Как оспорить санкции, вынесенные налоговой службой

Штраф – одна из самых распространённых санкций, которым подвергаются компании со стороны налоговой. Чаще всего взыскание накладывается по результатам проверки, однако возможны и другие обстоятельства (например, сдача отчета). Решение о наложении штрафа не всегда окончательное – если вы категорически не согласны с фактом нарушения или с суммой штрафа, можно попытаться обжаловать штраф налоговой. О том, как это правильно сделать и как повысить шансы на успешный исход дела, расскажем в данной статье.

Обжалование штрафа: порядок действий

Как и в случае других аналогичных конфликтов, спор с налоговой может решаться двумя путями – в досудебном и судебном порядке.

Досудебное обжалование

Попытка мирного урегулирования конфликта всегда должна выполняться первой. В данном случае речь идет о жалобе в вышестоящую инстанцию – региональное отделение налоговой службы (УФНС). Порядок действий при досудебном обжаловании наложения штрафа налоговым органом следующий:

апелляционная жалоба подается в отделение УФНС по вашему субъекту Российской Федерации. Время обжалования ограничено сроком в 30 дней – именно столько времени должно пройти, прежде чем решение налоговой ступает в законную силу;

анализ жалобы вышестоящим налоговым органом. Срок рассмотрения – 30 дней с момента получения. При этом решение первичной налоговой организации приостанавливается до принятия решения по жалобе;

выдача заключения о рассмотрении жалобы. УФНС может как удовлетворить требования налогоплательщика, тем самым отменив или уменьшив сумму штрафа, так и оставить решение ИФНС в силе.

Согласно Налоговому кодексу, можно обжаловать и уже вступившее в силу решение о взыскании штрафа (то есть, по истечении месяца со дня его назначения). Предпринимателю дается срок в 1 год для подачи жалобы на такое решение. Процедура аналогична обжалованию до вступления решения в законную силу, только приостановка взыскания штрафа не предусмотрена, и доначисление налоговых сборов может быть проведено фискальным органом в обычном порядке.

Жалоба составляется на имя руководителя УФНС по вашему региону и обязательно должна содержать:

  • все данные компании-заявителя, включая ИНН, место регистрации, телефон;
  • отделение инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС), действия которой вы хотите обжаловать;
  • идентификатор, дата решения о взыскании штрафа;
  • основания – почему вы считаете наложение штрафных санкций неправомерным по отношении к вашей компании. Желательно также указать ссылки на нормативные документы, законы;
  • перечень требований, которые вы направляете (к примеру, отменить решение о взыскании штрафа);
  • список документов, подтверждающий вашу позицию.

Подать жалобу можно лично, заказным письмом или курьерской доставкой. По согласованию с налоговой претензия может быть подана и другими каналами (факсом, через личный кабинет на портале налогоплательщика и т.д.).

Судебный иск

Если жалоба на действия ИФНС не удовлетворена или удовлетворена не в полном объеме, можно попытаться решить вопрос через суд. Согласно законодательству, для судебного обжалования предоставляется срок в 3 месяца с момента получения решения от вышестоящего налогового органа. В этом случае необходимо подготовить исковые заявление и направить его в районный суд по месту регистрации компании.

Подготовка иска во многом сходна с составлением жалобы. Исковое заявление должно содержать такие данные:

Обжалование штрафа из налоговой

В настоящее время незначительные налоговые правонарушения влекут за собой привлечение к административной ответственности, которая выражается в назначении штрафных санкций. Оплата денежных средств осуществляется в обязательном порядке. При этом важно обратить внимание, что фискальный орган нередко назначает наказание ошибочно. Поэтому, при наличии законных оснований, налогоплательщики имеют право оспорить штраф. Ознакомиться с условиями и порядком обжалования поможет настоящая статья.

За что может прийти штраф из налоговой?

Нарушение законодательных норм сопровождается привлечением физического или юридического лица к ответственности в административном или уголовном порядке. Если речь идет о незначительном правонарушении Налогового кодекса, в отношении лиц устанавливаются штрафные санкции.

Налоговая инспекция назначает штрафы за любое правонарушение. К числу наиболее распространенных противозаконных действий относятся:

  • Нарушение условий регистрации в налоговом учреждении;
  • Осуществление юридическим лицом предпринимательской деятельности без оформления в учреждении;
  • Не своевременная подача декларации;
  • Просрочка периода выплаты налогов;
  • Сокрытие или не предоставление информации, препятствующей реализации контроля за деятельность физического или юридического лица;
  • Не предоставление сведений о характере совершаемых сделок;
  • Нарушение правил учета доходов и расходов гражданина или отдельной организации;
  • Продажа или производство незадекларированной продукции;
  • Уклонение от уплаты транспортного, земельного налога;
  • Несвоевременное предоставление отчетности;
  • Привлечение к трудовой деятельности лица, осуществляющего рабочие функции неофициально;
  • Получение заработка за деятельность, не обозначенную в акте единого налога.

Пришел штраф из налоговой, по какой причине могу его оспорить?

На основании положений статьи номер 137 НК РФ, гражданин вправе оспорить назначение штрафных санкций фискальной инспекции, если считает, что его права были нарушены. Законодательством предусмотрено, что обжалование наказания может наступить при наличии законных оснований. Перечень уважительных обстоятельств содержится в статье НК РФ под номером 112.

Оспорить наказание можно при наличии следующих оснований:

  • Наличие тяжелых семейных обстоятельств или личных причин;
  • Осуществление противозаконного действия при условии угрозы жизни или здоровью лица;
  • Сложное финансовое положение гражданина или наличие кредитной задолженности перед банком;
  • Если налогоплательщик ранее не привлекался к административной ответственности за схожее преступление;
  • Отсутствие умысла для совершения противозаконных деяний;
  • Подтверждение полной и своевременной уплаты прежних платежей;
  • Оспорить наказание можно, если величина штрафа несоразмерна характеру нарушения;
  • Период просрочки выплат или предоставления актов в налоговую инспекцию не значительно превышен;
  • Прошел срок исковой давности;
  • Заболевание плательщика или членов семьи, наличие степени инвалидности.

Перечень обстоятельств предоставляет возможность оспорить решение налоговой инспекции о назначении штрафа или снизить сумму долговых обязательств. При этом важно обратить внимание, что требование гражданина об оспаривании постановления о взыскании штрафа должно подкрепляться доказательствами.

Куда обращаться?

Оспорить штраф из налоговой инспекции можно в отделении ФНС, которое назначило наказание, или в суде.

Как оспорить штраф из налоговой инспекции?

Для начала процесса оспаривания в досудебном порядке оформляется жалоба в письменном виде.

В заявлении уточняется:

  • Название и контактные данные учреждения;
  • Штраф, который гражданин желает оспорить с указанием номера и даты постановления;
  • Законные основания для оспаривания;
  • Требования;
  • Дата и подпись.

Заявление в территориальное отделение службы предоставляется:

  • Лично;
  • Путем использования услуг почты;
  • В электронном формате;
  • Через онлайн сервис «Личный кабинет налогоплательщика».

Обращение рассматривается в течение трех рабочих дней.

Если полученное решение не удовлетворило налогоплательщика, он вправе оспорить назначение штрафа налоговой инспекции в арбитражном суде. Обжаловать решение имеется возможность в течение десяти дней.

Для проведения разбирательства в суде оформляется иск. В содержании документа уточняются основные моменты проблемы, требование отменить наказание и законные основания для оспаривания штрафных санкций. К иску прилагаются документы, подтверждающие право лица оспорить штраф.

Постановление суда может быть отменено только в случае обращения гражданина в вышестоящее учреждение – апелляционный или кассационный орган.

Оспорить решение налоговой инспекции гражданин вправе в течение одного года с момента получения постановления о назначении фискальных санкций.

Налогоплательщик, согласно статье НК РФ под номером 113, не привлекается к взысканию штрафных санкций по истечении срока исковой давности. Продолжительность периода составляет три года.

Если у вас остались вопросы, на которые вы не нашли ответы в статье, можно оставить заявку на нашем сайте. Опытный юрист предоставит бесплатную консультацию и ответит на интересующие вас вопросы.

Штраф от налоговой: Как оспорить штраф выписанный ФНС. За что может быть штраф от ИФНС

Деятельность налоговых инспекций направлены на налоговый контроль физических и юридических лиц. Данный контроль нужен для того, чтобы все правила Налогового Кодекса исполнялись любым лицом, являющимся налогоплательщиком. Одним из видов такого контроля является налоговая проверка, с которой может столкнуться любой. Если при данное проверке были обнаружены какие-то нарушения налогового законодательства, то для нарушителя наступает определенная ответственность.

За что может быть штраф от ИФНС

Как мы уже сказали выше налоговыми органами проводится специальная проверка, после которой как раз и может наступать штраф от налоговой.

Данные проверки могут проводится в нескольких видах:

  • 1) Камеральная проверка – проводится налоговым органом прямо на месте, когда лицо подает декларацию по конкретному виду обязательных платежей. Стоит уточнить, что такие проверки проводится с определенной регулярностью, причем их проверка может затягиваться на несколько месяцев. Если такая проверка показала, что особых нарушений выявлено не было, то лицо прошло проверку и все нормально, данные заносятся в базу. Если же все-таки какие-то нарушения были найдены, например, в виде ошибок, которое лицо к тому же не исправило во время проверки и не дало никаких пояснений, то тогда будет вынесен акт, в котором будут показаны данные нарушения. Налоговой инспектор в соответствии с Налоговым Кодексом оформляет этот акт в срок до десяти дней.
  • 2) Выездная проверка – налоговые органы посещают место нахождения лица. Такая проверка осуществляется на чаще, чем раз в год по одному виду налога. По разным видам налога она не может быть чаще, чем 2 раза в год. Когда проводится такая проверка всегда выносится определенный акт. Перед тем как осуществляется данная проверка составляется специальный документ вообще о проверке. Чтобы подготовить акт о результатах проверки дается срок в 2 месяца с того момента, как была проведена проверка и составлен вышеупомянутый документ.

На основании актов данных проверок выносится решение о том, чтобы привлечь лица к ответственности. Вручаются такие акты лицу, которое впоследствии дает специальную расписку.

Уклоняться от такой расписку лучше не следует, так как такой акт уклона отдельно фиксируется в этом же акте. После этого акта все равно отправляется лицо и после этого она считается врученным на 6ой день после того, как его отправили. В итоге акт лицо все равно получает в любом случае, только в нем теперь еще есть подпись об уклоне получения. Если потом начнется разбирательство, то данная отметка будет косвенно влиять на решение в пользу налоговых органах.

Многие люди относятся к юридической помощи с небольшой предвзятостью, думая, что зачем тратить деньги, если можно просто посмотреть статьи в интернете.

Хотя в данной статье разобрано данная проблема, все равно невозможно дать абсолютно универсальные советы, которые подойдут для данной ситуации. Кроме того, статьи в интернете устаревают, так как законодательство регулярно обновляется, и обыватель, не зная законов и практики, может воспользоваться данной статьей и поступить неправильно, в итоге процедура может быть провалены.

Поэтому не стоит пренебрегать юридической помощью, так как грамотный юрист сможет дать определенные советы в вашей персональной ситуации. Это очень важно, так как в одном случае лучше будет провести одну процедуру, а в другом другую и обычный человек не всегда понимает, как правильно их выбрать. Кроме того, многие процедуры требуют оперативности, решительности, а это можно делать только, основываясь на имеющихся знаниях и на месте. Во многих ситуациях нельзя при задавании новых вопросов, либо появлении новых проблем моментально залезть в интернет и попробовать узнать об этом. Юрист же уже имеет эти знания, и поэтому будет поступать правильно уже здесь и сейчас. Помимо этого, юрист помимо всего имеет не только теоретические знания, но и практические, осознавая, что оппонент может предоставить, дабы уменьшить шансы на успех.

Это интересно:  Выселение из муниципального жилья, военных городков, общежитий: основания, порядок, судебная практика

В свою очередь юрист заранее уже может подготовиться к подобному исходу дела, и парировать подобные явления. В конечном итоге, лицо, обратившееся к юристу, имеет большую вероятность, что дела его закончатся благоприятно.

Как оспорить штраф, выписанный ФНС

Если после того, как была проведена проверка налоговые органы не составляли данный акт, то априори считается, что проверка была проведена и никаких нарушений не было. Если лицо привлекают к ответственности без данного акта, то это считается незаконным, так как оснований для привлечения к ответственности нет.

Кроме того, если все же есть акт, но в данном акте не видно нарушений, либо лицо не видит этих нарушений из-за отсутствия разъяснений, то такое решение о привлечение к ответственности тоже можно признать через суд недействительным.

В итоге в таком акте в любом случае должны быть те самые факты, которые свидетельствуют о том, что лицо допустило нарушение налогового законодательства, о чем и должно быть документально е подтверждение.

Таким образом, именно правильно форма акта, где указаны все нарушения, пояснение и соблюдение порядка предоставления этого факта напрямую влияет на то, можно ли привлечь к ответственности или нет.

Если акт оформлен в должной форме, но лицо несогласно с теми доводами, которые указаны в данном документе, то оно имеет право возразить в течение срока установленном в законе (15 дней с того момента, как был получен акт).

При этом возражение тоже должно быть написано по определенным правилам.

Получается, что лицо должно обратить внимание как был оформлен акт. На практике есть множество случаев, когда налоговый орган просто не может привлечь налогоплательщика к ответственности, когда не был соблюден порядок, форма акта и другие правила налогового законодательства. Если же вся форма соблюдена, то ее можно обжаловать.

У обычного человека всегда возникает множество вопросов во время изучения какой-либо проблемы, требующей знания законов и общих принципов права. Это неслучайно, так как право многогранно, для того, чтобы понять какую-то отрасль нужно понимать общие принципы и возможно нужны знания и по другим отраслям.

Разобравшись в конкретной проблеме, не факт, что вы будете понимать, что делать, так как для в ряде случаев необходимы более широкие знания. Кроме того, даже широких знаний может быть недостаточно, даже когда студенты выпускаются из юридических университетов, обладая определенными знания, которые действительно во много раз выше, чем у обывателя, они не понимают, как работают данные правила на практике. Этому может научиться только постоянный контакт с процедурами, актами, бумагами и т. д. Этим обладают уже более опытные юристы, к которому и стоит обратиться обывателю.

Для начала может помочь обычная консультация, так как проблема хотя может быть и не понятной, но на самом деле при должном понимании оказаться совсем простой. В итоге вы, не потратив особых денежных и временных ресурсов будет сразу знать, что делать без применения метода проб и ошибок. Если же проблема все же сложная, то лучше обратиться не за простой консультацией, а именно за квалифицированной помощью, когда юрист постоянно сможет разрешить ваши дела. Разобравшись в ситуации, он сможет решить проблему за вас, причем сделает он это гораздо быстрее и правильнее, что в большинстве случаев серьезно повышает шансы на успех.

Оспорить через жалобу или суд

Есть два способа обжалования акта налогового органа.

  • 1) Итак, первым способом является внесудебный порядок. Для этого лицо должно пожаловаться в вышестоящий налоговый орган. В итоге дело приостанавливается и пока идет разбирательство привлечь к ответственности невозможно. В это время обжалуется решение, не вступившее в силу.

Если этот акт принят, но не вступил в силу, то как указано выше все производство приостанавливается, пока не будет принято какое-то решение вышестоящим органом.

Вышестоящий орган может отменить решение, изменить, либо оставить таким как было. Эффективность подачи жалоб в вышестоящие органы неоднозначны, когда-то в одних и тех же ситуациях может быть принято решение в пользу лица, а в каких-то в пользу налоговых органов, проводивших проверку.

Стоит уточнить, что если лицо пропустило срок на то, чтобы обжаловать решение, то он все равно имеет право на обжалование. Здесь тогда он направляет не апелляционную, а обычную жалобу все туда в вышестоящий орган. Эта жалоба уже подается по решениям, вступившим в законную силу, то так как оно вступило в силу, то оно уже исполняется, а значит штрафу вы уже подвергаетесь. Поэтому, когда идет подача данной жалобы лучше вынести отдельное ходатайству об приостановлении исполнения, но это ходатайство одобряется или отклоняется по собственному решению налогового органа.

Если внесудебный порядок не помог, то ничего не остается, как обращаться в суд, где все, конечно же, становится несколько сложнее и требуется определенный опыт и знания в этой сфере для того, чтобы добиться определенного результата. В конечном итоге возможно понадобится привлечение юриста, который разбирается в налоговых правоотношениях, так как сам человек может просто не справиться с судебными процессами и быть привлечен к ответственности, даже если он прав, но не смог доказать свою правоту.

  • 2) Обжалование через суд Обжалование решений налоговых инспекций можно производить и путем обращения в арбитражный суд. Это самый эффективный способ. Подача жалоб в вышестоящие налоговые инстанции зачастую лишь затягивает время, не давая желаемых результатов. То есть для того чтобы обратиться с заявлением в суд, совсем нет необходимости «обивать пороги» вышестоящих налоговых органов. Заявление можно подать в арбитражный суд непосредственно, минуя налоговиков. Судебное обжалование происходит в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ. Индивидуальный предприниматель подает заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции, в котором излагает все обстоятельства дела и свои мотивированные возражения. Однако следует учитывать, что в полной мере это право ­предпринимателей действует лишь до 1 января 2009 г. После указанной даты вступает в силу норма об обязательном досудебном предварительном порядке обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Ходатайство об обеспечении Индивидуальный предприниматель, обратившийся в арбитражный суд либо в налоговый орган с ходатайством об обеспечении иска / жалобы в виде приостановления исполнения решения о привлечении к ответст­венности, должен обосновать необходимость принятия обеспечительных мер и представлять доказательства, подтверждающие его доводы.

Консультация юриста или адвоката

Нельзя сказать, что подобное дело простое для понимания и тем более не такое уж простое его разрешение. Сами процедуры могут занимать немало времени, что уже для простого человека может быть критически, так как помимо юридических процедур у них есть множество своих важных дел. Прибавить к этому еще полную неопределенность по данному вопросу: что нужно делать, какие шаги предпринять, что делать если не получится и т. д.

В связи с этим рекомендуется обращаться к квалифицированным специалистам за консультацией. Они смогут объяснить суть вопросы, как права вы имеете, какие пути решения могут быть. Стоит обратить внимание, чтобы помощь действительно была эффективной стоит обращаться к тем специалистам, которые работают именно с этим профилем.

Они смогут помочь тогда, основываясь не только на нормах права, кстати говоря, непрофильный специалист по специфическому делу может и нормы права некоторые пропустить из-за незнания, но и практике применения этих норм, а это тоже имеет весьма важное значение при разрешении проблем. Таким образом, если специалист понимает ваше дело, то вы гарантировано сможете уйти от юриста с осознанием дела.

Если вы понимаете, что даже так вам будет непросто справиться, то лучше воспользоваться уже не просто консультацией, а именно представительством, когда юрист решит за вас ваши проблемы: оформит документы, напишет жалобы, вынесет ходатайство, будет защищать вас в суде и т. д. В конечном итоге, только там вы сможете достигнуть реального успеха по конкретному делу.

Важно! По всем вопросам штрафов и налогов, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по налоговым вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Если вам неправомерно начислили налог. Порядок обжалования для физических лиц

  • На данный электронный адрес уже зарегистрирована учетная запись. Для размещения вопроса на бесплатную юридическую консультацию авторизуйтесь, или воспользуйтесь функцией восстановления пароля.
  • Заданный Вами вопрос должен пройти модерацию, после чего, он будет доступен для ответа любому из юристов портала на странице первичной бесплатной консультации.
  • В случае если вопрос нуждается в более полном индивидуальном ответе на платной основе, обратитесь к любому из ответивших юристов или выставите вопрос на аукцион. Для этого нужно зайти на страницу консультаций авторизованным по логину и паролю отправленному вам по e-mail или создать новый аукцион в Вашем Личном кабинете.

Регистрация позволит Вам выставить свой вопрос на аукцион. За право ответить на него поборются юристы со всей страны. Вы сможете выбрать подходящего специалиста и стоимость консультации!!

Часто налогоплательщик не согласен с актами и действиями должностных лиц налоговой инспекции, например, с суммами начисленного налога или неправомерно начисленными пенями/штрафом. Даже если налог начислен полностью неправомерно, без вашего участия ошибку никто не исправит, а если вы не заявите о ней вовремя, за самим налогом последуют пени, штраф и принудительное взыскание.

В первую очередь стоит явиться на прием в свою инспекцию и получить разъяснения. Вопрос может быть решен на месте — возможно, вы не знали о повышении налоговой ставки/базы или уведомление/требование об уплате налога было направлено вам ошибочно. По предложению налогоплательщика также может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Если же в инспекции уверены в своей правоте, несмотря на ваши доводы, надо срочно вооружаться налоговым кодексом и подавать жалобу.

Право на обжалование актов ненормативного характера налоговых органов (к ним относятся требования, решения, письма, постановления и другие акты, принятые в отношении конкретного лица), а также действий (бездействий) их должностных лиц предусмотрено ст. 137 Налогового кодекса РФ.

Обжалование возможно как в административном (досудебном), так и в судебном порядке. В большинстве случаев административный (досудебный) порядок является обязательным, непосредственно в суд можно обжаловать только акты (действия), вынесенные самой ФНС, а также акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалобы. Согласно ст. 138 НК РФ досудебное обжалование возможно в двух формах: обычная жалоба и апелляционная жалоба.

Стоит отметить , что ввиду отсутствия четкого установленного списка актов налоговых органов, относящихся к ненормативным, некоторые акты не всегда признаются таковыми, а соответственно вышестоящий орган или суд может отказать в жалобе. В частности, это касается уведомлений и требований. В этом случае стоит сначала направить в инспекцию письмо с требованием произвести перерасчет налога, указанного в уведомлении или требовании, по рассмотрению которого инспекция должна вынести акт, который уже можно будет обжаловать.

Важно: Исполнение акта полностью или частично не лишает налогоплательщика права на подачу жалобы. Обжалование ненормативных актов, действий и возврат излишне уплаченных сумм налога – разные способы защиты права, которые могут применяться независимо друг от друга.

Исполнив решение, вы снимаете с себя риски применения обеспечительных мер. Если в результате рассмотрения жалобы акт инспекции будет отменен, можно будет претендовать не только на возврат излишне взысканных сумм, но и на проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ), начисляемые на сумму взыскания по ключевой ставке ЦБ РФ со дня, следующего за днем уплаты, по день возврата.

Это интересно:  Безопасно ли хранить деньги в банковской ячейке?

Для возврата сумм налога подается заявление о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в налоговый орган, в который данный налог был уплачен. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Сроки и порядок подачи жалобы

Восстановить срок апелляционного обжалования в случае его пропуска нельзя.

Обе жалобы (далее под жалобой понимается как обычная, так и апелляционная жалоба) может подать как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель (с обязательным приложением доверенности). В качестве адресата надо указать вышестоящий налоговый орган, но подавать через тот налоговый орган, который вынес решение. Т.е. жалобу на территориальную (районную, межрайонную) инспекцию следует подавать в Управление ФНС по субъекту через ту же территориальную инспекцию. Жалобу можно подать непосредственно в налоговый орган, отправить по почте или в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган в течение трех дней со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, приложив свое заключение.

В жалобе необходимо указать акты налогового органа, совершенные действия (бездействие) его должностных лиц, которые привели к нарушению прав. Следует привести основания, подтверждающие нарушение прав (например, ошибочное применение законодательства, неправильная трактовка фактических обстоятельств и т.п.). Завершают жалобу требованием: отменить решение, признать действия инспекторов незаконными и т.п. (подп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ).

К жалобе стоит приложить все первичные подтверждающие документы. Данное требование необязательно, допускается преставление документов позднее в налоговый орган или суд (до момента принятия решения по жалобе), однако не стоит рисковать, суд вправе отказать в принятии документов, которые были в распоряжении налогоплательщика, истребовались налоговым органом, но представлены только в суд.

Также стоит привести все имеющиеся доводы о незаконности решения налогового органа в первоначальной жалобе в вышестоящий налоговый орган. Как и в случае с документами, если какие-то существенные доводы не будут приведены в первоначальном процессе, то суд может в дальнейшем отказать в их принятии.

Если в самой жалобе специально не указано, какие части решения обжалуются, то считается, что решение обжаловано в полном объеме. Можно обжаловать только часть вынесенного решения и прямо указать на это в жалобе, однако в дальнейшем решение может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае подачи апелляционной жалобы, даже если обжалована часть решения, такое решение не вступает в силу (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

Жалоба может быть рассмотрена с участием лица, подавшего жалобу, если вышестоящий налоговый орган выявит противоречия в материалах или несоответствия сведений налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (п. 2, 5 ст. 140 НК РФ). При желании участвовать в рассмотрении стоит сделать акцент в жалобе на указанные противоречия, а также заявить ходатайство об участии в рассмотрении жалобы.

Решение по жалобе, поданной на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня их получения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

Вынесенное решение направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Нарушение срока рассмотрения жалобы не влечет недействительность решения, принятого по результатам такого рассмотрения. Однако налогоплательщик может заявлять доводы о пропуске срока давности взыскания, например, если обжаловано требование об уплате налога, и в течение двух месяцев, налоговый орган не принял решение, он лишается права на вынесение решения о взыскании налога.

Вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением, но может быть дополнено и (или) изменено приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, а также исправлены арифметические ошибки, опечатки, в том числе в сторону увеличения (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

Обращение в суд

В случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа, невынесения решения в установленный срок, а также при обжаловании актов (действий), вынесенных непосредственно ФНС можно обращаться в суд.

Административное исковое заявление (обжалование решения, действия, бездействия) может быть подано в суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

С учетом обязательности досудебного порядка обжалования, трехмесячный срок на обращение в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом решении по его жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ).

При взыскании излишне уплаченных сумм налога заявление подается в суд общей юрисдикции по правилам искового производства в течение трех лет с моменты уплаты налога.

Новый порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов

ФНС о преимуществах досудебного обжалования

Налоговое ведомство считает, что тотальное досудебное урегулирование налоговых споров пойдет на пользу как проверяемым, так и проверяющим. Это, по его мнению, предоставляет налогоплательщикам благоприятные условия для разрешения конфликтных ситуаций без обращения в суд (что снижает нагрузку на судебную систему), а также способствует повышению качества работы налоговых органов.
Чиновники ФНС на своем официальном сайте, в печатных и телевизионных СМИ неоднократно указывали на преимущества претензионного порядка урегулирования налоговых споров. Этот порядок менее формализован, нежели арбитражное судопроизводство, более понятен и доступен налогоплательщикам, поскольку не требует наличия специальных юридических знаний.
Данный метод отстаивания прав и законных интересов менее затратный по сравнению с судебным. Вышестоящий налоговый орган (ВНО) рассматривает жалобы налогоплательщиков совершенно бесплатно, а для обращения в суд требуется уплата госпошлины. Можно сэкономить и на расходах по оплате услуг профессиональных юристов, представляющих интересы заявителя в суде, тем более что рассмотрение иска не ограничивается одним-двумя судебными заседаниями. Как правило, судебный процесс продолжается в течение нескольких месяцев (а то и лет), да и сложно предугадать заранее момент его завершения.
В случае же применения досудебного порядка обжалования такой неопределенности нет: ВНО разрешит налоговый спор максимум за два месяца (разумеется, при соблюдении процессуальных сроков, установленных НК РФ). Кроме того, на время рассмотрения апелляционной жалобы решения ИФНС по налоговым проверкам не вступают в силу, принудительное взыскание доначисленных сумм не производится.

Правовые нормы, регламентирующие порядок досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, начали действовать с 2011 г. и, как показала практика, не были идеальны. В связи с этим назрела объективная необходимость совершенствования названного порядка. Поправки, внесенные в гл. 19, 20 НК РФ Федеральным законом N 153-ФЗ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного механизма разрешения налоговых споров. Нововведения направлены на упрощение обжалования ненормативных актов контролеров. По мнению ФНС, это позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту своих интересов.

Примечание. Данный Закон вступил в силу 03.08.2013, но правила обязательного досудебного урегулирования до 1 января 2014 г. применялись только в отношении обжалования решений, вынесенных налоговым органом по результатам выездных и камеральных проверок.

Ненормативный правовой акт — что это такое?

Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Если для определенной категории споров законодательством установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, спор передается на разрешение арбитражного суда только после соблюдения такого порядка.

С 2014 г. благодаря Федеральному закону N 153-ФЗ досудебный порядок урегулирования споров распространяется на все без исключения ненормативные правовые акты налоговиков. Что же подразумевается по этим понятием? Налоговый кодекс ответ на этот вопрос не дает, поэтому обратимся к судебной практике и разъяснениям налоговиков.

Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Такое определение ненормативного правового акта содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. Несмотря на то что этот документ утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, очевидно, что приведенная трактовка рассматриваемого понятия актуальна и сейчас.

В январе 2014 г. ФНС разместила на своем официальном сайте брошюру «Досудебное урегулирование налоговых споров». В ней указано, что ненормативный правовой акт — это документ, поименованный в НК РФ и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов).

Примечание. Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе и касающийся конкретного налогоплательщика.

Оспаривание решений по результатам налоговых проверок

С чего начинается досудебное обжалование?

Уточним, досудебное урегулирование налогового спора и обжалование акта налоговой проверки — два способа защиты налогоплательщиками своих прав и интересов, поэтому отождествлять их не следует. Данные процедуры регулируются разными нормами права. Причем если досудебное урегулирование в силу п. 2 ст. 138 НК РФ носит обязательный характер, то оспаривание акта налоговой проверки — дело добровольное (п. 6 ст. 100 НК РФ). Иными словами, налогоплательщик, не согласный с результатами выездной или камеральной проверки, вправе, не подавая возражения на акт, сразу направить жалобу на решение инспекции в ВНО.

Обратите внимание! Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ внесены изменения в абз. 1 п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которому с 15 рабочих дней до одного месяца увеличен срок подачи возражений на акт налоговой проверки. Данные поправки начали действовать с 24 августа 2013 г.

Досудебное урегулирование налогового спора начинается с момента вручения проверяемому лицу решения инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Общий порядок передачи налогоплательщикам документов, используемых контролерами при осуществлении своих полномочий, изложен в п. 4 ст. 31 НК РФ. Согласно данной норме указанные документы могут быть вручены налогоплательщику (его представителю) одним из трех способов: лично под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по ТКС. Правда, эти правила не распространяются на документы, порядок передачи которых прямо предусмотрен НК РФ, в том числе и на решения, вынесенные налоговыми органами по результатам выездных и камеральных проверок (Письмо ФНС России от 20.09.2013 N АС-4-2/16981).

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ упомянутое решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено проверяемому лицу под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения этим лицом (его представителем). Причем законодатель под иным способом не подразумевает направление решения по почте, поскольку далее в рассматриваемой норме указано: если решение невозможно вручить одним из приведенных способов, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. Вероятно, под иным способом здесь подразумевается направление решения по ТКС.

Обратите внимание! Федеральным законом N 153-ФЗ изменен порядок определения даты вручения налогоплательщику решения, направляемого по почте. До 03.08.2013 решение считалось полученным адресатом по истечении шести дней с даты направления заказного письма, сейчас — на шестой день со дня отправки почтового отправления. То есть срок сократился на день.

Апелляционная жалоба или просто жалоба?

На врученное решение налогоплательщик может подать жалобу, какую именно (апелляционную или обычную), зависит от того, вступило это решение в силу или нет.
Срок вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности установлен в п. 9 ст. 101 НК РФ и составляет один месяц со дня вручения этого решения проверяемому лицу. Если налогоплательщик успеет за это время обжаловать ненормативный акт налоговиков, он считается оспоренным в апелляционном порядке (п. 1 ст. 138, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Соответственно, жалоба будет считаться апелляционной.

Это интересно:  Как выписать несовершеннолетнего ребенка из муниципальной квартиры: как сделать это для детей в неприватизированной квартире, где они не проживают и можно ли это сделать?

Примечание. До вступления в силу Федерального закона N 153-ФЗ этот срок составлял десять рабочих дней.

Отметим, что пропущенный срок подачи апелляционной жалобы восстановлению не подлежит. Если в течение месяца решение не было оспорено, оно вступает в силу и налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных платежей.

Однако это не означает, что в подобной ситуации налогоплательщик утрачивает обязанность досудебного урегулирования налогового спора. В случае несогласия с решением проверяющих он должен подать жалобу на вступившее в силу решение. Для этого налогоплательщику отведен один год со дня вынесения оспариваемого решения. В случае пропуска указанного срока (причем исключительно по уважительной причине) ВНО может его восстановить. Разумеется, если налогоплательщик обратится с соответствующим ходатайством (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Куда подается жалоба?

Для удобства налогоплательщиков и апелляционная (п. 1 ст. 139.1 НК РФ), и обычная жалоба (п. 1 ст. 139 НК РФ) подается в налоговый орган, вынесший оспариваемый ненормативный акт. Эта информация в силу п. 8 ст. 101 НК РФ должна быть указана в тексте решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Инспекция, решение которой оспаривается, в течение трех дней со дня получения жалобы должна направить ее вместе со всеми материалами в ВНО — региональное управление.

Обратите внимание! Отсчет срока на рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) начинается со дня ее поступления в ВНО и не зависит от соблюдения (несоблюдения) инспекцией, вынесшей решение, трехдневного срока на передачу жалобы (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Как оформить жалобу?

В ст. 139.2 НК РФ установлено, что жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме. Она должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем (в этом случае к жалобе прикладываются документы, подтверждающие полномочия представителя).

Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности должна содержать следующие обязательные сведения:

  • наименование и адрес организации или Ф.И.О. и место жительства физического лица;
  • обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера;
  • наименование инспекции, решение которой оспаривается;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

Форма жалобы на законодательном уровне не утверждена. Поэтому налогоплательщик составляет ее в произвольном виде. Главное, чтобы в ней содержались указанные выше сведения. В жалобе могут быть приведены и иные сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты), необходимые для ее своевременного рассмотрения. Кроме того, налогоплательщик вправе (но не обязан) приложить к жалобе документы, подтверждающие его доводы.

ФНС в упоминавшейся брошюре «Досудебное урегулирование налоговых споров» привела образцы жалоб на невступившее и вступившее решение, принятое налоговым органом по результатам камеральной или выездной проверки. Они идентичны, за исключением названия. Налоговое ведомство предлагает оформлять жалобу (апелляционную жалобу) по форме, приведенной ниже.

В каких случаях жалоба не рассматривается?

Если налогоплательщик оформил жалобу (апелляционную жалобу) с соблюдением приведенных выше норм закона и рекомендаций ФНС, у ВНО не будет оснований для оставления ее без рассмотрения.

Теперь в силу п. 1 ст. 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган на законных основаниях может не рассматривать обращение налогоплательщика по существу, если:

  • жалоба не подписана заявителем (его представителем) или к ней не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика;
  • нарушены сроки подачи жалобы, при этом заявитель не обратился с ходатайством об их восстановлении;
  • заявителю отказано в восстановлении пропущенного срока на обжалование решения налоговиков;
  • до вынесения решения по жалобе налогоплательщик отозвал жалобу (полностью или в части);
  • заявитель ранее подавал жалобу по тем же основаниям.

При установлении ВНО одного из приведенных обстоятельств принимается решение об оставлении жалобы без рассмотрения (полностью или в части). На вынесение такого решения региональному управлению отводится пять дней со дня получения жалобы или заявления о ее отзыве. В течение следующих трех дней УФНС обязано письменно уведомить заявителя об оставлении его обращения без рассмотрения (п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

Отметим, что отказ налоговиков рассматривать жалобу не препятствует повторному обращению налогоплательщика за восстановлением своих прав. Главное, уложиться в установленные сроки (п. 6 ст. 138, п. 3 ст. 139.3 НК РФ). Однако отзыв жалобы (в том числе апелляционной) лишает заявителя возможности повторно обратиться в налоговые органы по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).

Как рассматривается жалоба?

Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) изложен в новой редакции ст. 140 НК РФ. Благодаря Федеральному закону N 153-ФЗ эта норма была переписана практически заново, причем не в пользу налогоплательщиков.

Новшеством является и то, что заявитель вправе представить документы, подтверждающие его доводы, не только вместе с жалобой, но и после ее подачи. В соответствии с п. 1 ст. 140 НК РФ это можно сделать до принятия ВНО решения по жалобе. Однако данные документы будут рассмотрены региональным УФНС и учтены при вынесении соответствующего вердикта только в том случае, если заявитель объяснит причину, по которой они не были представлены в инспекцию, решение которой обжалуется.

Кроме того, поправки, внесенные Федеральным законом N 153-ФЗ в ст. 140 НК РФ, позволили ВНО исправлять процедурные нарушения, допущенные нижестоящими инспекциями в процессе рассмотрения материалов налоговых проверок и вынесения решений по ним. Теперь это прямо установлено в п. 3 указанной нормы. Если при рассмотрении жалобы (в том числе апелляционной) будут выявлены подобные нарушения, региональное управление вправе отменить решение инспекции и рассмотреть налоговый спор вновь, соблюдая при этом все процессуальные моменты, предусмотренные ст. 101 НК РФ. По результатам такого рассмотрения ВНО вынесет новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Таким образом, по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное инспекцией по выездной или камеральной проверке, ВНО, в соответствии с п. 3 ст. 140 НК РФ, может:

  • оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • отменить решение полностью или в части;
  • отменить решение полностью и принять новое решение по делу.

В какие сроки ВНО выносит решение по жалобе?

В силу п. 6 ст. 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, принимается региональным управлением в течение одного месяца со дня получения соответствующей жалобы. Этот срок может быть продлен еще на месяц, если:

  • ВНО для вынесения решения по жалобе потребуются документы от инспекции, принявшей оспариваемый ненормативный акт;
  • заявитель в ходе рассмотрения жалобы представил дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

Решение руководителя (заместителя руководителя) УФНС о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия. Такой же срок предусмотрен для вручения решения, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы.

Обратите внимание! Федеральным законом N 153-ФЗ изменен порядок исчисления срока для обращения в суд в случае обжалования решения, вынесенного по результатам выездной или камеральной проверки. Ранее п. 5 ст. 101.2 НК РФ было предусмотрено, что данный срок начинает течь со дня, когда налогоплательщику стало известно о вступлении в силу указанного решения. Теперь порядок исчисления срока для оспаривания названного решения в суде установлен в п. 3 ст. 138 НК РФ. Согласно этой норме он начинает течь со дня, когда налогоплательщику стало известно о принятом ВНО решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения установленного п. 6 ст. 140 НК РФ срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Если заявитель не согласен с решением УФНС

Итак, региональное управление рассмотрело жалобу налогоплательщика на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности и вынесло соответствующее решение. Что делать налогоплательщику, если это решение его не устраивает?

Налоговый кодекс предусматривает два пути: подать жалобу на то же решение проверяющих в ВНО регионального управления (то есть в ФНС) или оспорить это решение в судебном порядке.

Дальнейшее оспаривание указанного ненормативного акта налоговиков внутри налоговой службы — это право проверенного лица, реализовать которое можно в течение трех месяцев со дня принятия региональным управлением соответствующего решения по жалобе (апелляционной жалобе). ФНС рассматривает и выносит решение по жалобе, руководствуясь общими положениями, предусмотренными гл. 19 и 20 НК РФ.

Обжалование иных ненормативных актов налоговиков и их действий (бездействия)

Напомним, что с 2014 г. обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Обратите внимание! В силу п. 2 ст. 138 НК РФ действия (бездействие) должностных лиц ФНС могут быть сразу обжалованы в судебном порядке.

Иные ненормативные акты, которые принимаются не в рамках ст. 101 НК РФ, в апелляционном порядке оспорены быть не могут. Это прямо следует из определения понятия «апелляционная жалоба», содержащегося в абз. 3 п. 1 ст. 138 НК РФ. Таким образом, налогоплательщик вправе обратиться с жалобой на подобное решение в течение одного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Действия (бездействия) должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы только в ВНО. Отметим, что до вступления в силу Федерального закона N 153-ФЗ руководители территориальных инспекций были вправе рассматривать жалобы на действия своих сотрудников, если такие обращения поступали непосредственно в эту инспекцию.

Требования к оформлению жалоб на указанные ненормативные акты и действия (бездействия) налоговиков идентичны требованиям к жалобам на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Мы их рассмотрели ранее, поэтому повторять их не имеет смысла. Данные жалобы также подаются в инспекцию, которая вынесла оспариваемый ненормативный правовой акт или действия должностных лиц которой оспариваются.

ФНС в уже упоминавшейся брошюре «Досудебное урегулирование налоговых споров» привела образец такой жалобы (см. на с. 26).

Порядок рассмотрения подобных жалоб установлен в ст. 140 НК РФ, его особенности мы анализировали выше.

Однако здесь следует обратить внимание на один важный нюанс. Жалобы на иные ненормативные акты налоговиков, а также на их действия (бездействие) подлежат рассмотрению в более короткие сроки — в течение 15 дней с даты поступления обращений в ВНО. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих инспекций документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

По итогам рассмотрения обращения заявителя ВНО в силу п. 3 ст. 140 НК РФ может:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Статья написана по материалам сайтов: andabekov.ru, classomsk.com, jur24pro.ru, pravobox.ru, www.pnalog.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий