Не имеет право распоряжения землей: отличие права пользования участком сельскохозяйственного назначения от собственности на земельный участок, то есть владения им, а также что это такое?

Лицо, обладающее правом пользования земельным участком, имеет законные основания использовать определенную территорию в личных интересах. Эта возможность должна иметь законные основания в виде права на собственность, безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды, и т.д.

Фактическое пользование землей возникает, когда какое-либо лицо, не имеющее никаких документов на участок, пользуется им в течение определенного времени. Примером фактического пользования является ситуация, когда в собственности у гражданина имеется жилой дом, в то время как права на участок, на котором расположено строение, не зарегистрированы.

Содержание

Правовые аспекты вопроса

Законодательство регулирует право землепользования при помощи следующих правовых актов:

  • Права собственника, включая право пользования, на земельный участок зафиксированы в 209 статье ГК РФ.
  • На основании 216 статьи ГК РФ, пользователем земли может стать не только ее собственник, но и иные лица, если на это имеются определенные основания. Права этих лиц являются неприкосновенными и защищаются законом.
  • Собственник жилого строения имеет право пользования территорией, на которой оно расположено. Если у дома появляется новый владелец, то пользование землей переходит к нему. (ст. 261 ГК РФ).
  • 234 статья ГК РФ говорит о приобретательной давности. Этот термин означает, что право собственности на имущество может быть присвоено лицу, которое пользовалось им в течение 15 лет.
  • Права лица, которое пользуется участком, но не является его собственником, устанавливаются на основании закона (ст. 41 ЗК РФ) или договора с владельцем земли. (ст. 264 ГК РФ)
  • Федеральный закон №137-ФЗ является единственным источником информации о фактическом пользовании земли и правах, которые оно дает.
  • Право пользования предоставляется на платных основаниях. Оплата взимается в виде земельного налога. (ст. 388 НК РФ).

Субъекты землепользования

Субъекты – это одна из составляющих права пользования. К ним относятся лица, которые на законных основаниях могут применять участок земли в своих интересах и извлекать из него пользу. Статус субъекта присваивается в связи с наличием определенных оснований. Им может стать лицо, имеющее желание и возможность поддерживать приемлемое состояние участка земли, ухаживать за ним и пользоваться в своих интересах, не противоречащих законодательству.

Субъектом землепользования может быть:

Права и обязанности пользователей земли

Права, которыми наделяются землепользователи:

  • Возводить на участке жилые и нежилые строения. Тип постройки должен соответствовать целевому назначению земли. На определенных территориях разрешено строительство жилых домов, другие предназначены для хозяйственных помещений, и т.д.
  • Использовать для собственного блага ресурсы, которыми обладает земля.
  • Проводить работы, направленные на качественное улучшение свойств участка. Например, устанавливать системы, которые будут способствовать увлажнению сухой почвы.

Обязанности, возложенные на пользователей земли:

  • Пользоваться землей необходимо в соответствии с целевым назначением данного участка. К примеру, земля, предназначенная для сельхозработ, не должна использоваться под ИЖС;
  • Не вмешиваться в расположение знаков, установленных по итогам межевания, и т.п.;
  • Следить за исполнением мер противопожарной безопасности и сохранением благоприятного экологического состояния местности;
  • Сохранять участок в надлежащем состоянии;
  • Освободить занимаемую территорию, когда окончится срок действия договора;
  • Делать положенные взносы по оплате за пользование земельной территорией.

Особенности владения различными земельными объектами

Участок земли, который находится в распоряжении субъекта, является объектом данных правоотношений. В качестве объекта может выступать не только участок целиком, но и его доля.

Права субъекта в зависимости от категории участка:

  • Земли в пределах городской черты предоставляются физическим или юридическим лицам в целях ведения строительных работ. Можно получить разрешение только на строительство объекта определенного типа. Например, возведение жилого дома на территории, выделенной для коммерческих целей, невозможно.
  • Участки, предназначенные для дачного строительства, в основном, располагаются на сельскохозяйственных землях, а иногда и в пределах населенных пунктов. Их предназначением является возведение построек, в которых планируется проживание в теплое время года, а, следовательно, регистрация в них невозможна. Кроме того, владельцы дачного участка могут сооружать там нежилые постройки, которые будут использоваться в хозяйственных целях. Также землю можно использовать для выращивания культурных растений.
  • Территории под ИЖС в большинстве случаев используются для строительства капитальных сооружений, в которых планируется постоянное проживание. Закон не ограничивает возможность прописки в этих домах. Из ограничений можно выделить предельную высоту жилого строения – она не должна быть выше трех этажей. Более того, дом должен предназначаться для проживания только одной семьи.
  • Права владельцев земель для ведения ЛПХ могут отличаться. Так, если владение расположено в пределах населенного пункта, на нем не запрещается строительство жилого дома. Но, если участок является частью сельхозземли, возведение капитальных строений на нем категорически запрещено.
  • Земли поселений – это одна из категорий земли в РФ. К ней относятся территории, на которых располагаются населенные пункты разного уровня – от сел до городов федерального значения. Пользование землями данной категории подразумевает ведение строительства, организацию объектов, предназначенных для обслуживания жителей населенного пункта, развитие инфраструктуры, и т.п. Подобные территории делятся на несколько зон, например, для проживания населения, ведения производства или для иных нужд. Разрешенное использование для каждой из зон зависит от нужд, которые призвана выполнить данная территория. Как правило, пользование землей тем или иным образом сводится к ведению строительных работ.

Право пользования по решению суда

Это понятие означает право физического или юридического лица пользоваться земельным участком в своих интересах, которое наступило в результате соответствующего судебного решения.

Заниматься документальным оформлением данного права следует только после того, как решение суда вступит в законную силу, то есть спустя 10 дней после заседания, по итогам которого было вынесено решение. Регистрация права пользования осуществляется при наличии ряда документов, включая судебное решение. Помимо этого, договор на пользование земельным объектом также должен сопровождаться судебным решением.

Приобретательная давность пользования участком

Если какое-либо лицо, не имея законных прав на участок, пользовалось им на протяжении длительного времени, оно может претендовать на признание земли своей собственностью по приобретательной давности. Такая возможность существует только для физических или юридических лиц, которые пользовались землей, находящейся на балансе государства или муниципалитета.

Оформление земли в собственность становится возможным при условии ее использования в течение 15 лет. Кроме того, претендовать на признание недвижимости своей собственностью может только лицо, которое на протяжении всего периода выполняло необходимые мероприятия по уходу за землей и сохранило ее в хорошем состоянии.

В любом случае для того чтобы оформить участок, как свой собственный, необходимо обратиться в суд. Регистрация прав станет возможной, только если судебное решение окажется положительным. Далее нужно выполнить стандартный набор действий. То есть, собрав необходимые документы, обратиться в Росреестр.

Одним из прав на земельный участок является право пользования. Права, которыми наделяется субъект землепользования, зависят от целевого назначения конкретного участка. Отдельного внимания заслуживает приобретательная давность, благодаря которой пользователь земли имеет возможность стать ее полноценным собственником. Не всегда есть возможность получить право пользования мирным путем. В этом случае поможет обращение в суд.

Право собственности на землю

  • Гражданское право
  • Предмет и методы гражданского права
  • Принципы гражданского права
  • Система гражданского права
  • Источники гражданского права
  • Субъекты и объекты гражданского права
  • Вещи в системе права

Содержание и формы права собственности на землю

Право собственности является наиболее полным но содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав.

В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Отношения владения, пользования и распоряжения земельным участком, составляющие содержание права собственности на землю, урегулированы и земельным, и гражданским законодательством. При этом понятие права собственности, определенное ГК РФ, составляет основу всех отношений собственности в Российской Федерации. Земельное законодательство, воспринимая институт права собственности, не может исключить какое-то из положений, составляющих права собственника, поскольку изменять содержание общеправового института отдельная отрасль — земельное право — не должна.

В то же время из понимания того, что земля — необычный объект права, следуют положения гражданского права о возможности и критериях регулирования отношений, связанных с правом собственности и его реализацией. Так, в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Правомочие владения

Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона, т. с. иметь ее в наличии, определять земельный участок как свой и т. п. Благодаря этому правомочию собственник является владельцем земельного участка. Он же имеет право распорядиться землей так, что владение перейдет к иному лицу. При этом переход права владения не обязательно означает переход права собственности на землю.

Это интересно:  Взыскание задолженности в судебном порядке

Собственник также на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения, обладает правом зашиты владения.

Правомочие владения связано прежде всего с выделением земельного участка в натуре (на местности), с соблюдением порядка выделения, установленного земельным законодательством.

Для вступления во владение земельным участком существуют некоторые особенности. Так, совершенно не обязательно лицу появиться на земельном участке, чтобы считать себя владельцем но праву. Чаще достаточно получения на руки правоустанавливающих документов, подтверждающих его право на землю: передаточного акта по договору купли-продажи земельного участка, свидетельства о праве собственности на землю.

Правомочие пользования

Пользование дает собственнику (и иному владельцу) возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В соответствии с п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Порядок пользования земельным участком определен большим количеством нормативных актов, устанавливающих требования, разрешения и запреты, вне зависимости от того, использует землю собственник или лицо, обладающее иным правом на землю.

Условия пользования земельным имуществом сформулированы путем предоставления определенных прав собственнику земли по се использованию (ст. 40 ЗК РФ) и наложения на него обязанностей (ст. 42).

Порядок использования собственником принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит от принадлежности его к той или иной категории земель, которые установлены ст. 7 ЗК РФ. К ним относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли специального назначения (в их числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иные); земли особо охраняемых территорий (в их числе земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения и иные особо ценные земли); земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Так, в соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Изменить установленный порядок пользования землями можно, только изменив категорию земель. Полномочия и порядок установления и изменения категорий земель определены в ст. 8 ЗК РФ.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Таким образом, о правомочии пользования можно сказать, что собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Правомочие распоряжения

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.

Собственник может предоставить право свободного прохода через свой участок любому лицу. Свидетельством предоставления такого права является отсутствие ограждения либо иных обозначений, свидетельствующих о недопустимости прохода без разрешения собственника (п. 2 ст. 262 ГК РФ). При этом закон устанавливает требование к лицам, пользующимся правом прохода. Такой проход не должен причинять ущерба или беспокойства собственнику.

Особенностью права собственности на землю в России является то, что классификация права собственности на землю в законодательстве осуществлена по такому признаку, как субъекты права собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частная собственность на землю

В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно.

Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.

Субъектами права частной собственности на землю выступают также иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ. Чтобы стать объектом собственности гражданина, земельные участки перечисленных целевых назначений должны быть переведены в установленном порядке в иную категорию, из которой возможно предоставление земель в собственность гражданам и их организациям.

Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности граждан или юридических лиц, но с требованием соблюдения особого режима их использования.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю индивидуально и совместно.

Государственная собственность на землю

Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных.

Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.

Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Муниципальная собственность на землю

Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Это интересно:  Как пользоваться картой Стрелка в автобусе

В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения – участки, расположенные за пределами населенных пунктов. Они предназначены для нужд сельского хозяйства. В составе земель таких категорий выделяют сельскохозяйственные угодья, земли для внутрихозяйственных дорог, коммуникаций, лесных насаждений, предназначенные для защиты земель от негативного влияния природы, антропогенных и техногенных факторов. Также на землях сельхозназначения могут находиться здания, предназначенные для хранения, производства либо первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Право собственности на земли сельскохозяйственного назначения реализуется посредством принадлежности участка конкретным лицам, группам лиц или объединениям. Таким образом, это обеспечивается через формы и виды собственности на землю, находящуюся в земельном фонде Российской Федерации. Согласно действующему законодательству, выделяются следующие виды собственности на земли сельскохозяйственного назначения:

  • Частная – власть реализуется определенным собственником, решения принимаются исходя из собственных интересов.
  • Государственная – решение о порядке использования участка принимает государство в интересах общества.
  • Муниципальная – решения о порядке использования участка принимается органами местного самоуправления в интересах муниципального образования.

Основной целью использования земель сельхозназначения является ведение сельскохозяйственного производства и создание защитных лесных насаждений, также земли используются для учебных, научно-исследовательских целей и занятия рыболовством. Такие участки могут находиться в собственности:

  • Некоммерческих организаций.
  • Крестьянских (фермерских) хозяйств.
  • Хозяйственных товариществ и обществ.
  • Казачьих обществ.
  • Общин коренных малочисленных народов.
  • Учебных, учебно-опытных, опытно-производственных, учебно-производственных подразделений научных организаций.

Собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения не могут быть иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, у которых в уставном капитале более 50% составляет доля иностранцев либо лиц без гражданства. Они могут пользоваться участками только по праву аренды.

Общая собственность: долевая и совместная

При общей собственности земельный участок сельхозназначения находится в собственности сразу двух и более лиц. Такая форма применялась для реорганизации совхозов и колхозов, которые существовали в советское время. Собственник доли имеет право на выдел части земельного участка из общей доли. Выделяют два вида общей собственности: долевая и совместная. Этот параметр прописывается в регистрационных документах каждого собственника. Между собой такие формы собственности отличаются тем, что:

  • Общая долевая – подразумевает выделение отдельно доли, размер которой устанавливается заранее.
  • Общая совместная – не предполагает выделения отдельной доли.

Распоряжение участком, находящимся в общей долевой собственности, происходит по соглашению всех владельцев. Спорные вопросы, касающиеся владения, разрешаются в суде. Собственник любой доли имеет право пользоваться общей землей. Если достичь этого не получается, собственник может потребовать от других владельцев компенсации. Все затраты и доходы, связанные с владением земельным участком, делятся между собственниками пропорционально их доле.

Каждый собственник может распоряжаться, закладывать либо продавать свою долю. При продаже или отчуждении он обязан оповестить других собственников о своих намерениях, так как они имеют преимущественное право покупки. Для этого владелец может отправить письмо, в котором прописаны условия продажи. Если в течение месяца другие собственники не выкупят либо же откажутся от отчуждаемой доли, владелец может продавать землю постороннему лицу.

Оформление земли в собственность

Земельные участки сельскохозяйственного назначения представляются физическим и юридическим лицам по результатам торгов. Без торгов получить землю можно в тех случаях, если вы ранее арендовали этот участок либо же через суд. Если участок не имеет границ, необходимо провести межевание. После этого он ставится на кадастровый учет. Когда эти шаги будут пройдены, нужно обращаться в муниципалитет. Вам нужно предоставить следующие документы:

  • Паспорт либо иной другой документ, удостоверяющие личность.
  • Кадастровый план.
  • Заявление о передаче в собственность.
  • Выписка из кадастрового плана.
  • Оплаченные квитанции.

При положительном ответе вам потребует зарегистрировать свои права в Росреестре. Для этого вам придется предоставить заявление, технический и кадастровый паспорта на участок, акт отчуждения муниципальной собственности, оплаченные квитанции, постановление администрации. Решение о выдаче или отказе принимается в течение 2 недель, новое свидетельство регистрируется в Ростреестре.

Распоряжение земельным участком (ЗУ): права, ответственность, полномочия

Практический каждый правообладатель земельного участка полагает, что в его ведении право распоряжаться собственным ЗУ. Однако каждая из форм права определяет для владельца определённый диапазон в праве распоряжения.

Некоторые владельцы участков в принципе мало осведомлены о своих имущественных правах, что может создать намерение неправомерных притязаний на возможность распорядиться участком, либо наоборот – ограничить в возможностях эффективного распоряжения собственностью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Ещё более сложным оказывается вопрос, когда речь идёт о государственной собственности и о праве распоряжаться её ресурсом.

Что это такое?

Распоряжение ЗУ – это одно из фундаментальных конституционных прав собственника ЗУ, определяющее для него возможность не только пользования участком, с извлечением из него возможных полезных свойств, но и допускающее осуществлять полноценное оперирование им в качестве имущественного объекта.

Управление – это не просто право, это действие которое способен осуществить собственник в самом широком правовом диапазоне. В рамках распоряжения можно выделить следующие виды имущественных отношений:

  • продажа;
  • мена;
  • дарение;
  • передача в наследство;
  • передача в залог;
  • сдача в аренду.

Все перечисленные имущественные операции с землёй может осуществлять субъект, в чьём ведении находится право распоряжения ЗУ. Рассматривая право распоряжения в контексте его реализации, можно выделить две категории правообладателей: землепользователей и землевладельцев.

Землепользователи имеют ограниченные права распоряжения, которые могут реализовать исключительно на территории ЗУ. Землевладельцы – это собственники участка, которые уполномочены осуществлять все имущественные правовые сделки, а также распоряжаться на территории ЗУ по своему усмотрению.

Полномочия и права

Распоряжение земельным имуществом осуществляется на базе законодательного постановления изложенного в Законе РФ от 25.10.01 г. за № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Оно оглашает правила установленные в отношении хозяйствующих субъектов РФ, а так же частных лиц, осуществляющих право обладания ЗУ в форме собственности.

Выделяют три формы собственности на землю, правообладатели каждой из них имеют полномочия по распоряжению. К ним относятся:

Обозначенные субъекты имеют право не только распоряжаться земельной собственностью, но и передавать её на нижестоящий уровень. Передача права распоряжения может осуществляться со стороны государства – регионам, а со стороны муниципальных образований – частным лицам.

С 1 марта 2015 года вступили в силу законодательные изменения, упрощающие процедуру передачи прав распоряжения, а также внёсшие коррективы в сторону распоряжения так называемой «неразграниченной» землёй.

В настоящее время Законодательство РФ практически полностью передало в ведение регионов права распоряжения землями, находящимися на их территории. В свою очередь местные власти имеют полномочия в передаче права распоряжения ЗУ в сторону частных или юридических лиц (на правах частной собственности).

То есть приобретение права собственности, подразумевающее распоряжение вверенным земельным участком осуществляется путём административного постановления.

На его основании стороны определяют условия, в соответствии с которыми будет осуществлена передача прав.

Соглашение о передаче полномочий

Соглашение может составляться сторонами на основании:

  1. Передачи права распоряжения на неразграниченные территории. В данном случае сельские исполкомы, земельные территории которых не разграничены и не выделены в автономное существование, передают право распоряжения ими, районным центрам.
  2. Составление соглашения об обременении, в результате которого транслируется частичная передача права распоряжения.
  3. Аренда, которая путём соглашения передаёт право ограниченного владения (пользования) арендатору.

Соглашение об аренде может не включать в себя права на распоряжение участком в принципе. Это право передаётся на основании условий соглашения, которые позволяют проводить реорганизацию ЗУ, например, в результате проведения строительных работ.

Соглашение составляется сторонами с указанием реквизитов, наименований или путём предоставления личной информации. После представления сторон, определяется предмет соглашения – ЗУ, в отношении которого указывается:

  1. Информация, представляющая его кадастровые данные и соответствующие характеристики.
  2. Основания и форма передачи права распоряжения ЗУ.
  3. Условия, посредством которых осуществляется передача права распоряжения.

В их число должно входить всё, что имеет отношение к прецеденту составления соглашения.

В заключение к соглашению прилагаются копии документов на участок, ставится дата и подписи сторон с расшифровкой. Если в составлении соглашения принимало участие юридическое лицо (лица), необходимо дать все его реквизиты и скрепить соглашение печатью.

В целом соглашение имеет форму договора. А в случае наличия действующего договора, в отношении которого составляется соглашение, документ имеет форму приложения и обязательно указывает данные договора. Скачать положение вы можете ниже:

Это интересно:  Как перевести деньги с карты Аваль на карту ПриватБанка через интернет

Порядок распоряжения

Земельный ресурс РФ подлежит формированию в целостную землеустроительную систему, в отношении которой установлены границы между земельными массивами, а земли имеют документальную правовую основу, внесённую в записи ГКН. Такие земли называются участвующими в обороте. Все земли РФ являются государственной собственностью.

К ним предъявляется требование по определению границ территориального разделения. По этим границам проходят межевые линии, определяющие причастность земель к тому или иному хозяйствующему субъекту.

На основании топографической и иной документации, государство уполномочено передавать земли находящиеся в пределах расположения территории регионов – в их ведение. Земельные массивы закрепляются актами и иными нормативными документами за органами муниципальной исполнительной власти, которая получает статус хозяйствующего субъекта на обозначенной территории.

Данный правовой акт закреплён в записях кадастрового учёта, а земли получают шифры (кадастровые адреса) регионов, к которым принадлежат. В свою очередь хозяйствующий субъект приобретает полномочия по распоряжению землями, а также – ответственность за распорядительные действия в отношении земель.

Посредством принятия ответственности, распоряжение земельным ресурсом региона становится источником поступления средств, в распоряжение региона. Тем не менее, некоторые земельные массивы не имеют территориального разделения, то есть кадастровые записи учёта не имеют документального подтверждения их причастности к тем или иным формам распоряжения.

Как правило, это те земли, которые по факту не являются частью муниципальных образований, но по регламенту распоряжение ими осуществлялось районным муниципальным образованием.

Внесённые в законодательство изменения, с текущего года позволяют исполнительным комитетам разных уровней находить компромисс, в вопросах распоряжения землями.

В некоторых случаях руководители разных уровней власти допускают возможность составления соглашения, на основании которого распоряжение земельным ресурсом регламентируется пределами соглашения и полномочиями лиц, определёнными соглашением.

Заключение

Распоряжение земельным ресурсом осуществляется в соответствии с установленными в ГКН записями учёта.

Однако некоторые участки не разграничены, то есть их право на распоряжение земельной собственностью в качестве хозяйствующего субъекта, оказывается спорной. В таком случае в качестве критерия права распоряжения выступает соглашение, посредством которого стороны договариваются о согласовании вопроса по распоряжению.

Кроме права распоряжения земельным ресурсом со стороны государства или муниципалитета, данное право приобретают частные лица (в т. ч. юридические), обладающие правом собственности на ЗУ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Статья 14. Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

Статья 14. Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

1. Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

2. Участник долевой собственности может выдать другому лицу нотариально удостоверенную либо заверенную уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, доверенность на совершение юридически значимых действий в отношении принадлежащей данному участнику долевой собственности земельной доли, в том числе на голосование на общем собрании участников долевой собственности.

3. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения:

1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;

2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;

3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;

4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;

5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;

Информация об изменениях:

Подпункт 6 изменен с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее — уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;

7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;

8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;

9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ пункт 3 статьи 14 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 10, вступающим в силу с 1 апреля 2015 г.

10) о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, об отказе заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд либо о предложениях об изменении условий соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

4. Уполномоченное общим собранием лицо подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности, содержащего сведения о данном лице (фамилия, имя, отчество, паспортные данные), о видах действий, на совершение которых уполномочено данное лицо, и указание на срок, в течение которого данное лицо осуществляет переданные ему полномочия, или копией такого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. При этом срок осуществления полномочий не может быть более чем три года и данному лицу не может быть передано осуществление полномочий по вопросам, которые в соответствии с настоящей статьей не могут быть решены на общем собрании участников долевой собственности.

Уполномоченное общим собранием лицо обязано информировать участников долевой собственности об осуществлении переданных ему общим собранием участников долевой собственности полномочий.

В случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.

Полномочия, предусмотренные настоящим пунктом, могут быть отозваны только по решению общего собрания участников долевой собственности.

5. Участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется. От имени участников долевой собственности дополнительное соглашение к данному договору аренды заключает уполномоченное общим собранием лицо, срок осуществления полномочий которого не истек.

Статья написана по материалам сайтов: zakonometr.ru, www.grandars.ru, www.landatlas.ru, lawyer-consult.ru, base.garant.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector