+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Ознакомление с материалами прокурорской проверки

Главная Северо-Кавказский федеральный округ Республика Ингушетия

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ вправе обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам.

Механизмы реализации гражданами конституционного права на обращение регламентированы Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 №59-ФЗ, а также иными федеральными и федеральными конституционными законами в зависимости от характера обращений.

Так, в ст. 5 названного Закона прописаны права, которыми пользуются граждане в рамках обращений. Думается, не лишне напомнить посетителям нашего сайта, какими правами пользуются граждане при рассмотрении их обращений государственными органами, органами местного самоуправления или их должностными лицами.

Итак, граждане имеют право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с действующим федеральным законодательством;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения его обращения.

Кроме того, они вправе ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращений, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Так, заявителю могут отказать в реализации права на ознакомление, если, к примеру, в материалах содержатся сведения об усыновлении (удочерении) ребенка в связи с тем, что федеральным законодательством охраняется тайна усыновления (удочерения).

Можно привести множество других примеров, препятствующих исполнению Закона в этой части.

Что необходимо сделать гражданину, чтобы получить доступ к материалам, связанным с его обращением, рассмотренным, скажем, в органе прокуратуры?

Гражданин обращается с письменным заявлением, в котором он просит дать ему возможность ознакомиться с материалами и документами, находящимися в надзорном (наблюдательном) производстве и связанными с его обращением. При этом он указывает о желании ознакомиться с материалами и документами лично или совместно со своим представителем. Он вправе предоставить своему представителю возможность ознакомиться с материалами и документами единолично, указав об этом в своем заявлении.

Необходимо помнить, что представителем гражданина может быть только дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя (доверенность установленной формы).

Надо заметить, что гражданин вправе ознакомиться с одним или несколькими документами, которые, по его мнению, в данный момент представляют для него определенный интерес, о чем он также указывает в своем заявлении.

Может ли при этом гражданин требовать от компетентного должностного лица органа прокуратуры изготовления для него копий материалов и документов или копий отдельно взятых документов?

Согласно положению пункта 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45, заявитель либо его представитель имеет возможность в рамках ознакомления с материалами и документами снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если с соблюдением вышеуказанных запретов, которых установил федеральный законодатель, ему или им предоставлены материалы и документы для ознакомления.

Ознакомление граждан с материалами прокурорской проверки

Брусницын Леонид Владимирович, профессор кафедры уголовного права и уголовного процесса юридического факультета ФГБОУ ВПО Московский государственный индустриальный университет», доктор юридических наук.

В статье рассматриваются вопросы применения п. 4 ст. 5 Закона о прокуратуре, предусматривающего ознакомление граждан с материалами прокурорской проверки. Автором предлагается корректировка указанного пункта для исключения воспрепятствования граждан незавершенной проверке.

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурорская проверка, ознакомление граждан с материалами прокурорской проверки, стадия возбуждения уголовного дела.

Familiarization of citizens with prosecutorial findings

The paper discusses the application of paragraph 4 of article 5 of the Law «On the procuracy of the Russian Federation», providing materials to familiarize the citizens with the prosecutor’s investigation. The author proposes the adjustment of the said paragraph to avoid impeding citizens unfinished test.

Key words: public prosecutor’s supervision, prosecutor’s check, to familiarize the citizens with the materials the prosecutor’s investigation, the stage of a criminal case.

История вопроса: прокурор Ленинского района г. Самары отказал гр-ну Кехману в ознакомлении с материалами проводимой прокуратурой проверки действий районной администрации при предоставлении названному гражданину жилья. Ленинский районный суд г. Самары, куда Кехман обратился с жалобой, и вышестоящие судебные инстанции, включая Верховный Суд РФ, признали отказ прокурора правомерным. В обоснование своих решений прокурор и суды сослались на п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре, согласно которому прокурор не обязан давать объяснений по существу находящихся в его производстве материалов и предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре признан не соответствующим Конституции постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы. В связи с этим ст. 5 названного Закона в 2013 г. дополнена п. 4 следующего содержания.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 156-ФЗ.

«Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд».

Из текста приведенной новеллы возникают вопросы.

  1. Когда гражданин вправе ходатайствовать об ознакомлении с материалами проверки и ознакомиться с ними?

Поскольку в п. 4 указано, что решение об ознакомлении принимает прокурор, в производстве которого находятся соответствующие материалы, обращение гражданина возможно до завершения проверки. И так как оно подлежит разрешению в 10-дневный срок, само ознакомление с материалами проверки также состоится до ее завершения (если, конечно, в указанный срок она не будет окончена). Вероятно, ничего негативного в этом нет, когда с материалами незавершенной проверки ознакомится гражданин, полагающий, что его права нарушены одним из субъектов, перечисленных в п. 1 ст. 26 Закона, либо иными гражданами и потому инициировавший проверку. Но с обращением о допуске к ее материалам могут обратиться и проверяемые лица по тому же основанию, что и инициатор проверки, т.е. полагая, что материалы проверки непосредственно затрагивают их права и свободы. Выносимые по результатам проверочных действий представления, протесты и иные акты прокурорского реагирования действительно затрагивают их права и свободы. Но возможно ли это до вынесения названных актов?

Представляется, ответ на этот вопрос зависит от обстоятельств конкретной проверки. Отрицательный ответ исключит наличие у проверяемых права, предусмотренного п. 4 ст. 5 Закона, т.е. исключит их доступ к материалам проверки. Положительный ответ означает наличие у них права на такое ознакомление, и обладание проверяемым лицом информацией, почерпнутой из материалов незавершенной проверки, может затруднить достижение ее целей вследствие возможного противодействия дальнейшим проверочным действиям со стороны проверяемого, информированного о том, что стало известно о его деяниях проводящим проверку работникам прокуратуры и что для них остается неизвестным. Норм же, предотвращающих указанное противодействие, Закон о прокуратуре не содержит .

Пункт 1 ст. 5 Закона запрещает под угрозой установленной законом ответственности воздействие на прокурора со стороны отдельных субъектов, но граждане среди них не указаны. И даже если бы они были указаны, это не решило бы проблему, так как речь в п. 1 ст. 5 идет о воздействии на прокурора, противодействие же со стороны гражданина проверочным действиям не обязательно сопряжено с указанным воздействием.

Правда, из смысла п. 3 ст. 5 Закона следует: ознакомленный с материалами проверки гражданин должен быть предупрежден, что до ее завершения он не вправе разглашать ставшие ему известными сведения без разрешения прокурора, однако это не решает проблему противодействия проверке со стороны самого гражданина. Решение проблемы автору видится не в отказе проверяемым в доступе к материалам проверки (это противоречило бы позиции Конституционного Суда РФ), а в точном указании в Законе момента, с которого и проверяемые, и инициаторы проверки вправе реализовать право, предусмотренное п. 4 ст. 5 Закона (подробнее об этом будет сказано ниже).

  1. Из предусмотренного п. 4 ст. 5 Закона права гражданина знакомиться с материалами осуществляемой проверки возникает и такой вопрос: сколько раз он вправе с ними знакомиться, учитывая, что материалы, затрагивающие его права и свободы, могут прирастать по мере производства проверочных действий? Текст рассматриваемой новеллы допускает следующее ее толкование: указанным правом гражданин может пользоваться с каждым новым приращением материалов, затрагивающих его права и свободы, иначе говоря, в определенной степени может контролировать ход проверки .

Если только материалы проверки не содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну: согласно абз. 2 п. 4 ст. 5 наличие таких сведений исключает ознакомление.

По мнению автора, во избежание этого в Законе следовало предусмотреть право гражданина знакомиться с материалами проверки по окончании проверочных действий, но до вынесения по их результатам актов прокурорского реагирования: представления, предостережения и проч. Ознакомление с материалами проверки в указанный период не войдет в противоречие с позицией Конституционного Суда, который в абз. 2 п. 5 названного Постановления указал на право граждан знакомиться с материалами проверок до их завершения. Завершенной же проверку следует считать не с окончанием проверочных действий, а с принятием по их итогам акта (актов) прокурорского реагирования. Такое понимание момента завершения проверки согласуется и с указанием в абз. 1 п. 4 ст. 5 Закона на то, что рассматриваемым правом гражданин обладает в отношении материалов, находящихся в производстве прокурора. Это производство завершается именно принятием акта (актов) прокурорского реагирования либо констатацией прокурором отсутствия оснований для их принятия .

Естественно, речь идет об актах, принимаемых, например, прокурором района, а не об обобщенных представлениях, вносимых прокурором области по результатам проверок, проведенных районными прокуратурами в течение полугодия или года.

Ознакомление с материалами проверки в предлагаемый период, с одной стороны, исключит противодействие граждан проверке, возможное вследствие информированности последних о ее ходе, с другой — обеспечит соблюдение конституционных прав граждан, нарушение которых констатировал Конституционный Суд.

Изложенное позволяет говорить о необходимости дополнения абз. 1 п. 4 ст. 5 Закона о прокуратуре следующим предложением: «Ознакомление осуществляется после окончания проверочных действий, но до вынесения по их результатам акта (актов) прокурорского реагирования, либо, по желанию гражданина, после вынесения указанных актов».

  1. Следующий вопрос связан с тем, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ проверка может закончиться постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании гражданина. Его ознакомление с материалами проверки в предлагаемый период, т.е. по окончании проверочных действий, но до вынесения указанного постановления, чревато возникновением угрозы недостижения задач, стоящих уже не перед прокуратурой в ходе надзора, а перед следователем из-за возможного противодействия гражданином, информированным о результатах прокурорской проверки, действиям следователя в стадии возбуждения уголовного дела.

Можно ли решить эту проблему следующими действиями: а) при обращении гражданина к прокурору о допуске к материалам проверки отложить решение о допуске на срок до 10 дней, что позволяет абз. 3 п. 4 ст. 5 Закона о прокуратуре; б) направить до истечения указанного срока материалы проверки в орган предварительного расследования (если, конечно, в указанный срок можно завершить проверку); в) отказать гражданину в ознакомлении с материалами проверки на основании абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона о прокуратуре, т.е. на том основании, что ознакомление с информацией, находящейся на рассмотрении следователя, будет нарушением охраняемой законом тайны — тайны предварительного расследования, нормативно закрепленной в ст. 161 УПК?

Такой отказ невозможен, поскольку с получением органом предварительного расследования материалов прокурорской проверки начнется не предварительное расследование, а предшествующая ему стадия — стадия возбуждения уголовного дела (согласно ч. 3 ст. 144 УПК она может достигать 30 суток). В этой стадии данных предварительного расследования быть не может, так как нет самого расследования — оно начнется только с возбуждением уголовного дела. Значит, до его возбуждения противодействие проверке сообщения о преступлении со стороны гражданина, получившего доступ к материалам прокурорской проверки на основании п. 4 ст. 5 Закона о прокуратуре, возможно.

Это интересно:  Мособлбанк: официальный сайт, отзывы

Материалы проверки, направленные прокурором в орган предварительного расследования, в прокуратуре остаются в копиях либо в указанный орган направляются копии этих материалов.

Не исправляет ситуацию и уголовно-процессуальная новелла 2013 г.: согласно ч. 1.1 ст. 144 УПК с началом стадии возбуждения уголовного дела стало возможным предупреждение участников этой стадии о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК. Сведения, направленные прокурором следователю в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, входят в эти данные. Можно и предупредить гражданина (ознакомленного в прокуратуре с материалами проверки на основании п. 4 ст. 5 Закона о прокуратуре) уже как участника доследственной проверки о недопустимости разглашения указанных сведений под угрозой ответственности, предусмотренной ст. 310 УК, но это не воспрепятствует противодействию проверке следователем сообщения о преступлении со стороны самого гражданина. К тому же ст. 310 УК, как и прежде, предусматривает наказание за разглашение данных именно предварительного расследования, что исключает ответственность лица, нарушившего запрет на разглашение данных досудебного производства, собранных следователем в стадии возбуждения уголовного дела.

Выход из создавшегося положения видится в нормативном закреплении в УПК вместо тайны предварительного расследования тайны досудебного производства . В этом случае при обращении гражданина к прокурору об ознакомлении с материалами проверки будут возможными не только отложение решения по указанному обращению на срок до 10 дней и отправка в этот же срок материалов проверки в орган предварительного расследования, но и отказ прокурором гражданину в ознакомлении с материалами проверки на основании абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона о прокуратуре, т.е. на том основании, что ознакомлением с информацией, находящейся на рассмотрении следователя, будет нарушена тайна досудебного производства.

Этого, наряду с рассматриваемой проблемой, требует и то обстоятельство, что в стадии возбуждения уголовного дела в соответствии со ст. 144 УПК в редакции от 4 марта 2013 г. собираются доказательства (за счет отобрания образцов для сравнительного исследования, производства освидетельствований, экспертиз), сбор которых ранее не допускался. И уже сейчас требуется корректировка диспозиции ст. 310 УК для того, чтобы лицо, предупрежденное в соответствии с ч. 1.1 ст. 144 УПК о недопустимости разглашения данных досудебного производства, в случае нарушения запрета могло быть привлечено к ответственности.

При этом ознакомление с указанной информацией станет возможным для гражданина в порядке, предусмотренном УПК. Так, в случае обжалования гражданином в соответствии со ст. ст. 123 и 125 УПК постановления о возбуждении в отношении его уголовного дела он вправе будет ознакомиться с материалами, послужившими основанием для вынесения этого постановления , т.е. и с информацией, направленной прокурором следователю в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК. Если же итогом рассмотрения постановления прокурора о направлении материалов проверки следователю станет отказ в возбуждении уголовного дела, с этого момента каких-либо ограничений для ознакомления гражданина с материалами прокурорской проверки не будет, если только они не содержат сведения, составляющие иную охраняемую законом тайну (об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор будет уведомлен следователем в соответствии с ч. 4 ст. 148 УПК).

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ, содержащемуся в п. 12 Постановления от 10 февраля 2009 г. N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

16 апреля 2014 Инструкции Как ознакомиться с материалами проверки, проведенной органом власти по обращению гражданина/организации

Если Вы отправили жалобу или иное обращение в орган власти, Вы имеете право ознакомиться не только с ответом госоргана, но и с материалами проверки, проведенной по Вашему обращению.

Право это вытекает в том числе из ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления (а также их должностные лица) обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Материалы проверки позволят Вам узнать, насколько тщательно были рассмотрены доводы, указанные в Вашем обращении, насколько полной и всесторонней была проверка и насколько обоснованным является решение, принятое по Вашему обращению.

Чтобы реализовать свое право на ознакомление с материалами проверки по Вашему обращению, необходимо выполнить следующие действия.

Сначала следует узнать подробнее о порядке ознакомления с материалами проверки по Вашему обращению. Для этого зайдите на официальный сайт органа власти, который рассматривал Ваше обращение, или позвоните туда.

Выясните, в каком отделе/помещении осуществляется прием граждан по вопросам ознакомления с материалами проверки, уточните дни, часы и порядок такого приема (живая очередь или по предварительной записи, необходимо ли иметь при себе какие-либо документы и т. д.). Ознакомьтесь с положением/регламентом о порядке ознакомления граждан с материалами рассмотрения их обращений в соответствующем органе власти (если такой порядок в принципе установлен в госоргане и доступен для ознакомления, например, на сайте).

Явитесь в установленное для приема (или согласованное по телефону) время для ознакомления с материалами проверки в соответствующий отдел госоргана. При себе обязательно необходимо иметь паспорт, а также доверенность, если Вы представляете интересы другого лица.

Ознакомьтесь с предоставленными Вам органом власти материалами.

Обратите внимание, законодательство позволяет Вам знакомиться со всей информацией материалов проверок, за исключением той, доступ к которой ограничен федеральным законом (например, государственная тайна, коммерческая тайна, персональные данные и т. п.). Поэтому, если Вам откажут в ознакомлении с материалами проверок в какой-либо части, попросите объяснить, чем вызван такой отказ. Если в качестве обоснования отказа сотрудник органа власти не сошлется на федеральный закон, устанавливающий ограничения на доступ к этой информации, Вы вправе обжаловать такой отказ.

Если Вы сталкиваетесь с ситуацией, когда сотрудник органа власти говорит о том, что в материалах проверки содержатся охраняемые законом сведения, попросите его подготовить для ознакомления как минимум выборку из материалов с общедоступной информацией или закрыть в предоставляемых материалах те листы или те части страниц, которые содержат конфиденциальные сведения.

При ознакомлении с материалами Вы можете использовать технические средства для снятия копий (например, фотоаппарат). В некоторых органах власти до сих пор иногда не разрешают фотографировать материалы, но и такие решения сотрудников госорганов можно обжаловать, поскольку законодательство не запрещает снимать копии с материалов проверок.

Помните, если Вам незаконно откажут в ознакомлении с материалами проверки, данный отказ можно обжаловать вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру или в суд. Поэтому, в случае отказа, постарайтесь каким-либо образом зафиксировать этот момент. Например, можно попытаться потребовать от сотрудника органа власти предоставить письменный отказ в ознакомлении. Если рядом есть очевидцы, можно составить акт об отказе в ознакомлении с подписями свидетелей. Кроме того, можно сразу подать жалобу на имя руководителя отказавшего в ознакомлении сотрудника, что также позволит зафиксировать факт отказа.

Материалы прокурорской проверки

Я много жаловался в прокуратуру с просьбами провести всякие проверки. В том числе я жаловался и на отказы в возбуждении дела, который постановил следователь СК.

ОТветы от прокуратуры всегда приходят с одним шифром.

Когда я ходил ознакомиться с материалами прокурорской проверки, то мне дали том с шифром как на ответах прокуратуры. где были все материалы, кроме материалов по жалобам на отказы. не было ни отказов, ни текстов моих жалоб, ни постановлений о признаний отказов законными. сотрудник прокуратуры который меня знакомил с материалами сказать по этому поводу ничего не смог. вот я теперь у вас спрашиваю- а где можно ознакомиться с материалами прокурорской проверки по отказу в возбуждении? или это не предусмотрено законом?

Ответы юристов (10)

Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

2. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Таким образом, с материалами проверки Вы ознакомиться вправе, при этом на ознакомление должно быть получено разрешение прокурора.При любом исходе Вам обязаны дать мотивированный ответ.

Есть вопрос к юристу?

По Вашей жалобе на решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела прокуратура обязана была направить Вам свой ответ о результатах рассмотрения жалобы. Какие ответы Вы получали?

Уточнение клиента

получал что проверку провели и что отказ законный. но в той папке которая называется надзорное производство таких бумаг нету

11 Ноября 2017, 08:48

а где можно ознакомиться с материалами прокурорской проверки по отказу в возбуждении? или это не предусмотрено законом?

4.15. Заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

4.16.Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Письменное решение о предоставлении заявителю либо его представителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов принимают: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации — Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений; в Главной военной прокуратуре — заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор, его заместители, начальники управлений; в прокуратурах субъектов Российской Федерации — прокуроры и их заместители, начальники управлений (отделов); в нижестоящих прокуратурах — прокуроры и их заместители.

При необходимости решение об ознакомлении заявителя либо его представителя с конкретно указанным им документом и снятии с него копий может принять непосредственный исполнитель, рассматривавший обращение, по согласованию со своим руководителем.
Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя либо его представителя с документами, составляет и приобщает к надзорному (наблюдательному) производству справку о том, с какими материалами заявитель (его представитель) ознакомлен.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации, в том числе Главной военной прокуратуре, ознакомление с документами и материалами производится работником подразделения, в котором рассматривалось обращение.
В нижестоящих прокуратурах порядок ознакомления определяется организационно-распорядительными документами прокуроров субъектов Российской Федерации.

В случае отказа ознакомить Вас с материалами прокурорской проверки Вы вправе обжаловать отказ в судебном порядке.

Вот один из примеров решения суда о признании отказа незаконным. (Решение Камышинского городского суда Волгоградской области по Делу № 2-505/2014)

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Частью 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплено право гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Согласно п. 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах П. Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной П. РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 45, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Это интересно:  Номер УИН в квитанции в 2019 году - что это такое, за госпошлину, показать, ГИБДД, в налоговой

Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд. (п. 4 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 156-ФЗ)

Пункт 1.10 Приказа Генпрокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях П. Российской Федерации» гласит, что каждому гражданину либо его представителю по письменному заявлению должна быть предоставлена возможность знакомиться с документами и материалами, надзорными и наблюдательными производствами, имеющимися в органах П. и затрагивающими его права и свободы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П).

В случае отказа в удовлетворении просьбы гражданину руководителем органа П., структурного подразделения дается мотивированное (письменное) разъяснение со ссылкой на статьи действующего законодательства, ограничивающего его право на ознакомление с указанными документами, материалами, надзорными и наблюдательными производствами.

Согласно Указания Генпрокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 93/7 «О применении статьи 5 Федерального закона „О П. Российской Федерации“ в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000», в целях неукоснительного выполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации и обеспечения конституционных прав граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О П. Российской Федерации», предлагается: заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной П. Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам при осуществлении надзора за исполнением законов исходить из того, что по требованию гражданина ему могут быть предоставлены для ознакомления только те материалы проверок, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы.

2. В целях обеспечения гарантии от недопустимого вмешательства в деятельность органов П., установленной пунктом 2 статьи 5 Федерального закона «О П. Российской Федерации», признанным в этой части не противоречащим Конституции Российской Федерации, производить ознакомление гражданина с материалами проверки, как правило, после ее завершения.

С текстом решения Вы можете ознакомиться по ссылке

Таким образом, заявление об ознакомлении с материалами прокурорской проверки по Вашим жалобам на Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а также копировании материалов Вы можете подать непосредственно в прокуратуру. где Ваши жалобы рассматривались. Подавать необходимо через канцелярию, с отметкой о принятии на втором экземпляре заявления.

получал что проверку провели и что отказ законный. но в той папке которая называется надзорное производство таких бумаг нету

Так и должен выглядеть ответ по жалобе. А вообще, не понятно, почему Вам предоставили для ознакомления не конкретно Ваши жалобы и материалы по ним, а весь том с надзорными производствами, которых там, вероятно, много, и большинство из них (а в Вашем случае — все) не имеют отношения к Вашей жалобе. Это нарушение инструкции со стороны работника прокуратуры. Возможно, оно допущено по неопытности (также возможно, что Вам предоставили не тот том, т.к. их может быть несколько, либо не за тот год), а может быть и по умыслу.

В данном случае нужно повторно письменно обратиться в прокуратуру с просьбой предоставить Вам для ознакомления все материалы, относящиеся к Вашим жалобам, в т.ч. и сами жалобы. Есть определенная вероятность, что они были утрачены, в таком случае Вы можете обратиться с жалобой в вышестоящую прокуратуру.

В надзорном производстве по Вашим жалобам на отказ должны быть все материалы проверки, в том числе Ваши жалобы, постановления прокуратуры по результатам рассмотрения, переписка с СК по истребованию материала об отказе в возбуждении уголовного дела и т.п.

Поскольку указанных документов нет в НП- это нарушение Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры и Вы можете обратиться в связи с этим к прокурору района, вышестоящему прокурору.

получал что проверку провели и что отказ законный. но в той папке которая называется надзорное производство таких бумаг нету

В целях совершенствования организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1.3. Обеспечить проверку законности и обоснованности всех процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Обращать внимание на соблюдение установленного частью 4 статьи 148 УПК РФ срока направления постановления заявителю и прокурору. Считать существенным нарушением закона, требующим прокурорского реагирования, представление указанного документа прокурору в срок свыше 24 часов с момента принятия следователем, руководителем следственного органа процессуального решения. Организовать незамедлительное представление в прокуратуру материалов проверки сообщения о преступлении по поступившему постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела.
Раздельно по ведомствам вести книги учета поступивших в прокуратуру копий постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях, фиксируя в них решения, принятые в ходе осуществления надзорных полномочий (приложение N 1).
Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, изучать материалы проверок сообщений о преступлениях, обращать внимание на объективность и полноту их проведения, в том числе путем опроса заинтересованных лиц и специалистов.

Таким образом, все поступившие Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. а также решения, принятые по результатам проверки законности Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в обязательном порядке отражаются в книгах учета.

Алексей, как я ранее написала, законодательством предусмотрено право гражданина на ознакомление с материалами проверки, проведенной по его обращению (жалобе), в случае, если указанные материалы затрагивают его права, свободы и законные интересы и не содержат сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. В любом случае материалы проверки находятся непосредственно в Прокуратуре, куда Вы подавали свою жалобу. Если Вам не предоставили на ознакомление материалы проверки непосредственно по Вашим жалобам, то подайте повторное заявление об ознакомлении, указав конкретно по каким жалобам.

Алексей, вопрос в том, что именно Вы указывали в заявлениях на ознакомление. Если это заявления на ознакомление именно с материалами проверки по жалобе, то Вас должны ознакомить с ними, либо дать мотивированный ответ об отказе. Поэтому перспектива судебного обжалования зависит именно от того, о чем Вы писали заявление, так как предметом дальнейшего обжалования будут незаконные действия прокуратуры, непосредственно нарушающие Ваши права. Незаконность действий прокуратуры необходимо доказывать даже не смотря на то, что бремя доказывания по такими категория дел лежит на государственных органах. В данном случае, на прокуратуре.

Исходя из того, что Вы указываете

Когда я ходил ознакомиться с материалами прокурорской проверки, то мне дали том с шифром как на ответах прокуратуры. где были все материалы, кроме материалов по жалобам на отказы. не было ни отказов, ни текстов моих жалоб, ни постановлений о признаний отказов законными.

фактически Вам отказали в ознакомлении.

Помимо обжалования в суде, Вы можете действия прокурорских работников обжаловать вышестоящему прокурору, возможно это быстрее приведет к желаемому результату.

Добрый день, Алексей. Если под шифром Вы имеете в виду исходящий номер на бланке прокуратуры, то именно этот номер является номером надзорного производства по Вашим жалобам (№ ж- 2017, например).Однако Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры не предписывает обязательное заведение одного надзорного производства по жалобам одного заявителя.

«9.2.3.1. Обращения, принятые к производству, и связанные с ними документы группируются в надзорных или наблюдательных производствах. В каждом структурном подразделении или в районной прокуратуре заводится одно производство по одному и тому же делу (в том числе обращениям по делу) или по одному и тому же вопросу. Документы в нем группируются в течение нескольких лет, пока ведется переписка по этому делу (вопросу).»

Так как Ваши жалобы рассматривались в различном порядке (в общем и в порядке ст. 124 УПК РФ по жалобам на отказ в возбуждении уголовного дела), возможно заведено другое нп, или другой том нп по этим жалобам для удобства. О том, в какое нп списаны документы по жалобам возможно было уточнить у сотрудника канцелярии прокуратуры, ответственного за делопроизводство по жалобам.

При рассмотрении жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ в надзорное производство подшиваются следующие документы — жалоба, ходатайство о продлении срока рассмотрения жалобы до 10 суток и уведомление об этом заявителя (если срок продлялся), запрос о предоставлении материала проверки, сопроводительное письмо или справка о его поступлении в прокуратуру, постановление по результатам рассмотрения жалобы (об удовлетворении или об отказе в удовлетворении жалобы), копия ответа заявителю. Больше никаких материалов проверки в нп по жалобам на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела Вы не найдете, потому что в порядке ст. 124 УПК РФ в данном случае изучается материал проверки, дается оценка законности и обоснованности принятого решения, достаточность собранных следователем документов и объяснений для принятия решения. Обязанности копировать его, в том числе само обжалуемое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в нп у исполнителя по жалобе не предусмотрено, этого никто не делает.

Если Вы все же хотите ознакомиться с нп по своим жалобам на отказы в возбуждении уголовного дела Вы можете обратиться с заявлением об ознакомлении к прокурору района, указав, с какими конкретно жалобами (укажите — с материалами проверки по жалобам на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела) связаны документы, с которыми Вы хотите ознакомиться.

Если же Вы желаете ознакомиться с материалами доследственной проверки, проведенной следователем СК, которые изучал исполнитель по Вашим жалобам при их рассмотрении, Вам нужно обратиться в отдел СК с соответствующим заявлением. об ознакомлении с ним.

Алексей, добрый день! Разъясню кратко. Прокуратура проводит проверки в рамках ФЗ о прокуратуре, так и в порядке УПК РФ.

В части касающейся жалоб на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела все это регулируется УПК РФ, так как прокурор является участником уголовного судопроизводства. Это подтверждается не только УПК, но и следующим приказом.

Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 05.07.2017) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»

2.5. Жалобы на действия (бездействие) ирешения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания,следователя, руководителя следственного органа, прокурора, а также на действия (бездействие), приговоры, определения, постановления и решения суда, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу,проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

Порядок рассмотрения жалоб указан ниже:

УПК РФ Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.
3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.
4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

Других документов прокурор не составляет. Максим, что ещё прикладывают это заключение проверки, составление непосредственным исполнителем и утвержденное прокурором.

Если Вашей целью является получение копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и ознакомление с материалами проверки, то лучший способ — это заявить письменное ходатайство следователю. В случае отказа обжаловать в суд, в порядке ст. 125 УПК РФ. В суде Вы имеете право ознакомиться с любыми материалами предоставленными следователем.

Кроме того, Вы можете обжаловать решение прокурора, в аналогичном порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ.

Это интересно:  Как уволить совместителя — тонкости расторжения контракта

Прокурорская проверка: что это такое и что с этим делать?

Прокуратура осуществляет проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.
Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором. Повод для проведения проверки – обращения граждан, сообщения в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.
Решение о проведении проверки принимает прокурор или его заместитель, которое доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой – не позднее дня принятия. В решении указываются цели, основания и предмет проверки.

Предмет проверки:
Закон относит к подведомственности прокуратуры все то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов, так как органом прокуратуры запрещено подменять другие контролирующие органы.

Срок проверки:
По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях он может быть продлен:
— первоначально по решению прокурора или его заместителя не более чем на 30 календарных дней;
— в дальнейшем по решению Генерального прокурора РФ или уполномоченного им заместителя – еще не более чем на 30 календарных дней.
В срок проведения проверки не включается:
— срок, на который проверка приостанавливалась;
— срок между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, и датой их представления;
Прокурор при проведении проверки вправе:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
— иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других лиц необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений;
— требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Срок, в течение которого вы обязаны предоставить запрашиваемые документы:
В течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:
— для решения вопроса об уголовном преследовании;
— для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

Можно ли ознакомление с материалами проверки?
Коротко и ясно об этом сказано в Приказе Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 – «Прокурорский надзор осуществлять гласно», то есть открыто.
При этом, ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Здесь следует заметить, что ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» позволяла отказывать прокуратуре в ознакомлении с материалами проверки, но Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П она признана несоответствующей Конституции РФ «постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы».
Иными словами, граждане в праве знакомиться с материалами проверки, за исключением документов, обладающих особым статусом (например, гостайна).

Результаты проверки:
Прокурорская проверка может не выявить нарушений.
В случае выявления нарушений прокурор вправе:
— внести протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина;
— внести представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина;
— вынести мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
— вынести предостережение о недопустимости нарушения закона.

Что делать?
Советы на все случаи жизни дать невозможно. Поэтому, предлагаем рассмотреть наиболее возможные ситуации:

Прокурор (его помощник) пришел в офис.
Прокурор обязан предъявить удостоверение и предъявить решение о проведение проверки.
Свяжитесь с юристом либо адвокатом и пригласите его для участия в процедуре проверки.
Обеспечьте видео- или аудиозапись процесса проверки в своем офисе.

Прокурор вправе требовать предъявления ему документов в соответствии с предметом проверки. Если он запрашивает документы, которые не относятся на ваш взгляд к сути проверки или его компетенции, то:
Вариант 1: предоставить эти документы и в последующем обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд.
Вариант 2: отказать в предоставлении этих документов. После возбуждения дела об административном правонарушении (неисполнение законных требований прокурора) доказывать незаконность этих требований.
Совет: ни в коем случае насильственно не препятствовать получению документов прокурором, т.к. это может вылиться в возбуждение уголовного дела.

Прокурор просит предоставить «все документы за три года».
Вариант 1: предоставить эти документы, а потом думать о необходимости обжалования этого требования в суде.
Вариант 2: отказать и потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов. Требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. В этом случае отказ с указанием причин оформить письменно и направить в прокуратуру, указав, что после конкретизации перечня документы будут предоставлены.

Прокурор просит открыть сейф, допустить к бухгалтерской электронной базе и предоставить доступ к финансовым документам, за сохранность которых по закону несут ответственность руководитель и бухгалтер организации, а их в это время в офисе нет.
Вариант 1: отказать в предоставлении документов, объяснив причину, взять обязательство предоставить эти документы после возвращения указанных лиц. Отказ лучше оформить письменно и вручить прокурору под роспись либо иным способом, позволяющим отследить получение прокурором этого документа. Это позволит избежать административной ответственности за неисполнение требований прокурора, так как в данном случае отсутствует вина (непредставление документов связано не с вашими действиями, а с объективными причинами)
Вариант 2: предоставить эти документы, с последующим обжалованием этих действий в суде.

Прокурор хочет опросить сотрудников организации.
Вариант 1: хотеть не вредно, но статью 51 Конституции РФ пока никто не отменял («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников»)
Вариант 2: дать объяснения.
Совет: перед дачей объяснений обязательно проконсультируйтесь с адвокатом или юристом, лучше объяснения давать в его присутствии.

Прокурор в ходе опроса задает вопросы, не относящиеся к предмету проверки.
Вариант 1: отвечать на них.
Вариант 2: отказаться отвечать на них, обязательно письменно отразив в этой части свои замечания в опросном листе.

Прокурор хочет забрать оригиналы документов из офиса.
Совет: обязательно составить список передаваемых документов и передать их под роспись.

Прокурор требует предоставить ему копии документов в короткий неисполнимый срок (принести документы в прокуратуру или подготовить их к его приезду).
Совет: предоставить документы, которые успели фактически приготовить, в остальной части письменно уведомить об объективных причинах невозможности исполнить требование прокурора в полном объеме, указав срок, в который вы сможете уложиться.

Прокурор требует предоставить ему доступ к компьютерным базам.
Вариант 1: предоставить такой доступ.
Вариант 2: отказать, указав, что такие полномочия ст. 22 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» не предусмотрены. Прокурор вправе требовать материалы и документы. Документы на электронных носителях могут быть распечатаны и переданы на бумажном носителе.

Прокурор, получив документы и обследовав помещение, исчез на месяц.
Вариант 1: ждать, когда он вам соизволит сообщить о результатах.
Вариант 2: обратиться письменно со ссылкой на Постановление КС РФ и на законно Прокуратуре в прокуратуру с ходатайством об ознакомлении с материалами проверки и ее результатами.

Вы получили от прокурора представление, предостережение.
Вариант 1: если вы согласны с тем, что действительно в вашей работе были нарушения, необходимо устранить их и в месячный срок сообщить прокурору о результатах.
Вариант 2: если вы не согласны с актом прокурорского реагирования, необходимо обжаловать его в суд. Здесь необходимо иметь в виду, что действия и решения прокурора по такой проверке оспариваются в порядке административного судопроизводства, такое заявление должно быть подано в течение 3-х месяцев с момента совершения действия или получения решения прокурора. Внесудебный порядок обжалования действий и решений нижестоящих прокуроров неэффективен, ожидая реакции вышестоящего прокурора, можно пропустить срок судебного обжалования.

Если Вас позвали в прокуратуру для дачи объяснений, что делать?
В первую очередь, следует отметить, что вызов для беседы должен быть документально оформлен: либо повесткой, либо требованием о явке Вас или представителя организации в тексте поступившего письменного запроса. Устные приглашения явиться в прокуратуру не являются основанием для дачи объяснений по поставленным вопросам.
Помните, что вы можете отказаться от дачи объяснений.

Что нужно помнить во время беседы или дачи объяснений?
1. Если сотрудниками прокуратуры задаются общие (не конкретные вопросы), необходимо попросить разъяснить их.
2. В ходе беседы (опроса, допроса) предоставлять информацию только в рамках заданного вопроса. Ни в коем случае не стоит «додумывать» предоставляемую информацию. В случае отсутствия уверенности в объективности и достоверности предоставляемой информации, либо при просьбе о предоставлении информации, которой опрашиваемый не может обладать в силу своих функциональных обязанностей, отказываться от предоставления данной информации, обоснованно аргументируя свой отказ.
3. Не торопитесь отвечать. Некоторые следователи/специалисты специально применяют прием «ускорения» беседы. На вопросы вы имеете полное право отвечать –, «Не могу точно сказать», «Не помню» и т.д
4. При опросе в прокуратуре часто формируют свои вопросы так: «установлено, что…», «всем известно, что вы…», «каждому понятно…», «доказано, что…». Не следует воспринимать это как действительность т.к. это данные обороты направлены на получение «нужных» ответов.
5. Прокурор может говорить о том, что кто-то дал какие-либо пояснения. Например: «Директор филиала предоставил», «Начальник отделения сказал…», «Иванов пояснил…..». Необходимо попросить данные документы, прочитать их. Всегда должны быть конкретные вопросы. Иначе могут предоставлять только ту часть информации, которая выгодна только прокуратуре.
6. Часто вопросы могут формироваться «или-или», не забывайте, что может быть и третий вариант ответа.
7. Прокурор может спрашивать «Было ли это известно начальнику, директору, Иванову……..» Фраза строится так, как-будто один человек наверняка знает, что думает другой. Не стоит додумывать ответы.
8. Прокуроры часто используют трюизмы. Трюизм – это самое очевидное утверждение, используются для того, чтобы вызвать «да»-реакцию. Например: «Вы сидите тут у меня в кабинете, я пишу протокол объяснений, а вы должны давать пояснения…». Вроде всё правильно, дело происходит в кабинете – да, прокурор сидит с протоколом, заполняет – да, а вот с обязанностью давать пояснения или объяснения неочевидно, но после двух «да», как-то логичным кажется и третье утверждение, хотя оно не имеет ни какого отношения к первым двум. Следует обращать на это внимание.
9. В случае, возникновения сомнений в правомерности действий сотрудников прокуратур, в частности, при попытках оказания давления, необходимо помнить о том, что, согласно положениям ст. 51 Конституции РФ, гражданину предоставлено право не свидетельствовать против себя, супруга (супруги) и близких родственников. При ухудшении самочувствия в ходе опроса (допроса, объяснений, пояснений), вызванного изменением кровяного давления, сердечными и головными болями, которые могут привести к необъективному восприятию поставленных вопросов и формирования ответов на них, необходимо об этом заявлять с просьбой перенести беседу. Ухудшение здоровья рекомендуется фиксировать в медицинских учреждениях (справкой или больничным листом).
10. При составлении в ходе беседы (опроса, объяснений, пояснений) соответствующего протокола, необходимо внимательно ознакомится со сведениями, внесенными в него, прежде чем подписывать. При несогласии с чем-либо в тексте протокола (в частности, при искажении информации), следует настоять на внесении в протокол замечаний, либо внести их собственноручно, и только после этого – подписать протокол.
11. Необходимо воздерживаться от признания вины в чем-либо или обвинения какого-либо. Необходимо помнить, что факт виновности или невиновности устанавливает только суд, это не является прерогативой сотрудников прокуратуры или правоохранительных органов.
12. Не подписывайте протокол, если в нем имеются незаполненные графы или записи, противоречащие вашим словам.

Надеемся, наша информация была полезной для Вас. Самое главное правило – это соблюдение норм действующего законодательства, и тогда никакие проверки Вам не будут страшны.

С уважением,
заместитель генерального директора
ООО «Центр юридического сопровождения «Авега»
Н.О. КУРБАТОВА
Материал подготовлен с помощью СПС «Консультант Плюс».

И.А.«Светич»
Журнал «Нивы России» №8 (152), сентябрь 2017

Статья написана по материалам сайтов: procrf.ru, wiselawyer.ru, pravo2info.ru, pravoved.ru, svetich.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector