+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Установление категории земельного участка: что это, как и кем определяется, а также как происходит отнесение и изменение целевого назначения ЗУ?

1. Отнесение земель к той или Иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления согласно их полномочий.

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется по проектам землеустройства относительно их отвода.

2. Изменение целевого назначения земельных участков государственной или коммунальной собственности осуществляется Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение об утверждении проектов землеустройства по отводу земельных участков и передаче этих участков в собственность или предоставление в пользование в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса.

3. Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется по инициативе собственников земельных участков.

Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется:

в отношении земельных участков, расположенных в пределах населенного пункта, — сельским, поселковым, городским советом;

в отношении земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, — районной государственной администрацией, а относительно земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, не входящих в территорию района, или в случае если районная государственная администрация не образована, — Советом министров Автономной Республики Крым, областной государственной администрацией.

Проект землеустройства по отводу земельного участка частной собственности, целевое назначение которого изменяется, разрабатывается по заказу собственника земельного участка без предоставления разрешения совета министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления на его разработку.

Проект землеустройства относительно отвода земельного участка разрабатывается в порядке, установленном законом.

Отказ Совета министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в изменении целевого назначения земельного участка или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд.

(Часть четвертая статьи 20 исключен на основании Закона № 5395-VI от 02.10.2012)

5. Виды использования земельного участка в пределах определенной категории земель (кроме земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны) определяются ее собственником или пользователем самостоятельно в пределах требований, установленных законом к использованию земель этой категории, с учетом градостроительной документации и документации по землеустройству.

Земельные участки, относящиеся к землям обороны, используются исключительно в соответствии с Законом Украины Об использовании земель обороны».

(Статья 20 дополнена частью пятой согласно с Законом № 1702-УІвід 05.11.2009)

6. Изменение целевого назначения особо ценных земель допускается только для размещения на них объектов общегосударственного значения, дорог, линий электропередачи и связи, трубопроводов, осушительных И оросительных каналов, геодезических пунктов, жилья, объектов социально-культурного назначения, объектов, связанных с добычей полезных ископаемых, нефтяных и газовых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, а также в случае отчуждения земельных участков для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости, отнесение земель, указанных в пунктах «а» и «б» части первой статьи 150 настоящего Кодекса, к землям природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, земель историко-культурного назначения.

Отнесение особо ценных земель государственной или коммунальной собственности, определенных в пунктах «а» и «б» части первой статьи 150 настоящего Кодекса, к землям других категорий осуществляется по согласованию с Верховной Радой Украины.

Согласования материалов места расположения объекта, который предполагается разместить на земельном участке особо ценных земель государственной или коммунальной собственности с изменением его целевого назначения, осуществляется по согласованию с Верховной Радой Украины в порядке, определенном статьей 151 настоящего Кодекса.

7. Изменение целевого назначения земельных участков природно-заповедного и другого природоохранного назначения, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по согласованию с Кабинетом Министров Украины

ч. 1. Отнесение земель к определенной категории происходит при их передаче в собственность или предоставлении в пользование путем утверждения соответствующих землеустроительных проектов или принятия решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения (см. ч. 2 ст. 20 ЗКУ и комментарий к ней).

понятие «целевое назначение земель» см. комментарий к ч. 1 ст. 19 ЗКУ.

Подробнее по проектам землеустройства по отводу земельных участков см. комментарий к п. «д» ч. 1 ст. 184 ЗКУ.

К сожалению, в настоящее время возможность или невозможность изменения целевого назначения определенного земельного участка определяется субъективной позицией соответствующих органов, которые согласовывают проекты землеустройства и утверждают их (не учитывая некоторых специальных ограничений, вытекающих из законодательства и планировочной документации).

ч. 3. В настоящее время законодательство, на наш взгляд, несколько искусственно «разрыв» процедуры изменения целевого назначения земельных участков, находящихся в собственности физических и юридических лиц, и изменения целевого назначения других земельных участков. Между тем, как представляется, принципиальных отличий в этих процедурах нет и быть не должно.

Большое практическое значение приобретают в современных условиях вопросы изменения целевого назначения земельных участков обуславливают необходимость остановиться на процедуре изменения целевого назначения подробно.

Процедура изменения целевого назначения земель включает в себя:

o заказ проекта землеустройства по отводу земельного участка субъектам, определенным ЗУ «О землеустройстве» (ст. 26);

o составление проекта отвода в срок, определенный договором, что практически составляет не менее 1 месяца (см. также ПКМ «Об утверждении Типового договора о разработке проекта землеустройства относительно отвода земельного участка» 04.03.04 № 266). Состав такого проекта определен ст. 50 ЗУ «О землеустройстве»;

o проведение государственной землеустроительной экспертизы (обязательной экспертизе подлежат лишь некоторые проекты землеустройства относительно отвода земельных участков-см. абз.7 ст. 9 ЗУ «О государственной землеустроительной экспертизе землеустроительной документации»). Относительно правового регулирования проведения экспертизы см. ЗУ «О государственной землеустроительной экспертизе землеустроительной документации», ч. 3 ст. 186 ЗКУ и комментарий к ней;

o в некоторых областях существует практика предоставления заключений областных советов, что законодательством не предусмотрено;

o принятие решения об утверждении технической документации и изменения целевого назначения. По существующей практике, в случае несогласия с изменением целевого назначения соответствующие органы не принимают решение об отказе, а просто воздерживаются от вынесения любой решение. Таким образом, процедура отвода просто «зависает» в воздухе. Такая практика, несомненно, незаконным;

o внесении изменений в Государственного земельного кадастра (ч. 2 ст. 21, ч. 4 ст. 26 ЗУ «О Государственном земельном кадастре»). Впрочем, закон не связывает с внесением таких изменений никаких правовых последствий — целевое назначение следует считать измененным с момента принятия решения об изменении целевого назначения. Регистрация обеспечивается разве что желанию владельца или пользователя избежание недоразумений через указание в кадастре неактуальной информации.

Фактическая общая продолжительность процедуры изменения целевого назначения, если все решения принимаются максимально оперативно, составляет несколько месяцев. Однако в ситуациях, когда рассмотрение вопроса затягивается, процедура может длиться бесконечно.

ч. 5. Целевое использование (использования по целевому назначению) земельного участка считается одним из принципов земельно-правового регулирования (см. ст.ст. 91,96 и др. ЗКУ). Вместе с тем, в земельном законодательстве без надлежащей последовательности и четкого разграничения употребляются термины «основное целевое назначение», «целевое назначение», «функциональное назначение», «целевое использование», «вид использования» земельного участка, часто они смешиваются. В общем, часто довольно трудно сказать, что же является целевым назначением конкретного земельного участка. Существовала порочная практика слишком узкого определения целевого назначения в правоустанавливающих документах на земельные участки (например, «строительство трехэтажного офисного здания с подземным паркингом»), что давало повод считать любое отклонение от него нецелевым использованием (в описанном примере построить четырехэтажное здание без паркинга было уже проблематично). Существенные проблемы возникали при использовании приусадебных участков для различных видов предпринимательской деятельности — как правило, владельцев, желавших устроить маленький магазин, кафе и т.д., заставляли проходить сложную и обременительную процедуру изменения целевого назначения земельного участка (см. ч. 3 ст. 20 ЗКУ и комментарий к ней).

Новая ч. 5 комментируемой статьи (статья дополнена частью ЗУ от 05.11.2009 № 1702-VI) направлена на решение описанной проблемы «ручного» и слишком узкого определения целевого назначения земельных участков. Согласно ей, земельный участок может использоваться в любой способ, который соответствует категории земельного участка. Поэтому, например, для того, чтобы построить на земельном участке, который был предоставлен в собственность как приусадебный, кафе, менять ее целевое назначение нужды нет, поскольку строительство кафе полностью соответствует категории «земли жилой и общественной застройки», к которой была отнесена земельный участок при его предоставлении в собственность как приусадебного (см. ст. 38 ЗКУ и комментарий к ней»).

Конечно, кроме принадлежности земельного участка к категории, режим ее использования определяется также другими обстоятельствами: градостроительной документацией (см. ст. 39 ЗКУ и комментарий к ней), наличием зон с особым режимом использования (см. ст.ст. 112-и 15 ЗКУ) и т.д.

Исключения из описанного правила (на наш взгляд, не совсем оправданы) установленные абзацем вторым комментируемой части о некоторых земель сельскохозяйственного назначения (см. ст.ст. 31,33-37 ЗКУ и комментарий к ним). Положения этого абзаца следует понимать расширительно — конечно, нельзя рассматривать как нецелевое использование земельных участков, скажем, для товарного сельскохозяйственного производства, что в этом абзаце не упомянутое — такой вид использования сельскохозяйственных земель предусмотрено, в частности, п.»а» и «б» ч. 3 ст. 22 ЗКУ).

Предостережение относительно земель обороны в абзаце третьем комментируемой части особой смысловой нагрузки не несет, поскольку ЗУ «Об использовании земель обороны» слишком декларативным и конкретики в определении целевого назначения не несет (см. ст. 77 ЗКУ и комментарий к ней).

ч.ч. 6,7. Перечень особо ценных земель приведен в ст. 150 ЗКУ. Стоит отметить, что перечень случаев, когда допускается изменение целевого назначения особо ценных земель, является достаточно широким.

Отнесение земель к особо ценным привязывается к категории, к которой такие участки относятся. Таким образом, ограничения На изменение целевого назначения особо ценных земель преобразовано только на «осложнения» такого изменения.

Так, изменение целевого назначения особо ценных земель сначала может быть проведена для целей, определенных в части шестой комментируемой статьи, а потом второй раз — по упрощенной процедуре — для любых других нужд.

§ 3. Изменение целевого назначения земельных участков

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путем перевода земель и земельных участков из одной категории в другую. Данные отношения регулируются Федеральным закономот 21 декабря 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:

1) выписка из государственного кадастра объектов недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

Это интересно:  Как оформить долевую собственность на дом

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

6) расчеты потерь сельскохозяйственного производства.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также — акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия, выкупа.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 30 марта 2010 г. N Д23-1060 «По вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю по вопросам отнесения ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и сообщает.

1. По вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости (далее — кадастр) сведений о категории земель в отношении ранее учтенного земельного участка, расположенного в границах населенного пункта.

В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в состав таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

При этом, исходя из части 3 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в кадастр в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона N 172-ФЗ.

Кроме того, пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618 (далее — Положение), определены документы, представляемые органом местного самоуправления в орган кадастрового учета в случае установления (изменения) границ населенных пунктов.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель вышеуказанного ранее учтенного земельного участка в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренных пунктом 11 Положения, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов. В данном случае не требуется принятия в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ нормативного правового акта органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Кроме того, указанный порядок не предусматривает участия правообладателя земельного участка, в частности, не предусматривает необходимости его обращения в орган кадастрового учета в целях внесения в кадастр сведений о категории земель.

Вместе с тем внесение сведений о категории земель в кадастр в отношении соответствующего земельного участка может быть также осуществлено по инициативе правообладателя такого участка.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если категория земель не указана в документах кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой предоставлялся такой земельный участок.

В этой связи (если орган местного самоуправления не представил в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия вышеуказанных документов, необходимых для внесения в кадастр сведений о категории земель) правообладатель вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об отнесении земельного участка к землям определенной категории. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в данном случае осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 Закона N 172-ФЗ. При этом согласно части 7 статьи 14 Закона N 172-ФЗ сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в кадастр по заявлению правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о возможности приостановления государственной регистрации прав либо отказа в государственной регистрации прав в связи с отсутствием в кадастре сведений о категории земель в отношении ранее учтенных земельных участков, предоставленных до вступления в силу ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП).

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации.

При этом особенности государственной регистрации прав собственности граждан на земельные участки, предоставленные до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, установлены статьей 25.2 Закона о регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации в целях государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок может быть предоставлен любой документ, подтверждающий право гражданина на соответствующий земельный участок.

Согласно пункту 6 статьи 25.2 Закона о регистрации истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанный земельный участок не допускается.

Необходимо отметить, что Закон о регистрации не содержит оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на соответствующий земельный участок по причине отсутствия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Кроме того, согласно положениям части 11 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) отсутствие в кадастре кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о кадастре, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

Также необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в кадастр сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости). Перечень уникальных характеристик объекта недвижимости установлен частью 1 статьи 7 Закона о кадастре. При этом категория земель относится к перечню дополнительных сведений об объекте недвижимости, вносимых в кадастр.

Вместе с тем в случаях, указанных в пункте 9.1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, государственный регистратор обязан проверить наличие законных оснований для государственной регистрации прав собственности на указанные в данном пункте земельные участки (установить отсутствие запрета на предоставление соответствующего земельного участка в частую собственность). При этом необходимо учитывать, что ЗК в ряде случаев связывает наличие ограничения оборотоспособности земельного участка с определенной категорией земель (статья 27 ЗК).

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, государственная регистрация ранее возникшего права собственности на земельный участок, указанный в пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации, или ранее возникшего права в отношении земельных участков, не указанных и пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации (без одновременной регистрации перехода права или сделки), не зависит от наличия в кадастре, а также в представленных на государственную регистрацию права документах сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель. В иных случаях для осуществления государственной регистрации прав необходимо наличие в кадастре сведений о категории земель соответствующего земельного участка.

Это интересно:  Что входит в обязанности адвоката

Текст письма официально опубликован не был

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Категории земель, правила отнесения земель к категориям

Отнесение земель к категориям осуществляется:

o в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством РФ;

o в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ, — органами исполнительной власти субъектов РФ;

o в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления;

o в отношении земель, находящихся в частной собственности, — органами местного самоуправления (п. 1 ст. 8).

До разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до 05.01.2005, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков (п. 3 ст. 15 Закона о переводе земель). В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами государственной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления (п. 4 ст. 15 Закона о переводе земель). ЗК РФ не содержит норм относительно оснований и порядка отнесения земельных участков к определенной категории земель. Более того, по этим вопросам ЗК РФ не содержит даже отсылочных (бланкетных) норм. Однако земельное законодательство, понимаемое в соответствии с п. 1 ст. 2 ЗК РФ, содержит ряд положений по этому вопросу.

До рассмотрения вопросов отнесения земельных участков к определенной категории необходимо разграничить такие разные по содержанию, но схожие по форме понятия, как «отнесение земельных участков к определенной категории» и «установление категории земель для определенного земельного участка». Под отнесением земельного участка к определенной категории понимается деятельность уполномоченных органов по установлению фактической цели использования земельного участка, изучению природных, социальных, экономических и иных факторов использования земельного участка, направленному на выбор того целевого назначения, которое бы соответствовало эффективному и рациональному использованию земельного участка, а также издание индивидуального правового акта об отнесении земельного участка к определенной категории. В отличие от отнесения земельного участка к определенной категории, установление категории земель необходимо рассматривать как уточнение и надлежащее документальное закрепление существующего целевого назначения земельного участка в соответствии со сложившейся системой категорий земель. Таким образом, определить категорию земель возможно двумя путями: путем установления категории земель и путем отнесения земельного участка к той или иной категории земель.

Именно об установлении категории земель идет речь в п. 2, 3 ст. 14 Закона о переводе земель. В случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в части назначения имущества — категории земель) осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанным в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу Закона о переводе земель, определение категории земельных участков осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков. Закона о переводе земель, определение категории земельных участков осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» [18] признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения». Указанные выше документы являются действительными, но при этом не имеют прямого указания на категорию земель, однако содержат указание на «целевое назначение использования земли».

Для установления категории земель на земельные участки, правообладатели которых получили указанные выше документы на землю, в случае необходимости в качестве дополнительного способа установления категории земель применяется следующее правило. Так, для земельных участков, учтенных в государственном земельном кадастре до вступления в силу Закона о государственном земельном кадастре, категория земель которых не указана в оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документах, она определяется на основании сведений, содержащихся в земельно-кадастровой документации, в соответствии с которой был составлен и утвержден по состоянию на 01.01.2001 отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям [19]. Отдельно следует отметить, что при рассмотрении в судах вопросов о принадлежности земельного участка к той или иной категории земель во внимание принимаются и иные документы, помимо названных выше, содержащие информацию о целевом назначении спорного земельного участка. Например, судами принимаются в качестве надлежащего доказательства государственные акты на вечное пользование, выдававшиеся в соответствии со ст. 19 Земельного кодекса РСФСР 1970 г. и Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 [20]. от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по , утвержденным Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», о праве собственности на землю по форме, утвержденной Правительства РФ от 19.03.1992 № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Для установления категории земель на земельные участки, правообладатели которых получили указанные выше документы на землю, в случае необходимости в качестве дополнительного способа установления категории земель применяется следующее правило. Так, для земельных участков, учтенных в государственном земельном кадастре до вступления в силу Закона о государственном земельном кадастре, категория земель которых не указана в оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документах, она определяется на основании сведений, содержащихся в земельно-кадастровой документации, в соответствии с которой был составлен и утвержден по состоянию на 01.01.2001 отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям [19]. Отдельно следует отметить, что при рассмотрении в судах вопросов о принадлежности земельного участка к той или иной категории земель во внимание принимаются и иные документы, помимо названных выше, содержащие информацию о целевом назначении спорного земельного участка. Например, судами принимаются в качестве надлежащего доказательства государственные акты на вечное пользование, выдававшиеся в соответствии со ст. 19 Земельного кодекса РСФСР 1970 г. и Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 [20].

Таким образом, при установлении категории земель органами власти не принимается правовой акт, как в случае отнесения земельного участка к определенной категории. Представляется, что процедура отнесения земельного участка к определенной категории должна применяться только при невозможности установления категории земель для этого земельного участка. Одним из таких примеров является случай, когда категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права землю, а также ее невозможно определить на основании отчета по состоянию на 01.01.2001 о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям. В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона о переводе земель в этом случае принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлен. Трудно согласиться с тем, что указанный правовой акт будет носить нормативный характер. Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм; под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение [21]. Акт об отнесении земельного участка к определенной категории земель по своей юридической природе является индивидуальным актом, актом применения права, т.к. не содержит норм права, распространяется на конкретный земельный участок, адресован определенному кругу субъектов и подлежит однократному применению; не является источником права, а представляет собой юридический факт [22]. Следовательно, необходимо внести соответствующие изменения в Закон о переводе земель. Указанная выше норма Закона о переводе земель называет в качестве условия отнесения земельного участка к какой-либо категории определение цели, для которой этот земельный участок был предоставлен. Действительно, ранее действовавшее законодательство предусматривало указание цели использования в решениях о предоставлении земли [23]. Но на практике это исполнялось не всегда точно и корректно. Поэтому встречаются случаи, когда цель предоставления в решениях о предоставлении либо отсутствует, либо сформулирована таким образом, что не позволяет однозначно определить, к какой категории земель следует отнести земельный участок. В таких случаях надлежит руководствоваться п. 5 ст. 14 Закона о переводе земель: земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Данная норма, с одной стороны, представляется логичной и имеющей право на существование, но, с другой стороны, является незаконченной и содержащей в себе возможность для злоупотребления правом со стороны землепользователя. В случае осуществления обладателем земельного участка пользования этим участком способами, оказывающими влияние (создающими возможность оказания такого влияния) на права и обязанности обладателей соседних земельных участков, например, которые повлекут ограничения в использовании указанных соседних земельных участков, необходимо предусмотреть в Законе о переводе земель следующие дополнительные меры: закрепить обязанность землепользователя получать согласие обладателей соседних земельных участков на отнесение земельного участка к определенной категории и дальнейшее его использование в соответствии с целевым назначением этой категории земель; либо обязанность представить доказательства отсутствия существующего или возможного воздействия на соседние земельные участки. Например, абсолютно недопустимо принятие решения об отнесении земельного участка к землям промышленности, исходя из фактического использования земельного участка — строительство (с целью последующей эксплуатации) какого-либо промышленного предприятия, в случае, если его работа приведет к невозможности использовать либо существенного затруднить использование соседних земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, по прямому назначению. Таким образом, в связи с тем, что категория земель определяет правовой режим земельного участка, который, в свою очередь, влияет на правовой режим смежных и соседних земельных участков,при принятии решения об отнесении земельного участка к определенной категории необходимо учитывать возможные изменения правовых режимов соседних земельных участков.

Установление категории земельного участка: что это, как и кем определяется, а также как происходит отнесение и изменение целевого назначения ЗУ?

Исследование правовых вопросов определения целевого назначения земельного участка востребовано потребностями хозяйственной деятельности. Для изменения обычного узкого целевого назначения земельного участка достаточным может быть наличие индивидуального акта органа местного самоуправления, в то время как для изменения разрешенного использования земельного участка необходима корректировка соответствующего нормативного акта. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Это интересно:  Льготный стаж и основания отказа в назначении трудовой пенсии

Вопрос об определении целевого назначения и разрешенного использования и их соотношении является малоисследованным, до сих пор многие базовые, основополагающие категории никем и никак не определены и нередко произвольно толкуются различными правоприменителями.

Типичным примером является ситуация с двумя базовыми земельно-правовыми категориями: целевое назначение и разрешенное использование. Целевое назначение и разрешенное использование часто выступают в Земельном Кодексе (далее — ЗК) как категория парная. При этом характеризуют они как земли (пп.8 п.1 ст.1; п.2 ст.7 ЗК), так и земельные участки (п.3 ст.11.2; п.4 ст.11.3 ЗК).

Отдельно же разрешенное использование и в ЗК (в большинстве случаев), и в Градостроительном кодексе характеризует только земельные участки. Целевое назначение в Градостроительном кодексе вообще не упоминается. В ЗК отдельно от разрешенного использования оно предназначается в основном для характеристики земель (п.1 ст.7; п.1 ст.8; п.3 ст.14 и др.), однако применяется и к земельным участкам (п.1 ст.40; ст.42; п.2 ст.45; п.2 ст.46, п.1 ст.57, п.3 ст.95). В ГК разрешенное использование не упоминается, а целевое назначение применяется в большинстве случаев к земельному участку (п.2 ст.260; п.1 ст.263; п.2 ст.276; ст.ст.280, 284, 285) и только в п.2 ст.260 — к землям.

Представляется, что для параллельного, соединительного упоминания понятий целевого назначения и разрешенного использования нет оснований. Ответ на вопрос о соотношении этих понятий состоит в том, что целевое назначение и разрешенное использование — это одно и то же.

Целевое назначение может быть предельно широким. Таковым является целевое назначение определенной категории земель (ст.7 ЗК). В соответствии же со ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. (в ред. от 25 декабря 2009 г.) №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК категорий земель является обязательным. Целевое назначение может быть более узким, характеризующим лишь некоторые земли, входящие в категорию земель. Например, сельскохозяйственные угодья или земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, в составе категории земель сельскохозяйственного назначения (ст.77 ЗК). Целевое назначение может быть и предельно узким. Таково, например, целевое назначение пашен, сенокосов, пастбищ и других земель, входящих в состав сельскохозяйственных угодий (ст.79 ЗК). Все это виды установленного законом целевого назначения, которое ограничивает или не допускает использование земель для других целей (ст.261 ГК). Использование земли не в соответствии с этим назначением будет противоправным.

Разрешенное использование выполняет ту же функцию, а потому также является предельно узким целевым назначением земли. Но это не обычный вид целевого назначения. Во-первых, он устанавливается только для земельных участков. Об этом свидетельствует подавляющее большинство норм о разрешенном использовании. И лишь посредством того, что земельные участки с одинаковым разрешенным использованием составляют одну территориальную или иную зону, разрешенное использование становится характерным и для нее (п.7 ст.1; п.9 ст.1 Градостроительного кодекса). Во-вторых, этот вид целевого использования устанавливается специальным нормативным актом, в соответствии с которым производится зонирование. Например, правилами землепользования и застройки (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса). Если установление целевого назначения земель определенной категории задает общий вектор использования земли и в некоторых случаях этого может оказаться достаточно для эффективности такого использования, то выделение в специальном, предусмотренном нормативным актом порядке территориальной зоны в условиях дефицита земель населенных пунктов существенно сужает это направление, делая его максимально эффективным.

Разница между обычным целевым назначением и разрешенным использованием хорошо видна в ситуации, когда необходимо изменить обычное узкое целевое назначение или разрешенное использование земельного участка. В первом случае достаточно будет, например, индивидуального акта органа местного самоуправления, во втором случае придется менять границы территориальной зоны посредством изменения уже нормативного акта. Таким образом, при зонировании и установлении разрешенного использования земли создаются большие правовые гарантии сохранения ее целевого назначения.

Поэтому, если в отношении земель произведено зонирование и установление разрешенного использования входящих в соответствующую зону земельных участков, упоминание наряду с разрешенным использованием целевого назначения указанных земель или входящих в их состав земельных участков будет излишним.

Если попытаться суммировать сказанное о целевом назначении и разрешенном использовании, то можно дать их и самое общее определение.

Целевое назначение — это установленное на основании закона и в предусмотренном им порядке разрешение властного органа на использование земель и входящих в их состав земельных участков только определенным образом. Разрешенное использование — наиболее узкое целевое назначение земельного участка, установленное нормативным актом, принятым в результате зонирования земель.

Итак, земель, не поделенных на категории, быть не может. И для каждой из этих категорий установлено целевое назначение. Но целевое назначение в массе статей действующего законодательства применяется и для характеристики земельного участка. Это позволяет прийти к следующим выводам. Во-первых, земельных участков, существующих вне той или иной категории земель, также не может быть. Во-вторых, земельный участок, как губка, впитывает органичное свойство той категории земли, к которой относится, — целевое назначение.

При этом у земельных участков может быть и особый, характерный только для них, вид целевого назначения: разрешенное использование. Но если зонирования земель в месте нахождения земельного участка, а следовательно, и его разрешенного использования может и не быть, то целевое назначение у земельного участка будет всегда.

Таким образом, у земельного участка есть не только фактические характеристики (границы, площадь), но и юридические — целевое назначение и разрешенное использование. Эти юридические характеристики отличают земельный участок от земли-территории и земли — природного объекта и ресурса, но сближают его с понятиями «земли» и «территориальная зона».

Их имманентность земельному участку определяется природой земли, ее ограниченностью как природного ресурса. Более того, эти правовые признаки влияют и на фактические характеристики земельного участка. Так, например, для личных подсобных хозяйств предельные размеры земельных участков будут одни, для крестьянских хозяйств — другие. Даже их установление происходит по-разному. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) «О личном подсобном хозяйстве» предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 11 июня 2003г. №74-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010г.) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» минимальные размеры земельных участков для ведения крестьянского хозяйства устанавливаются законами субъектов РФ.

Земельный участок невозможно описать без его юридических признаков. Если в одних и тех же границах существует земельный участок с целевым назначением пашни, а затем это целевое назначение меняется в связи с отнесением земель, на которых находится земельный участок, к землям транспорта, то это не может быть один и тот же земельный участок. Это разные вещи, потому что предназначены они для разных целей.

Именно в силу своего правового характера целевое назначение и разрешенное использование отличаются от прочих (фактических) признаков земельного участка и иных вещей. Они являются еще и пределами вещных прав на земельные участки. Эти пределы устанавливаются путем указания на круг разрешенных действий, входящих в состав правомочия пользования субъекта вещного права. Здесь уже исчезает характерная в целом для гражданского права дозволительность (разрешено все, что прямо не запрещено) и появляется предписание определенного поведения. Если большинство вещей можно использовать и не в соответствии с их обычным назначением, и для закона это будет безразлично, то земельный участок нельзя не только описать, но и использовать, не соблюдая его юридические признаки, без риска возникновения негативных последствий, установленных законом.

Указанные точки зрения сложились без учета следующих обстоятельств. Непригодность использования участка по целевому назначению (равно как и в соответствии с разрешенным использованием) — это явление фактического порядка. Целевое же назначение и разрешенное использование — это юридические характеристики земельного участка. Также как невозможность осуществления права собственности не говорит об утрате этого права, так и невозможность использования земельного участка в соответствии с целевым назначением или разрешенным использованием еще не говорит о том, что эти юридические характеристики земельного участка перестали существовать. Они продолжают свое бытие, а потому сам земельный участок продолжает оставаться вещью, объектом имущественных отношений. Но правомочие пользования им становится фактически невозможным. В этом случае использование земельного участка каким-либо иным, фактически возможным, образом будет нецелевым, противоправным. Однако целевое назначение или разрешенное использование земельного участка могут быть приведены в соответствие с фактическими реалиями, изменены по решению властного органа. И тогда (и только тогда, а не автоматически) должен прекратить свое существование один земельный участок и в тех же границах возникнуть другой.

К сожалению, действующее законодательство этого не учитывает. Целевое назначение и разрешенное использование вопреки всей логике гражданского и земельного законодательства отнесены Федеральным законом от 24 июля 2007г. №221-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009г.) «О государственном кадастре недвижимости» не к уникальным характеристикам земельного участка, позволяющим индивидуализировать его как недвижимую вещь, а к дополнительным сведениям о нем (п.3 ст.1). Изменение дополнительных сведений не приведет к изменению кадастрового номера. Изменившийся по сути, превратившийся в другую вещь земельный участок формально-юридически останется тем же самым. Это положение должно быть однозначно преодолено путем отнесения целевого назначения и разрешенного использования к уникальным характеристикам земельного участка. Целевое назначение и разрешенное использование могут перестать существовать лишь в одном случае: когда объект, чьей неотъемлемой характеристикой они являются, сам по каким-либо причинам перестанет существовать (например, гибель земельного участка в результате затопления).

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, studfiles.net, www.garant.ru, megaobuchalka.ru, 1yuridicheskaya-konsultaciya.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector