+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Прекращение сервитута на земельный участок в 2019 году: основания, порядок

Основания прекращения (как, впрочем, и установления) частного сервитута предусмотрены гражданским законодательством (ст. 276 ГК РФ). Согласно данной статье по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением земельного участка, собственник вправе требовать в судебном порядке прекращения сервитута. Указанные правила имеют массу практических примеров. Например, в связи с появлением новой дороги правообладателю сервитута становится не нужна прежняя, проходящая через соседний участок; необходимость в использовании соседнего участка в целях размещения трубы для полива зеленых насаждений прекратилась в связи с появлением колодца и т.д.

Кроме указанных ст. 276 ГК РФ оснований, сервитут также прекращается в связи с юридической гибелью» земельного участка (в результате обрушения берега или в иных случаях), со слиянием в одном лице правообладателя сервитута и собственника участка, при судебном расторжении соглашения об установлении сервитута (например, правообладатель сервитута не вносит установленную в соглашении плату), истечении срока действия (если сервитут срочный) и т.д. В любом случае прекращение действия сервитута подлежит государственной регистрации.

Прекращение действия публичного сервитута (ст. 23 ЗК РФ) осуществляется в том же порядке, что и установление, т.е. посредством принятия органом публичной власти соответствующего нормативного правового акта. Основанием его прекращения является отпадение общественных нужд, повлекших его установление, поэтому данный перечень оснований не совпадает с основаниями прекращения частного сервитута.

Как и в случае прекращения частного сервитута, прекращение публичного сервитута подлежит государственной регистрации. В случае уклонения органа публичной власти от такой регистрации (если общественные нужды отпали) правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом (либо иные заинтересованные лица), вправе обжаловать данное бездействие в суд.

Земельный кодекс РФ не предусматривает обязательность проведения общественных слушаний при прекращении действия публичного сервитута (а только при установлении), хотя это в ряде случаев и предусматривается региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. Представляется логичным проведение общественных слушаний только в случае прекращения действия постоянного сервитута; для срочного публичного сервитута достаточно истечения срока его действия и акта соответствующего органа публичной власти, его установившего.

Прекращение права безвозмездного срочного пользования земельным участком

Как следует из ст. 24 3 К РФ, существуют пять вариантов предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование (гражданам и юридическим лицам), включая предоставление служебных наделов. Представляется логичным говорить об общих правилах прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком (в основном, они предусмотрены ГК РФ) и особенностями прекращения права пользования служебным земельным наделом.

Общие правила заключаются в том, что договор может быть прекращен по истечении его срока либо расторгнут досрочно в добровольном (при отказе от участка) или принудительном (судебном) порядке. Основания для последнего указаны в ст. 698 ГК РФ и конкретизированы п. 2 ст. 45 ЗК РФ, причем последние не все применимы к прекращению права безвозмездного срочного пользования (например, в силу п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования). Каждая из сторон договора вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. Если иное не предусмотрено договором, ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора, заключенного с указанием срока (ст. 699 ГК РФ). Срок договора безвозмездного срочного пользования в ряде случаев прямо указан ЗК РФ. Например, согласно п. 3 ст. 30 ЗК РФ участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения в безвозмездное срочное пользование на срок их строительства.

Безвозмездное срочное пользование служебным наделом является частным случаем данного договора и имеет определенную специфику. Для прекращения данного права действует не только общий порядок, предусмотренный ГК РФ и ЗК РФ для остальных случаев безвозмездного срочного пользования, но и специальные правила, указанные п. 2-6 ст. 47 ЗК РФ. При этом, безусловно, на правообладателей служебных наделов распространяются общие требования п. 2 ст. 45 ЗК РФ в части обязанности использования участков по целевому назначению, с соблюдением экологических требований и т.д.

В отличие от большинства других сроков безвозмездного срочного пользования, исчисляемых месяцами, годами и т.д., окончание срока пользования служебным наделом связано с прекращением трудовых отношений работника (кроме случаев выхода на пенсию), причем предусматривается сохранение права пользования наделом членов семьи работника, определяемого (если их несколько) по соглашению между ними. Такое право члены семьи получают в случае:

а) призыва работника на действительную срочную военную службу или альтернативную службу (на весь срок прохождения службы);

б) поступления работника на учебу (на весь срок обучения в образовательном учреждении);

в) гибели работника в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

В случае увольнения работника вне зависимости от оснований права на служебный земельный надел прекращаются, но после окончания сельскохозяйственных работ.

6.4. Прекращение сервитута земельного участка

Основания прекращения (как, впрочем, и установления) частного сервитута предусмотрены гражданским законодательством (ст. 276 ГК РФ). Согласно данной статье по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением земельного участка, собственник вправе требовать в судебном порядке прекращения сервитута. Указанные правила имеют массу практических примеров. Например, в связи с появлением новой дороги правообладателю сервитута не нужна прежняя, проходящая через соседний участок; необходимость в использовании соседнего участка в целях размещения трубы для полива зеленых насаждений прекратилась в связи с появлением колодца и т.д.

Кроме указанных в ст. 276 ГК РФ оснований сервитут также прекращается в связи с прекращением существования земельного участка (в результате обрушения берега или в иных случаях), j слиянием в одном лице правообладателя сервитута и собственника участка, при судебном расторжении соглашения об установлении сервитута (например, правообладатель сервитута не вносит установленную в соглашении плату), истечении срока действия (если сервитут срочный) и т.д. В любом случае прекращение действия сервитута подлежит государственной регистрации.

Прекращение действия публичного сервитута (ст. 23 ЗК РФ) осуществляется в том же порядке, что и установление, т.е. посредством принятия органом публичной власти соответствующего нормативного правового акта. Основанием его прекращения является отпадение общественных нужд, повлекших его установление, поэтому данный перечень оснований не совпадает с основаниями прекращения частного сервитута. Согласно п. 7 ст. 23 ЗК РФ в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Как и в случае прекращения частного сервитута, прекращение публичного сервитута подлежит государственной регистрации. В случае уклонения органа публичной власти от такой регистрации (если общественные нужды отпали) правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом (либо иные заинтересованные лица), вправе обжаловать данное бездействие в суд.

Земельный кодекс РФ не предусматривает обязательности проведения общественных слушаний при прекращении действия публичного сервитута (а только при установлении), хотя это в ряде случаев и предусматривается региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

6.5. Прекращение права безвозмездного срочного

пользования земельным участком

Как следует из ст. 24 ЗК РФ, существует семь вариантов предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование (гражданам и юридическим лицам), включая предоставление служебных наделов. Представляется логичным говорить об общих правилах прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком (в основном они предусмотрены ГК РФ) и особенностях прекращения права пользования служебным земельным наделом.

Общие правила заключаются в том, что договор может быть прекращен по истечении его срока либо расторгнут досрочно в добровольном (при отказе от участка) или принудительном (судебном) порядке. Основания для расторжения указаны в ст. 698 ГК РФ и конкретизированы п. 2 ст. 45 ЗК РФ, причем последние не все применимы к прекращению права безвозмездного срочного пользования (например, в силу п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования). Каждая из сторон договора вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. Если иное не предусмотрено договором, ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора, заключенного с указанием срока (ст. 699 ГК РФ). Срок договора безвозмездного срочного пользования в ряде случаев прямо указан в ЗК РФ. Например, согласно п. 3 ст. 30 ЗК РФ предоставление участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения в безвозмездное срочное пользование на срок их строительства.

Это интересно:  Как перевести деньги с Йоты на Мегафон

Безвозмездное срочное пользование служебным наделом является частным случаем данного договора и имеет определенную специфику. Дня прекращения данного права действует не только общий порядок, предусмотренный ГК РФ и ЗК РФ для остальных случаев безвозмездного срочного пользования, но и специальные правила, указанные в п. 2—6 ст. 47 ЗК РФ. При этом, безусловно, на правообладателей служебных наделов распространяются общие требования п. 2 ст. 45 ЗК РФ в части обязанности использования участков по целевому назначению, с соблюдением экологических требований и т.д.

В отличие от большинства других сроков безвозмездного срочного пользования, исчисляемых месяцами и годами, окончание срока пользования служебным наделом связано с прекращением трудовых отношений работника (кроме случаев выхода на пенсию), причем предусматривается сохранение права пользования наделом членов семьи работника, определяемого (если их несколько) по соглашению между ними. Это право члены семьи получают при призыве работника на действительную срочную военную службу или альтернативную службу (на весь ее срок), поступлении работника на учебу (на весь срок обучения в образовательном учреждении), гибели работника в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия. В случае увольнения работника вне зависимости от оснований права на служебный земельный надел прекращаются, но после окончания сельскохозяйственных работ.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите перечень оснований прекращения права частной собственности на земельные участки.

2. Каковы основания и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?

3. Назовите гарантии прав собственников земельных участков при изъятии у них земельных участков для публичных нужд.

4. Сформулируйте определение реквизиции земельных участков. Чем данная мера отличается от национализации и конфискации?

5. Каков порядок отказа собственника от земельного участка?

6. Каковы основания и порядок принудительного прекращения права землевладения и землепользования как санкции за правонарушение?

7. Назовите основания и порядок прекращения права аренды земельного участка.

8. Разъясните основания и порядок прекращения действия сервитута земельного участка.

9. Каковы основания и порядок прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком? Какие гарантии прав граждан предусмотрены при прекращении пользования служебным наделом?

1. Абузярова, Д. Ф. Изъятие земель для размещения автомобильных дорог: проблемы правоприменения и судебная практика / Д. Ф. Абузярова // Юридический мир. — 2011. — № 9.

2. Авдонина, О. Г. Принудительное изъятие земельного участка для олимпийских нужд / О. Г. Авдонина // Юридический мир. — 2011. — № 12.

3. Аверьянова, Н. Н. Принудительное изъятие земельного участка у собственника как специальная земельно-правовая ответственность / Н. Н. Аверьянова // Нотариус. — 2008. — № 2.

4. Андреев, Ю. Н. Изъятие (выкуп) земельных участков для публичных нужд / Ю. Н. Андреев // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 6.

5. Андрианова, Е. Д. Правовой механизм изъятия земельных участков. Проверка на эффективность / Е. Д. Андрианова // Вестник гражданского права. — 2008. — № 1.

6. Бедова, Е. С. Некоторые особенности изъятия земель для государственных нужд (на примере города Сочи) / Е. С. Бедова // Л фарное и земельное право. — 2011. — № 5.

7. Гаджиев, К. Т. Защита конституционных прав человека при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд / К. Т. Гаджиев // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 3.

8. Дамбиева, Т. В. Принудительное отчуждение земельных участков для государственных нужд / Т. В. Дамбиева // Современное право. — 2008. — № 7.

9. Дихтяр, А. И. Судебная практика по делам, связанным с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд / А. И. Дихтяр // Право и экономика. —2008. — № 9.

10. Клейменова, Е. С. Особенности изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд у арендаторов / Е. С. Клейменова // Афарное и земельное право. — 2009. — № 6.

11. Лаврова, Ю. Прекращение вещных прав на земельные участки в Концепции развития законодательства о вещном праве / Ю. Лаврова // Хозяйство и право. — 2010. — № 1.

12. Лукьяненко, В. Е. Основания прекращения прав на земельные участки / В. Е. Лукьяненко, Е. И. Пудлина // Нотариус. —

13. Мельников, Н. Н. Роль правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федера¬ции в обеспечении баланса частных и публичных интересов при ограничении и прекращении прав на землю / Н. Н. Мельников // Афарное и земельное право. — 2012. — № 1.

14. Михайлова, А. Прекращение права собственности на земельные участки, используемые с нарушением законодательства / А. Михайлова // Хозяйство и право. — 2008. — № 12.

15. Носов, А. Реквизиция земельного участка. Принудительная утрата права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения / А. Носов // Закон и право. — 2007. — № 9.

16. Лашова, М. С. Правовые проблемы изъятия земельных участков / М. С. Пашова, Д. Б. Пашов // Афарное и земельное право. — 2010. — № 5.

17. Самончик, О. А. Понятие «государственных и муниципальных нужд» в случае изъятия земельных участков / О. А. Самончик // Афарное и земельное право. — 2011. — № 10.

18. Тимофеев, Д. Изъятие неиспользуемых земельных участков / Д. Тимофеев // Законность. — 2008. — № 9.

19. Тихомиров, М. Ю. Реквизиция земельных участков М. Ю. Тихомиров // Право и экономика. — 2007. — № 9. 1

20. Торкин, Д. Изъятие земельных участков для государственных нужд с целью жилищного строительства / Д. Торкин // Хозяйство и право. — 2009. — № 6. 1

21. Устюкова, В. В. Проблемы изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей собственности / В. В. Устюкова // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 9. i

22. Чаркин, С. А. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд: проблемы, возникающие на практике / С. А. Чаркин // Российский судья. — 2008. — № 10.

Прекращение сервитута на земельный участок

Сервитут – это ограниченное действующим договором право на пользование имуществом, применяемое в земельных отношениях. Возможность установления сервитутов предусмотрена 274 статьёй ГК (Гражданский Кодекс) России и 23 статьёй ЗК (Земельный Кодекс) России.

В соответствии с этими законодательными актами сервитуты разделяются на два вида:

  • Частные, устанавливаемые между владельцем недвижимости и заинтересованным лицом на основании договора.
  • Публичные, устанавливаемые на основании закона или иного правового акта между владельцем участка и федеральными, региональными или муниципальными властями для обеспечения необходимости государства, регионального или местного самоуправления, а также в интересах граждан, проживающих на данной территории. Они устанавливаются на основании публичных слушаний и не предусматривают изъятия земельного участка у владельца.

Важно! Оба вида сервитута подлежат государственной регистрации, с обязательным внесением изменений в ЕГРН.

Когда устанавливается частный сервитут?

Чаще всего частные сервитуты устанавливаются между владельцами соседних участков. Они нужны для того, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к недвижимости, находящейся на территории земельного участка или за его пределами, а также при необходимости проведения земельных работ для прокладки коммуникативных сетей (электричество, газ, водопровод и т. п.) на соседние участки.

Когда устанавливается публичный сервитут?

Публичные сервитуты могут быть установлены в следующих случаях:

  • Для размещения гравиметрических, нивелирных, геодезических пунктов и межевых знаков, а также для беспрепятственного проезда (прохода) к ним при проведении геодезических работ или межевании земли.
  • Для обеспечения проезда при необходимости забора воды в расположенном за участком водном объекте или для обустройства прохода для водопоя животных, а также при дренажных работах.
  • Для прокладки и ремонта коммуникативных, инженерных, электрических сетей.
  • Для проведения изыскательных или иных видах работ на данной территории.
  • Для обеспечения доступа охотникам и рыболовам. К примеру, в сезон охоты или во время нереста рыбы.
  • Для выпаса животных, сенокоса или иных сельхознужд на срок, предусмотренный местными традициями, обычаями или погодными условиями, в соответствии с 3 пунктом 23 статьи ЗК России.
  • Для обеспечения беспрепятственного доступа к водоёмам в прибрежных полосах.

Условия прекращения сервитута

Прекращение действия частного сервитута регулируется 276 статьёй ГК России. В соответствии с этим документом основанием для прекращения являются:

  1. Окончание обстоятельств, которые выступали основанием для установления сервитута.
  2. Отсутствие возможности для полноценного использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением из-за установления сервитута.
Это интересно:  Консультация по получению гражданства - вопрос юристу. москва

Помимо основных причин для прекращения сервитута, его действие заканчивается в следующих случаях:

  • По решению судебной инстанции. К примеру, при отсутствии платежей, предусмотренных договором.
  • По окончанию срока действия договора или законодательного акта, на основании которого был установлен сервитут, в случае если он был срочным.
  • При природных изменениях земельного участка. Например, в случае обрушения берегов, если сервитут был установлен для водопоя животных или беспрепятственного доступа к водоёму в прибрежной зоне.
  • Если правообладателем участка становится лицо, установившее сервитут.

Прекращение действие публичного сервитута регламентируется 48 статьёй ЗК России. Однако условия прекращения такие же, как и для частного сервитута.

Порядок прекращения

В случаях, когда сервитут заканчивается по договорённости сторон, то процедура прекращения соглашения состоит из следующих этапов:

  • Владелец земли посылает лицу, выступающему субъектом сервитута, письменное уведомление о прекращении действия сервитута.
  • Составляется и подписывается соглашение, обуславливающее окончание действия сервитута.
  • Подаются документы в Росреестр для регистрации и внесения изменений в ЕГРН в связи с прекращением сервитута.

При необходимости судебного вмешательства, к примеру, в случае отсутствия договорённости или при невозможности полноценного использования земли по её целевому назначению, владелец должен составить исковое заявление и подать его в суд, который в свою очередь вынесет соответствующее постановление.

Прекращение публичного сервитута происходит в одностороннем порядке. Для этого федеральные, региональные или муниципальные власти выносят соответствующее постановление, которое передаётся владельцу участка. Он, в свою очередь, подаёт документы в Росреестр для регистрации и внесения изменения в ЕГРН.

Пакет документов

Для регистрации прекращения сервитута в Росреестре потребуются следующие документы:

  • Паспорт владельца.
  • Правоустанавливающая и техническая документация на участок.
  • Договор сервитута.
  • Документы, которые выступают основанием для прекращения сервитута (соглашение, решение суда, постановление или иной законодательный акт), кроме срочных сервитутов, которые прекращаются ввиду окончания срока установленного в договоре.
  • Экспертное заключение о состоянии участка.

Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок

Опубликовал: admin в Ваш юрист 15.11.2017

С вопросом определения обременения земельного участка сервитутом связано множество трудностей. Среди основных проблем оформления разных видов сервитутов является наличие различных норм права, регулирующих данные правоотношения. Поэтому обременение на земельный участок оформляется в зависимости от оснований его установления. Рассмотрим более подробно, как устанавливается отдельный вид права ограниченного пользования.

Как установить сервитут на земельный участок

Утверждение государственного сервитута происходит при наличии следующих оснований:

  • необходимость передвижения по территории участка;
  • земля используется для прокладки инженерных коммуникаций, объектов придорожного благоустройства и проведения ремонтных работ;
  • необходимость в установке на участке межевых знаков, а также обеспечение подъездов;
  • проведение работ по дренированию участка;
  • участок используется для водозабора или организации водопоя, а также для прогона и выпаса с/х животных, покоса;
  • если участок используется для охоты или рыболовства;
  • в целях обеспечения свободного прохода к прибрежной полосе или проведения исследований и изысканий на участке.

Перечисленные основания являются исчерпывающими, имеют повелительный характер, т.е. устанавливается нормами закона и не зависят от волеизъявления землевладельца. Оформление публичного сервитута связано с решением государственных или общественных задач.

Определение сервитута происходит только по итогам общественных заседаний. После оформления публичного сервитута он подлежит госрегистрации.

Поэтому частный сервитут оформляется в порядке добровольного соглашения между двумя сторонами. Землевладелец предоставляет право пользования своим участком заинтересованному лицу, которое обязано эксплуатировать его в целях и на условиях, определенных соглашением. Если отпали основания, стороны могут прекратить данные правоотношения. Соглашение заключается в письменном виде, которое также подлежит госрегистрации. К такому договору необходимо приложить план участка с обозначением пределов обременения. Если объект недвижимости с обременением отчуждается, то сервитут продолжает существовать.

Если стороны не могут договориться, спор подлежит разрешению в суде. В суд с заявлением обращается заинтересованное лицо, требующее оформления обременения.

Документы для регистрации

Наличие письменного соглашения является обязательным условием для государственной регистрации сервитута земельного участка, равно как и особый перечень документов. Его оформление осуществляется по заявлению одной из сторон данного соглашения. Право ограниченного пользования возникает только после внесения сведений в Реестр.

Если имеет место установление сервитута только на часть земельного участка, то необходимо предоставить кадастровый план с указанием пределов действия обременения, который визируется специально уполномоченным органом. Если сервитут устанавливается на всю территорию участка, план не требуется.

  1. Заявление от физлица или госоргана.
  2. Ксерокопия квитанции об уплате госпошлины с оригиналом.
  3. Для физлица – паспорт.
  4. Для регистрации государственного сервитута – ксерокопия распорядительного акта госоргана о его установлении, заверенная органом, вынесшим данный акт (в количестве 2 экземпляров).
  5. Оригиналы соглашения об установлении обременения с дополнениями (в 2-х экземплярах).
  6. При наличии судебного решения – его ксерокопия, заверенная судом (в 2-х экземплярах).
  7. Оригинал кадастрового плана и его ксерокопия.

Далее мы поговорим о том, как оформить частный и публичный сервитуты на земельные участки.

Следующее видео расскажет вам более подробно об установлении сервитута на земельный участок, например, с многоквартирным домом или другими строениями на нем:

Установление и оформление сервитута на земельный участок возможно при разных целях, даже под газопровод. Но, в первую очередь, стоит помнить, что сервитуты бывают частными и публичными.

Для частного сервитута определен следующий порядок его установления на земельный участок:

  • Направление землевладельцу предложения о возможности и необходимости установить сервитут с указанием границ.
  • В случае согласия составляется и подписывается соглашение; при отказе – обращение в судебную инстанцию с аргументацией необходимости его установления.
  • Прохождение процедуры госрегистрации.

Для государственного сервитута предусмотрен следующий порядок установления:

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.

Письмо об установлении обременения

Департаментом недвижимости Минэкономразвития РФ был дан ответ в официальном письме от 11.07.2011 г. по вопросу об установлении соглашения сервитута, а также о защите прав собственника.

Документ определяет круг органов, уполномоченных осуществлять защиту прав собственника, которыми выступают прокуратура и суд. В письме делается акцент на основные моменты, связанные с установлением обременения на участок, как частного, так и государственного.

Вы можете посмотреть образец Письма ниже, а также его.

Образец письма об установлении сервитута

Госпошлина и плата

Самое вемя узнать о размере госпошлины за регистрацию сервитута на земельный участок. Если сервитут оформляется в отношении граждан, то ее величина составляет 1500 рублей, а для юрлиц – 6000 рублей.

Плата по соглашениям об установлении сервитута определяется договоренностью между сторонами на основании оценки. Далее мы расскажем о сроках установления сервитута на земельный участок.

Срок установления

  • Обременение на участок может устанавливаться как на определенный период, который оговаривается сторонами в соглашении,
  • так и на постоянное время – период не определен, либо период существования ограничения связан с отменой (прекращением действия) нормативного акта или соглашения.

Административный регламент

Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.

Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.

Далее мы расскажем вам про установление сервитута в судебном порядке.

Судебный порядок

Если сторонам не удается прийти к обоюдному соглашению или возникли споры об отдельных условиях, обременение на землю может быть установлено судом. В суд обращается заинтересованное лицо с соответствующим иском, в котором оно должно обосновать необходимость предоставления ему права пользования чужим участком, и что данная мера является единственной для ведения хозяйства.

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения. Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения. Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

Рассматривая подобные дела, суд не может принудить землевладельца заключить договор, однако его решение служит основанием для госрегистрации обременения. Резолюция решения должна содержать все условия установления обременения. При этом ВАС постановил, что суд уполномочен самостоятельно определять их, в том числе устанавливать границы передвижения через участок, устраивающие всех заинтересованных лиц. Постановление суда также должно содержать данные о пространственном положении обременения, необходимые для заполнения Реестра.

Это интересно:  Зеленая карта это полис используемый

Если возникают сложности при определении пределов действия обременения, суд может назначить проведение кадастровых мероприятий. Если по итогу стороны соглашаются с их результатами, суд в своем решении об установлении сервитута основывается на кадастровом заключении.

Суду необходимо контролировать, чтобы иск подавался исключительно к собственнику участка, а не к арендатору или пользователю. А вот предъявлять требования могут и те и другие.

Изучая условия соглашения, суд руководствуется требованиями, установленными Минэкономразвития. Так, договор должен содержать:

  • сведения о сторонах;
  • данные об объекте недвижимости (точное месторасположение, кадастровый номер, план);
  • основания для установления обременения (цели и задачи);
  • пределы действия сервитута;
  • расчет компенсационных выплат в случае их назначения;
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Процесс может затянуться на долгое время, а также дорого обойтись для сторон, поэтому более приемлемым вариантом является внесудебный порядок установления сервитута.

О спорах, которые чаще всего возникают в сфере установления сервитута расскажет юрист из следующего видео:

Судебная практика

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк». В своем заявлении истец основывался на том, что в 1991 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования. Данный участок граничил с лесополосой с одной стороны, и с участком ответчика с другой. Однако территории для проезда к трассе выделено не было, а участок ответчика непосредственно граничил с трассой.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет. Однако, с 2010 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).

Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта». Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта». В своем решении суд указал на невозможность передвижения членов СТ «Мечта» не иначе, как по территории ответчика, и невозможность проложить новую дорогу.

Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок

Статья 48. Основания прекращения сервитута

1. Сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Комментарий к Ст. 48 ЗК РФ

1. Статья 276 ГК устанавливает, что по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

2. Кроме того, согласно той же статье в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Акт об отмене публичного сервитута должен принимать тот орган государственной власти или местного самоуправления, на основании решения которого данный сервитут был установлен.

В отношении прекращения сервитута складывается определенная судебная практика.

ЗАО «Л» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ЗАО «А» о прекращении сервитута в виде обеспечения беспрепятственного прохода-проезда ЗАО «А» через земельный участок, принадлежащий ЗАО «Л», к земельному участку, арендуемому ЗАО «А».

Решением от 26 октября 2005 г. в иске было отказано.

Постановлением апелляционного суда от 27 февраля 2006 г. решение от 26 октября 2005 г. отменено, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе ЗАО «А» просило отменить Постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Приказом КГА от 21 мая 1997 г. также установлены ограничения в использовании названных земельных участков, в том числе в виде обеспечения беспрепятственного прохода-проезда акционерному обществу открытого типа «А» (далее — АООТ «А») — правопредшественнику ЗАО «А», не имеющему самостоятельного выезда на городские магистрали.

В соответствии с договором аренды от 20 мая 1999 г., заключенным АООТ «А» и Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в порядке переоформления договора аренды от 8 октября 1997 г. на срок до 17 сентября 2047 г., ЗАО «А» является арендатором соседнего земельного участка общей площадью 8502 кв. м.

ЗАО «А» использует участок под автотранспортное предприятие.

На основании данных судебных актов учреждение юстиции 18 мая 2002 г. (повторная регистрация — 19 февраля 2003 г.) зарегистрировало обременение права собственности ЗАО «Л» на земельный участок в виде сервитута для обеспечения ЗАО «А» беспрепятственного прохода-проезда.

АОЗТ «Л» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, указывая на следующее.

Приказом начальника Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги от 24 декабря 2004 г. N 869 об открытии временного железнодорожного проезда принято решение организовать работы по обустройству временного технологического проезда через железнодорожный путь не общего пользования, находящийся на балансе ОАО «Российские железные дороги», за счет средств ЗАО «А».

На Приказ от 24 декабря 2004 г. Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой принесен протест, во исполнение которого Опытной Санкт-Петербург-Московской дистанцией пути в адрес ЗАО «А» направлено письмо от 4 февраля 2005 г. о запрете проезда автотранспорта по временно оборудованному технологическому проезду до принятия окончательного решения.

В связи с изложенным, а также считая, что в настоящее время с земельного участка истца нет выезда на городские магистрали, а следовательно, отпали основания, по которым был установлен сервитут, ЗАО «Л» потребовало его прекращения в судебном порядке.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не доказал наличия оснований для прекращения сервитута, и отказал в иске, ссылаясь на ст. 276 ГК.

Апелляционный суд посчитал отказ в иске необоснованным, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование ЗАО «Л».

Кассационная инстанция считает, что Постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции — оставлению в силе по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок, арендуемый ответчиком, не имеет самостоятельного выхода к городским магистралям, что препятствует использованию его в соответствии с целями, для которых он был предоставлен по договору аренды. Поэтому в отношении земельных участков, впоследствии приватизированных истцом, Приказом КГА от 21 мая 1997 г. и были установлены ограничения в виде обеспечения ответчику беспрепятственного прохода-проезда.

Приказ, принятый уполномоченным органом, не отменен; установленные данным Приказом ограничения не утратили силу.

Несостоятелен довод истца о том, что сервитут подлежит отмене, поскольку спорный земельный участок истца не имеет самостоятельного выхода к городским магистралям. Из имеющихся в деле документов следует, что дорога, по которой осуществляется проход-проезд с земельного участка ответчика к городским магистралям, пересекает оба участка истца. К тому же Приказом КГА от 21 мая 1997 г. были установлены ограничения в использовании обоих участков ЗАО «Л».

Довод истца об отсутствии технической возможности обеспечить проход-проезд через земельный участок ввиду приостановления эксплуатации технологического проезда через железнодорожные пути не свидетельствует о том, что отпали основания, в связи с которыми ответчику был разрешен проход-проезд через этот земельный участок.

В соответствии со ст. 48 ЗК и в силу ст. 276 ГК сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Поскольку основания, в связи с которыми было установлено обременение принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка в виде обеспечения ответчику беспрепятственного прохода-проезда по территории истца, не отпали, у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены данного обременения.

При таких обстоятельствах выводы в решении суда первой инстанции от 26 октября 2005 г. являются правильными, поэтому данный судебный акт подлежит оставлению в силе.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, studfiles.net, zakonometr.ru, sparmoscow.ru, stzkrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector