+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Традиции брака в иудаизме: отличия религиозного от официального

Брак — семейный союз мужчины и женщины, предполагающий их взаимные права и обязанности по отношению друг к другу, к детям от этого союза и к имуществу состоящих в браке. Иудаизм издревле определяет брак как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются еврейским обществом как неполноценные личности. [1]

Исторический обзор

Иудаизм рассматривает брак как наиболее желательный статус человека и видит в нем социальную институцию, созданную Богом во времена творения. Согласно Библии, целью брака являются взаимопомощь между мужчиной и женщиной [2] , их плотская близость [3] и продление и увеличение рода человеческого [4] . Хотя в библейские времена в высших слоях общества и была распространена полигамия [5] , многочисленные упоминания одной жены позволяют полагать, что моногамия была основной формой брака [6] . Неоднократно встречаемое в книгах пророков метафорическое сравнение отношений Бога и Израиля (или Иерусалима) с отношениями между женихом и невестой [7] или мужем и женой [8] также имело в своей основе моногамный брак, ибо лишь ему могла быть уподоблена связь между Богом и единственным избранным Им народом.

В танахический период брак обычно совершался по воле родителей [9] , но иногда спрашивали и согласия невесты [10] ; не были редкостью и браки по любви [11] . Запрещались браки между определенными категориями людей. Браки с неевреями имели место, но во Второзаконии (7:3, 4) они объявляются запретными из опасения, что через их посредство проникнут обычаи идолопоклонства, а в книгах Эзры и Нехемии — из опасения ассимиляции евреев среди окружающих их народов [12] .

Плодовитость в браке считалась великим благом [13] , бездетность — трагедией и позором [14] . Если гармония между супругами нарушена (особенно в случае измены жены), брак может быть расторгнут разводом [15] .

Талмуд усматривает в безбрачии противоестественное состояние; грешит не тот, кто женат, а неженатый, ибо он «проводит все дни свои в греховных мыслях» [16] , живет «без радости, без благословения, без блага» [17] и не является мужчиной в полном смысле слова [18] ; неженатый коhен не может исполнять обязанности первосвященника в Иом-Киппур [19] . Сексуальное желание не является порочным или постыдным; регулируемое и контролируемое браком, оно служит благим целям, ибо без него «никто не смог бы создать дом, жениться и родить детей» [20] . Брак настолько важен, что мужчине разрешается продать свиток Торы, чтобы жениться [21] , а женщине лучше терпеть несчастливый брак, чем оставаться незамужней [22] . Брак не должен заключаться ради денег [23] .

Мужчина искал жену с мягким характером, тактичную, скромную и трудолюбивую [24] ; желательно также, чтобы она была приблизительно того же возраста, что ее будущий муж [25] , имела сходное социальное происхождение (Кид. 49а), была красивой [26] , происходила из уважаемой семьи [27] и чтобы отец ее был сведущ в законоучении [28] . Мужчина должен был видеть свою будущую жену до обручения с ней [29] . Оптимальным возрастом мужчины для вступления в брак считалось 18 лет [30] , для девушки возраст не указывался, но когда ей исполняется 12 лет, отец подумывал о подыскании ей жениха [31] .

В браке муж получает право на ишут (супружеские обязанности) своей жены, но не на ее личность, и берет на себя обязанность обеспечивать ее пищей и одеждой и делить с ней ложе. Муж обязан к самоотвержению, дабы обеспечить жену и детей всем необходимым [32] . Если муж и жена ведут себя достойно по отношению друг к другу, Бог пребывает с ними; плохие же отношения между супругами уподобляются пожирающему их огню [33] . Обе стороны должны стремиться возвысить свой брак путем взаимного внимания и уважения.

Послеталмудическая литература продолжала относиться к браку так, как это сформулировано авторитетами Талмуда. Аскетизм и безбрачие по-прежнему считались отклонениями от нормы. Не позже начала 11 в. среди ашкеназских евреев была запрещена полигамия (запрет этот обычно приписывается рабби Гершому бен Иехуде Меору hа-Гола). Брак в возрастные сроки, рекомендованные авторитетами Талмуда, стали общим правилом. Несмотря на то, что получить развод было сравнительно легко, случаев расторжения брака было немного, что частично являлось результатом общественного воздействия замкнутого еврейского общества, усматривавшего в семье основу еврейской жизни. Культурные перемены, последовавшие за эмансипацией, привели к снижению процента брака среди европейских евреев, по сравнению с процентом брака среди неевреев; возросло число разводов и смешанных браков; браки в традиционные возрастные сроки стали редкостью и понизилась рождаемость среди городского еврейского населения. Эти тенденции продолжают действовать среди евреев стран Европы (включая Россию) и Америки и в настоящее время.

Предложение (ивр. שִידוּך ‎, шидух)

По еврейским законам, понятие «предложение» определяется как обоюдное обещание мужчины и женщины о вступлении в брак в обозримом будущем и сроки, в пределах которых этот брак должен быть заключён. [34] Подобное обещание может быть дано, как будущими супругами, так и их родителями или другими родственниками. Обручение само по себе не влияет на личный статус сторон, и не дает ни одной из сторон права требовать выполнения каких либо обязательств.

По традиции вопросом предложений занимается отдельный человек со стороны, чаще всего это профессиональный шадхан (сват). Сам процесс от этого получил название шидух. За свою работу сват получает вознаграждение, фиксированное законом или согласованное заранее с заказчиком. Как правило, оно составляет небольшой процент от приданого. Оплата вознаграждения производится во время помолвки или уже после свадьбы одной из сторон или каждой из сторон по отдельности.

Раввин, как лицо, пользующееся особым доверием, иногда выступает в качестве посредника. Несмотря на то, что приготовления к свадьбе касаются в первую очередь родителей, их дети могут вступить в брак независимо от их согласия, свадьба не может быть отменена в результате протеста родителей одного из супругов.

Сегодня, в некоторых ортодоксальных кругах, многие молодые люди находят своих партнёров без участия родителей. И даже в том случае, если родители сводят своих детей, чаще всего дело не доходит даже до помолвки. Тем не менее, родители пары до сих пор вовлекаются в организацию свадеб.

Обручение и свадьба

По древнееврейским законам свадьба состояла из двух основных этапов:

  • Церемонии обручения (ивр. אֵירוּסִין ‎ эрусин);
  • Церемонии вступления в брак (ивр. נִישׂוּאִין ‎ нисуин).

После обручения менялся статус невесты: она становилась запрещённой всем мужчинам на свете, включая своего жениха. Разрешённой своему мужу она становилась только после проведения второй церемонии по вступлению в брак. В давние времена (следуя Талмуду), два рассмотренных ранее этапа вступления в брак разделялись годовым перерывом. На протяжении этого времени невеста продолжает жить со своими родителями до тех пор, пока не состоится официальная церемония бракосочетания. Начиная со времён средневековья, оба этапа были совмещены и стали проводятся как единая церемония, при этом обряд бракосочетания стал публичным.

Существует несколько путей, следуя которым, пара могла обозначить свою помолвку:

  • С помощью передачи мужем или его доверенным лицом невесте или её доверенному лицу денег (כֶּסֶף кэсэф) или ценного предмета, как, например, кольцо или ценная монета. Сам договор о помолвке закреплялся в присутствии двух свидетелей и с непосредственного согласия невесты;
  • С помощью контракта (שְׁטָר штар) в присутствии двух свидетелей, содержащего заявление об эрусине;
  • Намеренное вступление в половые отношения с целью обязать партнёра к замужеству; такой подход всячески не одобрялся раввинскими мудрецами и имел место только в случае, когда вдова обязана была выходить замуж за брата своего мужа.

Необходимо отметить, что все методы имели право на существование, однако с древних времён помолвка происходила, в основном, с использованием кэсэф – передаче ценного предмета, которым чаще всего служило кольцо. После помолвки паре необходимо пройти через ритуал официального бракосочетания, который является, фактически, предложением выйти замуж со стороны мужчины и согласием со стороны женщины. Необходимо присутствие как минимум двух свидетелей. Функция раввина при проведении церемонии заключается в том, чтобы быть советником пары. К тому же в ряде стран гражданский закон требует от раввинов исполнения роли представителя государства, а от двух независимых свидетелей подписи свидетельства о браке.

Супружество

Семейная гармония

Семейная гармония (ивр. שלוֹם בַּיִת ‎ шалом байт) является древней еврейской традицией.

Сексуальные отношения

Между супругами ожидается наличие регулярных сексуальных отношений. По еврейской традиции, сексуальные отношения являются обязательством мужчины перед своей женой и известно под именем она«. [35]

«Семейная чистота»

Законы о «семейной чистоте» (тohoрат haмишпаха) считаются важной частью брачной жизни. Требуется соблюдение деталей менструальных законов. Ортодоксальные женихи и невесты часто до свадьбы посещают занятия по данной тематике.

Права и обязанности вступивших в брак

Согласно Галахе, муж имеет десять обязанностей по отношению к жене и детям от брака с нею:

  1. обеспечить жену средствами существования;
  2. давать ей одежду и жилье;
  3. сожительствовать с ней;
  4. обеспечить исполнение денежного обязательства, взятого на себя в брачном контракте;
  5. обеспечить жене медицинское обслуживание и уход в случае болезни;
  6. выкупить ее, если она будет взята в плен;
  7. обеспечить похороны и установку надгробного памятника, если жена умрет до него;
  8. обеспечить ее средствами к существованию после его смерти и правом жить в его доме, пока она остается вдовой;
  9. обеспечить содержание после его смерти дочерей от их брака до их обручения или совершеннолетия;
  10. обеспечить наследование сыновьями, вдобавок к их законной доле состояния отца, суммы, указанной в брачном контракте, если жена умрет до смерти мужа.

Права мужа по отношению к жене включают: использование труда жены; право на ее случайные заработки или найденные ею материальные ценности; право пользования ее имуществом и доходами от него; право наследовать ее состояние.

Возраст вступления в брак

В современном иудаизме допускается брак начиная с 16 лет. При этом считается,что не следует сильно откладывать вступление в брак до более позднего возраста. Вчастности, Талмуд считает, что каждый, кто ещё не был женат по достижению двадцати лет, будет жить неправильно. [36] [37] [38] . Лишь в отдельных исключительных случаях поглощенность изучением еврейского закона признавалось легитимной причиной оставаться холостым. [39] .

В период средневековья и в античности (в эпоху Талмуда) браки разрешались в более раннем возрасте; однако даже тогда вступление в ранний брак не означало начала интимных отношений, но было социальной формой заключения брачного контракта. Подробнее см. Замужество в детском возрасте в Талмуде

Согласно закону о возрасте вступления в брак от 1950 г. (с поправкой от 1960 г.), женщина не может вступить в брак до достижения 17-летнего возраста. Минимальный возраст для вступления мужчины в брак не оговорен. Нарушение этого закона, хотя и является наказуемым, не влияет на правовой статус сторон. Т.е. если брак действителен по религиозному праву, то факт нарушения гражданского закона не лишает его законной силы.

Если женщина моложе минимально указанного возраста, закон предусматривает возможность рассмотрения раввинским судом прошения заинтересованной стороны о принудительном разводе. Впрочем, по Галахе это положение не дает почвы для бракоразводного процесса.

Запрет на насильственное вступление (или не-вступление) в брак

В Торе описывается, что когда слуга Авраама (Элиэзер) пришел сватать Ривку за Ицхака, то ее родители и родственники, хотя и выразили свое согласие на брак, должны были спросить саму Ривку, согласна ли она выходить замуж (Быт. 24:58). Основываясь на этом, еврейский закон устанавливает, что родители не имеют права выдавать своих детей замуж или женить без их согласия. Хотя принцип уважения к родителям является в иудаизме очень важным, он, тем не менее, не распространяется на личные дела детей, в частности, на то, как они женятся и выходят замуж.

В Талмуде рассказывается история, (которая считается классической в иудаизме), о том, как будущий рабби Акива в молодости был пастухом и за него хотела выйти замуж дочь его хозяина. Отец девушки категорически возражал против этого брака, лишил ее наследства и содержания и пытался всячески воспрепятствовать браку. Однако дочь не послушала его, вышла замуж за Акиву и в дальнейшем послала его учиться, тем самым воспитав из него выдающегося лидера еврейского народа. Эта история, известная каждому получающему классическое воспитание еврейскому ребенку, закрепляет право молодых людей самим принимать решение о собственном браке.

Это интересно:  Знак Пешеходная дорожка по ППД 2019 года: особенности

Межнациональные браки

  • Все ответвления ортодоксального иудаизма отвергают законность и легализацию межнациональных браков;
  • Сторонники консервативного иудаизма не одобряют такие браки, но выступают за принятие нееврейского супруга в семью, надеясь, что это приведёт к улучшениям в семейной жизни;
  • Реформистский и реконструктивистский иудаизм предоставляют полную персональную автономию в интерпретации еврейского закона. Они не запрещают межнациональные браки. Раввины этих течений свободны в принятии решения о проведении свадеб между евреем и представителем другой культуры. Многие из которых стараются получить согласие от новоиспечённой пары о том, что их дети будут выращены по еврейским устоям.

Также существуют различные мнения на счёт составляющих межнационального брака, основанные на различных представлениях о том, кого считать евреем, а кого нет. Ортодоксальное и консервативное течения не считают евреем того, чья мать не была еврейкой.

Браки в Израиле

Галаха (еврейский закон) допускает разводы. Документ о разводе называется «гет». Заключительная часть церемонии развода заключается в том, что муж передаёт документ о разводе в руки жены или её агента. Однако жена сама может подать иск в раввинский суд, чтобы инициировать развод. Иудаизм с 12 века признаёт право оскорблённой (физически или психологически) жены на развод. В этом случае муж будет вынужден передать документ, если он нарушил, хотя бы одно из своих многочисленных обязательств. В случае развода жена может иметь, а может и не иметь право на денежную выплату.

Консервативный иудаизм следует hалахе, несмотря на отличия от ортодоксального иудаизма. Реформистские евреи обычно используют отдельную форму ктубы на своих свадьбах. Они не принимают разводы в том виде, в котором они были описаны, видя гражданский развод достаточным. Тем не менее, некоторые реформистские раввины поощряют прохождение пары через полноценную процедуру развода.

Консервативный и ортодоксальный иудаизм не считает гражданский развод достаточным. Мужчина и женщина могут быть полноценно разведены по мнению реформистских евреев, но до сих пор быть женатыми по законам общины консерваторов. Ортодоксальный иудаизм не признаёт реформистские свадьбы и разводы.

«Связанные» женщины

По традиции, когда муж сбегает или его местонахождение становится неизвестным по какой-либо причине, женщина становится агуна (“связанной”) и не может вступать в новый брак в силу того, что развод может инициироваться только мужем. В прежние времена исчезновение мужа в дальних странах было основной причиной подобной ситуации. В наше время, когда муж отказывается от составления договора о разводе по причине денег, собственности или опекунства, женщина не может выйти замуж повторно. Мужчина в этой ситуации называется Mesarev Get (отказавшийся от развода).

Консервативные и ортодоксальные общины пытаются предотвратить возможность того, что женщина не получит развод от своего мужа, и решать подобные вопросы, используя различные еврейские и гражданские легальные методы. Однако до сих пор не существует ни одного всеобъемлющего легального решения проблемы жены, потерявшей мужа.

Брак в разных религиях

Семейные ценности в исламе, условия заключения брака, рождение ребенка. Утверждение моногамного брака в христианской культуре. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве. Вопросы брака и семьи в буддизме, контроль за деторождением.

1.1 СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Женщинам в семье ислам отводит столь высокое место, что равного ему она не занимает ни в одной другой религии. Суть взаимных отношений мужа и жены можно увидеть из поучения Посланника Аллаха: « женатый мусульманин никогда не должен пытаться исправлять свою жену в соответствии с тем, что представляется ему правильным и совершенным. Ему следует принимать во внимание особенности её женского нрава и принимать её такой, какой создал её Аллах.» «снисходительно относитесь к оплошностям своей жены и предпочитайте не замечать многие мелочи, принимая во внимание врождённые свойства представительниц слабого пола, а в результате этого в вашем доме воцарится мир, спокойствие и счастье, и в нём не будет ни шума, ни споров»

«Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они доверены вам, и вы не имеете права ни на что иное, если только не сделают они чего-нибудь явно непристойного. Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа, a бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них. Поистине, есть у вас права на ваших жён и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться там, где вы спите, тем, кто вам не нравиться, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть, что же касается ваших жён, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их»

Этому наставлению внимает каждый женатый мусульманин, если он является искренним и сознательным человеком. Он видит в этом мудрое поучение пророка, определяющее собой права и обязанности мужей и жён. Обрамлением же этому наставлению служит милосердие по отношению к женщинам, их поддержка и оказание им благодеяний, что не оставляет места даже мысли о возможности их притеснения или причинения им вреда в мусульманской семье. Наставления благородного посланника относительно необходимости хорошего отношения к женщинам весьма многочисленны, а некоторые из них даже объявляют мужей, хорошо обращающихся со своими жёнами, наилучшими членами этой общины. Так, например, сообщается, что пророк сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам»

Брачный союз в исламе представляет собой нечто большее, чем просто вспышки чувств, и более значительное, чем воздействие проявлений страстей. Подчеркивая важность брака, Пророк Мухаммад сказал: «Брак — это половина религии». Поэтому мусульманин не должен быть легкомысленным и несерьезным при выборе своей половины.

Согласно установлениям шариата, в первую очередь надо удостовериться в наличии благочестия, религиозности и благонравия своей избранницы. По словам Мухаммада, «женщину берут в жены ради четырех вещей: богатства ее, знатности, красоты или веры, так добивайся же брака с набожной женщиной, а иначе да покроются руки твои пылью!» Обычно в исламском обществе вся ответственность в выборе жены лежит на родителях, которые подыскивали ее среди знакомых, а также среди достойных семей. И если кандидатура устраивает родителей, жениха и невесту, то наступает время для помолвки. При этом оговариваются размеры калыма (выкупа за невесту), сроки проведения бракосочетания, расходы и т.д. Однако помолвка не возлагает ни на кого из ее участников каких-либо обязательств и может быть свободно расторгнута любой из сторон. Бракосочетание проводилось в предварительно оговоренном месте (в наше время, согласно традиции, обычно это мечеть или дом невесты).

Заключение брака возможно только при соблюдении следующих условий:

Жених и невеста должны быть мусульманами. Что касается запрета на брак мусульманки и немусульманина, то на него указывает Коран: «И не сочетайтесь браком с язычниками, пока они не уверуют» Что же касается брака мусульманина и христианки или иудейки, то по Корану он не запрещен, однако нежелателен.

Присутствие обеих сторон или их представителей во время бракосочетания.

Крайне желательно присутствие опекуна невесты — отца невесты, при его отсутствии — деда, дяди, брата или другого родственника. Присутствие отца невесты подразумевает его согласие на брак дочери.

Обязательно присутствие как минимум двух свидетелей-мусульман.

Согласие обеих сторон на вступление в брак. В исламе запрещено выдавать девушку замуж насильно, без ее согласия.

Жених и невеста не должны состоять в близком родстве, быть вскормлены одной женщиной, а также находиться в родстве в результате брачных отношений.

В случае заключения брака с еще одной женой (о возможности и законности этого в исламе речь пойдет ниже) они не должны состоять в родственных отношениях.

Недопустим временный брак. Он, хотя и был законным на заре ислама, впоследствии был отменен. Это мнение абсолютного большинства исламских богословов.

Необходимо наличие договоренности о размере и времени выдачи калыма невесте. Причем невеста имеет право на калым не меньший того, что положено ей по социальному статусу, а также учитывая обычаи в данной местности.

Ислам обязывает мужа полностью обеспечивать свою семью, а также оказывать ей внимание, учитывая духовные потребности жены и детей. Жена обязана слушаться своего мужа и подчиняться ему во всем, что не является грехом. В то же время круг обязанностей в быту между супругами четко не разграничивается. Если же муж не исполняет возложенные на него обязанности, то жена вправе обратиться в шариатский суд. Если жена не выполняет свои обязанности, то мужу следует сначала увещевать ее по-хорошему. Если это не помогает, не делить с ней ложе. Если не помогает и это, то дозволяется применить по отношению к ней силу. В то же время это не значит, что дозволено избивать жену. В исламе также приемлемо и многоженство. При этом число жен в единовременном браке ограничено до четырех. Об этом свидетельствует следующий аят Корана: «…женитесь на тех женщинах, что нравятся вам — двух, трех или четырех. А если боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то — на одной. » (3: Однако ошибочно считать многоженство чем-то обязательным или даже особо поощряемым. Напротив, несмотря на его разрешенность, существуют достаточно жесткие условия, которые необходимо соблюдать. Во-первых, наличие средств для содержания всех жен в равном достатке, а во-вторых, уверенность в том, что удастся соблюсти справедливость по отношению к каждой из них. Несомненно, эти условия ограничивали многоженство, и процент подобных браков всегда был относительно невелик. В современном цивилизованном обществе многоженство распространено во всех исламских странах. В Египте, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии оно допускается законом без каких-либо дополнительных ограничений. В Алжире и в Марокко, для того чтобы взять еще одну жену, требуется разрешение суда, который учитывает в этом вопросе также и мнение первой жены. Однако данная практика была введена в этих странах недавно под давлением Запада и феминистских организаций, традиционно усматривающих в полигамии нарушение или ограничение прав женщин.

Что же касается таких стран как Турция и Тунис, то здесь многоженство официально запрещено законом. Что, впрочем, не мешает желающим заключить брак еще с одной женщиной сделать это без официальной регистрации отношений.

Ислам уделяет большое внимание семье. У мусульман суннитов практикуется и разрешен только браки постоянные, в отличии от шиитов, у которых практикуется и временные браки. Ислам негативно относится к безбрачию и монашеству.

В случае так называемого окончательного развода женщина может вернуться к прежнему мужу, лишь получив развод от нового мужа. Развод, хотя и разрешен в исламе, но нежелателен. Прибегают же к нему, например, в случае постоянного несоблюдения кем-либо из супругов своих обязанностей. Процедура развода по мусульманскому праву очень проста. Имея достаточно веские причины, можно развестись. Затем, по истечению времени, необходимого для того, чтобы убедиться, что жена не беременна, развод считается состоявшимся. При этом имущественные права мужчины вдвое превышают права женщины, и даже в суде показания мужчины приравниваются к показанию двух женщин. В мусульманских странах процент разводов на сегодняшний день является крайне низким.

Брак рассматривается в Исламе, прежде всего, как праведный акт, акт преданности и ответственности, он представляет собой обязательство человека перед Аллахом, обществом и самим собой.

Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создается семья. Этот событие вызывает:

а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества на земле;

б) любовь Посланника Аллаха, так как увеличивают его общину;

в) благословение Аллаха из-за мольбы детей к Аллаху после смерти родителей;

г) заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннем возрасте. При этом родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха.

Что касается абортов, то на протяжении многовековой истории ислам не считал аборт на ранних стадиях беременности убийством. Долгое время доминировала вера в «позднее очеловечивание», т.е. вера в то, что зародыш не является человеческим существом до тех пор, пока он полностью не приобрел человеческую форму. Исходя из этого, ранний аборт не может считаться процедурой, отнимающей человеческую жизнь. Все исламские теологи сходятся в утверждении, что аборт должен быть запрещен, когда он убивает душу, но вопрос о том, когда наступает «одушевление» плода, был и остается предметом серьезных споров. Представители различных школ ислама (как Сунни, так и Шиите) допускают прерывание беременности. Только сроки в различных школах называются разные — от 40 дней до 120 (считается, что зародыш еще не получил душу).

Это интересно:  Заполнение 3-НДФЛ при возврате за квартиру в 2019 году: примеры

2.1 БРАК И СЕМЬЯ

Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак, христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины. В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться «на время» — она создается навсегда Муж в христианской семье — глава жены на тех же основаниях, что и Христос — глава Церкви. Весьма существенным аспектом христианского учения, имеющим непосредственное отношение к пониманию смысла брака, является указание возможности безбрачной жизни, которая оценивается не только не ниже, но и в некотором отношении выше, чем брак. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве составляет весьма существенную проблему. В христианстве утверждается идеал безбрачия и совершенной телесной чистоты, на который, однако, способны далеко не все, а потому — «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». В браке же телесная близость естественна и непредосудительна, поскольку муж и жена взаимно принадлежат телесно друг другу. Более того, несмотря на идеал «не касаться женщины» вовсе, звучит совет в браке «не уклоняться друг от друга, разве по согласию, на время». Для многих комментаторов это место стало камнем преткновения. Весьма часто его понимают так, что в христианстве (по крайней мере, в раннем) существует отрицательное отношение к браку, что брак допустим лишь как поблажка слабому человеку, как легализованная форма «блуда», как меньшее зло во избежание большего зла. В христианстве говорится: «Выдающий замуж свою дочь поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, пока жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, но она блаженнее, если останется незамужняя». То есть, в христианстве нет прямого запрета на вступление в брак, но есть наставления, выполнения которых желательно и рекомендуемо.

В христианстве довольно много противоречий: брак и монашество в равной степени могут быть названы высокими идеалами христианства. То есть для жизни человека этот выбор, конечно, один из самых главных, определяющих, эти два пути — брак и безбрачие — максимально различны по способу выстраивания жизни, но их духовная ценность по большому счету одинакова. Христианство характеризуется также особой — не свойственной в такой мере другим религиям — тенденцией к половому аскетизму и безбрачию. Идеалом верующего считается личность, целиком, преданная Христу и сохраняющая во имя него целомудрие. Отсюда обязательное требование целибата, то есть безбрачия и абсолютного воздержания от половых отношений, предъявляемое к священнослужителям Римской католической церкви. Отсюда и та особая роль, которая в христианстве отводится монашеству и отшельничеству, как мужскому, так и женскому. В отличие от иудаизма, предписывавшего обязательное вступление в брак всем половозрелым мужчинам и женщинам, христианство превыше всякого другого состояния оценивает девственность; брак рассматривается как вынужденная уступка влечениям плоти, предназначенная для тех, кто не в силах подавить их усилиями воли. Но наивысшей доблестью для христианина является сохранение целомудрия.

брак ислам христианство буддизм

2.2 КОЛИЧЕСТВО БРАКОВ

Церковь утверждает: второй брак совершенно непозволителен для христианина; он только терпим по снисходительности к человеческой слабости. Мужчина или женщина имеют, в виде исключения, возможность вступить во второй брак во Христе, если их первый союз был ошибкой. Свобода выбора и решения — это первое условие истинного христианского брака, которое православная каноническая традиция стремится сохранить. Существуют определенные каноны против насильственного принуждения женщин к браку, по которым браки, заключенные против воли, считаются недействительными (правила святого Василия 22 и 30), а виновный мужчина подвергается отлучению (правило 27 Халкидонского Собора), так же как и уступившая ему женщина (правило 38 святого Василия). Существуют также каноны, требующие достаточно долгого периода между помолвкой и браком: этот период, юридически считавшийся браком, служил, очевидно, испытательным сроком (святое правило 98 VI Вселенского Собора, или «Пятошестого»).

2.3 СМЕШАННЫЕ БРАКИ

Официальным условием церковного брака является союз веры — то есть принадлежность супругов к Православной Церкви. Определения Лаодикийского (правило 10 и 31), Карфагенского (правило 21), Четвертого и Шестого Вселенских Соборов (Халкидонский, правило 14, «Пятошестой», правило 72) запрещают браки между православными и неправославными и предписывают расторгать такие браки, если они зарегистрированы гражданскими властями. «Смешанные» браки часто имели место в прошлом. В нашем плюралистическом обществе, где православные представляют всего лишь незначительное меньшинство, смешанные браки составляют большой (и постоянно растущий) процент всех браков, благословляемых в наших церквах и также, к сожалению, вне Православия. Правило, принятое некоторыми православными епархиями, — требовать от участников смешанных браков письменного обязательства крестить детей и воспитывать их в православии.

Упоминание о возможности развода можно найти в Новом Завете. Иисус Христос определяет единственной причиной развода супружескую измену. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9). В случае прелюбодеяния со стороны второго супруга, он считается невиновной стороной и может вступить в повторный церковный брак без ограничения. Упорство католицизма в вопросе о юридической нерасторжимости брака, полного запрета на развод и второй брак при жизни супруга все еще остается предметом споров. Православная позиция по этому вопросу очень часто определяется простым противопоставлением католицизму. Но правильно ли заявить, что «Православная Церковь допускает развод»? Традиционная позиция католицизма и канонические правила о разводе и второбрачии основываются на двух посылках: 1) брак является контрактом, юридически нерасторжимым для христиан; 2) брачный контракт касается только земной жизни, и, следовательно, он расторгается со смертью одной из сторон. Православный же подход к этому вопросу определяется другими, совершенно отличными посылками:

1) Брак — это таинство, заключающееся в священническом благословении членов Тела Церкви; как любое таинство, брак относится к вечной жизни в Царстве Божием и, следовательно, не прерывается со смертью одного из супругов, а создает между ними, если они того пожелают и если это дано им (Мф. 19, 11), — вечную связь.

2) Как таинство, брак — не магическое действие, а дар благодати. Участники его, будучи людьми, могут ошибиться и просить о благодати брака, когда они еще не готовы принять ее или сделать ее плодотворной.

По этим причинам Церковь допускает, что благодать могла быть «не воспринята», и позволяет расторжение брака и второй брак. Конечно, Церковь не поощряет второбрачия, даже, как мы увидим, второбрачия во вдовстве — по причине вечного и неразрывного характера брачной связи; Церковь лишь допускает второй брак, когда в определенных случаях находит его лучшим решением для человека.

Православная церковь расширила перечень причин для развода, и в настоящее время в РПЦ принято разрешать развод по следующим причинам кроме прелюбодеяния: отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самолечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь, злонамеренное оставление одного супруга другим. Также заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания и совершение женой аборта при несогласии мужа. Католическая Церковь абсолютно не допускает церковный развод. В Католической Церкви второй брак возможен только в случае кончины одного из супругов, и даже невиновная сторона не имеет право вступления во второй законный церковный брак.

2.5 КОНТРОЛЬ ЗА ДЕТОРОЖДЕНИЕМ

Отдельную проблему составляет отношение к контролю над деторождением.

Раннее христианство, как и иудаизм, видело главную рациональную цель брака в деторождении. Для христианства всех времен принципиальный подход к вопросам деторождения всегда состоял в отрицании какого-либо ограничения рождаемости. Христианство всегда критически относилось к использованию контрацептивов и любых методов предохранения. Прерывание беременности на любых сроках без веских медицинских оснований рассматривается как смертный грех. Церковь строго запрещает аборты.

Проблема контроля рождаемости перешла в новую фазу благодаря изобретению и массовому распространению средств контрацепции. Вторым важнейшим фактором стало формирование в послевоенном мире нового свободного отношения к сексу, получившее название сексуальной революции. В этой ситуации в христианстве возникло расхождение взглядов: протестантские церкви (за исключением мормонов) рассматривают сознательное планирование семьи в пределах христианской социальной этики как жизненную необходимость.

В противоположность им Римская католическая церковь в специальных энцикликах Пия XI (1930) и Павла VI (1968) полностью запрещает все способы контрацепции. Современные экономические и демографические проблемы, новые возможности» предоставляемые социальным и технологическим прогрессом, требуют более глубокого осмысления в контексте христианской культуры проблем планирования семьи. Деторождение и воспитание детей — величайшая радость и подлинно Божие благословение. Не существует христианского брака без чистого и горячего желания обоих родителей обладать этой радостью, делить ее друг с другом. Брак, в котором дети нежелательны, основан на поврежденной эгоистической и похотливой любви. Давая жизнь другим, человек подражает творческому акту Бога, и, отказываясь от этого, он не только отвергает своего Творца, но искажает и свое собственное естество, потому что без желания подражать Творцу жизни и Отцу всяческих человек перестает быть «образом и подобием Божиим». Православная Церковь за всю свою историю никогда не связывала себя определенными высказываниями по данному вопросу. Но это вовсе не значит, что проблема контроля над зачатием и деторождением абсолютно безразлична для православных и не имеет отношения к их жизни. Мы уже видели, что христианское отношение к браку подразумевает: — деторождение естественно и свято, является неизбежной частью христианского брака; — дать новую жизнь — привилегия человека, дарованная ему Богом, привилегия, от которой он не имеет права отказываться, если хочет сохранить «образ и подобие Божие», предоставленные ему при творении

3.1 БРАК И СЕМЬЯ

Мирской последователь буддизма должен все время служить отцу и матери, своей семье, самому себе и Будде. Когда служит отцу и матери, он должен постоянно заботиться о них и желать им покоя и счастья. Прежде всего надо соблюдать путь родителей и детей. Это означает пять обязанностей детей: служить отцу и матери, помогать им по дому, дорожить родословной, охранять наследство и после смерти аккуратно справлять по ним панихиду. Родители тоже должны соблюдать пять обязанностей по отношению к своим детям: они должны пресекать зло, учить детей добру, дать хорошее воспитание, найти им хорошую пару, и в подходящее время передать им дом в наследство. Если родители и дети будут соблюдать свои обязанности, в семье будут мир и покой и не будет разлада между родителями и детьми. Муж должен уважать жену, быть с ней вежливым и хранить верность. А жена по отношению к мужу должна держать дом в порядке, хранить верность, не расточать доходов мужа и хорошо управляться с делами по хозяйству. Тогда супруги будут дружны и у них не будет размолвок. В семье больше всего происходит общение душ, поэтому если семья дружная, она красива, как цветущий сад. Но если нарушится гармония душ, начнутся раздоры и семья обречена на развал. В таком случае, не обвиняя других, надо самому позаботиться о своей душе и идти правильным путем. Разногласие души с душой приводит поистине к страшной беде. Даже малейшее недоразумение влечет за собой большую беду. В семейной жизни больше всего надо бояться именно этого. Для содержания своей семьи человек должен работать, как муравей, как пчела. Он не должен надеяться на других, не должен ждать приношений. Отношения мужа и жены установлены не только из соображений удобства. И не только потому, что они живут в одном доме. Муж и жена должны по священному учению совершенствовать свои души. Истинное значение семьи заключается в том, чтобы всем вместе идти по пути просветления.

3.2 КОНТРОЛЬ ЗА ДЕТОРОЖДЕНИЕМ

Представители индуизма и буддизма считают аборт приемлемым в некоторых случаях. Израиль также не является страной, полностью запретившей искусственное прерывание беременности: аборт разрешен в тех случаях, когда беременность ставит под угрозу здоровье женщины. Аборт разрешен женщинам моложе 17 и старше 40 лет, а также если беременность наступила в результате изнасилования, кровосмешения, внесемейной связи или существует опасность неправильного развития плода. Буддизм. Среди теологов буддизма существуют разногласия по вопросу, является ли нерожденный ребенок человеческой личностью, а аборт — убийством. Кроме того, в буддизме нет четкой позиции в вопросе о том, должен ли аборт регулироваться законом или каждая беременная женщина может решать эту проблему сама.

Это интересно:  Загранпаспорт без военного билета: можно ли сделать первый документ без второго, а также нужно ли Приложение 2 (бывшая справка формы 32) и как его получить?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие /С.А. Арутюнов. — М.: 1999.

2. Пучиев П.И. Современная география религий / П.И. Пучиев. — М.: 2005.

Иудаизм — это. Чем иудаизм отличается от других религий? Суть иудаизма

Иудаизм – это одна из самых древних религий мира. Она образовалась в I веке до нашей эры в древней Иудее. История верования напрямую связана с еврейским народом и его богатой историей, а также развитием государственности нации и жизнью её представителей в условиях диаспоры.

Те, кто исповедует эту веру, называют себя иудеями. Некоторые последователи утверждают, что их религия возникла ещё во времена Адама и Евы в Палестине. Другие же уверены, что иудаизм – это вера, основанная небольшой группой кочевников. Среди них был Авраам, заключивший с Богом договор, что стал фундаментальным положением религии. В соответствии с этим документом, который известен нам, как заповеди, люди обязывались соблюдать правила благочестивой жизни. Взамен же получали покровительство Всевышнего.

Основные источники изучения иудаизма – Ветхий Завет и Библия в целом. Религией признаётся исключительно три вида книг: пророческие, исторические и Тора – издания, толкующие закон. А ещё священный Талмуд, состоящий из двух книг: Мишны и Гемары. Он, кстати, регламентирует все аспекты жизни, включая мораль, этику и даже юриспруденцию: гражданское и уголовное право. Чтение Талмуда – священная и ответственная миссия, заниматься которой разрешено только евреям.

Главная особенность вероисповедания заключается в том, что Бог в иудаизме не имеет облика. В других древневосточных религиях Всевышнего часто изображали или в виде человека, или в подобии зверя. Люди пытались рационализировать природные и духовные материи, сделать их максимально понятными для простых смертных. Но евреи, почитавшие Библию, называют это идолопоклонством, так как главная книга иудеев строго осуждает раболепие перед иконами, статуями или изображениями.

Что касается христианства, то тут выделяют два основных отличия. Во-первых, Бог в иудаизме не имел сына. Христос, по их убеждению, был обыкновенным смертным человеком, проповедником морали и благочестивого слова, последним пророком. Во-вторых, религия евреев является национальной. То есть гражданин страны автоматически становится иудеем, не имея права впоследствии принять другое вероисповедание. Национальные религии в наше время – пережиток. Только в древние времена это явление процветало. Сегодня же оно почитается только евреями, сохраняя при этом идентичность и самобытность народа.

В иудаизме это человек, несущий в массы волю божью. С его помощью Всевышний учит народ заповедям: люди совершенствуются, улучшают свою жизнь и будущее, развиваются морально и духовно. Кто будет пророком, решает сам Бог – утверждает иудаизм. Религия не исключает, что выбор может пасть на смертного, который абсолютно не желает брать на свои плечи такую важную миссию. И приводит пример с Ионой, который даже пытался бежать на край света от возложенных на него священных обязанностей.

Помимо нравственности и духовности, пророки также обладали даром ясновидения. Они предсказывали будущее, давали ценные советы от имени Всевышнего, лечили от различных болезней и даже принимали участие в политической жизни страны. Например, Ахия был личным советником Иеровоама, основателя Израильского царства, Елисей – способствовал смене династии, Даниил – сам возглавил государство. Учения ранних пророков включены в книги Танаха, поздних – изданы отдельными экземплярами. Интересно, но проповедники, в отличие от представителей других древних религий, веровали в наступление «золотого века», когда все народы будут жить в мире и достатке.

Течения в иудаизме

За долгие века своего существования религия претерпела множество трансформаций и видоизменений. В результате её представители разделились на два лагеря: ортодоксальных евреев и реформистов. Первые свято придерживаются традиций предков и не вводят новшеств в верования и его каноны. Вторые, наоборот, приветствуют либеральные веяния. Реформисты признают браки между евреями и представителями других религий, однополую любовь и работу женщин на должности раввина. Ортодоксы в основном живут на большей части современного Израиля. Реформисты – в США и Европе.

Попыткой компромисса между двумя враждующими лагерями стал консервативный иудаизм. Религия, вылившаяся в два течения, нашла золотую середину именно в этом синтезе новаторства и традиций. Консерваторы ограничились введением органной музыки и проповедям на языке страны проживания. Вместо этого, такие важные обряды, как обрезание, соблюдение Субботы и каш-рут, они не трогали. Где бы ни исповедовался иудаизм, в России, США или в европейских державах, все евреи соблюдают чёткую иерархию, подчиняясь старшим по духовной должности.

Они для евреев – святые. Представители этого народа уверены, что во времена многочисленных гонений и издевательств нация выжила и сохранила самобытность только благодаря соблюдению канонов и правил. Поэтому и в наши дни нельзя идти вразрез с ними, даже если на кону стоит собственная жизнь. Интересно, но принцип «закон страны – закон» был сформирован ещё в III веке до нашей эры. Согласно ему, правила государства обязательны для всех без исключения граждан. Евреи также обязаны быть максимально лояльными к высшим эшелонам власти, недовольство разрешено высказывать только в адрес религиозной и семейной жизни.

Соблюдение десяти заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, – суть иудаизма. Причём главная среди них – соблюдение праздника Субботы («Шабат»). Этот день особый, его обязательно следует посвятить отдыху и молитвам. По субботам нельзя работать и путешествовать, даже готовить еду запрещено. А чтобы люди не сидели голодными, им велено делать первые и вторые блюда в пятницу вечером – на несколько дней вперёд.

О мире и человеке

Иудаизм – это религия, в основе которой лежит легенда о сотворении планеты Господом. Согласно ей, землю он создал из водной глади, потратив на эту важную миссию шесть дней. Таким образом, мир и все живущие в нём существа – Божьи создания. Что касается человека, то в его душе обязательно присутствуют два начала: доброе и злое, которые находятся в постоянном противостоянии. Тёмный демон склоняет его к земным удовольствиям, светлый – к совершению хороших дел и духовному развитию. Борьба начал проявляется в виде поведения индивида.

Как уже говорилось, последователи иудаизма верят не только в начало существования мира, но и в его своеобразный конец – «золотую эру». Её основателем станет царь Машиах, он же Мессия, который будет править народом до конца времён и принесёт ему процветание и освобождение. В каждом поколении есть потенциальный претендент, но только истинному потомку Давида, неуклонно соблюдающему заповеди, чистому душой и сердцем, суждено стать полноценным Мессией.

О браке и семье

Им придавалось самое важное значение. Человек обязан обзавестись семьёй, её неимение считается кощунством и даже грехом. Иудаизм – это вера, в которой бесплодность является наихудшей карой для смертного. Мужчина может развестись с женой, если после 10 лет брака она не родила ему первенца. Наследие религии сохраняется именно в семье, даже в периоды гонений каждая ячейка еврейского общества должна соблюдать обряды и традиции своего народа.

Муж обязан обеспечить свою жену всем необходимым: жильём, продуктами, одеждой. Его долг – выкупить её в случае пленения, достойно похоронить, ухаживать во время болезни, обеспечить средствами к существованию, если женщина останется вдовой. То же самое касалось и общих детей: они не должны ни в чём нуждаться. Сыновья – вплоть до совершеннолетия, дочери – до обручения. Вместо этого мужчина, как глава семьи, имеет право на доход своей второй половинки, её имущество и ценности. Он может наследовать состояние жены и использовать результаты её труда в своих целях. После его смерти на вдове обязан жениться старший брат мужа, но только в том случае, если брак является бездетным.

Отец имеет также множество обязанностей перед наследниками. Сына он должен посвятить в тонкости веры, которые проповедует священная книга. Иудаизм опирается на Тору, её и изучает ребёнок под руководством родителя. Мальчик также с его помощью овладевает выбранным ремеслом, девочка – получает хорошее приданое. Родителей маленькие евреи очень уважают, исполняют их указания и никогда не перечат им.

До 5 лет религиозным воспитанием детей занимается мать. Она учит малышей основным молитвам и заповедям. После их отправляют в школу при синагоге, где они осваивают все библейские премудрости. Обучение проходит после основных уроков или в воскресенье утром. Так называемое религиозное совершеннолетие наступает у мальчиков в 13 лет, у девочек – в 12. По этому поводу устраивают различные семейные праздники, которые символизируют вступление человека во взрослую жизнь. С этих пор юные создания должны постоянно посещать синагогу и вести благочестивый образ жизни, а также продолжать дальнейшее глубокое изучение Торы.

Основные праздники иудаизма

Основной – Песах, который евреи отмечают весной. История его возникновения тесно связана с периодом Исхода из Египта. В память о тех событиях евреи едят хлеб из воды и муки – мацу. Во время гонений люди не успели приготовить полноценные лепёшки, поэтому довольствовались их постным аналогом. Также на столе у них находится горькая зелень – символ египетского порабощения.

В период Исхода также начали отмечать Новый год – Рош а-Шану. Это сентябрьский праздник, который провозглашает Божье царство. Именно в этот день Господь судит человечество и закладывает основы тех событий, которые случатся с народом в будущем году. Суккот – ещё одна важная осенняя дата. Во время праздника евреи, славя Всевышнего, семь дней живут во временных зданиях-сукках, покрытых ветками.

Ханука – также большое событие для иудаизма. Праздник – символ победы добра над злом, света – над мраком. Возник как память о восьми чудесах, произошедших во времена восстания против греко-сирийского правления. Кроме этих основных памятных дат, евреи также отмечают Ту-Бишват, Йом-Кипур, Шавуот и другие.

Ограничения в еде

Иудаизм, христианство, ислам, буддизм, конфуцианство – каждое вероисповедание имеет свои характерные особенности, часть которых распространяется на кулинарию. Так, евреям нельзя употреблять «нечистые» продукты: мясо свиней, лошадей, верблюдов и зайцев. Также у них под запретом устрицы, креветки и другие морские жители. Правильная еда в иудаизме называется кошерной.

Интересно то, что религия запрещает не только некоторые продукты, но и их сочетание. Например, табу – молочные и мясные блюда. Правило чётко соблюдают во всех ресторанах, барах, кафе и столовых Израиля. Чтобы эти блюда находились максимально далеко друг от друга, их выдают в этих заведениях через разные окошки и готовят в отдельной посуде.

Многие евреи почитают кошерную пищу не только потому, что это правило прописано в Торе, но и ради оздоровления собственного организма. Ведь эта схема питания была одобрена многими диетологами. Но тут можно поспорить: если свинина является не такой уж и полезной, то в чём провинились морепродукты – неизвестно.

Другие особенности

Культура иудаизма богата необычными традициями, непонятными для представителей других конфессий. Например, это касается обрезания крайней плоти. Обряд проводят уже на восьмой день жизни новорождённого мальчика. Став полностью взрослым, он также обязан отпустить бороду и бакенбарды, как истинный еврей. Длинная одежда и покрытая голова – ещё одни негласные правила еврейской общины. Причём шапочка не снимается даже во время сна.

Верующий обязан почитать все религиозные праздники. Он не должен обижать или оскорблять своих собратьев. Дети в школе изучают основы своей религии: её принципы, традиции, историю. Это одно из основных отличий иудаизма от других вероисповеданий. Можно сказать, что любовь к религии малыши всасывают с молоком матери, их набожность передаётся буквально по генам. Наверное, поэтому народ не только выстоял во времена его массового уничтожения, но и сумел стать полноценной, свободной и независимой нацией, которая живёт и здравствует на собственной благодатной земле.

Статья написана по материалам сайтов: www.ejwiki.org, stud.wiki, fb.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector