+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Решение о выкупе земельного участка принимает суд по требованию органа власти

Дата размещения статьи: 28.04.2015

Право на выкуп земельного участка. Порядок выкупа земельного участка

Российским законодательством предусмотрено преимущественное право собственника здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, приобрести такой земельный участок в собственность. Такое право установлено в части 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), в соответствии с которой исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Для реализации своего права собственник здания, строения, сооружения обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. К заявлению необходимо приложить документы, Перечень которых установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок». Согласно этому Приказу собственники зданий, строений, сооружений представляют в соответствующий исполнительный орган следующие документы:
— «документ, удостоверяющий личность заявителя;
— нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здания, строения, сооружения, если права на такие здания, строения, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
При этом согласно части 4 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Таким образом, заявитель вправе не представлять документы, которые должны запрашиваться органом государственной власти или местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия. К таким документам, в частности, относятся:
— выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (в случае если с заявлением о выкупе земельного участка обращается индивидуальный предприниматель);
— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (в случае если с заявлением о выкупе земельного участка обращается юридическое лицо);
— выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке;
— выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на приобретаемый земельный участок;
— кадастровый паспорт земельного участка.
Согласно части 3 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Таким образом, в случае отказа заявителю в выкупе земельного участка по причине непредставления заявителем документов, не указанных в перечне, отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Обжалование отказа в выкупе земельного участка в судебном порядке

Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Если в установленный в пункте 6 статьи 36 ЗК РФ срок проект договора купли-продажи не будет подготовлен либо заявителю будет предложено заключить вместо договора купли-продажи договор аренды земельного участка, указанное бездействие либо незаконное решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.
В этом случае судебное обжалование решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность либо бездействия будет осуществляться по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) в случае обжалования решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность или бездействия гражданином либо главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) в случае обжалования решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность или бездействия индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Для обжалования решения об отказе (либо обжалования бездействия) в предоставлении земельного участка в собственность гражданину необходимо обратиться в суд по месту нахождения соответствующего органа либо по своему месту жительства с заявлением. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Требования в заявлении следует сформулировать следующим образом:
— признать решение (указать дату решения, наименование соответствующего органа) об отказе в предоставлении земельного участка (указать кадастровый номер и адрес земельного участка) в собственность либо бездействие в неподготовке проекта договора купли-продажи земельного участка незаконным;
— обязать (указать наименование соответствующего органа) принять решение о предоставлении земельного участка в собственность/подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
Срок обращения гражданина в суд с соответствующим заявлением составляет 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Указанный срок начинает течь с момента получения решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность на руки либо со дня получения решения по почте.
Следует отметить, что некоторые суды общей юрисдикции квалифицируют подобные споры как споры о праве, поэтому гражданину необходимо подавать заявление в суд по месту нахождения земельного участка. В этом случае такой спор будет рассматриваться по правилам искового производства.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях оспаривания решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность или бездействия индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо обращается в соответствующий арбитражный суд с заявлением.
Срок обращения в суд также составляет 3 месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении права. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по соответствующему ходатайству заявителя, если суд сочтет причину пропуска срока на обращение в суд уважительной.
В заявлении необходимо указать, каким образом принятое решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность либо бездействие нарушает права заявителя.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
На практике встречаются случаи, когда в результате незаконного бездействия соответствующего органа возрастает размер выкупной цены земельного участка.
Например, до 1 июля 2012 года действовал льготный выкуп земельных участков, порядок которого регламентирован Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Собственник здания, строения, сооружения, реализуя свое право на льготный выкуп, обращается в соответствующий орган в период действия льготного выкупа, то есть до 1 июля 2012 года. В свою очередь, орган, необоснованно затягивая сроки подготовки проекта договора купли-продажи, по истечении действия льготного выкупа направляет заявителю соответствующий проект договора купли-продажи. При этом орган в проекте договора купли-продажи указывает размер выкупной цены выше, чем она должна была быть, то есть размер выкупной цены орган рассчитывает уже не по льготной ставке. Таким образом, в результате незаконного затягивания сроков подготовки проекта договора купли-продажи заявитель, имеющий право на льготный выкуп, по сути, его лишается.
Гражданину, оказавшемуся в подобной ситуации, необходимо знать следующее.
После получения проекта договора купли-продажи с указанием размера выкупной цены выше льготной нужно направить протокол разногласий к указанному проекту договора купли-продажи с указанием льготного размера выкупной цены земельного участка. Если по истечении 30 дней указанный протокол разногласий будет отклонен органом либо заявитель не получит извещение о результатах рассмотрения протокола, то заявитель вправе передать возникшие разногласия на рассмотрение суда. Для этого заявителю необходимо обратиться в суд с исковым заявлением об определении судом условий договора купли-продажи земельного участка, а именно об обязании изложить пункт договора купли-продажи, устанавливающий размер выкупной цены земельного участка, в соответствии с протоколом разногласий (то есть по льготной цене).

Это интересно:  Какова величина налога по долевому строительству? - вопрос юристу. Краснодар

Литература

1. Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации».
2. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года N 475 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».
3. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
4. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

КАК ОСПОРИТЬ ОТКАЗ В ВЫКУПЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

КАК ОСПОРИТЬ ОТКАЗ В ВЫКУПЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА 2016

В данной статье не рассматриваются вопросы, связанные с «дачной амнистией»

Собственники недвижимости, в том числе физические и юридические лица, имеют право выкупить у муниципалитета земельный участок, который находится под этой недвижимостью. Это право им дает Земельный кодекс и Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Собственники земли имеют ряд преимуществ перед арендаторами, в особенности это касается бизнеса.

Не секрет, что земля является большой ценностью и представители Администрации города или поселения крайне неохотно соглашаются на продажу земельного участка гражданину, а тем более предпринимателю. Несмотря на то, что Земельный кодекс, в статье 39.16 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выкупе участка (таких оснований 25), практика показывает, что Муниципалитеты выходят за пределы перечня при обосновании своего отказа.

Если участок сформирован и в данном населенном пункте приняты правила Землепользования и Застройки, наиболее часто встречаемый отказ в приватизации земельного участка следующий: «площадь земельного участка существенно превышает необходимую площадь для эксплуатации здания, расположенного на земельном участке». Надо понимать, что закон такого основания для отказа не содержит, однако, судебная практика решает данный вопрос по-разному. Ситуацию усугубляет то, что в марте 2015 года были внесены существенные поправки в Земельный кодекс, на которые судебная практика не успела однозначно отреагировать. Все это позволяет отнести данный вопрос к категории «сложных».

Итак, вы получили отказ в выкупе земельного участка, алгоритм ваших дальнейших действий следующий:

  1. Подача Заявления в суд.
    • Если вы Физическое лицо, то подаете «Административное исковое заявление о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности» в районный суд по месту нахождения Администрации;
    • Если вы Юридическое лицо или Индивидуальный предприниматель, подаете «Заявление о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности за плату» в Арбитражный суд

При этом исковые требования должны быть сформулированы четко и аргументированно. Необходимо сослаться на пункты Земельного кодекса и Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», которые дают право собственнику недвижимости приватизировать соответствующий земельный участок:

— Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом;

— перечень оснований, для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является закрытым;

— Продажа земельных участков, на которых расположены здания, собственникам таких зданий, либо помещения осуществляется без проведения торгов;

Согласно п.5 ст.39.17, уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления либо отказывает в выкупе, либо осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет проект заявителю. По этой причине в исковых требованиях желательно добавить следующий пункт: обязать Администрацию составить проект договора купли-продажи и направить на адрес……

  1. Судебный процесс.
    • Предварительное заседание. На этой стадии будет целесообразно собрать, а при необходимости приобщить к делу следующие документы:

— Градостроительный отчет нормативной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания;

— Технический отчет об инженерно-геодезических изысканиях по установлению и закреплению границ участка землепользователя с определением площади;

— Показания специалиста о соответствии площади испрашиваемого земельного участка фактического его использованию (специалистом может быть, например, Кадастровый инженер);

— Заключение эксперта о соответствии площади испрашиваемого земельного участка фактического его использованию.

2.2. Судебное заседание по нашему иску — наиболее сложный этап на пути к победе в судебном процессе. Поскольку позиции судей по данному вопросу неоднозначны, формирование судейского убеждения во многом будет зависеть от юристов каждой стороны. Необходимо быть подготовленным ко всем возможным вопросам со стороны ответчика и суда, а также иметь некоторые «козыри», например аргумент или довод, который вы будете использовать впервые, чтобы сработал «эффект неожиданности» у оппонента.

  1. Аргументы и контраргументы:
  1. В выступлении необходимо сослаться на то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 АПК).

То есть, бремя доказывания на Администрации. Необходимо периодически уточнять, что поскольку не представлены доказательства нарушения требований градостроительного и земельного права при определении границ и площади участка, Администрация свою правоту не доказала.

  1. В том случае, если юрист Администрации укажет на правовую позицию Верховного суда, согласно которой «бремя доказывания того, какой размер земельного участка, подлежащего выкупу, является необходимым, возлагается на лицо, которое желает его выкупить», нужно подчеркнуть, что правовая позиция более не актуальна, так как с 03.03.2015 ст. 36 ЗК РФ утратила силу, особенности предоставления находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, урегулированы в ст. 39.20 ЗК РФ.
  2. Если Администрация сошлется на то, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, надо привести контраргумент, что это было закреплено в п. 7 ст. 36 ЗК, а в настоящий момент статья утратила силу (с 03.03.2015), соответственно на эту норму нельзя сослаться.
  3. Следующий аргумент:

Земельный участок испрашиваемой Заявителем площади эксплуатируется не только в связи с использованием объектов недвижимости, но и для ведения коммерческой деятельности с использованием прилегающей к объектам территории (для юр. лиц и ИП).

  1. Согласно п.5. ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании представляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.

Данная норма является императивной.

  1. На момент обращения Общества с заявлением о выкупе, земельный участок, занятый принадлежащими Обществу на праве собственности зданиями, в установленном порядке сформирован и поставлен на кадастровый учет.

Компания «Силкин и партнеры» проанализирует практику, найдет применимое право вашем конкретном случае и окажет услугу надлежащего качества.

Решение о выкупе земельного участка принимает суд по требованию органа власти

Типовые экспертизы

Экспертиза качества ремонта от профессионалов

Часы работы:

Экспертизы

Органолептическая экспертиза

Анализ газовой смеси

Главные задачи фототехнической экспертизы

Основные задачи технической экспертизы видеозвукозаписи

Объекты компьютерно-технической экспертизы

Новости палаты

Повестка о вызове на допрос (Скачать бланк)

Изучение стресса у психиатров, работающих в регионе Уэссекс

Отсутствие связи между продолжительностью нелеченого заболевания и тяжестью нарушений когнитивных функций и структурных дефектов головного мозга во время первого приступа шизофрении (резюме)

Органолептическая экспертиза

Отдел судебной экспертизы по экономическим преступлениям и противодействия коррупции при Межрегиональной Коллегии Судебных Экспертов

Защита прав потребителей при Межрегиональной Коллегии Судебных Экспертов

Антиколлекторы при отделе судебной экспертизы по экономическим преступлениям и противодействия коррупции Межрегиональной Коллегии Судебных Экспертов

«Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015 года; опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ», N 4, апрель, 2016 года (извлечение):

1. По требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принятие судом решения о понуждении к заключению такого соглашения законом не предусмотрено.

Администрация муниципального образования обратилась с иском к П. и другим о выкупе жилого дома и земельного участка, об определении выкупной цены земельного участка, жилого помещения с надворными постройками, плодово-ягодными насаждениями, о понуждении заключить соглашение о выкупной цене, сроке выкупа, прекращении права долевой собственности на жилое помещение и земельный участок.

Это интересно:  Правомерны ли требования судебных приставов? - вопрос юристу. таганрог

Решением суда исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

Отменяя решение суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности заключить соглашение о выкупной цене с органом местного самоуправления, суд апелляционной инстанции отметил следующее.

По общим правилам действующего на момент рассмотрения дела законодательства при недостижении сторонами спорных правоотношений добровольного соглашения о выкупе такой выкуп производится на основании решения суда, в котором должны быть определены выкупная цена, сроки и другие условия выкупа. Законодательством не установлена обязанность собственника земельного участка заключить такое соглашение (статьи 279 — 282 , пункт 1 статьи 421 ГК РФ), в связи с чем правовых оснований для понуждения ответчиков к заключению соглашения о выкупе у суда первой инстанции не имелось.
———————————
Здесь и далее приводятся ссылки на нормы гражданского и земельного законодательства в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 г., если иное прямо не оговорено.

При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции было обоснованно отменено решение суда первой инстанции в указанной части. В части удовлетворения исковых требований администрации муниципального образования к П. и другим о выкупе жилого дома и земельного участка, об определении выкупной цены и срока выкупа, о прекращении права собственности на жилое помещение и на земельный участок решение суда оставлено без изменений.

(По материалам судебной практики Верховного Суда Удмуртской Республики)

решение суда по вопросу выкупа земельного участка под зданием, находящимся в собственности юридического лица

Чаще все разного рода проблемы, связанные с покупкой или продажей жилой недвижимости происходят по той причине, что составлением договора и сопровождением сделки занимаются не квалифицированные юристы, а риелторы. Как показывает практика, лишь незначительная часть риелторов являются действительно профессионалами, способными выполнить оценку состояния недвижимости.

Собираетесь продавать или покупать недвижимость? Пользуйтесь услугами профессионалов в данной сфере! Это поможет сохранить собственное здоровье и нервы и обезопасит от материальных потерь.

решение суда по вопросу выкупа земельного участка под зданием, находящимся в собственности юридического лица

Общество с ограниченной ответственностью «Олеон» в 1994 году приобрело в собственность (купило по договору купли-продажи) несколько промышленных зданий у Федерального государственного унитарного предприятия «Бирюлевский экспериментальный комбинат». Все три здания были расположены на сформированном земельном участке общей площадью 2,1 га. Данный земельный участок был предоставлен в 1991 году «Бирюлевскому экспериментальному комбинату» в постоянное бессрочное пользование для обслуживания данных зданий. Земельный участок и строения располагались на территории одного из районов Московской области.

ООО «Олеон» благополучно работало, все эти годы исправно платились налоги, предприятие продолжает работать до сих пор. Здания предприятия используются в производственных целях.

В 2007 году Общество с ограниченной ответственностью «Олеон» обращается в геодезическую компанию, оформляет межевой план, затем получает кадастровый паспорт на земельный участок. Причем, все здания, расположенные на данном земельном участке, учитываются в кадастровом паспорте на землю и сведения о координатах месторасположения строений вносятся в государственный кадастр недвижимости.

В 2009 году Общество с ограниченной ответственностью «Олеон» обращается в Территориальное управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по льготной цене, под строениями, расположенными на данном земельном участке и находящимися в собственности юридического лица. К заявлению прикладываются документы, необходимые для выкупа земельного участка, в соответствии с приказом № 370 Минэкономразвития РФ.

Через две недели после подачи заявления о льготном выкупе земельного участка под зданием, находящимся в собственности юридического лица, территориальное управление Росимущества вынесло решение № 37 о передаче земельного участка в собственность. Но вопрос на этом решился.

Территориальное управление Росимущества по Московской области передало документы на земельный участок в центральное управление Росимущества. Центральное управление Росимущества, в свою очередь, вынесло решение об отказе в передаче земельного участка в собственность по договору купли-продажи по льготной стоимости. Основаниями в отказе послужили следующие обстоятельства:

— обществом с ограниченной ответственностью «Олеон» не были предоставлены документы, позволяющие индентифицировать объекты недвижимости на выкупаемом земельном участке;

— юридическим лицом не было предоставлено документа, подтверждающего фактическое расположение зданий, строений, сооружений на земельном участке, а также отсутствие зданий, строений, сооружений, находящихся в пользовании иных лиц;

Росимущество утверждало, что в качестве данного документа может выступать письмо государственного органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, при условии указания в таком письме кадастрового номера земельного участка на котором находятся объекты недвижимости, инвентарные номера таких объектов недвижимости, а также сведения об отсутствии иных объектов недвижимости на таком земельном участке. Кроме того, документами, подтверждающими фактическое расположение зданий, строений, сооружений на земельном участке, а также отсутствие зданий, строений, сооружений, находящихся в пользовании иных лиц на земельном участке, также могут являться иные материалы, выданные государственными органами и содержащие информацию о связи земельного участка с объектом недвижимости, а также информацию об отсутствии объектов, находящихся в собственности иных лиц, при условии однозначной идентификации объектов недвижимого имущества.

— юридическим лицом ООО «Олеон» не было представлено документа о наличии либо отсутствии ограничений обороноспособности испрашиваемого к приватизации земельного участка в соответствии с требованиями статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации;

— не было представлено документа, обосновывающего площадь земельного участка, оформляемого в собственность. Более того, управлением Росимущества было заявлено, что площадь земельного участка, который оформляется в собственность юридического лица, значительно превосходит площадь объектов недвижимости на нем расположенных;

Также Росимущество обратило внимание юридического лица на то, что согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» при совершении сделок с федеральным имуществом федеральными органами исполнительной власти федеральное имущество, являющееся предметом сделки, должно быть учтено в реестре. Исходя из изложенного, управление Росимущества обязало предоставить такую выписку из такого реестра федерального имущества.

Более того, Территориальному управлению Росимущества было поручено отменить постановление № 37 от 30.01.2009 года.

Получив данное письмо, руководители юридического лица приняли решение обратиться к арбитражному адвокату по вопросу предоставления интересов в арбитражном суде.

Арбитражный адвокат подготовил исковое заявление, ссылаясь на то, что Управлением Росимущества были допущены грубые нарушения при вынесении решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату по льготной цене юридическому лицу.

Исковое заявление было подано в арбитражный суд Московской области. Ответчик по иску — территориальное управление Росимущества (представитель по доверенности) с исковыми требованиями не согласилось.

Решением арбитражного суда Московской области были удовлетворены исковые требования ООО «Олеон» к территориальному управлению Росимущества. Росимущество, в соответствии с решением суда, обязано в течение тридцати дней с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда подготовить и направить в адрес юридического лица для подписания договор купли-продажи земельного участка.

Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта

Верховным Судом Российской Федерации проведено обобщение практики рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел по спорам, возникающим в связи с изъятием земельных участков у граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в целях размещения объектов транспорта.

В период проведения обобщения с 1 апреля 2015 г. вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ряд других федеральных законов, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 499-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).

Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 1 апреля 2015 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).

Это интересно:  Как рассчитывается класс осаго

Кроме того, не требуется наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории для принятия решения об изъятии земельного участка, необходимого для эксплуатации линейного объекта из числа указанных в статье 49 ЗК РФ, если такой линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника линейного объекта или лица, которому он принадлежит на иных правах, отсутствуют права, а право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до 1 апреля 2015 г. (часть 4 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).

Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей, не предусмотренных пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ, возможно только в строго определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 2 статьи 56.3 ЗК РФ.

К государственным или муниципальным нуждам статья 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (пункт 3 статьи 49 ЗК РФ).

Статьей 56.4 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 442.

Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56.4 ЗК РФ, вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.

В случае принятия решения об изъятии земельных участков на основании ходатайства об изъятии организация, подавшая такое ходатайство, в частности, несет расходы по опубликованию сообщения о планируемом изъятии земельных участков и размещении информации на информационных щитах (пункт 2 статьи 56.5 ЗК РФ), принимает участие в подготовке и заключении соглашения об изъятии земельных участков (пункт 1 статьи 56.7 ЗК РФ, статья 56.10 ЗК РФ), выплачивает возмещение за изымаемые земельные участки (пункт 13 статьи 56.10 ЗК РФ), а также имеет право обращаться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).

До 1 апреля 2015 г. при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием. С 1 апреля 2015 г. необходимым условием изъятия такого земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (статья 281 ГК РФ, пункты 1, 2 статьи 56.4, пункт 13 статьи 56.10 ЗК РФ).

С 1 апреля 2015 г. подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ), к которым также применяются правила о юридически значимом сообщении (статья 165.1 ГК РФ). При рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, направления соответствующих сообщений и их доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Изменения коснулись и сроков принудительного изъятия земельных участков. Пунктом 3 статьи 279 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 г.) предусматривалась обязанность органа, принявшего решение об изъятии земельного участка, не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника участка, а выкуп до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускался только с согласия собственника.

С 1 апреля 2015 г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях — и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 ЗК РФ).

Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 ГК РФ, пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).

Статьей 282 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 г.) устанавливался трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику уведомления о предстоящем изъятии земельного участка. Действующая с 1 апреля 2015 г. редакция статьи 282 ГК РФ устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который, согласно пункту 13 статьи 56.6 ЗК РФ, составляет три года с момента его принятия. Истечение указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Правовое регулирование, введенное Федеральным законом N 499-ФЗ, подлежит применению с учетом положений статьи 26 названного закона.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ установлено, что, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном ГК РФ и ЗК РФ в редакции Федерального закона N 499-ФЗ.

Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 1 апреля 2015 г., после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 ЗК РФ должна быть соблюдена в полном объеме.

Аналогичным образом необходимо решать вопрос о соблюдении установленной положениями главы VII.1 ЗК РФ процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если до 1 апреля 2015 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не принято решение об изъятии такого земельного участка.

1. По требованию уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принятие судом решения о понуждении к заключению такого соглашения законом не предусмотрено.

Администрация муниципального образования обратилась с иском к П. и другим о выкупе жилого дома и земельного участка, об определении выкупной цены земельного участка, жилого помещения с надворными постройками, плодово-ягодными насаждениями, о понуждении заключить соглашение о выкупной цене, сроке выкупа, прекращении права долевой собственности на жилое помещение и земельный участок.

Решением суда исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

Отменяя решение суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности заключить соглашение о выкупной цене с органом местного самоуправления, суд апелляционной инстанции отметил следующее.

При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции было обоснованно отменено решение суда первой инстанции в указанной части. В части удовлетворения исковых требований администрации муниципального образования к П. и другим о выкупе жилого дома и земельного участка, об определении выкупной цены и срока выкупа, о прекращении права собственности на жилое помещение и на земельный участок решение суда оставлено без изменений.
(По материалам судебной практики Верховного Суда Удмуртской Республики)

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, www.s-u-d.ru, xn——6kcbbblkjdwlyf3ah0alukhjqm0xwb.xn--p1ai, www.oblzemli.ru, ivdlaw.forum2x2.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector