроков, установленных субъектами РФ).

Если эта недвижимость находится в государственной или муниципальной собственности, то право размещения рекламной конструкции надо получать через конкурс или аукцион. Непросто получить разрешение и на установку рекламы на здании жилого многоквартирного дома. Необходимо будет провести общее собрание собственников жилья, в повестке дня которого должны стоять следующие вопросы:

  • возможность размещения рекламы на крыше или стене здания;
  • выбор лица, который от имени жильцов будет заключать договор с рекламодателем;
  • условия, в том числе условия оплаты, на которых жильцы дома соглашаются разместить рекламу.

По каждому из этих вопросов должно быть принято решение не менее чем 2/3 от общего количества голосов собственников жилья.

Для получения разрешения на размещение наружной рекламы нужно обратиться с заявлением в органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 19 закона «О рекламе», к заявлению надо приложить письменное согласие собственника на размещение рекламной конструкции или протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Если же собственником является сам заявитель, такого согласия, естественно, не требуется.

Дополнительно прикладывают документы о внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции. Закон о рекламе не дает точного перечня таких документов, поэтому ими могут быть:

  • эскизный проект рекламной конструкции с указанием используемых материалов, размеров и способа крепления;
  • компьютерный монтаж с изображением рекламной конструкции на объекте недвижимости;
  • план-схема территории (или распечатка компьютерной карты) с указанием места расположения наружной рекламы.

Рекламные конструкции размещаются на территории муниципальных районов или городских округов на основании специальной схемы, которая согласовывается с главным архитектором и комитетом благоустройства города. Хотя в законе говорится о том, что местная администрация самостоятельно согласовывает выдачу разрешения с этими службами, но заявитель тоже вправе обратиться к ним за согласованием.

Итого, для размещения наружной рекламы необходимо:

  1. Получить письменное согласие собственника о размещении рекламной конструкции на принадлежащей ему недвижимости.
  2. Обратиться в органы местного самоуправления с заявлением на получение разрешения.
  3. Согласовать размещение рекламы с архитектурной службой и комитетом благоустройства города (самостоятельно или через местную администрацию).
  4. Заключить договор с собственником недвижимости, на которой будет размещать реклама.
  5. Оплатить госпошлину за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции 5000 рублей (ст. 333.33 (105) НК РФ).

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

За соблюдением законодательства о рекламе следят федеральная антимонопольная служба (ФАС) и органы местного самоуправления, причем, ФАС может аннулировать разрешение, уже выданное местной администрацией.

При выявлении рекламной конструкции, размещенной с нарушениями, эти госорганы направляют рекламодателю предписание о ее демонтаже. Если лицо, установившее незаконную рекламу, не выявлено, то предписание получает собственник недвижимости, на которой размещена эта реклама. В месячный срок после получения предписания наружная реклама должна быть демонтирована. Обжаловать в суде решение о выдаче предписания можно только в течение трех месяцев.

Установка рекламной конструкции без разрешения или ее эксплуатация с нарушением требований технического регламента влечет наложение штрафа по статье 14.37 КоАП:

  • на обычных физических лиц — от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • на руководителей организаций и ИП — от 3 до 5 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 млн рублей.

Как видите, штрафы такого размера для организации могут оказаться разорительными уже на старте бизнеса. Не рискуйте и при любом сомнении в том, является ли ваша вывеска рекламной конструкцией, обращайтесь за разъяснениями в местную администрацию.

Размещение наружной рекламы: какие нюансы необходимо учесть, чтобы не нарушить закон?

Размещение наружной рекламы сопряжено с рядом сложностей юридического характера. На первый взгляд может показаться, что если речь идет о небольшой растяжке или электронном табло, информирующих клиентов компании о товарах или услугах, то никакого юридического оформления и не требуется. Но это не так. Любая вывеска, которую можно отнести к рекламной, требует получения специального разрешения муниципальных органов. Размещение рекламы без такого разрешения может привести к серьезным штрафам. О порядке получения разрешения на размещение наружной рекламы читайте в этом материале.

Основные требования к наружной рекламе и размещению рекламных конструкций содержатся в ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Распространение наружной рекламы производится с помощью щитов, стендов, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения.

Эти приспособления именуются общим понятием «рекламные конструкции». Они являются формой распространения рекламы. Для других целей использование рекламных конструкций не допускается.

Распространение наружной рекламы производится владельцем рекламной конструкции. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо. Владение рекламной конструкцией может быть основано на праве собственности, ином вещном праве, на договоре с ее собственником.

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. А часть 9 ст. 19 Закона о рекламе допускает установку и эксплуатацию рекламной конструкции только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. За разрешением обратиться может как владелец рекламной конструкции, так и собственник объекта, на котором она будет размещена.

Это интересно:  Исполнение завещания - порядок, толкование, в РФ

Иными словами, для размещения рекламной конструкции необходимо, во-первых, заключить договор с собственником объекта недвижимости, на котором планируется разместить такую конструкцию, а во-вторых, получить разрешение муниципалитета. Более того, даже если компания планирует разместить рекламную конструкцию на принадлежащем ей объекте недвижимости, разрешение муниципалитета все равно потребуется.

Договор на установку рекламной конструкции

Предметом договора на установку рекламной конструкции является установка и эксплуатация рекламной конструкции на определенном имуществе, например, на части здания. В договоре необходимо идентифицировать как саму рекламную конструкцию, указав ее вид (перетяжка, щит, стенд, табло и т. д.), размер, площадь информационного поля, так и имущество, на котором она размещается (например, адрес здания, ориентацию стены и т. д.).

В письме ФАС России от 31.05.2010 № АК/16754 разъясняется, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является договором аренды. К таким договорам положения законодательства о договоре аренды применяются по аналогии, и они подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 651 ГК РФ (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Установка рекламной конструкции на здании влечет его обременение.

Сторонам необходимо иметь в виду, что гарантии сторон договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции ни Законом о рекламе, ни каким другим нормативно-правовым актом не установлены. Поэтому сторонам следует максимально полно прописать их в договоре.

Предельные сроки размещения наружной рекламы устанавливаются субъектами РФ и не могут составлять менее пяти и более десяти лет. Эти предельные сроки распространяются в том числе на случаи, когда договор заключается с частным, а не с публичным собственником (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).

Ограничение по сроку носит императивный характер, поэтому даже если стороны договора предусмотрят меньший срок, скорее всего, возникнут препятствия для получения разрешения на размещение наружной рекламы в органе местного самоуправления.

Если столь длительное размещение рекламы не планируется, то можно заключить договор с посредником (рекламным агентством), у которого уже имеется заключенный договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Если планируется установка рекламной конструкции на имуществе, принадлежащем одному лицу на праве частной собственности, то соблюдения указанных правил будет достаточно. Но если имущество находится в частной собственности со множественностью лиц на стороне собственника (многоквартирный жилой дом) либо в публичной собственности, то здесь имеется ряд дополнительных правил и условий.

Размещение наружной рекламы на многоквартирном жилом доме

Для установки и эксплуатации рекламной конструкции на многоквартирном жилом доме необходимо согласие не менее 2/3 собственников помещений в этом доме. Такое требование устанавливает ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе, п. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. Договор заключает от имени всех собственников лицом, уполномоченным на это общим собранием.

Чтобы свести к минимуму риск признания решения общего собрания собственников жилья о заключении договора на установку рекламной конструкции незаконным, следует внимательно отнестись к соблюдению порядка созыва и проведения этого собрания.

Грубой ошибкой является заключение договора об установке рекламной конструкции с представителем товарищества собственников жилья без согласия собственников жилых помещений. Такая сделка может быть признана недействительной по ст. 168 ГК РФ.

Также необходимо обратить внимание на полномочия лица заключать договор об установке рекламной конструкции от имени собственников. Полномочия могут содержаться в самом решении общего собрания, что допускается п. 4 ст. 185 ГК РФ. Наиболее предпочтительным вариантом является принятие решения о заключении с определенным лицом конкретного договора и наделении этого лица соответствующими полномочиями. А вот наделение какого-то лица генеральными полномочиями на будущее заключать от имени собственников любые договоры, в том числе и об установке рекламных конструкций, может быть расценено как противоречащее существу отношений.

Возможна ситуация, когда наружная реклама устанавливается на нежилом здании, помещения в котором принадлежат нескольким собственникам. Хотя отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, к таким отношениям следует применять положения ст. 249, 289, 290 ГК РФ (абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Владение, пользование и распоряжение общим имуществом нежилого здания возможно по соглашению всех собственников.

Размещение наружной рекламы на зданиях, находящихся в публичной собственности

В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах. Перед их проведением муниципалитет утверждает схему размещения рекламных конструкций.

Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на зданиях или иных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а также на земельных участках независимо от форм собственности. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов уполномочены также определять типы и виды рекламных конструкций, которые можно размещать на территории соответствующего муниципального образования.

После утверждения схемы размещения рекламных конструкций муниципалитет вправе провести торги.

Как указывает ФАС России в п. 1 письма от 31.05.2010 № АК/16754 «О применении статьи 19 закона о рекламе», обязанность проводить торги на право установки рекламной конструкции или какая-либо периодичность для проведения таких торгов законодательством не установлена, в связи с чем непроведение торгов в определенном муниципальном образовании или отсутствие (непринятие) локального нормативного акта о порядке проведения торгов само по себе не образует нарушение антимонопольного законодательства.

Эта позиция ВАС РФ актуальна и для Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменил Закон № 94-ФЗ.

Разрешение на размещение рекламной конструкции

После того как договор с собственником — частным или публичным — заключен, следует обращаться в муниципальный орган за разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Вне зависимости от того, в чьей собственности находится здание, для установки рекламной конструкции ее владелец должен получить разрешение муниципальных органов. В силу п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций относятся к вопросам местного значения.

Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться в муниципальный орган с заявлением, приложив к нему договор между заявителем и собственником (владельцем) объекта, на котором планируется установить рекламную конструкцию, указав данные о заявителе — физическом лице, письменное согласие собственника здания на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также информацию о самой рекламной конструкции и документ об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 5000 руб (подп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения содержится в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе. Это несоответствие рекламной конструкции и места ее размещения требованиям технического регламента и схеме размещения рекламных конструкций, нарушения законодательства об объектах культурного наследия, нормативных актов по безопасности движения транспорта, нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки и отсутствие договора с собственником здания.

Ограничено распространение наружной рекламы и на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Реклама или информационная вывеска

Рекламную конструкцию необходимо отличать от информационной вывески, потому что у этих объектов разный правовой режим. Установка и эксплуатация рекламной конструкции всегда требует получения разрешения от соответствующего органа местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе), тогда как вывески, не содержащие информации рекламного характера, рекламой не являются (подп. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе) и специального разрешения не требуют.

Какие объекты можно отнести к информационной вывеске? Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“» в качестве рекламы не может быть квалифицирована информация, которая хотя и отвечает критериям, предъявляемым к рекламе, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Например, указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

Юридические лица могут также использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения.

Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого хозяйствующим субъектом для идентификации места осуществления своей деятельности, профиля своей деятельности, вида реализуемых товаров, оказываемых услуг является обычаем делового оборота.

Таким образом, не подпадают под понятие «реклама» сведения о наименовании, адресе режиме работы организации, ее коммерческое обозначение (в т. ч. не совпадающее с наименованием организации), указывающее на место, профиль своей деятельности (аптека, кондитерская, ресторан), ассортимент реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки).

Если рассматривать более конкретные примеры, то не могут признаваться рекламными конструкциями наружные вывески, вывешиваемые над входом. Они могут быть выполнены в любой форме: обычная табличка, электронное табло, вывеска на крыше.

Это интересно:  Как взыскать деньги по исполнительному листу

По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

Ответственность за несоблюдение порядка размещения рекламы

Реклама на окнах: согласование

Представьте себе такую ситуацию. В ваш магазин или торговую точку приходит (без приглашения, естественно) инспектор рекламного отдела из местного архитектурного управления. Он предоставляет необходимые документы и требует владельца показать разрешение на рекламные наклейки, закрепленные на окнах. У вас возникает закономерный вопрос – насколько законными являются требования инспектора, обязаны ли вы ему что-то показывать, и что говорит закон о наклейках как рекламе на окнах.

Давайте разберемся в вопросе согласования рекламы на окнах – нужно ли оно вообще, и если да, то когда, рассмотрим соответствующие законодательные акты.

Закон о рекламе на окнах – это № 38-ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006. Он говорит о том, что рекламой может считаться любая информация, которая преподносится с применением соответствующих средств и адресована конкретному кругу лиц.

Она привлекает внимание к объекту продвижения (услуга, товар) и выполняет продающие функции. В части 9 статьи 19 указано, что для установки и эксплуатации соответствующих конструкций нужно иметь разрешения на эксплуатацию и установку. Они оформляются в органах местного, муниципального самоуправления, к лоткам, витринам, киоскам, передвижным торговым пунктам отношения не имеют.

Реклама в витринах: законодательство и судебная практика

Можно ли размещать рекламу на окнах магазина? Безусловно, да, вопрос в том, насколько законными являются данные действия без проведения предварительных согласований. В законе речь идет о размещении рекламных конструкций, а не любой рекламы. Конструкции – это технические средства (стойки, билборды, пр.), к категории которых окна магазина не относятся.

Проблема в том, что в законодательстве нет четкой трактовки понятия «витрины», за что и цепляются инспектора. Хорошая новость – если по закону для рекламы на окнах согласование теоретически не требуется, то судебная практика многократно доказывала это. Окна – это же витрина, а витрина – торговая площадь магазина, которую владелец может использовать на свое усмотрение.

Подробнее о законности рекламы (наклеек, пр.) в окнах

Размещение рекламы в окнах здания не требует дополнительных согласований, как и установка конструкций по бокам от входа в компанию, если ее размеры составляют не более 0.6*0.4 м, учредительных, информационных табличек. Если инспектор придет с визитом в магазин и начнет требовать разрешения, можете смело отправлять его обратно.

Исключение составляют те случаи, когда наклейки выходят за пределы витрины и занимают площадь стен. Настенное размещение рекламной информации на данный момент требует разрешений, поэтому следите за тем, чтобы наклейки не выходили за пределы стеклянных поверхностей – иначе это придется как-то объяснять финансовому представителю (заказывайте изделия по индивидуальным замерам или выполните их подрезку в случае необходимости).

Прежде чем разместить рекламу на окнах, убедитесь в том, что она имеет допустимый внешний вид, не содержит провокационных сведений. Сюжеты должны быть привлекательными и положительными – ваша задача привлечь внимание потенциальных покупателей, клиентов рекламой, информацией об услуге, презентацией товара в выгодном свете, а не скандалом или сенсацией.

Если вы считаете требования инспектора незаконными, не идите у них на поводу, а обращайтесь за юридической помощью. Грамотный специалист в области права ответит на все ваши вопросы, проанализирует ситуацию, подскажет, как правильно себя вести в ней, и поможет избежать лишних расходов, затрат в будущем.

СОГЛАСОВАНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
2. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»
3. Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Извлечение из Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»

Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций
1. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

2. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы.

3. Распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

4. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

6. В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество.

7. В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, передано собственником в доверительное управление, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с доверительным управляющим при условии, что договор доверительного управления не ограничивает доверительного управляющего в совершении таких действий с соответствующим имуществом.

8. На период действия договора владелец рекламной конструкции имеет право беспрепятственного доступа к недвижимому имуществу, к которому присоединяется рекламная конструкция, и пользования этим имуществом для целей, связанных с осуществлением прав владельца рекламной конструкции, в том числе с ее эксплуатацией, техническим обслуживанием и демонтажом.

10. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Извлечения из Приказа МВД РФ от 8 июня 1999 г. №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В целях повышения эффективности контроля со стороны Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов в части обеспечения безопасности дорожного движения приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Извлечение из Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации
Наставление определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.

III. Осуществление разрешительных функций
16. Согласование распространения наружной рекламы.
16.1. Согласование распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, а также в городских и сельских поселениях проводится руководителем службы ДИиОД управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах.

16.2. В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

16.3. У рекламораспространителя или рекламодателя принимаются на согласование следующие документы:
— заявление с указанием предполагаемого срока распространения рекламной информации;
— карта-схема предполагаемого места распространения наружной рекламы с привязкой в плане к ближайшему километровому столбу или капитальному сооружению и привязкой по высоте к поверхности проезжей части дороги или улицы;
— чертеж несущей конструкции и фундамента рекламного щита или указателя с узлами крепления;
— схема рекламного щита в цвете с указанием размеров предлагаемых надписей;
— схема расположения осветительных устройств с указанием параметров источников освещения, а также схему подводки электроэнергии;
— световой режим работы рекламного щита, параметры световых и осветительных устройств;
— справка, подписанная заявителем о соответствии конструкции рекламного щита, а также несущих конструкций его крепления, включая фундамент техническим нормам;
— сведения о производстве работ по устройству наружной рекламы, включая сведения о необходимости занятия проезжей части дороги или улицы, или полосы отвода дороги и необходимости временного закрытия или ограничения движения;
— информация о возможных звуковых сигналах, издаваемых рекламой, и их мощности.

16.4. Результаты согласования заносятся в журнал согласований размещения наружной рекламы (приложение 7).

Статья написана по материалам сайтов: fb.ru, www.regberry.ru, www.eg-online.ru, sptk-spb.ru, www.svetogor.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий