+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Порядок предоставления в аренду земельных участков без торгов

Аренда земельного участка на сегодняшний день – одна из самых распространенных форм его использования, так как стоимость земли достаточно велика. Для того, чтобы заключить договор аренды земельного участка с государством или муниципалитетом, следует предпринять ряд обязательных действий. Одним из вариантов является получение участка без проведения торгов. Каков порядок такого оформления земли?

Содержание

Нормы законодательства

Предоставление того или иного земельного участка в аренду требует тщательного нормативного регулирования прежде всего для того, чтобы избежать возможных споров о результатах заключаемых договоров. Именно по этой причине нормативному регулированию следует уделить особое внимание и при заключении договора аренды земельного участка без проведения конкурсных процедур обратить внимание на следующие нормативные акты:

  • Земельный Кодекс Российской Федерации, а именно статья 39.6, которая подразумевает возможности передачи того или иного земельного участка в аренду различным пользователям без проведения торгов, даже если участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации, который осуществляет непосредственное регулирование процедуры заключения арендного соглашения, в том числе относительно различных объектов недвижимости, в частности, земли, а также регулирует вопросы изъятия конкретного участка из гражданско-правового оборота;
  • в свете последних изменений, внесенных в действующее законодательство, обязательному изучению при заключении договора аренды земли подлежит Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», в рамках которого сформированы основные требования к земельным участкам, участвующим в гражданско-правовом обороте.

Условия предоставления участка без проведения торгов

Если речь идет о предоставлении земельного участка в аренду, минуя конкурсные процедуры заключения соответствующего договора, следует определить условия (статья 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации), в соответствии с которыми такой договор может быть заключен:

  • участок передается конкретному юридическому лицу на основании распоряжения Президента Российской Федерации;
  • если распоряжение подписано Правительством Российской Федерации для размещения на предоставляемом участке объектов культурного наследия, а также важных социальных и экономических объектов, инвестиционных предприятий;
  • распоряжение о предоставлении участка юридическому лицу подписано высшим должностным лицом субъекта федерации, если на нем планируется возведение различных социально-культурных и инфраструктурных объектов;
  • земельный участок предоставляется для выполнения условий заключенных ранее международных обязательств РФ либо предоставлен юридическим лицам для размещения объектов, целью функционирования которых является осуществление газо-, водо-, тепло-, электроснабжения, а также создания нефте- и газопроводов различного уровня значения;
  • земельный участок образуется из имеющегося государственного или муниципального фонда для освоения территории с лицом, которое берет такой участок по заключенному договору аренды для целей его освоения;
  • земельный участок предоставлен в постоянное бессрочное пользование физическому лицу, в том числе, если такое лицо осуществляет завершение строительных работ по возведению зданий, используемых в качестве жилого и нежилого фонда;
  • земля предоставляется тем гражданам Российской Федерации, которые имеют право на первоочередное предоставление жилья или земельных участков для строительства дома, который улучшит жилищные условия потенциального арендатора и т.д.

Перечень условий, по которым участок может быть передан в аренду без торгов, достаточно широк и полностью содержится в Земельном Кодексе, а именно в статье 39.6 данного нормативного акта (часть 2 указанной статьи).

Требования к участку

Участок, который планируется взять в аренду без участия в процедуре торгов, должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь установленные по результатам межевания границы;
  • обладать кадастровым номером по результатам его постановки на кадастровый учет;
  • находиться в собственности государства или муниципального образования в лице их уполномоченных органов;
  • соответствовать установленным пределам площади, которые сформированы для каждого конкретного случая;
  • располагаться в пределах того субъекта, в котором происходит обращение за предоставлением земли;
  • цели его предоставления должны соответствовать видам разрешенного использования;
  • не должен находиться в резерве для госнужд, а также быть изъятыми из оборота по каким-то причинам.

Порядок действий

Для получения в аренду земельного участка без проведения торгов потенциальный арендатор должен осуществить следующие действия:

  • обратиться в уполномоченные органы с первичным заявлением о рассмотрении возможности предоставления участка в аренду без участия в конкурсных процедурах на право заключения договора;
  • провести межевые работы в отношении конкретного участка по итогам предварительного рассмотрения поданного заявления;
  • поставить участок на кадастровый учет (если такая постановка еще не была осуществлена);
  • предоставить документы, подтверждающие право заключения договора аренды без проведения торгов;
  • написать второе заявление, которое выступает основным, и приложить к нему все необходимые документы;
  • подписать договор аренды по итогам рассмотрения заявления;
  • зарегистрировать право пользования участком в Едином государственном реестре недвижимости путем обращения в Росреестр.

Для оформления договора аренды без проведения конкурсных процедур потребуется подготовить два пакета документов – на участок и для подтверждения права преимущественного заключения договора.

К первому пакету относятся:

  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о присвоении кадастрового номера участку;
  • межевой план участка и заключение кадастрового инженера по результатам проведенной процедуры;
  • акт согласования границ участка с владельцами смежных территорий.

Второй пакет гораздо шире, так как предусматривает предоставление всех документов, подтверждающих право на преимущественное заключение договора аренды:

  • паспорт заявителя (если действует представитель – его паспорт и нотариально заверенная доверенность);
  • документы о наличии льгот, позволяющих заключить договор аренды без проведения торгов (удостоверение о присвоении высших государственных наград и званий, удостоверение многодетной семьи и т.д.);
  • ранее заключенный договор аренды земельного участка;
  • документы о праве собственности на расположенные на участке капитальные строения, если таковые прошли регистрацию в Росреестре.

Перечень этих документов может быть расширен в каждом конкретном случае при рассмотрении той или иной заявки.

Сроки и стоимость

Срок заключения договора аренды земельного участка с момента подачи первичного заявления до момента регистрации возникшего права составляет от двух месяцев до полугода, так как все рассмотрение состоит из нескольких этапов. Рассмотрение каждого поданного заявления длится до тридцати дней с момента их подачи, проведение процедуры межевания и подготовки итоговых документов составляет порядка двух-четырех недель, оформление права пользования занимает от пяти до десяти рабочих дней.

Что касается стоимости процедуры, то основные затраты здесь пойдут на проведение процедуры межевания (от 15 до 50 тысяч рублей), а также на постановку участка на кадастровый учет и получение соответствующих Выписок из Росреестра (порядка пяти тысяч рублей за все процедуры).

Получить землю в аренду без проведения торгов на сегодняшний день реально. Для этого необходимо подготовить документы, подтверждающие право преимущественного заключения договора, и полностью соответствовать предъявленным требованиям, которые сформированы в действующем законодательстве.

Процесс выделения земельных участков находящихся в государственной собственности

Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:

  • органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
  • органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
  • органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
  • органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).

Порядок предоставления земельного участка

Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:

  • продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
  • выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
  • выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).

Федеральный закон определяет:

  • сроки выделения земли;
  • основания для отказа в выделении земли;
  • список документов для выделения.

В собственность

Земельные участки передаются в собственность:

  • посредством проведения аукциона;
  • продажи земли без процедуры торгов;
  • на бесплатной основе.

Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.

Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:

  • подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
  • обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
  • госрегистрация прав на землю;
  • определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • принятие решения о проведении аукциона.

Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:

  • подготовка лицом схемы участка;
  • подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
  • проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
  • проведение заявителем кадастровых работ;
  • кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
  • подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
  • обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
  • получение технических условий подключения к сетям ИТО;
  • принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.

По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.

Это интересно:  Допрос несовершеннолетнего свидетеля по уголовному делу

Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:

  • для ИЖС;
  • ведения ЛПХ;
  • ведения дачного хозяйства, садоводства;
  • осуществления фермерской деятельности.

Без торгов

Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:

  • участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
  • земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
  • другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.

Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:

  • физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
  • физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
  • в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.

Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.

Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Аукцион проходит в несколько этапов:

  • подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
  • подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
  • проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.

Без торгов

В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:

  • по решению Президента РФ;
  • возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1603);
  • строительство объектов государственного и муниципального значения;
  • проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
  • правообладателям здания, под которым находится участок;
  • религиозным организациям;
  • для проведения бюджетных строек;
  • льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
  • лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
  • физлицам для сенокошения и выпаса скота;
  • переоформление из права бессрочного пользования;
  • взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
  • участок образован из ранее предоставленной земли.

Сроки предоставления

Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:

  • не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
  • не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.

Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.

Договор аренды ЗУ заключается на срок:

  • от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
  • до 9 лет для строительства линейных объектов;
  • до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
  • на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
  • до 49 лет – в прочих случаях.

Основания для отказа

Основания отказа проведения аукциона:

  • нет сведений о возможности подключения объекта к сетям ИТО;
  • нет разрешения на использование земли или оно не отвечает целям использования, прописанным в заявлении;
  • участок не входит в определенную категорию земель;
  • объект предоставлен на ПБИ, безвозмездного пользования, пожизненного владения либо аренды;
  • земля изъята из оборота;
  • земля ограничена в обороте;
  • земля зарезервирована для государственных нужд;
  • земля предназначена для строительства объектов федерального, регионального или местного значения.

Основания отказа при предоставлении земли без торгов:

  • заявителем является лицо, не имеющее права на получение земли без аукциона;
  • земля изъята из оборота или ограничена в обороте;
  • разрешение на использование земли не соответствует целям, перечисленным в заявлении;
  • ЗУ предназначен для строительства объектов федерального, регионального или местного значения;
  • предоставление земли на заявленном виде прав невозможно;
  • площадь земли, указанная в заявлении, превосходит площадь, отмеченную в схеме или проекте межевания более чем на 10%.

Перечень документов

Для участия в аукционе заявитель подает:

  • заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
  • ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
  • нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
  • документ о внесении задатка.

Прием документов прекращается за пять дней до дня проведения аукциона.

Перечень электронных документов включает:

  • схему расположения объекта;
  • извещение о проведении аукциона в электронном виде;
  • заявление о предварительном согласовании выделения земли;
  • заявление об установлении сервитута;
  • заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
  • проект межевания в виде электронного документа;
  • заявление о проведении аукциона;
  • заявление о подтверждении схемы.

Основания для образования участка

Образование участков из земель, принадлежащих государству, осуществляется согласно следующим документам:

  • проект межевания земли, утвержденный согласно ГРК РФ;
  • документ, отражающий месторасположение, границы и площадь участка;
  • схема местоположения участка на кадастровом плане (если отсутствует проект межевания).

Проект межевания территории

Образование участка осуществляется согласно проекту межевания:

  • из участка, выделенного на комплексное основание местности;
  • из участка, выделенного НКО, сформированной лицами для ведения дачного хозяйства и садоводства либо для ведения дачного хозяйства прочим юрлицам;
  • в пределах территории, относительно которой заключено соглашение о ее развитии;
  • в пределах элемента планировки, занятого многоквартирными зданиями;
  • для строительства линейных объектов федерального или регионального значения.

Проектная документация о местоположении и границах

Подготовка схемы ЗУ осуществляется в виде электронного документа. Подготовка на бумажном носителе допускается, если участок выделяется без проведения торгов.

При подготовке схемы учитываются:

  • утвержденная документация территориальной планировки;
  • правила строительства и землепользования;
  • проекты планировки местности;
  • положения об особо охраняемых природных объектах;
  • наличие местности с особыми условиями использования земли;
  • земли общего пользования;
  • красные линии;
  • границы участков;
  • расположение построек и объектов незавершенного строительства.
  • условный номер каждого участка (если образуются два и более участка);
  • площадь участка;
  • координаты точек границы участка;
  • границы формируемого участка;
  • информация об утверждении.

Требования к подготовке схемы утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 года №762. Подготовкой занимается орган государственной власти или МСУ.

Подготовка проводится на основании следующих документов:

  • утвержденный документ территориального планирования;
  • проект противопожарной защиты;
  • проект планировки территории.

Подготовка схемы при помощи официального сайта производится за плату. Если схему готовят органы государственной власти и МСУ, плата не взимается.

Утвержденная схема расположения

Решение об утверждении схемы заменяет (в случае выделения земли без аукциона):

  • решение о предварительном согласовании месторасположения объекта;
  • решение об образовании участка.

Утвержденное решение направляется в орган кадастрового учета. Информация, представленная в решении и схеме, отображается на кадастровых картах.

Основания возникновения прав на земельный участок

Основания возникновения прав на землю перечислены в ст. 39.1 ЗК РФ:

  • решение о предоставлении земли в собственность безвозмездно или в ПБП;
  • договор купли-продажи при выделении земли в собственность за плату;
  • договор аренды при передаче земли в аренду;
  • договор безвозмездного пользования при выделении земли в безвозмездное пользование.

Предоставление ЗУ в безвозмездное пользование

Согласно ст. 39.10 ЗК РФ, земля предоставляется в пользование на безвозмездной основе в следующих случаях:

  • лицам для ведения ЛПХ, КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
  • для ИЖС и ЛПХ – лицам, работающим по основному месту работы в МО, по специальностям, утвержденным законодательством субъекта;
  • малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока для возведения построек с целью сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования.

Прочие случаи обозначены в вышеназванной статье.

Предварительное согласование предоставления участка

Предварительное согласование требуется при уточнении границ участка, а также при передаче земли без торгов.

Вместе с заявлением о предварительном согласовании подаются:

  • документ, доказывающий право заявителя на получение земли без торгов;
  • схема участка, если он только образуется и проекта межевания нет.

Заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. Решение о предварительном согласовании действительно в течение двух лет.

Порядок предоставления земельного участка без проведения торгов

Если участка нет, заявитель занимается разработкой схемы участка (при отсутствии проекта межевания). Уполномоченный орган власти в течение месяца принимает решение о предварительном согласовании. Далее заявитель занимается реализацией кадастровых работ и кадастрового учета земли. Данная процедура осуществляется органом власти в течение 10 дней. Последний этап – заключение договора.

Преимущества нового порядка

С 1 марта 2015 года сильно изменился порядок предоставления участков из государственной и муниципальной собственности.

  • устанавливается порядок выделения готового участка и земли без точных границ;
  • вводятся сроки принятия решений;
  • вводятся основания для отказа в принятии того или иного решения;
  • исключено решение об образовании земли в виде дублирующего решения об утверждении схемы;
  • исключена подготовка и утверждение акта выбора земли.

Особенности предоставления участков гражданам для ИЖС, ведения ЛПХ и т.п.

Заявитель занимается подготовкой схемы участка и подает заявление в орган МСУ о предварительном согласовании выделения земли. Орган МСУ в свою очередь публикует извещение о выделении земли для конкретных целей.

В этом извещении содержатся:

  • сведения о возможности выделения земли с указанием его целей;
  • сведения о праве физлиц или КФХ подавать заявление на участие в торгах;
  • адрес, способ подачи заявки;
  • срок приема заявок;
  • адрес месторасположения участка;
  • кадастровый номер, площадь земли;
  • площадь земли согласно проекту межевания или схемы, если участок только образуется;
  • адрес и время приема для ознакомления со схемой, составленной в бумажном виде.

Если в течение месяца поступили другие заявление, орган МСУ выносит решение об отказе в предоставлении земли без аукциона. Если заявление не поступали, и участок уже сформирован, остается только подписать договор купли-продажи или договор аренды.

В противном случае орган МСУ примет решение о предварительном согласовании выделения земли. Заявитель проводит кадастровые работы, подает в орган МСУ заявление о выделении земли и только после этого подписывается договор.

Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности

Внимание! С 1 марта 2015 года арендовать земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно только на торгах (аукционах). Но закон предусматривает несколько исключений

По общему правилу получить в аренду земельный участок без торгов нельзя. Причем торги осуществляются только в форме аукциона (конкурс не проводится). Это следует из пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

Это интересно:  Вынос границ земельного участка в натуру: сколько стоит, как проводится

Но есть исключения. В отдельных случаях договор аренды участка из публичных земель можно заключить без проведения торгов. Перечень таких случаев является закрытым (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Так, к ним относится предоставление земельных участков организациям:

  • для государственных и общественно полезных целей (для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, комплексного освоения территории, выполнения международных обязательств РФ, размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и др.),
  • для сельскохозяйственного производства,
  • на основании указа или распоряжения Президента РФ, для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и др.

Кроме того, получить землю в аренду без торгов могут (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • собственники зданий, сооружений, которые расположены на этих земельных участках,
  • собственники объектов незавершенного строительства таких объектов, которые размещены на участках (однократно и только для завершения их строительства),
  • граждане, которые имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка,
  • граждане, которые приобретают участок для индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,
  • граждане и организации, у которых участок был изъят для государственных или муниципальных нужд, и др.

Наконец, нужно иметь в виду, что закон установил специальный перечень случаев, когда земельный участок вообще не может быть предметом аукциона (п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ). Например, предметом аукциона не может быть земельный участок:

  • границы которого подлежат уточнению,
  • который не отнесен к определенной категории земель,
  • предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды,
  • в отношении которого принято решение о предварительном согласовании его предоставления,
  • и другие случаи.

До 1 марта 2015 года порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в публичной собственности, зависел от целей, для которых его арендовали:

  • для строительства
  • или для целей, не связанных со строительством.

Для строительства порядок предоставления участка различался в зависимости от необходимости проведения определенных работ, то есть:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов,
  • с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Без проведения торгов получить землю можно было с предварительным согласованием места размещения объекта. Такой порядок определяли статьи 3032 Земельного кодекса РФ. На торгах осуществлялось предоставление земельных участков для целей строительства без предварительного согласования мест размещения объектов (ст. 38 ЗК РФ). То есть до 1 марта договоры аренды государственного или муниципального земельного участка заключались по результатам проведения аукционов, конкурсов и без проведения торгов.

После 1 марта 2015 года режим предоставления участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без согласования не различается. Теперь закон различает предоставление в аренду земли в зависимости от того, по чьей инициативе это происходит (п. 34 ст. 39.11 ЗК РФ):

  • государственной власти или местного самоуправления,
  • гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка,
  • заинтересованной организации.

Инициатор процесса оформления готовит документы на землю.

Если аукцион проводят по инициативе заинтересованного лица (гражданина или организации), то оно готовит схему расположения земельного участка. Исключение будет в случае, когда участок расположен в границах субъекта РФ города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) или в границах населенных пунктов. Тогда схему расположения земельного участка должен подготовить уполномоченный орган (абз. 2 подп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Имеет ли арендатор публичного земельного участка преимущественное право заключить договор аренды участка на новый срок?

Нет, не имеет. Чтобы заключить новый договор аренды по истечении срока действия прежнего договора, с 1 марта 2015 года требуется проводить аукцион. Это следует из пункта 15 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ.

Ранее закон предусматривал для арендатора такое преимущественное право заключения договора аренды на новый срок (п. 3 ст. 22 ЗК РФ).

Из этого следует, что отмена преимущественного права затрагивает договоры, заключенные до марта 2015 года, а не только договоры, которые будут заключены после этой даты. Однако в ряде случаев преимущественное право на заключение договора аренды у арендатора сохраняется. Так, в частности, закон устанавливает, что проводить торги не нужно, если (п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • земельный участок был предоставлен без проведения торгов (см. когда проводить торги не требуется) (ст. 39.6 ЗК РФ),
  • договор аренды был заключен на аукционе и землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.

Исключение: случаи, когда участок был предоставлен без торгов в связи с признанием аукциона несостоявшимся. То есть если только один заявитель был признан участником аукциона (п. 13, 14 и 20 ст. 39.12 ЗК РФ). В этих случаях новый договор аренды нужно заключать на торгах.

Чтобы заключить новый договор без торгов, нужно учитывать несколько условий (п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ):

  • заявление о заключении нового договора арендатору нужно подать до истечения срока действия заключенного договора,
  • исключительным правом на заключение договора аренды не обладает иное лицо,
  • ранее заключенный договор аренды не был расторгнут.

Внимание! Для некоторых видов договоров аренды с 1 марта 2015 года закон установил ограничения по срокам заключения договоров

В зависимости от назначения использования земельного участка договор можно заключить на определенный срок в пределах, предусмотренных законом, а именно (п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ):

  • для строительства или реконструкции зданий и сооружений от трех до десяти лет,
  • для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства от трех до пяти лет,
  • собственникам здания или сооружения до 49 лет,
  • для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства до 20 лет,
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, огородничества до трех лет,
  • для сельскохозяйственного производства от трех до 49 лет,
  • в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного участка на срок, не превышающий срока аренды участка, являющегося исходным,
  • для завершения строительства объекта незавершенного строительства до трех лет и др.

Кого нужно уведомлять при уступке прав по договору аренды земли, находящейся в публичной собственности: собственника или арендодателя?

Нужно уведомить арендодателя (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

Поэтому в случае уступки права аренды участка, находящегося в публичной собственности, третьим лицам уведомлять об этом нужно не собственника, а арендодателя (ранее закон закреплял обязанность уведомлять собственника).

Распространяются ли новые нормы Земельного кодекса РФ на договоры аренды, которые были заключены до 1 марта 2015 года?

Нет, новые положения об аренде не распространяются на договоры, заключенные до 1 марта 2015 года. Это следует из статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Такие договоры будут действовать по правилам, которые существовали на момент их заключения. В частности, до 1 марта 2018 года земельный участок предоставляется в аренду в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, которые действовали в редакции до 1 марта 2015 года, без проведения торгов (ч. 1 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):

  • на основании заявления арендатора,
  • если предоставление участка предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления участка.
  • Кроме того, земельный участок, в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть:
  • предметом аукциона по продаже участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
  • предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указано в этом решении.

Это также следует из части 1 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Земельные участки предоставляют в аренду в соответствии с редакцией Земельного кодекса РФ, которая действовала до 1 марта 2015 года, если до этой даты было опубликовано (ч. 2 ст. 34 Закона № 171-ФЗ):

  • извещение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды участка либо
  • сообщение о наличии участков, предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Аналогичные правила действуют, если уполномоченный орган уже утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для его предоставления в целях, не связанных со строительством или с эксплуатацией зданий и сооружений. На это указано в части 3 статьи 34 Закона № 171-ФЗ.

Вместе с тем, нужно отметить, что норма об отмене преимущественного права заключать договоры аренды распространяется в том числе на договоры, которые были заключены до 1 марта 2015 года.

В связи с тем, что изменился порядок предоставления в аренду публичных земель, поменялся и порядок определения арендной платы за такие земельные участки.

Согласование условий договора аренды публичного имущества и его государственная регистрация

В договоре аренды публичного недвижимого имущества, как и в договоре аренды любого другого имущества, стороны согласуют:

  • предмет договора,
  • цену арендную плату,
  • срок договора аренды,
  • иные условия (порядок передачи и возврата имущества, расторжения договора, права и обязанности сторон, условия о подсудности споров и др.).

Согласованный и подписанный сторонами договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609 ГК РФ).

Обязательность регистрации зависит от такого условия, как срок договора аренды. Регистрация не требуется, если договор заключен на срок менее одного года или на неопределенный срок. Если же договор аренды заключен на срок один год или более, то регистрация нужна (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Заявление о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может подать любая из сторон договора арендатор или арендодатель. Для регистрации договора аренды нужно обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Порядок регистрации устанавливает Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (утв. приказом Минюста России от 6 августа 2004 г. № 135). Перечень документов, представляемых на государственную регистрацию договора аренды, указан в пункте 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184. Подробнее о порядке государственной регистрации договора аренды см. Что необходимо учесть арендатору, если договор аренды недвижимости требует регистрации.

Если стороны не согласуют существенные условия договора, то он признается незаключенным. Если не зарегистрировать договор аренды, который требует государственной регистрации, то он также не будет считаться заключенным.

Это интересно:  Можно ли уволить работника находящегося на больничном

Вместе с тем, до недавнего времени было неясно, по каким правилам можно оспаривать договоры аренды в тех или иных ситуациях: как незаключенные или недействительные.

Президиум ВАС РФ разъяснил эти вопросы в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными, утвержденном информационным письмом от 25 февраля 2014 г. № 165 (далее информационное письмо № 165).

Во-первых, Президиум указал, что если в договоре аренды отсутствует существенное условие, то он будет являться незаключенным, а не недействительным (п. 1 информационного письма № 165).

Стороны не согласовали существенные условия договора аренды публичного имущества и не получили согласия собственника субъекта РФ для передачи имущества в аренду. Договор аренды стороны не исполняли. С каким иском арендодатель может обратиться в суд с иском о признании договора недействительным или незаключенным

В таком случае в суде правильно заявить требование о незаключенности договора аренды.

Президиум ВАС РФ разъяснил: если стороны не согласуют существенные условия договора аренды, то он не считается заключенным. К такому договору неприменимы правила об основаниях недействительности сделок. Из этого разъяснения можно сделать следующий практический вывод: если стороны не согласовали существенные условия договора, то оспорить его можно только как незаключенный, а не как недействительный. Причем ошибка в выборе требования не повлечет отказа в иске. Если истец, например, арендодатель потребует признать такой договор недействительным, то суд не откажет ему в требовании, а поправит его и поменяет способ правовой защиты, признав договор незаключенным.

Во-вторых, если договор, подлежащий регистрации, не был зарегистрирован, то даже при отсутствии государственной регистрации суд может признать его недействительным (п. 2 информационного письма № 165).

Стороны заключили договор аренды публичного имущества сроком на пять лет. Однако согласия собственника имущества субъекта РФ на передачу имущества в аренду они не получили. Кроме того, они не зарегистрировали договор. Можно ли признать такой договор аренды недействительным?

Да, можно. Ведь договор аренды уже с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям влечет правовые последствия в отношениях между ними. Поэтому подобный договор можно оспорить по правилам о недействительности сделок.

Президиум подчеркнул при этом, что иное толкование привело бы к тому, что сторона недействительной сделки могла бы требовать ее регистрации в судебном порядке.

Из этого следует важный практический вывод: требование о признании договора аренды недействительным третье лицо может заявить и до осуществления государственной регистрации договора аренды.

Материал Юридической справочной системы Система Юрист

Порядок предоставления участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов

Предоставление участка без проведения торгов предусмотрено ЗК РФ.

С весны 2015 года вступили в силу новые правила, касающиеся порядка предоставления субъектам прав на земли, находящиеся в собственности государства и муниципальных образований. Это связано с изменениями, внесенными в ЗК РФ в 2014 году.

Участки земли предоставляются в собственность гражданам, компаниям по исчерпывающему списку оснований, указанных в ст. 39.1 ЗК РФ.

В частности, государственный орган принимает решение о предоставлении участка в режиме бессрочного пользования, в аренду и т.д. Установлен административный регламент предоставления земель вне аукциона.

Предоставление участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности вне торгов

Без торгов закон позволяет предоставлять участки земли:

  • компаниям и предприятиям. Основания: распоряжение президента, постановление высшего органа исполнительной ветви власти. Цели: реализация инвестиционных проектов, размещение объектов социально-культурного назначения.
  • компаниям и предприятиям. Основания: распоряжение президента, постановление высшего органа исполнительной ветви власти. Цели: размещение объектов, которые предназначены для обеспечения жизнедеятельности населения.
  • юридическим и физическим лицам. Основания: распоряжение президента РФ, постановление высшего органа исполнительной власти или оформленный с государственными или муниципальными органами договор аренды. Цели: освоение территории.
  • организации некоммерческого направления. Цели: жилищное строительство.
  • владельцам объектов незавершенного строительства. Цели: завершение строительства.
  • гражданам. Цели: ведение фермерства, жилищное строительство, ведение садоводства.
  • компаниям и предприятиям. Цели: освоение территории в целях строительства бюджетного жилья.
  • владельцам зданий, сооружений. Основания: существующие у этих субъектов право хозяйственного ведения и оперативного управления.
  • гражданам и организациям в бесплатное пользование.

Каждое из указанных оснований имеет административный порядок предоставления земель. Это касается написания заявления, подготовки бумаг, оформления участка. Образец заявления можно посмотреть в Интернете.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности вне торгов

Порядок предоставления земельного участка без проведения аукциона имеет строгий порядок действий, предпринимаемых заинтересованными сторонами.

Федеральный закон РФ № 171 внес в Земельный кодекс РФ поправки, устанавливающие порядок выдачи населению земель вне торгов. К нововведениям можно причислить:

  • Предоставление земли гражданам на безвозмездной основе однократно. К категории граждан, которые вправе рассчитывать на это, относятся многодетные семьи, а также отдельные категории граждан, чье право на получение земли установлено отраслевыми законами, а также нормативными актами субъектов РФ.
  • Исключительным правом на покупку земли в собственность или в аренду обладают субъекты права, являющиеся владельцами помещений, которые располагаются на земле. Образец заявления на покупку земли вне торгов можно посмотреть на сайте уполномоченных органов.

Если на участке земли располагаются здания и сооружения, принадлежащие нескольким лицам и по разным основаниям (право собственности и оперативное управление), то с ними может быть заключен арендный договор с множественностью субъектов в правоотношении.

Государственный орган может подать заявление в суд, чтобы судья обязал собственников помещений оформить арендные отношения, предметом которых будет выступать земля. Но это законно только в случае, если никто из собственников не напишет заявления о приобретении участка.

Подача заявления о согласовании предоставления земельного участка, заявления о предоставлении земельного участка и сроки рассмотрения заявлений

Вышеназванные заявления должны содержать следующие данные:

  • фамилия и инициалы заявителя, данные паспорта;
  • наименование юридического лица, его реквизиты, юридический адрес;
  • кадастровый идентификатор участка;
  • основания, по которым пишется заявление;
  • вид права, согласно которому заявитель покупает недвижимость;
  • цели использования недвижимости;
  • контакты для связи с заявителем и т.д.

Если поступившее заявление не отвечает требованиям правовых норм, в частности, в нем не указан заявитель, после рассмотрения, в течение десяти дней, уполномоченный орган возвращает его. Заявителю должны быть разъяснены причины, по которым после рассмотрения произошел возврат заявления.

С момента поступления заявления предварительного согласования предоставления участка, закон дает уполномоченному органу месяц для рассмотрения и принятия решения.

Заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком

1. Договор аренды в письменной форме. Заключение контракта подчиняется общим правилам аренды.

Но в этой ситуации существуют определенные нюансы. В соответствии с ЗК РФ арендатор не обладает преимущественным правом на заключение нового договора аренды в письменной форме с государственными органами вне аукциона. Но из этого правила есть исключения. Арендаторы могут рассчитывать на повторное заключение нового договора в письменной форме, в случае если:

  • земельный участок предоставлен им без торгов;
  • земельный участок был предоставлен им на аукционе с целью ведения садоводства.

Таким образом, если договор аренды в письменной форме был заключен до 2015 года (до внесения поправок в ЗК РФ), то рассмотрение вопроса и продлении договора аренды будет осуществляться без торгов.

2. Контракт по купли-продажи земельного участка. Сделка, оформляемая между участниками, регулируется общим правилам купли-продажи.

Как и в случае с арендой, в соглашении необходимо прописать полную стоимость объекта недвижимости, которая рассчитывается по двум показателям: по площади и кадастровой цене. Выплатив стоимость земли, предоставив в муниципалитет квитанции и документы, приобретатель подписывает контракт в письменной форме.

3. Контракт по безвозмездному пользованию земельным участком. Даже при условии того, что имущество от государственных и муниципальных органов передается лицу на безвозмездной основе, регламент говорит о том, что сделка должна быть совершена в письменной форме.

В договоре обычно фиксируются, помимо прочих положений, договоренности между участниками насчет надлежащего ухода за участком земли, его обработки в соответствии с назначением и получением выгоды для пользователя, которые несет затраты за содержание надела.

Предоставление земельных участков Дальневосточного федерального округа гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность

Россиянам, при условии однократности предоставления, по написанному заявлению может быть выделен в бесплатное пользование сроком на 5 лет надел земли.

Объект недвижимости, который принадлежит государству или муниципальным органам, должен находиться в пределах субъектов РФ, которые входят в состав Дальневосточного федерального округа. Это территории:

  • Саха (Якутия);
  • Приморский край;
  • Камчатка;
  • Амурская область;
  • Магаданская область;
  • Сахалинская область;
  • Чукотский автономный округ;
  • Еврейская автономная область.

Государство через нормативные акты устанавливает критерии к содержанию заявления, поданного от имени гражданина о предоставлении участка в пользование на безвозмездной основе.

После проверки заявления муниципальным органом, как гласит регламент, уполномоченный орган не позднее 20 рабочих дней после его поступления, готовит проект соглашения в письменной форме либо принимает мотивированное решение об отказе заявителю, при условии наличия законных оснований.

Кроме того, в полномочия государственного органа входят мероприятия, направленные на создание земельного надела, если он не выделен в натуре. Договор оформляется в письменной форме.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности вне торгов на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России

Граждане РФ, при условии того, что они относятся к коренным народам Сибири, Севера, Дальнего Востока, а также к их общинам в местах традиционного пребывания и ведения хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых для сохранения традиций, из муниципальной и государственной собственности предоставляются земельные наделы в пользование на безвозмездной основе.

Контракт заключается в письменной форме. Сроки пользования землей – 10 лет.

Статья написана по материалам сайтов: zakonometr.ru, oformi.su, piterlaw.ru, advokat-malov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector