+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Материнство: понятие, государственная защита и поддержка

Детство — особое социальное явление, требующее научного осмысления — системного подхода и междисциплинарного изучения. При этом необходимо учитывать, что решение проблем детства невозможно вне связи с обществом, с государством. Ведущая роль в этих процессах принадлежит формирующейся государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов именно с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей.

Понятие «детство» и связанный с ним производный понятийный ряд используются на бытовом уровне. Теоретическое исследование понятия показывает, что его бытовая трактовка недостаточна для анализа макросоциальных процессов, поскольку входит в контекст социальных реальностей главным образом на макросоциальном уровне.

Есть сложности и при использовании понятия детства в трактовке, сложившейся в психолого-педагогическом цикле наук. В данном случае детство понимается как социальный феномен, отражающий роль, место и положение детей как социальной группы в данном государстве и обществе: состояние и уровень отношения государства, общества, взрослых к детям; создание достаточных и справедливых условий для выживания и развития детей, для зашиты прав каждого ребенка, и прежде всего посредством принятия специальных законов или формирования и реализации адекватной политики государства. Когда мы говорим о социальном феномене детства, имеем в виду среднестатистическое понятие без учета национальной специфики, пола и возраста ребенка, места его проживания и материального обеспечения.

Детство — период, продолжающийся от рождения до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни.

Детство — этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют период младенчества, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости

Социальное благополучие (неблагополучие) детства связывается по преимуществу с такими явлениями, как самочувствие детей, степень благополучия и удовлетворенности в качестве и количестве потребляемых ими благ и услуг, и прежде всего в пище, одежде, поддержании здоровья, удовлетворении образовательных, духовных, нравственных потребностей и запросов. Социальное неблагополучие детей характеризуется отклоняющимся от нормы морально-психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем функционирующей системы подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. По содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с его уровнем жизни.

Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальный конвенции МОТ: №138 «О минимальном возрасте для приема на работу», №29 «О принудительном или обязательном труде» и №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины ст. 19 Конституции РФ // СПС «КонсультантПлюс» .

Ребенок и мать — неделимое целое. Защита их интересов осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т.к. в период беременности и в первые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной материи интересы ребенка являют первостепенными.

Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения невестой брачного возраста (ст.13 СК РФ), также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т.е. возможность сделать это досрочно, даже в сам день подачи заявления) (ст.11 СК РФ). Такие нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье — естественной для него среде.

Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый ряд пособий гражданам, имеющих детей: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

— пособие по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

— ежемесячное пособие на ребенка.

Кроме федеральных, региональные акты также гарантируют своим гражданам некое материальное довольствие. После рождения ребенка устанавливается его происхождение. Пункт 1 ст.48 СК РФ устанавливает происхождение ребенка от матери (материнство) на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. Установление материнства — процедура гораздо более простая, чем установление отцовства. Это, прежде всего, связано с видимой (внешней) стороной рождения ребенка — избавление женщины от бремени вынашивания плода. Закон исходит из общего принципа, что матерью ребенка является именно та женщина, которая его родила, тем самым защищает права материнства и суррогатной матери — женщины, которой был имплантирован эмбрион в целях его вынашивания. В безусловном порядке матерью ребенка считается она (ст.51 СК РФ). Если же женщина, родившая ребенка (суррогатная мать), отказывается дать свое согласие на запись других лиц в качестве родителей ребенка и хочет оставить ребенка у себя, она на основании справки медицинского учреждения, в котором произошли роды, сама регистрирует в органах загса рождение ребенка и записывается в книге записей рождений как мать этого ребенка. Если суррогатная мать состоит в браке, запись об отце производится в общем порядке. Если суррогатная мать не замужем, запись об отце ребенка производится также на общих основаниях; она в равной степени должна быть признана имеющей право подать совместное заявление о регистрации ребенка с мужчиной, желающим быть записанным отцом данного ребенка.

Однако если родителями в книге записей рождения были записаны другие лица (семейная пара, давшая согласие на имплантацию эмбриона другой женщине), суррогатная мать не имеет права оспаривать данную запись, ссылаясь, что биологически матерью ребенка является она (п.3 ст.52 СК РФ). Такая норма необходима, прежде всего, для обеспечения спокойной жизни и безопасности как матери, так и ребенка во избежание психологических и социальных стрессов.

Правительством Российской Федерации 21 марта 2007 года была введена в действие федеральная целевая программа «Дети России», частью которой стал комплекс мероприятий по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей с ограниченными физическими и умственными возможностями — подпрограмма «Дети-инвалиды» .

В правах несовершеннолетних сказано, что несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также средств родителей или лиц, их заменяющих.

Это интересно:  Кредит на образование: где, как и на каких условиях получить?

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения. А также говорится, что государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Материнство и детство: понятие, защита и актуальные проблемы

МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО: ПОНЯТИЕ, ЗАЩИТА И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В данной работе позиционируется ряд проблем, связанных с понятием и защитой материнства и детства. Данная проблематика рассматривается через призму определения основных понятий, а также рассмотрения практических особенностей изучаемого феномена.

Ключевые слова: материнство и детство, охрана материнства и детства, семья, отцовство.

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». Пункт 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом. Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д. Созданы и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Прежде всего необходимо дать понятия основных категорий, имеющих отношение к проводимому исследованию.

Материнство — категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу — иными словами «материнство» — свойство только женщины. Действующее российское законодательство не дает четкого определения женщины, однако Конвенция МОТ № 103 «Об охране мате- ринства» в ст. 2 закрепляет, что термин «женщина» означает любое лицо женского пола, независимо от возраста, национальности, расы или религии, состоящее или не состоящее в браке. Определяющий признак отнесения человека к категории «женщина» — только и исключительно половой, т.е. набор биологически определенных первичных и вторичных половых признаков, полученный человеком от природы при рождении.

«Материнство — реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства не сводимо к биологическим аспектам репродуктивной способности; его нельзя также ограничивать отношениями между матерью и ребенком непосредственно после родов и в первый год жизни. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними». Из данного рассуждения следует, что материнство не сводится только к биологической репродуктивной функции женщины — материнство это и отношения в связи с приемными детьми, а также последующие, можно сказать, пожизненные отношения с ребенком (детьми).

На этом фоне возникает закономерный вопрос — равнозначны ли категории «материнство» и «отцовство» как принадлежности лица относительно конкретного ребенка? Конституция РФ в п. 2 ст. 7 закрепляет государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Такие же положения можно наблюдать и в ст.1 Семейного кодекса РФ. Можно с уверенностью предположить, что в отношениях по воспитанию ребенка, уходу за ним, общению с ним и пр. материнство и отцовство выступают как совершенно равноправные категории. Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38

Конституции РФ только «материнства» — это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Несомненно, социальное значение материнства и отцовства — т.е. роли обоих родителей в семье и в воспитании детей — равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.

Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет (ст.2 Конвенции МОТ № 103). Согласно ст. 1 Конвенции о правах ребенка, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше». Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п. 1. ст. 54 СК РФ). 18 лет — возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству — с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации, это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом детства.

При использовании термина «дети», как в законодательстве, так и на бытовом уровне, значение его может быть различным. Термин «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет.

Понятие «семья» является ключевым для данного исследования, составляющим базис семейных правоотношений вообще. Несмотря на то, что законодатель не определяет понятие семьи, ее значение и первостепенная важность проводится через абсолютно все положения Семейного кодекса.

Семейные правоотношения — отношения, построенные на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи. Именно об этом говорит СК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 1). Семейное право регулирует особый вид общественных отношений — отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей [2, с. 4]. Такой вывод следует из анализа ст. 2 СК РФ.

Итак, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности. Сказанное объясняет, почему Конституция РФ объединяет требования защиты государством этих институтов в рамках одной статьи.

Охрана материнства и детства — это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

Современное Российское законодательство данный принцип не просто закрепляет в Основном законе страны, кодифицированных актах, законах и подзаконных актах. Оно создает механизмы его реализации и санкции для нарушителей.

Таким образом, во исполнение конституционных принципов действующее законодательство создает необходимую систему защиты интересов матери и ребенка, охраны материнства и детства: от деклараций до санкций нарушителям норм закона.

Это интересно:  Передается ли по наследству неприватизированная квартира

В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;

создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;

нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства — феномены динамичные, развивающиеся.

Список использованной литературы:

Защита материнства и детства, семьи

Конституция РФ в ст. 38 провозглашает, что:

«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование, причем особое место должны занимать правовые средств Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2000. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве.

Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми.

Социальное обеспечение для воспитания детей гарантируется государством и статьей 39, ч. 1 Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (пункт «в»), установление основ федеральной политики в области социального развития (пункт «е»). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а в сфере совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

По смыслу указанных конституционных положений, федеральный законодатель не только вправе, но и обязан принимать законы, обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и определять механизм реализации этих законов, в том числе степень и формы участия в ней органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, в настоящее время существует ФЗ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».

Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

Совершеннолетние дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям. Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются — содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно. В отличие от обязанности содержать родителей суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход.

Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.

Целями государственной политики в интересах детей являются:

— осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

— формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

— содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (ред. от 21.12.2004). СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.

Государство должно проявлять заботу и об инвалидах и пожилых гражданах. Данные правоотношения регулируются ФЗ от 2.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Государство обязано развивать систему специальных предприятий и цехов для работы инвалидов, чтобы улучшить их материальное положение и приобщить к участию в общественно полезном труде; обеспечивать инвалидов специальными средствами передвижения, средствами лечебной физкультуры и т. д.

Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 г.

Право социального обеспечения в России

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

Защита государством материнства, детства и семьи закреплена в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ. носит комплексный характер и осуществляется путем разнообразных мер со стороны государства по поощрению материнства, поддержке семейных отношений, охране интересов матери и ребенка. Это находит выражение в трудовом, семейном, административном и других отраслях законодательства.

Проблемы социального обеспечения семей с детьми требуют особого внимания государства, поскольку содержание и воспитание ребенка сопряжено со значительными финансовыми затратами. Даже в далеко не бедных регионах России (в Новосибирской, Иркутской областях, Красноярском крае, Башкортостане) доля семей с детьми среди бедного населения составляет 55-65%, а в регионах с высоким уровнем бедности — свыше 70%.

Это интересно:  Закон о выморочном имуществе

Законодательство о социальном обеспечении граждан, имеющих детей, за последние годы претерпело существенные изменения.

29 декабря 2006 г. был принят Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которым введен материнский (семейный) капитал для женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г. Размер материнского (семейного) капитала составляет 250 тыс.

руб. и ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения второго или последующего ребенка. Средствами материнского (семейного) капитала можно распорядиться по следующим направлениям: улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии матерям.

Система пособий лицам, имеющим детей, была введена в 1995 г. Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а в настоящее время она существенно обновилась. Увеличилось количество пособий гражданам, имеющим детей (были введены пособия беременным женам и лицам, осуществляющим уход за детьми военнослужащих, проходящих службу по призыву с 1 января 2008 г., единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью), расширен круг получателей ежемесячных пособий но уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, предусмотрена индексация размеров пособий с учетом темпов роста инфляции.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующим категориям лиц:

  1. гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;
  2. гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами Российской Федерации;
  3. постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;
  4. временно проживающим на территории Российской Федерации и подлежащим обязательному социальному страхованию иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Данные пособия не назначаются:

  1. гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
  2. гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;
  3. гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Порядок назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей, регламентирован постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865 «Об утверждении положения о назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей».

§ 4. Защита материнства, детства и семьи

Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют большое общественное значение и требуют государственной поддержки.

Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовством и детством, закреплен в Семейном кодексе Российской Федерации (в редакции от 2 января 2000

г.). Государство также защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др. Так, трудовое законодательство устанавливает

М. В. Баглай «Конституционное право РФ» 244

Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина

оплачиваемый отпуск по беременности и родам — 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах — 86 дней, а при рождении близнецов — 110). При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных окладов. Существуют и другие отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами.

Закон обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям: повышенные гарантии при приеме и увольнении с работы, запрещение их труда на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, ограничение труда беременных женщин в ночное время, перевод их на более легкие работы и др. Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством. Трудовое законодательство в этой области весьма обширно и всесторонне охватывает интересы работающих женщин.

Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслями права. Так, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции от 20 декабря 1999 г.) предусматривают необходимость повышения заботы о здоровье женщин во время беременности, законодательство об охране окружающей среды способствует устранению экологических факторов, вредно влияющих на здоровье женщин и детей. Таких примеров можно привести много. Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Семейный кодекс, Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией «равным правом и обязанностью родителей» (ч.

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудо-пособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей. Семейное право, опирающееся на ст. 38 Конституции РФ, детально регулирует брачно-семейные отношения, защищая многочисленные права их участников. Отношение государства к семье, к решению проблем развития семьи и детства сформулировано в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. Основными принципами этой политики, направленной на обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи, признаны самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития, равенство семей в праве на поддержку, приоритет интересов ребенка, равноправие между мужчинами и женщинами в справедливом распределении семейных обязанностей, единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях, партнерство семьи и государства. Государственная семейная политика должна предусматривать меры по усилению социальной защиты семей в связи с безработицей, поддержку семейного предпринимательства, обеспечение условий для получения образования молодежью, развитие семейных пособий и др. Указывается также на необходимость создать надежный механизм финансирования государственной семейной политики.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, arbir.ru, studwood.ru, isfic.info, lawbooks.news.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector