Кадастровая стоимость здания или помещения: что это такое, для чего нужна и как связана с налогом на имущество, а также в чем ее отличие от балансовой стоимости?

Дата размещения статьи: 16.12.2015

Внесенные в Налоговый кодекс изменения, которые позволили региональным властям устанавливать особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимости, для многих налогоплательщиков вылились в серьезное увеличение налоговой нагрузки. Проблема в том, что при формировании перечней объектов, подпадающих под кадастровый» налог, довольно часто обнаруживаются ошибки. Однако, увы, сами они не исправляются — это требует определенных усилий со стороны налогоплательщика. В то же время для целей налогообложения они будут оправданными.

В общем случае база по налогу на имущество, в соответствии со ст. 375 Налогового кодекса (далее — Кодекс), рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Однако п. 2 данной нормы предусмотрено, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база определяется в особом порядке — исходя из кадастровой стоимости объектов по состоянию на 1 января года налогового периода.
Отметим, что установление конкретного перечня объектов недвижимости, в отношении которых налог уплачивается исходя из их кадастровой стоимости, является прерогативой уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2 НК). Причем данный перечень должен быть определен и обнародован региональными властями не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

«Черный» список

На уровне Кодекса особенности определения «кадастровой» налоговой базы, исчисления и уплаты налога закреплены в ст. 378.2 Кодекса. В соответствии с данной нормой налог на имущество может исчисляться исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:
— административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
— нежилых помещений, назначение которых, в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами техучета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
— недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность в России через постоянное представительство, либо объекты, не относящиеся к деятельности иностранной компании в РФ через постоянное представительство;
— жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Условия для «кадастрового» налогообложения

Исправление «кадастровых» ошибок

Официальная позиция

Следует признать, что контролирующие органы не стали отстаивать свойственную им фискальную позицию. В частности, в Письме ФНС России от 16 октября 2015 г. N БС-4-11/18050@ разъяснено, что объекты недвижимости, попавшие в перечень по ошибке, должны быть исключены из него. Причем соответствующая информация должна быть размещена на официальном сайте субъекта РФ или уполномоченного органа региональной власти (в зависимости от того, где был размещен сам перечень). При этом налоговая база в отношении исключенного объекта в соответствующем налоговом периоде, по мнению представителей ФНС, определяется как среднегодовая стоимость.
Почему данная позиция чиновников похвальна? Да просто потому, что в судебной практике встречаются решения, в которых арбитры приходят к выводу, что спорный пункт перечня должен быть признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу (см., напр., Определение ВС РФ от 12 ноября 2014 г. N 5-АПГ14-53). И если следовать данному подходу, то выходит, что до вступления в силу решения суда компания должна уплачивать в отношении объекта недвижимости налог исходя из его кадастровой стоимости, а после — исходя из его «балансовой» остаточной стоимости.
Представляется, что позиция контролирующих органов в рассматриваемом случае куда более отвечает принципу справедливости налогообложения. Ведь если изначально объект недвижимости включен в перечень по ошибке, то и оснований для обложения его «кадастровым» налогом попросту нет. Соответственно, если за один или несколько кварталов текущего года организация уже успела начислить и уплатить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости, то его нужно пересчитать с начала года и излишек вернуть или зачесть в счет будущих платежей. Более того, в том случае, если компания применяла ЕНВД или УСН, в связи с исключением недвижимости из перечня у нее вообще не возникает обязанности по исчислению в отношении данного объекта налога на имущество (п. 4 ст. 346.26 НК, п. 2 ст. 346.11 НК).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Содержание

Где можно узнать балансовую стоимость здания

Это необходимо для того, чтобы данные бухучета не теряли своей достоверности и актуальности. ОС имеют свойство морально и физически устаревать, отчего меняется и их стоимость. Если после проведения переоценки имущества обнаружено, что цена актива уменьшилась или увеличилась, перерасчет остаточной стоимости выполняют следующим образом:

  1. Определяют восстановительную стоимость объекта на дату оценки.
  2. Если стоимость имущества снизилась, производят уценку. В балансе указывают вычисленную сумму за минусом амортизации.
  3. В случае повышения стоимости ОС производят дооценку, пересчитав амортизацию. Изменения вносят в баланс.

Результаты переоценки имущества относят на добавочный капитал, т. е. происходит либо его увеличение, либо уменьшение.

5. определение стоимости здания, строения, жилого помещения

Недвижимость в балансе предприятия Оценку недвижимости выполняют для определения ее стоимости перед продажей или покупкой, сдачей в аренду и во многих других случаях. В зависимости от направленности деятельности предприятия, учет объектов могут производить согласно их первоначальной стоимости за минусом амортизации, или же по текущей рыночной цене. Инвестиционную недвижимость отражают в конце отчетного периода по справедливой стоимости, которую определила международная оценочная компания.

Порой не всегда получается сопоставить объекты предприятия с рынком, что приводит к осуществлению более глубокого анализа. Балансовая стоимость в таком случае определяется с учетом доходности недвижимости. Остаточная стоимость НМА Нематериальные активы – это имущество, которое не имеет вещественной формы.

Балансовая стоимость

Балансовая и кадастровая стоимость здания в расчете

Балансовая стоимость: определение и особенности

Величина зависит от следующих факторов:

  • месторасположение здания;
  • экономическое развитие района;
  • дата постройки и степень износа;
  • рыночная цена аналогичных объектов;
  • качество почвы и назначение участка;
  • особенности инженерных коммуникаций.

Алгоритм точного расчета сложен и может производиться по общей формуле либо другим способом (решение принимается муниципальными органами). На что влияет? Величина определяет возможности владельца при совершении операций с недвижимостью, его обязательства перед налоговой службой. При ведении бизнеса показатель влияет на развитие дела, предприниматель учитывает свои затраты и планирует дальнейшие действия.
Чем выше оценка, тем больше налог, зато и возможности собственника шире — при продаже или обмене можно рассчитывать на хорошую сумму, рассматривать выгодные варианты.

Это интересно:  Государственная пенсия по инвалидности: кому положена и как выплачивается

Балансовая стоимость основных средств — это…

При необходимости расчета остаточной стоимости одного из объектов активов выполняют подобные описанным выше действия: определяют первоначальную или восстановительную стоимость (в случае переоценки) и вычитают из нее сумму амортизации. В зависимости от цели, вычислить значение можно как для отдельного объекта, так и для их группы. Широко применяется и понятие балансовой стоимости активов.

Ее показатель как нельзя лучше характеризует финансовое благополучие предприятия, что интересно сторонним организациям (инвесторам, займодателям). Балансовая стоимость активов – это совокупность всех средств, которая вычисляется как сумма строк 1100 и 1200 формы №1 финансовой отчетности. Справка об остаточной стоимости активов Как говорилось выше, показатель стоимости активов очень информативен.

Запросить данные может любая заинтересованная в этом компания.

Балансовая стоимость здания 1973г.

Для оценки долгосрочных активов (ОС, акций и прочего) используются разные методы. Один и тот же объект можно охарактеризовать несколькими числовыми значениями его стоимости. Ключевым понятием в бухучете является балансовая стоимость.

С ее помощью описывают финансовое положение предприятия и производят его оценку. В статье рассмотрим особенности определения этого показателя и его характеристики. Балансовая стоимость ОС Форма №1 – важнейший документ, необходимый для анализа экономической деятельности предприятия.

Именно он дает представление об активах и пассивах субъекта. Активы составляют средства предприятия – оборотные и основные. Учет последних порой затруднителен: их многократно и продолжительно используют, что отражается на их стоимости, а ее еще посчитать нужно.

Чтобы упростить эту процедуру, было введено понятие балансовой стоимости.
Цитата(NALINA @ 27.9.2011, 7:47) Вообще по смыслу это должна быть остаточная стоимость, так как она учитывает реальное состояние объекта на данный момент по степени износа. Остаточная стоимость никак не связана с реальным состоянием объекта. Сегодня покупаешь здание — завтра началась амортизация = остаточная стоимость снизилась.
Но реально объект за это время никак не ухудшился. Кроме того, амортизация — это механизм никак не связанный с состоянием объекта. При ее исчислении реальное состояние объекта никак не учитывается. Она применяется исключительно в целях налогообложения.

Расчет амортизации также не является обязательным.

Где можно узнать балансовую стоимость здания

Для решения вопроса понадобятся документы:

  • справка о стоимости;
  • заверенная копия правового документа;
  • отчеты о рыночных ценах;
  • экспертное заключение;
  • прочие бумаги (при необходимости).

Юридические лица сначала обращаются в комиссию, а в случае отклонения заявления могут пойти в суд. По итогам экспертизы и детального рассмотрения вопроса выносится вердикт. Как узнать кадастровую стоимость на сайте Росреестра? Портал Росреестра содержит информацию о недвижимости в РФ, в том числе и сведения об оценке объектов.

Вне зависимости от выбранного способа составления справки необходимо, чтобы в ней была указана остаточная стоимость средств предприятия на начало и конец отчетного года. Балансовая стоимость акции В экономическом анализе, помимо показателя средств предприятия, используют и величину чистых активов. Для ее вычисления из значения строки 1600 баланса вычитают сумму строк 1400 и 1500. Таким образом, чистые активы показывают сумму средств предприятия, сформированных за счет собственного капитала и не обремененных обязательствами. При расчете балансовой стоимости ценной бумаги говорят о доле акционера в капитале предприятия. Показатель определяют как отношение чистых активов к числу выпущенных обыкновенных акций. При этом остаточная стоимость ценных бумаг часто не совпадает с их оценкой на рынке. Следует учитывать, что в расчет не берут выкупленные у акционеров собственные акции.

Где посмотреть балансовую стоимость здания

Цитата: Сообщение от vsv-boss Найти договор купли-продажи на это помещение и акт приёма-передачи и прочитать эти документы Ну и быстренько начислить амортизацию. Это не сложно. Линейным методом. Если из расчета лет 30 (более точно надо смотреть в классификаторе), то это считается так: стоимость здания делите на 360 месяцев и получаете ежемесячную сумму амортизации. Допустим, у вас это здание было в собственности 3 года или 36 месяцев.

Цена здания (с НДС, т.к. при УСНО амортизация списывается через амортизацию) 36млн.руб. Вот и считаем амортизация = 36млн.руб/360мес. х 36мес = 3,6млн.руб. Следовательно за три года амортизация составила 3,6млн.руб.

Цитата: Сообщение от Калисто как должен выглядеть документ с информацией балансовой стоимости помещения для оценщиков? Я думаю, в виде справки. Но могут и потребовать ОС-6 (Инвентарную карточку объекта ОС).

У администрации в собственности (на праве оперативного управления) на счете 101 числилось административное здание (офисное), которое было передано в оперативное управление подведомственному казенному учреждению. Казенное учреждение не регистрировало право оперативного управления. У администрации также отсутствует документ, подтверждающий прекращение права оперативного управления. По настоящее время налоговые декларации по налогу на имущество за данное здание сдавало казенное учреждение и оплачивало налог на имущество по балансовой стоимости. Из налогового органа пришло требование о том, что в собственности администрации числится недвижимое имущество с кадастровым номером, по данному объекту необходимо сдать корректирующие отчеты с заполнением раздела 2.1 налоговой декларации по налогу на имущество. Может ли администрация сдать эти отчеты, если здание находится в оперативном управлении другого учреждения? Нужно ли изменять балансовую стоимость объекта на кадастровую (кадастровая стоимость здания определена)?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

10 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Налог на имущество с кадастровой стоимости

Рассмотрим обзор позиций ВС РФ, направленных налоговым органам для использования в работе Федеральной налоговой службой Письмом от 21.12.2016 N БС-4-21/24530@ в отношении налогообложения объектов недвижимости налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Об объектах «кадастрового» налогообложения

На основании п. 1 ст. 378.2 НК РФ налог исходя из кадастровой стоимости недвижимости уплачивается в отношении следующего имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
  2. нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов;
  3. объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  4. жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Сразу скажем, что далее мы будем рассматривать споры, касающиеся первых двух подпунктов.

О проведении обследования для определения видов фактического использования объекта

Согласно п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с установленным порядком.

Оформленным с нарушением признается акт обследования, если он составлен сотрудником, не входящим в состав утвержденной комиссии, и подписан членами комиссии, не осуществлявшими обследование объекта (Определение ВС РФ от 16.06.2016 N 49-АПГ16-23).

Бывает, что недвижимость включается в перечень объектов «кадастрового» налогообложения на основании актов обследования, составленных без доступа в здание (строение, сооружение), а потому не отражающих реальной картины использования объекта. В таком случае организация вправе обратиться в уполномоченный орган с просьбой о повторном проведении обследования в целях определения фактического использования объекта недвижимости либо в судебном порядке обжаловать приказ (постановление) об утверждении перечня объектов «кадастрового» налогообложения.

Примечание. Ниже мы убедимся в том, что не повторное, а очередное обследование (то есть обследование в целях формирования перечня на следующий год) не позволяет добиться исключения объекта из перечня (см. раздел «Когда акт обследования не поможет добиться исключения здания из перечня?»).

Так, из Апелляционного определения ВС РФ от 07.07.2016 N 5-АПГ16-28 следует, что здание было включено в перечень на основании акта обследования, согласно которому 76,2% общей площади здания фактически используется для размещения офисных помещений. Однако было установлено, что, поскольку организация не предоставила доступ в здание для обследования, вывод о фактическом использовании был сделан:

  • по результатам осмотра фасада здания;
  • на основании полученной из Интернета информации о размещении по данному адресу коммерческих организаций;
  • с учетом вывесок организаций на контрольно-пропускном пункте, через который осуществляется проход на территорию, где расположено здание.

Повторное обследование здания работниками уполномоченного органа (госинспекции) с представителем организации показало, что офисы занимают только 0,8% от общей площади здания. Остальная площадь используется для производственных целей и размещения складов. Поэтому суд признал недействующим соответствующий пункт перечня.

Схожие ситуации описаны в Апелляционных определениях ВС РФ от 14.07.2016 N 5-АПГ16-31 и N 5-АПГ16-32. В них отмечено: сведения из ЕГРЮЛ и Интернета, свидетельствующие о нахождении в здании нескольких торговых организаций, сами по себе не подтверждают, что для размещения офисов используется более 20% помещений в здании.

Это интересно:  Cat comm для категории 74

Таким образом, если вывод о фактическом использовании здания сделан госинспекцией на основании осмотра фасадов и информации, размещенной в Интернете, без доступа в помещения, у налогоплательщиков есть возможность добиться исключения здания из перечня объектов «кадастрового» налогообложения. Причем если уполномоченный орган отказал в проведении повторного обследования, то доказательством непревышения 20%-ного лимита площади может быть составленный налогоплательщиком расчет, основанный на фактических сведениях (Апелляционное определение ВС РФ от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42).

Парковка как объект «кадастрового» налогообложения

Из содержания п. 3 и 4.1 ст. 378.2 НК РФ следует, что площадь парковок учитывается при решении вопроса, подпадает ли здание (строение, сооружение) под «кадастровое» налогообложение.

К сведению. В частности, согласно п. 3 здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Аналогично фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу п. 4.1 здание (строение, сооружение) считается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Кабинеты руководства организации — не офисы, столовая для работников — не объект общепита

Расположенные в производственном здании кабинеты, в которых размещается административно-управленческий аппарат, а также помещения столовой, оказывающей услуги работникам предприятия, не свидетельствуют о том, что здание и помещения в нем фактически используются в качестве офисов и (или) объектов общественного питания.

Подтверждение тому — позиция ВС РФ, выраженная в Апелляционных определениях от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42 и от 25.08.2016 N 5-АПГ16-59. В обоих случаях уполномоченный орган включил здание в перечень объектов «кадастрового» налогообложения в связи с тем, что общая площадь кабинетов превысила установленный 20%-ный лимит.

Обратившись в суд, налогоплательщики сослались на то, что кабинеты административно-управленческого персонала не имеют самостоятельного офисного назначения, а используются для обслуживания производственной деятельности.

Судьи учли, что основным видом деятельности организации является производство продукции. Занимаемые административно-управленческим персоналом кабинеты не соответствуют понятию «офис», поскольку:

  • используются самим налогоплательщиком для целей осуществления его хозяйственной деятельности;
  • в аренду третьим лицам помещения не сдаются.

Размещение офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

Дополнительно ВС РФ указал: столовая, созданная в целях удовлетворения потребностей работников, а не для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности, опосредованно используется в производственной деятельности организации и не относится к объектам общественного питания, о которых идет речь в ст. 378.2 НК РФ. Помещения столовой, используемой не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а только для улучшения условий труда работников организации, не учитываются в составе площади, которая определяет объект «кадастрового» налогообложения.

Если площадь здания меньше установленной, оно не облагается «кадастровым» налогом независимо от вида использования

Региональные законы о «кадастровом» налогообложении устанавливают размеры площадей, при соответствии которым конкретное здание включается в перечень. В случае если фактическая площадь здания не дотягивает до установленной, оно не признается объектом «кадастрового» налогообложения независимо от видов осуществляемой деятельности. Однако иногда этот факт приходится доказывать в судебном порядке.

Неоднозначность вида разрешенного использования земельного участка — повод для установления видов фактического использования

Положения федерального и регионального законодательства предусматривают отнесение недвижимости к административно-деловому или торговому центру (комплексу) в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, его площади и (или) вида его фактического использования.

Верховный суд в Апелляционном определении от 25.08.2016 N 5-АПГ16-60 указал: виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов «кадастрового» налогообложения, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Минэкономразвития России N 39 (Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»), а именно:

  • код 1.2.5 — земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • код 1.2.7 — земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, — земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, — относится к группе видов разрешенного использования земельных участков по коду 1.2.9 и не соответствует кодам 1.2.5 и 1.2.7. Таким образом, здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Акт обследования, проведенного по просьбе организации, подтверждает, что 100% общей площади здания фактически используется под размещение склада, не связанного с торговлей.

При таких обстоятельствах включение спорного здания в перечень объектов «кадастрового» налогообложения противоречит закону.

Еще один схожий случай описан в Апелляционном определении ВС РФ от 29.09.2016 N 5-АПГ16-58. В данном случае земельный участок, на котором расположено спорное здание, имел вид разрешенного использования «использование территории для дальнейшей эксплуатации зданий под административный и складской корпуса». Судьи указали:

  • этот вид использования однозначно не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • вопрос о правомерности включения здания в перечень «кадастровых» объектов должен решаться с учетом фактического использования объекта недвижимости.

Согласно проведенному обследованию 86,6% общей площади здания используется под склад, 12,35% составляют помещения общего пользования и 1,05% — технические помещения. Следовательно, здание включено в перечень необоснованно.

Что дает обращение в суд?

Некоторые налогоплательщики полагают, что обращение в суд с требованием об исключении того или иного объекта из перечня бессмысленно, поскольку судебные разбирательства могут тянуться долго и, скорее всего, к моменту вступления в силу решения суда перечень уже будет неактуальным, ведь его действие ограничено одним налоговым периодом. Эти опасения беспочвенны.

Верховный суд неоднократно указывал, что соответствующий пункт перечня признается недействующим не с момента вступления в силу решения суда, а с даты принятия приказа об утверждении перечня. В противном случае решение суда не позволяет восстановить нарушенные права организации. Предположим, перечень был утвержден в 2015 году в целях исчисления налога в 2016 году, а решение суда в пользу организации принято в 2017 году. Соответственно, исключение объекта из перечня в 2017 году, когда перечень уже не действует, не имеет смысла и не позволяет организации избежать уплаты налога исходя из кадастровой стоимости за 2016 год. Именно поэтому ВС РФ не раз подтверждал обоснованность мнения тех судов, которые признавали незаконным включение объекта в перечень с момента его утверждения (см. Определение от 02.06.2016 N 49-АПГ16-18, Апелляционное определение от 07.07.2016 N 5-АПГ16-28 и др.).

Когда акт обследования не поможет добиться исключения здания из перечня?

Если обследование проведено государственной инспекцией для формирования перечня объектов «кадастрового» налогообложения на следующий год, такой акт не позволит доказать необоснованность включения здания в перечень на текущий год. Поясним этот вывод на примере ситуации, описанной в Апелляционном определении ВС РФ от 08.09.2016 N 5-АПГ16-43.

Согласно акту обследования от 30 сентября 2014 года 84,1% от общей площади здания фактически используется для размещения офисов, 15,9% — в иных целях. Здание включено в перечень на 2015 год.

Акт, составленный 27 ноября 2015 года, свидетельствовал о том, что объект недвижимости фактически не используется для размещения офисов.

Организация обратилась в суд, указав на следующие обстоятельства:

  • в первом акте отражено, что при проведении обследования доступ в здание был частично ограничен;
  • вывод о том, что здание фактически используется для размещения офисов, сделан сотрудниками госинспекции на основании его визуального осмотра и поэтажного плана здания.
Это интересно:  Где получить справку о неучастии в приватизации

При этом организация не отрицала факт сдачи части помещений в здании в аренду, но настаивала на том, что доля офисов существенно ниже установленного законодателем 20%-ного порога. В связи с этим включение данного здания в перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Сотрудник госинспекции, подписавший акт обследования и допрошенный судом в качестве свидетеля, подтвердил, что при обследовании здания дальше проходной их не пропустили, фотографии делать не разрешили, в связи с чем в акте указано: частично ограничен доступ в здание, вывод о его фактическом использовании для размещения офисов сделан на основе результатов визуального осмотра фасада здания, сведений, содержащихся в Интернете, и экспликации здания.

Суд решил: в 2015 году обследование проведено в целях формирования перечня на очередной налоговый период (на 2016 год), то есть обследование не являлось повторным (осуществлялось не для разрешения спора в отношении перечня на 2015 год). Поэтому второй акт, согласно которому объект не используется для размещения офисов, не опровергает вывод о наличии офисов в указанном здании по состоянию на дату составления первого акта, поскольку второй акт оформлен существенно позже даты обследования здания, результаты которого послужили основанием для включения объекта недвижимости в перечень на 2015 год.

Верховный суд разъяснил, как понимать п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ

В соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) считается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Соответственно, фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% общей его площади для размещения вышеуказанных объектов.

Судебная коллегия ВС РФ в Апелляционном определении от 22.09.2016 N 91-АПГ16-3 отметила следующее.

Отнесение здания (строения, сооружения) к объектам налогообложения на основании п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ производится не в случае одновременного использования площадей здания для размещения офисов и торговых объектов, а в случае, когда для таких объектов используется более 20% площади здания, но менее 20% под торговую деятельность и менее 20% под офисную, что не позволяет признать здание ни административно-деловым, ни торговым центром (комплексом).

Судебная коллегия также указала, что если собственниками административно-делового или торгового центра (комплекса) выступают несколько лиц, то каждый собственник уплачивает налог исходя из кадастровой стоимости помещения, собственником которого он является. При этом если принадлежащие собственнику нежилые помещения фактически не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то налог на имущество организаций уплачивается таким собственником также исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилых помещений.

В качестве заключения

Мы рассмотрели позиции ВС РФ по некоторым спорным вопросам, связанным с отнесением имущества к объектам «кадастрового» налогообложения. Этими позициями будут руководствоваться в своей работе налоговые органы. Надеемся, данный материал поможет налогоплательщику оценить правомерность своей точки зрения и целесообразность и перспективы судебного разбирательства.

Для чего нужна кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость квартиры: основное понятие базы для исчисления единого налога на недвижимость

Кадастровая стоимость жилья сильно различается по России. Для сравнения: средний кв. метр по кадастровой оценке в стране составляет около 32 тысяч рублей, в столице – он выше более, чем в 5 раз (около 166 тысяч рублей). Основным фактором, влияющим на стоимость квартиры, является местный рынок недвижимости.

Зачем нужна кадастровая стоимость

Ленобласть определилась в последний момент. «Введение моратория на территории Ленинградской области привело бы к ощутимому снижению поступлений доходов в бюджеты муниципальных образований Ленинградской области различного уровня за счет снижения налогооблагаемой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и организаций. В связи с чем Ленинградская область не вводит мораторий и использует последние утвержденные результаты государственной кадастровой оценки. Это решение не повлечет увеличения налоговой нагрузки на жителей и на предпринимателей», – сообщили БН в пресс-службе правительства Ленинградской области.

Для чего нужна кадастровая стоимость

На величину показателя могут оказывать влияние установленные цены на рынке, ставка арендной оплаты, площадь участка, категория исследуемой зоны, местонахождение. Кадастровая стоимость переоценивается каждое пятилетие. Управление Росреестра предоставляет список земельных участков, нуждающихся в оценке. После совершения данного действия следует выполнение требуемых расчетов.

Что представляет собой кадастровая стоимость для различных объектов недвижимости: квартир и земельных участков

Для расчетов кадастровой стоимости примиряется методика, которая разработана Министерством экономического развития Российской Федерации. Также этот государственный орган разрабатывает документацию и нормы, которой пользуются уполномоченные на это оценщики.

Кадастровая стоимость квартиры: что это такое

Случаи, когда по итогам споров кадастровая стоимость приравнивается к рыночной оценке, отмечаются по всей стране. Для обращения в суд собственнику необходимо заказать отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости у независимого оценщика. При составлении отчета о рыночной стоимости оценщик использует несколько методов исследования, в том числе изучение рынка недвижимости в конкретном регионе.

Объект недвижимости: как определить кадастровую стоимость

  1. Необходимо выбрать регион, в котором располагается имущество. Данная функция находится на главной странице сайта.
  2. Далее следует выбрать вкладку – физические или юридические лица, что зависит от того, кто именно владеет недвижимостью.
  3. После этого выбирается раздел, содержащий информацию государственного кадастра.
  4. Ввести официальный номер недвижимости.
  5. Производится заказ справки в электронном варианте, который высылается на почту, или бумажном для личного получения в отделении Федерального Кадастра.
  6. Если владелец имущества располагает электронной подписью, необходимо поставить её. Это позволяет значительно ускорить процесс.
  7. В конце процедуры владелец имущества получает сведения, касающиеся времени обработки запроса.

Зачем нужна кадастровая стоимость земли

Кадастровый паспорт участка или КПЗУ – государственный документ, который включает в себя основные технические и правовые характеристики земельного участка, стоящего на государственном учете в качестве объекта недвижимости. Каждый участок имеет свой уникальный кадастровый номер, по которому он идентифицируется в государственном реестре. Кадастровый паспорт участка благодаря наличию данного номера позволяет определить, чему равна кадастровая стоимость земли, а также его основные характеристики.

Для чего нужна кадастровая стоимость квартиры (недвижимости)

  • уплаты налога на имущество;
  • платежей, связанных со сделками, совершаемыми с этой квартирой (продажей, покупкой, дарением и т. п.);
  • определения платежей по пользованию квартирой (на основании соцнайма);
  • расчета платежей при наследовании;
  • взятия кредитов для покупки и т.п.

Как осуществляется кадастровая оценка недвижимости

Целой системой правительственных указов и постановлений определяются положения о проведении кадастровой оценки, разработаны методические указания по тому, как именно следует оценивать землю, в зависимости от категории к которой она относится. То же самое относится и к жилым помещениям.

Всё о кадастровой и балансовой стоимости здания или помещения: что это такое и для чего нужны

Объекты недвижимости, не включенные в региональные перечни, подлежат оценке после внесения их в положенный список. В таком случае кадастровая стоимость здания устанавливается со следующего года при условии, что к тому моменту здание попадает в региональный перечень.

Статья написана по материалам сайтов: lexandbusiness.ru, law-uradres.ru, www.garant.ru, www.pnalog.ru, zakonandporyadok.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий