Владелец транспортного средства, водитель – это … Определение понятия

. 1) владелец транспортного средства — лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;. «

Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2012)

«. владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;. «

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.08.2012)

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Владелец транспортного средства» в других словарях:

ВЛАДЕЛЕЦ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным… … Юридическая энциклопедия

Владелец транспортного средства — Собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

ВЛАДЕЛЕЦ ИСТОЧНИКА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ — юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих… … Юридический словарь современного гражданского права

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ — осуществляется в соответствии с гл. 11 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 530. Объектом обязательного страхования являются… … Юридический словарь современного гражданского права

Индекс автомобильных номеров Германии — Карта префиксов городов и районов федеральных земель Германии Регистрационные номерные знаки Германии (нем. … Википедия

Индекс автомобильных номеров Люксембурга — Cовременный люксембургский регистрационный номер … Википедия

Бесхозяйные животные — Бездомные собаки возле мусорных контейнеров в подмосковном городе Дедовске Бездóмные животные безнадзорные животные видов, которые обычно относят к домашним, потерявшие, либо никогда не имевшие хозяев, проживающие рядом с человеком (не… … Википедия

Индекс автомобильных номеров Хорватии — У этого термина существуют и другие значения, см. Индекс автомобильных номеров. Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на … Википедия

Перехватывающая парковка — У этого термина существуют и другие значения, см. Парковка. Таблички, обозначающие перехватывающую парковку Перехватывающая парковка с … Википедия

Срок действия талона технического осмотра транспортных средств — 9) срок действия диагностической карты период со дня выдачи диагностической карты до дня, не позднее которого владелец транспортного средства или его представитель обязан обратиться за проведением очередного технического осмотра;. Источник:… … Официальная терминология

Владелец на словах

Обладание автомобилем не только приятно, почетно, но и накладно. Да к тому же еще и требует высокой ответственности как от владельца средства повышенной опасности. А стать таким владельцем очень легко. Для этого достаточно иметь права и получить устное согласие от собственника. Причем в любом виде. Можно оформить доверенность у нотариуса, а можно просто сказать: я тебе доверяю.

Напомним, что передать свои полномочия можно разными способами. Можно заключить договор о передаче транспортного средства во временное владение (аренда). Можно оформить доверенность у нотариуса. Можно оформить простую письменную форму доверенности, где подпись нотариуса не требуется. Но также можно просто на словах передать управление транспортным средством в руки того, кто к нему не имеет отношения.

Надо понимать, что при этом тот, кто будет сидеть за рулем, должен быть вписан в полис обязательного страхования автогражданской ответственности перед третьими лицами. Это своеобразное подтверждение того, что водитель — доверенное лицо хозяина машины.

В случае, если водитель пользуется транспортным средством, и при этом у него на руках открытый полис, то есть, согласно которому, за руль допускается любой водитель, ему также не требуется доверенность. Достаточно полиса. Но речь, в данном случае идет о частных лицах. С юридическими все сложнее.

Но вместе с правом управлять машиной такой автовладелец получает и всю ответственность за свои действия.

Авария произошла в августе 2014 года. Некая гражданка Любишина не справилась с управлением автомобилем, и он опрокинулся. В салоне находилась Э. Балбарова, которая получила тяжкие повреждения, и ее дочь А. Балбарова, которая погибла. Также в машине был Федоров — собственник этого автомобиля.

Виновницей этого происшествия признали Любишину, которая управляла автомобилем. Однако уголовное дело в отношении нее было закрыто. Следователи не нашли состава преступления по части 3 статьи 264.

Тогда супруги Балбаровы обратились в суд с иском о компенсации им морального вреда. За гибель дочери — в размере миллиона рублей, а за нанесение тяжких телесных повреждений — в размере 500 тысяч рублей.

Районный суд, установив, что Любишина имела водительское удостоверение и управляла автомобилем в присутствии собственника, счел требования законными. Правда, частично. И взыскал компенсацию в размере одного миллиона 400 тысяч рублей.

Но с этим не согласилась Любишина. Заявила, что она не собственник автомобиля, не управляла им на основании доверенности либо на ином законном основании, и потому ненадлежащий ответчик по делу. Ответственность, по ее мнению, должна быть возложена на Федорова, как на собственника. Она также указала, что он находился в момент ДТП в салоне в пьяном виде.

Верховный суд республики Бурятия согласился с ее доводами, указав, что управление автомобилем по устному поручению собственника не дает оснований считать ее законным владельцем источника повышенной опасности, и отменил решение районного суда.

Однако с такими доводами не согласился Верховный суд РФ, в который с кассационной жалобой обратился Федоров.

Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса владелец средства повышенной опасности обязан полностью возместить причиненный вред. Если в отношении человека оформлена доверенность на управление транспортным средством, то он признается его законным владельцем, когда автомобиль передан ему во временное пользование и он использует его по собственному усмотрению.

Это интересно:  Амнистия по уголовным делам: что такое, кто объявляет, ст. 84 УК РФ

Впрочем, есть одно исключение. Если в обязанности лица, на которое была оформлена доверенность, входит лишь управление машиной в интересах другого лица, и за это ему выплачивается вознаграждение (водительские услуги), владельцем источника повышенной опасности такое лицо не считается.

К тому же сейчас, согласно Правилам дорожного движения, водитель не обязан иметь при себе доверенность на право управления автомобилем.

Таким образом, решил Верховный суд, управляя транспортным средством без письменной доверенности, но при наличии водительского удостоверения и в присутствии собственника, Любишина использовала автомобиль на законном основании.

При этом, отметил Верховный суд, нижестоящий суд не исследовал вопрос об оказании ею водительских услуг, а иных оснований для освобождения Любишиной от ответственности за причиненный вред не установлено.

Поэтому апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Бурятия незаконно и подлежит отмене, постановил Верховный суд РФ.

Дело отправлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Понятие «Управление транспортным средством»

Здравствуйте, уважаемые специалисты в сфере юристпруденции.

Может быть, вопрос уже назойливый для вас, но, прошу прощения, он меня беспокоит уже давно; я перерыл кучу форумов, открыл кучу вебстраниц, а в результате прихожу к выводу, что: понятие

«Управление транспортным средством — это . «

Я не смог найти конкретного определения этому понятию.

Но в ПДД есть несколько пунктов, использующих это словосочетание: «Управление транспортным средством», с продолжением, типа: «не имея на это. «, или, н. п.: (на что мне бы самому хотелось найти ответ и определиться) «в состоянии. «

Исходя из этого,

либо, растолковать языком закона понятие «Управление транспортным средством», т. е.,

какие действия лица, находящегося внутри его (законно собственного, конечно) автомобиля, соответствуют понятию «Управление транспортным средством»,

либо дать мне понять, что этот термин (конкретизирую: только понятие: «УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ», и всё) не определён в официальных документах на территории РФ как термин, которым можно монупулировать, н. п. в судебных разбирательствах.

__Спасибо__ Станислав. Тверь.

Ответы юристов (13)

Станислав, законодательной дефиниции нет. Исходя из нормативного материала, управление ТС могу определить как активное действие субъекта дорожно-транспортных правоотношений, заключающееся в пользовании ТС, то есть извлечении его полезных свойств.

Есть вопрос к юристу?

В нормах действующего российского законодательства отсутствует понятие, что подразумевать под управлением транспортным средством.

Поэтому ссылаться в судебных заседаниях не на что. Судья будет растолковывать данное понятие исходя из общего понятия данного термина.

Согласен с коллегами, определения в законодательстве РФ нет.
На эту тему много дискуссий было, тем не менее в суд исходит из совокупности формальной логики и конкретных обстоятельств рассматриваемого «управления».

Для сравнения, п 2.74. ПДД РБ
управление транспортным средством — воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального;

А манипулировать при необходимости, можно понятиями водитель, пассажир.

Законом понятие в РФ не определено.

Есть подходяще определение только в комментариях к КоАП РФ: «Под управлением транспортным средством понимается совершение технических действий, связанных с приведением транспортного средства в движение, троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с предназначением и техническими возможностями транспортного средства»

в теории «управление» = движение.

на практике же «заданный» термин, «пользуясь» отсутствием официального юридического определения, «толкуется» применительно к каждому конкретному вопросу/делу/спору,исходя (в т.ч.) из:

  • как «лица находящегося в машине на водительском месте, имеющего непосредственный доступ к источнику повышенной опасности и способного в любой момент начать движение на данном ТС » (по одному из дел от 27.05.2011)
  • как лица,управляющего ТС, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории, либо такое право отсутствует вообще (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 года № 18).

по совокупности значимых фактов, характеристик ТС (исправно оно или нет, какая температура двигателя, присутствуют ли ключи в замке зажигания, занесен ли автомобиль снегом, в течение какого периода времени (не) трогалось с места и (не) заводилось и т.п.).

В судебной практике был случай, когда водителя привлекали за управление ТС в состоянии алкогольного опьянения, в автомобиле которого отсутствовал двигатель.

Не знаю с какой целью это интересует автора темы, но на мой взгляд нужно стремиться к тому чтобы данное понятие трактовалось для всех одинаково и по сути не важно как бы не было сформировано определение, но стоящая на месте машина не должна пониматься как источник повышенной опасности, но при этом она является объектом гражданских права( собственностью), как следствие к примеру подход гаишника к человеку который сидит на водительском сиденье в машине и попивает пиво в своей частной собственности, просто не допустим, стойте и ждите момента когда авто начнет двигаться, причем именно двигаться, а не просто будет включен двигатель

Вот в принципе неплохое определение из комментариев к КоАП

Под управлением транспортным средством понимается совершение технических
действий, связанных с приведением транспортного средства в движение,
троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в
соответствии с предназначением и техническими возможностями
транспортного средства.

Жаль только что это все лишь не более чем субъективное толкование норм права, если в законе нет прямо выраженной нормы дефиниции, то разумеется все занимаются своим личным толкованием, судьи своим, ГИБДД своим, юристы так же своим в зависимости от конечной цели

Станислав, понятие термина «управление
транспортным средством» раскрывается в статье 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О
безопасности дорожного движения»

Согласно
ст.25 в Российской Федерации
устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных
средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее
— правона управление транспортными средствами):

категория
«A» — мотоциклы; категория «C» – автомобили:

категория «D» – автомобили;
и т.л.

Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским
удостоверением,
а в предусмотренных настоящим Федеральным законом и Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях случаях временным разрешением на право управления транспортными
средствами.

Полный текст статьи 25 прилагаю к консультации.

Удачи Вам. С уважением, Виктор
Богаченков.

Из уголовного права, в разъяснениях Пленума ВС РФ, есть такая формулировка… с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось.

В законодательстве отсутствует разъяснение данного понятия! Но если подойти к этому логически.

В«Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 12.03.2014) есть следующая статья-

Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию
Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ).

Это интересно:  Пересечение границы на тонированном автомобиле - вопрос юристу. Санкт-Петербург

Т.е. законодатель явно разграничивает два этих понятия —управления транспортным средством и пользование транспортным средством

Так, далее чтобы разобраться обратимся к словарю Ожегова —

УПРАВЛЕНИЕ, -я, ср. 1. ок. управлять. 2. Деятельность органов власти. Органы государственного управления, местное у. 3. Совокупность приборов, приспособлений, устройств, посредством к-рых управляется ход машины, механизма.

Т.е. управление это другими словами ХОД т.е. активное действие транспортного средства (а транспортное средство как мы знаем само не заведется и не поедет, следовательно это активное действие транспортного средства которое стало активно благодаря субъекту (человеку). )

с уважением и успехов Вам!

не совсем правильно выше выразилась

… управление транспортным средством это активное действие субъекта (человека) посредством которого(этого самого-активного действия) управляется ход машины, ее механизм… (в следствии чего машина оказывается на ходу. )

Добрый день. Вы не первый задаетесь жтим вопросом. В связи с тем сто закон напрямую никак это не определяет, то и на практике возникает много спорных вопросов. Бывает что и человека силящего в автомобиле с заведенным двигателем считают управляющим автомобилем и лишают прав за управление в пьяном состоянии. Скорее всего у Вас что то походее произошло. Если Вы раскроете ситуацию, то возможно мы сможем помочь. А приводить определения можно очень долго, все равно это народное творчество законодательно не подкреплено. Если рассуждать логически, то под управлением следует понимать процесс изменения траектории и скорости движения автомобиля вне зависимости от того работает двигатель или нет, то есть по сути кручение руля в движении и использование газа и тормоза, поскольку ПДД предписывают при бусксировке автомобиля в буксируемом автомобиле находится водителю, а следовательно даже при буксировке лицо остается водителем. То есть для того чтобы действия квалифицировать как управление, необходимо установить имело ли лицо возможность изменять пространственное положения автомобиля. Но тут опять же возникает много вопросов. Считать ли управлением когда лицо находясь вне автомобиля толкает его в одиночку или если отец посадил на колени ребенкаи жмет на газ и тормоз, а ребенок рулит.

Действительно понятие управления транспортным средством не определено, и отдано на судебное усмотрение.

Но есть практика Верховного суда РФ (бюллетень ВС РФ № 5 за 1999 год), где при пересмотре дела Белоусова, осужденного по ст. 264 УК РФ, понятие управление ТС было связано с совершением маневра транспортным средством.

Что конечно можно использовать на практике.

УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 264 УК РФ ПОДЛЕЖИТ ТОЛЬКО ЛИЦО,
УПРАВЛЯЮЩЕЕ АВТОМОБИЛЕМ И ДОПУСТИВШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

СУДЫ ОБЛАСТЕЙ, КРАЕВ

14 августа 1998 г.
(БВСР 99-5)
(Извлечение)

Кунгурским городским судом Пермской области Белоусов осужден по
ч. 2 ст. 264 УК РФ.
Он признан виновным в том, что 12 декабря 1996 г. в пос.
Комсомольский Кунгурского района, не имея водительского удостоверения,
при управлении автомобилем ГАЗ-53 допустил нарушение требований п.
8.12 Правил дорожного движения, в результате чего причинил смертельные
повреждения Блохину и легкие телесные повреждения с расстройством
здоровья Ащрафзянову.
В кассационном порядке приговор не обжаловался.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил
вопрос об изменении приговора ввиду неправильного применения
уголовного закона.
Президиум Пермского областного суда 14 августа 1998 г. протест
удовлетворил, указав следующее.
Как видно из показаний Белоусова, он и Ащрафзянов в качестве
пассажиров ехали в автомобиле ГАЗ-53, управляемом водителем Блохиным.
В пос. Комсомольский Блохин задним ходом подъехал к дверям кафе
«Витязь» и вместе с Ащрафзяновым вышел из кабины для разгрузки товара,
а он (Белоусов) остался в кабине автомобиля. Было холодно, и он,
Белоусов, находясь рядом с местом водителя, по просьбе Блохина
повернул ключ зажигания с целью прогреть машину, не проверив,
находится рычаг переключателя скоростей в нейтральном положении или
автомобиль стоит на ручном тормозе. При повороте ключа зажигания
машина резко дернулась и поехала назад, прижав задней частью к стене
Блохина и Ащрафзянова.
За руль, как показал Белоусов, он не садился, никакого маневра
или управления автомобилем не осуществлял.
Эти показания подтверждены протоколом осмотра места происшествия,
актом расследования происшествия, а также показаниями потерпевшего
Ащрафзянова.
Дело в отношении Блохина прекращено на основании п. 8 ст. 5 УПК
РСФСР в связи с его смертью.
Таким образом, из совокупности собранных доказательств по делу
следует, что Белоусов автомобилем не управлял.
Согласно ч. 2 ст. 264 УК РФ уголовной ответственности подлежит
лицо, управляющее автомобилем и допустившее нарушение правил дорожного
движения или эксплуатации транспортных средств.
Осуществляя поворот ключа в замке зажигания автомобиля, Белоусов
не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий
своих действий, хотя при необходимой внимательности и
предусмотрительности должен был предвидеть эти последствия, т.е.
проявил небрежность, что повлекло причинение смерти Блохину и легких
телесных повреждений Ащрафзянову.
С учетом этого действия Белоусова подлежат переквалификации с ч.
2 ст. 264 УК РФ на ч. 1 ст. 109 УК РФ (предусматривающей
ответственность за причинение смерти по неосторожности), санкция
которой является менее строгой, чем санкция ч. 2 ст. 264 УК РФ.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Владелец транспортного средства определение

Владелец и собственник транспортного средства

25 ноября, 30 декабря 2006 г. 1 декабря 2007 г. 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г. 28 февраля, 27 декабря 2009 г. Чем отличаются собственник и владелец?

Собственник и владелец — в чем разница.

Собственник. По простому — это тот человек, на чье имя оформлен конкретный автомобиль, то есть чьи данные отражены в Паспорте (ПТС) и свидетельстве о регистрации.

Владелец транспортного средства определение

( статья 1 Федерального закона об ОСАГО ) Владелец транспортного — лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;.

Не является владельцем лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем;» Вы хотите узнать что такое владелец средства? Так вот, владелец транспортного средства — это слово, дефиниция которого предлагается на данной странице.

Post navigation

Указом Президента Республики Беларусь от 25.11.2010 № 611 были внесены изменения и дополнения в Правила дорожного движения, утвержденные Указом Главы государства от 28.11.2005 № 551 (далее — ПДД).

Владелец транспортного средства – собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).

Основные понятия, используемые в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Следовательно, причинение вреда статичным, не осуществляющим передвижения, не будет подпадать под обязательное страхование.

Это интересно:  Платят ли адвокаты ндс

Водитель — лицо, допущенное собственником или иным владельцем транспортного средства к пользованию имуществом, т.е. к управлению транспортным средством. Правила дорожного движения более широко трактуют этот термин и к нему относят также погонщика, ведущего по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

(в ред. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред.

«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных»

Основные понятия Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем; использование — эксплуатация, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках средств, заправочных станциях и других территориях).

Главная Документы Статья 31. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного, осуществляющего перевозки опасных грузов Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред.

Договор купли-продажи авто Наша компания ООО «Авто-Холл» осуществляет оформление сделок купли-продажи транспортных средств для физических и юридических лиц согласно новой процедуры введенной после отмены справок-счет.

Договор купли-продажи автомобиля оформляется нами на основании официального разрешения выданного нам Департаментом ГАИ Украины в городе Киеве.

При расчете налога на имущество из кадастровой стоимости, а также налога нужно будет учитывать дату регистрации права собственности 23 декабря 2015 С 2018 года дата, с которой начисляется налог на имущество по кадастровой стоимости, будет определяться по следующим правилам: если право собственности на объект возникнет до 15-го числа, налог начисляется с начала этого месяца; если после 15-го числа, налог начисляется с начала следующего месяца.

Договор купли-продажи автомобиля, мотоцикла, транспортного Авто.ру предлагает образец договора купли-продажи автомобиля или иного транспортного средства в виде бланка для скачивания и самостоятельного заполнения, либо можно заполнить его прямо на сайте онлайн и скачать уже полностью заполненный договор купли-продажи авто.

ВС РФ: управление автомобилем по устному поручению собственника может считаться использованием ТС на законном основании

2 августа 2014 года Л. вела автомобиль, в салоне которого находились четыре пассажира – супруги Э. и Д. с малолетней дочерью, а также собственник машины Ф. Не справившись с управлением транспортного средства, Л. допустила его опрокидывание. При этом Э. был причинен тяжкий вред здоровью, а ее дочь от полученных травм скончалась. Виновной в данном происшествии супруги сочли Л., поскольку именно она находилась за рулем транспортного средства в момент ДТП. Они обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с нее в пользу Д. компенсацию морального вреда в связи со смертью дочери в размере 1 млн руб., а в пользу Э. – компенсацию морального вреда, причиненного повреждением здоровья, в размере 500 тыс. руб. Однако Л. против иска возражала – машиной она управляла по устной просьбе Ф. без оформления каких-либо документов и потому была уверена, что ответственность за причиненный вред лежит не на ней, а на собственнике автомобиля.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Ф. обжаловал определение апелляции в Верховный Суд Российской Федерации, и тот счел подход коллег из нижестоящего суда не вполне законным (определение СК по гражданским делам ВС РФ от 29 августа 2017 г. № 73-КГ17-3).

По общему правилу, лица, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих (это в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса). Такая обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

ВС РФ подчеркнул, что тем самым ответственность за причиненный вред несет не только владелец автомобиля, но и лицо, пользующееся им на законных основаниях – при этом перечень таких оснований является открытым.

Суд также добавил, что если в отношении лица оформлена доверенность на управление транспортным средством, то оно признается его законным владельцем в том случае, когда автомобиль передан ему во временное пользование и оно использует его по собственному усмотрению. Если же в обязанности лица, на которого была оформлена доверенность, входит лишь управление машиной в интересах другого лица, и за это ему выплачивается вознаграждение (водительские услуги), владельцем источника повышенной опасности такое лицо не считается (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью гражданина»).

Вместе с тем ВС РФ напомнил, что в настоящее время водитель не обязан иметь при себе доверенность на право управления автомобилем. Соответствующее требование было исключено из п. 2.1.1 ПДД Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1156 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

С учетом этого Суд сделал вывод, что, управляя транспортным средством без письменной доверенности, но при наличии водительского удостоверения и в присутствии собственника, Л. использовала автомобиль на законном основании. Однако, отметил ВС РФ, нижестоящий суд не исследовал вопрос об оказании ею при этом водительских услуг, а иных оснований для освобождения Л. от ответственности за причиненный вред не установлено.

В связи с этим Суд отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Таким образом, ВС РФ поставил исход подобного рода дела в зависимость от того, на каких условиях ответчик управлял автомобилем. Если лицо на возмездных началах оказывало водительские услуги, что подтверждено соответствующими документами, то возмещать потерпевшим причиненный вред оно не должно. Если же нет, и не будет установлено дополнительных оснований для освобождения водителя от ответственности, то обязанность по возмещению вреда ляжет на него.

Статья написана по материалам сайтов: official.academic.ru, rg.ru, pravoved.ru, vash-yurist102.ru, www.garant.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector