+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Самовольное занятие земельного участка: что это такое, какая ответственность предусмотрена

Довольно часто мы сталкиваемся с фактами незаконного захвата участков как земли, которая принадлежит государственной собственности, так и земель физических лиц. Будь это захват парковой территории или же это захват территории вашей дачи нерадивым соседом – в любом случае существует закон и порядок, которые регламентируют такие споры и четко описывают ситуацию самовольного захвата земли.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Что говорится в законодательстве?

Говоря о значении понятия «самовольного занятие земельного участка», подразумевают действия, которые подтверждают фактическое использование конкретного участка определенной земли. При этом нет соответствующего постановления органов власти, ни решения местной администрации передачи во владение, аренду, собственность или же пожизненное пользование. Это явно нарушает определяемый законом РФ распорядок владения землей, а значит любой самозахват земли – есть нарушение закона РФ, и несет необратимую имущественную и административную ответственность.

Самовольно занятый участок (далее СЗУ) подвергается немедленному возвращению, естественно без возмещения затрат, пущенных на освоение таким лицом данного земельного участка (далее ЗУ). За указанное правонарушение в соответствии со ст. 7.1. ЗК РФ наступает незамедлительная административная ответственность. Без документов подтверждающих право на землю или разрешающих пользование ею, предусмотрены штрафы (о них поговорим дальше).

Кодекс об административных правонарушениях РФ, глава 7:

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

  1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
  2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

При этом важно помнить, что любая земля имеет собственника; если она не находится во владении физических или же юридических лиц, не является владением муниципальных образований, значит земля принадлежит государству (статья 16 ЗК РФ). К СЗУ относят так же действия по увеличению границ своего участка путем самовольного выноса забора, постройки новых строений, складирование.

Учитывая п.1 ст.60 ЗК РФ, лицо, содеявшее самовольный захват, должно восстановить нарушенные его действиями права. А ст.76 ЗК РФ гарантирует возврат таких земель их собственникам (при этом необходимо снести все постройки и привести землю в начальное состояние).

Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

  • признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
  • самовольного занятия земельного участка;
  • в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

  • признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
  • приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
  • приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

ГК РФ (а именно статья №131) говорит, что все сделки и ограничения по недвижимому имуществу, а так же права на него, обязательно подвергаются регистрации государством (Росреестр) в принятом порядке.

Все отчуждения ЗУ в виде дарения или продажи проходят обязательную регистрацию в Росреестре (устное соглашение не котируется). Исключением являются договоры субаренды и аренды, договоры безвозмездного срочного пользования, сроком заключения до 1-го календарного года (регламентирует п. 2 статьи №26 ЗК РФ).

Кто, как и какими способами несет ответственность?

Конституцией РФ, в статье 35, провозглашается защита частной собственности от любого рода посягательств. Кроме того, лишиться этой собственности возможно только решением суда. Принудительное отчуждение собственности на нужды государства производится только после равноценного предварительного возмещения.

Права собственников ЗУ защищаются ГК РФ, например, статья 209 ГК РФ. Статья 218 ГК описывает способы отчуждения ЗУ, путем дарения, мены, купли-продажи или иной узаконенной сделки.

Если земля отчуждается иным способом, значит, подпадает под понятие «самозахват» и карается законом. В соответствии со статьей 1107 ГК РФ, лицо, неосновательно сберегающее, в другом случае получившее имущество, обязуется возместить настоящему собственнику извлеченные от пользования доходы, или доходы, которые будут получены, с момента раскрытия факта незаконного обогащения.

Иск об истребовании имущества подается в суд в том месте, где находится спорная территория. Суд рассматривает такие факты: законной принадлежности истцу, рассматриваемого ЗУ, реального нахождения спорного ЗУ у ответчика, добросовестности владения чужим имуществом, свидетельские показания.

Долгое отсутствие собственника на участке без официального добровольного отказа от него (или в судебном порядке) не является основанием передачи участка в собственность другому лицу.

Возможно признание участка бесхозным (только органами местного самоуправления!) — Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580. Пункт 8 Постановления уточняет, что документом, который подтверждает отказ от собственности, является заверенное заявление о таком отказе.

Алгоритм действий

  1. Попытайтесь договориться с «захватчиками».
  2. Если договориться мирно не получается, то важнейшее значение получает наличие у вашего ЗУ зафиксированных границ в государственном кадастре недвижимости. В ситуации, когда границы не фиксированы, добиться возврата земли будет сложно, и единственным решением станет суд. Если в кадастре обозначены точные границы участка, они соответствуют действительности, письменно обращаемся вРосреестр.

Что делать если сосед занял часть вашего участка?

В случае, если сосед незаконно занял ваш участок, а вы имеете все необходимые документы, устанавливающие право на владение данным ЗУ, вы имеете право составить заявление в суде. К нему прилагаются ваши документы, показывающие, на каком основании вы получали данный участок, а так же квитанцию об уплате госпошлины.

Исковое заявление, а так же копии документов составляются в трех экземплярах. Суд передает документы ответчику. Свидетельство о регистрации права собственности на ЗУ не отдается ни кому. В случае случайного захвата части вашей земли, необходимо уведомить в письменном виде соседа, о данной неприятности. Если сосед не реагирует или же отказывается возвращать ваше имущество, тогда обращаемся в суд.

Помним, что председатели СНТ ни в коей мере не являются собственниками заброшенных ЗУ, не имеют права ими распоряжаться.

Что бы избежать земельных распрей, необходимо иметь все юридически правильно оформленные документы на свою собственность, появляться регулярно на своем участке. Нормы закона, приведенные в этой статье, помогут вам быстро решить земельные споры и не остаться без участка.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 2506 раз

Библиографическое описание:

Главным условием пресечения земельных правонарушений является юридическая ответственность. Вопросы применения юридической ответственности регламентируются как материальным, так и процессуальным правом, можно выделить Земельный Кодекс Российской Федерации [1] (далее — ЗК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [2] (далее — КоАП), Уголовный кодекс Российской Федерации [3] т.д.

Нормы материального права закрепляют различные составы земельных правонарушений, которые влекут тот или иной вид ответственности, процессуальные в свою очередь определяют порядок привлечения к соответствующему виду ответственности.

В юридической литературе обращается внимание низкую эффективность ответственности за правонарушения. Одна из причин наличие пробелов в законодательстве, регулирующем отношения в данной сфере. В данной работе проанализирована эффективность административной ответственности, предусмотренной за самовольное занятие земельного участка.

Понятия самовольного занятия земельного участка в законодательстве отсутствует, однако его можно вывести из нормы ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно указанной статьи самовольное занятие земельного участка предполагает действие лиц, выражающиеся в фактическом его пользовании, то есть его использовании без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Это интересно:  Юридические услуги Москва, Спб, Екатеринбург, Ростов. Прайс лист на юридические услуги частных лиц

Какие же документы устанавливают права на землю? Документы о правах на земельные участки согласно в ст.26 ЗК РФ определены в Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 06.04.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [4], это свидетельство о государственной регистрации права, также это могут быть и договоры аренды, субаренды, безвозмездного срочного пользования, заключенные на срок менее одного года, когда не требуется их государственная регистрация. Так в ст. 14 данного Закона указано, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя, это может быть либо свидетельство о государственной регистрации, либо выписка из Единого государственного реестра прав.

Следует отметить, что кроме документов, удостоверяющих право на земельные участки, существуют и документы, устанавливающие право на них: гражданско-правовые договоры, акты органов управления о предоставлении земельных участков, вступившие в законную силу судебные решения и др. Именно использование земельного участка без документов, устанавливающих право, квалифицируется как самовольное его занятие.

В судебной практике возникают некоторые вопросы, связанных с реализацией норм ЗК РФ и КоАП. Например, ФАС Московского округа от 9.03.2005 года по делу № КА-А40/1062–05 в кассационной инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Москомзема о привлечении ООО «Эльтана» к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ [5]. Поскольку в п.1ст.652 ГК РФ установлено, что по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования. При том данное право передается на срок аренды недвижимости право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования по назначению [6].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что арендатор здания, сооружения, находящегося на земельном участке, принадлежащем арендодателю на праве собственности, приобретает право пользования соответствующим земельным участком в силу прямого указания закона. Договор аренды здания, сооружения рассматривается как правоустанавливающий юридический факт, влекущий возникновение отношений по использованию земельным участка, а, следовательно, такое занятие земельным участком не может являться административным правонарушением. Таким образом, в данном случае право на земельный участок возникает вследствие реализации принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов.

Правонарушение самовольное занятие земельного участка имеет формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем сооружений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователе, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т. п.

Мониторинг судебной практики применения земельного законодательства выявил проблемы в правовом регулировании данных отношений, разрешение которых должно способствовать повышению эффективности юридической ответственности за земельные правонарушения. С марта 2015 года ст. 7.1. КоАП РФ дополнена примечанием, в котором законодатель устанавливает особенности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение. [7].

Во-первых, законодатель установил, что при самовольном занятии земельного участка индивидуальные предприниматели несут ответственность наравне с юридическими лицами. До внесения изменений в КоАП лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие данное правонарушение, несли административную ответственность по общим основаниям, т. е. как физические лица. Почему же законодатель решил ужесточить ответственность для этой категории лиц? Рассмотрим на примере из правоприменительной практики: Хорошевский районный суд г. Москвы удовлетворил иск Юго-Западного транспортного прокурора к индивидуальному предпринимателю Ермолову А. О. об освобождении самовольно занятого земельного участка. Ранее прокуратурой в ходе проведения проверки было установлено, что индивидуальный предприниматель для оказания услуг шиномонтажная незаконно использовал часть земельного участка общей площадью 125 кв.м., расположенного в полосе отвода железной дороги в районе железнодорожной станции Серебряный Бор. По результатам прокурорской проверки предприниматель привлекался к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ. Кроме того, в соответствии с предписанием Управления Росреестра по городу Москве он обязан был освободить указанный земельный участок в срок до 16 июня 2014 г. Однако, несмотря на принятые прокуратурой и контролирующими органами меры, индивидуальный предприниматель продолжал незаконно использовать земельный участок, в связи, с чем прокуратура обратилась в суд с требованием освободить незаконно занятый земельный участок. [8].

Анализирую судебную практику, можно сделать вывод, что подобные случаи встречаются довольно часто. А, следовательно, именно, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наиболее часто совершают данное правонарушение. Поэтому, на наш взгляд, с целью предотвращения самовольного занятия земельных участков законодатель усилил ответственность для этих лиц.

Во-вторых, в соответствии с примечанием к ст.7.1. КоАП РФ административный штраф исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка и рассчитывается из размера кадастровой стоимости земли. Ранее при наложении штрафов индивидуальные характеристики земельного участка, такие как категории земель, вид разрешенного использования, а также площадь земель не учитывались. На наш взгляд, нерационально было назначать одинаковое наказание за самовольное занятие земельного участка площадью 0,06 гектара и земельного участка площадью 10 гектаров. В настоящее время при привлечении к административной ответственности за данное правонарушение граждан будет взиматься штраф в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей. Кроме того, законодатель предусмотрел случаи, если кадастровая стоимость земельного участка не определена: на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В-третьих, надо заметить, что законодатель с целью оптимизации и усиления ответственности за нарушения земельного законодательства значительно увеличил размер штрафа как для граждан, так и юридических лиц. Как отмечает С. Н. Братусь, ответственность должна стимулировать соблюдение требований закона, служить средством предупреждения правонарушений и укрепления правосознания [9]. Ранее административные штрафы были настолько низкие, что некоторым юридическим и физическим лицам было проще платить штрафы и продолжать неправомерно пользоваться занятым земельным участком. Так, по данным Росреестра, в 2013 году выявлено 178 тыс. нарушений положений о самовольном занятии земельных участков, начислено 300 млн руб. штрафов, устранено при этом лишь 68 тыс. нарушений. [10] Возможно, указанная выше мера поспособствует снижению количества нарушений земельного законодательства и интенсификации использования земельных участков, что позволит повысить эффективность управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц.

Отношения, возникающие при самовольном занятии земельных участков, помимо КоАП, регулируются и земельным законодательством. В ст. 60 ЗК РФ предусматривается, что нарушенное право подлежит восстановлению, в том числе и в случае самовольного занятия земельного участка, а это значит, что земельный участок должен быть приведен в состояние, которое существовало до совершения правонарушения.

В соответствии со ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Нормы, имеющие целью предупреждение данного правонарушения, содержится в ст..222 ГК РФ [11], в которой до 30 июня 2006 года было положение, в соответствии с которым судом могло быть признано права собственности на самовольно возведенную постройку, и в случае отсутствия права земельный участок, при условии, что он будет в установленном порядке будет предоставлен собственнику здания. В настоящее время право собственности на самовольно возведенную постройку может быть признано только за правообладателем земельного участка.

Для того, чтобы выявить какие именно проблемы существуют в регулировании данных отношений и предложить пути их разрешения проведем сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и республики Беларусь.

В ст. 72 Закон о земле Республики Беларусь [12] содержится определение самовольного занятия земельного участка — это его использование без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев использования по целевому назначению гражданами земельных участков, предоставленных им до 1 января 1999 года для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, строительства и эксплуатации индивидуального гаража для хранения транспортного средства, сведения о которых внесены в земельно-кадастровую документацию, а также иных случаев использования по целевому назначению земельных участков гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь, решениями иных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства, либо по постановлению суда. Легальное определение самовольного занятия земельного участка исключает неоднозначное толкование этого правонарушения.

Однако есть и такие положения, которые схожи с положения законодательством РФ, так устанавливается, что самовольно занятый земельный участок должен быть возвращен по его принадлежности, причем без возмещения лицу затрат, которые были им произведены за время незаконного использования. За счет средств лица, самовольного занявшего земельный участок, производится приведение данного участка в пригодное для использования состояние, а также снос возведенных строений.

Это интересно:  Помощь ип от государства

Благодаря такой регламентации отношений возникает намного меньше вопросов о том, какая именно ответственность может быть применена за самовольное занятие земельного участка, какие последствия возникают, если нарушитель отказывается восстановить прежнее состоянии, какие взыскания на него могут быть наложены. Большое значение имеет то, что в соответствии Кодексом Республики Беларусь о Земле властные органы могут оказать воздействие на правонарушителей, произведя снос сооружений за их счет. На наш взгляд, это положения необходимо учесть российскому законодателю для того чтобы обеспечить единообразное толкование норм.

1. Земельный Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32, ст. 3301,2014, № 19, ст.2329.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ, 2001, № 44, ст. 4147; 2014, № 26 (часть I), ст. 3377

3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ,1996, N25, ст. 2954, 2014, N 48, ст. 6651.

4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 06.04.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ, 1997, N 30, ст. 3594; 2015, N 14, ст. 2022

5. Постановление ФАС Московского округа от 9 марта 2005 по делу N КА-А40/1062–05.

6. Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ», 2005, N 5,

7. Федеральный закон «О внесении изменений в правонарушениях» // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, N 10, ст. 1416.

8. Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 29 августа 2014 г. по делу № 2–4962/2014

9. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М.1976.С.6.

10. Ежедневный мониторинг законодательства. URL: http://www.agr-city.ru/ru/news/2579 (дата обращения: 17.04.2015)

11. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ 1994, № 32, ст. 3301,2014, № 19, ст.2329

12. Кодекс Республики Беларусь о Земле (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 275, 2/1544) 2008, № 425-З; 2012 г. № 432-З. URL: http://www.etalonline.by (дата обращения: 17.04.2015)

Похожие статьи

Привлечение к административной ответственности за.

земельный участок, самовольное занятие, участок, Крым, земельное законодательство, Российская Федерация, административная ответственность, хозяйственная деятельность, правонарушение, рациональное использование.

Проблема передачи в аренду части земельного участка

земельный участок, самовольное занятие, РФ, административная ответственность, земельное законодательство, государственная регистрация, занятый земельный участок, лицо, Российская Федерация.

Земельное право. Новые возможности в оформлении «прирезок».

земельный участок, местное самоуправление, Земельный кодекс РФ, государственная власть, кадастровый учет, участок, кадастровый паспорт, Земельный кодекс, государственный кадастр.

Самовольное строительство как неправомерное действие

земельный участок, самовольное занятие, РФ, административная ответственность, земельное законодательство, государственная регистрация, занятый земельный участок, лицо, Российская Федерация.

Порядок образования земельных участков: изменения.

. земельный участок, земельных участков, ГК РФ, судьбы земельных участков, земельного участка, единства судьбы земельных.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка. Особенности формирования земельного участка на землях лесного.

Дальневосточный гектар или местные проблемы Федерального.

земельное законодательство, государственный земельный контроль, самовольное занятие, нарушение, участок, тысяча, охрана земель, использование земель, местное самоуправление, Российская Федерация.

Особенности установления границ земельных участков.

. участка, земельного участка», «образование земельного участка», предоставления земельных участков, схемы расположения земельного. Особенности установления границ земельных участков и государственная регистрация прав на спорные земельные участки.

Проблемы использования института кадастровой стоимости.

кадастровая стоимость, земельный участок, Российская Федерация, РФ, государственный земельный надзор, целевое назначение, местное самоуправление, оценочная деятельность.

Проблемы приватизации земельных участков собственниками.

земля запаса, земельный участок, земля, участок, муниципальная собственность, Российская Федерация, состав земель запаса, находившееся

Самовольное строительство как неправомерное действие. самовольная постройка, недвижимое имущество, земельный.

Последствия самовольного занятия земли (участка)

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности,

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Ответственность за самовольное занятие земель

Самовольное занятие земельных участков — использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды.

Самовольное занятие земель является наиболее распространенным правонарушением земельного законодательства.

Орган местного самоуправления может разрешить приступить к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана земельного участка).

Ответственность за данный вид правонарушения предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. В ней устанавливается ответственность за нарушение земельного законодательства, регулирующего порядок приобретения прав на землю и прав на осуществление хозяйственной деятельности на земле.

Это правонарушение посягает на правоотношения, связанные с землей как природным объектом и природным ресурсом, важнейшим элементом окружающей среды. Непосредственным объектом посягательства выступает собственность на землю и установленный государством порядок возникновения прав на землю и ее использование.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении ряда противоправных деяний. Это:

  • самовольное занятие земельного участка;
  • использование земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Такими документами в соответствии со ст. 15 и 26 ЗК РФ, а также ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются:

– осуществление хозяйственной деятельности на земельном участке без разрешительных документов в тех случаях, когда законодательством установлена необходимость их получения (ст. 40 ЗК РФ);

– свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю, арендатору, залогодержателю. Субъектами правонарушения могут быть граждане и юридические лица, самовольно занявшие земельный участок, не имеющие правоустанавливающих документов на земельный участок или совершившие иное нарушение земельного законодательства, а также должностные лица, не обеспечившие исполнение установленных требований к владению и пользованию земельным участком.

С субъективной стороны эти деяния характеризуются умышленной виной, т. е. лицо сознавало их противоправность и желало их осуществить.

Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями за самовольно занятые земельные участки, производится в соответствии с ч. 2 ст. 76 ЗК РФ их собственникам, арендаторам, землепользователям и землевладельцам и осуществляется лицами, виновными в совершении данного правонарушения, или за их счет.

Лицам, виновным в самовольном занятии земельного участка, не возмещаются затраты, произведенные ими во время незаконного пользования чужим земельным участком.
Пострадавшие граждане и юридические лица вправе взыскать с нарушителей сумму доходов, полученных ими в период незаконного пользования земельным участком (ст. И07 ГК РФ).
В ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, предусмотрено:

  • наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ;
  • на должностных лиц — от десяти до двадцати МРОТ);
  • на юридических лиц 01 — от ста до двухсот МРОТ.

Два основных требования, которые могут быть предъявлены собственником незаконно занятой земли:

  1. Потребовать приведения земельного участка в первоначальное состояние.

Данная процедура осуществляется захватчиком за счет собственных средств добровольно или в установленные судом сроки. Обычно на незаконно занятых землях уже были возведены строения или сооружения. Все они должны быть снесены.

  1. Попросить суд вынести вердикт о принудительном изъятии земли из незаконного пользования третьих лиц.

Признаки незаконного захвата

Среди основных признаков правонарушения можно выделить:

  • Отсутствие документов и разрешений. В соответствии с законодательной базой владелец обязательно должен иметь правоустанавливающие документы, которые подтверждают его полномочия по распоряжению участком. Они могут быть представлены договорами аренды или купли-продажи, наследственным свидетельством, постановлением суда и т.д. При отсутствии таковых устанавливается факт правонарушения по самовольному занятию земельного участка.
  • Прекращение срока действия правоустанавливающих документов.Как правило, данный признак наиболее распространен в практике аренды участков. В тех случаях, когда истекает срок действия составленного договора, а арендатор продолжает эксплуатацию участка, его действия считаются незаконными.
  • Нецелевое использование.Любой земельный участок должен в обязательном порядке быть внесенным в кадастровый реестр с указанием его назначения и специфики эксплуатации. В случае, если территория используется для осуществления деятельности, которая не была оговорена при регистрации, то такие действия также считаются незаконным занятием земли.
  • Расширение границ.Любые изменения, касающиеся смены площади, которую занимает земельная территория, должны обязательно узакониваться и регистрироваться. Если таковые действия не осуществляются владельцем, изменение границ считается незаконным, часть земли является захваченной. Как правило, такие ситуации возникают при попытках расширения земельных участков.
  • Ведение незаконной деятельности.Использование земли для неузаконенной предпринимательской деятельности также расценивается как самовольное занятие. За подобные правонарушения в законодательной базе предусмотрена не только административная ответственность, но наказание по УК.

Какие штрафы предусмотрены

Размер штрафа будет зависеть от двух факторов:

  • определена ли кадастровая цена земельного участка;
  • кем является нарушитель – физическим, должностным или же юридическим лицом.

Итак, если сведения о кадастровой стоимости отсутствуют, будут наложены следующие штрафы:

О чем нужно знать владельцам земельных участков, ставшим жертвой «захватчиков»

Каждый земельный участок на территории РФ принадлежит конкретному собственнику, который не только пользуется землей, но и отвечает за сохранность земельного надела и эксплуатацию его по целевому назначению. Если земля не находится в собственности у граждан или организаций, то владельцем территории является государство или муниципальные органы власти. Попытка юридических или физических лиц использовать в своих целях чужой земельный участок без приобретения официального права на владение или временное пользование — самовольный захват от земли, который является административным преступлением. Существует несколько эффективных законных способов, которыми собственник самозанятой территории может восстановить свои права и получить компенсацию за понесенный ущерб.

Это интересно:  Автокредит под залог автомобиля

Самовольный захват: определение в законодательстве

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) определяет самовольное занятие земельного участка, как неправомерный захват и использование этой недвижимости лицами, не имеющими на нее законных прав (статья 7.1 КоАП РФ). К самозахвату отнесены следующие действия:

  • нарушение границ собственного участка земли, установленных межевым планом: вынос построенного здания или ограждения на территорию прилегающего соседнего;
  • постройка на участке любых зданий или установка конструкций, а также применение земли под хранение (складирование) имущества без предварительного оформления правоустанавливающей документации;
  • использование земли для сельскохозяйственных целей (садоводство, огород, дачное хозяйство) или для коммерческой деятельности без оформления разрешительных документов, а также после окончания срока его действия;
  • иные незаконные действия, из-за которых собственник участка не может полноправно пользоваться своей недвижимостью.

Случается, что человек, использующий не принадлежащую ему землю, даже не подозревает, что совершает административное преступление. Особенно это касается «стихийных» огородов и дачных наделов, которые возникли на неэксплуатируемой территории сельхозназначения или арендаторов, своевременно не продливших договор с собственником земли. Рассмотрим, какие последствия могут ожидать «захватчика», вольно или невольно нарушающего чужое право собственности.

Ответственность за самозахват: гражданская, административная, уголовная

Нередко правонарушители пытаются самовольно захватить и застроить землю в надежде, что со временем удастся оформить эту недвижимость на себя. Но, как показывает практика, легально получить чужой участок без согласия собственника невозможно, а захватчику рано или поздно приходится нести ответственность за нарушение закона. Прежде всего стоит помнить о гражданско-правовых последствиях:

  1. Невозможность законно пользоваться участком земли, осуществлять на нем строительство (застройку), использовать его в коммерческих целях и проводить сделки с самозанятым участком.
  2. Обязанность нарушителя покинуть самозахваченную территорию по требованию собственника, а также возместить причиненный вред и провести за свой счет все работы, позволяющие вернуть участку состояние, пригодное для дальнейшего использования земли (статья 76 ЗК РФ). К таким видам работ относятся: снос нелегальных построек, очистка от загрязнений, восстановление ограждения и межевых знаков.
  3. Обязанность компенсировать владельцу убытки и выплатить собственнику сумму, аналогичную полученной от участка прибыли.

Важным условием является то, что сам правонарушитель не имеет права претендовать на возмещение понесенных убытков, например, на возмещение ему стоимости нелегальных построек на самозахваченном участке (статья 222 ГК РФ).

Одновременно с вышеперечисленными последствиями за несанкционированную эксплуатацию занятой территории нарушителю будет грозить административное наказание — денежный штраф. Размер взыскания зависит от того, кем является правонарушитель. К ответственности за самозахват могут быть привлечены:

  • граждане, то есть физические лица, не занимающие государственную должность и не являющиеся индивидуальным предпринимателем;
  • должностное лицо — представитель органов власти, занимающий должность в государственных организациях;
  • юридические лица или индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ, штраф налагается в сумме, равной определенному проценту от кадастровой стоимости нелегально занятой земли:

  • для рядовых граждан — штраф в размере от 1 до 1,5%, но в сумме не менее 5 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 1,5 до 2%, но не менее 20 тысяч рублей;
  • на юридических лиц или предпринимателей — от 2 до 3%, но не менее 100 тысяч рублей.

Для ситуации, когда кадастровую стоимость занятой территории определить невозможно, законом указаны следующие размеры штрафных взысканий:

  • для физического лица — от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для должностного лица — от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для предпринимателя или юридического лица — от 100 до 200 тысяч рублей.

Если нарушителю удалось доказать, что нелегально эксплуатировалась только часть участка, штраф при расчете от кадастровой стоимости занятой земли будет меньше. В такой ситуации сумма, на которую его могут штрафовать, высчитывается пропорционально площади самовольно захваченной части.

Особо тяжелые последствия наступают, если в процессе проверки выяснится, что самозанятие участка было связано с преступлением. Факты мошенничества и незаконных операций по обороту недвижимости станут основанием для уголовного дела и привлечению нарушителя к ответственности.

Законные способы восстановить право на недвижимость

Всех собственников земельных участков закон наделяет полномочиями по восстановлению и защите прав, нарушенных при самозахвате (статьи 59, 60 ЗК РФ). На свое усмотрение законный владелец может предпринять действия по выдворению «захватчика» со своей территории самостоятельно или с привлечением контролирующих и судебных органов:

  1. Самозащита (статья 14 ГК РФ). Под этим термином понимаются самостоятельные активные действия собственника недвижимости, в том числе применение физической силы. Например, демонтаж или перенос ограждения, установленного с нарушением границ соседних участков. Важно, чтобы при этом действия пострадавшего владельца недвижимости не выходили за рамки законов.
  2. Жалоба в надзорные органы. Обращаться потребуется в отдел Росреестра, который обязан контролировать законность регистрации и использования подведомственных ему земельных участков. По заявлению инспектора Росреестра проведут проверку и составят протокол, на основании которого будет начато административное разбирательство. Помимо этого, контроль могут осуществлять органы Россельхознадзора и Росприроднадзора.
  3. Направление требования правонарушителю. Передача официального письма с требованиями прекратить совершение незаконных действий по использованию земли обязательно должна быть зафиксирована и иметь подтверждение. Например, требование может быть отправлено по почте заказным письмом. Одновременно собственник земли может дополнить письмо претензией о возмещении ему ущерба, полученного в результате самовольного занятия участка.
  4. Обращение в суд (статьи 301, 304 ГК РФ). Следующий шаг после отказа или игнорирования требования собственника участка к правонарушителю — подача искового заявления в суд. Вместе с восстановлением нарушенного права на участок земли, в иск могут быть включены требования о компенсации ущерба и выгоды, упущенной из-за невозможности пользоваться участком.

Важное условие для рассмотрения гражданского иска — владелец участка должен представить документы, подтверждающие его права на данную недвижимость.

В пакет документов собственника должны входить:

  • правоустанавливающая документация — основание для получения прав на недвижимость (свидетельство о вступление в наследство, решение муниципалитета о передаче участка земли или договор, подтверждающий приобретение собственности);
  • правоподтверждающие документы: свидетельство Росреестра о госрегистрации прав на землю, выписка, кадастровый паспорт.

Если в процессе подготовки к судебному разбирательству выяснилось, что одного из указанных документов не хватает, необходимо оформить всю недостающую документацию до того, как начнут рассматривать иск.

Пример из судебной практики о возвращении захваченного участка

Наиболее ярким примером судебных разбирательств, связанных с самовольными захватами земли, могут служить многочисленные иски между участниками садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ), пытающимися легализовать свое право собственности на участки. Сложность подобных дел в том, что документы на садовые участки, полученные много десятилетий назад, не всегда оформлены в соответствии с действующими нормами закона или отсутствует межевой паспорт, позволяющий отделить границы участка от земель соседа по даче или от общих территорий товарищества.

Пример из судебной практики

Соседние участки СНТ, находящиеся в муниципальной собственности, были получены гражданами А. и В. в конце 80-х годов при вступлении в товарищество. По состоянию здоровья А. несколько лет не мог посещать садовый участок, при этом являлся членом СНТ и регулярно оплачивал все взносы. В этот период А. воспользовался правом, предусмотренным пунктами 3, 4 статьи 39.5 171-ФЗ от 23.06.2014, и обратился в органы исполнительной власти, чтобы получить и узаконить право собственности на полученный участок.

После смерти А., его сын Б. вступил в наследство на участок, но обнаружил, что часть его территории самовольно захвачена В. и отделена забором. Гражданин В. сообщил, что считает свои действия законными, так как документы СНТ, определяющие границы участков, были утрачены во время пожара и при установке ограждения В. был вынужден приблизительно определить границы своей территории. После направления требования и предъявления правоустанавливающих документов, гражданин В. согласился на перенос ограждения в соответствии с границами участков, но при условии, что ему компенсируют затраты на общий забор и стоимость сарая, построенного на занятой территории.

Собственник самозанятого участка счел поставленные условия незаконными и обратился в районный суд с исковым заявлением с просьбой обязать гражданина В. освободить участок и демонтировать незаконную постройку. В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ, суд вынес решение о восстановлении нарушенного права собственности на земельный участок и в полном объеме удовлетворить исковые требования. Гражданин В. воспользовался правом оспорить решение суда, подав апелляционную жалобу. После рассмотрения апелляции, суд вынес определение сохранить решение суда 1-й инстанции без изменения.

Приведенный пример явно доказывает, что любые действия правильно начинать только после согласования с собственником земли. Отсутствие документов на земельный участок не является основанием для эксплуатации чужой недвижимости в своих интересах.

Статья написана по материалам сайтов: lawyer-consult.ru, moluch.ru, dedadi.ru, lawowner.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector