+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Может ли управляющая компания быть ресурсоснабжающей организацией?

В отношениях по предоставлению коммунальных услуг помимо потребителей и поставщиков коммунальных ресурсов присутствует некто – исполнитель.

При выборе собственниками помещений в доме непосредственной формы управления это лицо остается неизвестным. Рассмотрим, является ли ресурсоснабжающая организация (РСО), с которой у собственников помещений заключены прямые договоры о приобретении коммунальных ресурсов (договоры об обслуживании внутридомовых сетей заключены собственниками с другими организациями) в случае выбора непосредственного управления, исполнителем коммунальных услуг со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Читаем законодательство

Как следует из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнителями коммунальных услуг признаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим требованиям:

– производят или приобретают коммунальный ресурс;

– отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, посредством которых предоставляют коммунальные услуги потребителям;

– предоставляют потребителям коммунальные услуги.

Буквальное толкование такого определения позволяет утверждать, что юридическое лицо и ИП не могут рассматриваться как исполнители коммунальных услуг, если в их деятельности отсутствует хотя бы один из вышеперечисленных элементов. Исполнителем коммунальных услуг в зависимости от выбранного собственниками способа управления домом могут быть:

– ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные потребительские кооперативы;

– а при непосредственном управлении – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

При непосредственном управлении РСО зачастую только подает коммунальный ресурс на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей и не предоставляет потребителям коммунальные услуги. Данное положение закреплено в п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым при непосредственном управлении собственники заключают договор о приобретении коммунальных ресурсов с соответствующей РСО. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме, или собственниками самостоятельно, если договором с РСО не предусмотрено иное. Таким образом, в строгом соответствии с законодательством РСО, с которой собственники, осуществляющие непосредственное управление домом, заключили договоры о приобретении коммунальных ресурсов, исполнителем коммунальных услуг не является.

Данное утверждение не вызывает сомнения в части возложения на РСО обязанности по содержанию внутридомовых инженерных сетей. Однако вопрос о выполнении РСО иных обязанностей, возложенных Правиламипредоставления коммунальных услуг на исполнителя коммунальных услуг, остается открытым.

Толкуем законодательство

Правила предоставления коммунальных услуг распространяют свое действие на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1). Тем не менее в силу их п. 8 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с РСО с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить самим правилам и иным нормативным правовым актам РФ. Стоит обратить внимание на то, что «не должны противоречить» в контексте упомянутой нормы не значит «должны соответствовать» им.

Кроме того, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает пределы ответственности РСО по договору с потребителями. Так, РСО несет ответственность за режим и качество подачи холодной и горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Минрегион РФ в письмах от 29.11.2007 № 21492‑СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями» и от 13.02.2007 № 2479‑РМ/07 «О применении п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг» дает расширительное толкование названной нормы, указывая на необходимость соответствия условий договоров с РСО Правилам предоставления коммунальных услуг в части:

– прав и обязанностей сторон договора;

– порядка подачи коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– требований к качеству коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– условий оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод);

– ответственности сторон договора;

– оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов.

Основная цель расширительного толкования – не допустить нарушения прав потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством РФ и договорами. Необходимо отметить, что в тексте самих Правилпредоставления коммунальных услуг содержатся противоречия, которые не позволяют распространять их действие исключительно на отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

Например, п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает, что должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества. Однако данный пункт входит в противоречие со всей концепцией рассматриваемого документа. Так, исполнитель предоставляет потребителю коммунальные услуги. В этих целях РСО осуществляет поставку коммунального ресурса на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не в каждое жилое помещение (до ввода в дом). РСО не имеет права поставлять коммунальный ресурс по внутридомовым сетям, так как они являются частью общего имущества. Обязанности РСО, таким образом, ограничиваются бесперебойной подачей коммунальных ресурсов до ввода в дом. Представляется, что это положение должно найти отражение в действующем законодательстве.

Еще один пример – разд. X Правил предоставления коммунальных услуг регулирует приостановление и ограничение предоставления коммунальных услуг. При этом в п. 82 впервые упоминается о приостановлении (либо ограничении) подачикоммунальных ресурсов. В пунктах 80, 81 речь идет только о коммунальных услугах.

Приведенные примеры показывают, что положения Правил предоставления коммунальных услуг относятся как к коммунальным услугам и, соответственно, связаны с деятельностью исполнителя, так и к деятельности РСО по подаче коммунальных ресурсов. В связи с этим позиция Минрегиона РФ по расширительному толкованию п. 8 рассматриваемого документа представляется целесообразной.

Нет никаких сомнений и в справедливости данного мнения. Дело в том, что какими правами и обязанностями не наделяли бы Правилапредоставления коммунальных услуг исполнителей, реальное осуществление этих прав и обязанностей напрямую зависит от РСО. На практике ТСЖ и управляющие организации всего лишь посредники между гражданами и РСО. И, как обоснованно отмечает Минрегион РФ в Письме от 13.02.2007 № 2479‑РМ/07, исполнитель коммунальных услуг вправе требовать установления паритетных соответствующих Правилам предоставления коммунальных услуг условий договоров с РСО по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения – в судебном порядке. Представляется, что собственники, напрямую выстраивающие отношения с РСО (при непосредственной форме управления), тем более имеют право требовать выполнения обязанностей исполнителя со стороны РСО.

Тем не менее приходится констатировать, что на практике разъяснения Минрегиона РФ не всегда воплощаются в жизнь. Этому способствуют как объективные, так и субъективные причины. К первым можно отнести зависимость РСО от энергетического законодательства (например, порядок приостановления или ограничения подачи электроэнергии, установленный Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики[1], не соответствует порядку, предусмотренному Правилами предоставления коммунальных услуг). Субъективизм проявляется в применении действующего законодательства судебными органами.

Обращаемся к арбитрам

Обобщение судебной практики приводит к выводу, что собственники помещений в многоквартирных домах вовсе не обращаются за судебной защитой и не просят возложить на РСО обязанности исполнителя коммунальных услуг. Они просто исправно оплачивают счета, выставляемые им этими организациями.

Тем не менее позицию арбитров относительно рассматриваемой проблемы можно проследить по спорам между РСО и Роспотребнадзором. Подобные дела – это как раз тот случай, когда государственный орган (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) может обратиться в суд за защитой неопределенного круга лиц (жителей конкретного дома). Особую актуальность это приобретает именно при непосредственной форме управления домом, когда другого представителя у собственников нет. Кроме того, нередко Роспотребнадзор выступает ответчиком в суде по искам РСО, которые были привлечены к административной ответственности за нарушение требований законодательства в области защиты прав потребителей.

Итак, принципиальная разница между исполнителем коммунальной услуги и РСО – исполнение либо неисполнение обязанности по содержанию внутридомовых инженерных сетей. В остальном РСО не освобождена от обязанности соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг. Сомнения, возникающие на практике, могут быть объяснены в первую очередь несовершенством законодательной базы. Разрешение существующей проблемы видится во внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношения исполнителей и потребителей коммунальных услуг. Не исключается и издание принципиально новых актов, способных урегулировать отношения с РСО.

[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530.

[2] В передаче в Президиум ВАС отказано (Определение от 08.02.2008 № 55/08).

[3] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167.

[4] Оснований для пересмотра дела в порядке надзора не имеется (Определение ВАС РФ от 10.02.2009 № 57/09).

Содержание

Ресурсоснабжающая организация — что это и как заключить прямой договор с ней?

Все блага цивилизации, которыми пользуются жители многоквартирных домов, будь то электричество, тепло или горячее и холодное водоснабжение, являются ресурсом, предоставляемыми специальными организациями.

Такие организации именуются ресурсоснабжающими (РСО). Ресурсоснабжающая организация — что или кто это? Существуют четкие правила, по которым происходит расчет и взаимодействие между потребителями (собственниками или иными пользователями) и РСО.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Это интересно:  Как приватизировать землю под гаражом (гаражным кооперативом) - в собственность, нужно ли , бесплатно, для пенсионеров

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Зачастую посредником между ними выступают управляющие компании (УК), но в некоторых ситуациях возможны прямые расчеты и прямые договора между пользователями услуг и организациями, предоставляющими услуги.

За чей счет производится замена электросчетчиков в квартире и на лестничной площадке? Ответ узнайте прямо сейчас.

Законодательство о порядке предоставления услуг

Правила, согласно которым осуществляется предоставление коммунальных услуг, регламентируются следующими правовыми актами:

  • Жилищным кодексом;
  • постановлениями правительства РФ №307, №124, № 354, № 1498;
  • федеральным законом №176-ФЗ.

к содержанию

Понятие ресурсоснабжающей организации

Что такое ресурсоснабжающая организация?

Ресурсоснабжающими организациями называются юридические лица и ИП, которые осуществляют предоставление, транспортировку и продажу коммунальных ресурсов.

К ресурсоснабжающим организациям относятся компании, предоставляющие следующие ресурсы:

  • электроэнергию;
  • водопроводную воду и водоотведение (канализацию);
  • природный газ;
  • тепловую энергию, в том числе и твердое топливо (в ситуациях с печным отоплением).

Кроме того, к РСО относятся компании, осуществляющие транспортировку и обслуживание вышеперечисленных ресурсов.

Также ресурсоснабжающие организации предоставляют услуги по:

  • уничтожению насекомых и грызунов;
  • вывозу мусора (твердых бытовых отходов);
  • доступу к коллективным телевизионным антеннам;
  • освещению дворовых территорий.

Таким образом, все ресурсы, предоставляемые гражданам, транспортируются и доводятся до жилого дома ресурсоснабжающими организациями.

Может ли быть управляющей компанией?

Управляющей компанией называется юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию, управление и содержание жилых домов на основании договора, подписанного между организацией и собственниками жилых помещений.

Строго говоря, УК — посредник, аккумулирующий средства собственников для оплаты услуг, предоставляемых РСО.

УК является исполнителем коммунальных услуг и подрядчиком потребителей, а ресурсоснабжающая организация — субподрядчиком на основе договора, заключенного между УК и РСО.

Кроме того, УК обслуживает общее имущество, планирует и осуществляет ремонт и эксплуатацию зданий.

Исходя из этого, ресурсоснабжающие организации не могут быть управляющими компаниями, так как ограничены одним видом деятельности и не могут организовывать общее управление жилым зданием.

В то же время, могут осуществляться прямые расчеты между РСО и пользователями, кроме того, могут заключаться прямые договора на предоставление услуг.

В каких случаях РСО выполняет функции исполнителя коммунальных услуг? Управление жилым домом осуществляется следующими способами:

  1. С помощью управляющей компании.
  2. С помощью ТСЖ или иного кооперативного объединения.
  3. Непосредственным управлением собственниками.

В последней ситуации, когда от лица потребителей выступает один из собственников или их доверенное лицо, исполнителем коммунальных услуг выступает ресурсоснабжающая организация. Другими случаями, в которых исполнителем коммунальных услуг назначается РСО, являются:

  1. Когда способ управления собственниками не выбран.
  2. В период между прекращением действия предыдущего способа управления до момента выбора нового способа управления жилым домом (ТСЖ или УК).

Случаи, когда РСО назначается исполнителем коммунальных услуг, строго ограничены правилами, установленными постановлением №354 правительства РФ.

Плюсы и минусы прямых расчетов с жителями

Прямые расчеты между пользователями и РСО имеют как преимущества, так и существенные недостатки.

К плюсам относятся:

  • снижение вероятности банкротства УК, так как расчеты между пользователями и РСО проходят напрямую;
  • отсутствие коллективной ответственности. В такой ситуации УК не будет компенсировать неплатежи соседей за коммунальные услуги средствами, выделенными на содержание дома и капитальный ремонт.

К существенным недостаткам прямых расчетов между пользователями и РСО относятся:

  • пользователям услуг придется оплачивать коммунальные платежи в различных местах в нескольких кассах;
  • могут возникать проблемы с перерасчетом коммунальных услуг.

к содержанию

Возможно ли заключение прямых договоров?

В 2017 году планируется введение возможности заключения прямых договоров между пользователями и ресурсоснабжающими организациями. Заключение таких договоров может осуществляться в следующих случаях:

  1. Если пользователем услуг выступает собственник частного жилья.
  2. В случаях, когда общим собранием жильцов выбирается способ непосредственного управления. Как правило, непосредственное управление осуществляется в малоквартирных домах (до 16 квартир).
  3. В случаях, когда пользователями являются владельцы нежилых помещений многоквартирного дома.
  4. В период между прекращением действия договоров, заключенных пользователями и исполнителем коммунальных услуг до момента вступления в силу нового договора.
  5. В случаях, когда УК или ТСЖ имеет задолженность перед РСО, размер которой превышает 3-месячную стоимость услуг.

В этих случаях собственники жилых помещений имеют право заключать прямые договора и осуществлять прямые расчеты с РСО.

В то же время, такая ситуация имеет как положительные, так и отрицательные стороны:

  1. Отсутствие расходов на содержание бюрократического аппарата управляющей компании.
  2. Отсутствие коллективной ответственности. Каждый собственник не страдает из-за соседей, которые не оплачивают коммунальные платежи либо оплачивают их не в полном объеме.
  3. Можно привлекать подрядные организации по обслуживанию жилья на краткосрочной основе, что позволяет значительно сэкономить из-за конкурентной среды.

К существенным недостаткам прямых договоров между пользователями и РСО относятся:

  1. Снижение эффективности управляемости многоквартирным домом. Для решения важных вопросов необходимы общие собрания, которые зачастую не приводят к выработке консенсуса.
  2. Нет возможности выполнить капитальный ремонт дома с использованием денежных средств, предоставляемых Фондом содействия реформированию ЖКХ.

к содержанию

Ответственность РСО за неправильный расчет

Федеральным законом № 176, которым вносятся изменения в ЖК РФ, устанавливается, что ответственность за неправильное начисление коммунальных платежей несет исполнитель коммунальных услуг.

Штраф организации, нарушившей порядок начисления коммунальных платежей, составляет 50% от соответствующей суммы.

В тех случаях, когда исполнителем назначается РСО, штрафные санкции налагаются на эту организацию.

В таких случаях следует подать письменное обращение в компанию-исполнителя коммунальных услуг с требованием перерасчета стоимости предоставленных услуг, если ответа и соответствующих действий не последует, то можно обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на организацию, кроме того, можно подать письменное обращение в прокуратуру или обратиться в суд.

Сфера ЖКХ по-прежнему остается одной из самых проблемных в России.

Многочисленные случаи банкротства управляющих компаний, рост неплатежей или предоставления некачественных или излишне дорогих услуг привели к тому, что правительством и парламентом РФ было принято решение о возможности заключения прямых договоров между пользователями и РСО.

Кроме того, законодательством РФ предусмотрен прямой порядок расчета потребителей с ресурсоснабжающими компаниями.

Эти меры должны привести к повышению качества предлагаемых услуг и снизить непрозрачность расчетов между собственниками и данными организациями.

Однако, несмотря на это, вводимые меры не только имеют значительные плюсы, но и несколько усложняют потребителям условия расчета по коммунальным платежам.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно !

Может ли ресурсоснабжающая организация быть УК

Вопрос о том, может ли ресурсоснабжающая организация (РСО) быть управляющей компанией, возникает достаточно часто у самой РСО, поскольку жалобы и недовольство жильцов предоставленными услугами заставляет такие компании делать то, что они не должны. Конфликты между данными юридическими лицами достаточно часты, поскольку каждое из них считает, что сложившаяся ситуация не входит в их компетенцию. И далее о том, что такое РСО, какие ее полномочия, и может ли компания одновременно выполнять и функции поставщика услуг ЖКХ, и поставщика самих ресурсов.

Ресурсоснабжающая организация: какие ее функции и полномочия

Из самого названия компании должно быть понятно, что ресурсоснабжающая организация – это та компания, которая в сфере жилищно-коммунального хозяйства предоставляет некие ресурсы. К ним относятся вода, газ, электричество, отопление и т.д., то есть все то, что потребляет среднестатистический житель многоквартирного дома. Но при этом необходимо понимать, что такая организация не просто обладает такими ресурсами и продает их, но и обеспечивает их поставку до конечного потребителя.

Примеры ресурсоснабжающих организаций:

  • Водоканалы. Такие учреждения направляют воду по трубопроводу до конечного потребителя, то есть в квартиры или дома граждан;
  • Компании по обеспечению отопительных систем. Таких организаций в городе может быть множество, но каждая из них должна обеспечивать в отопительный сезон поставку тепла;
  • Организации по поставке электричества. Вообще электричество вырабатывается электрическими станциями, но вот кто осуществляет поставку, вопрос сложный. Это может быть и посредник, и сама станция, и управляющая компания и т.д.;
  • Газовые службы. Как правило, даже в крупных городах газовая служба одна, что связано с достаточно большой ответственностью таких организаций.

УК и РСО в одном лице: возможно или нет

Возникает вполне логичный вопрос, если некая компания поставляет блага для общества, почему она не может ими и управлять и следить за тем, как осуществляется их поставка к жильцам. Но не все так просто, что также обусловлено некой коллизией в законодательстве.

Управлять любым многоквартирным объектом могут:

  1. Управляющие компании;
  2. Собственники недвижимости;
  3. Объединения жильцов, которые могут быть зарегистрированы как товарищества жильцов или кооперативные объединения жильцов.

Когда из трех случаев УК и РСО может быть в одном лице? В третьем варианте, когда один житель квартиры по доверенности выступает от лица всех жителей дома. Тогда ресурсоснабжающая организация автоматически становится управляющей компании.

Также, РСО становится управленцем в случае, если сами жильцы еще не определились с формой управления их домом. Пока жильцы выбирают форму правления, они одновременно получают и ресурсы, и управление ими исключительно от РСО.

Также такое допустимо, если происходит смена формы управления, например, было кооперативное управление, а потом изменили его на управляющую компанию. Выбор УК еще не осуществлен, договор не с кем не подписан, следовательно, РСО является управляющей организацией.

Управляющая компания: может ли она быть поставщиком ресурсов

Если возникает вопрос о том, может быть РСО управляющей компанией, то почему не возникает вопрос о том, может ли УК поставлять ресурсы. Попробуем разобраться.

Это не значит, что УК просто управляет и ничего не делает. Абсолютно нет. Она обязана содержать весь дом в том состоянии, которое позволит жильцам дома получать все услуги ЖКХ в полном объеме.

Фактически, УК – это поставщик услуг. Например, вывоз мусора, уборка территории, осмотр технического состояния вентиляционных шахт и т.д. Таких услуг много. И каждый житель имеет полное право ознакомиться с перечнем услуг, за которые он платит, напрямую обратившись в УК. Некоторые даже организации полностью в квитанциях расписывают свой тариф на ЖКХ, что весьма правильно и рационально.

Это интересно:  Как приобщить к делу акты сверки индивидуального предпринимателя

Но УК никогда не будет РСО. У неё фактически тех ресурсов, которые она может поставлять. Но на нее возложены совсем другие обязанности: покрасить стены, починить перила, отремонтировать детскую площадку и т.д. Все это должно быть выполнено именно работниками УК, о чем должно быть обязательно сообщено в договоре подряда.

Также данные юридические лица имеют разный статус:

  • УК – это подрядчик, который выполняет услуги. Такая компания непосредственно заключает договор с жильцами дома;
  • РСО – это субподрядчик, поскольку она подписывает соглашение непосредственно с УК.

Но возникает вполне логичный вопрос: неужели нельзя РСО сразу миновать посредника, то есть УК, а напрямую заключать договора с жильцами? Да, такая возможность РСО предоставляется. Но будет ли это выгодно самим потребителям неизвестно.

Когда можно напрямую заключать договора между РСО и жильцами:

  1. Когда ресурсами пользуется собственник частного дома;
  2. Когда сами жильцы управляют своим домом через некое объединение или уполномоченное лицо;
  3. Когда есть некий люфт времени от момента переподписания договора с УК или выбором нового управленца;
  4. В случае, когда УК будет иметь задолженность перед самой ресурсоснабжающей организацией.

Все перечисленные причины могут служить основанием для того, чтобы РСО стала управляющей организацией.

Споры между РСО и УК

Споры между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией происходят всегда, поэтому данная тема достаточно актуальна в любое время. Предоставление любых услуг ЖКХ всегда связано с сотрудничеством двух субъектов. Но несовершенство законодательной базы, которая регулирует данный вопрос, а также желание каждого нажиться на простых граждан, приводят к тому, что часто УК и РСО судятся между собой и решают возникшие конфликты исключительно в судебном порядке.

Наиболее частой проблемой конфликта является то, что УК не перечисляет средства РСО, хотя фактически все ресурсы были потреблены, и жильцы дома осуществили за них оплату. Очень часто УК – это мошеннические структуры, которые после получения средств не выполняют свои обязательства, а жильцы становятся заложниками ситуации.

Почему же каждый житель дома не может напрямую платить в РСО за поставленные ресурсы? Он может, но ему это не вполне удобно. Например, необходимо отдельно оплатить за газ, воду, канализацию и т.д. Это множество квитанций, платежек, комиссий за провидение операций и т.д. Проще, чтобы управленческая компания самостоятельно сводила в единую базу все платежи и уже своим клиентам предоставляла обобщенную информацию о сумме коммунальных платежей.

По итогу оплаты ЖКХ УК обязан распределить полученные средства и перечислить их разным организациям. Но там где есть деньги, всегда возникает проблема. Есть жильцы, которые вообще не платят, есть те, кто осуществляют платежи с некой задержкой или оплачивают услуги не в полном объеме. Следовательно, сама УК не имеет возможности оплатить услуги РСО в полном объеме, не будет же она платить собственные средства. Возникает конфликт, который для жителей имеет некие последствия – отключение света, газа и т.д. И к кому предъявляют претензии сами граждане? Конечно, к управляющей компании, ведь именно ей платят деньги. Возникает некий замкнутый круг, где виновное лицо одно – УК.

Также не меньшей проблемой становится проблема того, а кто является исполнителем. Даже имея на руках заключенный договор, РСО и УК не могут прийти к единому мнению. А зря.

Поэтому именно на УК возложены функции относительно обеспечения поставки ресурсов до конечного потребителя.

Таким образом, можно сделать вывод: ресурсоснабжающая организация по желанию жильцов может стать одновременно и управляющей компанией, но РСО всегда несколько, и это может принести некие неудобства самим жильцам. Поэтому главное – правильно подойти к выбору УК, а также не забывать, самим вовремя оплачивать все жилищно-коммунальные услуги. В ином случае, можно стать заложником ситуации: УК не сможет платить по счетам, а РСО не будет предоставлять ресурсы.

Ресурсоснабжающие организации — что это такое?

Главная » ЖКХ » Ресурсоснабжающие организации — что это такое?

Для ведения хозяйственных дел по определенным многоквартирным жилым домам, создаются управляющие компании или же ТСЖ. Однако для ведения подобной специфической деятельности им требуется помощь.

Для поставки непосредственно к жилому помещению каждого потребителя того или иного ресурса (воды, электричества, газа, тепла) или различных коммунальных услуг, они сотрудничают с организациями, непосредственно передающими указанные ресурсы.

Организации, отвечающие за предоставление платных коммунальных услуг потребителям, именуются ресурсоснабжающими.

Правовая оценка подобных организаций говорит о том, что, обладая статусом юридических лиц, они, ввиду численного потребительского охвата, часто являются практически монополистами на рынке предоставления подобных услуг.

Правительством на государственном уровне регулируется работа этих организаций, определяется примерный порядок, в соответствии с которым утверждаются цены на коммунальные услуги, рассчитываются экономически обоснованные тарифы на них, и устанавливаются правила начисления оплаты за потребленные гражданами ресурсы.

Фактически же ТСЖ/УК заключают с ресурсоснабжающими организациями договоры на предоставление коммунальных услуг, соответственно, последние для первых являются подрядчиками или же контрагентами.

Что значит ресурсоснабжающая организация

Ресурсоснабжающие организации – это юр. лица/ИП, чья деятельность напрямую связана с предоставлением, транспортировкой и продажей конкретного коммунального ресурса.

К ресурсоснабжающим нужно отнести компании, отвечающие за:

  • предоставление потребителям электрической энергии;
  • подачу потребителям питьевой воды и ее отвод (канализацию);
  • газоснабжение;
  • предоставление тепловой энергии. Сюда же можно отнести и организации, предоставляющие твердое топливо.

Помимо этого, если речь идет о транспортировке или обслуживании того или иного ресурса, за это также отвечают РСО.

Дополнительно организации могут оказывать услуги следующего характера:

  • по уничтожению грызунов (насекомых);
  • по вывозу накопленного потребителями мусора (ТБО);
  • по организации предоставления доступа к коллективным телеантеннам;
  • по организации освещения придомовой территории многоквартирных домов.

Указанное говорит о том, что каждый коммунальный ресурс, в котором нуждаются граждане, транспортируется и поставляется РСО непосредственно к жилым домам и к каждой квартире.

Может ли ресурсоснабжающей организацией быть управляющая компания

Управляющая компания как юр. лицо на основании заключенных договоров, подписанных между ней и владельцами жилых помещений, отвечает за эксплуатацию, содержание и управление жилыми домами.

Управляющая компания выполняет роль посредника, собирающего финансы владельцев в качестве оплаты за коммунальные услуги, по факту оказываемые РСО.

Таким образом, по отношению к потребителям управляющая компания выступает исполнителем услуг (ответственным за предоставление услуг) и подрядчиком, а РСО является субподрядчиком, фактически предоставляющим эти услуги на основании соглашения, подписанного между ней и УК.

Также компания занимается обслуживанием общего имущества жилого дома, ответственна за планирование и проведение ремонтов в здании и его эксплуатацию.

Сами РСО не могут персонально выступать в роли управляющих компаний, так как сфера их деятельности ограничена исключительно предоставлением ресурса. Взять на себя функцию управления жилым многоквартирным домом, они не могут.

Потребители имеют возможность сами, без посредников рассчитываться с РСО за предоставленные им услуги, однако для этого потребуется заключение прямых договоров.

Когда ресурсоснабжающая организация может выполнять функцию исполнителя коммунальных услуг?

Существуют такие способы управления многоквартирным жилым домом:

  • с отдельным привлечением УК;
  • путем создания ТСЖ (другого объединения);
  • непосредственное управление домом владельцами помещений в жилом доме.

Последний вариант предполагает, что интересы потребителей представляет один из владельцев помещения в МКД (по общему решению собственников) или лицо по доверенности, тогда как РСО является исполнителем коммунальных услуг.

Проще говоря, РСО может быть выбрана исполнителем коммунальных услуг при таких обстоятельствах:

  • если собственники не определились с конкретным способом управления жилым домом;
  • в период смены способа управления (от момента прекращения действия старого способа до момента утверждения нового).

Правила, установленные согласно Постановлению Правительства РФ №354, определяют ограниченный перечень случаев, при которых ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальных услуг.

Посмотрите видео. Нюансы заключения договора с РСО:

Виды договоров с РСО

Существует много разновидностей договоров, которые УК может заключать с РСО. Подобное разнообразие возможных соглашений обосновано оказанием данными организациями существенного спектра услуг. Соответственно, и договоров, подписываемых между этими сторонами, также может быть довольно много.

Практика показывает, что наиболее часто управляющие компании и ресурсоснабжающие организации подписывают договоры поставки. Ярким примером может служить договор на поставку электрической энергии.

Структура такого соглашения стандартная, при этом содержание должно соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ и включать в себя все существенные условия.

В соглашении о поставке приводится перечень прав и обязанностей, которые стороны обязуются соблюдать. Рассказывается о сроке и объеме планируемых поставок.

Предусматривается раздел оплаты, а также ответственности сторон в случае несоблюдения ими условий действующей сделки.

Условия документа содержат в себе информацию о поставляемом потребителям среднесуточном объеме электрической энергии. В компетенцию специалистов управляющей компании входит и проведение контрольных замеров.

Если фиксируется факт несоответствия показателей, определяемых в договоре, ресурсоснабжающую организацию могут уличить в обмане.

Важную роль отводят и соглашению на предоставление услуг. По большей части, это затрагивает сферу деятельности компаний, ответственных за вывоз ТБО.

Кроме пункта условий оплаты и перечня прав каждой стороны, указывается конкретное время, в течение которого производится вывоз отходов (время и частота вывоза).

Здесь же упоминается об ответственности сторон в случае нарушения или невыполнения ими условий соглашения. Отдельное внимание уделяется договору подряда, играющему важную роль.

Достаточно просто вспомнить свой подъезд и в целом весь дом. Регулярно здесь возникают различные поломки. Сломались перила на лестничных пролетах, стены требуют новой покраски, лифт выходит из строя, территория нуждается в систематической уборке.

Все эти проблемы становятся незаметными, поскольку за их отсутствие отвечают разные наемные рабочие. За распределение обязанностей таких работников, их организацию и оплату их работы отвечает управляющая компания. Все права и обязанности УК и работников фиксируются документально при подписании договоров подряда.

Это интересно:  Размер детских пособий и выплат в 2019 году увеличится только с февраля

Что прописывают в таком договоре?

Содержание договора должно быть тщательно продумано. В документе нужно обозначить права и обязанности каждой стороны. Отдельным разделом выделяют правила расчета компании с сотрудниками при выполнении работы, возложенной на них условиями договора.

Должна найти свое отражение в договоре и ответственность участников соглашения при неисполнении возложенных на них обязанностей либо ненадлежащем выполнении таковых. Подобные главы немаловажны – их наличие может говорить о продлении или же досрочном расторжении соглашения между УК и РСО.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Возможно ли заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями по закону

Сейчас запланировано предоставление возможности оформления между РСО и пользователями коммунальных услуг прямых соглашений.

Оформление подобных соглашений становится возможным, если:

  • в качестве пользователя коммунальных услуг выступает владелец частного жилого помещения;
  • жильцы общим решением (на собрании) избирают непосредственный способ управления имуществом. Такое управление обычно используется в домах с небольшой численностью квартир – до 16 (малоквартирные);
  • пользователями выступают собственники помещений нежилого типа в МКД;
  • в период до вступления нового соглашения в силу (от даты прекращения предыдущего договора, подписанного между потребителями и исполнителем, до начала действия нового);
  • у ТСЖ/УК имеется существенный долг перед ресурсоснабжающей организацией – период образования задолженности за потребленные услуги более 3 месяцев.

При таких условиях, владельцы жилых помещений в домах могут оформлять прямые договоры и напрямую рассчитываться с организацией, поставляющей им коммунальные ресурсы.

Подобная ситуация имеет ряд положительных моментов:

  • потребители не несут затрат на содержание штата управляющей компании;
  • не используется механизм коллективной ответственности. В таком случае, владелец помещения не пострадает от своих соседей, которые не платят за коммунальные услуги или вносят плату в ненадлежащем объеме;
  • есть возможность привлечь подрядные организации с целью заключения краткосрочных договоров, что позволяет значительно экономить свои средства.

Из недостатков заключения прямых договоров можно выделить такие:

  • снижается эффективность управления МКД. Чтобы решить важные вопросы, потребуется проводить систематические собрания собственников, на которых часто невозможно создать надлежащие условия для достижения консенсуса;
  • отсутствует возможность проведения капремонта жилого дома с привлечением финансов Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Плюсы и минусы прямых расчетов с гражданами за потребленные ресурсы

Отдельно нужно сделать акцент на преимуществах и недостатках прямых расчетов пользователей с РСО.

Из преимуществ:

  • снижается вероятность банкротства управляющей компании, поскольку средства поступают на счета РСО напрямую от пользователей коммунальных услуг;
  • не используется коллективная ответственность. В данной ситуации, не будет происходить перенаправления целевых средств, к примеру, выделенных на капремонт и содержание дома, на компенсации задолженности соседей по коммунальным услугам.

Прямые расчеты имеют и некоторые существенные недостатки:

  • оплата за полученные коммунальные услуги производится потребителями в различных кассах и в разных местах;
  • появляются проблемы при перерасчете коммунальных услуг.

Имеет ли право управляющая компания повышать тарифы, читайте тут.

Ответственность РСО за неправильный расчет

Юридическую ответственность за неверное начисление коммунальных услуг несет именно их исполнитель, о чем говорится в федеральном законе №176 (внес изменения в действующий ЖК РФ).

Организация при нарушении порядка начисления платежей за коммунальные услуги несет ответственность, выраженную в выплате 50% от суммы финансовых недочетов . Если в качестве исполнителя выступает ресурсоснабжающая организация, штрафуют именно ее.

При таких обстоятельствах, потребителем в адрес компании-исполнителя направляется обращение в письменной форме, в котором выражается требование произвести перерасчет стоимости предоставленных по факту услуг. При отсутствии ответа и реакции на письмо, направьте жалобу в Роспотребнадзор. Инициируйте разбирательство по делу через прокуратуру или сразу подайте иск в суд.

Сфера оказания ЖК услуг все также остается проблемной на территории РФ. Неоднократные ситуации с банкротством УК, возрастание числа неоплат, предоставление дорогостоящих услуг и услуг ненадлежащего качества послужили основанием для инициации Правительством РФ решения о внедрении практики заключения прямых соглашений между потребителями и РСО.

Законодательство предусматривает процедуру прямого расчета потребителей коммунальных услуг с компаниями, поставляющими ресурсы. Подобные вынужденные меры приведут к увеличению качества оказываемых услуг, создадут полную прозрачность расчетов между сторонами таких договоров.

Но даже учитывая несомненные преимущества введенных мер, на практике они создают для потребителей и некоторые сложности во время проведения расчетов за коммунальные услуги.

Посмотрите видео. Россиян могут освободить от оплаты установки счетчиков, а возложить эту обязанность на РСО:

Что такое ресурсоснабжающая организация

Согласно официальному определению: ресурсоснабжающая организация – это юридическое лицо, чья деятельность направлена на обеспечение жильцов коммунальными услугами. Работа подобных компаний контролируется со стороны государства.

Основные понятия

Деятельность РСО контролируется несколькими правовыми актами: постановлениями правительства, ЖК РФ, ФЗ №176.

К данному типу компаний относят организации, которые предоставляют:

  • электричество;
  • газ;
  • тепло;
  • воду;
  • транспортировку и хранение вышеперечисленных ресурсов.

Также подобного правового статуса удостаиваются компании, которые оказывают такие услуги как избавление от насекомых и мелких вредителей (крыс, кротов и т.д.), вывоз ТБО, реализация уличного освещения и т.д. Всем известные ГорГаз и Энергосбыт – типичные примеры РСО.

Может ли РСО считаться УК

Управляющая компания – это юридическое лицо, призванное эксплуатировать жилые дома и регулировать действия подрядных организаций. Действуют УК на основании договоров с владельцами квартир. Управляющая компания – это посредник между жильцами и РСО. Она отвечает за передачу денежных средств собственников квартир за оплату услуг компаний, занимающихся предоставлением ресурсов. УК – выступает в качестве исполнителя услуг, а РСО в свою очередь является субподрядчиком.

Из этого следует, что РСО не могут выступать в качестве УК, так как они ограничены лишь одним родом деятельности и не имеют права принимать участие в управлении домом. Однако допустимы прямые расчеты между РСО и жильцами на основании официальных договоров.

Ответственность РСО за ошибки в расчетах

Согласно федеральному закону №176, вкупе с ЖК РФ, начисление коммунальных платежей – это прерогатива исполнителя услуг. В случае допущения даже мелких ошибок в расчетах, на организацию налагается штраф в размере 50% от исходной суммы.

Если был выявлен факт ошибки в расчетах, необходимо подать письменное заявление в соответствующую компанию. Если исполнитель услуг не предпринял каких-либо действий, следует обращаться с жалобой в РосПотребНадзор.

В большинстве случаев исполнителем коммунальных услуг выступает управляющая компания. Ситуация в стране такова, что подобные организации нередко банкротятся, нарушают законы и осознанно завышают цены на свои услуги. В этой связи на государственном уровне было разрешено производить прямые расчеты между РСО и жильцами квартирных домов. Данная мера призвана улучшить качество предоставления коммунальных услуг и сделать оплату максимально прозрачной.

Особенности прямого сотрудничества

Ресурсоснабжающие организации имеют право выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг, если управление домом осуществляется непосредственно владельцами квартир (т.е. минуя УК).

В таких ситуациях обычно выбирается один уполномоченный представитель из жильцов, на которого составляется договор с РСО. Регулируется данное сотрудничество на основании постановления правительства РФ №354.

Прямые расчеты с РСО несут в себе ряд положительных сторон:

  1. Пропадает необходимость в коллективной ответственности. Иными словами, при осуществлении прямых расчетов, УК не будут компенсировать задолженности неплательщиков за счет средств, которые выделяются на кап.ремонт и содержание здания.
  2. Минимален риск банкротства УК, так как она не будет принимать участия в расчетах за коммунальные услуги.

Имеются и отрицательные особенности:

  1. Снижается вариативность способов оплаты коммунальных услуг. Львиная доля управляющих компаний сотрудничает со всеми платежными системами и внести средства можно, не выходя из дома (интернет-банкинг, автоплатежи и т.д.). При расчетах с РСО придется обращаться в кассы.
  2. Перерасчет коммунальных услуг будет затруднен, ибо ресурсоснабжающие организации не специализируются на данном аспекте.

В каких случаях можно заключить договор с РСО

С 2017 года стало возможным заключение договоров между собственниками жилья и РСО напрямую, то есть без участия УК. Это допустимо в следующих ситуациях:

  1. Данная форма управления выбрана на общем собрании жильцов. Актуально для домов с небольшим количеством квартир.
  2. Пользователями услуг выступают владельцы нежилых помещений.
  3. Когда закончилось действие договора между УК и жильцами. С составлением нового договора, управляющая компания вновь возлагает на себя обязанности исполнителя коммунальных услуг.
  4. В качестве пользователя ресурсов выступает владелец частного дома.
  5. У ТСЖ имеются долги перед РСО, превышающие среднюю стоимость услуг за последние 3 месяца.

В любой из представленных выше ситуаций жильцы дома могут заключить прямой договор со своей ресурсоснабжающей организацией.

У такого сотрудничества можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы:

  • отсутствие затрат на обеспечение бюрократического аппарата УК;
  • жильцы получают возможность сотрудничать с любыми подрядными компаниями, в том числе и на краткосрочной основе, на этом можно сэкономить, выбирая более выгодные предложения.

К минусам можно отнести:

  • управление домом становится менее эффективным, общие собрания жильцов далеко не всегда позволяют решать поставленные задачи;
  • теряется возможность осуществить капитальный ремонт здания с использованием денег из фонда содействия реформированию ЖКХ.

На видео о прямом сотрудничестве с ресурсоснабжающими организациями

Заключение

Составление прямых договоров с РСО – прерогатива жильцов. У такой формы сотрудничества есть равнозначные минусы и плюсы. Наиболее оптимальна она для домов с небольшим количеством квартир, так как в таком случае гораздо проще решать коллективные вопросы (чем меньше участников – тем проще прийти к компромиссу).

Статья написана по материалам сайтов: www.klerk.ru, pravapot.ru, prosadidom.ru, potreb-prava.com, ru-act.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector