+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Текст закона ФЗ № 284 — новый налог на имущество и недвижимость (вступил в силу с 1 января 2015)

Дата размещения статьи: 15.12.2014

Из этой статьи вы узнаете:
1. Какая недвижимость будет облагаться новым налогом на имущество.
2. Что нужно сделать предпринимателям на УСН, чтобы не платить новый налог.
3. Где найти образец заявления на получение льгот по налогу.

Если вы — предприниматель. Новый Закон об уплате налога на имущество касается всех физических лиц, в том числе и предпринимателей. Прочитайте статью, чтобы быть в курсе всех изменений.

Каковы основные правила расчета налога на имущество физлиц

Памятка. Новый налог на имущество физлиц будет исчисляться с кадастровой стоимости недвижимости, которая более близка к рыночной, чем инвентаризационная. Поэтому налоговая нагрузка возрастет.

Когда новые правила расчета начнут действовать

Закон о налоге на имущество вступает в силу с 2015 г. Но в настоящее время не все регионы успели провести кадастровую оценку недвижимости. Поэтому пока у вашего жилья не появится свой кадастровый номер, налог будет считаться по инвентаризационной стоимости по старым правилам. Но и для тех граждан, чье имущество уже оценено по правилам кадастра, Законом предусмотрены послабления.
При расчете налога с кадастровой стоимости недвижимости в течение четырех лет будут применяться понижающие коэффициенты. Формула для расчета довольно сложная.
На практике платить налог на имущество исходя из 100% кадастровой стоимости нужно будет на пятый год. Отсчет начинается с года начала расчета налога по кадастровой стоимости.

Какие налоговые ставки будут применяться

Ставки налога должны будут установить региональные власти. Ориентироваться они должны будут на максимальные ставки, установленные гл. 32 НК РФ. Так, ставка налога не может быть больше 0,1% в отношении жилых домов, жилых помещений, объектов незавершенного строительства жилых домов, гаражей и машино-мест.
Для недвижимости, которая внесена в региональные кадастровые списки, ставка налога ограничена 2%. Списки такого имущества утверждаются органами исполнительной власти регионов. После чего перечни направляются в инспекции и размещаются на сайтах субъектов РФ или региональных министерств имущественных отношений (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). В такие перечни могут попасть административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них. Также ставка не более 2% применяется к недвижимости, кадастровая стоимость которой превышает 300 млн руб., независимо от того, попал объект в региональные списки или нет.
Для прочих объектов налогообложения предусмотрена ставка не более 0,5%.

Можно ли будет воспользоваться льготами

Новый Закон о налоге на имущество сохранил некоторые льготы. Например, не нужно платить налог Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, военнослужащим при определенных условиях и др. Перечень льготников есть в ст. 407 НК РФ (вступает в силу с 1 января 2015 г.).
Есть еще своего рода льгота — вычет из налоговой базы социальной нормы жилья. Так, кадастровая стоимость квартиры для всех налогоплательщиков будет уменьшена на стоимость 20 кв. м. Стоимость комнаты — на 10 кв. м, жилого дома — на 50 кв. м. То есть с этого объема площади налог исчисляться не будет.

Почему предприниматели не платят налог с недвижимости, используемой в бизнесе

Недвижимость, находящаяся в собственности бизнесменов, облагается новым налогом на имущество физлиц на общих основаниях. Однако Налоговым кодексом установлены льготы для тех предпринимателей, которые работают на УСН, ЕНВД или патенте и используют недвижимость в своем бизнесе. Соответствующие нормы об освобождении прописаны в п. 3 ст. 346.11 (для УСН), п. 4 ст. 346.26 НК РФ (для ЕНВД), п. 10 ст. 346.43 НК РФ (для патента). Там четко сказано, что предприниматель не платит налог на имущество физлиц в отношении недвижимости, используемой в бизнесе.
Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ, вводящий новую гл. 32 Налог на имущество физических лиц» НК РФ, не вносит каких-либо изменений в ст. ст. 346.11, 346.26 и 346.43 НК РФ. А это значит, что льготы для предпринимателей на спецрежиме продолжают действовать. То есть и в 2015 г., если ничего не изменится, предприниматели будут по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество. Таким образом, для освобождения бизнесмена от уплаты налога на имущество должны выполняться следующие условия:
— бизнесмен работает на УСН, ЕНВД или патенте;
— имущество бизнесмена используется в бизнесе.

Обратите внимание! Предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты налога на имущество по недвижимости, которую они используют в бизнесе. Для получения льготы нужно подать в инспекцию заявление.

Налог на имущество физических лиц рассчитывают ИФНС. Поэтому бизнесмену надо заранее позаботиться о том, чтобы его недвижимость, задействованная в бизнесе на УСН, не попала под налогообложение. Для этого нужно подтвердить право на льготу. Но как это сделать? Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ какой-либо порядок подтверждения права на льготу для предпринимателей на УСН не установлен. В п. 6 ст. 407 НК РФ, вступающей в силу с 1 января 2015 г., говорится лишь об общем порядке подтверждения льгот гражданами, а не предпринимателями. А именно: гражданин подает в инспекцию заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право на льготу.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ) Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ.

Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ)

Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ

1. Уточнен перечень имущества, признаваемого объектом

обложения налогом на имущество физлиц

С 1 января 2015 г., как и прежде, налогоплательщиками признаются физлица – собственники имущества, являющегося объектом обложения (ст. 400 НК РФ). К такому имуществу относятся жилые дома, (в том числе жилые строения, расположенные, например, на дачных участках (п. 2 ст. 401 НК РФ)), жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи и иные здания, строения, сооружения и помещения. Кроме того, с указанной даты в качестве объектов налогообложения выступают машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства (п. 1 ст. 401 НК РФ). При этом имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с п. 3 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения не признается.

С указанной даты Закон о налоге на имущество физлиц утратил силу, а в Налоговый кодекс РФ добавлена новая гл. 32 «Налог на имущество физических лиц».

2. База по налогу на имущество физлиц определяется

исходя из кадастровой стоимости

С 1 января 2015 г. кардинально изменился порядок определения базы по налогу на имущество физлиц. Она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.

До 1 января 2020 г. законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ будет обязан установить единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта (абз. 3 п. 1 ст. 402 НК РФ). До этого момента для исчисления налога согласно п. 2 ст. 402 НК РФ используется инвентаризационная стоимость. Исключение составляют объекты (пп. 1 и 2 п. 1, п. п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ), налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта РФ определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости. К этим объектам относятся, например, торговые или административно-деловые центры и помещения в них либо объекты, которые образованы в результате раздела данных центров.

Если в соответствии с решением законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ применяется новый порядок, то налоговая база по объектам недвижимого имущества определяется как его кадастровая стоимость, указанная в госкадастре по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом (п. 1 ст. 403 НК РФ). Базой по налогу на имущество физлиц для объекта, который образован в течение календарного года, признается его кадастровая стоимость на дату постановки на государственный кадастровый учет (абз. 1 п. 2 ст. 403 НК РФ).

Порядок расчета налога на имущество физлиц в случае возникновения (прекращения) права собственности на объект в течение календарного года предусмотрен в п. 5 ст. 408 НК РФ. В указанных ситуациях при исчислении суммы налога применяется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности физлица, к 12 (количество месяцев налогового периода). При этом имеет значение, когда возникло (прекратилось) право собственности на объект: до 15-го числа месяца включительно или после.

Введен также порядок расчета налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта в случае, если она изменяется (п. 2 ст. 403 НК РФ). По общему правилу изменение кадастровой стоимости в течение календарного года не учитывается при расчете суммы налога к уплате. Исключение составляют два случая:

— исправлена техническая ошибка, допущенная Росреестром. Измененная кадастровая стоимость применяется начиная с периода, в котором такая ошибка была допущена (абз. 3 п. 2 ст. 403 НК РФ). Соответственно, налог за все периоды, в которых при исчислении суммы к уплате в бюджет использовалась ошибочная кадастровая стоимость объекта налогообложения, может быть пересчитан;

— кадастровая стоимость изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Измененная величина учитывается при расчете налоговой базы начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 4 п. 2 ст. 403 НК РФ). Следовательно, при установлении комиссией или судом кадастровой стоимости в размере рыночной налог может быть пересчитан только за периоды начиная с периода подачи заявления об оспаривании.

Это интересно:  Как приватизировать землю под гаражом (гаражным кооперативом) - в собственность, нужно ли , бесплатно, для пенсионеров

Следует также отметить, что при определении налоговой базы применяются вычеты, установленные в п. п. 3 – 6 ст. 403 НК РФ. Например, при расчете базы в отношении квартиры ее кадастровая стоимость уменьшается на кадастровую стоимость 20 кв. м общей площади этого жилья, в отношении жилого дома – 50 кв. м общей площади, в отношении комнаты – 10 кв. м ее площади. При определении налоговой базы кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), уменьшается на 1 млн руб. Названные вычеты могут быть увеличены представительными органами муниципальных образований, а в городах федерального значения – законодательными (представительными) органами госвласти.

Кроме того, в течение четырех налоговых периодов с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов сумма налога к уплате будет рассчитываться по специальной формуле, указанной в п. 8 ст. 408 НК РФ. При этом такая формула не применяется при исчислении налога на имущество физлиц в отношении объектов, поименованных в п. 3 ст. 402 НК РФ, т.е. объектов (пп. 1 и 2 п. 1, п. п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ), налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта РФ определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости. К этим объектам относятся, например, торговые или административно-деловые центры и помещения в них либо объекты, которые образованы в результате раздела данных центров.

3. Установлены максимальные значения ставок налога

на имущество физлиц при определении базы исходя

из кадастровой стоимости имущества

В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество физлиц устанавливаются нормативными правовыми актами органов муниципальных образований (законами городов федерального значения). В отношении объектов, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости, ставки не могут превышать значений, указанных в п. 2 ст. 406 НК РФ:

— 0,1 процента – для жилых домов и помещений, объектов незавершенного строительства (если проектируемое назначение объекта – жилой дом), единого недвижимого комплекса, в составе которого есть хотя бы с одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, а также хозпостроек или строений площадью не более 50 кв м. на дачных (садовых, огороднических) участках и участках, предоставленных для ИЖС либо для ведения личного подсобного хозяйства. Нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) данная ставка может быть уменьшена до нуля или увеличена, но не более чем в 3 раза (п. 3 ст. 406 НК РФ);

— 2 процента – для недвижимости с кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб. и объектов (пп. 1 и 2 п. 1, п. п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ), налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта РФ определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости (например, торговых или административных центров и помещений в них), а также объектов, образованных, в частности, в результате раздела недвижимости, поименованной в этом перечне;

— 0,5 процентов – для всех прочих объектов налогообложения.

Согласно п. 5 ст. 406 НК РФ все названные ставки могут быть дифференцированы на местном уровне в зависимости от определенных оснований (например, кадастровой стоимости объекта, его вида или места нахождения).

Если представительные органы власти муниципальных образований (законодательные (представительные) органы городов федерального значения) не определили налоговые ставки для расчета налога исходя из кадастровой стоимости объекта, применяются установленные Налоговым кодексом РФ величины (пп. 1 п. 6 ст. 406 НК РФ).

Для объектов, в отношении которых налоговая база пока по-прежнему определяется как инвентаризационная стоимость, налоговые ставки не меняются по сравнению с предусмотренными Законом о налоге на имущество физлиц (п. 4 ст. 406 НК РФ, п. 1 ст. 3 Закона о налоге на имущество физлиц).

4. Скорректирован порядок предоставления льгот

по налогу на имущество физлиц

Перечень льготных категорий граждан не претерпел существенных изменений по сравнению с перечнем, который содержался в Законе о налоге на имущество физлиц (п. 1 ст. 407 НК РФ, ст. 4 Закона о налоге на имущество физлиц). В соответствии с п. 2 ст. 407 НК РФ размер льготы равен сумме налога, подлежащей уплате в бюджет в отношении объекта налогообложения, который находится в собственности лица и не используется в предпринимательской деятельности. По сути, речь идет об освобождении от уплаты налога.

Независимо от количества оснований льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика (п. п. 3 и 4 ст. 407 НК РФ). Кроме того, на местном уровне могут быть предусмотрены дополнительные льготы, а также основания и порядок их применения (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 407 НК РФ льгота не предоставляется в отношении объектов, кадастровая стоимость которых более 300 млн руб., и объектов (пп. 1 и 2 п. 1, п. п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ), налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта РФ определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости (например, торговых или административных центров и помещений в них), а также объектов, образованных, в частности, в результате раздела недвижимости, указанной в таком перечне.

Документы, подтверждающие право на льготу, и заявление на предоставление льготы налогоплательщик вправе подать в инспекцию по своему выбору (п. 6 ст. 407 НК РФ). Если физлицу уже предоставлялась льгота в соответствии с Законом о налоге на имущество физлиц, оно вправе не подавать документы и заявление повторно (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ). Кроме того, если физлицо, имеющее право на льготу, является собственником нескольких объектов налогообложения одного вида (например, двух квартир), это лицо до 1 ноября налогового периода, начиная с которого в отношении объектов применяется льгота, представляет заявление. В нем указывается объект, в отношении которого будет применяться льгота. При отсутствии такого заявления освобождение предоставляется в отношении объекта с максимальной суммой налога к уплате (п. 7 ст. 407 НК РФ).

5. Изменен срок уплаты физлицами налога на имущество

Аналогичный предельный срок установлен для уплаты физлицами транспортного и земельного налогов.

С 1 января 2015 г.:

— база по налогу на имущество физлиц определяется как кадастровая стоимость объекта при условии, что законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ принял решение об установлении единой даты начала применения на территории субъекта РФ нового порядка исчисления налога (абз. 3 п. 1 ст. 402, п. 1 ст. 403 НК РФ);

— налог на имущество, право собственности на которое возникло (прекратилось) у физлица в течение календарного года, рассчитывается с учетом коэффициента, определенного исходя из количества полных месяцев нахождения имущества в собственности (п. 5 ст. 408 НК РФ);

— представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы городов федерального значения) устанавливают налоговые ставки для расчета налога исходя из кадастровой стоимости объекта. Их размер по общему правилу не должен превышать определенных в Налоговом кодексе РФ величин (п. п. 1 и 2 ст. 406 НК РФ);

— в качестве объектов обложения налогом на имущество физлиц выделены машино-место, объект незавершенного строительства и единый недвижимый комплекс (п. 1 ст. 401 НК РФ);

— независимо от количества оснований льгота по налогу на имущество физлиц предоставляется в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика (п. п. 3 и 4 ст. 407 НК РФ);

— при расчете базы по налогу на имущество физлиц в отношении квартиры, комнаты, жилого дома и единого недвижимого комплекса, в составе которого есть хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), применяются вычеты (п. п. 3 – 6 ст. 403 НК РФ);

— физлица должны уплачивать налог на имущество не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ);

— кадастровая стоимость, измененная вследствие исправления технической ошибки, которая была допущена Росреестром, в целях исчисления налога на имущество физлиц применяется начиная с периода, когда была допущена указанная ошибка (абз. 3 п. 2 ст. 403 НК РФ);

— кадастровая стоимость, измененная на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или на основании решения суда, учитывается при расчете налога на имущество физлиц начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр (абз. 4 п. 2 ст. 403 НК РФ).

СОВЕТ САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. ВОЛОГДЫ

от 25 ноября 1999 г. N 261

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СТАВОК ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

(в ред. решений Вологодской городской Думы

от 23.11.2000 N 218, от 17.10.2002 N 519,

от 19.06.2003 N 646, от 19.06.2003 N 647,

от 24.06.2004 N 81, от 28.10.2004 N 147,

от 24.11.2005 N 335, от 29.05.2009 N 52,

от 31.05.2010 N 358, от 29.10.2012 N 1344,

(преамбула в ред. решения Вологодской городской Думы от 29.10.2012 N 1344)

1. Установить ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объектов налогообложения в следующих размерах:

Тип использования, суммарная инвентаризационная

Налог на имущество физических лиц: новый порядок

Источник: Журнал «Налоговая проверка»

8 октября 2014 года в «Российской газете» (№6501) был опубликован Федеральный закон от 04.10.2014 №284‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Федеральный закон №284‑ФЗ). Вводятся новые правила исчисления и уплаты налога на имущество, принадлежащее физическим лицам. Читайте об этом в предложенном материале.

Это интересно:  Пересечение границы на тонированном автомобиле - вопрос юристу. Санкт-Петербург

История вопроса

Как сказано в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством РФ 30.05.2013: в настоящее время подготовлен проект поправок к проекту федерального закона №51763‑4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», предусматривающему включение в налоговую систему РФ налога на недвижимое имущество. Речь идет о том самом законопроекте, который в итоге стал Федеральным законом №284‑ФЗ.

Федеральный закон №284‑ФЗ рождался непросто: он был внесен в Госдуму 11.05.2004. И долгих 10 лет решения по нему не принималось. И только в июне 2014 года началось новое рассмотрение.

Отметим, что пока Федеральный закон №284‑ФЗ обрел свой окончательный вид, он кардинально видоизменился, начиная с названия и заканчивая существом вопроса.

Как сказано в пояснительной записке к данному законопроекту, он направлен на создание налоговых условий для формирования рынка доступного жилья. Основная цель законопроекта– установить местный налог на недвижимость жилого назначения и определить порядок введения этого налога.

Изначально планировалось ввести налог для юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости жилого назначения (квартир, жилых домов, дач), гаражей, находящихся в собственности физических лиц, гаражных и гаражно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений собственников жилья, а также земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости или которые предоставлены для их строительства. Этот местный налог на недвижимость должен был заменить для соответствующих плательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов.

Установление местного налога на недвижимость и определение его основных элементов путем принятия соответствующей главы Налогового кодекса должно было обеспечить реализацию реформы налогообложения недвижимости в масштабах РФ путем постепенного, по мере готовности, его введения решениями представительных органов местного самоуправления в период до 1 января 2007 года.

Первоначальный вариант законопроекта, представленный на первом чтении в Госдуме, предусматривал дополнение НК РФ гл. 31 «Местный налог на недвижимость», также фигурировало такое понятие, как «оценочная стоимость объектов недвижимого имущества», к объектам налогообложения относились земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости и выделенные под строительство указанных объектов.

Но уже ко второму чтению, которое было в 2014 году, законопроект обрел вид, близкий к тому, который был фактически принят. И вместо местного налога на недвижимость в НК РФ введена гл. 32 «Налог на имущество физических лиц».

Новые правила для старого налога

Федеральный закон №284‑ФЗ вводит в действие новую гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ. Для налогоплательщиков – физических лиц это означает, что они будут по‑прежнему уплачивать налог на имущество, но по новым правилам, установленным уже в рамках НК РФ. Напомним, что сегодня действует Закон РСФСР от 09.12.1991 №2003‑1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее –Закон РФ №2003‑1), который в дальнейшем будет признан утратившим силу. Принципиальное отличие нового закона от действующего сегодня заключается в том, что для определения налоговой базы будет применяться не инвентаризационная стоимость, а кадастровая стоимость имущества. Соответствующие законы субъекты РФ должны принять до 1 января 2020 года: после этой даты определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится.

Рассмотрим основные нормы, установленные гл. 32 НК РФ.

Введение налога. Налог на имущество физических лиц (далее – налог) устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог регулируется НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

После принятия соответствующих нормативных актов он обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.

В случае утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе установить в срок до 20 ноября 2014 года единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года. Соответствующие нормативные правовые акты должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2014 года.

Полномочия субъектов РФ. Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют:

  • налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 НК РФ;
  • особенности определения налоговой базы в соответствии с гл. 32 НК РФ;
  • налоговые льготы, не предусмотренные гл. 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Налогоплательщики.Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Если сравнить приведенные новые нормы, определяющие объект налогообложения, с действующим сегодня Законом РФ №2003‑1, то к объектам налогообложения отнесли машино-место, единый недвижимый комплекс, иные здания, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения на приусадебных участках (ранее речь шла только о даче). Таким образом, перечень облагаемого имущества расширился. Но при этом из него исключили имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Также в НК РФ не определено понятие «единый недвижимый комплекс».

Налоговая база. В соответствии с гл. 32 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Если соответствующие законы субъектами РФ не приняты, то налоговая база определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Таким образом, физические лица вслед за юридическими лицами перейдут на уплату налога на имущество с кадастровой стоимости. В чем разница?

Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется БТИ (бюро технической инвентаризации) по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (Приказ Минстроя РФ от 04.04.1992 №87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности»).

Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 №94и письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 №14‑Д(по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 №15‑148/6 и №15‑149/6(по отрасли «Жилищное хозяйство»), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Физический износ жилых зданий определяется по «Правилам оценки физического износа жилых зданий» (ВСН 53‑86) (Письмо Минфина РФ от 19.02.2010 №03‑05‑04‑01/12).

Согласно ст. 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 №135‑ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон №135‑ФЗ)определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями данного закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (Минэкономразвития), стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Федерального закона №135‑ФЗ.

Информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества организация может получить в территориальном органе Росреестра по месту нахождения объекта недвижимого имущества в форме кадастровой справки, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 01.10.2013 №566(Письмо ФНС РФ от 08.05.2014 №БС-4-11/8876).

Минэкономразвития дал такое определение кадастровой стоимости. Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (Приказ Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 №508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)»).

Таким образом, принципы определения инвентаризационной стоимости и кадастровой стоимости совершенно разные, соответственно, налоговая база будет также отличаться. Поскольку кадастровая стоимость приближена к рыночной, то и налоговая база вырастет в разы по сравнению с той, которая исчислялась исходя из инвентаризационной стоимости.

Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлен ст. 403 НК РФ. В отношении отдельных объектов установлены следующие особенности определения налоговой базы:

Если при применении налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, то в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Это интересно:  Меры административного принуждения - законные положения

Если субъектом не принят новый порядок исчисления налога на имущество, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налоговые ставки.Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости:

  • от кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);
  • от вида объекта налогообложения;
  • от места нахождения объекта налогообложения;
  • от видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

При этом налоговые ставки, установленные субъектом РФ, не должны превышать максимальных значений, которые установлены п. 2 ст. 406 НК РФ.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

гаражи и машино-места;

хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

Данная налоговая ставка может быть уменьшены до нуля или увеличена, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)

объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.

  • в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения – по максимальным налоговым ставкам;
  • в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения – по налоговой ставке 0,1% в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500000руб. включительно и по налоговой ставке 0,3% в отношении остальных объектов.

Налоговые льготы.Главой 32 НК РФ определены налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц. Полный перечень льготников представлен в ст. 407 НК РФ.

Успокоим собственников недвижимости: список тех, кто имеет право на льготу, не уменьшился, а наоборот, расширился по сравнению с перечнем льготников, приведенным в Законе РФ №2003‑1. В нем остались все те, кто там был, и добавились следующие категории налогоплательщиков:

  • ветераны боевых действий;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №2‑ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством РФ выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Но изменился порядок предоставления льгот. Если действующим сегодня Законом РФ №2003‑1 вообще освобождались от уплаты налога определенные физические лица, то по новым правилам налоговая льгота предоставляется:

  • в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности;
  • в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот;
  • в отношении следующих видов объектов налогообложения: квартира или комната, жилой дом, помещение или сооружение для творческих деятелей, хозяйственное строение или сооружение для личного подсобного хозяйства, гараж или машино-место.

Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ:

  • объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
  • в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, – вновь образованный объект, включенный в перечень;
  • в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.

Предоставление льгот носит заявительный характер, уведомление представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Отдельно прописано, что после 1 ноября уточненное уведомление представить будет нельзя. Форма данного уведомления будет утверждена ФНС.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Перерасчет суммы налога в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.

Обратите внимание:

Лицо, имеющее право на льготу в соответствии с гл. 32 НК РФ, которому по состоянию на 31 декабря 2014 года была предоставлена налоговая льгота в соответствии с Законом РФ №2003‑1, вправе не представлять в налоговый орган повторно заявление и документы для представления льгот.

Напомним, что субъекты РФ вправе устанавливать налоговые льготы, не предусмотренные гл. 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Порядок исчисления суммы налога. Налоговым периодом по данному налогу признается календарный год. Сумма налога по‑прежнему исчисляется налоговыми органами на основании имеющихся сведений по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Правила исчисления налога принципиально не изменились:

  • если объект находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения;
  • если объект находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях;
  • в случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма налога исчисляется с учетом коэффициента;
  • в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде;
  • за неполный месяц налог рассчитывается по состоянию на 15‑е число месяца;
  • в отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства.

Новшеством является наличие переходного периода в течение первых 4 налоговых периодов применения нового порядка исчисления налога. Законодатель привел следующую формулу:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2, где:

Н– сумма налога, подлежащая уплате (в случае неполного периода владения объектом приведенные выше правила действуют);

Н1– сумма налога, исчисленная по новым правилам за весь налоговый период;

Н2– сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения за весь последний налоговый период в соответствии с Законом РФ №2003‑1и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со ст. 403 НК РФ начиная с 1 января 2015 года;

К– коэффициент, равный:

  • 0,2 – применительно к 1‑му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 НК РФ;
  • 0,4 – применительно ко 2‑му налоговому периоду;
  • 0,6 – применительно к 3‑му налоговому периоду;
  • 0,8 – применительно к 4‑му налоговому периоду.

Начиная с 5‑го налогового периода исчисление суммы налога производится без учета приведенных положений.

В случае если Н2 > Н1, сумма налога исчисляется без учета приведенных положений.

Порядок и сроки уплаты налога.Налог подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Действует исковой срок давности – три года.

Подведем итоги. С 1 января 2015 года в РФ вводится новый налог, заменяющий действовавший ранее налог на имущество физических лиц. Теперь данный налог будет регулироваться нормами НК РФ.

Непосредственно налог будет вводиться законами субъектов РФ, которым дано право устанавливать налоговые ставки, льготы и другие особенности исчисления данного налога. Полностью перейти на уплату налога по новым правилам все субъекты обязаны до 2020 года.

Перечень облагаемого имущества расширился.

Принципиально изменился порядок определения налоговой базы: теперь она определяется исходя из кадастровой стоимости имущества.

По-прежнему будут действовать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, но определен новый порядок их предоставления.

Также приятным новшеством является наличие переходного периода в течение первых 4 налоговых периодов применения нового порядка исчисления налога.

Статья написана по материалам сайтов: lexandbusiness.ru, kursak.net, www.klerk.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector