+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Права ребенка в семье и особенности их реализации

К личным правам несовершеннолетних детей относятся:

1. право жить и воспитываться в семье;

2. право на общение с родителями и другими родственниками: служит источником воспитательного воздействия на ребенка; создает предпосылки для полноценного образования ребенка.

Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей. Данное право распространяется и на дальних и приемных родственников.

3. право на защиту своих прав и законных интересов. Под зашитой понимается: восстановление нарушенного права; создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав; устранение препятствий на пути осуществления прав и пр.

Объектом защиты являются: личные неимущественные права:

* право ребенка жить и воспитываться в семье;

* право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

* право ребенка на защиту;

* нормы международного права.

Обязанность защищать законные права и интересы несовершеннолетнего возлагается:

* на родителей несовершеннолетнего:

* усыновителей (в случае передачи его на воспитание в приемную семью);

* опекунов (попечителей) (в случае установления нал несовершеннолетним опеки (попечительства);

* прокурора, осуществляющего надзор за тем, как законные права ребенка соблюдаются прежде всего управомоченными на то органами, и принимающего непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей;

* органы опеки и попечительства;

* администрацию воспитательного учреждения или учреждения социальной защиты, в случае если ребенок остался без попечения родителей и находится в указанных учреждениях (ст. 147 СК).

Несовершеннолетнему при нарушении прав и законных интересов предоставляется право самостоятельно обращаться в орган опеки и попечительства, а при достижении 14 лет — в суд.

Если необходимость в защите возникает до 14 лет, за ребенка все необходимые действия могут совершать: орган опеки и попечительства; один из родителей; лица, замещающие родителей.

Последствием обращения в суд могут быть: привлечение родителей; к административной ответственности; уголовной ответственности; немедленное отобрание ребенка органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе его жизни и здоровью; лишение и ограничение родительских прав. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, обладает в полном объеме гражданскими правами (в том числе правом на защиту) и обязанностями. супруг правоотношение отцовство

Должностные лица организаций и граждане, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. В свою очередь орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

Защиту прав ребенка не вправе осуществлять:

* родители, лишенные родительских прав;

* родители, у которых отобран ребенок в порядке и в случаях, установленных законом;

* лица, признанные судом недееспособными;

* лица, ограниченные в дееспособности.

4. право выражать свое мнение при достижении уровня развития, при котором он способен выразить свою точку зрения на вопросы, касающиеся его интересов.

С этого времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, непосредственно его касающегося и затрагивающего его интересы.

Мнение ребенка учитывается:

* при выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения;

* при разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования;

* при разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей;

* при рассмотрении судом иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним;

* при рассмотрении иска родителей о возврате им детей;

* при отказе в иске о восстановлении в родительских правах;

* при отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке;

* при рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве.

Согласие ребенка, достигшего 10 лет, обязательно: при изменении его имени и (или) фамилии по просьбе родителей или одного из них;

* при передаче на усыновление. Если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка;

* при изменении усыновленному несовершеннолетнему имени отчества и фамилии. Исключение составляют обстоятельства, рассмотренные в предыдущем пункте;

* при решении вопроса о сохранении за ребенком присвоенных ему после усыновления имени, отчества и фамилии, если усыновление отменено;

* при передаче ребенка на воспитание в приемную семью;

* при восстановлении родителей в родительских правах.

§ 3. Особенности реализации личных прав детей в замещающих семьях

Вкачестве приоритетного и самостоятельного права несовершеннолетних детей, закрепленного в СК РФ,является ПРАВО ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ(ст. 54), прежде всего в родной. Вотношении детей, лишившихся по каким-либо причинам своей семьи, обеспечение права жить и воспитываться в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания.

Непременным условием полноценного развития ребенка является предоставление ему возможности общения со своими родственниками. Всоответствии со ст. 55 СК РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, сестрами, братьями и другими родственниками.

Вслучае передачи ребенка в замещающую семью ПРАВО РЕБЕНКА НА ОБЩЕНИЕ С РОДСТВЕННИКАМИможет быть осложнено. С одной стороны, опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка (и. 5 ст. 148^1^ СК РФ). С другой стороны, приемные родители зачастую возражают против такого общения, в то время как родственники на нем настаивают. Вцелях недопущения конфликтных ситуаций представляется необходимым на этапе обсуждения передачи ребенка в приемную семью в органах опеки и попечительства документально закреплять порядок общения ребенка с родственниками.

Переданный на усыновление ребенок теряет не только правовую, но и эмоциональную связь со своими родителями в связи с тем, что тайна усыновления охраняется законом. Усыновители имеют право исключить любые контакты ребенка с его биологическими родителями и привлечь к ответственности лиц, виновных в разглашении тайны усыновления. Однако СК РФ допускает возможность сохранения правовых отношений усыновленного ребенка с другими близкими родственниками. По просьбе родителей умершего отца (матери) ребенка, т. е. его дедушки или бабушки, могут быть сохранены правовые отношения между ними и их внуком или внучкой. Это положение отражает гуманность семейного законодательства, щадящего чувства людей, потерявших сына (дочь) и желающих сохранить хотя бы внуков.

Новеллой СК РФявляется ПРАВО РЕБЕНКА НА ЗАЩИТУ(ст. 56). Всоответствии с п. 1ст. 121СК РФ,п. 1ст. 20Конвенции о правах ребенка к числу несовершеннолетних детей, нуждающихся в особой защите, в первую очередь отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на лиц, заменяющих родителей, согласно требованиям ст. 26, 28ГК РФ,ст. 53–65, 150СК РФ. Вслучае установления над несовершеннолетним опеки (попечительства), передачи его на воспитание в приемную семью функции по защите прав и законных интересов ребенка в полном объеме выполняют лица, управомоченные в установленном законом порядке на его воспитание (опекуны, попечители, приемные родители). При усыновлении защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя.

Особую опасность для детей, оставшихся без попечения родителей, представляют злоупотребления в отношении ребенка со стороны тех, кто заменяет родителей. При наличии такой угрозы есть все основания для прекращения существующих правоотношений путем отстранения опекуна (попечителя) (и. 3 ст. 39 ГК РФ), отмены усыновления (ст. 141 СК РФ), досрочного прекращения договора о передаче ребенка на воспитание в семью (п. 2 ст. 152 СК РФ).

ПРАВО РЕБЕНКА ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ ПРИ РЕШЕНИИ ЛЮБОГО ВОПРОСА, ЗАТРАГИВАЮЩЕГО ЕГО ИНТЕРЕСЫ,регламентируется ст. 57 СК РФ. Согласно СК РФ указанная статья называет случаи, когда мнение ребенка, оставшегося без попечения родителей и достигшего возраста 10 лет, по вопросам, затрагивающим его интересы, учитывается обязательно:

• при восстановлении родителей в родительских правах (и. 4 ст. 72);

• при усыновлении ребенка (и. 1 ст. 132);

• при изменении имени, отчества и фамилии ребенка в случае его усыновления (и. 4 ст. 134);

• при записи усыновителей в качестве родителей ребенка (и. 2 ст. 136);

• при изменении фамилии и имени ребенка в случае отмены усыновления (и. 3 ст. 143);

• при устройстве ребенка под опеку или попечительство (и. 5 ст. 145);

• при передаче ребенка на воспитание в приемную семью (и. 3 ст. 154).

ПРАВО РЕБЕНКА НА ИМЯ, ОТЧЕСТВО И ФАМИЛИЮ,закрепленное ст. 58 СК РФ, рассмотрено в гл. 6 настоящего пособия.

§ 2. Права детей в семье

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. Он рассматривает детей не как объект «родительской власти», а как самостоятельных участников отношений с отцом и матерью, другими родственниками. В этой части семейное право приведено в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является с 1990 г.

Конвенция признает ребенка личностью, имеющей право на физическое, умственное и социальное развитие в самом полном объеме, а также на свободное выражение своего мнения. Она подтверждает общеизвестную истину, что надежды на будущее любой страны связаны с молодым поколением ее граждан.

СК РФ, как и Конвенция ООН о правах ребенка, признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, и устанавливает основные права детей в семье, реализация которых обеспечивает ребенку возможности для нормального развития и получения надлежащего воспитания. К основным правам ребенка СК РФ относит:

Право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ).

Это право является одним из важнейших прав ребенка, поскольку воспитание в семье имеет чрезвычайно важное значение для его физического и нравственного становления. В процессе воспитания ребенка принимают участие, как правило, все взрослые члены семьи, однако ответственность за воспитание детей возлагается на его родителей. Именно родители прежде всего помогают ребенку стать полноценным членом общества, воспитывают в нем нравственные принципы, передают жизненный опыт, оказывают воздействие на формирование его характера, влияют на уровень его образования и на все его последующее развитие. В соответствии со статьей 38 Конституции РФ «забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

Ребенок вправе жить вместе со своими родителями. При отсутствии на то установленных законом оснований ни один государственный орган не вправе разлучить ребенка с родителями. Так, ребенок может быть передан на воспитание другим лицам или помещен в детское учреждение против воли родителей лишь в тех случаях, когда последние лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, поскольку суд пришел к выводу, что оставление ребенка у родителей опасно для него (См. 4 настоящей главы).

Местом жительства детей в возрасте до 14 лет является место жительства их родителей (ст. 20 ГК РФ). При раздельном проживании родителей они сами определяют, с кем из них будет проживать ребенок, а в случае спора это решает суд исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения (п. 3 ст. 65 СК РФ). Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, могут выбрать место своего жительства с согласия их родителей.

Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них (или с обоими). Дети и родители имеют право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну с целью воссоединения или поддержания личных отношений между собой.

Дети, оставшиеся по каким-либо причинам без родительского попечения, утратившие возможность жить в своей собственной семье, передаются на попечение органов опеки и попечительства, которые определяют их последующую судьбу. При устройстве таких детей СК РФ исходит из приоритета семейного воспитания детей (ст. 1 СК РФ). Только в случаях, когда устроить ребенка в семью невозможно, предусмотрено помещение его на воспитание и содержание в соответствующее детское учреждение (ст. 123 СК РФ). О формах семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, см. гл. 9.

Право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ).

Для полноценного развития ребенка очень важна его постоянная связь с близкими родственниками, к которым относятся не только его родители, но и дедушки и бабушки (со стороны как матери, так и отца), родные братья и сестры. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное их проживание не влияет на это право ребенка. Если родители проживают раздельно, ребенок имеет право на общение с каждым из них.

Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случаях их проживания в разных государствах (ст. 10 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право ребенка, а также дедушки, бабушки и других близких родственников на взаимное общение охраняется законом. При отказе родителей или одного из них видеться с ребенком кому-либо из близких родственников последние вправе обратиться за защитой этого права в орган опеки и попечительства, а при невыполнении принятого этими органами решения – в суд (ст. 67 СК РФ).

Это интересно:  Как написать жалобу на городскую администрацию

Право на общение со своими родителями и другими родственниками имеет также ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и т.п.). Осуществляется это право в порядке, определенном законом, т.е. в соответствии с теми законами, которые устанавливают порядок деятельности соответствующих учреждений. Так, Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает возможность и устанавливает порядок свиданий осужденных несовершеннолетних со своими родителями и с другими близкими родственниками (родными братьями и сестрами, дедушкой и бабушкой).

Право ребенка на защиту (ст. 56 СК РФ).

Закон гласит: «Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями». Это означает, что самые близкие ребенку люди – его отец и мать – несут обязанность защищать права своих детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни, предпринимая для этого все необходимые законные меры. Родители в силу закона (ст. 64 СК РФ) являются законными представителями своих детей и вправе (и обязаны) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, ответственных по закону за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если ему исполнилось четырнадцать лет.

Должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т.д.), а также граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка в семье, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этих фактах в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. При получении таких сведений указанные органы в рамках своих полномочий должны принять меры по защите ребенка.

Право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ).

Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться. Ребенок вправе свободно выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. С этой целью ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, в котором рассматриваются вопросы его жизни и воспитания (непосредственно, через законного представителя или соответствующий орган).

В определенных законом случаях мнению ребенка, достигшего десятилетнего возраста, придается правовое значение. Речь идет об изменении его имени и фамилии, о восстановлении родителей, лишенных родительских прав, в этих правах, об усыновлении ребенка, изменении имени, отчества и фамилии ребенка при его усыновлении, о записи усыновителей в качестве родителей ребенка, об изменении фамилии и имени ребенка при отмене усыновления, а также о передаче ребенка в приемную семью. Во всех этих случаях затрагиваются важнейшие права и интересы ребенка, и перечисленные юридические действия не могут быть совершены, если ребенок против этого возражает.

Право на имя (ст. 58 СК РФ).

Это право ребенок приобретает с момента своего рождения. Имя включает в себя фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая (ст. 19 ГК РФ).

Порядок присвоения ребенку имени, отчества и фамилии определен в СК РФ. В статье 58 СК РФ установлено, что имя дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Фамилия ребенка определяется по фамилии родителей, а если они носят разные фамилии – по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. Разногласия между родителями по поводу имени или фамилии ребенка (при разных фамилиях родителей) разрешаются органами опеки и попечительства.

Сведения об имени, отчестве и фамилии заносятся в актовую запись о рождении ребенка и в свидетельство о его рождении (которое выдается родителям на руки) при государственной регистрации рождения ребенка в органах загса.

Если отцовство в отношении ребенка не установлено, то имя ребенку дается по указанию матери, отчество – по имени лица, записанного в актовой записи о рождении ребенка в качестве его отца, а фамилия – по фамилии матери.

Имя и фамилия ребенка (при разных фамилиях родителей) могут быть изменены до достижения ребенком четырнадцати лет по совместной просьбе родителей органами опеки и попечительства исходя из интересов ребенка. Такая просьба может быть вызвана неудачным сочетанием имени и отчества, трудностями произношения и другими причинами. После достижения ребенком десяти лет на это необходимо его согласие.

При раздельном проживании родителей (независимо от причин такого проживания) тот из них, с которым ребенок постоянно проживает, вправе просить о присвоении ребенку своей фамилии, которую заявитель носит на момент обращения (добрачную, по второму браку). Вопрос решается органом опеки и попечительства исходя из интересов ребенка и обязательно с его согласия, если он достиг десяти лет. Мнение другого родителя выявляется и обязательно учитывается, но не является решающим для принятия окончательного решения о перемене фамилии ребенку. Изменение фамилии ребенку производится исключительно в его интересах. Например, отец возражает против изменения фамилии, а ребенок, носящий его фамилию, проживает с матерью, ее новым мужем и детьми от повторного брака, и всё они носят другую фамилию. Такая ситуация, безусловно, отражается на интересах ребенка, которому нередко приходится отвечать (в школе, во дворе и т.п.) на нежелательные для него вопросы, связанные с разными фамилиями членов его семьи.

Имущественные права ребенка (ст. 60 СК РФ).

Эти права включают в себя: право на получение содержания (алиментов) от своих родителей или при наличии установленных в законе обстоятельств от других членов семьи; право распоряжаться своими доходами (имеющимся заработком, стипендией и т.п.); право собственности на принадлежащее ему имущество и право на распоряжение этим имуществом (с ограничениями, установленными в интересах детей законом).

Удовлетворение материальных потребностей детей, проживающих вместе с родителями, производится, как правило, в рамках семейного бюджета. Речь идет об удовлетворении всех обоснованных и необходимых нужд ребенка (в зависимости от возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей) в питании, одежде, в развитии и обучении (игрушки, книги и т.п.), в лечении, реабилитации и т.д.

Несовершеннолетние дети могут иметь свое имущество, полученное по наследству, в виде подарков или на каком-либо другом законном основании (например, вещи, приобретенные на свой заработок). Это имущество является личной собственностью детей и не входит в состав имущества родителей. Однако родители как законные представители своих детей управляют этим имуществом до достижения ребенком совершеннолетия. СК РФ не содержит конкретных положений о том, как должно осуществляться это управление, но исходя из общих положений об осуществлении родительских прав оно должно осуществляться в интересах ребенка с учетом характера данного имущества. Способы распоряжения имуществом несовершеннолетних урегулированы в ГК РФ. В соответствии со ст. 60 СК РФ и ст. 37 ГК РФ действия родителей по распоряжению имуществом ребенка (продажа, обмен, сдача в наем и др.) допускаются только с предварительного согласия органов опеки и попечительства.

Родители не имеют никакого права на имущество детей, а последние – на имущество родителей, кроме права на содержание и права наследования. При этом не исключается возможность владения и пользования имуществом друг друга, которое осуществляется по взаимному согласию родителей и детей. Эти отношения в семье обычно основываются на доверии и сообразуются со сложившимся укладом семейной жизни.

Права ребенка в семье и особенности их реализации

Понятие прав детей в семье, их особенности

право ребенок семья просвещение

Впервые в истории российского семейного права, Семейный кодекс РФ (СК РФ) устанавливает права детей в семье. «Он рассматривает детей не как объект «родительской власти», а как самостоятельных участников отношений с отцом и матерью, другими родственниками» — отмечает Ю.Ф. Беспалов. В этой части семейное право приведено в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является с 1990 г. Конвенция признает ребенка личностью, имеющей право на физическое, умственное и социальное развитие в самом полном объеме, а также на свободное выражение своего мнения. Она подтверждает общеизвестную истину, что надежды на будущее любой страны связаны с молодым поколением ее граждан.

СК РФ, как и Конвенция ООН о правах ребенка, признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, и устанавливает основные права детей в семье, реализация которых обеспечивает ребенку возможности для нормального развития и получения надлежащего воспитания. Рассмотрим личные неимущественные права детей, к ним Семейный Кодекс РФ относит:

· право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

· право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

· право на имя (ст. 58 СК РФ);

· право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

· право ребенка на защиту (ст. 56 СК РФ).

Под реализацией семейных прав ребенка специалисты понимают поведение ребенка и/или его представителей, состоящее в распоряжении по своему и/или усмотрению законных представителей, определяемому интересами ребенка, принадлежащими ему правами, предусмотренными Семейным кодексом РФ в соответствии с их назначением и не нарушающее права и законные интересы других лиц.

Раскроем далее личные права детей и некоторые проблемы, возникающие в связи с их реализацией. Начнем с права ребенка выражать свое мнение:

1) Значимость права ребенка выражать свое мнение достаточно ясно определена М.В. Антокольской: «Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано; во-вторых, при несогласии с мнением ребенка, лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка».

«Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. ». В развитие этого положения законодатель предусматривает различные формы реализации права ребенка на выражение своего мнения, определяет случаи, когда мнение ребенка имеет правовое значение:

· Во-первых, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

· Во-вторых, ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

· В-третьих, учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;

· В-четвертых, в случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Конвенция предписывает «уделять внимание взглядам ребенка в соответствии с его возрастом и зрелостью». Исходя из этого в законодательстве и на практике придается различное правовое значение мнению ребенка в зависимости от его возраста.

Как полагает Н.Н. Тарусина, право ребенка выражать свое мнение «дифференцированно по двум критериям, действующим как порознь, так и совместно: по возрасту и значимости семейно-правового акта». В случаях, предусмотренных семейным законодательством, согласие ребенка старше 10 лет является обязательным. Дети же младшего возраста, т.е. моложе 10 лет, имеют право на мнение в диспозитивном режиме, иными словами мнение ребенка имеет рекомендательных характер. Получается, что принятие во внимание или отклонение доводов детей, не достигших возраста 10 лет, является исключительной правом родителей. Однако после достижения ребенком 10-летнего возраста учет его мнения родителями обязателен, исключение могут составить лишь те предложения и пожелания ребенка, реализация которых противоречила бы его интересам.

В ряде случаев закон придает воле ребенка, достигшего 10 лет, правовое значение, и определенные действия вообще не могут быть совершены, если ребенок возражает против этого. Речь идет о таких случаях, как:

· Изменение фамилии и имени ребенка (ст. 59 СК РФ);

· Восстановление родителей в родительских правах (ст. 72 СК РФ);

· Усыновление ребенка (ст. 132 СК РФ)

· Изменение фамилии, имени и отчества ребенка при усыновлении (ст. 134 СК РФ);

· Запись усыновителей в качестве родителей ребенка (ст. 136 СК РФ);

· Изменение фамилии и имени ребенка при отмене усыновления (ст. 143 СК РФ);

· И передача ребенка на воспитание в семью (ст. 154 СК РФ).

Таким образом, право ребенка выражать свое мнение в российском семейном законодательстве представляет собой признание за ребенком права голоса, в одних случаях — рекомендательного, в других, прямо указанных в законе, — решающего. Закрепляя право ребенка на выражение своего мнения в виде общей нормы, законодатель не связывает возникновение этого права и возможность его реализации с достижением ребенком определенного возраста. Следовательно, степень внимания к взглядам или мнению ребенка при решении конкретного вопроса не может и не должна зависеть от его возраста, несмотря на то, что правовое значение высказанного им мнения меняется в зависимости от степени зрелости ребенка, как правило, возрастающей с его возрастом. Но проблема в том, что в России в неблагополучных семьях, дети боятся выражать свое мнение, или выражают мнение навязанное своими родителями. Автор считает, что это связано с тем, что авторитет родителей преобладает над авторитетом других субъектов семейных правоотношений.

Это интересно:  Как выбрать инвестиционную компанию в 2019 году?

2) Теперь перейдем к праву ребенка жить и воспитываться в семье, а также общении ребенка с другими родственниками. С правом детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано закрепленное статьей 55 СК РФ право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком в СК РФ отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников, непосредственно указанных в данной статье, но и родственников более отдаленных степеней родства.

Родственники — лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадедушка (прабабушка), дядя (тетя) и так далее.

В реальной жизни вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками может быть решен в каждой семье по-своему, в том числе и в зависимости от существующих родственных связей в соответствии с местными и национальными традициями. При решении данного вопроса необходимо руководствоваться прежде всего интересами самого ребенка. Формы общения могут быть самыми разнообразными: переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и другие. Они зависят от возраста ребенка, места жительства его и его родственников, наличия или отсутствия конфликтов в семье и от других обстоятельств. Семейный кодекс особо оговаривает, что право ребенка на общение с обоими родителями сохраняется также в случаях:

· Расторжения брака родителей;

· Признания брака родителей недействительным;

· Раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах

Ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых случаев, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. И ребенок, и его родители для этих целей вправе покидать любую страну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее в соответствии со статьей 10 Конвенции о правах ребенка. Иногда в нарушение прав ребенка родитель — гражданин иностранного государства без предварительного согласования с другим родителем — гражданином РФ увозит ребенка в другое государство и не дает ему фактически возможности общаться с родителем — гражданином РФ. Решение вопроса о порядке общения ребенка с оставшимся в России родителем приобретает затяжной и довольно сложный характер из-за отсутствия договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с большинством зарубежных государств.

Судебная практика показывает, что в жизни нередки случаи, когда родитель, с которым остался проживать ребенок, создает условия, фактически лишающие другого родителя возможности общаться с ребенком и участвовать в его воспитании. В результате ущемляются законные права и интересы как одного из родителей, так и ребенка. В этой связи в п. 1 ст. 66 СК РФ установлено, что родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Разъяснение сторонам данного требования закона, в частности, является обязанностью суда при расторжении брака супругов, имеющих несовершеннолетних детей, независимо от того, возбужден ли спор о детях. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка (ч. 3 ст. 66 СК РФ).

Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) отдельно регламентируется в Кодексе, что согласуется с нормами международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него через его родителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при подготовке и осуществлении своей защиты (ст. 40 Конвенции о правах ребенка).

Закон не дает понятие экстремальной ситуации. Под ней могут пониматься различные случаи, создающие реальные предпосылки для причинения морального и физического вреда несовершеннолетнему и требующие незамедлительного оказания ему содействия в каких-либо формах, соответствующих степени угрозы его жизни, здоровью и т.д. В качестве примеров подобной ситуации закон выделяет лишь задержание, арест, заключение под стражу, а также нахождение в лечебном учреждении.

Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из самых важных прав ребенка по причине того, что семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

3) Право ребенка на имя — каждый ребенок в соответствии с Конвенцией имеет право на сохранение своей индивидуальности (ст. 8). Индивидуализирующими признаками являются имя, фамилия, гражданство, семейные связи. Право ребенка на имя закреплено в ст. 58 СК. Имя ребенку дается по соглашению между родителями (п. 2 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»). При этом родители могут дать ребенку любое имя, какое они пожелают. Отчество ребенка определяется именем отца. Однако новое семейное законодательство относит решение вопроса о присвоении ребенку отчества к компетенции субъектов Российской Федерации. Дело в том, что не все народы, населяющие Россию, имеют традицию именовать людей не только по имени, но и по отчеству. В советский период отчества были искусственно навязаны многим из них. В настоящее время субъекты Российской Федерации имеют право установить, что присвоение отчества на их территории необязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальным традициям.

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенку решается по соглашению между ними. Если родители не могут прийти к соглашению относительно выбора имени или фамилии ребенка, имя и фамилия ребенка записываются по указанию органа опеки и попечительства (п. 3 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»).

Однако эти органы сами могут оказаться в затруднительном положении. Лишь в некоторых случаях предпочтение одного из родителей имеет какое-либо объективное основание. Например, другой родитель хочет дать ребенку редкое и странное имя, что в дальнейшем может создать для ребенка трудности, особенно в детском коллективе. Если же каждый из них хочет, например, дать ребенку имя своего отца, органу опеки и попечительства, по-видимому, не останется ничего другого, как «кинуть жребий».

Если отцовство в отношении ребенка не было установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия — по фамилии матери. Если мать ребенка, не состоящая в браке с его отцом, отказалась от внесения в свидетельство о рождении ребенка сведений о его отце, отчество ребенка записывается по указанию матери (п. 5 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»).

4) Одним из главных прав несовершеннолетних является право на защиту своих интересов. Под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, которые компенсируют утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Защита осуществляется с помощью таких отраслей права, как административного, гражданского, уголовного, трудового и других.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего осуществляется прежде всего его родителями, а также лицами, их заменяющими. Следует добавить, что защиту прав и законных интересов ребенка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные судом недееспособными. Также не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка граждане, дееспособность которых ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В том случае, когда ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребенка в таких учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и законных интересов.

В то же время СК РФ предусматривает случаи, когда такую защиту осуществляют и иные прямо указанные в законе лица. Это органы опеки и попечительства, прокурор, суд.

Эмансипированные лица, а также несовершеннолетние, которые приобрели полную дееспособность в связи с вступлением в брак, в праве самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, а также лиц их заменяющих. «При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению возраста четырнадцати лет в суд».

Все должностные лица или иные граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка и его законных интересов, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка (ст. 56 СК РФ).

Материал на тему:
«Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения»

Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения

Предварительный просмотр:

выступление на педсовете

«Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения»

Особенности реализации прав ребёнка через социальные взаимоотношения.

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно представлена в документах международного права, нормативно-правовых актах на федеральном и региональном уровнях.

Ст. 19 Конвенции о правах ребёнка оговаривает, что «государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защитить ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (…) со стороны родителей…».

Ст. 31 фиксирует право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Ст. 37 требует, чтобы «ни один ребёнок не был подвергнут (…) унижающим его достоинство видам обращения и наказания».

Задачи педагогов дошкольного учреждения:

— формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении;

-развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию;

-предоставлять каждому ребёнка возможность почувствовать в свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву;

— вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка.

Особенности соблюдения прав ребёнка на детство в разных возрастных группах.

Младший дошкольный возраст.

Конвенция о правах ребёнка, принятая ЮНЕСКО в 1989 году и ратифицированная большинством стран мира, направлена на обеспечение полного развития личности ребёнка в каждом уголке Земли. Многие педагоги стараются как можно раньше познакомить детей с ней. С маленькими не нужно специально учить права детей. Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, нужно защищать их. А это задача взрослых. Конвенцию о правах ребёнка должны знать специалисты, юристы, которые занимаются ювенальной юстицией, педагоги и, конечно, родители. А у ребёнка, в первую очередь, и так мало защитников. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребёнка в раннем возрасте.

Старший дошкольный возраст.

Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения, а также период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали Ж. Пиаже, Б. Эльконин и многие другие.

К сожалению, настали времена, когда детство оказалось украденным у наших детей. Детство лишилось «статуса неприкосновенности». Дети слишком мало бегают, прыгают, лазают, они не воспринимают в движении самих себя и всё многообразие мира. Их осязательные переживания скудны, тонкая моторика не развита из-за отсутствия движений. Ещё в 40-Енисейский годы XX века швейцарский психолог Жан Пиаже видел в движении ребёнка основу эмоционального, социального и интеллектуального развития.

Право на детство включает в себя и право на собственные мысли: ребёнка нужно учить самостоятельно думать, чтобы понять мир и самого себя. Если ребёнок живёт среди людей, действия которых осмысленны, понятны, связаны между собой, он подражает этому внутреннему порядку и перенимает его сначала в собственной деятельности, а затем в мире чувств и, позднее, в сфере собственного мышления.

Это интересно:  Можно ли на земле сельхозназначения строить дом?

Вся современная система образования сконцентрирована на передаче знаний, что в большей степени подходит детям школьного возраста и взрослым. Сейчас даже игра в детских садах постепенно оттесняется и заменяется образовательной деятельностью, поскольку всё больше родителей озабочены не столько полноценным развитием ребёнка-дошкольника, соблюдением его права на детство, на игру, сколько его подготовкой к школе. Нельзя лишать ребёнка специфических детских занятий. Особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте.

Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. Проблемные» родители — не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это — унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
  • присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
  • нежеланный ребенок;
  • умственные или физические недостатки ребенка;
  • «трудный» ребенок.

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.

  1. Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
  2. Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
  3. Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
  4. Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
  5. Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
  6. Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
  7. Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
  8. Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
  9. Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
  10. Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям.

Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?

  1. В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
  2. На жалобы по поводу поведения сына: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
  3. Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

  1. ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
  2. решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.

На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка.

Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

• разработка системы планирования;

• обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

• подготовка дидактического материала;

• определение содержания работы;

• создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.

Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка

• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН «Неразлучные друзья — взрослые и дети»; праздники — концерты «Бабушка любимая моя», «Вместе дружная семья»; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Вся работа должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей можно использовать разнообразные методы и приемы:

— использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);

— решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком . , если бы я поймал золотую рыбку. , если бы я вдруг превратился в . ; дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», «Кто больше?», «Назови — не ошибись!», «Я начну, а ты продолжи», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь», «Выбери нужный ответ», «Подбери пословицы к картинкам», «Какими правами пользовались персонажи?»

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе — дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Большую часть времени следует уделять практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми можно решать следующие задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?

В своей работе должно учитываться право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный «фонд его действенных знаний, умений, навыков».

Конкурс – игра «Знатоки права».

За правильный ответ игрок получает фишку. У кого больше фишек – тот победитель.

  1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка)
  2. В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0-18 лет)
  3. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей)
  4. Воспитание является правом или обязанностью родителей? (И правом и обязанностью)
  5. С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет).
  6. Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (Оба родителя)
  1. Какие права были нарушены в ситуации: 15 летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести)
  2. Какие права были нарушены в ситуации: 17 – летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола)
  3. Какие права были нарушены в ситуации: в больнице ребёнку перелили заражённую кровь? (Право на жизнь)
  4. Какие права были нарушены в ситуации: учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки).
  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Серая Шейка, Красная Шапочка, Дюймовочка, Сказка о рыбаке и рыбке).
  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Поросята из сказки «Три поросёнка», зайчик из сказки «Ледяная избушка»).
  3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? (Лягушка – путешественница)
  4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить защиту и убежище от преследований в других странах (Дюймовочка)
  5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет»).
  1. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноимённой сказке, украв братца? (Похищение детей)
  2. Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна – лягушка»? (Право вступать в брак по собственному и обоюдному желанию).
  3. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную неприкосновенность).

Предлагаю педагогам решить ситуацию.

  1. Ребёнка 2,5 лет называют Мишуткой, потому что он похож на мальчика из рекламы сгущённого молока «Мишутка».

— Какое право ребёнка нарушено?

— К каким последствиям может это привести?

  1. Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идёт за куклой и начинает её укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками. Другие дети рисуют.

-Какое право реализует ребёнок в данной деятельности?

  1. Родители выступили против сбора денег на оплату охраны в детском саду. Эта проблема была внесена в повестку родительского собрания.

— Какое право пытаются родители оспаривать? На какие документы вы будете ссылаться на родительском собрании?

  1. Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать, и… горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку.

-Какие права ребёнка были нарушены?

  1. Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, lawbook.online, studfiles.net, studbooks.net, nsportal.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector