Изъятие земельного участка для строительства дороги

Земельные юристы нашей компании защитят интересы заказчика при изъятии земельного участка для строительства дороги в суде или в согласовательном порядке.

Происходит изъятие земельного участка для строительства автомобильной дороги по стандартной схеме, включающей пять основных этапов:

  1. Выявление правообладателя территории;
  2. Принятие решение об отчуждении надела;
  3. Разработка соглашения, где указан размер компенсации;
  4. Подписание такого договора с собственником;
  5. Регистрация прекращения и перехода прав на участок.

Все перечисленные стадии реализуются в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ. Мы возьмем на себя защиту интересов заказчика при проведении данных этапов, подготовив юридически грамотное соглашение, вычислив размер компенсации или возмещения и зарегистрировав права.

В некоторых случаях, когда согласия с землевладельцем достичь не удалось, приходится обращаться в суд. Наши юристы составят исковое заявление, соберут нужные документы и подготовят основания для удовлетворения просьбы. Профессиональный подход потребуется на каждом этапе процедуры. Ее длительность зависит от опыта и умений организаторов. Только на согласование договора с правообладателем может уйти до 90 дней. Но мы сведем подобные сроки к минимуму.

Как найти владельца земельного участка?

При составлении проекта строительства дороги выбираются территории, по которым она будет пролегать. Их отчуждение и произойдет в дальнейшем. Поэтому нужно заранее узнать, с какими собственниками придется договариваться. А для этого необходимо:

  • обратиться в органы Росреестра с запросом о выдаче информации о владельце территории;
  • если данных в реестре нет, нужно проверить сведения в архивах муниципалитета;
  • после этого надо опубликовать объявление в СМИ о поиске правообладателей;
  • если по истечении 60 дней собственник не найдется, следует обратиться в суд за признанием прав на участок.

До выявления владельца невозможно начать процедуру отчуждения надела. В результате такой процедуры могут пострадать объекты недвижимости, расположенные на участке. А значит, придется вычислять размер компенсации или возмещения убытков и выплачивать их правообладателям.

Решение об изъятии земельного участка для строительства дороги

Когда владелец территории найден, инициируется изъятие земельного участка для строительства дороги. На этом этапе нужно вынести решение об отчуждении земли. В нем указывают:

  • точное местоположение надела;
  • цель изъятия земли (строительство дороги);
  • основания для отчуждения;
  • дата его составления.

В течение десяти дней с момента подписания такое решение направляют в Росреестр, а информацию из него публикуют в открытых источниках. Затем настает черед расчета компенсации.

Данный показатель высчитывается исходя из рыночной стоимости территории и объектов недвижимости, расположенных на ней, размера убытков и упущенной выгоды, возникших в связи с отчуждением надела. Все суммы выявляются в ходе проведения оценочной экспертизы или представления документальных доказательств. Помимо денежного возмещения собственнику могут предложить аналогичный по характеристикам и стоимости участок.

Как завершается изъятие земли для строительства дороги?

На финальном этапе инициаторы отчуждения территории и собственник таковой заключают соглашение об изъятии. В нем указывают не только участок, но и имущество, расположенное на нем. Подписи в документе ставят все правообладатели земель, которые будут изъяты. Землевладельцы и арендаторы вправе предложить свои условия для передачи участков.

Подписать договор необходимо в течение 90 дней с момента его направления правообладателям. Если согласия по нюансам такого документа достичь не удалось, допускается судебное разбирательство. В ходе него решают споры относительно условий передачи земли, размера компенсации и иных нюансов.

Помимо соглашения потребуется подготовить схему расположения надела. С ней и остальными бумагами нужно обратиться в Росреестр. По результатам такого обращения в единый реестр вносятся изменения. Однако даже на этой стадии надо учитывать некоторые особенности. К примеру, переход прав не осуществится, пока не будет исполнено соглашение в части выплаты компенсации.

ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СВЯЗИ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом »О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( ст. 59 Земельного кодекса).

Отказ от права собственности на земельный участок или земельную долю осуществляется посредством подачи собственником земельного участка или земельной доли заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на земельный участок или земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (согласно п. 2 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 30.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ »О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Вследствие отказа от права собственности на земельный участок или земельную долю осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены такой земельный участок или такая земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права ( абз. 1 п. 4 ст. 30.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ »О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при условии отсутствия других вариантов возможного размещения этих объектов, земельные участки изымаются для государственных или муниципальных нужд путем выкупа ( пп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс)).

Строительство автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения также включено в перечень случаев изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ст. 63 Земельного кодекса изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

  1. предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
  2. возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
  3. возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вместе с тем собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период ( ст. 280 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс)).

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включается рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену ( ст. 281 Гражданского кодекса).

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления ( ст. 282 Гражданского кодекса). В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Согласно п. 1 ст. 61 Земельного кодекса ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Это интересно:  Вычет на квартиру (налоговый, имущественный) - в 2019 году, при покупке квартиры, как вернуть

Изъятие у собственников земельных участков для государственных и муниципальных нужд возможно только при условии предварительного возмещения стоимости соответствующих земельных участков и расположенных на них объектов либо предоставления взамен равноценных участков таким лицам.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Остаться без дачи из-за строительства дороги: принят упрощённый порядок изъятия земель

Госдума приняла в окончательном чтении поправки в Земельный и Гражданский кодексы, регулирующие изъятие частных земельных участков для госнужд. Теперь землю смогут забрать примерно за полгода, даже если не разрешён спор о компенсации. Если каким-то чудом Совет Федерации не выступит против, закон заработает с апреля будущего года.

Предусмотрели всё

Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) дополнят новой главой VII1 «Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд». Для того чтобы в интересах государства можно было забрать любой участок, в ней предусмотрели буквально всё.

В частности, изъятию земли не будет препятствовать ни отсутствие точных границ, ни отсутствие данных о собственниках в Едином государственном реестре прав (ЕГРП). Причём забрать участок будет можно, даже если после необходимых процедур (публикация объявлений в СМИ и Интернете, запросы и т. п.) правообладатель так и не найдётся. Если владелец земли обнаружится уже после изъятия, он сможет претендовать только на компенсацию.

Забирать можно будет и участки, которые на кадастровой карте частично «налагаются» на другие (чаще всего из-за кадастровой ошибки). Причём до конца не понятно, как проводить оценку их рыночной стоимости для расчёта компенсации.

Изъять участок не помешает и судебный спор о правах на данную землю или на расположенные там объекты недвижимости.

Что переняли из «сочинской схемы»

Основное нововведение «перекочевало» в ЗК РФ из закона об упрощённом порядке изъятия земель, разработанного под Олимпиаду в Сочи и получившего вторую жизнь в «Новой Москве». Новый принцип можно сформулировать так: принудительное изъятие – отдельно, спор о компенсации – отдельно.

Действующий Земельный кодекс такой подход прямо запрещает. Согласно его положениям, забрать землю для госнужд без согласия собственника невозможно, пока не разрешён спор о компенсации и не выплачены деньги. Как только вступят в силу поправки в ЗК РФ, судиться о размере возмещения можно будет хоть до бесконечности, но участок всё равно изымут (отдельным судебным решением).

Важно и то, что сильно уменьшен срок, в течение которого невозможно изъятие участка для госнужд у частного лица. Пока этот срок – один год с момента получения владельцем земли проекта соглашения о компенсации (ГК РФ, ст. 279, п. 3). Согласно поправкам, такой срок сократят до трёх месяцев плюс время, необходимое для решения суда о принудительном изъятии и вступления его в законную силу (ещё три месяца).

Без генплана не заберут

Всё же изменения в Земельный кодекс нельзя считать буквальным переносом «сочинского закона» об упрощённом изъятии земель для госнужд на всю Россию. Во-первых, перечень оснований для изъятия не столь расплывчат, как в наделавшем много шума варианте этого закона для «Новой Москвы». Более того, соответствующую статью Земельного кодекса (ст. 49) даже немного ужесточили, а ряд её положений – прояснили.

И во-вторых, что крайне важно, будет запрещено изымать участки для госнужд, если это не предусмотрено документами территориального планирования (на местном, региональном или федеральном уровне). Проще говоря, будущий конкретный объект – дорогу, ЛЭП, трубопровод и т. п. – должны заранее предусмотреть в генплане города или поселения и зарезервировать под него землю. Иначе изъять участок не получится.

Исключений из этого правила всего четыре, и данный список – исчерпывающий:

а) для создания или расширения особо охраняемых природных территорий (заповедников, нацпарков, памятников природы и т. п.);

б) для выполнения международного соглашения;

в) для выполнения работ, связанных с недропользованием;

г) для сноса или реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным.

Если закон утвердит Совет Федерации и подпишет Владимир Путин, он вступит в силу 1 апреля будущего года. Ожидать иного развития событий практически не приходится.

Строительство дороги, изъятие земельного участка с домом

Через землю, на которой находится наш участок ИЖС с домом планируется строительство дороги. Уже прошли общественные слушания. Дом и земля в долевой собственности в том числе у несовершеннолетнего ребенка. Это единственное место жительства семьи. Какие у нас права в связи с возможным отчуждением участка и дома?

Ответы юристов (9)

Согласно ст.281 ГК РФ 1. За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. 2.При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению,и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
3. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок.
4. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно ст.279 ГК РФ 6. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее — соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

То есть, вы имеете право на возмещение стоимости участка, дома и компенсации убытков, связанных с переездом. Либо возможно выделение иного недвижимого имущества, но с вашего согласия.

Уточнение клиента

Каким документом определяется рыночная стоимость имущества? Независимой оценкой?

06 Марта 2017, 10:03

Есть вопрос к юристу?

В случае изъятия в Вас земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласно Земельному Кодексу РФ, Вы имеете право на возмещение:

Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также — размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Шелковая Наталья Николаевна

Здравствуйте, Наталия! При изъятии земельного участка и дома Вы должны получить возмещение согласно статьи 279 ГК РФ

1. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
2. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
3. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
4. Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.
В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.
5. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
КонсультантПлюс: примечание.
О подготовке и заключении соглашения об изъятии земельного участка см. пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

Это интересно:  Имеют ли право коллекторы звонить родственникам должника?

6. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее — соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Добрый день, Наталия!

Ваш дом изымается с компенсацией рыночной стоимости этих объектов недвижимости.

Единственная возможность для Вас, это если вдруг, вы будете не согласны с размером компенсации, которую Вам предложит орган местного самоуправления, Вы можете оспорить указанный размер компенсации в судебном порядке с приложением доказательств иной стоимости этих объектов недвижимости.

Отношения по изъятию земельного участка регулируются ст. 56.12 Земельного кодекса. С вами должны заключить соглашение об изъятии и на преддоговорной стадии Вы можете предлагать иные условия по цене. Либо в судебном порядке.

Каким документом определяется рыночная стоимость имущества? Независимой оценкой?

Да, все верно, независимой оценкой.

Шелковая Наталья Николаевна

Согласно ст.56.10 ЗемК РФ 4. Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются следующие документы:
2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

Уточнение клиента

Спасибо. Как я могу убедиться, что оценка действительно независимая? Имеет ли смысл сразу заказать свою экспертизу?

06 Марта 2017, 10:10

Еще, помимо это, в размер компенсации вы можете включить стоимость неотделимых улучшений земельного участка. Если вы делали вложения например в бассейн, в газон. Если у Вас сохранились документы, подтверждающие расходы — это хорошо. Если нет, то опять же по результатам независимой оценки.

Да, вы можете провести собственную оценку.

Зачем, необходимо дождаться той цены, которую предложит администрация. А уже затем, если Вы с ней не согласитесь, обращаться за независимой оценкой и прилагать эту оценку в преддоговорной переписке с Администрацией.

Независимую оценку могут проводить организации и ИП, имеющие соответствующие образование и членство в СРО.

Поэтому прежде чем обращаться и платить деньги, проверьте их документы, которые затем будут приложены к отчету оценщика.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Изъятие земли для государственных нужд: компенсация собственнику

Строительство новых линейных сооружений, в том числе и дорог, затрагивает интересы собственников земельных участков. На случай реализации такого проекта в интересах Общества по заказу государства предусмотрено возмещение при изъятии земли у их правообладателей. Цена определена вполне объективная – рыночная. Это значит, что когда строится дорога, собственник получит N-ую сумму средств. Но так закону.

На самом деле сплошь и рядом встречаются ситуации, когда уже и дорога проложена, и все ею пользуются, а собственник земли остался ни с чем: ни денег, ни участка. Это может быть связано и с низкой квалификацией чиновников, и элементарной халатностью. Результат – нарушен порядок изъятия, нет возможности на законных основаниях оформить принудительный выкуп.

Не застрахованы от подобного развития событий собственники любых категорий участков: с/х, земли промышленности, земли населенных пунктов и др. Что делать в такой ситуации собственнику недвижимости? Можно продолжать терпеть убытки, потому что участок не используется по его первоначальному предназначению.

Если возместить убытки мирным путем не получилось, то отстоять права необходимо через суд. Для этого требуется собрать документы, подтверждающие фактическое изъятие земли, рассчитать рыночную стоимость участка, обосновать убытки и недополученную прибыль.

Реальная ситуация

Компания является владельцем земельного участка и получает от него прибыль. Местные органы власти принимают решение строить автодорогу общего пользования. Согласно проекту, трасса пролегает через участок собственника. Проблема возникает буквально на пустом месте: ведомство своевременно не организовало принудительный выкуп. Работы фактически были организованы без выплаты возмещения. В итоге компания осталась без компенсации и возможности использования земельного участка с получением последующего дохода. Владелец земли обращается в судебный орган, предварительно рассчитав размер компенсации и обозначив ответчиками две государственные организации. Однако для подтверждения суммы возмещения суд назначает дополнительную экспертизу.

Сопоставив доводы истца и эксперта по расчету суммы возмещения, суд счел экспертное заключение обоснованным и принял решение частично удовлетворить иск и возложить ответственность на ведомство, которое отвечает за организацию принудительного выкупа земель для общественных нужд. В ходе судебного разбирательства истец не согласился с суммой выплаты, которую рассчитал эксперт, посчитав ее слишком низкой. С суммой не согласился и ответчик: ему она показалась завышенной. Чьи доводы в этом случае являются более убедительными? Какой расчет для компенсации убытков будет верным? Разберемся в ситуации детально.

Суть и стороны дела

Как все начиналось

Для этого Правительство Московской области решило изъять у «Оазис Техно» указанный участок, но процедура не была произведена в порядке, предусмотренными на такой случай подзаконными нормативными актами. Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к компании «Оазис Техно», чтобы принудительно выкупить указанный участок для государственных нужд. Однако суд отказал министерству, так как не была соблюдена процедура изъятия. Несмотря на это, на земельном участке «Оазис Техно» продолжились работы по строительству дороги и проведению коммуникаций.

Сегодня по территории земельного участка, принадлежащего «Оазис Техно», фактически проходит автодорога общего пользования. Причем линейный объект передан из собственности Московской области в собственность г. Москвы. Из-за сложившейся ситуации компания не имеет возможности ни воспользоваться принадлежащим ему имуществом, ни получить компенсацию за изъятый участок. Это и стало причиной обращения общества в Арбитражный суд Московской области.

В ходе заседания судья установил следующее. Порядок изъятия земельных участков регламентируется Гражданским и Земельным Кодексами. Пункт 1 статьи 279 ГК РФ и статья 49 Земельного Кодекса устанавливают:

  • участок изымается у владельца для государственных либо муниципальных нужд посредством выкупа;
  • за изымаемый участок его собственнику предоставляется возмещение;
  • если на участке имеются объекты недвижимости, также возмещается их рыночная стоимость.
  • рыночная стоимость земли;
  • рыночная стоимость объектов недвижимости, расположенных на участке;
  • убытки, понесенные владельцем в связи с изъятием земли;
  • убытки, понесенные из-за досрочного прерывания обязательств;
  • упущенная выгода (недополученная прибыль).

После процедуры изъятия земельного участка следует процедура по прекращению права владения предыдущим владельцем, фактически продавшим данное имущество государству. Право владения, таким образом, переходит публично-правовому формированию, в пользу которого происходит изъятие для нужд государства или муниципалитета.

Как разъясняет Верховный Суд, в случае отсутствия решения уполномоченного ведомства об изъятии участка и нарушения процедура изъятия, владелец земли имеет право на возмещение убытков.

Как посчитать убытки?

Чтобы установить размер понесенных компанией убытков, Арбитражный суд Московской области привлек эксперта. Перед специалистом была поставлена задача определить сумму компенсации. Для этого необходимо было учесть следующие моменты:

  • рыночную стоимость объекта недвижимости;
  • убытки, возникшие вследствие изъятия земли;
  • упущенную выгоду.

Размер возмещения за изъятый участок, как посчитал эксперт, составил 11,4 млн. рублей. Из них:

  • 11, 1 млн. рублей – рыночная стоимость земельного участка;
  • чуть более 300 тыс. рублей составили прочие убытки.

Однако истец и ответчик ходатайствовали о дополнительной экспертизе. Но суд счел требование сторон и их несогласие с заключением эксперта необоснованным. Таким образом, судья согласился с рыночной стоимостью участка в 11,1 млн. рублей и частично удовлетворил исковое требование о возмещении. Так как истец предъявлял претензии к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и к Правительству Москвы, суд счел, что надлежащим ответчиком является Министерство. В связи с чем сделан такой вывод? Дело в том, что фактическое изъятие земли произошло по заказу указанного ведомства.

Это интересно:  Адвокат Рагулин Роман Дмитриевич

Таким образом, суд возложил на Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области обязанность выплатить компании «Оазис Техно» возмещение ущерба в размере 11,4 млн. рублей, а также судебные издержки и расходы на экспертизу.

Если ваша организация оказалась в ситуации, когда земельный участок, находящийся в вашей собственности, фактически используется для нужд государства либо муниципалитета, нужно требовать возмещения ущерба.

Как видим, закон предусматривает выплаты даже постскриптум, когда факт изъятия уже произошел. Досудебное обращение к ведомству, ответственному за изъятие земли, позволит решить проблему мирным путем и избежать непредвиденных расходов в виде судебных издержек и затрат на дорогостоящую экспертизу. Компенсировать убытки и недополученную прибыль компании госструктуры или муниципалитеты могут по согласованию с собственником земельного участка, обсудив возможные варианты возмещения.

Запрет на совершение сделки в делах о банкротстве

Добиться положительного решения суда — это всегда лишь половина дела. Не менее важным, после того как решение вступит в силу, становится наличие возможности у Ответчика исполнить его. Для того чтобы повысить вероятность выполнения судебных предписаний, в АПК РФ предусматривается право обращения стороны по делу за применением обеспечительных мер.

Основные правила прописаны в ст. 90 и ст. 91 АПК РФ. Суд одобрит заявление, в котором выражается требование об обеспечении, если удостоверится, что данные меры действительно позволят привести в исполнение будущее решение суда.

Арбитраж допускает обратиться с таким заявлением в любое время еще до подачи иска в суд. Это так называемое «предварительное обеспечение иска». Срок рассмотрения заявления в один день установлен в целях скорейшего применения обеспечения.

У суда можно просить применить различные обеспечительные меры. Это может быть арест имущества или финансовых средств должника, запрет на выполнение каких-либо действий или обязание ответчика совершить отдельные действия, направленные на сохранность его имущества, приостановление каких-либо операций или действий и т.п.

Правила вроде не так сложны, но судебная практика показывает, что зачастую обеспечительными мерами пользуются с целью навредить ответчику. Например, заморозка счетов, запрет на продажу недвижимого имущества или товаров может повлечь для организации невозможность ведения нормальной хозяйственной деятельности. Такие способы в своей деятельности применяют, как правило, недобросовестные конкуренты.

В обычных же ситуациях для Истца важно, чтобы решение было исполнено как можно быстрее. И если для этого необходимо применить меры обеспечения, то дело остается за малым — доказать невозможность реального исполнения судебного акта без указанных мер.

В делах о банкротстве воспользоваться обеспечительными мерами может конкурсный управляющий или кредиторы, чтобы сберечь оставшуюся конкурсную массу.

В таких случаях действуют те же правила доказывания, что и в обычных гражданских правоотношениях. Если конкурсный управляющий не смог доказать обоснованность применения обеспечительных мер, то суд гарантированно откажет в их назначении.

Причины обращения в суд

В феврале 2014 года АС Ханты-Мансийского автономного округа – Югры открыл конкурсное производство в отношении ООО «ФинЮрКонсалтинг» по упрощенной процедуре, так как должник был признан отсутствующим.

В ходе конкурсного производства в суд обратилось ООО «Техносервис», выразив желание погасить в будущем предъявляемые к должнику требования, связанные с уплатой обязательных платежей в бюджет. Сумма долга на момент обращения составляла 157 млн. рублей.

Вместе с указанным обращением Общество попросило принять обеспечительные меры в целях гарантированного исполнения взятых на себя обязательств. Данные меры выражались в приостановлении проведения продажи с торгов нежилого помещения должника общей площадью более 5 тыс. кв.м. Обеспечение должно было продлиться до одобрения судом заявления о намерении погасить долг предприятия-банкрота.

Суд первой инстанции принял доводы Общества и приостановил проведение торгов и вынес определение от 17 июля 2018 г.

С принятым судебным актом не согласилось ООО «Лидер», которое выступало участником объявленных торгов. Указанное общество подало апелляцию, в просительной части которой требовало отменить обжалуемое определение и решить дело иначе. Основная мысль жалобы заключалась в том, что выбранные ООО «Техносервис» обеспечительные меры не соответствуют названным в суде требованиям и не могут помочь в обеспечении их исполнения.

Апелляция пришла к выводу о необходимости отмены судебного акта 1-ой инстанции.

Правила подачи обращения об обеспечении иска в процессе банкротства предприятия

В арбитражном суде дела о банкротстве рассматриваются как по правилам, установленным в АПК РФ, так и с учетом норм законодательства о банкротстве.

Закон № 127-ФЗ предоставляет право участникам дела о банкротстве организации обратиться с заявлением об обеспечении иска.

При наличии соответствующего обращения судья может принять ограниченные по времени меры, обеспечивающие защиту интересов заявителя. В качестве таковых могут выступать:

  • арест всех денежных средств Ответчика: как имеющихся на его счетах, так и вновь поступающих на банковский счет;
  • арест имущества Ответчика, в том числе находящегося у иных лиц.

Обеспечение назначается судом только в тех случаях, когда имеются доказательства наличия трудностей для исполнения судебного акта, и заявителю может быть причинен серьезный вред, если меры не будут приняты. Непременным условием являются соразмерность и взаимосвязанность принимаемых мер и заявленного требования. Истец должен аргументированно доказать, что имеются реальные причины для возможного неисполнения решения суда либо причинения ему большого ущерба. Если хотя бы одно из оснований доказано, то суд обязан применить меры обеспечения.

Трудности в исполнении решения суда могут выражаться в том, что у должника нет ликвидного имущества либо им предпринимаются действия по скорейшей передаче имеющихся активов иным лицам.

В любом случае основная цель обеспечения — быть гарантом исполнимости судебных предписаний в пользу заявителя.

Судья самостоятельно принимает такого рода решение, основываясь на имеющихся у заявителя письменных доказательствах.

Право на погашение задолженности учредителем должника по обязательным платежам в делах о банкротстве

Законодательством о банкротстве предусматривается право учредителя банкрота или других уполномоченных лиц погасить за счет собственных денежных средств его долг, образовавшийся перед бюджетом. В результате совершения данных действий все требования по обязательным платежам, попавшие в реестр, должны быть оплачены

Сначала заинтересованное лицо подает в арбитраж документы, выражающие его желание оплатить обязательные платежи за должника. Если суд посчитает, что обращение обоснованно, то выносится соответствующий акт, в котором указывается сумма и срок погашения долга. После того, как заявитель перечислит необходимую сумму в счет оплаты долга по обязательным платежам, он направляет в тот же суд новое заявление, в котором просит признать долг погашенным и включить его в качестве кредитора в реестр.

Новый кредитор вносится в реестр вместо предыдущего с сохранением всех условий, на которых он там находился.

Таким образом, даже если бы суд одобрил в будущем обращение ООО «Техносервис» о признании долга погашенным, то в результате таких событий дело о банкротстве не подлежало прекращению, а продолжало бы идти своим ходом. Единственным следствием погашения долга перед бюджетом является замена кредитора, которым становится ООО «Техносервис». Поэтому для данного общества также будет важным увеличение конкурсной массы, в том числе за счет реализации с торгов имущества, имеющегося у банкрота.

Судьи не нашли в доводах Общества обстоятельств, указывающих на необходимость обеспечения иска. Общество не указало, каким образом приостановление торгов по продаже нежилого помещения должника поможет гарантировать исполнение решения об одобрении намерения погасить долг перед бюджетом. По сути два данных действия никак не были связаны между собой.

Главной задачей в разрешении судебных споров в арбитраже является защита прав предпринимателей, которым причинен вред. Поэтому принятое решение должно отвечать критериям законности и исполнимости. Обеспечение иска используется только тогда, когда есть причины предполагать, что без их применения нельзя будет исполнить принятый судом акт в будущем.

ООО «Техносервис» не раскрыл судам, каким образом приостановление торгов по продаже нежилого помещения должника поможет исполнить решение суда об одобрении желания Общества погасить долг по налоговым платежам. Следовательно, избранный способ защиты права выбран Обществом ненадлежаще.

Дополнительно апелляция отметила, что 1-ая инстанция, одобрив приостановление торгов, не проверила документально наличие реального желания погасить Истцом указанный им долг.

Таким образом, при рассмотрении обращения о принятии обеспечительных мер судья принял во внимание нормы АПК РФ в совокупности с правилами, установленными законодательством о банкротстве, и вынес правильное решение.

Из рассмотренного примера можно сделать вывод, что для того, чтобы обеспечение могло выступить в качестве безусловной гарантии исполнения конкретного судебного акта, необходимо доказать:

  • обоснованность применения испрашиваемой меры;
  • взаимосвязь избранной меры и обязательства, подлежащего исполнению;
  • невозможность исполнения требований суда без применения этой меры;
  • соблюдение равноправия интересов сторон судебного спора, если меры будут приняты;
  • наличие возможности реального причинения вреда Истца, если меры не будут приняты.

В делах, связанных с банкротством, Истец должен доказать, что если обеспечение не будет назначено судом, то это помешает осуществлению процедуры банкротства, а у кредиторов возникнут убытки.

Статья написана по материалам сайтов: geoburo.ru, subschet.ru, news.ners.ru, pravoved.ru, ce-na.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий