+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Обобщения судебной практики

Для начала необходимо сделать краткое вступление о предметных рамках такого обобщения. В рамках теории государства и права и других общих дисциплин каких-то специальных предпочтений по кругу обобщаемых материалов в различных научных исследованиях не встречается.

Если говорить об отраслевых (и, в частности, в уголовной сфере) юридических исследованиях, то здесь можно выделить два аспекта, два пути, два уровня обобщений юридической практики. Для материально-правовых исследований достаточные данные представлены итоговыми решениями судов – приговорами, апелляционными и кассационными определениями, постановлениями надзорной инстанции. Для процессуальных и криминалистических изысканий приговоров и данных, содержащихся в них, заведомо недостаточно, т.к. важен не результат, а процесс, описание осуществляемой юридической деятельности, поэтому когда речь идет об обобщении юридической практики для таких исследований, то имеется ввиду изучение дел в полном объёме на предмет наличия необходимых следственных материалов, и обобщение этих материалов.

В рамках настоящего параграфа мы коснемся только первого аспекта обобщения судебной практики и его методологии. Как указывает В.И. Плохова, овладеть методикой проведения обобщения судебной практики — значит знать и уметь пользоваться совокупностью приемов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами [212] . Итак, обобщения судебной практики в сфере материального права нацелены, преимущественно, на выявление общих принципов квалификации, которыми руководствуются правоприменительные органы при принятии решений по юридическим делам. Но не только этим: применение того же уголовного права складывается из двух составляющих – квалификации преступления и назначения наказания [213] . И хотя тематика назначения наказания незаслуженно забыта в рамках Особенной части уголовного права России, это не значит, что позиции судов по этому вопросу не могут подвергаться обобщению [214] .

Так или иначе, но сама по себе методика обобщения судебной практики и по юридической квалификации, и по определению меры юридический последствий является сходной. Воспользуемся теми общими принципами, которые предлагает проф. В.И. Плохова в ранее цитируемой нами работе, поскольку достаточно сложно сказать точнее, чем серьёзный учёный, обобщивший только для одной докторской диссертации боле тысячи уголовных дел.

Итак, как указывает названный автор, проведение обобщения должно соответствовать следующим требованиям: 1) приступая к проведению обобщения, необходимо, прежде всего, изучить или повторить нормативный материал, постановления Верховного Суда РФ, рекомендуемую юридическую литературу; особо нужно обратить внимание на сложные, неоднозначно решаемые вопросы, их следует выписать — это будет Ваша анкета или программа изучения опубликованной практики; таким образом, составление анкеты или программы изучения судебной практики – это начальный этап практического исследования; 2) с учетом состава преступления определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика; необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов; как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет; если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику; 3) следующий этап работы – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения.

Таким образом, специфика обобщения практики в рамках юридического исследования заключается в том, что оно, во-первых, предполагает работу прежде всего с документами, с письменными источниками, которые дают не непосредственную, а опосредованные сведения, интерпретированные, в особенности, в данном аспекте, правосознанием судьи (суда); во-вторых, выявляется общий подход к разрешению тех или иных дел, т.е., по большому счёту, положения и принципы такого источника российского права, как судейское право в виде судебной практики; наконец, в-третьих, использование такого рода методики, и метода обобщения юрисдикционной практики в целом, как уже было нами сказано ранее, представляет собой либо составную часть формально-юридического (догматического) исследования, либо, если нас интересует не правовая позиция суда, а те негласные правила, которые приняты в судейском сообществе, то и социально-правового исследования. Впрочем, возможен и третий вариант, когда обобщение, например, судебной практики разрешения дел определенной категории выступает самостоятельным исследованием, конечная цель которого – выявить закономерности разрешения таких дел и, возможно, предложить проект разъяснений Пленума ВС РФ по этой категории дел. В любом случае, обобщение судебной (юрисдикционной) практики – это вполне полноправный метод осуществления научных юридических исследований.

Реализация результатов обобщения судебной практики

Поскольку обобщение судебной практики является одним из средств улучшения деятельности судов, реализация полученных результатов имеет большое практическое значение.

В ходе обобщения могут быть получены сведения или выводы о нарушении законности либо различного применения судами законодательства при рассмотрении дел. В таких случаях результаты обобщения подлежат обязательному обсуждению на оперативном совещании судей соответствующего суда (судебной коллегии), на заседании президиума Верховного суда РФ с принятием мер реагирования. Результаты обобщения доводятся до сведения судей, работников аппаратов судов, правоприменителей, размещаются на интернет-сайтах судов.

По результатам обобщения могут быть направлены информационные письма в государственные органы, ведомства и общественные организации с указанием допущенных ошибок в правоприменении. Выводы обобщения возможно использовать при подготовке публикаций в юридической прессе, использовать в организации работы суда, в мероприятиях по повышению квалификации судей и работников аппаратов судов, при подготовке нормативных актов.

Примерная программа обобщения судебной практики по теме «Апелляционное производство по обжалованию решений и определений мировых судей»

Вопрос 1. Апелляционное производство по обжалованию решений мировых судей.

Наименование суда, № дела.

Вопросы для обобщения

Раздел 1. Право апелляционного обжалования (предмет, срок апелляционного обжалования, субъекты обжалования, содержание жалобы (представления), порядок подачи жалобы (представления))

1. Соблюдается ли предусмотренный ст. 320 ГПК РФ порядок подачи апелляционной жалобы (представления) в соответствующий районный суд через мирового судью?

2. Соблюдение установленного ГПК РФ 10-дневного срока на апелляционное обжалование:

? в каких случаях суд на основании ходатайства лица, участвующего в деле, восстанавливал пропущенный срок на апелляционное обжалование?

? если была оглашена лишь резолютивная часть решения, то устанавливается ли конкретная дата изготовления решения суда в окончательной форме, указывается ли об этом в протоколе судебного заседания?

3. Соответствует ли содержание апелляционной жалобы (представления) требованиям ст. 322 ГПК РФ: при каких условиях могут быть приняты дополнения к апелляционной жалобе? (При условии, когда: не истек срок на апелляционное обжалование; дело не передано в районный суд; соблюдены требования ст. 322 ГПК РФ; др.)

4. Каковы основания оставления апелляционной жалобы (представления) без движения? Разъясняются ли заявителю недостатки апелляционной жалобы (представления) в определении?

5. Каковы основания для возвращения апелляционной жалобы (представления)?

Раздел 2: Стадия подготовки дела к рассмотрению судом апелляционной инстанции

Подраздел 1. Действия мирового судьи после получения апелляционной жалобы (представления)

6. Срок направления лицам, участвующим в деле, копии жалобы (пред- ставления) и приложенных к ним документов в ст. 325 ГПК РФ не указан, в кассационном порядке — не позднее следующего дня. В целях наиболее скорого рассмотрения дел небольшой сложности данный срок должен быть предельно коротким. В какой срок направляются копии апелляционной жалобы (представления)?

7. Разъяснено ли право лиц, участвующих в деле, на представление мировому судье возражения в письменной форме относительно апелляционной жалобы (представления) с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, а также право ознакомиться с материалами дела? Каким документом оформляется разъяснение указанных прав?

8. Направлены ли мировым судьей возражения на апелляционную жалобу лицам, участвующим в деле? В какой срок осуществляется направление? Необходимо ли направлять лицам, участвующим в деле, отзывы на возражения на апелляционную жалобу, какие процессуальные права при этом следует разъяснять (варианты: «направляется для сведения»; для письменного ответа; др.)?

9. Отказ от апелляционной жалобы или отзыв апелляционного представления. Порядок принятия. Определение о прекращении апелляционного производства (ст. 326 ГПК РФ).

Подраздел 2. Действия судьи районного суда по подготовке дела

к рассмотрению судом апелляционной инстанции

10. Назначение дела к апелляционному рассмотрению в судебном заседании: оформляется определением, в котором определяется время и место судебного заседания. Каков срок, в течение которого выносится данное определение после поступления дела в районный суд (в ГПК не указан, однако ускоренное разбирательство дел у мирового судьи предполагает максимально быстрое рассмотрение и в суде апелляционной инстанции)? Содержание данного определения законодателем не определяется. В резолютивной части согласно ст. 327 ГПК РФ следует определить время и место судебного заседания, а что указывать в установочной части (варианты: а) по аналогии с правилом, закрепленным в ст. 153 ГПК РФ, признать дело подготовленным; б) установить, что поступила апелляционная жалоба (представление); в) другие варианты).

11. Может ли суд апелляционной инстанции, подготавливая дело к судебному разбирательству, совершать какие-либо иные действия помимо извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания?

Раздел 3. Порядок рассмотрения дела судом

12. Согласно ст. 327 ГПК РФ, рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции, однако при этом должна учитываться специфика анализируемой стадии:

? специфика доклада председательствующего (ст. 172 ГПК РФ): докладывает не только основные положения поступивших искового заявления (заявления) и возражения на него (встречного искового заявления), но и апелляционной жалобы (представления) и возражений на жалобу (представление). Следует проанализировать протоколы судебного заседания суда апелляционной инстанции для формирования выводов по данному вопросу;

? согласно ст. 172 ГПК РФ председательствующий выясняет, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца. Необходимо ли выполнять указанное требование в апелляционном производстве? (варианты: а) выяснять, поддерживает ли апеллянт свои требования, изложенные в апелляционной жалобе, признает ли другая сторона требования апеллянта; б) выяснять, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца, и, кроме того, не отказывается ли лицо, подавшее апелляционную жалобу, от нее; в) иные варианты);

? предпринимает ли председательствующий меры для примирения сторон;

? соблюдается ли судом апелляционной инстанции порядок заслушивания объяснений лиц, участвующих в деле, согласно ст. 174 ГПК РФ;

? в полном ли объеме исследуются доказательства, имеющиеся в деле.

13. Порядок выступления лиц в прениях установлен в ст. 190 ГПК РФ. Соблюдается ли он применительно к производству в суде апелляционной инстанции? Порядок выступления с репликами, нет ли нарушений?

14. Согласно правилу, предусмотренному в ч. 2 ст. 322 ГПК РФ, в апелляционной жалобе не могут содержаться требования, не заявленные мировому судье. Имеются ли случаи принятия судом апелляционной инстанции дополнений к исковому заявлению в нарушении правила о неизменности иска в апелляционной инстанции?

Это интересно:  Архивы Оценка недвижимости - Страница 2 из 2 - О недвижке.ру

15. Пределы судебного разбирательства. Согласно ст. 327 ГПК РФ, рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции, т.е. в полном объеме, а не в объеме доводов, заявленных в апелляционной жалобе (представлении) и возражениях на них. Выполняется ли данное правило?

16. Системное толкование правил, изложенных в ст. 327 ГПК и ч. 1 ст. 154 ГПК РФ, приводит к выводу о том, что срок рассмотрения в суде апелляционной инстанции составляет один месяц. С какого момента начинает течь указанный срок? (варианты: а) с момента поступления дела в суд апелляционной инстанции; б) с момента вынесения определения судьей районного суда о назначении дела к судебному разбирательству; в) другие).

17. Права суда апелляционной инстанции (ст. 328 ГПК РФ), нет ли ошибок? Может ли суд апелляционной инстанции направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции?

18. По итогам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции выносит либо решение, либо определение. В каких случаях выносится определение, нет ли ошибок?

19. Указываются ли в решениях судов апелляционной инстанции основания для изменения или отмены судебных постановлений согласно ст. 362—364 ГПК РФ? Какие ошибки?

20. Может ли суд апелляционной инстанции огласить лишь резолютивную часть постановления суда апелляционной инстанции, а составление мотивированного решения отложить на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела (вопросы применения ст. 199 ГПК РФ)?

21. Иные вопросы.

Вопрос 2. Особенности апелляционного производства по обжалованию определений мировых судей.

1) Какие определения подлежат обжалованию, нет ли ошибок?

2) Соблюдены ли сроки подачи частной жалобы (представления прокурора)?

Вопрос 3. Особенности апелляционного производства по обжалованию заочных решений.

1. Правильно ли исчисляется срок на апелляционное обжалование при вынесении заочного решения? Как должен исчисляться срок на апелляционное обжалование, если суд выслал ответчику копию заочного решения суда с уведомлением о вручении, но ответчик не явился за почтовым отправлением и суд вторично выслал копию решения заказным письмом с уведомлением (вторично получено)?

Примерная программа обобщения судебной практики по теме «Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству» [1]

5. Есть ли определение суда о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству (далее — Определение), составленное в виде отдельного процессуального документа?

6. Дата вынесения Определения, дата вынесения определения о принятии искового заявления к производству суда. Нет ли необоснованных задержек?

7. Какие процессуальные права и обязанности разъяснены сторонам?

8. Разъяснены ли прокурору, органам государственной власти, местного самоуправления и иным лицам, обратившимся в суд в защиту прав других лиц, их процессуальные права и обязанности?

9. Какие конкретные процессуальные действия, указанные в Определении, следует, по мнению суда, совершить:

10. Установлены ли в Определении сроки совершения процессуальных действий сторонами?

11. Указываются ли в Определении действия, которые должен совершить сам судья?

12. Разъяснено ли сторонам:

? какие доказательства дополнительно следует представить в суд;

? обязанности по доказыванию конкретных обстоятельств дела, входящих в предмет доказывания.

13. Разъяснено ли право на заключение мирового соглашения? (Каким образом?)

14. Привлекались ли на стадии подготовки:

? прокурор, органы государственной власти, местного самоуправления, иные лица для дачи заключения.

15. Проводился ли вызов сторон на беседу?

16. Решался ли вопрос о замене ненадлежащего ответчика? Как оформлялись процессуальные действия?

17. Решались ли вопросы:

? о назначении экспертизы (порядок оформления);

? судебном поручении (какое процессуальное действие необходимо было совершить другому суду);

? привлечении специалиста (порядок оформления, с какой целью привлекался).

18. Извещались ли иные заинтересованные лица (те, которые могли бы стать третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования, соистцами) о судебном разбирательстве?

19. Откладывалось ли судебное разбирательство и сколько раз по при — чине удовлетворения требований:

? о представлении дополнительных доказательств;

? привлечении к делу третьих лиц;

? замене ненадлежащего ответчика;

? иные ходатайства, направленные на сбор доказательственного материала.

20. При отложении судебного разбирательства соблюдены ли сроки рассмотрения дела?

21. Проводилось ли предварительное судебное заседание? Если да, то:

? каковы основания для проведения;

? сроки проведения (не нарушен ли общий срок рассмотрения).

22. Какие процессуальные ошибки обнаружены?

Примерная программа обобщения судебной практики по теме «Хищения» [2]

3) юридическое лицо, какой организационно-правовой формы;

9. Форма хищения, способ деяния:_

10. Место совершения преступления:

3) на рынке, в магазине;

4) иное место, указать где_.

11. Были ли знакомы лица — похититель и потерпевший — до совершения преступления:

12. Почему для хищения был выбран именно этот потерпевший, место преступления, иные обстоятельства совершения преступления?

1) результат случайной встречи;

2) особое состояние потерпевшего_;

3) преступление было продумано заранее;

13. Как собирался приобретатель распорядиться (распорядился) имуществом:

1) похитил для собственного пользования;

2) похитил имущество с намерением в последующем сбыть;

3) не задумывался о последующем распоряжении;

14. Характеристика субъекта преступления:

3) семейное положение;

5) социальное положение;

6) наличие неснятой или непогашенной судимости;

7) место работы (учебы), должность;

8) использовалось ли для совершения преступления служебное положение, какое именно.

— с разделением ролей,

— без разделения ролей;

— группа лиц по предварительному сговору,

— организованная группа, длительность ее существования_.

16. Стоимость имущества, являвшегося предметом преступления, как эта сумма устанавливалась в суде:

17. Как устанавливался значительный ущерб гражданину, какие

обстоятельства учтены? _

18. Хищение было совершено с проникновением:

2) иное хранилище_;

19. Какие иные квалифицирующие признаки хищения были установлены?

20. Имеет ли место совокупность преступлений, с какими? [3] [4]

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под статотчетностыо?

2. Каковы цели и задачи статотчетности?

3. Какие формы и виды статотчетности вы знаете?

4. Назовите особенности судебной статистики.

5. Какие формы статотчетности в судах вы знаете?

6. Какими нормативными актами предусматривается статотчетность в судах и каковы ее формы?

7. По каким направлениям ведется аналитическая деятельность судов?

8. Какие требования предъявляются к обобщающим документам?

9. Каковы цели обобщения судебной практики?

1. Андреева В.И. Делопроизводство. М.: КНОРУС, 2000.

2. Андрюшечкина И.Н. Организация ведения судебной статистики судов общей юрисдикции. М., 2007.

3. Бондырева Т.Н. Секретарское дело. М.: Высшая школа, 1989.

4. Информатика и математика для юристов (информационные системы) / под ред. В.Д. Элькина. М., 2003.

5. Спивак В А. Делопроизводство. СПб.: Питер, 2002.

  • [1] Наименование суда, № дела. 2. Истец.
  • [2] Номер уголовного дела. 2. Наименование суда 3. Дата рассмотрения уголовного дела в суде. 4. Квалификация деяния в обвинительном заключении. 5. Квалификация деяния в приговоре суда. 6. Предмет преступления: 1) денежные средства; 2) продукты питания,какие именно; 3) бытовые вещи, какие именно; 4) автомобиль, какой именно, его оценочная стоимость (если есть); 5) иное движимое имущество, какое именно; 6) недвижимое имущество, какое именно; 7. Возмещен ли причиненный ущерб, в каком размере: 1) да, полностью; 2) да, частично; 3) не возмещен; 4) иное. 8. Кто является потерпевшим: 1) физическое лицо; 2) физическое лицо — индивидуальный предприниматель;
  • [3] 21. Учтены ли при назначении наказания смягчающие или отягчающие обстоятельства, какие именно? 22. Назначенное наказание, его вид, срок, размер:
  • [4] штраф, вид и размер; 2) обязательные работы, срок; 3) исправительные работы, срок; 4) ограничение свободы, срок; 5) арест, срок; 6) лишение свободы, срок; 7) иное. 23. Назначалось ли лишение свободы вместе со штрафом? 24. Применялись ли иные меры уголовно-правового характера, какиеименно? 25. Применялось ли условное осуждение, если да, каков размер испытательного срока? 26. Освобождалось ли лицо от уголовной ответственности или от наказания? Каково основание освобождения? 27. Был ли приговор обжалован в вышестоящей инстанции: 1) нет; 2) да, указать в кассационном порядке или в порядке надзора, какое решение принял вышестоящий суд_. 28. Верна ли квалификация, выявленные ошибки квалификации___ ?

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Обобщение — судебная практика

Обобщение судебной практики показало, что на отдельных предприятиях, стройках, в колхозах не пресекаются случаи недисциплинированности, безответственного отношения должностных лиц к выполнению обязанностей по обеспечению безопасного ведения работ, что приводит к авариям, причинению вреда здоровью рабочих и служащих, а иногда к к гибели людей. Нарушения правил охраны труда и техники безопасности влекут за собой значительные потери рабочего времени и наносят государству большой материальный ущерб. [1]

Обобщение судебной практики по делам об увольнении по Ивановской области показало, что большинство трудовых правонарушений при увольнении, а следовательно, и трудовых споров обусловлено незнанием руководителями трудового законодательства при беспринципном отношении к этому профсоюзных комитетов. Здесь проявляется отставание индивидуального правосознания от общественного, чему способствует так же еще и слабая пропаганда трудового законодательства средствами массовой информации. Профсоюзные органы активнее должны организовывать правовые всеобучи на каждом производстве, информировать трудящихся о нормах трудового законодательства по тем или иным вопросам и о их изменении, подключая к этому и юридическую службу предприятия. [2]

Рассмотрев материалы обобщения судебной практики по делам, вытекающим из наследственных правоотношений, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что суды уделяют необходимое внимание разрешению данной категории дел и в основном обеспечивают защиту имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан и государства. [3]

Обсудив материалы обобщения судебной практики , Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что в деятельности судов по рассмотрению дел указанной категории все еще допускаются недостатки и упущения. [4]

Рассмотрев материалы обобщения судебной практики по делам, вытекающим из наследственных правоотношений, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что суды уделяют необходимое внимание разрешению данной категории дел и в основном обеспечивают защиту имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан и государства. [5]

Вместе с тем обобщение судебной практики показало, что в ряде случаев при рассмотрении этих дел допускаются ошибки в применении закона. Принимая заявления об установлении фактов, судьи не всегда проверяют, имеет ли данный факт юридическое значение, для какой цели необходимо его установление, исключена ли возможность получения или восстановления утраченного правоустанавливающего документа во внесудебном порядке. Некоторые суды не проявляют должной инициативы в истребовании доказательств, необходимых для вынесения правильного решения. Обстоятельства, связанные с устанавливаемым фактом, выясняются иногда недостаточно всесторонне и полно. [6]

Мало внимания уделяется обобщению судебной практики по указанной категории уголовных и гражданских дел. О выявленных нарушениях правил охраны труда суды не всегда доводят до сведения соответствующих органов в целях мобилизации коллективов на устранение причин правонарушений и повышения ответственности должностных лиц за укрепление дисциплины на производстве. [7]

Суды, как показало обобщение судебной практики , в основном правильно, в соответствии с действующим законодательством разрешают дела этой категории. [8]

Для проведения работы по изучению, обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, систематизации и пропаганде советского закоподательства и выполнению других функций, связанных с деятельностью Верховного Суда СССР, в составе аппарата Верховного Суда СССР образуются отделы и другие структурные подразделения. [9]

Это интересно:  Как вернуть автомобиль

Аппарат суда обеспечивает его работу по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики , анализу судебной статистики, а также по выполнению других функций суда. [10]

РСФСР, если при этом не происходит сокращение численности или штата работников ( см. материалы обобщения судебной практики Верховного Суда РСФСР — Бюллетень Верховного Суда РСФСР 1973 г. № 11, стр. [11]

Он председательствует в заседаниях судебных коллегий и президиума суда; приносит протесты в президиум суда; организует работу по обобщению судебной практики и ведению судебной статистики; руководит работой нар. [12]

Председатель Н.с. председательствует в судебных заседаниях или назначает для этого народных судей; распределяет др. обязанности между судьями; организует работу с народными заседателями; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в гос. Если в Н.с. избран один народный судья, то он и выполняет обязанности председателя суда. Распределение обязанностей между судьями по рассмотрению судебных дел, если в состав суда избраны несколько народных судей, осуществляется чаще всего по следующим принципам, выработанным практикой: а) зональный, или территориальный, при к-ром каждый народный судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие в зоне ( части р-на, города), закрепленной за ним; б) предметный, или функциональный, когда один судья рассматривает уголовные дела, другой — только гражданские или даже определенные категории дел, напр, преступления несовершеннолетних; в) предметно-зональный, применяемый при наличии значительного числа судей, каждый из к-рых в пределах своей зоны рассматривает только уголовные или только гражданские дела. [13]

Согласно Закону СССР о Верховном Суде СССР ( Ведомости Верховного Совета СССР, 1979, № 49, ст. 842), Пленум Верховного Суда СССР на основе изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. В силу ст. 3 названного Закона такие разъяснения обязательны не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон. [14]

В судебной практике признано, что поскольку принятие мер к переводу работников при указанных обстоятельствах является категорическим требованием закона, то, если эти меры приняты Vie были, уволенный работник подлежит восстановлению на работе ( см. Практика Верховного Суда РСФСР по некоторым вопросам расторжения трудового договора ( по материалам обобщения судебной практики ) — Бюллетень Верховного Суда РСФСР 1973 г. № 11, стр. [15]

Ведение справочной работы по учету законодательства, изучение и обобщение судебной практики в судах

Ведение справочной работы по учету законодательства и судебной практики является важной частью работы военных судов. Содержание этой работы является в целом единым как для военных судов, так и для иных судов общей юрисдикции, поэтому в данном параграфе рассматриваются общие положения организации справочной работы по учету законодательства, изучения и обобщения судебной практики в названных судах.

Целью этой работы является быстрое и полное обеспечение судей и работников аппарата судов достоверной информацией о судебной практике и действующем законодательстве по различным отраслям права, необходимой им при разрешении судебных дел и иных правовых вопросов.

Организация и порядок ведения работы по учету законодательства определяются председателями соответствующих судов, и возлагается на определенных работников аппаратов.

В Верховном Суде РФ ведение учета законодательства и судебной практики возложено на отдел работы с законодательством.

Для обеспечения необходимой правовой информацией по законодательству ведутся контрольные экземпляры действующих кодексов по всем отраслям права, а также контрольные экземпляры Собрания законодательства Российской Федерации и других официальных изданий.

Кроме того, ведется картотека законодательства, куда заносятся данные о принятых законах, иных нормативных правовых актах и внесенных в них изменениях.

Ответственные за ведение этой работы сотрудники, по требованию судей или работников аппаратов судов, предоставляют необходимую им справочную информацию в устной или в письменной форме.

С этой целью в контрольные экземпляры кодексов и официальных правовых изданий немедленно вносятся данные обо всех изменениях действующего законодательства.

В настоящее время в работе судов все более широкое распространение получает использование электронных правовых систем по законодательству. Однако они имеют лишь вспомогательное значение и не могут заменить справочную работу в самих судах.

Поскольку полученная правовая информация используется при разрешении конкретных судебных дел, к ней предъявляются высокие требования проверяемости, полноты и достоверности информации основанной только на данных официальных источников.

Аналогичным образом организован и учет судебной практики. Ведется учет постановлений Пленума Верховного Суда РФ, обзоров судебной практики Верховного Суда и других вышестоящих судов, других разъяснений по вопросам судебной практики вышестоящих судов.

Данные о решениях Конституционного и Верховного Судов РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по конкретным делам, а также решениях других судов, представляющих интерес для судебной практики, заносятся в картотеку учета судебной практики.

В судах ведется также учет собственных решений, вынесенных по делам.

С учетом того, что Россия признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, его решения также имеются в судах, в виде специально изданных Советом Европы сборников решений на русском языке, а также в электронном виде.

Работа по учету судебных решений и судебная статистика тесно связаны между собой, поскольку используются для последующего изучения и обобщения судебной практики.

Изучение и обобщение судебной практики является важной частью работы судов, предусмотренной законом.

Так согласно статье 126 Конституции РФ, статье 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статье 56 Закона «О судоустройстве РСФСР» Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения нижестоящим судам общей юрисдикции по вопросам судебной практики и применения судами законодательства.

Наиболее важной частью этой работы является работа Пленума Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению результатов изучения и обобщение судебной практики, а также данных судебной статистики и дача на этой основе судам разъяснений по различным вопросам.

В соответствии с Законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР» Пленум Верховного Суда РФ рассматривает вынесенные на его обсуждение вопросы в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ.

В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора РФ в работе Пленума обязательно.

В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

В соответствии со ст. 58 Закона «О судоустройстве РСФСР», Пленум Верховного Суда РФ рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ.

При обсуждении вопросов о даче судам разъяснений заслушивает сообщения председателей Верховных Судов автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства.

Кроме того, Пленум рассматривает представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству Российской Федерации.

Вопросы, связанные с дачей разъяснений по вопросам судебной практики, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ или Министром юстиции РФ, заслушиваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. При этом по вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ либо Министром юстиции РФ, Генеральный прокурор РФ дает заключение.

В обсуждении этих вопросов могут участвовать также лица, приглашенные на заседание Пленума Верховного Суда РФ.

Для подготовки проекта постановления, содержащего разъяснения по вопросам судебной практики и применения судами законодательства, Пленум, как правило, образует редакционную комиссию из числа членов Пленума.

Помимо разъяснений Пленума, Верховный Суд РФ готовит и направляет в нижестоящие суды обзоры кассационной и надзорной практики по гражданским и уголовным делам, обзоры по отдельным проблемам, возникающим при рассмотрении судами дел, справки о качестве работы областных, краевых, Верховных судов республик и другие разъяснения по вопросам судебной практики.

Обзоры Верховного Суда РФ, как правило, публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

Аналогичные обзоры готовятся в областных, краевых, Верховных судах республик. В них анализируется судебная практика и качество работы районных, городских и мировых судов.

Обзоры судебной практики обсуждаются на совещаниях и занятиях со всеми судьями, в процессе которых проводится изучение ошибок, допущенных при разрешении дел.

В Верховном Суде РФ работа по анализу и обобщению судебной практики, в том числе и при подготовке проектов постановлений Пленума Верховного Суда РФ возложена на отдел обобщения судебной практики. А в Военной коллегии Верховного Суда РФ эта работа осуществляется работниками аналогичного отдела – отдела обобщения судебной практики. Кроме того, в работе по обобщению судебной практики, подготовке ее обзоров и других аналитических документов принимают участие судьи судов всех уровней.

Анализ вынесенных судебных решений (в том числе представлений судов о причинах и условиях совершения преступлений по конкретным делам), судебной статистики и последующее обобщение судебной практики позволяет выявлять складывающиеся негативные тенденции в развитии преступности в том или ином регионе, оценивать криминогенную обстановку, а также ситуацию, складывающуюся в сфере соблюдения конституционных прав и свобод граждан.

По результатам такого анализа судами всех уровней при необходимости готовятся информационные документы для местных и региональных органов власти, командования воинских частей. Соответствующие письма и справки направляются в государственные органы и ведомства для обсуждения и принятия необходимых мер.

Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.

Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:

1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.

2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.

3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.

3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).

4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.

Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.

В случаях, если на семинарских занятиях использована система докладов, тема доклада определяется по согласованию с преподавателем. Студент самостоятельно решает вопрос о структуре доклада. В докладе необходимо отразить законодательную, теоретические и практические позиции по вопросу. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в планах к семинарским и практическим занятиям, а также к материалам правоприменительной практики. Если в процессе подготовки доклада у студента возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Это интересно:  ВТБ страхование квартиры: цена и расчет программ «Привет, сосед!» и других для защиты жилья после получения собственности, есть ли гражданская ответственность?

Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – 5-7 минут (возможно, до 15 минут). Студент при чтении доклада должен изложить переработанный материал в доступной и понятной форме. Материал должен быть переработан, ксерокопии источников и т.п. варианты «докладов» положительно не могут быть оценены. Как правило, студент не читает с листа, а излагает доклад своими словами.

После чтения доклада студенты должны обсудить затронутые в докладе проблемы. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре. Они могут дополнять докладчика, задавать ему вопросы, оценивать его выступление. На семинаре могут быть использованы формы: «докладчик» – содокладчик», «докладчик – рецензент – оппонент». Оптимальное время выступлений содокладчика, рецензента и оппонента – до 5 минут.

При пропуске студентом отдельных семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке эссе, рефератов и устных ответах по вопросам темы.

При изучении дисциплины студентами особая роль отводится самостоятельной работе.

Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием настоящих методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы; подготовку по вопросам, вынесенным на семинарские занятия; подготовку докладов, написание эссе, рефератов и других письменных индивидуальных домашних заданий, решение задач; отработку тем пропущенных семинарских занятий; подготовку ответов на вопросы к зачёту.

Наиболее простой формой самостоятельной научно-исследовательской работы студента выступают эссе и реферат. Темы эссе или реферата определяются студентом по согласованию с преподавателем.

Эссе – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Например, «Чем обусловлено внесение изменений в ст. 222 УК РФ ФЗ от 14 ноября 2014 г.».

Цель эссе состоит в развитии навыков творческой аргументации и письменного изложения собственных мыслей. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе должно содержать: чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведённый анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария (обобщения статистических данных, судебной практики), выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.

Объем эссе и реферата колеблются от 3 до 7 страниц. Оформляются работы на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работ должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст эссе или реферата списком использованной при их написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf)

В соответствии с учебным планом формой промежуточного контроля по дисциплине является экзамен. Экзамен проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке к экзамену.

В период подготовки к экзамену по дисциплине «Актуальные проблемы уголовного права и процесса» студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и настоящим УМК дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.

На экзамене студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопросов, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Следует иметь в виду, что уголовное и уголовно-процессуальное законодательство динамично изменяются. Все изменения должны быть учтены в ответе. Знание законодательства с учётом последних изменений является основой сдачи экзамена.

Можно выделить следующие основные критерии оценки ответа на экзамене:

1. знание действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства и современных тенденций его развития по конкретному вопросу;

2. знание теоретических и правоприменительных подходов вопросам;

3. правильное понимание, толкование и применение соответствующих уголовно-правовой и уголовно-процессуальной норм;

4. знание и умение видеть проблемы данных нормы;

5. раскрытие различных научных и практических подходов к решению этих проблем, выработка собственной позиции по проблеме.

Студент должен знать, что при выставлении итоговой отметки при прохождении аттестации по дисциплине, кроме ответа наэкзамене, также учитываются следующие факторы:

— работа студента во время семинарских / практических занятий;

— результаты контрольных заданий по итогам изучения разделов дисциплины;

— качество подготовленных ответов, дополнений, докладов;

— качество подготовленных письменных работ: индивидуальных домашних заданий, эссе, рефератов и других работ;

— участие в конференциях, круглых столах по проблемам предмета учебной дисциплины.

6 Промежуточная аттестация по дисциплине.

Система оценки знаний студентов

Промежуточная аттестация призвана оценить компетенции, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права и процесса». Формой промежуточной аттестации по дисциплине являются экзамен.

В экзаменационный билет включаются два вопроса. Отметка по дисциплине определяется отметкой, полученной на экзамене. Ответ студента оценивается преподавателями на экзамене – по 4-х бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Критериями оценки ответа являются:

— знание основного учебного материала;

— степень осознанности, понимания изученного, умение свободно излагать материал;

— знание основной и знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной программой;

— изложение нескольких подходов к проблеме;

— отражение в ответе правоприменительной практики;

— умение выполнять задания, предусмотренные программой;

— отсутствие или наличие существенных ошибок в ответе;

— кроме того, учитывается активность и качество работы студента на семинарских / практических занятиях и при самостоятельной работе (индивидуальных консультациях).

Отказ студента от сдачи экзамена во время его проведения влечёт выставление отметки «неудовлетворительно».

Если во время сдачи экзамена со стороны обучающегося допущены нарушения учебной дисциплины (списывание, использование средств мобильной связи, специальных технических устройств, заранее подготовленных письменных и электронных материалов, консультирование с другими студентами и т.д.), преподаватель вправе удалить студента с выставлением в ведомости отметки «неудовлетворительно».

Система оценки знаний студентов на экзамене:

Отметка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил учебно-программный материал, исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с практическими вопросами и другими видами применения знаний, причём не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приёмами выполнения практических задач.

Отметка «отлично»выставляется, если два вопроса билета (из двух) имеют полные и правильные ответы, дополнены использованием монографической или иной научной литературы, допускается наличие в одном из ответов незначительных неточностей; студентом дано правильное решение практических вопросов.

Отметка «хорошо» выставляется студенту, если он твёрдо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных ошибок в ответе на вопросы, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приёмами их выполнения.

Отметка «хорошо» выставляется, если два вопроса задания (из двух) имеют правильные ответы, но раскрыты не достаточно полно, с незначительными ошибками; студенту начавшему правильное решение практических вопросов, но не с умевшему довести его до конца; допустившему при ответах на вопросы билета ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях.

Отметка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, допускает существенные ошибки, неправильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических заданий.

Отметка «удовлетворительно» выставляется, если два вопроса задания (из двух) имеют не полные ответы, один вопрос задания имеет полный ответ, а второй вопрос охарактеризован неправильно (неточно); если студент испытывает существенные затруднения при ответе на практические вопросы, дал неправильное решение или обоснование их решения либо допустил существенные (грубые) ошибки в решении; если допущены существенные (грубые) ошибки при ответах на вопросы; однако студент в целом показал знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для предстоящей работы, продемонстрировал умение квалифицировать факты и обстоятельства, применять нормы уголовного и уголовно-процессуального права в конкретных ситуациях.

Отметка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части учебно-программного материала, в частности, если студент показал существенные пробелы в знании основных положений теории уголовного и (или) уголовно-процессуального права; не смог воспроизвести и (или) дать оценку и правильное толкование содержанию норм уголовного и (или) уголовно-процессуального законодательства; не дал правильного решения при ответе на вопросы с практической составляющей, то есть не обладает умением юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, применять, реализовывать нормы уголовного и (или) уголовно-процессуального законодательства в конкретных ситуациях.

Отметка «неудовлетворительно» выставляется, если студент полностью не ответил на один из двух вопросов задания, при ответе на вопросы или вопрос допустил грубые ошибки, указывающие на существенные пробелы в знании основных программных положений уголовного и (уголовно-процессуального) права, незнание большей части изученного материала, допустил ошибки в формулировке категорий и понятий Уголовного и (или) уголовно-процессуального права, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, использует в ответе недействующее законодательство.

Студент имеет право получить второй билет, еслииспытывает затруднения при подготовке к ответу по выбранному билету. При этом при окончательной оценке ответа отметка снижается на один балл. Выдача третьего билета не разрешается.

Статья написана по материалам сайтов: sci-book.com, bstudy.net, www.ngpedia.ru, sdamzavas.net, pdnr.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector