+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Решение суда по постановке на учет сироты

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Солоняка А.В.,

судей Рябова Д.В., Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Мусаевой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 3 марта 2014 года гражданское дело по иску Базуева А. В. к администрации МО Алнашский район» о восстановлении срока на подачу заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот,

по апелляционной жалобе истца Базуева А.В. на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2013 года, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований Базуева А. В. к Администрации муниципального образования «Алнашский район» о восстановлении срока на подачу заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Рябова Д.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

Базуев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации МО «Алнашский район» о восстановлении срока на подачу заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот.

Исковые требования мотивированы тем, что своевременно заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот в администрацию Алнашского района он не подал в связи с незнанием закона, и ему не были разъяснены его права на получение жилья за счет государства. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он воспитывался в Алнашском детском доме, имел статус сироты. После выпуска из детского дома ему никто не разъяснил его право на бесплатное жилье. После выпуска из детского дома он продолжил учебу в «данные изъяты», где учился с ДД.ММ.ГГГГ год. После выпуска из ПТУ ему вновь никем не разъяснялось его право на бесплатное жилье от государства. В ДД.ММ.ГГГГ он был осужден за совершение преступления, отбывал наказание в «данные изъяты» «адрес», откуда освободился в ДД.ММ.ГГГГ был вновь осужден за совершение преступления, и в настоящее время отбывает наказание в «данные изъяты» ст. «адрес». До настоящего времени не знал о своем нарушенном праве, пока не обратился в прокуратуру «адрес», где ему все разъяснили. Кроме того, поясняет, что до заключения брака его фамилия была Шкляев.

Считает, что срок на подачу заявления в администрацию Алнашского района о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье как лица из числа детей-сирот был пропущен им по уважительной причине в силу изложенных обстоятельств, поэтому просит его восстановить.

В судебном заседании представитель истца Базуева А.В. — адвокат Конюхова Н.В. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика — главный специалист-эксперт правового отдела администрации Алнашского района, действующая по доверенности по доверенности, Шакина Т.А. исковые требования Базуева А.В. не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, из которого усматривается, что на момент окончания Базуевым А.В. в 1996 году учебы в «данные изъяты», а тем более на момент выпуска из «данные изъяты» в 1993 году, Закон N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривающий порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не действовал, так как вступил в силу 27 декабря 1996 года. Обеспечение жильем детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулировалось постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 31 июля 1987 г. N 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Нарушений прав истца со стороны администрации Алнашского района допущено не было, поскольку для обращения за мерами социальной поддержки как ребенка-сироты у истца время было (1996 по 1999 год). Истец своевременно о своем праве не заявил. Срок подачи заявления истек 12.01.2001. Также сам по себе факт нахождения истца в местах лишения свободы не свидетельствует о том, что он по достижении совершеннолетия не мог реализовать своевременно право на обеспечение его жилым помещением, однако с данным вопросом он стал обращаться по достижении им возраста 35 лет.

Представитель третьего лица — МКОУ ДДС и ДОБПР «Алнашский детский дом» Иерусалимова Г.А. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Свое отношение к исковым требованиям Базуева А.В. не объяснила.

Суд постановил по делу вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, по делу принять новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование жалобы привел доводы, аналогичные содержанию иска и позиции его представителя в суде первой инстанции.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Согласно справке «данные изъяты» Шкляев А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитывался в «данные изъяты»» и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).

Согласно справке о заключении брака N Шкляев А. В. заключил брак с Базуевой Н. В., после регистрации брака Шкляеву присвоена фамилия Базуев (л.д. 28).

Согласно сообщению «данные изъяты»», Базуев А.В. был выявлен как сирота в «адрес» (л.д. 17).

Из ответа главы «адрес» усматривается, что в архивных материалах органа опеки и попечительства Управления по делам семьи, материнства и детства Администрации МО » «адрес»» личное дело по отправке истца Базуева А.В. в «данные изъяты» отсутствует (л.д. 67, 69).

Судом установлено, что после выпуска из «данные изъяты» Базуев А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ год обучался в «данные изъяты»

С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Базуев А.В. в Администрацию Алнашского района не обращался (л.д. 8).

Также установлено, что какое-либо жилое помещение за истцом не закреплено.

Изложенные обстоятельства установлены на основании письменных доказательств и объяснений участников процесса.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, правомерно руководствуясь действовавшим на момент достижения истцом совершеннолетия Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 31 июля 1987 г. N 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», положениями Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Удмуртской Республики N 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока для постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и исходил при этом из следующего.

Так, пункт 31 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31 июля 1987 г. N 872, устанавливал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучении в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» были утверждены Примерные Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, в соответствии с которыми для принятия на учет граждане должны были подать заявление с приложением необходимых документов. При принятии решения о постановке на учет граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включались в отдельные списки на предоставление жилой площади (п. п. 12, 22, 25).

Таким образом, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент совершеннолетия истца, постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений вне очереди носила заявительный характер, учет таких граждан осуществлялся по отдельным спискам.

Со вступлением в 1996 году в силу положений ФЗ N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», был установлен особый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

По смыслу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотренные указанным законом гарантии предоставляются детям-сиротам, не достигшим возраста 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также детям до 18 лет, оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей — от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, и тем, кто остался без попечения одного или обоих родителей.

В соответствии с абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялся как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставлялось вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ).

Таким образом, по смыслу приведенных норм права, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди жилые помещения предоставляются при условии достижения ими совершеннолетия и нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке. Постановка на такой учет носит заявительный характер и производится на основании заявления граждан в возрасте до 23 лет.

Районным судом установлено, что истец Базуев А.В. в органы местного самоуправления по вопросу постановки на льготную очередь на получение жилья как лицо из числа детей-сирот до достижения возраста 23 лет не обращался.

Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории, как лицо из числа детей-сирот, истцом не представлено.

Обязанность ответчика по постановке на учет на качестве нуждающегося в жилом помещении была установлена Законом Удмуртской Республики N 8-РЗ от 14.03.2013. До издания вышеуказанного Закона общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа в возрасте до 23 лет определял Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года, который не содержал положений, предусматривающих возможность постановки на учет для получения жилого помещения по указанной льготе по заявлению органов опеки и попечительства.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на правильном применении и толковании регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.

Действующим законодательством не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Судом установлено и не оспорено истцом, что до наступления 23-летнего возраста истец не обращался в установленном законом порядке за предоставлением жилого помещения.

Поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет, то указанное право этими лицами утрачивается, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда. Юридически значимые обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку представленных доказательств, для чего судебная коллегия оснований не усматривает.

Поскольку в апелляционной жалобе не приводится каких-то новых убедительных доказательств, влекущих отмену решения, процессуальных нарушений такого рода судом не допущено, то принятое решение следует признать законным и обоснованным.

Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 27 декабря 2013 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу истца Базуева А.В. — без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Это интересно:  Как написать жалобу на городскую администрацию

Содержание

Судебная практика

Здесь мы описали случаи, связанные с признанием права сирот на обеспечение жильем. В основном, это дела тех сирот, которые до 23-х лет не встали на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. В каждой истории мы расписали, как велась подготовка дела до суда, какие документы потребовалось собрать и какие аргументы мы использовали в суде. Эта информация будет полезна юристам и всем, кто отстаивает право сирот на получение жилья.

Согласно сложившейся практике в таких делах нужно доказывать уважительность причин пропуска срока постановки на учет. Только в таком случае суд может встать на сторону сироты. При этом согласно позиции различных судебных инстанций то, что человек просто не знал о праве на жилье или порядке прохождения процедур, не является уважительной причиной. О том, как доказывать наличие обстоятельств, препятствующих постановке сироты на учет, мы поговорим далее.

При составлении исковых заявлений по этой категории дел мы ссылаемся на одни и те же нормативно-правовые акты:

Кроме того, в исках мы указываем позицию Министерства образования и науки РФ, отраженную в письме от 08.10.2012 г. № ИР-864/07. Это ведомство разрабатывало поправок в законодательство, регулирующее предоставление жилья детям-сиротам. В письме Минобр разъясняет положения некоторых норм.

Во всех исковых заявлениях мы указываем на позицию Верховного Суда РФ, отраженную в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Президиумом ВС РФ от 20.11.2013). Исходя из особенностей конкретного дела, мы вставляем в текст ссылки на позицию Верховного Суда по этому вопросу.

Ряд описанных дел связан с незаконным закреплением за сиротами жилых помещений. В таких случаях мы дополнительно ссылаемся на позицию Верховного Суда РФ, отраженную в определении от 18 октября 2011 года № 89-В11-5. Согласно этой позиции необоснованное постановление о закреплении жилой площади препятствует реализации жилищных прав сироты – постановке на учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. После того, как суд признает незаконным или отменит постановление о закреплении жилья, у сироты появляется основание для признания права на обеспечение жильем.

После признания судом права сироты на обеспечение жильем, мы действуем по одной схеме. Получив на руки вступившее в силу решение суда и письмо о постановке на учет, наши заявители обращаются в органы местного самоуправления за предоставлением жилья. По закону после получения такого заявления муниципальные власти должны выдать жилье в течение трех месяцев. На практике этот срок нарушается, потому что закупают квартиры по длительной процедуре – через объявление тендера (торгов). После того, как трехмесячный срок истечет, мы подаем иски о предоставлении жилого помещения. Это позволяет ускорить процесс выдачи жилья.

В 100% случаев, когда право сироты на жилье установлено предыдущими судебными решениями, суд встает на сторону наших заявителей. Герои описанных историй уже прошли этот путь и получили положенные по закону квартиры.

Юристы Рязанского “Мемориала”
Петр Иванов и Александр Заруцкий

Читайте также:

Несоблюдение учетной нормы в жилье, принадлежащем сироте на праве собственности

Несоблюдение учетной нормы в закрепленном жилом помещении

Отсутствие оформленного статуса “ребенок, оставшийся без попечения родителей” и незаконно закрепленное жилье

Закрепленное жилье в аварийном состоянии

Антисанитарное состояние закрепленного жилья

Незаконно закрепленное жилье, непригодное для проживания

Несоблюдение учетной нормы в закрепленном жилом помещении

Закрепленное жилье, непригодное для проживания

Закрепленное жилье, пострадавшее от пожара

Незаконное закрепление жилья по несуществующему адресу

Закрепленное жилье, не отвечающее санитарным нормам

Отказ суда в признании права на жилье из-за неграмотно составленного иска и неправильных действий в суде

Отсутствие оформленного статуса «ребенок, оставшийся без попечения родителей» и инвалидность

Незаконное закрепление жилья, принадлежащего предприятию

Незнание о праве на жилье

Попытки обращения в госорганы по поводу жилья до 23-х лет

  • Общая информация
  • Консультация юриста
  • Органы опеки и попечительства Рязанской области
  • Полезные адреса и телефоны
  • Суды, прокуратуры и администрации Рязани и Рязанской области
  • Учетные нормы в районах Рязанской области
  • Законы
  • Образцы документов
  • Ответы на вопросы

© Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал», 2017

При использовании материалов сайта просим ставить указывать в качестве источника pravasirot.ru. При копировании и воспроизведении в Интернете обязательна активная гиперссылка.

Сайт поддерживается в рамках проект «Правовая помощь «Правовая помощь выпускникам детских домов». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство»

Рязанское общество «Мемориал», которое поддерживает этот сайт, внесено Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента». По нашему мнению, это решение противоречит Конституции. Мы обжалуем его в суде.

Предоставление жилья детям-сиротам в 2018-2019 году

Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу различных обстоятельств оставшиеся без заботы родителей.

Определение сироты

  • ушли из жизни;
  • лишены судебным решением права заботиться о потомках;
  • утратили дееспособность;
  • наказаны за преступление и находятся в тюрьме;
  • имеют недуг, не позволяющих выполнять обязанности в отношении деток;
  • признаны безвестно отсутствующими, то есть правоохранительные органы ведут их розыск.

Ребенку присваивается официальный статус:

  • сироты;
  • дитя, лишенного родительского попечения.

Этой работой занимаются государственные органы опеки местной администрации. Только после признания статуса и получения соответствующего документа маленький гражданин большой страны может рассчитывать на господдержку, в том числе и на жилье детям-сиротам.

Важно: для присвоения категории имеет значение два обстоятельства:

  • невозможность получать заботу и материальную поддержку от родителей по указанным причинам (или другим — решается в индивидуальном порядке);
  • недостижение предельного возраста (18 лет).

Основные законы и необходимость изменения в них

Ранее правила обеспечения сирот и приравненных квадратными метрами выглядели так:

  • их не ставили в очередь, а сразу давали те помещения, что имелись у муниципалитета;
  • особого разбирательства по поводу прав не проводилось;
  • если до 23-летия сирота жилыми метрами не обеспечивался, его снимают с учета;
  • оформлялась жилплощадь в порядке социального найма.

В ходе разбирательства разных ситуаций было выяснено, что подобные правила открывают возможности для махинаций. В частности, молодые люди, получившие «дармовую» жилплощадь:

  • продавали ее, прельстившись чем-то менее ценным, но на настоящий момент желанным;
  • передавали мошенникам под влиянием их давления.

Скачать для просмотра и печати:

Важно: изменения, принятые в 2014 году, пресекли вероятность мошенничества в отношении квартир молодых людей — сирот.

Кому положено жилье от государства

Важно: жилплощадь сироте могут заменить сертификатом на целевые средства. Потратить их разрешено только на приобретение жилья.

Сам механизм обеспечения домами граждан данной категории претерпел серьезные изменения. Коснулись они практически всех аспектов вопроса, кроме главного — получателя госпомощи.

Ограничения по возрасту

  • имеет статус сироты или дитя, лишенного родительской опеки;
  • возраст гражданина должен находиться в промежутке от 18 до 23 лет;
  • этот человек заявил официально о том, что нуждается в господдержке по решению жилищной проблемы.

Каждый из критериев одинаково важен. Если не соблюсти хоть один, то государство снимет с себя ответственность за то, где будет сирота жить. Причем это окажется вполне законным актом.

Важно: стоящий в очереди на квартиру сирота остается там до полной реализации его права на господдержку. Даже после того, как отпразднует 23-летие. Убрать его из очереди могут только после предоставления:

  • квартиры;
  • дома;
  • сертификата на их покупку.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Имущественные критерии

Скачать для просмотра и печати:

Так, госорган, занимающийся решением данного вопроса, обязан проверить:

  • имеется ли у соискателя либо других родственников, с которыми он проживает, квартира (дом), переданная по договору найма;
  • есть ли в его собственности жилые помещения либо их доли;
  • владеют ли какими-либо квартирами или домами члены его семейства;
  • в каких условиях ныне проживает соискатель с семейством.

Важно: если у претендента уже есть какое-либо жилое помещение, то это еще не означает, что его не поставят на очередь. Квартира должна соответствовать:

  • нормативам площади, установленным в регионе;
  • санитарным условиям, указанным в ЖК .

Ограничения, связанные с имеющимся жильем

К таковым обстоятельствам относятся следующие:

  1. Проживание претендента на господдержку в одной квартире с лицом, пораженным тяжким недугом. Этот человек нуждается в постоянной заботе, не может самостоятельно себя обеспечивать, кроме того, неизлечим.
  2. Если сироте приходится делить квадратные метры с родителями, лишенными своих прав в его отношении.
  3. Данная жилплощадь по закону признана непригодной для целевого использования (идет под снос, к примеру).
  4. Квартира не соответствует санитарным требованиям (ЖК РФ).
  5. Доля в жилом помещении или все оно полностью имеет площадь ниже, чем норматив, принятый в данном регионе на одного человека.

Важно: каждое из перечисленных обстоятельств доказывается документально. Просто заявить о нем недостаточно. Нужно при написании заявления еще и бумаги приложить.

Как реализуется предоставление жилья на практике

  • достижения ими 18-летия;
  • в любой момент после совершеннолетия, но до того как сироте исполнилось 23 года;
  • признание в законодательно порядке полностью дееспособными ранее совершеннолетия (редкий случай).

Внимание: строго запрещено выдавать гражданам данной категории комнату в коммуналке. Жилье должно быть отдельным.

Порядок передачи жилья усовершенствовали с тем, чтобы его невозможно было передать в иные руки (в том числе мошенникам). Теперь процесс выглядит так:

  1. Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.
  2. Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.
  3. По истечении указанного срока жилье поступает в бессрочное пользование владельца.

Важно: нельзя пропускать период постановки на учет. Если сирота не использует свое право до 23-летнего возраста, то он его потеряет.

Заявление и документы

В госорган нужно подать заявление. Без инициативы со стороны льготника его проблемы никто решать не станет. В администрацию следует идти с такими бумагами (и копиями):

  • паспорт гражданина РФ (отксерокопировать также страничку с пропиской);
  • справка о составе семьи (оригинал);
  • документ, подтверждающий статус сироты или ребенка, лишенного родительского попечения;
  • документальное подтверждение отсутствия жилья в собственности;
  • свидетельства (при наличии):
    • о браке;
    • о рождении детей;
  • справку с места трудоустройства или прохождения обучения (органов занятости, если человек стоит там на учете).

Выше описан основной пакет. В некоторых регионах могут потребовать дополнительные документы. Это зависит от установленных правил. Кроме того, относительно формы заявления федеральное законодательство ничего не говорит. В принципе, его можно составить на свое усмотрение. Однако регион может разработать собственную форму этого документа. Желательно справиться об этом у специалиста администрации.

Важно: при посещении администрации обязательно иметь при себе все оригиналы бумаг.

С января 2019 г. подавать указанные заявления могут не только сами сироты, но и их законные представители. Если по истечении 3-х месяцев с момента исполнения ребенку-сироте 14-ти лет последние это не сделают, такое право возникает у органов опеки.

Дополнительные документы

  1. Если приходится жить с родителями, которых лишили прав в отношении сироты, то потребуется решение суда. Этот документ имеется в органе опеки и попечительства того региона, где жило семейство во время судопроизводства.
  2. Если площадь не соответствует санитарной норме или признана нежилой, то справку можно взять в муниципалитете.
  3. О болезни родственника, прописанного в квартире совместно с сиротой, выдает документ больница.
  4. То, что доля имущества слишком мала для проживания, подтверждает документ о собственности. В нем должны быть указаны все владельцы и общая жилая площадь.

Важно: если у гражданина есть несколько обстоятельств, способствующих выделению ему отдельной квартиры, то необходимо подтвердить все.

Об очереди для сирот

Когда молодой человек инициирует выдачу жилья, он попадает в очередь на то место, куда его поставил специалист органа опеки и попечительства. Получит он квартиру сразу после того, как удовлетворят требования граждан, стоящих на учете перед ним.

Важно: изменения в законе отменили внеочередную выдачу сиротам жилплощади. Теперь их требования удовлетворяются в зависимости от возможностей муниципалитетов.

С января 2019 г. порядок учета сирот в жилье изменится. Теперь постановка на учет осуществляется с момента исполнения ребенку-сироте 14-лет. Обязанность по их постановке возлагается на законных представителей. А в случае бездействия последних в течение 3-х месяцев после исполнения подопечному 14-лет — на органы опеки. С 18-ти лет сирота может обратиться с заявлением лично для постановки на учет.

Совет юриста сироте

Алгоритм действий прост.

  1. После 18 дня рождения (в другое время, но как можно ближе к этой дате) следует отправиться в орган опеки и попечительства, где молодой человек стоит на учете. А он находится в регионе, из которого этот маленький гражданин был отправлен в интернат.
  2. Специалисту искомого органа нужно заявить о своих проблемах.
Это интересно:  Архивы ЖКХ - Страница 23 из 25 - О недвижке.ру

Важно: при этом следует учитывать, что в органах опеки трудятся госслужащие, чьей основной обязанностью является обеспечение выполнения прав деток, которые остались без родительской поддержки, защита их интересов. Они за это получают зарплату.

  1. Данные госслужащие обязаны предпринять все усилия, чтобы помочь заявителю в решении его проблем. То есть, они подскажут:
    • где писать заявление;
    • как его составить;
    • какие бумаги собрать;
    • иное, по ситуации.

Внимание: нужно задавать госслужащим вопросы, касающиеся нюансов ситуации. Они не всегда имеют представление, как обстоят дела на самом деле. Необходимо посвятить этих людей во все тонкости, чтобы получить квалифицированную помощь.

В случае отказа в помощи (продолжение рекомендаций юриста)

  • руководству (это в местной администрации);
  • вышестоящей организации (министерство соответствующего региона);
  • в прокуратуру.

Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

Подведем итоги

  1. Государство проводит необходимую работу для обеспечения детей, лишенных родительских забот и поддержки, отдельной жилой площадью. С этой целью в 2014 году внесены изменения соответствующие законодательные акты. Они позволили:
    • усовершенствовать механизм предоставления квартир;
    • защитить молодых людей — сирот от происков мошенников и собственных ошибок.
  2. Правилами предусмотрено обеспечение квадратными метрами сирот и приравненных, заявивших о своих проблемах. Кроме того, на жилплощадь за счет средств бюджета могут рассчитывать только те льготники, у которых нет собственного жилья.
  3. Все дети, нуждающиеся в поддержке, строго учитываются. Для заявления о проблемах им отведены конкретные сроки: с 18 до 23 лет. Пропустившим шанс квартиры не предоставляются.
  4. В очереди сироты стоят до тех пор, пока их право на жилье не реализуется.
  5. Механизм выдачи квартир таков, что владелец — сирота не сможет передать помещения другому лицу ни при каких обстоятельствах.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В 2018 г. принят новый закон, существенно изменяющий порядок учета детей-сирот, нуждающихся в жилье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Определение верховного суда о восстановлении срока для постановки на учёт на жильё по категории дети-сироты

Вот моя история.. в 2011 году я подавала документы на постановку на жилищный учёт, как сирота, и мне отказали. в начале 2013 обращалась в прокуратуру ленинского района города Ставрополя и дело дошло до суда. 13 августа 2013 года решение вступило в законную силу о восстановлении сроков на постановку в очередь как сироту. у меня сложилась трудная жизненная ситуация: жить негде! обращалась во все инстанции города Ставрополя, которые занимаются сиротами, за помощью в жилье и дают ответ «ждать» (а ждать можно и два года и 10 лет. ) снимать жильё средств нет, так как нет работы и постоянной регистрации.скитаюсь по друзьям. у меня есть несовершеннолетний ребёнок, который находится у свекрови, забрать не могу его, так как не имею постоянного жилья. обращалась на телевидение ставропольского края ГТРК и Рен тв, сюжеты снимали, а результатов нет никаких! прошу помочь мне решить проблему в получении жилья, как сироте, от государства!

вопрос задан 4 года назад

Ответы на вопросы по теме Жилищное право

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон) четко определяет круг лиц, на которых распространяются дополнительные социальные гарантии. Это: дети-сироты (до 18 лет), дети, оставшиеся без попечения родителей (до 18 лет), лица из их числа (до 23 лет).

23 года – установленный законом пресекательный срок (возраст), после достижения которого социальные льготы не распространяются, а лицо, который мог на них рассчитывать до 23 лет, утрачивает право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения.

В противном случае указанный Федеральный закон четко бы содержал норму, что он распространяется на лиц, ранее относящимся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые до 23 лет не успели воспользоваться своим правом на дополнительные гарантии по социальной защите.

Однако такой нормы в Федеральном законе нет, значит он не распространяется на лиц, достигших 23-летнего возраста.

Именно это является позицией самого авторитетного судебного органа России – Конституционного Суда Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 № 1282-О-О, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1590-О-О).

В указанных определениях Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Абзац 4 статьи 1 Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Между тем Верховный Суд Российской Федерации предусматривает исключение из этого правила.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 год сказано, что достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации допускает возможность лиц, которые ранее относились к льготной категории граждан, реализовать свое право на внеочередное предоставление жилья после 23 лет, но при условии, если претенденты на жилье встали (были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилье до 23 лет.

В противном случае действует общая норма – претенденты лишаются нереализованного права.

Следует отметить, что практика некоторых судов общей юрисдикции, в том числе судов субъектов Российской Федерации (кассационная инстанция), сводится к том, что, если истец (претендент на жилье из числа бывших льготников) сумеет доказать незаконность действий (бездействия) со стороны органов публичной власти (органов опеки и попечительства, местных администраций и т.п.) в части непринятия ими мер по информированию, содействию детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по вопросам обеспечения жильем, и при этом сумеет доказать принятие самим истцом попыток встать на соответствующий учет в качестве нуждающегося в жилье, получить жилье (эти попытки должны быть сделаны до достижения 23-летнего возраста), то суд обязывает надлежащего ответчика обеспечить претендента жилым помещением по договору социального найма, не взирая на его возраст.

При этом, безусловно, такое лицо должно нуждаться в жилье на момент вынесения судебного решения и промежуток времени с момента достижения 23 лет и обращения в суд не слишком большой. В основе изложенной практики лежит, если честно, не нормы права (нормы закона), а некая «вселенская справедливость». Благо, что суд руководствуется не только законом, но и справедливостью.

Псковский городской суд Решение Гражданское дело 2-59/2017 (2-4846/2016;)

Именем Российской Федерации

город Псков **.** 2017 года

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Жбановой О.В.,

при секретаре Никитиной М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уткиной С,А. к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области и Администрации Псковской области о признании незаконным решения комиссии по жилищным правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Уткина С.А. обратилась в суд с иском, утоненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением и обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда.

**.** .2016 в порядке ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Псковской области. В порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Территориальный отдел Печорского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области.

**.** 2019 в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация Печорского района.

В обоснование иска указано, что Уткина С.А., **.** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её отец умер в **.** году, мать лишена родительских прав в **.** году. Распоряжением Администрации Печорского района Псковской области от **.** .1998 №** за Уткиной С.А. закреплено жилое помещение по месту регистрации: П. область, П. район, д. П. , ул. Ц. , д. №** , кв. №** . Согласно акту обследования межведомственной комиссии от **.** .2006 №** предоставленное истцу жилое помещение признано непригодным для проживания. Заключением межведомственной комиссии от **.** .2015 №** дом признан непригодным для проживания. Ввиду того, что закрепленное за истцом жилое помещение признано непригодным для проживания, истец **.** .2016 обратилась в Территориальный отдел Печорского района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда и подала необходимые документы. Решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от **.** .2016 в удовлетворении заявления истцу отказано в связи с отсутствием права на обеспечение жилым помещением. Полагая данный отказ незаконным истец обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Истец Уткина С.А. в судебное заседание не явилась, её представитель Стегний А.Б. на удовлетворении исковых требований настаивал, дополнительно пояснив, что у истца возникло право по обеспечению ее жилым помещением с момента признания ранее закрепленного жилого помещения непригодным для проживания, то есть с 21.07.2006. Истец не обращалась до достижения возраста 23 лет с заявлением о предоставлении ей жилого помещения по состоянию здоровья и данное обращение в её интересах должны были осуществлять органы опеки и попечительства.

Представитель ответчика – Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании исковые требования не признал, указав, что до достижения 23 лет истец не обращалась с заявлением для обеспечения ее жилым помещением.

Представитель ответчика Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на иск просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку до достижения 23 лет истец не обращалась с заявлением для обеспечения ее жилым помещением. Признание закрепленного за истцом жилого помещения непригодным для проживания не свидетельствует о возникновении у нее права на обеспечение жилым помещением по специальному правовому регулированию, как и не образует у бюджета субъекта РФ обязанности по обеспечению ее жилым помещением. Этим не исключается право истца реализовать свое право на предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Представитель третьего лица Территориального отдела Печорского района ГГУСЗН Псковской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Администрации Печорского района Давлатмиров Р.Ш. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным стороной ответчика.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований по следующим основаниям.

Это интересно:  Можно ли сдавать ипотечную квартиру в аренду и как правильно это сделать

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено понятие детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе предоставление жилья по договорам специализированного найма.

Так, в соответствии с указанной нормой в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, к такой категории относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, а также лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1).

В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Таким образом, предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, по жилищному обеспечению, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы до достижения ими возраста 23 лет.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Уткина С.А. родилась **.** года, ее родителями являются У.А. и У.Л. (л.д.45).

Истец относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её отец У.А. умер **.** (л.д. 11), а мать У.Л. заочным решением Печорского районного суда Псковской области от **.** .1997 №** лишена родительских прав (л.д.50).

С **.** .1993 по 24.01.1994 Уткина С.А. являлась ученицей ГБОУ « П. ». С **.** 1994 по **.** .1999 являлась ученицей В. О. района П. области. С **.** 1999 по **.** .2000 обучалась в Н. в П. районе.

В указанные периоды истец находилась на полном государственном обеспечении.

Распоряжением Администрации Печорского района Псковской области от **.** .1998 №** за Уткиной С.А., её сестрой У.М. и братом У.Ю. . закреплена двухкомнатная квартира, площадью 43,7 кв.м., по адресу: П. область, П. район, д. П. , ул. Ц. , д. №** , кв. №** , где истец зарегистрирована с **.** .1990 года (л.д.17,18-20,44).

Согласно акту межведомственной комиссии Печорского района Псковской области №** от **.** .2006 вышеуказанная квартира признана непригодной для проживания (л.д.51).

На основании акта №** и заключения межведомственной комиссии Печорского района Псковской области №** от **.** 2015 жилой дом №** по ул. Ц. в д. П. П. района Псковской области требует капитального ремонта (л.д.52,53).

Истец до настоящего времени зарегистрирована в закрепленном за ней жилом помещении, проживает с гражданским супругом по иному адресу в г. Печоры, иных жилых помещений в пользовании либо принадлежащих ей на праве собственности истец не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 48-49).

Впервые с заявлением об обеспечении жилым помещением как лица, оставшегося без попечения родителей, истица обратилась 20.05.2016, на момент обращения с указанным заявлением истцу было более 23 лет (33 года), ранее в уполномоченные органы с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения не обращалась.

Решением Жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от **.** 2016 Уткиной С.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием права на обеспечение жильем (л.д.9-10).

Таким образом, Уткина С.А. обратилась за реализацией своего права на получение жилого помещения в возрасте 33 лет, то есть на момент данного обращения не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Соответственно истец к категории лиц, указанных в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), не относится.

Как следует из справки Администрации Печорского района Псковской области Уткина С.А. за период с 2001 года по настоящее время на состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Печорского района.

Возможность встать на учет до достижения 23 лет у истца имелась. О наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших ей реализовать свои жилищные права, стороной истца суду не представлено.

Согласно разъяснениям, содержащимися в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В данном случае обращение Уткиной С.А. за реализацией права на обеспечение жильем, основанного на статусе лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, последовало в 2016 году, тогда как сам указанный статус и обусловленное им право на получение мер социальной поддержки, были утрачены истцом еще в феврале 2006 года по достижении возраста 23 лет.

Довод о том, что органы опеки и попечительства должны были обращаться от имени истца в компетентные органы по вопросу предоставления жилого помещения не может служить основанием к удовлетворению иска, поскольку указанные основания не являются уважительными причинами пропуска срока.

Довод представителя истца о том, что истец не могла реализовать свои жилищные права по состоянию здоровья не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, состояние здоровья не препятствовало истцу в реализации своих жилищных прав.

В соответствии с ранее действовавшим жилищным законодательством Уткина С.А. имеет закрепленное жилье по адресу: П. область, П. район, д. П. , ул. Ц. , д. №** , кв. №** , которое в установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» порядке не признавалось непригодным для проживания (п. 44 – отсутствует принятое соответствующим органом исполнительной власти решения по итогам работы комиссии). Сведений об отмене закрепления за Уткиной С.А. данного жилого помещения суду не представлено.

Довод о том, что у истца возникло право по обеспечению ее жилым помещением с момента признания ранее закрепленного жилого помещения непригодным для проживания, то есть с **.** .2006, основан на неверном толковании норм материального права.

Таким образом, поскольку истец в настоящее время не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, до достижения 23-летнего в возраста с заявлением о включении в список на предоставление жилья в органы опеки и попечительства не обратилась, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

в удовлетворении исковых требований Уткиной С.А. к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области и Администрации Псковской области о признании незаконным решения комиссии по жилищным правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, возложении обязанности по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Судья О.В. Жбанова

Решение в окончательной форме изготовлено **.** 2017 года.

При необходимости можно задать вопрос об Псковский городской суд Решение Гражданское дело 2-59/2017 (2-4846/2016;)

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, pravasirot.ru, lgoty-vsem.ru, megalaw.ru, jur24pro.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector