+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Плата за пользование ВРУ, электросетями дома как общим имуществом с потребителей электроэнергии

ОДН: простые правила трех букв

«Барнаульская горэлектросеть» предлагает разобраться, что входит в общедомовые расходы, как правильно они рассчитываются и от чего зависит сумма начислений.

Что такое электроэнергия мест общего пользования

До настоящего времени нет единого мнения среди цивилистов о том, является ли энергия вещью, спорным является и вопрос о распространении на нее режима объектов права собственности.

Общепринятые классификации объектов гражданских прав не оставляют места для энергии. Традиционная концепция «вещественной» собственности предполагает то, что в основе понятия имущественных отношений лежит право собственности на материальные объекты, вещи, а само понятие имущества мыслится как адекватное к понятию вещи.

Потребление электрической энергии осуществляется только на основании договора о пользовании электроэнергией между потребителем и ПАО «КИЕВЭНЕРГО» и заключается на три года (п.

3. Документами, которые подтверждают возникновение права собственности на здания, сооружения, помещения являются: выдержки, выданные органами государственной регистрации прав и нотариусами; свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданные государственным регистратором; выдержка о государственной регистрации права собственности, выданная регистратором БТИ до 01.

Из самого названия оптового рынка электрической энергии (мощности) России видно, что сферой его обращения признается не только электрическая энергия как таковая, но и сопряженная с ней физическая величина — мощность.

На современных рынках электроэнергии в европейских странах и США мощность уже давно приобрела товарный характер и определенную коммерческую ценность, т.е. встала в один ряд с вещами и иными объектами гражданских прав.

Фгуп жкх ннц

В каждый многоквартирный дом поступает определенное количество коммунальных ресурсов, основная доля которых потребляется жильцами, некоторая же часть ресурсов идет на обслуживание дома и содержание общедомового имущества. Согласно Постановлению Правительства РФ № 354, собственники обязаны оплачивать как коммунальные услуги внутри квартиры, так и коммунальные услуги, идущие на общедомовые нужды.

Вопросы и ответы

Кроме того, к общедомовым нуждам относятся внутридомовые потери, возникающие во внутридомовых сетях и зависящие от степени их изношенности.

Новые правила оплаты за общедомовые нужды: откуда что берётся

За январь 2018 года нашему дому выставили 930 кВт электроэнергии ОДН.

Плата за пользование ВРУ, электросетями дома как общим имуществом с потребителей электроэнергии

В ТСЖ данное предприятие денег не платит, но вместе с тем, фактически пользуется общим имуществом собственников помещений: ВРУ, энергосети, расположенные в пределах границ ответственности ТСЖ, по которым осуществляется переток электроэнергии.

Мы считаем, что предприятие должно нам платить за пользование общим имуществом в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ.

Порядок расчета платы за электроэнергию, потребляемую в многоквартирном доме на содержание общего имущества (Электроэнергия МОП)

Порядок расчета платы за электроэнергию, потребляемую в многоквартирном доме на содержание общего имущества (Электроэнергия МОП)

Расчет платы за электроэнергию, потребленную в многоквартирном доме на содержание общего имущества дома (электроэнергия МОП) рассчитывается помесячно для включения в платежный документ собственников.

Все расчеты производятся на основании общего расхода электрической энергии на МОП, путем определения фактически потребленной электрической энергии в расчете на 1 кв. метр общей площади дома.

Фактически потребленная электроэнергия в расчете на 1 кв. метр определяется путем делением общего расхода электрической энергии на МОП (определяется по показаниям приборов учета на основании счета ) на общую площадь дома (см. ниже формула № 1)

Общая площадь многоквартирного дома определяется на основании данных технического паспорта дома и указана в таблице ниже по каждому многоквартирному дому.

Полученное число (частное от деления фактического расхода электроэнергии на МОП на общую площадь дома) умножается на площадь каждого жилого помещения (квартиры), принадлежащего собственникам в многоквартирном доме, и на тариф, установленный РСТ РО, в соответствии с действующим законодательством.

Площадь жилых помещений (квартир) определяется на основании экспликации БТИ или, по мере необходимости, может уточняться на основании свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение.

Число, полученное в результате произведенного расчета, представляет собой сумму (размер) оплаты за электроэнергию МОП, приходящуюся на каждого собственника жилого помещения. В соответствии с требованиями действующего законодательства затраты на содержание общедомовой собственности пропорциональны общей площади помещения собственника в многоквартирном доме.

Размер оплаты за электроэнергию, потребляемую на содержание общего имущества в многоквартирном доме, указывается в платежном документе отдельной строкой в составе платы за коммунальные услуги. Кроме того, в качестве информирования собственника о потребленной электроэнергии в доме по МОП за расчетный месяц, показания объемов потребленной электроэнергии по каждому дому будут публиковаться на сайте управляющей компании, и указываться в платежном документе.

Оплата за электроэнергию, потребляемую на содержание общего имущества в многоквартирном доме, производится собственником помещения ежемесячно одновременно с оплатой за жилое помещение и коммунальные услуги.

Собственники, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за электроэнергию, потребляемую на содержание общего имущества в многоквартирном доме, обязаны уплатить управляющей организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Кроме того, согласно действующего законодательства при задолженности более 3-х месяцев управляющая компания имеет право ограничить подачу ресурсов до погащания задолженности и направлять исковые заявления в судебные органы для принудительного взыскания сумм задолженности через судебные решения службой судебных приставов.

УК -Сервис» работает для обеспечения комфортного проживания граждан и применение каких-либо силовых методов не является основным в нашей работе, однако мы не допустим накапливания задолженности, поскольку из-за отдельных собственников, могут пострадать интересы всех жильцов дома в случае отключения дома за неуплату .

Расчет количества потребленной электроэнергии в расчете на 1 кв. м. общей площади дома производится по формуле:

Vi – объем фактически потребленной электроэнергии МОП за расчетный период в расчете на 1 кв. м (кВт/кв. м) общей площади дома;

Vo –объем фактически потребленной электроэнергии МОП за расчетный период в доме (кВт);

So – общая площадь многоквартирного дома (кв. м).

Размер оплаты за электроэнергию МОП рассчитывается по формуле:

Poi – размер оплаты за электроэнергию М ОП в i-том жилом помещении (руб);

Si – общая площадь i-того помещения (квартиры) (кв. м);

Vi — объем фактически потребленной электроэнергии МОП за расчетный период в расчете на 1 кв. м (кВт/кв. м) общей площади дома:

Tт – тариф на электроэнергию, установленный РСТ РО в соответствии с законодательством (руб/кВт)

Общая площадь многоквартирных домов для расчета оплаты за электроэнергию МОП

Подключение к домовым электросетям. Может ли малый бизнес избавиться от кошмара?

Не секрет, что организации, в чьем ведении находятся внутридомовые сети во многих случаях являются одним из наиболее серьезных препятствий на пути к подключению к электросетям предприятий малого бизнеса. Управляющие компании, ТСЖ и прочие организации, обслуживающие многоквартирные дома, взимают с предпринимателей незаконные поборы, чинят многочисленные препятствия, « ненавязчиво» намекают на необходимость дачи взятки. Как бороться с этим вымогательством? Анализ ситуации от эксперта Федеральной антимонопольной службы на примере конкретных дел, рассмотренных в последние годы.

Челябинск – за оформление документов на подключение к электросетям предприниматель вынужден был заплатить посреднику

В 2010 г. Комиссия Челябинского УФАС Росии по результатам рассмотрения дела № 49-04/09 о нарушении антимонопольного законодательства признала действия управляющей компании ООО УК « Ремжилзаказчик» нарушающими ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Нарушения выразились в выдвижении индивидуальному предпринимателю Коновалову В.М в качестве условия получения технических условий и акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей требований об оплате сторонней организацией ООО « КТИ» услуг по оформлению технических условий и акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей. Кроме того, заключенное между ОО УК « Ремжилзаказчик» и ООО « КТИ» соглашение было признано противоречащим пунктам 4, 5, 8 ч. 1 ст. 11 Закона « О защите конкуренции».

Из материалов дела следовало, что между ООО УК « Ремжилзаказчик» ( заказчик) и ООО « КТИ» ( исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг, в соответствии с условиями которого в обязанности ООО « КТИ» включено составление актов разграничения инженерных сетей по заявлениям пользователей нежилых помещений за дополнительную плату за счет заявителей.

Коноваловым В. М., являющимся собственником квартир в многоквартирном жилом доме, было принято решение о переводе указанных помещений жилого фонда в нежилой для организации непродовольственного магазина.

В связи с необходимостью подключить объекты Коновалова В. М. к электрощитку жилого дома, находящемуся в управлении ОО УК « Ремжилзаказчик», последний обратился в ООО УК « Ремжилзаказчик» с заявлением о выдаче технических условий и акта разграничения балансовой принадлежности. ООО « КТИ» в соответствии с условиями заключенного с ООО УК « Ремжилзаказчик» договора осуществило оформление указанных документов, за что Коноваловым В. М. произведена оплата ООО « КТИ» в размере соответственно 1620 руб. и 7287 руб.

При рассмотрении указанного решения комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что ООО УК « Ремжилзаказчик» как управляющая компания обязана предоставить ИП Коновалову В. М. технические условия и акт разграничения балансовой принадлежности на безвозмездной основе в силу возложенных на управляющую компанию функций по управлению многоквартирным домом.

Общедомовые электросети и подключение к ним. Правовой режим

Анализ обозначенной данными судебными актами проблемы правового статуса организаций, осуществляющих обслуживание ( эксплуатацию) внутридомовых электрических сетей, позволяет сделать следующие выводы.

Пунктом 7 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных ( общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего пожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей ( кабелей) от внешней границы, установленных до индивидуальных, общих ( квартирных) приборов учета электрической энергии, а также из другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Таким образом, внутридомовые объекты электросетевого хозяйства находятся в общей собственности собственников помещений многоквартирного жилого дома. Указанные объекты используются для энергоснабжения дома, т.е. для целей оказания коммунальных услуг, в силу чего находятся в эксплуатации и обслуживании у лиц, оказывающих данные услуги.

Так, по действующему законодательству исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнители коммунальных услуг — управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы ( далее — обслуживающие организации) в установленном законодательством Российской Федерации порядке, принимают, хранят и передают техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы ( п. 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Это интересно:  Нужно ли индексировать долг

Фактически единоличный доступ к общедомовому электрическому оборудованию и технической документации на многоквартирный дом способствует различного рода злоупотреблениям со стороны обслуживающих организаций. Это подтверждается многочисленными обращениями владельцев помещений в многоквартирных домах в антимонопольные органы с жалобами на действия ТСЖ и управляющих компаний по отказу в выдаче им актов разграничений и технических условий либо на оформление указанных документов за плату, на препятствование перетоку электроэнергии, а также на требование оплаты за обеспечение такого перетока.

Злоупотребления при подключении потребителей к общедомовым электросетям – анализ реальных дел

Территориальными управлениями ФАС России по данным фактам принимаются меры антимонопольного реагирования в виде возбуждения дел и признания факта злоупотребления обслуживающими организациями доминирующим положением на рынке передачи электроэнергии. Однако такие меры реагирования получили со стороны арбитражных судов неоднозначную и противоречивую оценку.

В 2009 году решением Свердловского УФАС России действия ТСЖ « Репина 107», выразившиеся в необоснованном прекращении энергоснабжения находящихся в моногоквартирном жилом доме нежилых помещений индивидуального предпринимателя, имеющего прямой договор с энергоснабжающей организацией и надлежащее технологическое присоединение к внутридомовым электрическим сетям, обслуживаемым ТСЖ, признаны нарушением п. 6 Правил недескриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона « О защите конкуренции».

Признавая законным и обоснованным указанное решение антимонопольного органа, Арбитражный суд Свердловской области указал, что « услуги по передаче электрической энергии в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона « О естественных монополиях» отнесены к естественно монопольным видам деятельности. Согласно ст. 3 Федерального закона « Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающему передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Передача ТСЖ « Репина 107» электрической энергии потребителям не заключается лишь в непосредственной транспортировке энергии по сетям, а представляет собой комплекс организационно и технологически связанных действий по производству, реализации и непосредственной транспортировке по сетям электрической энергии.

ТСЖ « Репина 107», оказывая коммунальные услуги по энергоснабжению, имеет возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара ( электрической энергии), в том числе вводить ограничения передачи энергии в отношении потребителей независимо от территориального размещения электрических сетей энергоснабжающей организации.

Однако, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев жалобу ТСЖ « Репина 107» на решение суда первой инстанции и оставив его без изменения, тем не менее указал, что « Ссылка заявителя жалобы на то, что ТСЖ не оказывало и не оказывает услуги по передаче электроэнергии, не имеет правового значения по настоящему делу, поскольку нарушение, признанное в действиях заявителя антимонопольным органом, выразилось в необоснованном препятствовании перетоку электрической энергии на энергопринимающие устройства индивидуального предпринимателя» ( постановление от 23.09.2009 № 17АП -8324/2009-АК).

Таким образом, правовая позиция апелляционной инстанции о том, является ли ТСЖ субъектом естественной монополии на рынке передачи электроэнергии в рамках обслуживаемых им сетей, не была высказана.

Данные судебные акты в вышестоящие судебные инстанции обжалованы не были.

Владелец общедомовых электросетей – проблема определения статуса

По итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по Оренбургской области принято решение о признании факта нарушения ООО « УК „Автотранс Плюс 2“ ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном истребовании финансовых средств с индивидуального предпринимателя за передачу электрической энергии по своим сетям и обслуживание сетей без установленного тарифа. Решение антимонопольного органа основано на выводе о доминировании ООО « УК „Автотранс Плюс 2“ на рынке услуг по передаче электрической энергии.

Из материалов дела следует, что предприниматель и энергоснабжающая организация заключили договор энергоснабжения. Между энергоснабжающей организацией, предпринимателем ( абонент) и ООО « УК „Автотранс Плюс 2“ ( владелец сети) заключено трехстороннее соглашение о предоставлении права пользования электрической сетью, являющееся приложением к договору энергоснабжения. Условиями соглашения предусмотрено предоставление владельцем сети абоненту права пользования электрической сетью от энергоснабжающей организации до сетей абонента. Оплата потребляемой электрической энергии производится абонентом в соответствии с договором энергоснабжения. Владелец сети обязался обеспечить надежное, бесперебойное, надлежащего качества энергоснабжение абонента в своих сетях.

Кроме того, между ООО « УК „Автотранс Плюс 2“ ( исполнитель) и предпринимателем ( заказчик) заключен договор на оказание услуг, в соответствии с которым исполнитель обязался оказать заказчику услуги по содержанию и обслуживанию электросетей до границы балансовой принадлежности, а заказчик обязался производить оплату услуги. Подписанным сторонами сделки приложением к договору согласована стоимость услуг за обслуживание электрических сетей. При этом наименование услуги сформулировано как « Пропуск электроэнергии по сетям владельца». ООО « УК „Автотранс Плюс 2“ составлялись акты оказания предпринимателю услуг по обслуживанию электросетей и выставлялись счета на оплату таких услуг.

В 2010 году, отменяя решение суда первой инстанции, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что из смысла положений ст. 5 Закона о защите конкуренции следует, что оценка состояния рынка и доли участия субъекта на этом рынке не требуется в случае существования рынка в условиях естественной монополии. Положение субъекта естественной монополии признается доминирующим в силу прямого указания закона.

Учитывая подтверждение материалами дела факта осуществления ООО « УК „АвтотрансПлюс 2“ передачи электрической энергии к энергопринимающим устройствам индивидуального предпринимателя, антимонопольный орган пришел к правомерному выводу о наличии у ООО « УК „Автотранс Плюс 2“ признаков субъекта, занимающего доминирующее положение в отношении данного лица ( постановление от 18.02.2010 № 18АП -544/2010).

Таким образом, суды апелляционной и кассационной инстанций признали, что услуги управляющей компании по обслуживанию общедомовых электрических сетей являются деятельностью исполнителя коммунальных услуг по передаче электрической энергии через находящиеся на ее балансе сети к энергопринимающим устройствам лица — владельца помещения в многоквартирном жилом доме.

Однако, при рассмотрении в марте 2011 года теми же судами аналогичного дела ( о признании незаконным решения Челябинского УФАС России по делу № 49-04/09) был сделан прямо противоположный вывод о том, что ООО УК « Ремжилзаказчик», являясь управляющей компанией жилого многоквартирного дома, осуществляет исключительно услуги по содержанию общего имущества собственников помещений такого дома, включая объекты электросетевого хозяйства, и не оказывает услуги по передаче электрической энергии по смыслу, предаваемому этому понятию законодательством об электроэнергетике, поэтому отсутствуют основания для отнесения этого лица к числу субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественной монополии, а довод Челябинского УФАС России подлежит отклонению как противоречащий закону и не основанный на материалах дела.

Владелец общедомовых электросетей – всего лишь балансодержатель, или действительно оказывает услуги энергоснабжения?

Челябинское УФАС России считает: при рассмотрении данного дела суды не учли, что понятие « услуги по передаче электроэнергии» раскрыто в ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ « Об электроэнергетике», тогда как ч. 2 ст. 26 указанного Закона, на которую ссылается суд, определяет обязательные условия для начала оказания данных услуг.

Таким образом, наличие заключенного договора энергоснабжения является лишь обязательным условием для начала исполнения договора об оказании услуг по передаче электроэнергии ( п. 28 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

Однако отсутствие данного договора не является препятствием для определения осуществляемой организацией деятельности как деятельности по « передаче электроэнергии».

Возмездность оказания услуг по передаче электроэнергии также не является обязательным признаком такого вида деятельности, как передача электроэнергии. Статья 3 федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ « Об электроэнергетике», раскрывая понятие услуг по передаче электроэнергии как комплекса организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативнотехнологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов, не содержит указание на возмездность данной деятельности.

Таким образом, собственники и владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, могут осуществлять фактические действия по обеспечению перетока электрической энергии как действия по транспортировке электрической энергии без установления соответствующего тарифа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Указанная услуга является самостоятельной и не подлежит государственному регулированию.

Таким образом, в рассматриваемом случае деятельность субъектов, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, не препятствующих ее перетоку, квалифицируется как оказание услуг по обеспечению беспрепятственного перетока ( передаче) электрической энергии на безвозмездной основе по объектам электросетевого хозяйства, принад лежащим им на праве собственности или на ином законном основании.

По материалам антимонопольного дела ООО УК « Ремжилзаказчик» — единственная организация, уполномоченная собственниками многоквартирного дома обслуживать, а значит, и владеть общедомовыми электрическими сетями многоквартирного дома и осуществляющая в соответствии с предметом договора управления комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства общедомовых электрических сетей.

Следовательно, к нему можно применять меры антимонопольного реагирования при нарушении запретов, установленных ст. 10 Закона « О защите конкуренции», в данном случае — при неправомерном взыскании с собственников помещений в моногоквартирном доме платы за подготовку технических условий и актов разграничения.

Подключение к общедомовым электросетям. Перспективы разрешения коллизии

Описанные проблемы в ближайшее время возможно будут решены, поскольку третьим антимонопольным пакетом предлагается предоставить Правительству Российской Федерации право устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся ( реализуются) товары в сферах естественных монополий. Указанные правила будут способствовать исключению злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов, владеющих такими объектами инфраструктуры.

Автор: Расторгуева Ю. М., начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России

Оплата электроснабжения мест общего пользования: вопросы и ответы

Что включает в себя расход электроэнергии в местах общего пользования, как происходит расчет этого расхода, кто должен оплачивать потери электроэнергии, возможна ли установка счетчика электроэнергии в подъезде и другие вопросы по теме освещены в рамках представленной статьи.

Освещение мест общего пользования услуга жилищная или коммунальная?

В соответствии с жилищным законодательством все услуги, предоставляемые жильцам, разделены на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные (связанные с подачей в дом коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии).

Ранее собственники помещений в многоквартирных домах оплачивали энергоснабжение мест общего пользования по жилищной услуге в составе «содержание и ремонт жилого помещения».

Позиция Минрегиона была подтверждена решением Верховного суда Российской Федерации. Действительно, на освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс — электроэнергия. И расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме.

Какой нормативный правовой акт обязывает жильцов многоквартирных домов оплачивать потребление электроэнергии в местах общего пользования?

Их два. Это Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее — Правила № 307) и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее — Правила № 530). Согласно этим документам вся электроэнергия, поступившая в многоквартирный дом, должна быть оплачена в полном объеме жильцами дома.

Что включает в себя расход электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома?

Освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофонов, усилителей телеантенн коллективного пользования и другого имущества, придворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам данного дома и присоединенные к внутридомовой электрической сети (детские или хоккейные площадки и т.п.)

Это интересно:  Как и когда подавать на грин карту в 2019 году

Как происходит расчет расхода электроэнергии в местах общего пользования для жильцов многоквартирных домов?

Порядок определения объемов электрической энергии, использованных на общедомовые нужды, находится в непосредственной зависимости от наличия в многоквартирном доме общедомового прибора учета или его отсутствия.

При отсутствии общедомового прибора учета электрической энергии мест общего пользования оплата производится в размере 7 кВтч в месяц на 1 человека и на работу лифтового оборудования — 7 кВтч в месяц на 1 человека.

При наличии коллективного (общедомового) прибора учета объем электроэнергии, использованный на общедомовые нужды, определяется следующим образом: от показаний коллективного прибора учета вычитаются показания поквартирных счетчиков (если их нет, то нормативы индивидуального потребления). То, что в итоге остается, и определяет расход электроэнергии в местах общего пользования, который затем распределяется между жильцами жилых помещений пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой.

Когда в доме установлен общедомовой прибор учета, величина объема электроэнергии, используемой на общедомовые нужды, в каждом месяце бывает разной и зависит от фактического потребления.

Как в связи с новой формой расчета оплаты за электроэнергию мест общего пользования будут учитываться потери и кто их должен оплачивать?

Правила № 530 регламентируют, что количество приобретаемой электрической энергии для многоквартирного дома определяется на границе балансовой принадлежности по коллективному (общедомовому) прибору учету. Величина данных потерь определяется исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией) как разность между объемом электрической энергии, определенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

Таким образом, оплачивать разницу между показаниями общего коллективного счетчика на вводе дома и суммой показаний счетчиков в квартирах, согласно Правилам № 530, а также Жилищному кодексу РФ (статья 39) должен потребитель.

Но в расчет за электроэнергию мест общего пользования попадает и похищенная недобросовестными жильцами электроэнергия. Почему за них должны оплачивать другие жильцы?

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006 № 491(далее — Правила № 491) собственники жилья отвечают за оборудование внутри дома, в том числе за внутридомовые сети, которые привести в порядок обязана ваша управляющая компания. Именно она должна содержать внутридомовые сети в порядке. Добивайтесь от нее более качественного обслуживания, если оно вас не устраивает, меняйте управляющую компанию или берите управление домом в свои руки путем непосредственного управления или, создав товарищество собственников жилья.

В жилых домах имеются нежилые помещения (магазины, клубы и т. д.), в которых осуществляется предпринимательская деятельность. Как эти помещения производят расчеты за потребленную электроэнергию, кто осуществляет контроль?

В нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, имеются приборы учета электроэнергии. В основном эти приборы включены в общую систему электроснабжения, и при расчетах из показаний общедомового счетчика показания счетчиков в нежилых помещениях должны вычитаться.

Договоры на энергоснабжение собственники или арендаторы нежилых помещений заключают с энергоснабжающей организацией самостоятельно, но контроль за потреблением электроэнергии в данном случае осуществляет энергосбытовая компания и управляющая организация, так как именно она, как представитель собственников жилых помещений, разрешает присоединение предпринимателя к внутридомовой сети.

Возможна ли установка счетчика в своем подъезде?

Установить счетчики только на свой подъезд, конечно же, могут жильцы, чтобы четко проследить электропотребление в своем подъезде, но к расчету такой счетчик не будет приниматься ресурсоснабжающей организацией, так как согласно Правилам № 307 продают электрическую энергию как товар на границе балансовой принадлежности по основному коллективному прибору учета.

В Жилищном кодексе РФ нет понятия подъезд, а есть понятие многоквартирный дом, поэтому несмотря на то, что в вашем подъезде и будет установлен прибор учета, электроэнергия, отпущенная на общедомовые нужды, будет учитываться по основному коллективному (общедомовому) прибору учета и распределяться пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой.

Однако отметим, что показания подъездных приборов учета, если они только будут установлены абсолютно во всех подъездах дома, помогут в поиске несанкционированного отбора электроэнергии (воровства).

Если человек не является собственником жилого помещения, а проживает в квартире по социальному найму и, соответственно, платит за найм. Правомерно ли в этом случае брать плату за электроэнергию мест общего пользования?

Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.

Поэтому наниматель по договору социального найма обязан платить за коммунальные услуги, в том числе и за освещение мест общего пользования.

Многие вычеркивают из своих квитанций новую строку, чтобы как раньше платить только за электроэнергию, потребленную в квартире. Правильно ли это?

Электроэнергия мест общего пользования — неотъемлемая часть платежа за электроэнергию. Исключая из платежа сумму оплаты электроэнергии мест общего пользования, жильцы будут накапливать долг. А к должникам применяются все законные меры воздействия, в том числе и ограничение подачи электроэнергии.

Если одни жители не платят за расход электроэнергии в местах общего пользования, их долги разбиваются на других жителей дома?

Ни в коем случае. Каждый отвечает только за свои долги, так как задолженность находится на конкретном лицевом счете жильца.

Как уменьшить расходы жильцов по оплате электрической энергии, поставляемой на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов?

Для уменьшения расходов собственников по оплате электрической энергии, поставляемой на общедомовые нужды многоквартирных домов, рекомендуем жильцам осуществить следующие мероприятия:

  • В рамках заключённого договора управления многоквартирным домом обязать управляющую организацию, отвечающую за обслуживание внутридомовых электрических сетей, провести ревизию внутридомового электрического оборудования с целью:
    • выявления фактов несоответствия приборов учёта требованиям технических регламентов;
    • выявления фактов подключения нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, с нарушением порядка учёта электрической энергии, повлекших за собой искажение данных о фактической величине потребления электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных домов;
    • выявления фактов воровства и хищений электрической энергии.
  • Возложить на управляющую организацию обязанности по замене приборов учёта, не отвечающим требованиям технических регламентов, по изменению схемы энергоснабжения нежилых помещений и выведению коммерческого учёта поставленной в нежилые помещения электрической энергии из-под общедомового учёта, по составлению актов об установлении фактов воровства и хищений электрической энергии, пресечению выявленных фактов и обращению в органы внутренних дел с требованием о возбуждении уголовных дел в отношении виновных лиц.
  • Приведение в надлежащее исполнение обязанностей со стороны всех собственников помещений многоквартирного жилого дома по своевременному и правильному снятию показаний индивидуальных (поквартирных) приборов учёта электрической энергии, а также по своевременной передаче полученных данных в адрес гарантирующего поставщика.

Плата за пользование ВРУ, электросетями дома как общим имуществом с потребителей электроэнергии

Вопрос: Садоводческое товарищество платит за электричество по счетчику. Но после счетчика вот что: потребители + холостой ход трансформатора + потери в проводах + воровство. По этой причине товарищество вынуждено утверждать завышенный «внутренний» тариф, иначе просто концы с концами не сойдутся.

Ответ: Со своих садоводов СНТ (СПК, ДСК и пр.) не имеет права принимать платежи за потребленную электроэнергию по иному, отличному от установленного в субъекте РФ тарифу. Если СНТ, в лице председателя или правления, общего собрания, само принимает решение об установлении тарифа, по которому оно будет собирать деньги за потребленную садоводами электрическую энергию, то это СНТ совершает минимум два правонарушения, за которые предусмотрены уголовная и административная ответственность. ФСТ России и ФАС России по этому вопросу уже несколько раз давали официальные разъяснения, регулярно в СМИ публикуется информация о судах и привлечении к ответственности СНТ по данному вопросу.

Необходимо отметить, что ФСТ России также разъяснила, по какому тарифу садоводы должны платить за потребленную ими электрическую энергию – по тарифу для городского населения без электрических плит.

Потери, которые возникают в сетях СНТ и трансформаторных подстанциях должны включаться в членские взносы, и равномерно распределяться на всех членов СНТ.

Вопрос: Звучание слова не выше его значения. Не важно, как мы назовем: «внутренний тариф» или тариф + кусочек членского взноса. Смысл остается один и тот же, то есть садоводы оплачивают электричество, ушедшее на нагрев проводов и т.п. За терминологию не привлекают, исключение составляют, пожалуй, лишь дела об оскорблении.

Ответ: Разница только в одном — учет потерь в членских взносах находится в рамках законодательства, а утверждение собранием «внутреннего тарифа» — вне рамок. Закон «Об электроэнергетике» 35-ФЗ четко относит полномочия по установлению тарифов на электроэнергию к ведению субъектов РФ. Терминология весьма важна. Напишите в протоколе собрания, что установили «тариф» — нарушите закон, превысите свои полномочия.

Вопрос: Включать потери в проводах в членские взносы, по моему глубокому убеждению, совершенно неправильно. Тогда эти потери, в равных долях, оплачивают все члены СНТ. И те, кто обогревается тремя тэнами сразу, и те, у кого электричества просто нет. Это — несправедливость.

Ответ: Потребляемая потребителем мощность и величина потерь — вещи, не связанные напрямую. Дом с потребляемой мощностью 30 кВт может находиться в 30 метрах от трансформатора, и потери в участке сети от трансформатора до этого дома могут быть 0.1% от его потребления. А другой дом, который потребляет мощность 5 кВт, может находиться в километре от трансформатора, и потери от передачи электроэнергии к этому дому будут составлять 5 %. По «внутреннему тарифу» тот, кто не виноват в образовании потерь, а виноват только в том, что потребляет электроэнергии больше других, должен будет платить за потери, которые образовались от питания других потребителей. Оба варианта имеет плюсы и минусы, так что справедливость в этом вопросе вещь весьма условная.

Вопрос: Оба способа учета потерь в электрических сетях товарищества (включение потерь в членские взносы или «внутренний» тариф) несут свои недостатки. Значит, идеального варианта учета потерь для садоводческих товариществ не существует?

Ответ: Есть возможность вообще уйти от проблем с потерями, возникающими в сетях садоводческих товариществ.

1 вариант. Садоводческое товарищество передает свои электрические сети в сетевую компанию (продает, передает по договору аренды и др.). Каждый член садоводческого товарищества (как потребитель) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытом, который обслуживает данную территорию), и самостоятельно платит за свое потребление по показаниям своего счетчика. Садоводческое товарищество в данном случае вообще ни за что не платит, сетевая компания сама содержит переданную ей электрическую сеть. Потери электроэнергии в сети в данном случае учитываются в тарифе на услуги по передаче электроэнергии для сетевой компании.

2 вариант. Садоводческое товарищество подает заявку в орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, для установления тарифа на услуги по передаче электроэнергии, получает на свои сети такой тариф. В дальнейшем, вышестоящая, по отношению к садоводческому товариществу, сетевая компания будет оплачивать садоводческому товариществу по этому тарифу услугу по передаче электрической энергии по сетям СНТ к домам садоводов. Потери электроэнергии при этом будут учтены в составе затрат при расчете тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Каждый член СНТ в этом варианте также заключает прямой договор с гарантирующим поставщиком, обслуживающим данную территорию, и платит за свое потребление электрической энергии гарантирующему поставщику напрямую, по показаниям своего счетчика.

Вопрос: Правильно ли я понимаю второй вариант, что садоводы платят энергосбыту по тарифу, а энергосбыт, при этом, еще и часть денег возвращает садоводству за передачу электроэнергии по сети товарищества к дому каждого из садоводов? Но энергосбыту такое не понравится.

Это интересно:  Педагогический стаж для пенсии по выслуге лет

Ответ: Понимаете правильно, и сбытовой компании это совершенно без разницы. Потому, что сбытовая компания и так оплачивает услуги по передаче, которые оказывают сетевые. Сейчас в каждом регионе действует «котловая» схема расчетов за услуги по передаче электрической энергии. Сбытовые компании собирают деньги с потребителей (для примера, по 4 руб за кВт*ч), оплачивают на рынок электроэнергии стоимость генерации электроэнергии (скажем, 2 руб. из 4) и «котлодержателю» в регионе (крупнейшей сетевой компании) услуги по передаче (1,5 руб. из 4). Из стоимости 1 кВт*ч (4 руб.) оставшиеся 0,5 руб. — это деньги сбытовой компании (сбытовая надбавка гарантирующего поставщика). «Котлодержатель», который и получает от всех сбытовых компаний плату за все услуги всех сетевых компаний региона (по единому «котловому» тарифу), из полученных от сбытов денег часть оставляет себе (на содержание своих электросетей), а часть передает другим сетевым компаниям которые ниже его по линиям стоят. В самом простом варианте схема выглядит именно так. Надо сказать, что страна у нас огромная, и в разных регионах вышеописанная схема может усложняться, выглядеть по иному, но суть останется такой же.

Вопрос: Если товарищество получит тариф на передачу, значит, садоводство есть электросетевая организация. Допустимо ли рассматривать садоводческое товарищество в таком статусе?

Ответ: По вопросу, можно ли называть садоводство электросетью, отвечаю, что можно. Законодательство называет сетевой компанией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии, любое лицо (в том числе физическое лицо или предпринимателя без образования юридического лица), которое владеет или распоряжается на установленном законом праве объектами электросетевого хозяйства (а это сети, трансформаторные подстанции и распределительные подстанции), через которые поставляется (перетекает) электрическая энергия другим лицам (любым, т.е. и физическим и юридическим). Именно поэтому, с точки зрения антимонопольного законодательства и законодательства о госрегулировании тарифов, если садоводство владеет сетями и трансформаторной подстанцией — садоводство является сетевой компанией со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.

Вопрос: Электросетевая организация должна выдавать и технические условия на технологическое присоединение. Никаких специалистов по электричеству в садоводстве законом 66 не предусмотрено. Как председатель правления будет составлять эти технические условия? Каждый второй председатель, озадаченный такой темой, получит нервное расстройство.

Ответ: Да, при обращении потребителя, который захочет подключиться к сетям СНТ, СНТ будет обязано выдать такому потребителю технические условия. Причем, физическое лицо с присоединяемой мощностью до 15 кВт надо будет подключить за 550 рублей, в силу закона. Если СНТ будет уклоняться от выдачи технических условий, я бы рекомендовал незамедлительно обращаться в территориальный орган ФАС России, чтобы этот вопрос был решен в рамках законодательства.

Если не хватает мощности ТП – законодательством установлен порядок, каким образом увеличивается мощность подстанций. С 1 января 2011 года все расходы на увеличение мощности подстанций компенсируются за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, путем согласования сетевыми организациями в установленном Правительством РФ порядке инвестиционных программ и их реализации. Кроме этого, выпадающие доходы сетевых компаний от предоставления льготных условий за подключение потребителей с подключаемой мощностью менее 15 квт, также должны учитываться в составе тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

В отношении того, что председатели не хотят этим заниматься, это отдельная тема для разговора. У нас, к моему сожалению, очень часто председатели садовых товариществ профнепригодны к исполнению своих обязанностей. Однако закон един для всех, и необходимо его соблюдать. Иначе мы обречены на прозябание в том виде, в каком сейчас большинство СНТ находятся: ни документов на землю, ни нормальных дорог и электричества, полный бардак с финансами и различные махинации.

В моем понимание СНТ, также как и любая другая организация, требует грамотного управления, и опыт моего садоводства подтверждает, СНТ может существовать, не имея проблем со сбором платежей за электричество, воровством электричества, нормальными дорогами, и за все это члены не платят сумасшедших денег.

Вопрос: Допустим, в правление придет член товарищества, который целевой взнос на столбы не платил. Правление и его обязано подсоединить за 550 рублей? А не говорю про физическое лицо, не состоящее в членах товарищества, я говорю про члена-неплательщика.

Ответ: Да, обязано. И даже если со стороны придет человек, обязано подключить. С моей точки зрения, правление радоваться должно, так как появляется реальнейшая возможность увеличить мощность трансформаторной подстанции товарищества. Ведь, если товарищество имеет тариф на передачу и получает средства за счет этого тарифа на содержание своих сетей, появление нового потребителя — это идеальное основание для запуска процедуры согласования инвестиционной программы. После того, как инвестиционная программа будет согласована и учтена в тарифе на передачу, у СНТ появятся средства на увеличение мощности подстанции. Причем, не за счет кошелька садоводов, а за счет тарифа на передачу электроэнергии.

Вопрос: Может ли садоводческое товарищество быть и электросетью, и потребителем одновременно? Получается, что когда садоводы сойдутся, они — электросеть, а когда разойдутся — потребители. Это прямо мистификация какая-то.

Ответ: Быть потребителем и сетевой компанией одновременно можно. Многие крупные и средние предприятия одновременно совмещают оба эти статуса, поскольку через принадлежащие им электрические сети и подстанции перетекает электрическая энергия другим потребителям, при этом они одновременно и сами потребляют электрическую энергию для своих производственных нужд.

Вопрос: Вправе ли садоводы заключать договора с энергосбытом на потребление электроэнергии от себя лично? Или же только садоводческое товарищество, как юридическое лицо, может заключить с энергосбытом такой договор?

Ответ: По мнению ФАС России, если решение о заключении договора энергоснабжения принималось на общем собрании или заседании правления, и это решение зафиксировано в протоколе это заседания, то садоводы не вправе заключать прямой договор со сбытом. Если такое решение не отражено в протоколах собраний или правлений — вправе. Вышедший из состава членов садоводства садовод вправе заключать прямой договор со сбытом или урегулировать этот вопрос в рамках договора с садоводством. Но тут скрыт подводный камень.

Для заключения прямого договора садоводу необходимо представить в сбыт:
— два заполненных со стороны садовода (потребителя) и подписанных им договора энергоснабжения (форма письменная, примерные формы на сайтах сбытов есть, можно взять бланк в самом сбыте бесплатно);
— проект энергоснабжения дома (участка) согласованный сетевой компанией к которой присоединен потребитель(в нашем случае согласованный с СНТ), с указанием присоединенной мощности, к которому должен быть приложен акт технологического присоединения к сетям, подписанный между садоводом и СНТ, а также акт разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности, подписанный садоводом и СНТ, в актах указывается тип, модель, серийный номер и показания прибора учета, стоящего у садовода;
— заключение госэнергонадзора (ростехнадзор) о том, что энергопринимающие устройства соответствуют требованиям безопасности (дает инспектор, приходящий по заявлению).

Сбытовая компания (гарантирующий поставщик) не имеет права отказаться от заключения договора с потребителем — физическим лицом. После получения вышеуказанных документов сбытовая компания в течении 15 дней обязана направить потребителю подписанный с ее стороны 1 экземпляр договора энергоснабжения. Не направит – можно обращаться в территориальное подразделение ФАС России, законодательством установлены значительные штрафы за уклонение гарантирующего поставщика от заключения договора.

Вопрос: Где-то в Интернете читал о садоводе (или даже о группе садоводов), которые пожелали прямой договор заключить. Энергосбыт даже и не возражал, но выставил условием установку телеметрического счетчика. Поскольку телеметрический счетчик оказался дорог, дело остановилось.

Ответ: Требования сбытовых компаний об установке каких-либо счетчиков, с GPRS каналом или без, или позволяющих удаленно снимать показания — это самовольная инициатива сбытовых компаний, не основанная на нормах законодательства. Счетчики электрической энергии сертифицируются для использования на территории РФ уполномоченным органом власти, а не сбытовыми компаниями. Потребитель сам вправе решить, какой счетчик ему установить, в зависимости от своего материального положения. Главное – электросчетчик должен быть сертифицирован уполномоченным органом, что обязательно будет указано в паспорте счетчика.

Вопрос: Контролеры сойдут с ума, разыскивая приборы учета, установленные, фактически, без адреса. Думается, что требование энергосбыта об установке садоводами, желающими заключить договора с энергосбытом напрямую, телеметрических счетчиков, правомерно.

Ответ: Адрес есть у каждого объекта недвижимости. И для вашего садового участка он тоже есть, и прописан в ваших документах на землю. Мало того, органы местного самоуправления уже давно по заявлению любого владельца недвижимости присваивают почтовый адрес. Как показания будут снимать контролеры сбытовой компании — это проблема сбытовой компании. Она на свою деятельность получает тариф (сбытовую надбавку), в расчете которого учитываются и расходы на оплату труда контролеров, на поездки на машинах, на покупку этих машин. Подавляющее большинство сбытовых компаний жалуется на свое финансовое положение, но если посмотреть на официальных сайтах их бухгалтерскую отчетность, то можно обнаружить, что они весьма прибыльны. Я бы даже сказал, что очень-очень прибыльны.

В большинстве регионов страны с 1 января 2011 года тарифы регулируются только для населения, а для остальных потребителей цены рыночные, и это еще более способствует улучшению финансового положения энергетических компаний, и сбытовых в том числе.

Вопрос: Даже и вышедший из товарищества садовод, он как бы все равно привязан к садоводству, потому что применяется в садоводческих делах специальный закон – ФЗ-66. А там написано, что индивидуальный садовод пользуется общим имуществом за плату. За пользование электросетью индивидуал платит садоводству, а за электричество — сбыту. Получается, что индивидуал платит дважды, и счастья ему достичь не удается.

Ответ: Федеральный закон 66-ФЗ регулирует только вопросы деятельности садоводческих объединений граждан, он не регулирует правоотношения в сферах электроэнергетики, госрегулирования тарифов и контроля естественных монополий. При этом необходимо отметить, что положения 66-ФЗ никоим образом не противоречат законодательству в этих сферах.

В случае заключения прямого договора со сбытом за пользование электросетью товарищества сетью индивидуал платить не должен товариществу совершенно ничего! Индивидуал оплачивает сбытовой компании потребленную электроэнергию по конечному тарифу, который включает в себя все: стоимость генерации, стоимость услуг по передаче и сбытовую надбавку гарантирующего поставщика (сбытовой компании). А сбытовая компания обязана сама урегулировать все отношения с сетевыми компаниями.

СНТ, владеющее сетями, и в случае с индивидуалом, само вправе решать, хочет ли оно получить тариф на передачу электроэнергии и уже за счет этого тарифа содержать свои электрические сети, или же не получать тариф на услуги по передаче, и, соответственно, не получать и денег за свои услуги, т.е. самостоятельно, за свой счет, содержать свои сети, и оказывать услуги по передаче электрической энергии даром.

На вопросы отвечал Андрей Громов,
член правления СПК «Родничок», Московская область.

Статья написана по материалам сайтов: ruslanhasanov.ru, pandia.ru, energovopros.ru, www.informetr.ru, snt.pp.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector