+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Правовой режим земель транспорта: для чего предназначены, к чему относятся, как могут использоваться участки, каковы методы государственной кадастровой оценки?

К землям транспорта относятся участки, предоставлен­ные предприятиям, учреждениям и организациям для выполнения возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструк­ции, ремонту совершенствованию и развитию сооруже­ний, устройств и других объектов транспорта.

Субъектами права пользования этими землями являются соответствующие предприятия, владеющие транспортными средствами и эксплуатирующие пути сообщения.

Правовой режим земель, предоставленных транспорту распространяется только на те участки, которые обслужи­вают нужды, связанные с эксплуатацией, развитием и усо­вершенствованием путей сообщения. Участки, отведенные для жилищного строительства в черте города и поселка, земли лесного фонда, закрепленные для хозяйственной эксплуатации, не относятся к землям транспорта. Участки предоставляются соответствующим субъектам в постоян­ное пользование.

Вокруг объектов транспорта могут производиться за­щитные лесонасаждения. Предприятия транспорта обяза­ны проводить мероприятия по борьбе с вредителями и сорняками в защитных лесонасаждениях, осуществлять противопожарные и иные мероприятия по уходу за ними.

К землям железнодорожного транспорта относятся уча­стки, занятые:

1) железнодорожными путями сообщения и непосредст­венно примыкающими к ним строениями и сооружениями (железнодорожное полотно, мосты, тоннели, сигнальное оборудование и т. д.);

2) железнодорожными подъездными путями, станция­ми со всеми зданиями, сооружениями, имеющими спе­циальное назначение по обслуживанию железнодорожно­го транспорта.

В целях обеспечения безопасности населения и безо­пасности эксплуатации железнодорожных путей, желез­нодорожных станций, подъездных путей и других соору­жений железнодорожного транспорта, расположенных на землях, подверженных оползням, обвалам, размывам и иным опасным воздействиям природного характера, в со­ответствии с законодательством Республики Беларусь устанавливаются охранные зоны.

В пределах охранной зоны без согласования с органами управления железной дорогой не допускается:

1) строительство капитальных зданий и сооружений;

2) разработка карьеров:

3) разведение многолетних насаждений;

4) сооружение линий связи, коммуникаций.

Для обеспечения безопасной эксплуатации железно­дорожного транспорта общего пользования Советом Ми­нистров Республики Беларусь устанавливаются запреты (ограничения) на осуществление на землях железнодорож­ного транспорта общего пользования деятельности, про­тиворечащей их целевому назначению, а также иные за­преты (ограничения), связанные с особыми условиями использования этих земель.

Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны использовать предоставленные им земельные участки в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления с соблюдением требова­ний законодательства Республики Беларусь об охране ок­ружающей среды и земельного законодательства Респуб­лики Беларусь.

Земли автомобильных дорог общего пользова­ния входят в состав земель транспорта. Они включают в себя полосы отвода и иные земельные участки, предос­тавляемые владельцам автомобильных дорог в постоянное или временное пользование для выполнения работ по со­держанию, ремонту и развитию автомобильных дорог.

В пределах полосы отвода без разрешения владельца автомобильной дороги запрещается прокладка коммуни каций, размещение сооружений для контроля за дорож­ным движением, обслуживания участников дорожного движения и иных объектов, а также осуществление дея­тельности, не связанной с работами по содержанию, ре­монту и развитию (строительству, реконструкции) авто­мобильных дорог.

Придорожные полосы (контролируемые зоны) пред­назначены для обеспечения сохранности автомобильных дорог и создания условий для их содержания.

Придорожные полосы включают в себя земельные уча­стки шириной до 100 метров в обе стороны от оси автомо­бильной дороги. В населенных пунктах придорожная поло­са включает земельные участки до границы существую­щей застройки.

Владельцы автомобильных дорог согласовывают любую деятельность, осуществляемую в пределах придорожных полос.

При осуществлении дорожной деятельности юридические и физические лица обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, а также выполнять преду­смотренные природоохранные мероприятия.

Землями воздушного транспорта являются участки, заня­тые аэропортами, аэродромами, территории авиастроител­ьных заводов и другие. На землях воздушного транспорта размещаются объекты единой системы организации воздушного движения. Приаэродромная территория имеет осо­бый режим. Она включает в себя прилегающую к аэродрому зону контроля и учета объектов и препятствий, а также зону экологической безопасности. Вокруг объектов воздушного транспорта устанавливаются охранные зоны, где могут огра­ничиваться права смежных землевладельцев, землепользо­вателей, арендаторов и собственников.

Землями внутреннего водного транспорта являются уча­стки, занятые речными портами, пристанями, служебны­ми, культурно-бытовыми сооружениями и иными объек­тами, обслуживающими этот транспорт.

Республиканским унитарным предприятием внутренних водных путей земельные участки предоставляются в постоян­ное пользование.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

Классификация земель

Земли транспорта

Содержание статьи:

Понятие земель транспорта

К понятию территории транспорта относятся угодья, которые могут использоваться либо предназначены для реализации задач, связанных с обеспечением:

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

  • деятельности компаний;
  • эксплуатации объектов, относящихся к воздушному, железнодорожному, водному (речному, морскому), автомобильному типам транспорта;

Определение земель транспорта и категорий участков, которые составляют эти земли, регулируется 90 статьей ЗК России.

Правовой режим земель транспорта обладает несколькими особенностями:

  • он устанавливает зону, обладающую особым условием пользования территориями;
  • он распространяется на участки, которые относятся к транспортным территориям и смежным наделам других категорий земли.

Предоставление земель транспорта

Земли транспорта (на основании пунктов 2-8, 90-й статьи ЗК) предназначены и могут использоваться с целью обеспечения эксплуатации сооружений и деятельности компаний, которых можно отнести к отрасли:

  1. Железнодорожного транспорта. Свободные участки, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут быть предоставлены в аренду физическим либо юридическим лицам под:
    • устройство разгрузочно-погрузочной площадки;
    • складирование и хранение различного груза (кроме взрывоопасных и химических веществ или ГСМ);
    • оказание различных услуг пассажирам;
    • строительство прирельсовых складских помещений;
    • сельскохозяйственную деятельность.
  2. Автомобильного транспорта. Участки земли, находящиеся в зоне полосы отвода автомагистралей, предоставляются физическим и юр. лицам для создания строений дорожного сервиса, предназначенного для воссоздания нужных условий сохранности и использования автодорог и безопасности движения автотранспорта.
  3. Водного (речного, морского) транспорта. Частным компаниям и лицам предоставляется часть береговой полосы внутренних водных трасс, которые расположены за чертой населённого пункта, для ведения работ в отрасли судоходства речными путями.
  4. Воздушного транспорта. Государственным и частным компаниям предоставляются территории для размещения подземных и наземных объектов, которые необходимы для ремонта, реконструкции и управления полётами воздушных лайнеров.
  5. Трубопроводного транспорта. На участках земель трубопроводной системы, предоставленных гражданам и компаниям для ведения хоздеятельности, находящихся вблизи магистрального трубопровода запрещается возведение различных строений и создание препятствий для ведения аварийно-ремонтных работ на линии трубопровода.

На землях транспорта может размещаться несколько типов объектов:

  • железнодорожные пути, станции и вокзалы;
  • полосы отводы и охранные зоны для железнодорожных трасс;
  • автомобильные дороги, сервисы автодорожного обслуживания, стационарные посты МВД;
  • водные линии, появившиеся искусственным путём, речные и морские пристани, причалы, порты, маяки;
  • посадочно-взлётные полосы, аэровокзалы, аэродромы, аэропорты;
  • трубопроводные, газопроводные, нефтепроводные системы.

Размеры земель транспорта

Размеры земель транспорта определяются на основании действующих законодательных норм либо типовых проектов строительства транспортных строений. В ситуации, где нет действующих законодательных норм и нет возможности воспользоваться типовыми проектами (из-за специфики рельефа, климатических либо технико-инженерных особенностей, тонкостей строящегося объекта), размеры участков можно определить при помощи проектно-сметной документации.

Правом определения размеров транспортных земель наделены муниципальные или государственные структуры, которые осуществляют учет и контроль территорий, относящихся к соответствующим типам транспорта (воздушному, железнодорожному, водному, автомобильному).

Частный случай

Статьей 90 (пунктом 8) ЗК введено ограничение по переводу земельных участков в категорию земель транспорта. В частности, наделы, которые используются в целях проведения реконструкции, возведения, капремонта объектов трубопроводной системы, но принадлежат к иным категориям угодий, не переводятся в группу «Земли транспорта», а лишь предоставляются во временное пользование на период осуществления необходимых ремонтных мероприятий.

Заключение

Подводя итоги статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Земли транспорта предназначены для размещения строений, которые будут использованы по прямому назначению и в ремонтных целях в транспортной отрасли.
  2. Участки, принадлежащие иным категориям земель, но используемые для обслуживания трубопроводов не переводятся в категорию «Земли транспорта».
  3. Резервирование земель транспорта происходит в порядке, утверждённом постановлением №561.

Список законов

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям транспорта

Вопрос: Меня зовут Святослав Захарович. Я руководитель городского совета в небольшом посёлке Свердловской области. На одной из окраин города проводится строительство нового микрорайона (который будет содержать порядка 10-15 многоэтажных домов). На сессии горсовета было принято решение о возведении за чертой города вблизи нового микрорайона небольшой резервной электростанции, предназначенной для снабжения электричеством новых домов. Электростанция будет соединена с городом линией электропроводов, прикреплённых к металлическим опорам, которые будут установлены на участках огороднического кооператива. Однако, поскольку в местном бюджете на данный момент недостаточно средств на возведение электростанции, принято решение начать строительные работы в следующем году. У меня возникает вопрос: на каком основании и на какой период можно зарезервировать земли для размещения на них линии электропроводов?

Ответ: Святослав Захарович, в вашем случае земли огороднического кооператива могут быть зарезервированы сроком до двадцати лет, а основанием для резервирования служат статьи 70.1 и 90 (пункт 8) ЗК. Резервировать территорию следует в порядке, который утверждён в 2008 году положением №561. Этапы действий при этом будут следующими:

  1. Депутаты горсовета должны составить ходатайство о резервировании наделов и отправить его вам на рассмотрение. Вместе с ходатайством вам должны быть предоставлены ещё несколько документов, выданных Росреестром и содержащих информацию о планировке территории, которая будет зарезервирована.
  2. На основании полученных документов, вы выносите решение о резервировании территории. Решение должно быть составлено в письменном виде (в форме акта). В составленном акте, в обязательном порядке, должна быть прописана информация о:
    • длительности и цели резервирования наделов;
    • реквизитах документа, который послужил основанием для резервирования (в вашем случае это решение депутатов горсовета);
    • дате и месте, где будут ознакомлены с вынесенным решением руководители огороднического кооператива.
  3. В местных СМИ (газетах или телеканале) следует опубликовать либо озвучить принятое решение. После этого резервирование участков обретает силу.
  4. Группа депутатов, контролирующая процесс резервирования, должна направить схему резервируемых наделов и копию решения в Росреестр для регистрации ограничения прав, установленных принятым актом.

Кадастровая оценка земли: порядок проведения и методы расчета стоимости участков

Периодичность проведения кадастровой оценки регламентируется законодательно и составляет 1 раз в 3 или 5 лет.

В результате проведения кадастровой оценки полученные данные должны быть внесены в Единый государственный реестр земель.

При выборе организации для проведения кадастровой оценки стоит обратить внимание на лицензии и свидетельства, в частности на членство в СРО.

Завышение кадастровой стоимости при проведении оценки влечет за собой существенное повышение имущественного налога.

Некоторые организации могут предложить широкий перечень услуг по оценке как материальных, так и нематериальных активов.

На протяжении долгих лет для целей налогообложения государство использовало понятие инвентаризационной стоимости земли. Она была далека от рыночной цены, поэтому суммы земельного налога оказывались крайне несущественными. Ситуация кардинально изменилась, когда в правовую практику вошло понятие «кадастровая стоимость земли», значительно приблизившаяся к рыночной цене. И теперь размер платежей, привязанных к результатам кадастровой оценки земель, может оказаться внушительным.

Рассмотрим подробнее, каковы особенности кадастровой оценки для разных типов земель, как она проводится, а главное — почему важно, чтобы сведения в Едином реестре соответствовали реальной стоимости участка.

Что такое кадастровая оценка и для чего она нужна

Государственный земельный кадастр (реестр) представляет собой систематизированный и упорядоченный перечень всех участков земли на территории России. Иными словами, это база данных всех территорий. У каждого участка — собственное описание и сопроводительные документы. Тотальный учет позволяет оценивать использование земель, выявлять тенденции и избегать нарушений. Кроме того, каждый земельный участок — это еще и объект недвижимости, который можно продать или купить. В этой ситуации встает вопрос об определении стоимости. Во избежание разногласий проводится кадастровая оценка земель.

Кадастровая стоимость — это одна из главных характеристик участка. Кадастровая оценка земельных участков позволяет эту стоимость выявить и официально зафиксировать. Это необходимо для решения целого комплекса задач:

  • На уровне государства — для создания единой системы налогообложения земель, которые находятся в государственной или частной собственности, что позволяет максимально точно вести исчисление налога, наполнять бюджеты, составлять прогнозы в части налоговых сборов.
  • На уровне субъектов РФ — для принятия решений о рациональном использовании участков, приватизации, распределении и перераспределении, выдаче разрешений на строительство — словом, для эффективного управления землями.
  • На уровне частных владельцев — для справедливого расчета налогов, для определения рыночной стоимости, для проведения купли-продажи, передачи в аренду, инвестиций в земельные участки и пр.

Земельные участки, которые прошли кадастровую оценку, вносятся в Единый реестр с указанием не только выявленной стоимости, но и собственника. Выписка из реестра является прямым подтверждением правомерности использования земли. Указанная сумма используется для исчисления имущественного налога. Кадастровая оценка земли и недвижимости проводится перед любыми сделками: продажей, дарением, сдачей в аренду. Этот показатель необходим для начисления арендной платы за пользование государственными землями. Исходя из него, рассчитываются государственные субсидии. Кадастровая стоимость становится стартовой ценой при выставлении земель на торги.

В России разработано и внедрено в практику большое количество федеральных законов, стандартов и постановлений, касающихся оценки земель. Среди них:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (действует с 2017 года за исключением положений о проведении внеочередной государственной кадастровой оценки, вступающих в силу с 2020 года);
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;
  • Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действует с 2017 года за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 2020 года);
  • Приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2016 года № 358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 года № 445 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (действует с 2017 года);
  • Приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2016 года № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» (действует с 2017 года);
  • Постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 года № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»;
  • Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1) «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 2) «Цель оценки и виды стоимости»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 3) «Требования к отчету об оценке»;
  • Федеральный стандарт оценки (ФСО № 4) «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Это интересно:  Возврат подоходного налога при покупке квартиры пенсионером

Таким образом, законы и нормативные акты определяют, кто вправе проводить оценку, как часто, какими методами, по какому алгоритму и т.д. Серьезный подход позволяет выявить объективную стоимость, предотвратить нарушения и факты незаконного использования или продажи земель.

Порядок проведения процедуры

В настоящее время функция проведения государственной кадастровой оценки земельных участков возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая находится в ведении Минэкономразвития России.

Вступивший в силу с 2017 года Федеральный закон № 237-ФЗ предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и наделение полномочиями по определению кадастровой стоимости государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Ответственность за работу государственных структур по проведению кадастровой оценки закон возлагает на региональные органы власти. Согласно новому документу оценка по новым правилам во всех субъектах Российский Федерации будет проводиться с 2020 года, но регионы по своему усмотрению могут перейти на новый формат работы уже с 2018 года.

Государственную оценку земель следует проводить не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет — единовременно для всех земельных участков, расположенных на территории административно-территориальной единицы. Для Москвы и Санкт-Петербурга установлен срок — не реже 1 раза в 3 года. Периодичность обусловлена меняющейся ситуацией на рынке недвижимости и общей экономической обстановкой.

Решение о проведении оценки стоимости земли принимает уполномоченный орган субъекта РФ, он же готовит список участков. Далее территорию делят на оценочные зоны. Принадлежность к той или иной зоне влияет на стоимость участка, определяет условия его использования, величину налога на недвижимость, при этом объекты на участке не учитываются, то есть сам участок оценивается как «условно незастроенный». Можно выделить следующие этапы проведения процедуры:

  • подготовка информационной базы: анализ конъюнктуры местного рынка земель, диапазона цен на участки земель различных категорий и местоположения, изучение законодательства, судебной практики и т.д.;
  • разделение территории, подлежащей оценке, на зоны и кварталы;
  • формирование и обоснование стоимостных показателей, которые будут использованы в кадастровой оценке;
  • определение стоимости земли внутри каждой зоны;
  • оформление результатов кадастровой оценки земель, внесение в Государственный земельный реестр.

Для получения объективных сведений о стоимости земли, правильного исчисления налога, продажи (покупки) земли за справедливую цену и т.д. требуется четко регламентированный порядок проведения кадастровой оценки земель. Однако абсолютно четкой методологии в настоящее время не разработано, поэтому проведение независимой оценки в коммерческой организации часто помогает оспорить установленную кадастровую стоимость.

Если собственники земли, не согласные с кадастровой оценкой своего объекта, смогли ее оспорить или же регистрирующий орган самостоятельно установил ошибки, делается перерасчет земельного налога (ЗН).

Методы оценки кадастровой стоимости земельного участка

Помимо кадастровой стоимости земель существует понятие стоимости рыночной. Основное отличие кадастровой оценки от рыночной в том, что в первом случае определяется стоимость группы объектов, а во втором — одного конкретного объекта. Это позволяет лучше учесть все факторы, влияющие на стоимость. С учетом спроса и предложения, сезонности и конкурентоспособности определяется как кадастровая, так и рыночная стоимость.

Это более гибкий показатель, который отражает такие факторы, как сезонность, конкурентоспособность объекта оценки, цены на аналогичные участки. Рыночная стоимость земельного участка не может превышать цену покупки аналогичного объекта.

Важной цифрой для расчетов является удельный показатель кадастровой стоимости 1 м² земли. Его определяют для разных категорий земель, видов использования или отдельных кадастровых кварталов на основе методических рекомендаций для каждой категории. Итоговая стоимость участка складывается в результате умножения площади на удельный показатель кадастровой стоимости 1 м² земли. Если объект предусматривает несколько видов разрешенного использования, следовательно, несколько удельных показателей, среди них выбирают максимальный.

Основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость земельного участка, являются:

  • Вид разрешенного использования — устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления.
  • Площадь земельного участка.
  • Местоположение земельного участка.

Отнесение земельного участка к конкретному виду использования подчинено правилам. Если на земле размещены объекты недвижимости, то назначение участка должно соответствовать использованию этих объектов.

При проведении оценки земли могут использоваться два метода: доходный и сравнительный.

  1. Сравнительный подход используют для оценки типовых участков земли, рыночная стоимость которых хорошо известна. Подход основан на сопоставлении информации о ценах продажи аналогичных земельных участков (принцип замещения). Для сравнения подбирают от 3 до 5 аналогов. Соответственно, подход можно применять только в тех случаях, когда на рынке присутствуют предложения о продаже аналогичных участков.
  2. Доходный подход основан на определении сумм предполагаемого дохода (ренты) от коммерческой эксплуатации земли. Рассчитать их можно, опираясь на данные о ранее полученных доходах. Очевидно, что метод применим только к тем объектам, которые приносят владельцу прибыль.

Вне зависимости от выбранного метода оценщик в работе использует такие данные, как наличие объектов инфраструктуры, коммуникаций, тип рельефа, состояние почвы и т.д. Его задача — определить реальную цену земли максимально объективно.

Особенности кадастровой оценки земель разного назначения

Расчет кадастровой стоимости зависит от назначения земельного участка. Так, если речь идет о государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, сельских и городских поселений, садоводческих объединений и т.п., используют данные статистики рыночных цен на подобные объекты, а также данные по другим методикам оценки земли. Это означает, что для таких участков преобладает сравнительный подход.

Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель, расположенных вне городских и сельских поселений, земель лесного фонда происходит по доходному подходу — в расчет идет показатель рентного дохода. Он, в свою очередь, зависит от плодородия почвы, технологических свойств, местоположения и других факторов. Для каждого фактора выводят свои интегральные показатели.

Кадастровая оценка участков земли за пределами городской черты, относящихся к другим категориям, проводится на основе капитализации расчетного рентного дохода (если земля приносит доход). Это, в частности, касается объектов рекреации, недропользования и т.п.

Правила и условия внесения изменений в Единый государственный реестр земель

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, полученные в результате оценки, вносятся в Единый государственный реестр земель. Однако со временем данные могут меняться — иногда это происходит до того, как подходит срок проведения очередной оценки. Например, гражданин изменил вид разрешенного использования земли и получил право на уменьшение суммы налога. Однако перерасчета не будет до тех пор, пока изменения не найдут отражение в Едином реестре. Во избежание противоречий, которые могут препятствовать сделкам купли-продажи и другим операциям с недвижимостью, закон предусматривает досрочное внесение изменений в кадастр. Делать это можно в следующих случаях:

  • при изменении площади участка;
  • при изменении адреса или описания расположения земли;
  • при появлении (исчезновении) на участке лесных, водных и иных природных объектов;
  • при переводе земли из одной категории в другую;
  • при ограничении или изменении прав собственника.

Заявить о внесении изменений в Единый реестр может только собственник участка или его представитель с нотариально заверенной доверенностью. Заявителю необходимо документально оформить изменения, подлежащие внесению в реестр. Например, если речь идет о переводе земель в новую категорию, следует получить акт органов местного самоуправления о согласовании нового способа использования земли. С этим документом и заявлением собственник обращается в управление Росреестра. После того как изменения внесены, ему необходимо получить в территориальной кадастровой палате выписку и убедиться, что внесенные сведения соответствуют действительности.

На практике каждый случай индивидуален, поэтому для правильного оформления документации и совершения любых операций, связанных с землей, рекомендовано прибегать к помощи квалифицированных специалистов. Вопросам установления объективной кадастровой стоимости земли следует уделить первоочередное внимание. Неправильная кадастровая оценка или неактуальные сведения в реестре приводят к тому, что собственник платит повышенную сумму налога или недополучает средства от коммерческого использования земли. Вот почему важно не только своевременно отслеживать ситуацию на земельном рынке, но и пользоваться услугами профессиональных оценщиков с большим опытом.

Как выбрать надежного партнера?

Коммерческие организации, которые занимаются оценочной деятельностью, обязаны состоять в саморегулируемых организациях (СРО), а кадастровые инженеры — иметь запись в Едином государственном реестре кадастровых инженеров. Это первое, что должен проверить потенциальный клиент, который планирует заказать проведение оценки рыночной стоимости земельного участка в конкретной фирме. Соответствующие свидетельства компания обязана предоставить по первому требованию. О том, почему важно выбрать правильного партнера для проведения оценки, нам рассказал Дмитрий Строк, руководитель практики «Оценка» аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Не секрет, что кадастровая стоимость часто оказывается завышенной. Между тем для собственника земли очень важно добиться той цифры, которая реально отражает стоимость участка с учетом всех его особенностей. Для экспертов КСК групп объективность и индивидуальный подход — ключевые принципы в проведении оценки. За 20 лет мы реализовали свыше 5 тысяч проектов в разных отраслях. Наши специалисты проводят оценку рыночной стоимости городских, сельскохозяйственных и лесных земель, участков водного фонда, промышленного значения, энергетики и транспорта. Представленные отчеты строго соответствуют законодательству. Мы используем понятные методики, оптимальные для каждого конкретного объекта, и обязательно учитываем состояние рынка и уровень рыночных цен. По запросу клиента предоставляем все выкладки и объяснения. Помните: правильная кадастровая оценка земельных участков часто позволяет сократить имущественный налог более чем на 50%».

Оценка земли

Содержание:

Земля, как источник природного богатства и как имущественный объект имеет определенную ценность, зависящая от ряда факторов. Имущественной единицей в гражданских правоотношениях выступает земельный участок, являющийся частью поверхности земли, ограниченной по размерам и имеющий качественную характеристику в зависимости от его статуса и цели использования.

Для оценки земли берется за основу его поверхность, свободная от каких-либо возведенных на ней объектов, без учета содержания в ней полезных ископаемых, то есть стоимости недр.

В зависимости от функционального назначения земли подразделяются на следующие категории:

  • земли для ведения сельского хозяйства;
  • земли городских и сельских селений;
  • лесные земли и прибрежные территории водных объектов;
  • земли запаса;
  • особо охраняемых территории и заповедники;
  • земли промышленности, для размещения энергетических объектов, транспортной инфраструктуры, теле и радиосвязи;
  • земли для размещения космических и оборонных объектов, земли обороны.

Цели проведения оценка земли

Оценка земли проводится для определения ее ценности с целью заключения различных гражданских сделок: залога, дарения, купли-продажи и прочих. Действия по определению ее стоимости носят добровольный характер и зависят от воли сторон.

Обязательный характер оценка приобретает в том случае, когда стороной сделки выступает государство или муниципалитет для:

  • приватизации земли, передачи в частное владение;
  • учреждения доверительного управления;
  • передачи в аренду;
  • если земельный участок выступает в качестве залогового имущества;
  • реализации земельных участков с торгов;
  • при выкупе государством земельного участка, находящегося в частной собственности или его изъятии у собственника для нужд государства или муниципалитета.

Кадастровая оценка земель

Кадастровая стоимость земли — это наиболее вероятная цена продажи земельного участка. Кадастровая оценка земель проводится с целью определения ценовой стоимости земельного участка. Основной задачей кадастровой оценки является использование её результатов для налогообложения. На конечную цену влияют базовые показатели в зависимости от местонахождения земельного участка и попадания его в определенную зону. Зонирование территории проводится по принципу центр-окраина, чем дальше участок удален от периферии поселения, тем выше его стоимость.

Государственная кадастровая оценка — это система, утвержденных государством действий для определения кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на определенную дату. Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с нормативной базой, разработанной Правительством РФ.

Это интересно:  Консультация по страхованию жизни - вопрос юристу. Москва

Методы проведения оценки

Порядок проведения оценки базируется на трех общеизвестных методах определения кадастровой стоимости:

Сравнительный способ, исходя из его названия предполагает сравнение оцениваемого участка с аналогичными, у которых уже имеется установленная цена. За основу берется рыночная цена, по которой продавались иные земельные объекты.

Затратный метод оценки основан на определении затрат, которые понадобятся для восстановления или замещения земельного участка с учетом его износа.

Сутью доходного метода является установлении возможности извлечения прибыли от эксплуатации земельного участка.

В конечном итоге факторами, которые влияют на цену земельного участка, выступают так же:

  • местонахождение;
  • наличие транспортной и социальной инфраструктуры;
  • оснащенность участка различными коммуникациями: сетями –водо, -электро и теплоснабжения;
  • затопляемость участка грунтовыми водами или из близлежащих водоемов;
  • загрязненность участка продуктами отходов и переработки;

Кадастровая оценка земель населенных пунктов

Кадастровая оценки земель населенных пунктов осуществляется вне зависимости от принадлежности земли какому-либо собственнику. Инициатором проведения кадастровой оценки выступают администрации муниципальных образований.

Для проведения оценки земель населенных пунктов берутся за основу сведения о сделках по продаже участков для строительства личных объектов: домов, коттеджей, дач и возведения коммерческой недвижимости.

Объектом кадастровой оценки земель населенных пунктов являются территории в пределах городской (поселковой) черты. Кадастровая оценка земель поселений проводится в несколько этапов:

  • сбор информации о рыночной стоимости аналогичных объектов;
  • ценовое зонирование городской территории;
  • определение базовых стоимостных показателей;
  • выдача результата оценки

При проведении оценки кадастровые инженеры опираются на нормативы Градостроительного кодекса и конечная стоимость земли зависит от принадлежности к определенной зоне:

  • жилой, предназначенной для проживания;
  • общественно-деловой с торговыми и коммерческими объектами, медицинскими и образовательными учреждениями, организациями общественного питания и культуры;
  • промышленной зоне;
  • транспортной и инженерной зоне;
  • зона, занятой сельскохозяйственными наделами;
  • рекреационной, с парковыми и лесными участками в пределах городской территории

Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель

Процедура оценки сельскохозяйственных земель проводится для расчета земельного налога, арендных платежей за землю и в иных целях, предусмотренных законодательством. Объектом оценки являются сельскохозяйственные наделы, находящиеся в пользовании у государства, муниципалитета и частной собственности.

Земля для осуществления сельскохозяйственной деятельности делятся на следующие категории:

  • пашню;
  • многолетние насаждения;
  • сенокосы;
  • пастбища и залежь.

Пашня – тип земли, целевое назначение которой состоит в использовании для выращивания сельскохозяйственных культур. Сенокосные угодья предназначены для заготовки сена на корм скоту. Пастбище – территория, предназначенная для выпаса сельскохозяйственных животных. Залежью называются наделы земли, которые ранее использовались под посев культур, но в настоящий момент являются заброшенными.

Проведение оценочных мероприятий базируется на обследованиях земли, конечная стоимость зависит от принадлежности к определенной зоне, которая формируется в зависимости от видов почвы, методов возделывания сельскохозяйственных культур, климатических условий и экономического развития региона.

Цена земли сельскохозяйственного назначения рассчитываются с учетом рельефа, каменистости, расположения угодий по отношению к районному центру, эффективности ее использования. Полученные значения трансформируются в баллы и коэффициенты, которые влияют на конечный результат.

Местоположение объекта с учетом расстояния до ближайших мест реализации сельскохозяйственной продукции, а так же транспортные условия перевозки являются еще одним определяющим фактором оценки. Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель проводится в следующем порядке:

  • сбор информации оцениваемой путем ознакомления с характеристиками земли, как то наличие обременений или иных ограничений на земельный участок, местонахождение, и использование угодья на момент проведения оценочных мероприятий;
  • сбор информации о рыночной стоимости земли на аналогичные участки, изучение экономической обстановки в регионе;
  • анализ о возможности использования земли сельскохозяйственного назначения;
  • применение стандартных подходов по проведению оценки: затратного, сравнительного и доходного;
  • обработка полученных данных и оформление результата оценки.

Кадастровая оценка земель лесного фонда

Земли лесного фонда, участки земной поверхности, покрытой древесной, кустарниковой и травянистой растительностью.

В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

К лесным относятся:

  • вырубки- территория, с остатками деревьев, в виде пней;
  • молодой лес;
  • гари и погибшие насаждения;
  • прогалины- участки внутри без растительности;

Нелесными землями считаются участки леса, для нужд лесного хозяйства, и прочие земли в границах лесной территории.

Методы оценки лесных земель

Для проведения оценки используются следующие методы.

  • метод сравнительных продаж. На основе информации о продаже участков леса с учетом возраст и пород деревьев;
  • затратный метод используется для оценки древесины.
  • метод капитализации лесной ренты базируется на расчетах лесной ренты.

Кадастровая оценка лесных земель

Определение кадастровой стоимости лесных земель проводится для расчета налогооблагаемой базы. Объектом оценки выступают лесные земли оценочных зон, субъектов РФ и лесхозов.

Кадастровая стоимость лесных земель определяется в три этапа:

  • в пределах оценочных зон и территорий субъектов федерации;
  • в пределах территорий лесхозов;
  • в пределах участков лесных земель в границах лесхозов.

Подлежащие оценки земли зонируются. Оценочной зоной являются лесные земли разных субъектов РФ или административных районов, имеющих схожий состав древесины и урожайность некоторых пород насаждений.

При определении кадастровой стоимости лесных земель используется только один вариант лесопользования — заготовка древесины.

Базовыми показателями в расчете на 1 гектар выступают:

  • продуктивность в натуральном и денежном выражениях;
  • затраты;
  • стоимость производства древесины;
  • расчетный рентный доход;
  • кадастровая стоимость.

Оценка земель особо охраняемых территорий

К землям особо охраняемых территорий относятся участки поверхности земли с особым статусом: природоохранного, исторического, культурного, научного и оздоровительного значения.

В перечень земель особо охраняемых территорий входят:

  • природные территории (курорты, источники, грязи);
  • зоны отдыха;
  • заповедники и природные парки;
  • историко-культурные объекты.

Кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий проводится в следующих целях:

  • В связи со сменой статуса земли;
  • для определения стоимости в преддверии заключения сделок;
  • В связи с изменением целевого назначения земельного участка.

Факторов, влияющих на цену земли с особым статусом очень много. Решающее значение имеют местоположении, форма, размер участка и почвенный состав. Так же учитываются наличие зеленых насаждений, зданий и сооружений, оснащение коммуникациями и транспортная доступность.

Процесс оценки стоимости земель особо охраняемых территорий проводится на основании стандартных методов, при этом учитываются следующие особенности:

  • доходный порядок учитывает возможность эффективного использования участка и получения прибыли от земель с учетом их особого статуса;
  • сравнительный метод должен учитывать наличие аналогов оцениваемой территории и возможность строительства на участках особого назначения. В случае невозможности сравнения с идентичными землями, оценка может проводиться путем сопоставления с землями иной категории со схожими характеристиками.

Оценка земель запаса

Кадастровая оценка стоимости земель запаса проводится для определения цены земель, которыми никто не владеет и соответственно они не облагаются налогом. К такой категории земель относятся как освоенные, так и непригодные к использованию и неосвоенные земельные участки.

Кадастровая оценка земель запаса проводится методом умножения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, на понижающие коэффициенты, с учетом возможных затрат на вовлечение их в хозяйственный оборот.

Процедура оценки проводится в два этапа:

  • путем определения кадастровой стоимости 1 гектара земли административного района;
  • далее устанавливается стоимость конкретного отдельного участка, с учетом времени неиспользования земли по назначению.

Проведение оценочных мероприятий по установлению кадастровой стоимости земли достаточно трудоемкая и длительная процедура. Необходимость ее обусловлена пополнением бюджетов различных уровней налоговыми поступлениями от владельцев земли. Земля, будучи ценным имуществом участвует в хозяйственных операциях, результат которых зависит от правильности определения ее цены.

Способы определения правового режима земель

Деление земель на категории. Все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Это самый важный способ определения правового режима земель. Вследствие различия природных, климатических и иных условий земли имеют разные качество, природные характеристики и показатели, экономическое и социальное значение в жизни общества. Применительно к некоторым землям на первый план выходит их значение для охраны окружающей среды. Закрепляя принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, земельное законодательство связывает его с учетом трех основных факторов: природных, социальных и экономических.

Категория земель — это совокупность более или менее однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы в зависимости от их природного, социального, экономического или экологического значения.

Статья 7 ЗК РФ выделяет семь категорий земель. Это земли: 1) сельскохозяйственного назначения; 2) населенных пунктов; 3) промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения; 4) особо охраняемых территорий и объектов; 5) лесного фонда; 6) водного фонда; 7) запаса.

В основе выделения почти всех категорий земель — их целевое назначение (подп. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ). Определение целей, для которых могут применяться земли, является объективно необходимым, оно позволяет правильно организовать процесс их использования и охраны.

Что касается земель населенных пунктов, то они выделяются в качестве самостоятельной категории земель в зависимости от их функционального, а не целевого назначения, поскольку в их составе есть земли, используемые в самых разных целях. Земли запаса — категория, целевое назначение которой не определено.

Земли могут использоваться в качестве средства производства или как пространственный территориальный базис. Поэтому они делятся на две основные группы. Все категории земель, кроме земель запаса (так как их целевое назначение не определено до конкретного момента), могут быть отнесены к соответствующей группе. Как средство производства используются преимущественно земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. Иные категории земель применяются главным образом в качестве пространственного территориального базиса. Земли особо охраняемых территорий и объектов могут выполнять функции и средства производства, и пространственного территориального базиса.

Не существует какой-либо иерархической подчиненности одних категорий земель другим. Закреплен принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий (подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) 1 .

Принцип деления земель на категории в зависимости от различий в их целевом назначении в течение многих десятилетий вполне успешно используется в земельном законодательстве [1] [2] . В качестве критерия их разграничения первоначально применялся термин «основное хозяйственное назначение», в последующие годы — «основное целевое назначение». Закрепленная в земельном законодательстве классификация земель единого государственного земельного фонда была важнейшей предпосылкой для дифференцированного подхода к установлению правового режима отдельных категорий земель, который определялся с учетом специфической роли каждой из них в народном хозяйстве. Главным критерием для выделения отдельных категорий земель являлось основное целевое назначение земель (ст. 4 ЗК РФ 1991 г.). В современном ЗК РФ законодатель отказался от более точного термина «основное целевое назначение» в пользу термина «целевое назначение».

Различия в правовом режиме категорий земель выражаются в том, что устанавливается дифференцированный порядок их использования и охраны. Так, определяются особенности содержания права собственности в отношении той или иной категории земель, земельных участков в их составе; возможность использования земель на основании иных прав (права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды и др.).

В лесном законодательстве отражена специфика системы прав на земли лесного фонда. Эти земли можно использовать на основании права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды и права безвозмездного срочного пользования. В водном законодательстве установлены права, на основании которых могут использоваться земли водного фонда, покрытые поверхностными водами. К ним относятся договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Возможность оборота земельных участков прямо зависит от того, к какой категории земель относится участок. Поэтому, например, оборот земельных участков, которые используются в сельском хозяйстве, регулируется специальным федеральным законом. Некоторые земли изъяты или ограничены в обороте: земли особо охраняемых территорий, лесного фонда и др.

Существуют особенности управления в сфере использования и охраны земель в зависимости от категории земель, которые отражаются в содержании отдельных функций управления: в изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в переводе земель из одной категории в другую, в предоставлении земельных участков и т. д. В отношении некоторых категорий земель осуществляются особые функции, например государственный лесной реестр, государственный водный реестр, лесоустройство.

Принудительное прекращение прав на землю — это санкция за нарушение земельного законодательства. Возможность ее применения зависит от категории и вида земель. Например, право частной собственности на земельный участок не может быть принудительно прекращено даже в случаях нарушений собственником земельного законодательства. Однако если земельный участок находится в составе земель сельскохозяйственного или историко-культурного назначения, то он может быть принудительно изъят. Когда участок находится в составе земель водного фонда, прекращение права на землю обусловлено принудительным прекращением права водопользования.

Установление ограничений прав на землю. Ограничение прав, связанных с использованием земельного участка, также представляет собой способ определения правового режима земель. Согласно п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом или федеральными законами. Публичные интересы определяют необходимость установления различного рода ограничений хозяйственной деятельности с использованием земель. Согласно п. 2 ст. 56 ЗК РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

Это интересно:  Квартиросъемщик – кто это, отличие от ответственного нанимателя, их права и обязанности

условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в надлежащем порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности [3] ;

иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.

Виды и характер ограничений основаны на предписаниях соответствующих нормативных правовых актов. Ограничениями следует считать запреты на определенные виды деятельности и требования о воздержании от определенных действий, связанных с использованием земли, которые предусмотрены законодательством, в зависимости от местоположения земельных участков, и которые не применяются в отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое назначение, т. е. находящихся в составе этой же категории земель.

Предположим, что существуют два земельных участка, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения. Один из них включен в состав водоохранной зоны, а другой нет, поскольку он находится вдали от водного объекта. В этом случае в отношении использования участка, включенного в состав водоохранной зоны полосы, устанавливаются определенные ограничения. Факт нахождения земельного участка в составе водоохранной зоны является основанием установления в отношении него ограничений по его применению. Что касается другого участка, то в отношении него законодательство таких ограничений не предусматривает. Соответственно, права владельца первого участка земли ограничены по сравнению с правами владельца другого участка.

Установление ограничений прав лиц на земельные участки — форма закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав лиц на земельные участки. Цели ограничения прав лиц на землю заключаются преимущественно в обеспечении интересов рационального и эффективного использования земель, охраны окружающей природной среды, охраны здоровья населения, охраны памятников истории и культуры, обороны и безопасности страны; обеспечении доступа на чужие земельные участки для обслуживания соответствующих объектов и т. д.

Если установлены ограничения земельных прав, то они могут касаться только прав по использованию принадлежащего собственнику земельного участка или лицу, использующему земельный участок на ином праве. Ограничения прав не касаются права владения, т. е. права собственника, пользователя, владельца или арендатора фактически осуществлять контроль в отношении своего земельного участка.

Установление ограничений не затрагивает права распоряжения, которое заключается в том, что собственник (а в некоторых случаях и иные владельцы земельных участков) имеет возможность определять юридическую судьбу земельного участка, т. е. продать его, сдать в аренду и т. п. Действующее законодательство не предусматривает никаких ограничений распоряжения земельным участком в связи с установлением ограничений прав на него.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон (п. 3 ст. 56 ЗК РФ). Только на основании такого индивидуального ненормативного правового акта или судебного решения могут вводиться ограничения. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Они сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

Особо следует подчеркнуть, что ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Если это требование закона не выполнено, нет и ограничения. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. В случаях установления ограничений собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам должны быть возмещены причиненные убытки (п. 2 ст. 57 ЗК РФ).

Правовым инструментом определения правового режима земель являются случаи установления публичных сервитутов (ст. 23 ЗК РФ), т. е. обременений земельного участка.

Необходимо различать такие понятия, как «обременение» и «ограничение». Обычно объектом обременения является имущество, например земельный участок, в то время как объектом ограничения — право на имущество. К числу обременений относятся сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, концессионное соглашение, арест имущества и др. Согласно п. 1 ст. 37 ЗК РФ продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Особый правовой режим территорий. В отношении некоторых земель, включенных в состав определенных территорий, может быть установлен особый правовой режим. Особенности правового режима земель могут выражаться в том, что он устанавливается в публичных интересах на определенной территории. Эта территория может охватывать одну или несколько разных категорий земель, включать целый район, город и т. п. На всей этой территории устанавливается правовой режим, иногда более жесткий, чем был ранее, ограничивается хозяйственная деятельность, вводятся иные функции управления и т. д. Бывают случаи, когда такой правовой режим сочетает черты правового режима разных категорий земель, которые существовали ранее, и вновь установленного правового режима. В некоторых случаях приоритет имеют нормы нового, более жесткого правового режима. Каково соотношение таких смешанных правовых режимов, какой конкретно правовой режим имеет приоритет, в законодательстве часто четко не определено.

Примером могут служить земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Правовой режим этих земель неодинаков. Он «накладывается» на правовой режим земель, которые были до объявления местности лечебно-оздоровительной или курортом, например земель населенных пунктов, земель лесного и водного фондов.

Согласно п. 1 и 2 ст. 96 ЗК РФ в состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Одновременно на эти земли может распространяться правовой режим населенных пунктов. Например, согласно п. 5 ст. 36 ГсК РФ градостроительные регламенты устанавливаются для земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Специальный правовой режим имеют территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов — особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»),

На территориях традиционного природопользования могут выделяться поселения, участки земли и водного пространства, применяемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, объекты историко-культурного наследия и др. (ст. 10 указанного Закона). Часто режим таких территорий устанавливается на землях лесного фонда.

Статья 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» предусматривает, что малочисленные народы имеют право безвозмездно пользоваться землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами. Таким образом, создается «смешанный» правовой режим таких территорий.

Другой пример — Байкальская природная территория. Статья 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» предусматривает требование об экологическом зонировании Байкальской природной территории. На этой территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона, экологическая зона атмосферного влияния. Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 2 указанного Закона). Экологическое зонирование ведется на различных категориях земель в административном порядке, и его задача состоит в том, чтобы устанавливать определенные ограничения хозяйственной деятельности, в том числе при использовании земель, для охраны озера Байкал.

На землях разных категорий могут быть созданы особые экономические зоны. Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» 1 особая экономическая зона — это часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

В этих зонах допускается использование земельных участков только на определенных титулах и закрепляются особенности содержания прав на землю. В соответствии со ст. 32 данного Закона органы управления особой экономической зоны управляют и распоряжаются земельными участками в ее границах на основании соглашения о создании особой экономической зоны. Земельные участки в границах особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды. Арендаторы земельных участков в границах особой экономической зоны — собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под этими объектами земельных участков.

Некоторые особенности имеет правовой режим земель, включенных в состав игорных зон. Как установлено в п. 7 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [4] [5] , игорная зона — это часть территории РФ, которая предназначена для организации и проведения азартных игр, ее границы установлены в соответствии с данным Законом. Игорные зоны предусмотрены на территориях Республики Крым, Алтайского, Краснодарского, Приморского краев и Калининградской области.

На момент создания игорной зоны земельные участки, ее образующие, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан, юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, а также земельных участков, предоставленных для размещения олимпийских объектов федерального значения (ст. 11 названного Закона). Земельные участки игорных зон и (или) расположенные на них объекты (за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также земельных участков, на которых размещены такие объекты) передаются в собственность или аренду организаторам азартных игр либо иным лицам (ст. 12 названного Закона).

Особый правовой режим имеют земли, которые включены в состав территории инновационного центра «Сколково». В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» [6] приводится определение территории центра как земельных участков, которые находятся в границах территории, предназначенной для реализации проекта и определенной в установленном Президентом РФ порядке, и принадлежат на праве собственности управляющей компании.

Земельные участки, находящиеся в границах территории центра, принадлежат управляющей компании на праве собственности. Не допускается распоряжение земельными участками, находящимися в границах территории центра, в том числе путем их отчуждения и обременения, за исключением случаев передачи их управляющей компанией в аренду лицам, участвующим в реализации проекта. При этом земельные участки не могут быть переданы в субаренду. Порядок и условия предоставления земельных участков в аренду лицам, участвующим в реализации проекта, порядок использования указанных земельных участков устанавливаются правилами проекта.

В ст. 15 данного Закона предусмотрены особенности регулирования градостроительной деятельности на территории инновационного центра. Статья 20 Закона устанавливает ограничения полномочий органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления на территории названного центра. Так, на территории центра не осуществляются полномочия указанных органов по резервированию земель, изъятию земельных участков, осуществлению муниципального земельного контроля и др.

Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. При установлении или изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его реорганизации требования законодательства РФ об учете мнения населения не применяются.

В случае установления вредного воздействия организаций и объектов, расположенных в закрытом административно-территориальном образовании, на территории, которые прилегают к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ, присваивается статус зоны воздействия.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О закрытом административно-территориальном образовании» земельные участки, занимаемые организациями и объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим организациям и объектам. В закрытом административно-территориальном образовании особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ.

Особый правовой режим устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [7] [8] .

  • [1] Заметим, что этот принцип в современном законодательстве имеет почти декларативный характер. Наблюдается отчетливая тенденция постепенного его упразднения.
  • [2] Впервые разграничение земель на категории было закреплено в ст. 1 Османского земельного кодекса 1858 г., согласно которой земля подразделялась на пять категорий.
  • [3] Указанные условия не могут рассматриваться в качестве ограничений прав на землю, поскольку они не соответствуют правовой природе и целям установления ограничений.
  • [4] СЗ РФ. 2005. № 30. Ч. II. Ст. 3127.
  • [5] СЗ РФ. 2007. № І.Ч.І.Ст. 7.
  • [6] СЗРФ. 2010. №40. Ст. 4970.
  • [7] Ведомости РФ. 1992. № 33. Ст. 1915.
  • [8] СЗ РФ. 2015. № 1.Ч.1.Ст. 26.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, zk-expert.ru, www.kp.ru, zemadvo-femida.ru, studref.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector