+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Решение по делу об административном правонарушении

Принятие решения по делу об административном правонарушении

Постановление — итоговое решение по существу дела. Может быть два варианта:

  • — о назначении наказания;
  • — о прекращении производства (промежуточное процедурное решение о передаче дела другому органу или должностному лицу).

Постановление должно содержать:

  • — наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела;
  • — сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;
  • — изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;
  • — указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение;
  • — принятое по делу решение.

Постановление должно содержать достаточно полную информацию о лице, в отношении которого оно вынесено, быть понятным и убедительным не только по смыслу, но и по содержанию. В этом процессуальном документе необходимо обосновывать и мотивировать юридическую оценку обстоятельств дела, а также вид и меру применяемого взыскания или принятие решения о прекращении дела либо о применении мер воздействия.

Срок давности — это срок, в течение которого может быть вынесено постановление:

  • — недлящееся — 2 месяца с момента совершения;
  • — длящееся — 2 месяца с момента выявления.

В некоторых случаях этот срок составляет 1 год (наказание в виде дисквалификации и т. д.)

Вступает в силу в разные сроки, в зависимости от того, кто рассматривает дело (это подробно разъясняет Верховный суд в виде письма).

Существует общий порядок — постановление вступает в силу после истечения срока, установленного для обжалования, если не было обжалования. Этот срок применим к большинству субъектов, кроме решений, которые были приняты ниже, чем областным, краевым, республиканским судом. Для решений этих судов возможность обжалования в общем порядке не предусматривается — эти решения вступают в силу немедленно после вынесения.

Правом на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях обладает несколько субъектов: само виновное лицо, потерпевший, законные представители правонарушителя или потерпевшего, защитник, иногда должностное лицо, составившее протокол.

В зависимости от того, кто принимает решение, и кто совершил – обжалование в разных инстанциях:

  • — если рассматривалось судом – в вышестоящий суд;
  • — если в административном порядке, то либо жалобу в вышестоящий орган, либо в районный суд.

Для обжалования разные сроки:

  • — в общем случае — жалоба может быть подана в течении 10 суток с момента вручения копии постановления;
  • — если дело касалось выбора или президиумов – 5 суток;
  • — если срок обжалования пропущен, то можно ходатайствовать о восстановлении этого срока (только общего – 10 суток).

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

  • — после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
  • — после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
  • — немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Принятие решения по делу об административном правонарушении

В ходе рассмотрения дела выносятся постановления и определения по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений. Это, во-первых, постановление о назначении административного наказания и, во-вторых, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Данный перечень является исчерпывающим, т.е. иных постановлений быть не может.

Постановление о прекращении производства по делу может быть вынесено в трех случаях: при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, при применении ст. 2.9 КоАП РФ, при передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если совершенное деяние содержит признаки преступления. В вышеназванном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено, что, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Выносимые определения могут быть связаны только с передачей дела по подведомственности либо с передачей дела судье, органу, должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера. Данный перечень оснований выносимых определений является исчерпывающим.

Статья 29.10 КоАП РФ содержит определенные требования к постановлению по делу об административном правонарушении.

Постановлением по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенный судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении.

Это постановление в обязательном порядке должно содержать определенные реквизиты. Должны быть указаны данные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Целью этой информации является подтверждение компетенции судьи, органа, должностного лица, их права на рассмотрение дела. Кроме того, из текста постановления должно быть видно, что не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу.

Обязательным реквизитом постановления по делу об административном правонарушении выступают сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.

В ходе рассмотрения дела должны быть установлены обстоятельства, подтверждающие противоправность деяния, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Наличие или отсутствие данных обстоятельств должно найти отражение в постановлении. В постановлении указывается и правовая квалификация совершенного деяния, т.е. те нормы законодательства, которые предусматривают административную ответственность за совершение правонарушения.

Важнейшая часть постановления — это мотивированное решение по делу. Мотивированное решение — это общая оценка деяния привлекаемого к ответственности субъекта, признание его виновности или невиновности и решение о применении того или иного вида административного наказания.

Дополнительные требования к постановлению по делу об административном правонарушении могут быть связаны с административным наказанием, которое накладывается на нарушителя.

Так, в целях оптимизации процесса исполнения наказания о наложении административного штрафа в постановлении необходимо указать информацию о получателе штрафа, необходимую в соответствии с правилами заполнения расчетных документов. Кроме того, назначение такого вида наказания, как административное приостановление деятельности, должно быть конкретизировано в постановлении по делу об административном правонарушении. Должны быть четко указаны мероприятия, осуществление которых будет иметь целью административное приостановление деятельности субъекта, привлеченного к административной ответственности. Например, в том случае, если данное наказание применяется за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в нем указываются меры, направленные на приостановление операций по счетам.

Особо стоит вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 устанавливает, что, учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией, судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ. Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращения его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

Действующие законодательство предусматривает и процедуру объявления постановления по делу об административном правонарушении. Постановление по делу об административном правонарушении должно быть объявлено немедленно и в полном объеме по окончании рассмотрения дела. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 подчеркивается, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности оглашения только резолютивной части постановления. Оно должно быть объявлено в полном объеме немедленно по окончании рассмотрения дела.

В целях ознакомления лиц, заинтересованных в исходе дела, им выдается копия постановления. Физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено постановление, копия вручается под расписку либо высылается в течение 3 дней со дня вынесения. Потерпевшему вручается по его просьбе или высылается в течение 3 дней. Должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, направляется в течение 3 дней со дня вынесения. Три дня начинают отсчитываться со следующего дня после вынесения постановления.

Если лицо привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. ст. 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ, а огнестрельное оружие и боеприпасы были вверены данному лицу в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, то копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию в целях возможного привлечения лица к дисциплинарной ответственности.

Определение по делу об административном правонарушении также должно отвечать ряду требований.

Можно выделить три группы определений, выносимых в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении на разных стадиях рассмотрения. Это определения, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, определения, выносимые в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении, и определения по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 29.9 КоАП РФ.

Это интересно:  Кто имеет право утверждать штатное расписание ТСЖ и как правильно составить документ по образцу?

Определение по делу об административном правонарушении является таким видом правоприменительного акта, который предписывает выполнение ряда действий, необходимых для рассмотрения дела по существу. В этом отличие определения от постановления, которое является итогом рассмотрения дела по существу. Инициировать определение может либо судья, должностное лицо, коллегиальный орган, рассматривающие дело, либо лица, участвующие в рассмотрении дела. Основанием вынесения определения является заявление, ходатайство, материалы дела. Поэтому в определении по делу об административном правонарушении уделяется внимание процедуре рассмотрения заявлений и ходатайств, ставших основанием для вынесения данного процессуального документа.

Определение по делу об административном правонарушении подписывается судьей, должностным лицом, председательствующим в заседании коллегиального органа. При вынесении определения коллегиальным органом оно принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

Статья 29.13 КоАП РФ предусматривает возможность вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении возможно принятие не только постановлений и определений, но и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Данное представление является правоприменительным актом, обязывающим определенных должностных лиц принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. В этом выражается профилактическая функция рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Осуществление указанной нормы обеспечивается возможностью применения административной ответственности за ее неисполнение, предусмотренное ст. 19.6 КоАП РФ.

Представление вносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, рассматривается в течение месяца после его получения организациями и должностными лицами, которые должны сообщить субъекту, внесшему представление, о принятых мерах.

Решение по делу об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения

Рассмотрение дела об административном правонарушении — центральная стадия производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.

Участие лица, совершившего правонарушение, и законного представителя — обязательно. Защитник участвует в деле в том случае, если об этом ходатайствует привлекаемый, а при неявке защитника рассмотрение дела откладывается, а срок не более 5 дней. Некоторые дела рассматриваются как по месту совершения правонарушения, так и по месту жительства правонарушителя. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела на месте проживания правонарушителя. Установлены определенные сроки рассмотрения дел. Как правило, они рассматриваются в течение 5 суток со дня поступления протокола в орган, уполномоченный рассматривать дела. Исходя из обстоятельств, могут устанавливаться и другие сроки.

Предусмотрены также случаи приостановления рассмотрения дела. При назначении экспертизы — на период ее проведения. Следует отметить, что ст. 7.6 КоАП предусмотрены так называемые сроки давности наложения административного взыскания. Как правило, оно не может быть наложено позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.

Выделяются следующие этапы рассмотрения дел об административных правонарушениях:

1-подготовка дела к рассмотрению и слушанию;

2-анализ собранных материалов, обстоятельств дела;

Два вида постановлений:

1-о назначении наказания

2-о прекращении дела

Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления судьи, должностного лица органа, ведущего процесс и рассматривающего данное дело. Дальнейший этап -выяснение обстоятельств, от которых зависит решение, а именно:

-было ли действительно совершено правонарушение;

-виновно ли данное лицо в его совершении;

-подлежит ли оно административной ответственности;

-имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность;

-имеются ли основания для освобождения от ответственности при малозначительности и других обстоятельствах;

-причинен ли правонарушением имущественный ущерб.

При рассмотрении дела коллегиальным органом ведется протокол. Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий процесс, выносят постановление по делу.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, и подписывается председательствующим и секретарем. Другие постановления подписываются единолично судьей либо должностным лицом органа, ведущего процесс. Предусмотрено, что постановлением по делу об административных правонарушениях могут быть следующие меры:

-о наложении административного взыскания;

-о прекращении дела об административном правонарушении;

-о передаче материалов по месту работы привлекаемого к ответственности для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Постановление о прекращении дела выносится при наличии обстоятельств, исключающих административный процесс, а также при объявлении устного замечания вследствие малозначительности правонарушения.

Решение по делу о наложении взыскания вступает в силу через 10 дней после его вынесения, если оно не было обжаловано или опротестовано, а при наложении взыскания в виде административного ареста и депортации — в течение 5 дней. Исключение составляет взыскание штрафа на месте и штрафа, вносимого добровольно в размере 0.5 нижнего предела, предусмотренного санкциями КоАП, согласно соответствующей статье которого, оно вступает в силу с момента вынесения решения.

В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах.

Российское административное право

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Постановление по делу может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, их законными представителями, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Подается жалоба на постановление по делу:

  1. вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
  2. вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  3. вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд;
  4. вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. Жалоба на постановление по делу государственной пошлиной не облагается.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

  • выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
  • направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей либо должностным лицом единолично.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

  • объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
  • устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
  • проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  • выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
  • разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
  • разрешаются заявленные отводы и ходатайства; оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
  • проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления;
  • в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из пяти возможных решений.

1. Об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

2. Об изменении постановления. При этом не может быть усилено административное наказание или иным образом ухудшено положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

3. Об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Такое решение может быть принято в случае:

а) малозначительности совершенного правонарушения и возможности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освобождения от административной ответственности;

б) наличия обстоятельств, исключающих, согласно ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении;

в) недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

4. Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело. Такое решение принимается:

а) в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

б) в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Это интересно:  Какие пособия положены беременным женщинам в 2019 году: выплаты по беременности неработающим и работающим мамам

5. Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи или должностного лица.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему (в случае подачи им жалобы) либо прокурору по его просьбе. Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть в течение 10 суток опротестованы прокурором. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть опротестованы прокурором.

При этом право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены также в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Пересмотр вынесенных постановлений и последующих решений по делам об административных правонарушениях является альтернативной стадией производства, поскольку соответствующие процессуальные нормы применяются лишь в том случае, если обжалуется или опротестовывается постановление по делу, а затем решение и постановление по рассмотрению жалоб на постановление.

По сути, КоАП РФ предусматривает апелляционный порядок рассмотрения вышестоящими судьями жалоб на постановления судей, а также апелляционный и кассационный порядок рассмотрения судьями жалоб на постановления несудебных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, имея в виду не вступившие в законную силу постановления. Кроме того, Кодекс предусматривает возможность подачи надзорных жалоб на вступившие в законную силу постановления.

Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено заинтересованным в исходе дела участникам производства, указанным в ст. 25.1– 25.5.1 КоАП РФ.

В ст. 30.1 Кодекса установлен следующий инстанционный порядок обжалования постановлений, не вступивших в законную силу:

• вынесенных судьей – в вышестоящий суд;

• вынесенных коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

• вынесенных должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

• вынесенных иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если жалоба на постановление по делу поступила как в суд, так и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, то ее рассматривает суд.

Постановление по делу о правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, которое значительно отличается от процессуальных норм КоАП РФ (см. ст. 207– 211 АПК РФ).

В 2011 г. в ст. 30.1 КоАП РФ включена норма, которая предусматривает право должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, обжаловать вынесенное судьей постановление по делу в вышестоящий суд. При буквальном толковании нормы ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП можно сделать вывод, что она касается постановлений, вынесенных мировыми, районными и гарнизонными военными судьями, поскольку арбитражные судьи выносят решения по делу. В АПК РФ такого рода изменения пока не внесены. На наш взгляд, данное решение законодателя не соответствует принципам судопроизводства в сфере публичных правоотношений и конституционному принципу независимости судебной власти. С практической точки зрения такая ситуация значительно увеличивает нагрузку судей судов общей юрисдикции.

Отметим также, что решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу может быть обжаловано данным лицом в вышестоящий суд (см. ч. 5 ст. 30.9 и ч. 4 ст. 30.12 КоАП).

Нужно учитывать, что в КоАП РФ проведено разделение процессуального порядка рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление и жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.12–30.19).

Жалоба на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении подается, как правило, через судью, орган, должностное лицо, которые его вынесли и которые обязаны направить жалобу со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу в течение трех суток со дня ее поступления. В случае подачи жалобы на постановление судьи о назначении административного ареста или на постановление об административном приостановлении деятельности жалоба подлежит направлению в вышестоящий суд в день ее получения. Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым она подана, то жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (ст. 30.2 КоАП РФ).

Срок подачи жалобы определен в системной связи норм ст. 31.1 КоАП РФ о вступлении постановления по делу в законную силу и об обязательном исполнении такого постановления всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями, юридическими лицами (ст. 31.2). В Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2003 г., утвержденном постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 03.12.2003 и 24.12.2003, и в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010, рассмотрены ситуации, связанные со вступлением в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Срок обжалования не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении по общему правилу составляет 10 суток со дня его вручения или получения копии. В случае пропуска указанного срока он по ходатайству подающего жалобу лица может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Решение об отклонении данного ходатайства выносится в виде определения (ст. 30.3 КоАП РФ).

КоАП РФ (ст. 30.3) предусматривает общие и специальные (сокращенные) сроки рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении, постановление по которому не вступило в законную силу. По общему правилу жалоба подлежит рассмотрению органом или должностным лицом в течение 10 дней со дня ее поступления. Жалоба на постановление, поступившая в суд, рассматривается в течение двух месяцев. Однако жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в вышестоящем суде в течение суток с момента ее подачи, если привлеченное к ответственности лицо отбывает административный арест, а жалоба на постановление об административном приостановлении деятельности и на постановление об административном правонарушении законодательства о выборах и референдуме – в пятидневный срок.

Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении рассматривают судья, должностное лицо единолично, причем они не связаны ее доводами, а проверяют дело в полном объеме. Процедура рассмотрения жалобы (ст. 30.6 КоАП РФ), по сути, идентична порядку рассмотрения дела (ст. 29.7 КоАП РФ).

При подготовке к рассмотрению жалобы судья, должностное лицо в соответствии со ст. 30.4 КоАП РФ выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность ее рассмотрения данным субъектом, а также производство по делу; разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы; направляют жалобу на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к их компетенции.

Судья вышестоящего суда, вышестоящее должностное лицо принимают по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении одно из следующих решений :

• об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

• об изменении постановления, если при этом не ужесточается наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого оно вынесено;

• об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ);

• об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение субъекту, правомочному рассмотреть дело, а также в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административной ответственности, предусматривающего назначение более строгого наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного наказания;

• об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если оно было вынесено неправомочным субъектом.

Решение по жалобе должно содержать сведения, предусмотренные в ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.

Если будет установлено, что рассмотрение жалобы не относится к компетенции рассмотревшего ее судьи, должностного лица, то выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности.

Это интересно:  Приватизация квартиры с долгами по коммунальным платежам 2019 - ЖКХ

Согласно ст. 30.8 КоАП РФ оглашение решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении осуществляется немедленно после его вынесения.

Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу либо законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено постановление, а также потерпевшему (в случае подачи им жалобы) или прокурору по его просьбе. Кроме того, решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих наказание, а также до сведения лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего – в день его вынесения.

В судебной практике рассмотрения жалоб на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях возникает немало вопросов. Часть таких вопросов нашла отражение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (по вопросу об определении территориальной подсудности дел по жалобам см. п. 30; о восстановлении срока обжалования и порядке рассмотрения ходатайств – п. 31 постановления).

К сожалению, имеют место факты, когда судьи арбитражных судов принимают к производству жалобы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановления должностных лиц по делам об административных правонарушениях, непосредственно не связанных с предпринимательской или иной экономической деятельностью указанных лиц. Если компетенция судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел по первой инстанции разграничена в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, то применительно к рассмотрению жалоб четкие нормы в КоАП РФ и АПК РФ отсутствуют. В связи с этим необходимо учитывать разъяснения высших судебных инстанций по данному вопросу. Следует, например, обратить внимание на позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженные в п. 12–14, 23 постановления от 02.06.2004 № 10.

Четкое разграничение подведомственности жалоб по отдельным статьям КоАП РФ дано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 г. (ответы на вопросы № 10 и № 11), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.

В судебной практике возник вопрос, вправе ли судья (по-видимому, и другой орган административной юрисдикции) принять отказ от жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 подчеркивается, что при отказе лица от жалобы судье следует обсудить данное ходатайство и в случае его удовлетворения вынести определение о прекращении производства по жалобе.

Статья 30.10 КоАП РФ предусматривает порядок принесения прокурором протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения путем отсылки к правилам, установленным ст. 30.1–30.3 Кодекса. Протест прокурора рассматривается в порядке и в сроки, установленные ст. 30.4–30.8. В связи с этим представляется необходимым, чтобы протесты вносились прокурорами в 10-дневный срок со дня вынесения или вручения соответствующего постановления, а в случае пропуска срока рассматривалось ходатайство прокурора о восстановлении этого срока. При рассмотрении протеста прокурора судья, орган, должностное лицо должны учитывать требования ст. 30.6 и 30.7 КоАП РФ о порядке рассмотрения жалобы и принятия по ней решения. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу направляется прокурору, принесшему протест, и участникам производства по делу, указанным в ст. 25.1–25.5.1 КоАП РФ.

Статьи 30.12–30.19 КоАП РФ определили порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Такой пересмотр является надзорным производством, отличающимся от апелляционного и кассационного производства, которое по сути имеет место при пересмотре постановлений, не вступивших в законную силу.

Согласно ст. 30.12 КоАП РФ вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, перечисленными в ст. 25.1– 25.5.1 КоАП РФ, и опротестовано Генеральным прокурором РФ либо его заместителями, прокурором субъекта РФ и его заместителями, прокурором военного округа, флота, главным военным прокурором и его заместителями (по делам об административных правонарушениях военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы).

Жалобы и протесты подаются в суды субъектов РФ и рассматриваются председателями этих судов либо их заместителями, а после их рассмотрения в указанных судах могут быть поданы в Верховный Суд РФ и рассматриваются его председателем, либо заместителем председателя, либо судьей Верховного Суда РФ по поручению Председателя Верховного Суда или его заместителей (ст. 30.13 КоАП РФ).

Требования к содержанию жалобы и протеста в порядке надзора установлены в ст. 30.14 КоАП РФ. Жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

О принятии жалобы, протеста к рассмотрению соответствующий судья выносит определение. При этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу, а также потерпевший уведомляются о подаче жалобы, принесении протеста в целях ознакомления с этими документами и подачи возражений на них.

В ст. 30.16 КоАП РФ определены пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста. По общему правилу, судья проверяет материалы дела исходя из доводов, содержащихся в жалобе, протесте. Однако в интересах обеспечения законности судья вправе проверить дело в полном объеме.

Решение по жалобе, протесту выносится в форме постановления. Согласно ст. 30.17 КоАП РФ может быть вынесено постановление:

• об оставлении жалобы, протеста без удовлетворения;

• об изменении постановления по делу, если допущенные нарушения закона могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не ужесточается административное наказание;

• об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случае существенных нарушений процессуальных требований, затруднивших его объективное рассмотрение;

• об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.

Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы или протеста прокуpopa, определено в ст. 30.18 КоАП РФ. В частности, в постановлении наряду с кратким содержанием жалобы должны быть приведены доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте; мотивы и основания принимаемого постановления со ссылкой на конкретные статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Постановление по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления их в суд. Если принято решение об истребовании дела, то оно должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня поступления его в суд. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Повторная подача в суд жалоб, протестов в порядке надзора по тем же основаниям и если они этим судом были ранее рассмотрены, не допускается.

По вопросам рассмотрения судьями жалоб и протестов прокуроров в порядке надзора следует иметь в виду разъяснения, содержащиеся в п. 32 и 34 постановления Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5.

Статья 4.8 КоАП РФ предусматривает порядок исчисления процессуальных сроков. Установлено, в частности, что течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определяется начало срока. Например, срок, исчисляемый днями, истекает на следующий день установленного срока. Если окончание срока приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Данный порядок исчисления сроков применяется, если другими статьями не предусмотрен иной порядок их исчисления. Это в первую очередь касается установления в ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

В производстве по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах пересмотр принятых ими решений осуществляется путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 206 и гл. 34 АПК РФ). Причем решение, принятое арбитражным судом первой инстанции, вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Статьи 266 и 267 АПК РФ определяют порядок и сроки рассмотрения апелляционной жалобы. Отметим, что жалоба рассматривается коллегиальным составом судей.

Если решение арбитражного суда первой инстанции не изменено или не отменено апелляционной инстанцией, то оно вступает в силу со дня принятия постановления арбитражного апелляционного суда.

Вступившие в законную силу решения и постановления арбитражных судов могут быть обжалованы в порядке надзора (см. гл. 36 АПК РФ).

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (речь идет о постановлениях, принятых должностными лицами уполномоченных органов, по делам об административных правонарушениях согласно гл. 25 КоАП РФ) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, предусмотрен ст. 207–212 АПК РФ.

Производство по таким делам возбуждается на основании заявлений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей об оспаривании решений административных органов о привлечении к ответственности до истечения 10 дней со дня получения оспариваемого постановления. Дело рассматривается в арбитражном суде субъекта РФ единолично судьей в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления в суд. О дне и месте рассмотрения дела извещаются лица, участвующие в деле, и другие заинтересованные лица. При этом судья вправе признать обязательной явку данных лиц и представителя административного органа, принявшего оспариваемое постановление, и истребовать дополнительные доказательства.

Порядок принятия решения судьей арбитражного суда определяется ст. 211 АПК РФ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке.

По ходатайству заявителя арбитражный суд вправе приостановить исполнение оспариваемого решения.

  • [1] Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 №749-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голифастова Геннадия Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Статья написана по материалам сайтов: law-student.ru, magref.ru, studwood.ru, isfic.info, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector