+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Социальная защита и пенсии

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в соответствии с действующим российским законодательством осуществляют социальные выплаты. К ним относятся, в частности, ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан из числа федеральных льготников и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – ежемесячные выплаты отдельным категориям граждан. Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации независимо от места их проживания.

  • инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
  • инвалидам вследствие военной травмы;
  • бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания.

ДЕМО в размере 500 руб. устанавливается:

  • военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • вдовам погибших в годы войны военнослужащих; вдовам инвалидов Великой Отечественной войны;
  • лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто.

ДЕМО выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.

Гражданам, имеющим право на ДЕМО, но не реализовавшим его своевременно, необходимо подать заявление о назначении этой выплаты в территориальный орган ПФР по месту жительства. Если гражданин имеет право на ДЕМО, но он не является пенсионером, эта выплата также назначается и выплачивается территориальными органами ПФР по месту жительства, а в случае постоянного проживания за пределами России – Пенсионным фондом Российской Федерации.

В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ДЕМО по нескольким основаниям, оно устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) – социальная выплата, устанавливаемая территориальными органами ПФР отдельным категориям граждан из числа:

  • ветеранов (Великой Отечественной войны, боевых действий и т.д.);
  • инвалидов, включая детей инвалидов;
  • бывших несовершеннолетних узников фашизма;
  • лиц, пострадавших в результате воздействия радиации.

Для назначения ЕДВ гражданину необходимо подать письменное заявление в ПФР по месту жительства (по месту фактического проживания). Граждане, получающие пенсию, подают заявление об установлении ЕДВ в территориальный орган ПФР, осуществляющий их пенсионное обеспечение.
В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

Набор социальных услуг (НСУ) – получатели единовременной денежной выплаты имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя:

  • дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Отказ от набора социальных услуг – граждане, имеющие право на набор социальных услуг, могут выбирать: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте. Допускается замена набора социальных услуг деньгами полностью либо частично.

Для того чтобы отказаться от получения набора социальных услуг в натуральной форме и получать денежные средства, необходимо до 1 октября подать заявление об отказе от получения социальных услуг или одной социальной услуги в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который осуществляет ЕДВ.

Достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т.д.), после чего нет необходимости ежегодно подтверждать свое решение. Поданное заявление об отказе будет иметь силу до того момента, пока гражданин не примет решение возобновить получение льгот. В этом случае льготнику надо будет до 1 октября подать заявление в управление Пенсионного фонда по месту жительства.

Социальная доплата к пенсии – доплата к пенсии до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже его величины.

Социальная доплата бывает двух видов: федеральная либо региональная.

Федеральная доплата устанавливается, если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума. Она выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Региональная доплата устанавливается, если пенсионер проживает в субъекте Российской Федерации, где прожиточный минимум пенсионера выше федерального. Она выплачивается органами социальной защиты населения региона.

Для получения социальной доплаты тем, кто вышел на пенсию до 1 января 2010 года, ничего делать не надо – ПФР совместно с органами соцзащиты рассчитали сумму соцдоплаты. Тем, кто выходит на пенсию после 1 января 2010 года, соцдоплата устанавливается одновременно с назначением пенсии по заявлению гражданина.

Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи – персонифицированный список федеральных льготников, ведение которого осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации для реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на эти цели.

Социальная защита, пенсии и компенсации

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ПЕНСИИ И КОМПЕНСАЦИИ

Минимальный размер оплаты труда увеличен почти в два раза

Минимальный размер оплаты труда повысился с 2300 рублей до 4330 рублей в месяц. Таким образом, минимальный размер оплаты труда должен сравняться с прожиточным минимумом трудоспособного населения (по данным за IV квартал 2007 года).

Повышение минимального размера оплаты труда в 1,88 раза коснется в первую очередь низкооплачиваемых групп работников. Оно должно привести к сокращению теневых выплат» и росту зарплат в стране.

См. Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: изменение МРОТ 2008

Доплаты для милиционеров

Отдельным сотрудникам органов внутренних дел предусмотрены ежемесячные стимулирующие дополнительные выплаты, а для руководителей органов (подразделений) внутренних дел — дополнительная единовременная выплата за высокие показатели в оперативно-служебной деятельности по итогам календарного года.

Устанавливаются размеры выплат в процентах от фиксированной суммы на 2009 год. Фиксированная сумма составляет 40 тыс. рублей. Определен порядок осуществления выплат. 100-процентную фиксированную сумму единовременно получат: заместитель (первый заместитель) начальника управления внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), на особо важных и режимных объектах; ежемесячно — начальники главного управления МВД России по федеральному округу, главного управления, управлений внутренних дел по субъекту РФ, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; министр внутренних дел по субъекту РФ.

Меньше всех (20% от фиксированной суммы) ежемесячно будут получать: заместители начальников подразделений по муниципальным образованиям; отдела внутренних дел в ЗАТО, на особо важных и режимных объектах со штатной численностью менее 150 единиц; заместитель начальника линейного управления (отдела) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте со штатной численностью менее 50 единиц.

Начальники органов внутренних дел могут ежегодно устанавливать для своих сотрудников дополнительные выплаты в размерах не более 100% от установленного по соответствующей штатной должности заместителя начальника органа (подразделения) внутренних дел.

См. Приказ МВД России от 20 октября 2008 г. N 885 «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников органов внутренних дел».
Зарегистрировано в Минюсте России 20 ноября 2008 года. Регистраци- онный N 12700.

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: дополнительное стимулирование МВД

Супруги дипломатов имеют право на полноценный пенсионный стаж

Дополнен перечень периодов, включаемых в страховой стаж наравне с периодами работы с целью формирования пенсионных прав граждан и определения права на трудовую пенсию, за которые государством производится возмещение из средств федерального бюджета расходов ПФР по выплате страховой части пенсии. К ним относятся следующие периоды: проживание супругов военнослужащихконтрактников, проходящих военную службу в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства; проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные представительства.

Ранее за указанные периоды, а также учитываемый с 1 января 2002 года период ухода трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, страховые взносы в ПФР не поступали. В такие периоды граждане не являлись застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования лицами. Для формирования у них расчетного пенсионного капитала, влияющего на размер страховой части трудовой пенсии, предусматривается возмещение расходов ПФР по выплате страховой части трудовой пенсии за счет средств федерального бюджета.

См. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий».

Выросло пособие на погребение

Размер пособия на погребение, выплачиваемого родственникам или законным представителям умершего, увеличился до 4 тыс. рублей (ранее он составлял 1 тыс. рублей). Стоимость этих услуг возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в аналогичном размере.

Увеличение размера пособия (суммы возмещения) обусловлено дороговизной услуг по погребению. Размер пособия (сумма возмещения) будет индексироваться с учетом уровня инфляции.

См. Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 238-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Уточнены периоды ведения боевых действий с участием граждан РФ в Анголе, Мозамбике и Эфиопии

В целях предоставления мер социальной поддержки всем гражданам РФ — ветеранам боевых действий в Анголе, Мозамбике и Эфиопии уточнены периоды ведения боевых действий с участием граждан РФ в указанных государствах.

См. Федеральный закон от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах».

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: изменения в закон о ветеранах 2008

Разведчикам внутренних войск МВД будут платить за особые условия службы

Помимо выплат, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.

Это интересно:  Вопросы семьи и брака « UrExpert.Online

Так, министру внутренних дел РФ предоставлено право устанавливать военнослужащим-контрактникам внутренних войск МВД России, проходящим военную службу в органах управления разведкой, разведывательных воинских частях (подразделениях), воинских частях (подразделениях) специального назначения, учебных разведывательных воинских частях (подразделениях) и учебных воинских частях (подразделениях) специального назначения, дополнительную ежемесячную надбавку за особые условия военной службы. Размер указанной надбавки не может быть более 50% оклада по воинской должности.

См. Указ Президента РФ от 10 июля 2008 г. N 1054 «О дополнительных мерах по обеспечению социальных гарантий отдельных категорий военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: дополнительные социальные гарантии МВД

Из дальнего похода — в санаторий!

Согласно вносимым изменениям, военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, направляются на медико-психологическую реабилитацию продолжительностью до 30 суток. Тем самым планируется усилить социальную защищенность военнослужащих, участвовавших в дальних полетах, походах, мероприятиях по борьбе с терроризмом, выполнявших учебно-боевые задачи.

Указанная реабилитация проводится бесплатно за счет средств федерального бюджета при наличии показаний. На период медико-психологической реабилитации военнослужащим предоставляются реабилитационные отпуска.

Перечни показаний к медико-психологической реабилитации и категорий военнослужащих, подлежащих реабилитации, а также порядок ее проведения будут определены федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Также установлено, что в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются дополнительные сутки отдыха, предоставляемые военнослужащим, участвовавшим в боевом дежурстве, учениях, походах кораблей и других подобных мероприятиях.

См. Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-психологической реабилитации военнослужащих».

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: реабилитация военнослужащих

Социальная защита и поддержка в Москве в 2018 году

Российская государственная политика в сфере соцзащиты населения построена на двухуровневой системе законодательства. Часть преференций всем гражданам РФ, являющимся льготниками, предоставляется в рамках общероссийского законодательства. Регионам дано право разрабатывать и внедрять собственные мероприятия для жителей подведомственной территории.

Общие принципы столичной социальной политики на 2018 год

Социальная защита города Москвы представляет собой комплекс мер, направленных на оказание помощи самым нуждающимся по критериям:

  • недостаточного уровня доходов;
  • невозможности осуществлять трудовую деятельность в силу различных причин;
  • попадания в сложную жизненную ситуацию;
  • иным.

Подсказка: часть общероссийских преференций предоставляется по месту службы. Льготникам следует информировать работодателей о причастности к той или иной категории в инициативном порядке.

В законе № 70 от 03.11.04 записаны основные принципы предоставления поддержки населению за казенные деньги. Власти ставят перед собой следующие цели:

  1. Сохранение социальной защиты населения на уже достигнутом уровне.
  2. Создание условий для адаптации граждан ввиду изменений государственной соцпрограммы.
  3. Выделение средств из бюджета столицы в адрес особо нуждающихся граждан на основе:
    • инициативного заявления претендентов;
    • соответствия критериям, записанным в законодательных актах.

К основным группам населения, подлежащим заботе со стороны властей, причислены следующие:

  • ветераны ВОВ, труда, воинской службы и боевых действий;
  • труженики тыла;
  • репрессированные и реабилитированные;
  • заслуженные граждане;
  • малоимущие и многодетные;
  • несовершеннолетние и студенты;
  • иные.

Подсказка: обратиться за полагающимися пособиями жители Москвы в 2018 году смогут через интернет. Заявки принимаются на сайте Госуслуг Правительства столицы. Скачать для просмотра и печати:

Соцподдержка ветеранов

Ветеранам полагаются следующие виды помощи:

  • ежемесячные начисления в размере 200,0 р. (сумма подлежит ежегодному индексированию);
  • использование всех видов городского транспорта для них бесплатно;
  • бюджет осуществляет компенсационные выплаты по заявлению льготника по оплате половины начислений за:
    • электроэнергию;
    • водоснабжение и отведение воды;
    • отопление;
    • вывоз мусора;
    • природный газ;
  • зубное протезирование данной группе населения осуществляется за бюджетные деньги (за исключением дорогостоящих средств);
  • обеспечение оздоровительными путевками и компенсация затрат на проезд к месту лечение (раз в год);
  • родственникам выплачивается пособие на погребение в случае кончины льготника.

Подсказка: обращаться за всеми видами преференций следует в соцзащиту столицы. При себе нужно иметь:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Соцподдержка московских пенсионеров

В 3-м параграфе 70-го закона описаны следующие меры соцподдержки пенсионеров, постоянно зарегистрированных в столице:

  • использование всех видов городского транспорта, включая метро и электрички, на безвозмездной основе (требуется предъявить удостоверение);
  • в части медобслуживания льготники обеспечиваются бесплатно:
    • оздоровительными путевками по профилям заболеваний (ежегодно);
    • зубным протезированием (раз в пять лет), за исключением конструкций из драгоценных металлов;
  • им полагаются скидки на приобретение медикаментов, выписанных доктором;
  • одинокие пенсионеры получают натуральную помощь в виде:
    • ухода на дому соцработниками;
    • патронажа;
    • уборки помещений;
    • проведения санитарно-гигиенических процедур;
    • приобретения продуктов питания и приготовления пищи;
  • престарелые пенсионеры, перешагнувшие 80-летний порог, освобождаются от внесения взносов на капремонт зданий;
  • материальная помощь на приобретение вещей нуждающимся;
  • льготы при начислении транспортного и имущественного налога;
  • родственники получают выплаты, связанные с погребением льготников.

Подсказка: соцработники ухаживают за пенсионерами бесплатно. Деньги им подопечные должны выдавать на приобретение продуктов и средств гигиены для личного пользования.

Пособие, связанное с погребением в Москве

Данный вид поддержки полагается гражданам, взявшим на себя заботы о погребении усопшего москвича. Претендовать на него могут как родственники, так и сторонние лица. Критерий один — организация погребения человека. В столице установлено несколько размеров помощи, связанных с категориями усопших:

  1. Социальное — 5 562,25 р. Выплачивается органами Пенсионного фонда в рамках общероссийского законодательства.
  2. Власти мегаполиса доплачивают по 11 000,0 р. на каждого погребенного (обращаться следует в соцзащиту).

Подсказка: если умер трудоустроенный гражданин или ребенок труженика, то обращаться за выплатой следует по месту службы.

Губернаторская стипендия

Данный вид помощи носит адресный характер. Назначается стипендия студентам московских ВУЗов, отлично осваивающим программу, имеющим дополнительные достижения. Величина выплаты составляет 6 500,0 р. в месяц. Начисления не связаны с обычной стипендией претендента (осуществляются параллельно).

Подсказка: распределением губернаторского стипендиального фонда занимаются руководители столичных ВУЗов.

Программа социального субсидирования

Столичная программа предусматривает несколько мер безвозмездной поддержки жителей:

  • компенсация затрат на посещение малолетними детских дошкольных учреждений;
  • помощь в оплате коммунальных услуг нуждающимся;
  • поддержка граждан, вкладывающих средства в жилой фонд.

Подсказка: пособия на садик оформляются в бухгалтерии учреждения. Скидки имеют такие размеры:

  • 20% среднемесячного взноса (по средним показателям) на первого малыша;
  • 50% — на второго;
  • 70% — на третьего и каждого следующего.

Субсидирование оплаты ЖКХ

Установленной категории граждан бюджет выделяет деньги в качестве помощи на оплату неподъемных коммунальных тарифов. К таковым относятся:

  • граждане, которым официально выделены квартиры из муниципального и государственного фонда;
  • наниматели частных квартир (нужен договор);
  • собственники жилых помещений:
    • квартир;
    • долей в квартирах и домах;
    • члены жилищных кооперативов.

Подсказка: субсидии в рамках межгосударственных договоров начисляются гражданам Беларуси и Киргизии.

Расчет поддержки производится на основании таких параметров:

  • доходов всех членов семейства заявителя;
  • расходов на коммунальные услуги в рамках норм потребления.

По установленным правилам помощь назначается на полгода. При этом учитывается дата заявки:

  • если она поступила до 15-го числа, то начисления производятся за текущий месяц;
  • если позже (с 16-го и до конца периода), то с первого числа следующего месяца.

Подсказка: получатели субсидий обязаны вносить полную сумму оплаты ЖКУ из собственных средств. Помощь перечисляется им на отдельные счета после завершения отчетного месяца. Возмещение должникам приостанавливается или вовсе прекращается.

Бюджетная поддержка на покупку жилых помещений

  • не обеспеченные площадью в рамках, установленных в Жилищном кодексе:
    • менее 10 кв. м на человека в квартире;
    • менее 15 кв. м — в доме;
  • проживающие в непригодном для этого здании (если оно признано таковым московскими властями);
  • члены семейства больного человека, нуждающегося в специальном уходе, живущие в одной квартире с иными семьями, по договору соцнайма;
  • использующие жилые помещения, не обеспеченные элементарными удобствами.

Заявитель должен отвечать следующим критериям:

  • состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении условий проживания;
  • не иметь в собственности иных жилых помещений.

Подсказка: поддержка на приобретение жилья в Москве оформляется местными администрациями. Средства выделяются из расчета норм, установленных Жилищным кодексом (18 кв. м на одного члена семейства). Скачать для просмотра и печати:

Соцзащита отдельных категорий столичных жителей

В 70-м законе выделено несколько категорий граждан, которым предоставляются отдельные виды помощи. К ним относятся следующие:

  • пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС ;
  • ликвидаторы;
  • доноры;
  • репрессированные и реабилитированные.

Данным группам населения полагается помощи из казны в виде:

  • ежемесячных выплат;
  • скидок на коммунальные услуги;
  • предоставления оздоровительных путевок в санатории без внесения платы;
  • внеочередного приема в медучреждениях;
  • иные.

Подсказка: для получения преференций потребуется удостоверение. Оформляют его органы соцзащиты столицы по территориальному признаку.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Изменения в 2018 году

Об изменениях в 2018 году будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Социальные пособия, выплаты и льготы

Ко мне в Виртуальную школу пенсионера часто обращаются по вопросам социальной защиты. Поэтому я и решил подготовить данный материал. Основными видами и одновременно элементами сложившейся к настоящему времени в нашей стране системы социальной защиты населения являются:

  • социальная защита, основанная на страховых принципах и осуществляемая Федеральными внебюджетными страховыми фондами (Фондом социального страхования, Пенсионным фондом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования), и
  • социальная защита в виде социальной помощи (социального обслуживания, социальных льгот), осуществляемая на региональном уровне.

Про такие понятия как «социальное обеспечение» и «собесы» забудьте – это все ностальгия по безмятежным советским временам.

Вопросы социального страхования как одного из важнейших направлений социальной защиты работающего населения подробно рассмотрены в моих статьях:

Относительно социальной защиты в виде социального страхования (для тех, кто не читал эти статьи) следует обратить внимание на следующее.

Все что связано с финансированием выплат социальных пособий работающим по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, оздоровления работающих и членов их семей и др. входит в компетенцию Фонда социального страхования.
И если у Вас возникают какие-то проблемы по этим направлениям социальной защиты, и Вы не можете их разрешить на уровне своего работодателя, то обращаться необходимо в Ваше региональное отделение Фонда социального страхования.

С пенсионным страхованием как разновидностью социальной защиты Вы можете ознакомиться в следующих моих статьях:

Это интересно:  Правопреемство в административном процессе

В ближайшее время я познакомлю Вас также с вопросами организации медицинского страхования в нашей стране и как Вам правильно воспользоваться Вашими правами на данный вид социальной защиты.

В данной статье мы поговорим только о таком виде социальной защиты как социальная помощь(социальное обслуживание, социальные льготы).

Решение этих вопросов социальной защиты в настоящее время возложено практически полностью на региональные администрации. Так что по всем вопросам социальной помощи и социального обеспечения необходимо обращаться в соответствующие региональные подразделения социальной защиты, подведомственные местной администрации.

Социальная помощь как один из видов социальной защиты

Сложившаяся за прошедшие (после переворота) 20 лет в России система социальной помощи де-факто основана на двух противоположных принципах:

  • адресная социальная помощьмалоимущим слоям населения, предоставляемая на основе учёта уровня их дохода, и
  • огромного количества социальных льгот, предоставляемых различным категориям лиц, не зависимо от их уровня материального обеспечения.

Об идее адресного подхода к получателям социальной помощи много говорится, начиная с середины 90-х годов. Однако, в отличие от принципов адресности и проверки нуждаемости в данном виде социальной защиты, а именно социальной помощи, на протяжении всего этого времени, да и сейчас тоже, федеральные органы власти не только не сократили, но и значительно расширили объём различных социальных льгот и выплат, предоставляемых определенным категориям граждан и работникам определённых профессий вне зависимости от уровня их доходов.

В результате действующая система социальной защиты в рамках социальной помощи включает более 150 видов льгот и выплат почти 250 категориям граждан и семей. При этом все эти виды социальной помощи не зависят от уровня доходов.

В итоге, по оценкам специалистов, только менее 20% от общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную помощь, было предоставлено семьям с доходами ниже прожиточного минимума.

Более того, большая часть этого вида социальной защиты не была обеспечена финансами, что тяжёлым бременем ложится именно на местные органы власти, на которые законодательно была возложена ответственность за предоставление социальной помощи.

Также следует учесть, что, бюджет практически каждого второго муниципального образования из числа городов и сельских районов Российской Федерации является дефицитным!

В рамках этого направления социальной защиты населения Федеральное правительство в лице Минздравсоцразвития РФ (в настоящее время возглавляемого г-жой Голиковой Т.А.) устанавливает законодательно определённый перечень и порядок предоставления муниципальными образованиями услуг по социальной помощи (обслуживанию) населения. Финансирование же большей части программ по социальному обслуживанию осуществляется федеральным бюджетом косвенно — через общие трансферты в бюджет субъектов Российской Федерации.

В итоге большинство социальных услуг по социальной защите финансируется из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и предоставляется непосредственно населению муниципальными органами социальной защиты населения.

Нормативно-правовая базы функционирования системы социальной защиты

Основы нормативно-правовой базы социальной защиты были сформированы преимущественно в 90-ые годы. Вот лишь небольшая часть этих нормативно-правовых документов, принятых на федеральном уровне в области социальной защиты населения:

  • Федеральный закон от 12.01. 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»
  • Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
  • Федеральный закон от 2.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
  • Указ Президента РФ от 14.09. 1995 г. № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года «
  • Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 14.05.1996 № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики»
  • Федеральный закон от 17.07. 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи«.

Я умышлено выделил в названиях законов понятия «социальная помощь» и «социальное обслуживание». Даже по названиям законов можно судить, что у чиновников, отвечающих за сферу социальной защиты, нет четкого понимания, а что же нужно делать и как это трактовать. Есть элементарное «затыкание дыр».

Если рассмотреть практику реализации социальной защиты населения на местном уровне, то можно выделить две основные тенденции развития системы социальной защиты:

  • точное следование федеральной социальной политике в области социальной защиты населения;
  • определение собственных приоритетов в социальной защите населения своего региона, важных для данной конкретной территории, но не находящихся в фокусе внимания федерального правительства или субъекта Российской Федерации.

Ярким примером первой модели социальной защиты населения служит Москва. Уровень бедности в столице относительно невысок по сравнению с другими городами России.

Однако Москва лидирует по уровню экономического неравенства: значение индекса Джини (отражает степень неравномерности распределения доходов в обществе) для Москвы почти в два раза превышает общероссийский уровень.

Социально ориентированной стратегией для Москвы было бы сочетание принципов социального инвестирования, стимулирующего потребительское поведение экономически активных и высокодоходных групп на рынке социальных услуг, и адресной социальной защиты малоимущих на основе оценки их доходов и определения нуждаемости семьи.

Однако социальная политика московских властей в области социальной защиты сегодня больше следует федеральной модели социальной защиты населения страны.

В результате социальное неравенство усугубляется, так как наибольшую выгоду от системы уравнительного дотирования мер социальной защиты получают высокодоходные и среднедоходные семьи с относительно высоким социальным статусом.

Внимание. Таким образом, мы видим, что и в сфере социальной защиты населения наблюдается точно такая же картина, как и в социальном страховании, и в пенсионном обеспечении, когда львиная доля бюджетных средств, выделяемых на цели социальной защиты, перераспределяется в пользу наиболее обеспеченных слоев населения.

Немного истории по развитию социальной защиты населения в нашей стране

Как отмечают многие исследователи, советский гражданин обладал тем, что для жителя Запада недоступно и по сей день – уверенностью в завтрашнем дне.

А была ли социальная защита населения в дореволюционной России?

Истоки социальной защиты восходят к благотворительности. Как социальное явление благотворительность в России имеет многовековые традиции. Еще в обычаях восточнославянских племен имели место ее простейшие формы: раздача нуждающимся пищи и одежды. Оказание помощи больным и нищим стало одной из форм реализации христианской заповеди любви к ближнему.

С образованием единого Российского государства и по мере его укрепления усиливается его роль в организации социальной защиты в виде “призрения” (призреть — отнестись к кому-либо с участием). В Постановлении Стоглавого Собора попечение о бедных признается делом общества, осуществляемым на основе принятых государством законов.

Начало становления системы общественного призрения, и превращение ее в отрасль государственного управления происходит при Петре I.

8 июня 1701 года Петр I принял Указ «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельнях нищих, больных и престарелых».

Великий Государь указал » в домовых Святейшего Патриарха богадельных нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собрания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриаршей домовой казны».

В этот период активно формируется законодательная база социальной защиты населения. Значительное место в социальной защите отводилось призрению инвалидов, престарелых, отставных военнослужащих и детей, для которых строились инвалидные дома, сухопутные и морские госпитали, специальные дома для незаконнорожденных детей, детские приюты и другие социальные учреждения.

В эпоху царствования Екатерины II создается сеть специальных учреждений — губернских Приказов общественного призрения, в их ведение были переданы все медицинские и благотворительные учреждения (народные школы, сиротские дома, богадельни, приюты, больницы, дома для сумасшедших). Созданные Приказы не могли помочь всем нуждающимся, казенных средств не хватало. В этот период возникает идея сделать попечение о бедных и больных не только государственным, но и общественным делом. Эта идея получила наиболее полное воплощение при Александре I. Чтобы привлечь внимание общества, делу призрения был придан статус национально значимого деяния.

Пример что было в Росии:

В 1890 году почетный гражданин Вологды купец Тимофей Емельянович Колесников купил на свои деньги бывшую графскую усадьбу и организовал в ней ночлежный приют для бездомных.

При приюте устроил бесплатную столовую, в которой всякий бедняк мог один раз в день пообедать.

Т.Е.Колесников все свое огромное состояние завещал этому дому.

После 1917 года ночлежку разогнали.

Пример что стало в Росии:

В целом XVIII век и первая половина XIX столетия были временем становления и развития государственной системы социальной защиты в форме «призрения», состоящей преимущественно из благотворительных учреждений закрытого типа, которые содержались не только за счет государства, но и филантропических обществ, церкви и частных благотворителей.

Переломным моментом в развитии социальной защиты стала Октябрьская революция 1917 года. Придя к власти, большевики осудили социальную защиту в форме благотворительности как буржуазный пережиток.

Любая благотворительная деятельность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства закрыло путь церковной благотворительности.

С этого времени начинается новый этап становления и развития советской модели социальной защиты населения.

Определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство, взявшее на себя заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах и детях. Элементом социальной политики государства стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране.

В октябре 1917 г. был учрежден Наркомат государственного призрения России, переименованный в апреле 1918 г. в Наркомат социального обеспечения Российской Федерации.

Однако не всегда провозглашенные государством цели и задачи соответствовали его материальным возможностям. В октябре 1918 г. был издан Закон, предусматривающий материальное обеспечение трудящихся при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, сиротстве и вдовстве.

Однако в структуре расходов государственного бюджета доля затрат на социальное обеспечение и страхование составляла лишь 2,5%.

В 1927 г. в СССР впервые было введено пенсионное обеспечение по старости.

В 1946 г. образовано Министерство социального обеспечения РСФСР. В СССР успешно функционировали социальные учреждения для престарелых, одиноких людей, детей, потерявших родителей, детей, чьи родители были лишены родительских прав и др.

Прямым следствием начатого с 1992 г. радикального социально-экономического реформирования страны явилось и реформирование системы социальной защиты.

Тогда же была сформулирована и концепция социальной защиты нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и семей с детьми как своеобразного амортизатора негативных последствий «шоковой терапии» и других «непопулярных» мер, особенно в отношении наиболее социально незащищенных слоев населения.

Это интересно:  Сбербанк массово блокирует карты

Становление нынешней системы социальной защиты населения, было связано с резким ухудшением экономической и демографической ситуации, массовым обнищанием населения, другими отрицательными явлениями в социальной сфере.

Основной задачей системы социальной защиты в этой ситуации становилось смягчение негативных последствий рыночных реформ.

При этом социальная защита рассматривалась не как самоцель, а лишь как средство, способствующее успешному реформированию.

В связи с этим, как и вся социальная сфера в целом, система социальной защиты населения финансировалась по остаточному принципу. Этим, в частности, была обусловлена недостаточная эффективность ее деятельности.

Основой работы службы социальной защиты населения стала «Концепция социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми», принятая в 1992 году.

Концепция была рассчитана уже на рыночные отношения и вытекающие из них последствия.

Последствия носили поистине драматический характер и по масштабам, и по содержанию. У социальной защиты появились новые клиенты: безработные, бомжи, беженцы, мигранты, бездомные, беспризорные дети, уволенные со службы военнослужащие и т.д.

Они множились стихийно, необходимо было налаживать их учет и оказывать хоть какую-то помощь. И по прошествии двух десятилетий можно констатировать, что, несмотря на кажущуюся бурную деятельность Правительства, говорить о какой-либо социальной защищенности населения нашей страны не приходится.

До сих пор в социально-экономической политике руководства страны отсутствует комплексный подход к системе социальной защиты населения (не исключено, что и желание), а действующие ее отдельные элементы работают в аварийном режиме.

В этот период система социальной защиты несколько раз прошла через ряд структурных преобразований:

  • в 2001 г. из нее выделилась в самостоятельную службу система пенсионного обеспечения,
  • с 2003 г. на органы социальной защиты возложено назначение жилищных субсидий,
  • в 2002-2003 гг. через них пошло финансирование всех установленных законами льгот ветеранам, инвалидам и лицам, пострадавшим от радиации.

С введением в действие 122-го Федерального закона («монетизация» льгот) льготники были поделены на федеральных и региональных и подавляющая часть их была закреплена за регионами.

Главными задачами в деятельности системы социальной защиты населения регионов стали борьба с бедностью, поддержка пожилых людей, решение демографической проблемы, защита детей, поддержка и укрепление семьи.

На органы социальной защиты были также возложены назначение и выплата различных компенсаций.

Так что уважаемые читатели знайте, что по всем этим вопросам вам надо обращаться в местные органы социальной защиты (в Москве это районные управления социальной защиты населения).

А, как заполучить хоть какую-нибудь социальную льготу?

Какие виды социальных льгот и пособий существуют, в этой статье я рассматривать не буду, так как их слишком много (всего несколько сотен).

Единственное на что хочу обратить Ваше внимание, что значительная их часть назначается по заявительному принципу (кто опоздал, тот не успел)! Поэтому не поленитесь, зайдите в органы социальной защиты и поинтересуйтесь что Вам из этого огромного перечня положено.

Наверняка что-нибудь, да и подберете! И таких «подберателей» в нашей стране много. Уверен, Вы в своем окружении таких знаете.

Перспектива развития системы социальной защиты

Закон об основах социальной защиты населения явно устарел, поскольку был разработан еще в середине 90-х годов со всеми рассмотренными выше недостатками.

Даже руководство страны понимает, что нужен новый закон о социальной защите населения, и он должен быть принципиально иным.

Закон, который позволял бы каждому человеку, оказавшемуся в той или иной трудной ситуации, понимать, на что он может рассчитывать, куда может обратиться, какую социальную помощь получит, что эта помощь будет ему стоить.

Закон должен определить, какова должна быть структура учреждений социальной защиты, какие должны быть социальные услуги, в том числе государственные.

И сейчас в соответствии с поручением Президента Минздравсоцразвития РФ приступило к разработке этого законопроекта.

Поживем, увидим. Не хотелось бы, чтобы получилось по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда»!

PS.Вы хотите навсегда забыть о проблеме вечной нехватки денег, стать финансово независимым и в итоге стать счастливым пенсионером? Тогда рекомендую Вам познакомиться с курсом Александра Евстигнеева «Киберсант-Финансист».

PS1. Если материал «Все ли мы знаем о наших правах на социальную защиту?» оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Читайте также по социальным гарантиям, социальным пособиям, выплатам и льготам:

Виды пенсии и условия их назначения

Согласно законам «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении» в России имеется 2 вида пенсий:

  1. Трудовая пенсия;
  2. Пенсия по государственному обеспечению.

Трудовая пенсия

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), выплачиваемая пенсионеру в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, которые были утрачены в связи с нетрудоспособностью из-за старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи – в целях компенсации вознаграждений кормильца, утраченных в связи его смерти.

В свою очередь трудовая пенсия подразделяется еще на 3 подвида:

  1. Трудовая пенсия по старости;
  2. Трудовая пенсия по инвалидности;
  3. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, и выплачивается она при наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Трудовая пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости для некоторых профессиональных и социальных категорий граждан может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Правом на досрочное достижение пенсии пользуются медики, педагоги, летный состав гражданской авиации, горнорабочие, граждане, проработавшие в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, женщины, родившие пять и более детей и некоторые другие категории граждан.

Трудовая пнсия по инвалидности

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II, III группы. Назначение пенсии производится исходя из группы инвалидности, независимо от наличия у инвалида степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Кто имеет право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Нетрудоспособными членами семьи признаются: дети кормильца, не достигшие возраста 18 лет, студенты, обучающиеся очно — до окончания вуза либо до достижения ими возраста 23 лет; родители и супруг умершего кормильца, если они достигли пенсионного возраста либо являются инвалидами.

Трудовую пенсию по потере кормильца имеет право получать также один из родителей или супруг умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет.

Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети — наравне с родными детьми.

Пенсия по государственному обеспечению

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (государственная пенсия) — ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов, работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

Государственная пенсия выплачивается в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Выделяют пять видов государственных пенсий:

Кто имеет право на получение государственной пенсии

Право на получение государственной пенсии за выслугу лет имеют федеральные государственные служащие при наличии стажа службы не менее 15 лет; военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву); космонавты и работники летно-испытательного состава при выслуге не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Право на получение государственной пенсии по старости имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Право на получение государственной пенсии по инвалидности имеют военнослужащие, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», космонавты.

Государственная пенсия по инвалидности выплачивается в случае наступления инвалидности в период прохождения военной службы по призыву или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы. Также пенсия по инвалидности независимо от продолжительности трудового стажа назначается гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Право на получение государственной пенсии по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, граждан из числа космонавтов.

Право на получение социальной пенсии имеют следующие категории нетрудоспособных граждан: инвалиды I, II и III группы; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, а также обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам до окончания ими обучения или до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей; граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы; участникам Великой Отечественной войны; родителям и вдовам (не вступившим в новый брак) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов.

Статья написана по материалам сайтов: www.pfrf.ru, www.garant.ru, lgoty-vsem.ru, www.ypensioner.ru, progavrichenko.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector