Меры административного принуждения — законные положения

Меры административного принуждения весьма разнообразны и многочисленны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправным посягательством на эти отношения, все меры административного принуждения могут быть подразделены начетыре группы:

· меры административного пресечения;

· меры административной ответственности;

В последнее время выделяются также меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

1. Административно-предупредительные мерыпринудительного характераприменяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных вредных для режима общественной безопасности явлений. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, и других чрезвычайных ситуациях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Административно-предупредительные меры чаще всего не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения.

Следовательно, под мерами административного предупрежденияпонимаются способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Рассматриваемые меры могут быть классифицированы по разным критериям (по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения). Практическое значение имеет классификация мер по целям применения,на основании которой выделяют две группы мер административного предупреждения.

К первой группеотносятся меры, которые применяются в целях предупреждения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий, в частности:

· введение карантина, т.е. специального режима въезда и выезда в местности, пораженные эпидемией или эпизоотией (болезни животных);

· таможенный досмотр, т.е. проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды;

· закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы для движения в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий;

· досмотр транспортных средств;

· принудительное медицинское освидетельствование физического состояния лиц, санитарного состояния предприятий торговли и общественного питания;

· принудительное выселение из домов, грозящих обвалами; реквизиция имущества, т.е. временное возмездие изъятие имущества в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий (например, личного транспорта в особых условиях);

· досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа этих судов;

· регистрация оружия, транспортных средств и др.

Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий с целью обеспечения общественной и личной безопасности граждан, их законных интересов. В определенных случаях государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями. Данные меры не имеют характера административной кары.

Ко второй группемер предупреждения относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им свойственна четко выраженная профилактическая направленность. Они применяются к лицам в целях предупреждения, недопущения совершения ими правонарушений. Такими мерами являются: проверка документов, удостоверяющих личность; контрольные и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, и др.

2. Меры административного пресечения используются как средство прекращения правонарушений. Подмерами административного пресеченияпонимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами) в целях прекращения административного проступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Среди средств административного принуждения меры пресечения наиболее многочисленны и разнообразны, что обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на интересы государственных, общественных и иных организаций, граждан.

Тем не менее, их можно свести в следующие группы:

1) меры пресечения, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (задержание, физическое воздействие, принудительное лечение, применение специальных средств и оружия и др.);

2) меры пресечения имущественного характера (изъятие имущества, незаконных средств охоты, рыбной ловли, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) меры пресечения технического характера (приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.);

4) меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания при нарушении санитарных норм и др.);

5) меры пресечения финансово-юридического характера (изъятие в фонд бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым органам отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др.).

Сотрудники милиции и других специальных служб обладают правом применять специальные средства: наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные технические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства, а также служебных животных:

· для отражения нападения на граждан и работников милиции;

· отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства независимо от их принадлежности либо освобождения захваченных объектов;

· пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям работников милиции и иных лиц, выполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предотвращению и пресечению правонарушений;

· задержания и доставления в милицию или иное служебное помещение лиц, совершивших правонарушение или отказывающихся удостоверить свою личность, а также конвоирования задержанных и подвергнутых аресту, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе;

· пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;

· обеспечения режима чрезвычайного или военного положения;

· осуществления охранно-режимных мероприятий в отселенных зонах радиоактивного загрязнения.

Вид специального средства и интенсивность его применения определяются работником милиции самостоятельно с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.

Работники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

· для защиты граждан и самозащиты от нападения, угрожающего смертью или причинением вреда здоровью, либо для предотвращения такого нападения или захвата оружия работника милиции;

· пресечения общественно опасных действий, представляющих собой угрозу жизни, здоровью или имуществу людей, а равно задержания лиц, совершивших такие действия и пытающихся скрыться;

· пресечения группового или вооруженного нападения на органы внутренних дел, охраняемые объекты, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, а также для пресечения нападения на иные объекты, сопровождающегося поджогами, разрушениями и попытками завладения огнестрельным оружием;

· задержания лица, оказавшего вооруженное сопротивление, либо совершившего тяжкое преступление или совершившего побег из-под стражи, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, в том числе предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений.

Работники милиции имеют право использовать оружие в следующих случаях:

1. для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан или не подчиняется законным требованиям работников милиции остановиться;

2. для обезвреживания животного, угрожающего здоровью граждан;

3. для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Особая цель применения процессуальных мер пресечения – обеспечить нормальный ход процесса по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, привод, задержание, личный обыск, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация транспортного средства, наложение ареста на имущество).

При применении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, а также уменьшения вреда: избирать такие средства, которые минимально необходимы для предотвращения вредных последствий.

3. Административно-восстановительные меры выделяются в юридической литературе как самостоятельные группы мер административного принуждения, которые применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, существовавшего до совершения правонарушения, возмещения причиненного ущерба. К ним, например, относят снос самовольно возведенного строения, возмещение имущественного ущерба и др.

4. Меры административной ответственности применяются к лицам, признанным виновными в совершении административных правонарушений, и выражаются в наложении административных взысканий.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Меры административного принуждения — законные положения

Меры административного принуждения

К мерам административного принуждения, как правило, относят:

1) административно-предупредительные меры, применяемые в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан;

2) меры административного пресечения, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их негативных последствий;

3) меры административно-процессуального обеспечения, применяемые в целях установления обстоятельств административного правонарушения, личности виновного и получения доказательств по делу;

4) меры административной ответственности (административные наказания), применяемые в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Административно-предупредительным мерам присуща ярко-выраженная профилактическая направленность. Государство, используя указанные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление. При применении административно-предупредительных мер, предусмотренных законом или иными нормативно-правовыми актами, в целях предупреждения возможных нарушений имеются в виду такие ситуации, которые если их не принять во внимание ведут к действительному, реальному совершению правонарушений, наступлению тяжких последствий.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы — административно-предупредительная мера, применяемая в отношении лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы за тяжкие преступления с целью предупреждения совершения ими новых преступлений.

Изъятие огнестрельного оружия — административно-предупредительная мера, связанная с принудительным изъятием оружия у лиц, совершивших противоправные действия, а также страдающих психическими заболеваниями.

Личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов, досмотр багажа и ручной клади — административно-предупредительная мера, использование которой связано с обеспечением безопасности полетов, охраны жизни и здоровья людей, пассажиров и членов экипажей судов.

Это интересно:  Госпошлина в гибдд на переоформление авто

Меры административного пресечения — оперативные действия уполномоченных органов или должностных лиц по прекращению административного правонарушения. Сущность данного метода административного принуждения заключается в оказании на физическое лицо или организацию такого властного воздействия, которое позволяет принудительно прекратить совершаемое им преступление или иное правонарушение с целью исключения или снижения его вредных последствий и обеспечения последующего привлечения указанного субъекта к юридической ответственности. Рассматриваемый метод характеризуется следующими особенностями:

* применяется к физическим лицам и организациям, которые находятся в состоянии совершения правонарушения, т.е. только до окончания совершения субъектом противоправного действия (бездействия);

* применяется для принудительного прекращения не только административных правонарушений, но и преступлений, а также иных правонарушений, которые не являются в соответствии с действующим законодательством административными.(Например бюджетных, налоговых, банковских);

* заключается в оказании компетентным административным органом, его должностными лицами властного воздействия психического, физического, организационно-технического финансово-экономического характера на физическое лицо или организацию, совершающих противоправное действие (бездействие);

* применяется с целью принудить лицо к прекращению противоправного действия и тем самым предотвратить или уменьшить его вредные последствия, а также обеспечить в дальнейшем привлечение этого лица к юридической ответственности.

В зависимости от характера властного воздействия на субъекта, довершающего противоправное действие, представляется возможным выделить следующие способы административного пресечения.

1. Оказание уполномоченным должностным лицом непосредственного физического воздействия на физическое лицо, совершающее противоправное действие (бездействие). Такое физическое воздействие может выражаться в применении к правонарушителю физической силы, специальных средств, например резиновой палки, наручников, средств остановки транспорта, слезоточивого газа и огнестрельного оружия. Правом применения указанных мер пресечения наделены сотрудники милиции в соответствии с разделом IV Закона РФ О милиции» от 18 апреля 1991 года, а также сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в соответствии с ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1991года. Указанные меры могут применяться как к лицам, совершающим преступления, так и к лицам, совершающим административные правонарушения. Например ст.13 Закона РФ «О милиции» гласит: «Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей».

2. Оказание уполномоченным должностным лицом психического воздействия на сознание и волю физического лица, совершающего правонарушение, посредством предъявления к нему в устной форме властных требований о прекращении противоправных действий, предупреждения о возможности применения специальных средств и огнестрельного оружия. Согласно ст. 12 Закона «О милиции» сотрудники милиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязаны предупредить соответствующее лицо о намерении их использовать.

3. Выдача компетентным административным органом или должностным лицом этого органа письменного предписания физическому лицу или организации о прекращении нарушений законодательства и основанных на нем иных специальных технико-правовых норм. Правом выдачи письменных предписаний наделены многие административные органы. Например — санитарно-эпидемиологический надзор, антимонопольные органы и др. Выдача предписания может рассматриваться в качестве меры пресечения лишь в том случае, когда в предписании содержится требование о прекращении выявленных соответствующим органом нарушений действующего законодательства. Если же в предписании содержатся требования об устранении последствий совершенных противоправных действий (бездействия), то выдача такого предписания не является мерой пресечения.

4. Приостановление совершения физическим лицом или организацией определенных действий или осуществления ими определенной деятельности. Согласно действующему законодательству РФ при наличии нарушений соответствующих норм и правил лицензирующие органы вправе приостанавливать действие выданных ими физическим и юридическим лицам лицензий(ч.1.ст.6 ФЗ «О лицензировании отдельных видом деятельности» от 8 августа 2001г. ),

5. Запрещение совершения физическим лицом или организацией определенных действий или осуществления определенной деятельности. Сущность данного способа пресечения заключается в установлении компетентным административным органом запрета на совершение физическим лицом или организацией определенных действия или на осуществление определенной деятельности в случае нарушения этим субъектом действующего, законодательства, регулирующего порядок совершения соответствующего вида деятельности. В соответствии с п. 23 ст. 11 Закона РФ «О милиции» органы внутренних дел вправе запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности. Также, в соответствии со ст. 26.17 Кодекса об административных правонарушениях, может быть установлен временный запрет деятельности. В соответствии со ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке (Банке России)» Центральный банк РФ ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, а срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года, а также ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Меры административно-процессуального обеспечения — принудительное ограничение свободы передвижения лица, совершившего правонарушение в целях пресечения нарушения и обеспечения проведения процессуальных действий (отобрание объяснения, задержание, доставление или привод в органы внутренних дел и др.).

Сущность данного метода состоит в том что при помощи административно-правовых средств компетентные административные органы создают необходимые условия обеспечения привлечения лица, совершившего какое-либо административное правонарушение, к административной ответственности. Применение этого метода позволяет выявить фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, данные о физическом или юридическом лице, совершившем это правонарушение, зафиксировать имеющиеся по делу доказательства. Перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении приведен в ст. 27.1. Кодекса об административных правонарушениях. Перечень является закрытым. К числу таких способов относятся:

2) административное задержание лица;

3) личный досмотр лица, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Досмотр осуществляется органами военизированной, вневедомственной охраны, таможенными органами, органами милиции.

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида

5.1 ) освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административных правонарушений;

9) привод лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, к месту рассмотрения дела в случае их неявки без уважительных причин.

Одна из перечисленных в статье 27.1. КоАП РФ мер, а именно временный запрет деятельности, не может быть, отнесена к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, поскольку ее применение направлено на пресечение таких правонарушений и в этой связи ода является по своей юридической природе мерой административного пресечения.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, применяемый специально уполномоченными органами к лицам, совершившим административное правонарушение.

Сущность данного способа заключается в применении к физическим и юридическим лицам, совершившим предусмотренные Особенной частью Кодекса РФ об административных правонарушениях и соответствующими законами субъектов какие-либо административные правонарушения, административных наказаний, исчерпывающий перечень которых установлен главой 3 Кодекса. В ст. 3.2. Кодекса об административных правонарушениях установлен перечень административных наказаний:

1) предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.; 2) административный штраф — денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан и юридических лиц; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест — заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток.; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства — заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации; 8) дисквалификация — заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.; 9) административное приостановление деятельности — заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Меры административного принуждения

Меры административного принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

Меры административного принуждения применяются с целью предупреждения правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий (например, эпидемии); если же правонарушение возникло, их цель – пресечь, прекратить его, и лишь позднее может появиться необходимость наказания правонарушителя. При этом применение административного наказания представляет собой реализацию административной ответственности за совершенное правонарушение, тогда как административные меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).

В ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривается возможность применения принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. В данном случае речь идет о мерах административного принуждения процессуального характера.

Это интересно:  Консультация юриста по некорректной стоимости услуг в интернете - вопрос юристу. Санкт-Петербург

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

  1. административно-предупредительные меры;
  2. меры административного пресечения;
  3. меры административной ответственности;
  4. меры административно-процессуального обеспечения.

1. Административно-предупредительные меры. Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Однако угроза общественным и личным интересам и причинение человеку ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т. п. Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факт нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т. п.

Административно-предупредительные меры можно разделить на четыре группы:

  1. меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;
  2. меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных правонарушений, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);
  3. меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения своих обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и пр.);
  4. особую группу составляют так называемые лечебно-пре­дупредительные меры принуждения, назначение которых – не только обеспечить общественную безопасность, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных.

2. Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил.

Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в основном в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.

Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения – административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности.

Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также для прекращения преступных действий.

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных и общественных организаций.

Меры административного пресечения можно сгруппировать следующим образом:

  • меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и факт доставки в милицию и др.);
  • меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений);
  • меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строитель­ных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);
  • меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);
  • меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);
  • меры, связанные с осуществлением лицензионно-разре­шительной системы (аннулирование разрешения, например: вида на жительство иностранного гражданина; приостановление действия лицензии);
  • меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

11.2. Классификация мер административного принуждения

Вопрос о классификации мер административного принуждения имеет большое теоретическое и практическое значение. Классификация необходима, во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых различными органами исполнительной и муниципальной власти, их правовой природы, целей, допустимости, достаточности правового регулирования.Во-вторых, это имеет большое значение для изучения практики применения мер принуждения, обеспечения эффективности их воздействия на правонарушителей, а также на законопослушных граждан, предпринимателей, должностных лиц.В-третьих, классификация позволяет лучше оценить правовую урегулированность «защищенности» лиц и организаций, подвергаемых принуждению.В-четвертых,правильная классификация мер принуждения является необходимой предпосылкой для их научной кодификации и изучения.

Исторически проблема классификации мер административного принуждения в науке административного права разрешалась следующим образом.

Первойбыла представленадвухчленнаяклассификация мер административного принуждения:

1) административные взыскания (наказания);

2) иные меры административного принуждения.

Эта точка зрения была выдвинута в конце 1940-х годов С.С. Студеникиным и Ц.А. Ямпольской. В основу данной классификации был положен формальный признак— наличие административных санкций.КодексаРФ об административных правонарушениях в то время не было. Законодательство об административной ответственности представляло собой огромный, несистематизированный массив нормативных правовых актов: союзных, республиканских, местных, в том числе правительственных, ведомственных и т.д. Для того времени даже такая простая классификация явилась значительным шагом вперед.

Вторая, более развернутая точка зрения была предложена профессором М.И. Еропкиным в конце 1950-х годов. Она получила наибольшее распространение и считалась общепринятой до середины 1980-х годов. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения: административно-предупредительные меры; меры административного пресечения; меры административного взыскания (наказания).

В конце 1980-х гг. проф. А.П. Коренев предложил на этот счет свою точку зрения, которая предусматривает: меры административного предупреждения; меры административного пресечения; меры административно-процессуального обеспечения (меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях); меры административного взыскания (наказания).

Ю.М. Козлов меры административного принуждения по целевому назначениюподразделяет на следующие три группы: административно-предупредительные меры; административно-пресекательные меры; меры административной ответственности.КоАПРФ выделяет также меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако они, на взгляд ученого, самостоятельного юридического значения не имеют, так как поглощаются названными видами мер административного принуждения. В то же время административное задержание одновременно используется как в целях пресечения административных правонарушений, так и обеспечения административного производства.

Иногда упоминаются административно-правовые восстановительные меры принудительного характера (проф. Д.Н. Бахрах). Но они не зафиксированы в действующих административно-правовых нормах. Кроме того, уже названные виды административно-принудительных мер в большей или меньшей степени выполняют правовосстановительную функцию (особенно пресекательные и наказательные меры) .

См.: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001. С. 229.

Административно-предупредительные меры. Они применяются, как это вытекает из их наименования, с целью предупреждения возможных правонарушений, а также предотвращения иных, посягающих на общественную безопасность, явлений; создания необходимых условий для ликвидации их последствий. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизни людей, нормальные условия для работы предприятий, учреждений, организаций.

Меры подобного рода, несмотря на ярко выраженный профилактический характер, осуществляются в принудительном порядке, в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий органов исполнительной власти. Ю.М. Козлов в связи с этим считает безосновательными попытки представить их в качестве мер, лишенных элементов административного принуждения. Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов. Это достаточно убедительно характеризует их принудительный характер. Их, в свою очередь, можно разделить на следующие две группы: направленные на предупреждение правонарушений; направленные на обеспечение общественной безопасности.

К административно-предупредительным мерам первой группы необходимо отнести следующие:

1.Отказ в выдаче лицензии на приобретение оружия (гражданину, ранее судимому за умышленное преступление или неоднократно привлекавшемуся к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок или порядок управления).

2.Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (законодательная база о котором сегодня противоречива).

4.Привод, регистрацию и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения (такая мера ранее применялась в отношении лиц, систематических допускающих нарушения общественного порядка, и лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда (тунеядцев). Сегодня применение регистрации и официального предостережения предусмотрено в отношении лиц, занимающихся проституцией; предостерегаются родители подростков-правонарушителей и некоторые другие лица.

5.Проверку документов (при контроле соблюдения правил паспортно-регистрационной системы; у водителей транспортных средств; в пограничной зоне и т.д.).

6.Запрещение допуска лиц к какой-либо деятельности (например, граждан, имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление, связанное с наркотиками, больных наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами).

7.Отказ в выдаче лицензии на приобретение оружия (например, гражданам, совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или порядок управления, не имеющим постоянного места жительства) и другие.

К административно-предупредительным мерам второй группы относятся:

1.Аннулирование разрешения на хранение и ношение оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями, поставленных на учет органов здравоохранения как наркоманы или хронические алкоголики.

2.Изъятие оружия у таких лиц.

4.Спецконтроль пассажиров и судов гражданской авиации.

5.Предрейсовое медицинское освидетельствование водителей транспортных средств (в том числе и пилотов воздушного транспорта).

6.Закрытие государственной границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией или эпизоотией.

7.Введение карантина (при эпидемиях, т.е. массовом заболевании людей, и эпизоотиях, т.е. массовом заболевании животных).

8.Оцепление (блокирование) участков местности для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и т.п.

9.Учет, фотографирование и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация (например,иностранных граждан, незаконно находящихся в России) и другие.

Перечень таких мер детализируется законодательством применительно к задачам конкретных органов исполнительной власти и охватывается их полномочиями. Так, сотрудники Госавтоинспекции вправе ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности (п. 23 ст. 11Закона РФ «О милиции»); запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков; транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения; использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан (кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и автомобилей специального назначения), для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи.

Это интересно:  Лишение родительских прав - вопрос юристу. Краснотуранск

В соответствии с Уставомпатрульно-постовой службы все сотрудники милиции вправе: производить по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий и эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств; временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан и многие другие действия административно-предупредительного характера.

Особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых состоит не только в обеспечении общественной безопасности, но и в лечении опасных для общества лиц (душевнобольных; ВИЧ-инфицированных, больных некоторыми венерическими заболеваниями, наркоманов, хронических алкоголиков и т.д.).

Меры административного пресеченияиспользуются как средства силового прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий, но в то же время направлены на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.

По своей непосредственной целимеры административного пресечения отличаются от административных наказаний и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении уже начавшегося противоправного деяния, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках установленных государством правил поведения.

Такие меры также разнообразны и применяются различными органами исполнительной власти. К их числу относятся:

1. Требования прекратить противоправные действия(например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции). Такого рода требования носят юридически обязательный характер, их невыполнение влечет за собой юридические последствия.

2. Задержание. Применяется как средство прекращения правонарушения (например, появления в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность), а также для доставления нарушителя в милицию, установления его личности и составления протокола об административном правонарушении. Эта мера, являясь пресекательной, одновременно относится к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

3. Приостановление либо прекращение деятельностипредприятий, учреждений, организаций. Может быть применено в отношении указанных субъектов, допускающих нарушения тех или иных общеобязательных правил, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных, санитарных и других правил). Применение данной меры может проявляться в виде приостановления либо аннулирования лицензии на тот или иной вид деятельности. Например, приостановление действия лицензии на право ведения фармацевтической деятельности осуществляется лицензирующим органом (органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности) в случае привлечения лицензиата в судебном порядке к административной ответственности «на срок до девяноста суток за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)» .

См.: пункт 29Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 6 июня 2008 года N 263н «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности» // Российская газета. 2008. 16 июля.

4. Временное отстранение от работы. Используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим (например, инфекционных больных), а также в отношении определенной категории лиц (например, водителей транспортных средств), находящихся в состоянии опьянения.

5. Ликвидация результатов неправомерных действий.Является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенного строения.

6. Принудительные госпитализация и лечение.В настоящее время может применяться решением суда в отношении лиц, совершивших правонарушение и больных определенными видами заразных заболеваний (венерических, СПИДом) или психически больных граждан.

7. Депортация— принудительная высылка иностранного гражданина (или лица без гражданства — на государственной границе) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России. Осуществляется решением суда или должностным лицом на Государственной границе РФ.

Применение мер административного принуждения во всех его проявлениях усиливается в условиях действия чрезвычайных правовых режимов (правовой режим чрезвычайной ситуации или правовой режим контртеррористической операции) или особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положений, а также правового режима военного времени).

Органы государственной власти (постоянно действующие или специально создаваемые, т.е. органы оперативного управления — оперативные штабы различного вида), осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями, соответствующими характеру и виду реально складывающейся обстановки. Такие полномочия соответствуют требованиям норм международного права. Они необходимы для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан, государства и общества в целом.

Так, чрезвычайным законодательством Российской Федерации предусмотрено временное выселение граждан из районов, опасных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; ограничение движения транспортных средств; введение комендантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных объединений; приостановление полномочий местных представительных органов власти и т.п.

Большинство специалистов по административному праву (в том числе таких авторитетных, как М.И. Еропкин, А.П. Коренев) одной из крайних мер административного пресечения считают применение огнестрельного оружия. В частности, в отношении водителей транспортных средств, игнорирующих требование автоинспекторов остановиться и создающих обстановку реальной угрозы общественному порядку.

В.Е. Севрюгин занимает противоположную точку зрения.Он утверждает, что огнестрельное оружие должно применяться только к лицам, совершившим не административное правонарушение, а только тяжкое преступление. Поэтому, на взгляд данного автора, применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения.

Профессор Д.Н. Бахрах различает: меры пресечения, административно-восстановительные меры и наказания.Он отмечает, чтомеры пресечениянаправлены на прекращение начавшихся противоправных действий и состояний,восстановительные меры(снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятого жилого помещения и др.) — применяются с целью восстановления прежнего положения вещей, должного правового состояния.

Критикуя авторов, утверждающих, что по способу воздействия средства административно-правового принуждения следует делить на меры предупреждения, пресечения и наказания, Д.Н. Бахрах отмечает следующее. Данные авторы считают мерами предупреждения разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий (карантин, таможенный досмотр, проверка документов, профилактические прививки, госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границы и др.).

Действительно, при наличии чрезвычайных обстоятельств или иных случаев государственные и муниципальные органы для обеспечения общественного порядка вынуждены устанавливать дополнительные обязанности (карантин, запрещение движения транспорта, комендантский час и т.п.). Следуя этой логике, сюда же нужно отнести налоговые, паспортные обязанности, воинскую обязанность и иные «не всегда приятные» требования законов. Нормативные акты, регулирующие эти отношения, распространяются на многих субъектов, и большинство из них выполняет данные обязанности.

Принудительныемеры применяются к тем лицам (физическим и юридическим), кто не выполняет обязанности, нарушает запреты, т.е. совершает неправомерные действия. Отмечая большое значение предупредительных средств, следует признать, что они не являются принудительными . А вот восстановительные санкции, с точки зрения Д.Н. Бахраха, — это особый вид административного принуждения.

См.: Бахрах Д.Н. Принуждение и ответственность по административному праву. Екатеринбург, 1999. С. 10.

Восстановительные и пресекательные средства прямо и непосредственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение (снос самовольно возведенных строений, приостановление работы, задержание и др.). Это средства прямого побуждения к обеспечению правопорядка. А взыскания — это меры негативного стимулирования. Кара (наказание, взыскание) побуждает нарушителя и иных граждан не нарушать правовые нормы, воздействует на их поведение косвенно.

Профессор И.И. Веремеенко считает, что предложенная Д.Н. Бахрахом классификация не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (доставление, административное задержание, личный досмотри т.д.), и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например, приостановление работы предприятия).

В свою очередь, И.И. Веремеенко считает, что критерием классификации мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить непосредственная цель применения тех или иных мер. По данному критерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции. Он считает, что система мер административного принуждения состоит из следующих самостоятельных разделов: административно-процессуальные меры; административно-предупредительные меры; административно-правовые санкции.

Под административно-правовой санкцией И.И. Веремеенко предлагает понимать элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащий указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке.

При этом ученый отмечает, что административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности его реально обеспечивают. Соответственно, они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, studbooks.net, investobserver.info, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector