+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Прошение на расторжение церковного брака

Как происходит развенчание церковного брака? При каких условиях православный человек может развенчаться с бывшим супругом, существует ли такой церковный обряд? Рассказываем!

Содержание

Можно ли развенчаться в церкви после развода и нужно ли, возможные основания

Если между супругами все-таки возникли непримиримые разногласия и было решено развестись, то необходимо обратиться в отдел ЗАГС, где будет пройдена формальная процедура расторжения брака.

Церковный же брак заключается не на бумаге, а перед Богом, именно перед ним супруги несут ответственность за свою семейную жизнь.

Для церкви, как для института, понятия «развенчание» не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место.

Развенчиваться — это значит заключать новый брак на небесах, венчаться повторно.

Вот хорошее видео о гражданском браке и развенчании.

Правда, если вы придете в церковь, и скажете, что желаете выйти замуж или жениться повторно со скуки, вам могут отказать. Церковь считает довольно весомыми для расторжения брака некоторые определенные причины причины:

  • Измена одного из супругов,
  • Аборт, сделанный женой без согласия мужа, без необходимости по медицинским показателям,
  • Смена веры одним из супругов,
  • Неспособность к супружеской жизни, а как следствие к продолжению рода, потеря дееспособности мужа или жены,
  • Болезни, угрожающие здоровью будущих детей (СПИД, сифилис и другие),
  • Вступление мужа или жены в другой брак,
  • Алкоголизм и наркомания одного из супругов,
  • Риск нанесения ущерба здоровью одним из супругов второму,
  • Сводничество,
  • Длительное отсутствие одного из партнеров,
  • Несоответствие христианским канонам: брак между родственниками, брак до достижения совершеннолетия.

Таким образом, вы сами можете ответить на вопрос, нужно ли развенчивание первого брака. Оно возможно только посредством заключения повторного церковного брака. А можно ли это сделать, зависит от приведенных выше причин.

Процедура развенчания церковного брака

Как уже было сказано выше, конкретной процедуры расторжения брака в церкви не существует, церковь может лишь благословить человека на повторный брак, здесь и далее это мы и будем называть развенчанием.

Православная церковь допускает повторное венчание людей, уже бывших в браке, и для этого необходимо будет обратиться в Епархиальное управление. Итак, как правильно развенчаться?

  • На имя архиерея необходимо подать прошение, приложить необходимые документы и ждать ответа.
  • Вам предстоит пройти собеседование со священником, который пожелает узнать причины, подтолкнувшие вас к разводу. Помните о том, что в случае, если причина не является уважительной для церкви, то вам могут отказать в повторном венчании.
  • Если же вы получите благословение, то можете повторно обвенчаться в любом выбранном вами храме.

Обряд развенчания в православной церкви

Процесс развенчания — это повторное венчание во втором браке с другим человеком, с которым вы предварительно вступили в брачные отношения.

Происходить венчание во второй раз будет так же, как и в первый, с той лишь разницей, что не будет возложения венцов на головы супругов.

Возложить венец могут лишь на того, кто венчается впервые. В остальном все тонкости обряда сохраняются в первозданном виде.

Как развенчаться после развода

После развода в ЗАГСе или в суде пройти процесс развода в церкви невозможно, никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.

Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания.

Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака, то есть если вы не сошлись в интересах с супругом, проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что церковь осудит ваш развод. Второй брак дозволяется тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза. Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной на него церковью.

Можно ли развенчаться без согласия мужа или жены

Так как такой процедуры, как развенчание, по факту не существует, а есть лишь благословение на повторное венчание, то приходить с бывшим мужем или бывшей женой не требуется.

Для повторного церковного брака обязательно лишь присутствие вас и вашего нового избранника, бывший супруг на повторном венчании присутствовать совершенно не обязан.

Что нужно: какие документы, куда обращаться, сколько платить и ждать

Если вы решили расторгнуть предыдущий союз и вступить в брак повторно и пройти процедуру венчания во второй раз, то вам будет необходим следующий перечень документов, чтобы правильно подать прошение:

  1. Паспорт,
  2. Свидетельство о расторжении первого брака,
  3. Свидетельство о заключении брака церковного,
  4. Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это, а также свидетельство о смерти, если первый супруг умер.

Вместе с этими документами вы должны подать в Епархию прошение о разрешении на проведение повторного обряда венчания. Иногда вместо него подают прошение о развенчании. Как ни странно, не смотря на отсутствие такого понятия и процедуры, обряда, заявление о развенчании (о снятии венцов, о снятии благословения) есть.

Образец этого заявления можно скачать по ссылке.

Однако, какой формой заявления воспользоваться, лучше уточнить в той церкви, в которой вы собираетесь проходить обряд венчания повторно. В церкви вам расскажут, как и какое прошение написать, либо продемонстрируют образец, скажут, в какую епархию и на чье имя писать.

Письмо подается на имя правящего архиерея. Срок ожидания варьируется в зависимости от занятости Епархии, когда ваше заявление будет рассмотрено, вас вызовут на беседу со священнослужителем, где будет решено, можно ли развенчивать ваш брак. Прийти подавать прошение может только муж или только жена, присутствие обоих необязательно. Такова процедура развенчания в церкви.

За венчание не предусмотрена плата, лишь добровольное пожертвование, сумму которого назовет вам священник в том храме, где вы решили повенчаться с вашим супругом.

Сколько раз можно венчаться

На вопрос о том, сколько раз можно венчаться, церковь отвечает довольно однозначно. Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда вы пойдете за разрешением на венчание в третий раз, на вас посмотрят откровенно осуждающе. Не исключено, что попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) не достойно истинно верующего человека.

Фактически, максимальное количество раз, которое человек может венчаться — три. Особенно, если вам еще не исполнилось 50 лет. Но третий раз могут и не благословить.

Вот толковое видео по этому вопросу, в частности о третьем браке:

Однако некоторые священники могут иметь другое мнение.

Проходить процедуру венчания более трех раз считается тяжким грехом! Да и в принципе в представлении церкви жениться более одного раза, без объективных на то причин, не следует. Получить разрешение на повторное венчание без порицания по церковным канонам может только вдовец (вдова).

Подходите к процедуре венчания достаточно ответственно и серьезно, обращайтесь в храм, только если вы уверены в крепости ваших брачных уз и готовы заключить союз не только перед людьми, но и перед Богом. Помните о том, что ответственность за сохранность брака несут двое людей и вы должны быть уверены в своем партнере, с которым решили связать жизнь, в том, что оба вы готовы сделать все, чтобы ваш брак не распался.

О расторжении церковного брака

Здравствуйте, батюшка! Хочу задать вам такой вопрос.

По инициативе супруги, которую я поддержал, мы венчались. Я пошёл на это с целью укрепить наш брак духовно, мы оба православные, ходили в церковь, на службы. Вы знаете, Господь нас не покидал своей милостью, когда у жены была необходимость срочной гинекологической операции, он нам помог и все завершилось благополучно.

С подачи её родственников она перестала относиться к нашему браку с благоговением, ей внушили мысль, что развод — это нормально, надо только найти кого побогаче и помоложе, и в этой ситуации она отыскала себе виртуального друга в интернете, который зарабатывает больше меня, и собралась к нему сбежать. Этот бизнесмен оказался фантомом, но эту даже виртуальную измену я ей не простил.

Если несуществующий человек за 4 дня виртуального общения «сносит мозги» моей ветреной жене, то при наличии ухажёра реального это случится в 2 раза быстрее.

Мы подали на развод и договорились, что проживём месяц до развода спокойно, потом получим признание церковного брака недействительным, потому как ей надо будет налаживать новую, в том числе интимную жизнь, а не жить в фактическом блуде, неся на себе смертный грех, тем более причина по канону есть — крайне слабое здоровье жены и очевидная неспособность к деторождению, т. е. забеременеть она сможет, но вынашивание плода сопряжено с огромным риском для жизни.

Но ей, чтоб вышибить клин клином, срочно нужно мужское плечо, чтоб меня поскорее забыть, надо срочно завести нового любовника. Она не ведает что творит — даже не разведясь со мной в загсе, уже вывесилась на сайте знакомств под своим фото, указала в анкете «не замужем», очевидно, фактически готова, извините, дать первому встречному. Мне её не вразумить, я ей не судья.

Вопрос такой — когда она после развода подаст прошение в епархию о признании церковного брака недействительным, будет ли оно удовлетворено? Если отринет Бога в душе и этим вопросом не озаботится вовсе (даже подавать не станет), неужели её ждёт наказание господне? И если так, как мне вразумить её, ей 23 года, у неё вся жизнь впереди, неужели нельзя полтора-два месяца выждать вести себя скромно и спокойно?

Я с ней ещё поддерживаю переписку по е-майлу, и ваш ответ переправлю ей, пока она окончательно не погубила свою душу.

Господи, вразуми её душу! Помолитесь за неё, батюшка, рабу божью Татьяну.

С уважением, Геннадий. Буду ждать ответа!

Начну сразу с заданного Вами вопроса

Начну сразу с заданного Вами вопроса: «Когда она (жена) после развода подаст прошение в епархию о признании церковного брака недействительным, будет ли оно удовлетворено?» Здесь не вполне корректна сама формулировка: недействительным церковный брак может быть признан в том случае, если изначально были канонические препятствия к его совершению. Например, вступали в брак близкие родственники; или одна из сторон была принуждаема к браку против воли; или венчал не священник, а самозванец — и т. д. Если же все необходимые условия были соблюдены, то брак не может быть признан недействительным.

Другое дело, что брак (в том числе венчанный) может быть расторгнут. В Российской империи Церковь выполняла функцию государственного регистрирующего органа, поэтому церковным инстанциям приходилось заниматься и бракоразводными процессами. В настоящее время ситуация принципиально изменилась, Церковь более не обременена несвойственными ей функциями, поэтому вопрос о расторжении брака и о вступлении в новый брак может решаться на основании собственно церковных канонов.

Это интересно:  Жилье построенное, реконструированное на средства материнского капитала, находится в общей долевой собственности супругов и детей

В идеале христианский брак нерасторжим, и прекращается лишь со смертью одного из супругов. Далее цитирую Основы социальной концепции РПЦ:

«Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности.

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в „Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью“ признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Расторжение брака по одной из вышеуказанных причин, как можно заключить из общего смысла документа, позволяет невиновной стороне вступить в новый брак — т. е. заново обвенчаться.

Между тем сплошь и рядом известны случаи, когда христианский брак распадается без достаточных на то оснований. Соответственно, «узаконить» подобные разводы с церковной точки зрения не представляется возможным.

Другое дело, что часто после развода в загсе одна из сторон вступает в новый брак (в том же загсе). Поскольку прежний брак фактически распался, а новый фактически состоялся (но об этом можно говорить по прошествии некоторого времени), есть основания просить церковного благословения для этого нового брака. Церковь, снисходя к немощи современных христиан, нередко позволяет венчание в подобных случаях. Однако это именно снисхождение, которое не является общим правилом. Поэтому не следует удивляться, если в каком-то случае на прошение о повторном венчании последует отказ.

Перейдём к Вашему случаю. Насколько можно понять из Вашего письма, никаких формальных оснований для развода нет. Ваша супруга, по милости Божией, не согрешила — по крайней мере, на тот момент, когда вы решили развестись. Что касается бесплодия, то, как видно из приведённой выше цитаты, оно не может считаться основанием для развода. Бесплодие, если только оно не представляет собой явное последствие греха (аборты, венерические инфекции как следствие развратного образа жизни и т. д.) — это болезнь. И бросать человека из-за его болезни — это по меньшей мере не по-христиански. Легко представить себе и такую ситуацию: молодая женщина заболела раком. Беременность если и возможна, то крайне нежелательна. Неужели на этих основаниях муж с лёгким сердцем может бросить больную жену и вступить в новый брак? Странно и спрашивать.

Таким образом, Ваша забота о душе жены, на мой взгляд, проявилась не в том аспекте и не в то время, как и когда это следовало бы делать. Если Вы существенно старше Вашей молодой жены, то, очевидно, не следовало становиться в позу и «не прощать», а постараться вразумить её в самом начале. Разумеется, это может оказаться неисполнимым. Тем не менее, до тех пор, пока она не изменила Вам на деле, оснований для развода нет. Но и прелюбодеяние одного из супругов лишь даёт право, но не вовсе не обязывает другого супруга к разводу. Любой грех может быть прощён. И если Вы любите свою супругу, Вы могли бы простить ей и прелюбодеяние. Это в Вашей власти.

Подводя итог, скажу следующее. Может быть, я не вполне прав, но я основываюсь на Вашем изложении. Вам, уважаемый Геннадий, не следовало бы ощущать себя оскорблённым праведником. В той ситуации, которая сложилась в Вашей семье, есть, насколько я могу судить, немалая доля и Вашей вины. Поэтому будет хорошо, если Вы позаботитесь не только о душе своей жены, но и о своей душе, принеся Богу покаяние в том, что не приложили достаточных усилий к сохранению семьи и даже, если я правильно понял, стали инициатором развода. Плодом же покаяния может явиться стремление к восстановлению семьи, если это пока ещё возможно.

Прошу прощения, если что-либо понял не совсем верно. Божией помощи Вам и Вашей супруге!

Дорогие друзья, наш проект существует исключительно благодаря вашей поддержке.

Расторжение церковного брака по всем правилам

Венчание – это одно из таинств, совершаемых православной церковью. Красивая и торжественная церемония привлекает молодоженов. Но часто случается так, что венчание – это всего лишь дань современной моде, молодые супруги не понимают огромной ответственности, которую они взяли на себя. Развенчание церковного брака осуждается и не приветствуется священством. Ведь отношения, благословленные Богом – это раз и навсегда!

Основные причины расторжения брачного союза, освященного церковью

При официально состоявшемся разводе в органах ЗАГС, бывшие супруги желают расторгнуть свои отношения и в церкви, но для этого необходимо наличие особо веских причин, причем их факт нужно будет доказать:

  • Неверность (измена, прелюбодеяние) одного из супругов. Лишь эта причина по Учению Христа ранее была единственным поводом к разводу. Это огромный грех и в настоящее время по этому основанию практически не бывает отказов.
  • Отпадение одного из супругов от православной веры. Для признания этой причины церковь потребует доказательство перехода в другое вероисповедание или признание себя атеистом. Самым страшным грехом считается переход человека в мусульманство или язычество.
  • Многобрачие (многоженство). Имеется в виду обзаведение одним из супругов второй семьи на стороне при наличии ныне существующей. Это категорически запрещено как с православной, так и с гражданской точки зрения.
  • Наличие венерических заболеваний у одного из супругов. Еще одно доказательство супружеской измены.
  • Длительное отсутствие мужа или жены (пропажа без вести). Причем церковь признает без вести пропавшим человека по истечении 2 лет (для принимавших участие в военных действиях и для моряков), в остальных случаях срок отсутствия исчисляется 5 годами. Российское Законодательство в данном случае признает человека умершим.
  • Попытки причинения вреда жизни и здоровью домочадцев (супруги (га), детей, родителей). Подразумевается, в том числе, и совершение сексуальных или развратных действий в отношении несовершеннолетних детей.
  • Тюремное заключение мужа или жены.
  • Душевная болезнь. Неизлечимое психическое заболевание, часто представляющее опасность для окружающих.
  • Полное бесплодие мужа или жены.
  • Кровосмешение. Половая связь или заключение брачного союза с кровными родственниками.

В 2000 году к списку существующих были добавлены следующие причины:

  • Алкоголизм и наркозависимость одного из супругов. Эти грехи противоречат христианским заповедям. Хотя гражданское законодательство менее категорично и оставляет людям шанс на излечение и нормальную семейную жизнь.
  • Заболевание СПИДом.
  • Прерывание беременности женой без согласия мужа.

Такие причины, как «различие характеров», «муж не может финансово обеспечивать семью», «не складываются отношения со свекровью» и подобные – это недостаточные причины для развенчания брака. Но все же каждый случай подлежит индивидуальному рассмотрению. Мужчину и женщину соединяет браком сам Господь, поэтому развенчание, как таковое, невозможно. Но Господь милостивый и попускает повторный брак для того, чтобы человек не жил в одиночестве или в блуде (каждому человеку нужна пара).

Бесплатная юридическая консультация

Правила обращения за церковным разводом

Как следует действовать после того, как венчаные муж и жена получили официальный развод в ЗАГСе? РПЦ установлен определенный порядок развенчания.

Вместе со свидетельством о расторжении брака необходимо обратиться в тот приход, где происходило таинство венчания или, если первое невозможно, в ту церковь, которая находится поблизости, для беседы со священником, который совершал венчание, или с настоятелем.

Клирик проведет индивидуальную беседу, выяснит причины разрыва отношений и объяснит последствия развода. Затем инициатор развенчивания напишет прошение на имя Правящего Архиерея с указанием места и даты венчания, полной истории жизни семьи. После этого нужно озвучить причины развода, причем необходимо их подтвердить документами и справками, имеющими юридическую силу.

Список необходимых документов, прилагаемых к прошению:

  • Свидетельство о расторжении брака, выданное органом ЗАГС;
  • Если один из супругов вступил в повторный брак, необходимо предоставить свидетельство о его регистрации;
  • Документ о венчании;
  • Подписанное вторым супругом и юридически заверенное согласие на развенчание;
  • Документы, являющиеся основанием к церковному разводу;

Следует также помнить, что подать прошение можно используя скачав и заполнив: образец прошения на расторжение церковного брака

Возможно ли совершить повторное венчание после развода

Благословение на заключение второго брака получает тот из супругов, который не виновен в разрыве семейных уз. Тот, по чьей вине распалась семья, может вновь вступить в церковный брак при условии покаяния и исполнения епитимии (т.е. священник своей властью может отлучить виновного от Причастия на определенное время, благословит на пост, паломничество по святым местам, милостыню и прочее).

Некоторые пары, далекие от церкви, забывают о том, что после развода необходимо провести процедуру развенчивания. Но для людей, имеющих истинную веру, эта проблема первостепенна. Поэтому к церемонии венчания нужно подходить более чем осознанно. Но в действительности большинство молодоженов не готовы к ней морально, не осознают ее суть и не задумываются о том, навсегда ли это.

Другие супруги после заключения брака в ЗАГСе некоторое время живут без венчания. Проверив свои отношения временем, они понимают, хотят ли быть вместе со своей половинкой до конца своих дней, затем решаются на венчание. Это верное решение, ведь спешить, в принципе, некуда и есть время для обдумывания столь серьезного шага в жизни.

Прошение о расторжении церковного брака образец

Православный календарь

Расторжение брака. Общая информация

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ХРИСТИАНСКОМ ТАИНСТВЕ БРАКА.

Христианский брак означает добровольный союз между мужчиной и женщиной /женихом и невестой/ на основе взаимных любви и согласия с целью создания семьи.

В то же время вступающие в супружеский союз в соответствии с гражданским и церковным Законом принимают обоюдное торжественное обещание навсегда свято хранить честь своего супружества, заботиться о поддержке друг друга в трудных обстоятельствах, ответственно растить и воспитывать своих детей достойными гражданами своего Отечества.

По свидетельству св.Библии, супружеский союз установлен был по благословению Божию /кн.Быт.гл.I,ст.26-28/. А поскольку вступающие в брак принимают на себя ответственность по заботе и воспитанию своих детей, то этот союз любви во все времена считался в христианском обществе пожизненным и нерасторжимым. Значение и важность такого взгляда вновь были подтверждены определением Юбилейного Архиерейского Собора в 2000 году: «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной — прелюбодействует» /Матф.гл.19,ст.6-9/.

На протяжении веков эти евангельские слова были у нас на Руси важным определением уклада семейной .жизни. Развод осуждался Церковью как великий грех пред Богом и преступление перед обществом. ибо он приносит тяжкие страдания по меньшей мере одному из супругов и больше всего малым детям. В итоге разрушается семья.

Это интересно:  Льготы многодетным семьям в Московской области на 2019 год

После произошедшей в нашей стране революции 1917 года и установлении атеистического диктата на смену религиозному самосознанию народа были провозглашены новые идеи и взгляды. Отныне всё прежнее и доброе объявлялось устаревшим и пережитком. Пропаганда новых отношений коснулась и православного брака. Вместо нравственных правил и строгих традиций наступило общее расслабление и вседозволенность под видом «пролетарской свободы». Отголосок этой распущенности, охотно принятой в среде тогдашней молодежи, постепенно дожил и до нашего времени. Выпущенный злой колдун не желает вернуться в своё прежнее место обитания.

Среди современных молодых людей есть немало таких, которые не желают в браке стеснять свою холостяцкую свободу супружескими обетами или родительским долгом о своей семье. Им дороже и желательнее развлечения в компании сверстников, где доступен не только алкоголь. Эта «вольница» в среде сомнительных компаний неизбежно и незаметно оказывает на человека влияние, при котором зреют чувства отчуждения к жене и детям. Это обычное начало пути, по которому приходят к разрушению своих супружеских союзов.

Показательно, что в современном лексиконе о браке появились новые вульгарные названия: жених и невеста называются теперь «партнерами», любовь подменена словом «секс», сожительство без оформления в законном порядке именуется «гражданским браком». Отпала практика сватовства, когда родители жениха и невесты знакомились, в какой семье воспитывались влюбленные. Чаще всего молодые люди в данное время сами решают вопросы о предстоящем супружестве без помощи жизненного опыта и мудрых советов своих родителей. Так проще. Нет у нас и защиты со стороны гражданского Закона, чтобы призвать к ответу виновника в разрушении семьи. Зато упрощена процедура по разводу, где совершается это в одностороннем порядке.

«Потерпевшая сторона» обращается к Церкви с просьбой о письменном подтверждении по делу о распавшейся семье. В этом случае Церковь в лице епархиального Архиерея выдаёт истцу такой документ в ответ на письменное прошение по определённой форме и предоставления Свидетельства из ЗАГСа о расторжении гражданского брака. В этом случае Церковь руководствуется со своей стороны принятым решением уже упомянутого выше Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, где сказано:

«Согласие на расторжение ЦЕРКОВНОГО брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является совершившимся фактом, особенно при раздельном проживании супругов, а восстановление семьи не признаётся возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу.

Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимий, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимий, согласно Правилам святого Василия Великого, увеличивается» /Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Москва. 2000г. Стр.106/.

С началом перестройки в нашей стране наступило время духовного возрождения. Всё чаще люди стали обращаться к Церкви, особенно в связи с массовыми крещениями и венчаниями. При этом наблюдалось в отношении к венчаниям двоякое побуждение: одни делали это из соображения своей религиозной веры, тогда как другие желали получить в этом гарантированную защиту своих отношений в семье, и не более.

И когда по причинам одного из супругов семья распадается, то потерпевшая сторона иногда считает, что, виновата Церковь. Конечно же это неправильное рассуждение. В этом случае можно указать на такой пример. Когда курсанта готовят к управлению автомобилем, то ему в процессе обучения объясняют устройство и назначение всех агрегатов автомашины. Кроме занятий по практике вождения от него требуется и изучение Правил дорожного движения. Но вот пройдена программа обучения, успешно сданы экзамены и окончившему вручают права с напутствием грамотной и дисциплинированной езды. Но выпускник, оказавшись наедине с собой, начал ездить с сознательными нарушениями полученных знаний и предупреждений. И когда однажды это закончилось аварией с тяжелыми последствиями, то кто виноват: он или автошкола? Так вопрос и в отношении Церкви, которая преподала благословение и напутствие новобрачным не на разнузданные похождения, а на хранение супружеской верности, создание семьи и достойное воспитание будущих граждан в лице своих детей.

А что касается регистрации супружеского союза по правилам Закона своей страны и венчания в православном храме по церковному Закону, то это установлено для законопослушных граждан и православных людей, призывающих на свои дела и благие начинания благословение Божие. И хорошо бы помнить свои клятвенные обещания при жизни в супружестве, сознавать свою ответственность за них пред Богом и обществом, не создавать добровольно опасных и угрожающих предпосылок для собственной семьи. И тогда никто и ничто не разрушит семейное счастье и благоденствие.

Образец письменного обращения на имя Преосвященнейшего Владимира,

Убедительно прошу Ваше Преосвященство рассмотреть мое обращение к Вам по нижеследующему делу:

Прошу расторгнуть церковный брак, который состоялся. /такого-то числа, месяца и года в таком-то храме города или села/ между. /кем?/. По возможности указать венчавшего священника.

Далее указать фактические причины распада семьи, которыми могут быть: алкогольная болезнь, наркомания, прелюбодейство, семейные скандалы постоянного характера, жестокость и рукоприкладство с угрозой для здоровья членов семьи, заражение венерическим заболеванием/ в том числе СПИДом/, вступлением в секту, требованием совершения аборта при беременности, уходом из семьи и вступлением в новое сожительство с другим лицом при повторном заключении гражданского брака в ЗАГСе.

Причиной для церковного развода может быть также долговременный разрыв супружеских отношений /около пяти лет в связи с отбыванием тюремного срока наказания или самовольное отсутствие в течение длительного времени/.

Надо указать, предпринимались ли попытки одной из сторон к примирению или к исправлению. Проявлялось ли усилие к сохранению семьи хотя бы ради малых детей? Какова при этом была позиция родителей?

В данном проении необходимо указать о современном положении бывших супругов: кто из них вступил в повторный гражданский брак и может быть заимел отдельных детей в данном случае? Есть ли общение с детьми от первого брака и оказывается ли материальная помощь посредством алиментов до наступления их совершеннолетия?

При возбуждении развода в распавшемся церковном браке надо иметь в виду, что если со временем разведенные одумаются и пожелают восстановить утраченные брачные права, то это для них станет уже пожизненно невозможным.

В случае церковного развода по вышеуказанным причинам, податель прошения имеет каноническое право на повторный церковный и гражданский брак. Если возникает необходимость о вступлении в третий брак, то это предоставляется как исключительно редкое право по рассмотрению и решению правящего архиерея.

В каждом случае подачи данного прошения на имя Преосвященного епископа о расторжении церковного брака автор-составитель обязательно должен в конце приписать просьбу НА ПОВТОРНОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ церковного венчания в случае вступления в новый брак. При отсутствии этой просьбы поданное Вами прошение не подлежит рассмотрению.

К своему прошению Вы должны предъявить Свидетельство о гражданском разводе и на отдельном листе рукописно составленное прошение о церковном разводе с указанием конкретных причин распада Вашего супружества.

Это прошение и документ о гражданском разводе предъявляется в Епархиальное Управление при Спасо-Преображенском соборе по адресу:Новокузнецк,654034, ул.Водопадная 15. Но при этом лучше передать письмо лично, а не по почте.

Как расторгнуть церковный брак в одностороннем порядке

К сожалению, многие церковные таинства, к которым относится и венчание перешли в ранг традиций, которые соблюдают люди с национальным самосознанием, но не особенно воцерковленные. Поэтому часто можно увидеть, как пара когда-то зарегистрировавшая свой брак, а потом еще и обвенчавшаяся, через какое-то время разводится, совершенно забыв о своем венчании.

На самом деле венчание — это не веточка вербы на Вербное воскресенье и, даже расторгнув брак в ЗАГСе или через суд, но оставшись венчанными перед Богом супругами, пара, сходясь с другими партнерами, совершает тяжкий грех прелюбодеяния, за что рискует получить строгую епитимию при воссоединении с Церковью или вовсе от неё отлучение.

На первый взгляд, это может показаться пустяком, но человек не знает когда он умрет. И если он умрет внезапно, отягощенный сметным грехом прелюбодеяния, потому что он не позаботился развенчаться в свое время, ничего хорошего его душе не предстоит. Поэтому нужно серьезно и ответственно отнестись не только к самому венчанию, но и к развенчиванию, если уж так сложилось. Тем более невозможно второй раз получить благословение Церкви на брак, если не развенчать первый.

Отношение Церкви к разводам

Церковь достаточно сурово относится к разводам. С Поместного Собора 1918 года установлен перечень ситуаций при которых удовлетворяется прошение о разводе. Брак расторгается, если один супруг:

  • душевнобольной;
  • отпал от православия;
  • не может или отказывается выполнять супружеские обязанности;
  • болен СПИДом, сифилисом, алкоголизмом или наркоманией;
  • если жена совершает аборт без согласия мужа или, наоборот, он принуждает супругу к прерыванию беременности;
  • совершил прелюбодеяние;
  • пропал без вести.

Это те причины, по которым нет препятствий получить церковный развод у правящего архиерея. Под этот же перечень подпадает ситуация, когда супруги развелись, не принимали никаких мер к развенчиванию, заключили брак второй раз с другими людьми, а потом уже они могут получить развод по причине прелюбодеяния. Будет сложно получить развод по причине несходства характерами, отсутствия общих детей или из-за неспособности супруга содержать семью финансово. Как правило, в этом случае Церковь рекомендует носить немощи друг друга.

Также вам будет интересно: Свидетельство о расторжении брака госпошлина 2017

Как получить развод

Церковного чина развенчивания не существует как такового. Для получения развода нужно подать прошение о развенчивании правящему архиерею. В прошении нужно указать:

  • где совершался чин венчания;
  • дату венчания;
  • историю брака;
  • причину развода.

Кроме прошения к нему нужно приложить, если сохранилось, свидетельство о венчании, а также другие документы, подтверждающие описанную причину развода: например, справку о признании человека безвестно отсутствующим, справку из психбольницы, из наркодиспансера и пр. Обязательно нужно приложить копию свидетельства о разводе из ЗАГСа. Также обязательно нужно указать согласен ли второй супруг на развод и, желательно, приложить его письменное согласие.

Архиерей каждое подобное прошение рассматривает индивидуально и в зависимости от серьезности причин расторгает церковный брак или нет. Как правило, вышеперечисленные причины тоже не являются абсолютными — например, отпадение от православия не считается таковым, если супруг перешел в конфессию, браки с представителями которой считаются допустимыми.

Второй брак

Если второй брак заключают второбрачные жених и невеста, то церковь устанавливает другой чин венчания, в котором преобладают более покаянные песнопения, венцы над супругами не носят и супруги несут епитимию. Если же во второй брак вступает один второбрачный супруг, а другой впервые вступающий в брак, то чин служится как для заключения первого брака. Повторно венчаться церковь разрешает не больше трех раз.

Признание брака недействительным

Существуют ситуации, когда можно подать прошение о признании брака недействительным. Это другая ситуация, когда к совершению брака были канонические препятствия изначально:

  • одна сторона была принуждаема к браку;
  • таинство венчания совершал самозванец, расстрига или извергнутый из сана священник;
  • брак был совершен между двумя близкими родственниками.

В этом случае также подается прошение архиерею с указанием причины признания брака недействительным. После признания брака недействительным стороны считаются как не вступавшие в брак.

Также вам будет интересно: Как ограничить общение отца с ребенком после развода

Это интересно:  Кто надлежащий ответчик по требованию о взыскании платы за обслуживание и ремонт нежилого помещения?

Расторжение церковного брака по всем правилам

Венчание – это одно из таинств, совершаемых православной церковью. Красивая и торжественная церемония привлекает молодоженов. Но часто случается так, что венчание – это всего лишь дань современной моде, молодые супруги не понимают огромной ответственности, которую они взяли на себя. Развенчание церковного брака осуждается и не приветствуется священством. Ведь отношения, благословленные Богом – это раз и навсегда!

Основные причины расторжения брачного союза, освященного церковью

При официально состоявшемся разводе в органах ЗАГС, бывшие супруги желают расторгнуть свои отношения и в церкви, но для этого необходимо наличие особо веских причин, причем их факт нужно будет доказать:

  • Неверность (измена, прелюбодеяние) одного из супругов. Лишь эта причина по Учению Христа ранее была единственным поводом к разводу. Это огромный грех и в настоящее время по этому основанию практически не бывает отказов.
  • Отпадение одного из супругов от православной веры. Для признания этой причины церковь потребует доказательство перехода в другое вероисповедание или признание себя атеистом. Самым страшным грехом считается переход человека в мусульманство или язычество.
  • Многобрачие (многоженство). Имеется в виду обзаведение одним из супругов второй семьи на стороне при наличии ныне существующей. Это категорически запрещено как с православной, так и с гражданской точки зрения.
  • Наличие венерических заболеваний у одного из супругов. Еще одно доказательство супружеской измены.
  • Длительное отсутствие мужа или жены (пропажа без вести). Причем церковь признает без вести пропавшим человека по истечении 2 лет (для принимавших участие в военных действиях и для моряков), в остальных случаях срок отсутствия исчисляется 5 годами. Российское Законодательство в данном случае признает человека умершим.
  • Попытки причинения вреда жизни и здоровью домочадцев (супруги (га), детей, родителей). Подразумевается, в том числе, и совершение сексуальных или развратных действий в отношении несовершеннолетних детей.
  • Тюремное заключение мужа или жены .
  • Душевная болезнь. Неизлечимое психическое заболевание, часто представляющее опасность для окружающих.
  • Полное бесплодие мужа или жены .
  • Кровосмешение. Половая связь или заключение брачного союза с кровными родственниками.

В 2000 году к списку существующих были добавлены следующие причины:

  • Алкоголизм и наркозависимость одного из супругов. Эти грехи противоречат христианским заповедям. Хотя гражданское законодательство менее категорично и оставляет людям шанс на излечение и нормальную семейную жизнь.
  • Заболевание СПИДом .
  • Прерывание беременности женой без согласия мужа .

Такие причины, как «различие характеров», «муж не может финансово обеспечивать семью», «не складываются отношения со свекровью» и подобные – это недостаточные причины для развенчания брака. Но все же каждый случай подлежит индивидуальному рассмотрению. Мужчину и женщину соединяет браком сам Господь, поэтому развенчание, как таковое, невозможно. Но Господь милостивый и попускает повторный брак для того, чтобы человек не жил в одиночестве или в блуде (каждому человеку нужна пара).

Бесплатная юридическая консультация

Правила обращения за церковным разводом

Как следует действовать после того, как венчаные муж и жена получили официальный развод в ЗАГСе? РПЦ установлен определенный порядок развенчания.

Благословляет на развод и повторный брак правящий Архиерей той Епархии, где проживают супруги.

Вместе со свидетельством о расторжении брака необходимо обратиться в тот приход, где происходило таинство венчания или, если первое невозможно, в ту церковь, которая находится поблизости, для беседы со священником, который совершал венчание, или с настоятелем.

Клирик проведет индивидуальную беседу, выяснит причины разрыва отношений и объяснит последствия развода. Затем инициатор развенчивания напишет прошение на имя Правящего Архиерея с указанием места и даты венчания, полной истории жизни семьи. После этого нужно озвучить причины развода, причем необходимо их подтвердить документами и справками, имеющими юридическую силу.

Список необходимых документов, прилагаемых к прошению:

  • Свидетельство о расторжении брака, выданное органом ЗАГС;
  • Если один из супругов вступил в повторный брак, необходимо предоставить свидетельство о его регистрации;
  • Документ о венчании;
  • Подписанное вторым супругом и юридически заверенное согласие на развенчание;
  • Документы, являющиеся основанием к церковному разводу;

Всю документацию следует предоставить священнику в виде копий, но оригиналы документов необходимо иметь на руках.

Возможно ли совершить повторное венчание после развода

Благословение на заключение второго брака получает тот из супругов, который не виновен в разрыве семейных уз. Тот, по чьей вине распалась семья, может вновь вступить в церковный брак при условии покаяния и исполнения епитимии (т.е. священник своей властью может отлучить виновного от Причастия на определенное время, благословит на пост, паломничество по святым местам, милостыню и прочее).

Если новоиспеченные супруги уже состояли в браке, то таинство венчания проводится вторым чином, то есть без возложения венцов. Если же кто-то из пары венчается впервые, то венцы возлагаются.

Некоторые пары, далекие от церкви, забывают о том, что после развода необходимо провести процедуру развенчивания. Но для людей, имеющих истинную веру, эта проблема первостепенна. Поэтому к церемонии венчания нужно подходить более чем осознанно. Но в действительности большинство молодоженов не готовы к ней морально, не осознают ее суть и не задумываются о том, навсегда ли это.

Другие супруги после заключения брака в ЗАГСе некоторое время живут без венчания. Проверив свои отношения временем, они понимают, хотят ли быть вместе со своей половинкой до конца своих дней, затем решаются на венчание. Это верное решение, ведь спешить, в принципе, некуда и есть время для обдумывания столь серьезного шага в жизни.

Порядок расторжения церковного брака.

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ЦЕРКОВНОГО БРАКА.

При данном виде расхода супругам необходимо подать прошение о расторжении брака епархиальному архиерею. Прошение рассматривается в индивидуальном порядке. Если архиерей посчитает причину весомой, то в таком случае бывшие супруги имеют право на новый брак.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ Расторжение брака церковного и гражданского имеют существенные отличия.

Церковный развод, по сути, дает право на разрешение второго брака и признает данный брак не христианским. В церкви не приветствуют такие разводы и считают развенчивание большим грехом. Церковь считает, что брак должен быть один и на всю жизнь.

ЧЕМ РЕГУЛИРУЕТСЯ Основными актами церковного законодательства являются: «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», изданное Поместным Собором Российской Православной церкви, 1918г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», изданные Архиерейским Собором, 2000 г. Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)», 11. 09. 2013 г.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕРКОВНОГО, ГРАЖДАНСКОГО И ФАКТИЧЕСКОГО БРАКА

Существуют такие виды браков: церковный (освящается церковью и Богом);

гражданский (регистрируется государственным органом ЗАГС, выдается свидетельство о браке);

фактический ( совместное проживание, которое никаким образом не оформляется).

Церковный и гражданский брак имеют взаимосвязь, т.к. таинство венчания возможно только после заключения брака в органах ЗАГСа.

ПРИЧИНЫ РАСТОРЖЕНИЯ Церковный брак может быть расторгнут только по весомым причинам:

супруг или супруга отреклись от православной веры; один из супругов изменил; супруг женился/вышла замуж; болезнь СПИДом или сифилисом; без вести пропал или осужден; супруга/ супругу признаны психически больными; аборт без согласия супруга. По мнению церкви, такие причины являются существенными и весомыми при принятии решения о развенчании.

Такие же причины как «не сошлись характером» или не нашли общий язык, отсутствие материального обеспечения семьи не могут быть основаниями для церковного развода.

ИЗМЕНА Основной причиной развода согласно церковному законодательству является прелюбодеяние, в результате чего брак осквернен.

Христианское учение не сразу было воплощено в жизнь, его правила противоречили традициям как еврейского народа, так и нормам римского права. По преданиям Евангелие верность должна храниться как с стороны мужа, так и жены. Но по решению церковного суда было решено, что это требование слишком высокое для общества. Суд брал во внимание нормы гражданского права, в основе которого лежало: римское право; и включало христианские нормы.

НОВАЯ ВЕРА Если один из супругов решил принят другую веру, то обратиться с просьбой о развенчании имеет право тот, кто остался с православной верой

НОВАЯ СЕМЬЯ Если супруг или супруга вступили в другой гражданский или фактический брак, то это может быть основанием церковного развода.

ПРИЧИНЫ РАЗВЕНЧАНИЯ НЕВОЗМОЖНОСТЬ ИМЕТЬ ДЕТЕЙ

При отсутствии у пары ребенка, а также неспособности их иметь, пара имеет право обратиться в церковь с просьбой о развенчании.

ДЛИТЕЛЬНОЕ ОТСУТСТВИЕ Согласно византийским преданиям, если супруг – военнослужащий и отсутствует в течение 5 — 10 лет, это приравнивается к смерти, и супруга имеет полное право вступить в новый брак.

В случае, если супруг после нового брака жены вернулся, он в полном праве может вернуть свою супругу и восстановить брак. Если же военнослужащий оказался в плену и находился там все это время, это не являлось для супруги основание развода.

НЕИЗЛЕЧИМОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ

В случае обнаружения у одного из супругов психического заболевания или он стал психически неуравновешенным, это дает право второму супругу обратиться о просьбе пару развенчать.

АБОРТ

Есть ситуации, при которых жена совершила аборт, который, по сути, является большим грехом: не уведомив об этом мужа; или же уведомив, но не получив от него согласия.

РУКОПРИКЛАДСТВО

Если в семье применяется рукоприкладство, и постоянное насилие, то потерпевший в этой ситуации имеет право подать заявление о прошении на развенчание.

ДРУГОЕ

В современном мире, церковь может развенчать, когда кто-то из супругов хронически болен хроническим: алкоголизмом; или наркоманией.

ДОПОЛНЕНИЯ

9. Виновная в расторжении брака сторона несет церковное наказание в виде отлучения от причастия на срок, определяемый каноническими установлениями. Вопрос о сокращении срока епитимии и разрешении венчания второго брака такого лица находится в компетенции епархиального архиерея.

10. Приходским священникам необходимо проводить катехизацию готовящихся к вступлению в брак, напоминая им о назначении христианской семьи и о взаимной ответственности супругов в браке (1 Пет. 3:1-4,7). Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат.

ДЛЯ Развенчания .. отослать заказным . письмом на адрес правящего Епархиального архирея след док-ты.

1. св-во о разводе( ксерокопию ! желательно! заверенную нотариально.)

2. копию св-ва о венчании (ксерокопию) если его нет, то указать адрес церкви и имя свящ-ка совершавшего обряд венчания и дату .

В церковной книге делается запись. ПО крайней мере ДОЛЖНА быть..

3. еще о возрасте и количестве детей надо сообщить, ЕСЛИ несовершеннолетние есть..

ЕСЛИ ЧТО-то еще из документов понадобится, тогда вам сообщат об этом письмом

( РЕКОМЕНДУЮ ВЛОЖИТЬ КОНВЕРТ С ОБРАТНЫМ ВАШИМ АДРЕСОМ)

4.Прошение рассматривается в течении 1-2 месяцев.

и если все документы вами поданы , то пришлют из Епархиальной канцелярии ОТВЕТ

с выпиской о принятом решении за подписью

С любовию о Господе и пожеланиеями супругам примирения, прощения

3 часа готовила этот пост гр. р Б. Галина..

Прошу ваших молитв обо мне и о супруге венчанном ОЛЕГЕ

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Статья написана по материалам сайтов: razvodconsult.ru, omiliya.org, yurist.help, podamnarazvod.ru, toieto.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector