+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Федеральный закон об альтернативной гражданской службе

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ
Об альтернативной гражданской службе»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 6 июля 2006 г., 9 марта 2010 г., 30 ноября 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 28 декабря 2016 г., 27 июня 2018 г.

Принят Государственной Думой 28 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее — граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
25 июля 2002 г.
N 113-ФЗ

Федеральный закон принят в целях регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (трудовой деятельностью в интересах общества и государства). Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию или если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, имеющие основания для освобождения от призыва на военную службу; не подлежащие призыву на военную службу; имеющие основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет в общем случае 42 месяца. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет в общем случае 36 месяцев.

Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу осуществляется на основании поданного им заявления. Проходящий альтернативную гражданскую службу имеет право на отпуск в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Законом устанавливаются и иные права, обязанности и ответственность проходящих альтернативную гражданскую службу граждан, а также основания и порядок увольнения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 343-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Содержание

Закон об альтернативной гражданской службе

Федеральный закон об альтернативной службе был издан для урегулирования отношений, связанных с желанием человека перевестись с военной работы на альтернативную гражданскую. В законе прописаны ситуации, в которых у гражданина есть возможность написать заявление о своем переводе. Оно подается в военный комиссариат и рассматривается призывной комиссией. Согласно законодательству, заявление рассматривается в течение 1 месяца.

Описание Федерального закона 113

ФЗ-113 регулирует отношения, которые связаны с реализацией гражданами РФ конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Правовая основа альтернативной гражданской службы:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы;
  • ФЗ-113;
  • другие федеральные законы;
  • нормативно-правовые акты РФ;
  • принципы и нормы международного права;
  • международные договоры России;
  • законодательство субъектов РФ.

Конституция РФ устанавливает статус граждан, которые проходят альтернативную гражданскую службу. Трудовую деятельность таких граждан регулирует Трудовой Кодекс.

В ФЗ-113 прописаны случаи, когда гражданин вправе заменить военную работу альтернативно-гражданской:

  • военная работа противоречит его жизненной позиции, принципам и вероисповеданию;
  • человек является коренным ремесленником и занимается традиционным промыслом.

Согласно статьям закона №113, на альтернативную гражданскую службу направляются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.

Граждане, которые не могут быть направлены на альтернативную гражданскую службу:

  • обладают основаниями для непрохождения военной службы;
  • непригодны для военной должности;
  • обладают основаниями для отсрочки работы в воинских частях.

Скачать закон об альтернативной гражданской службе

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» состоит из 6 глав и 26 статей. В каждой из них описаны важные аспекты, связанные с прохождением военной службы или ее замены на альтернативную гражданскую. В законе прописаны места, где граждане могут пройти альтернативную гражданскую службу:

  • в организациях, которые подведомственны органам федерально-исполнительной власти;
  • в организациях, которые подведомственны органам исполнительной власти РФ;
  • в организациях Вооруженных сил России.

ФЗ об АГС в последней редакции можно скачать тут.

Изменения в ФЗ АГС

Последние поправки в ФЗ-113 были внесены 28 декабря 2016 года. Изменения коснулись п 5 ст 5, абзац 14 п 4 ст 6, п 2 ст 17.

Пункт 5 статья 5

Изменения коснулись всего пункта целиком. Он был изложен в новой редакции. После последних изменений список моментов, которые не засчитываются в срок прохождения альтернативной службы, был дополнен:

  • отбывание административного или уголовного наказания в виде ареста;
  • период, в который сотрудник находился в отпуске или совмещал работу с отпуском;
  • период нахождения в отпуске по уходу за ребенком;
  • время отсутствия на работе по уважительной причине;
  • период недопущения к работе.

Абзац 14 пункт 4 статья 6

Абзац был изменен полностью и изложен в новой редакции. Согласно новым изменениям граждане, которые отказываются от прохождения альтернативной гражданской службы, должны быть административно наказаны. Если служащие не выполняют возложенные на них обязанности, то они привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Пункт 2 статья 17

В п 2 ст 17 было добавлено предложение, которое звучит так: «При использовании гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком, ему предоставляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно.»

Ниже будут рассмотрены статьи, в которые при последней редакции закона не были внесены изменения, но они важны для рассмотрения.

Статья 5

В ст 5 обозначены сроки прохождения альтернативной гражданской службы:

  • 42 месяца для лиц, которые были направлены на военную службу до 1 января 2007 года;
  • 31,5 месяцев для граждан, которые были направлены с 1 января до 31 декабря 2007 года;
  • 21 месяц для граждан, которые окончили государственную и муниципальную аккредитацию по специальности и были направлены до 1 января 2008 г.;
  • 21 месяц для лиц, которые были направлены после 1 января 2008 г.

Важно! Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает срок военной службы.

Статья 10

Ст 10 включает в себя пошаговую инструкцию при направлении гражданина на альтернативную службу:

Шаг 1. Подача заявления. Гражданин должен лично подать заявление о его переводе с военной службы по призыву на альтернативную гражданскую.

Шаг 2. Заявление рассматривается на призывной комиссии. Она выносит решение об удовлетворении или отказе в заявленной просьбе.

Шаг 3. После принятия решения кандидат должен явиться на медицинское освидетельствование, чтобы комиссия решила годен он или нет.

Шаг 4. На последнем этапе гражданин должен явиться в военный комиссариат и получить предписание.

Статья 11

Ст 11 регламентирует сроки подачи заявления в военный комиссариат для смены службы:

  • до 1 апреля для лиц, призванных на службу в период с октября по декабрь текущего года;
  • до 1 октября для лиц, призванных на военную службу в период с апреля по июнь следующего года.

Согласно ст 11 ФЗ-113 в заявлении на смену работы в военных учреждениях на альтернативную гражданскую, гражданин должен написать причины и мотивы, побудившие его на данный поступок. К нему прилагается биография и характеристика с места работы или учебы. В случае необходимости список документов может пополняться.

Важно! При подаче заявления комиссариат должен выдать человеку документ, который подтверждает его регистрацию.

Статья 12

В ст 12 описан процесс изучения заявлений призывной комиссией. Она должна сообщить гражданину о времени и месте проведения заседания заранее. Комиссией рассматриваются аргументы и доводы заявителя о том, что военная служба противоречит его вероисповеданию на основании:

  • выступления свидетелей, которые подтвердят предъявленные доводы в заявлении;
  • анализа всех предоставленных документов;
  • анализа дополнительных бумаг, собранных призывной комиссией.

Согласно ФЗ-113, комиссии дается 30 дней на принятие решения. Если комиссия решает отказать человеку в его заявке, то она должна это мотивировать. Отказ должен быть составлен в письменной форме.

Комиссия может выдать отрицательный ответ, если:

  • человек нарушил период подачи заявления;
  • предоставленные свидетельства не соответствуют словам лица в процессе слушания;
  • предоставленные документы содержат ложные сведения;
  • лицо дважды не являлось на заседания комиссии без уважительных на то причин.

В статье 12 обозначен список уважительных причин, по которым заявитель может отсутствовать на заседании:

  • тяжелая болезнь, в следствии которой гражданин утратил трудоспособность;
  • заболевание родного человека — отца, матери, сестры, детей, жены и других;
  • похороны близкого человека;
  • причины или обстоятельства, из-за которых человек не смог присутствовать на заседании;
  • иные обстоятельства, которые были признанны уважительными судом или комиссией.

Если хотите подробнее изучить последнюю редакцию ФЗ-113, скачайте его по ссылке.

Российская федерация федеральный закон об альтернативной гражданской службе

28 июня 2002 года

10 июля 2002 года

(в ред. Федеральных законов

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее — граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

Это интересно:  Закон о полиции ст 1

1. Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), принято соответствующее решение.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ)

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 42 месяца;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 31,5 месяца;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 21 месяц;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 21 месяц.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:

для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 36 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 27 месяцев;

для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 18 месяцев;

для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 18 месяцев.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств организаций, в которых они проходят альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Это интересно:  Как отменить обеспечительные меры

Альтернативная гражданская служба — это. ФЗ об альтернативной гражданской службе

Альтернативная гражданская служба – это предоставленная государством возможность избежать военной службы при существовании определённых условий, а каких именно, об этом далее.

Нормативное регулирование

Замена военной службы альтернативной гражданской находится под опекой ФЗ под номером 113. Законопроект был подписан президентом и опубликован 25 числа второго месяца лета (июля) в 2002 году. Данный нормативно-правовой акт регулирует общественные отношения, которые связаны с реализацией права каждого гражданина мужчины на замену военной службы на иной вид деятельности. Важно отметить, что данное правило распространяется исключительно на молодых людей, которые обязаны отслужить в армии по призыву. Альтернативная гражданская служба — это реальная возможность избежать жёсткого режима, предоставив взамен навыки, образование и годы опыта.

Об общих положениях

Статья 1 вышеназванного федерального закона даёт следующее определение: альтернативная гражданская служба представляет собой вид особой деятельности, который выполняется конкретным лицом в интересах не только государства, но и общества. Служба признаётся альтернативной в том случае, когда граждан обязан выполнять трудовую деятельность взамен службы по призыву.

Закон об альтернативной гражданской службе также указывает на определённую сферу нормативно-правового регулирования. Первоочерёдным актом среди всего многообразия законов является Конституция России. Далее, согласно юридической силе, за ними следуют ФКЗ и федеральные законы. Подзаконные акты, а также международные нормы, которые должным образом ратифицированы на территории России, также являются правовым источником, регулирующим положение граждан, проходящих гражданскую службу.

Условия замены

Замена военной службы альтернативной гражданской возможна только при наличии определённых условий, которые также перечислены в ФЗ № 113.

Первым условием является невозможность несения службы по призыву, связанная с религиозными убеждениями или вероисповеданию. Действительно, многие религии запрещают совершение военных действий против человека либо иным образом говорят о том, что служить – это греховно.

Другое условие связано с образом жизни конкретного человека. Так, закон говорит о том, что право на альтернативную гражданскую службу может быть реализовано представителем малочисленного народа, который ведёт образ жизни, тесно связанный с сельским хозяйством, занимается промысловым ремеслом, а также живёт и зарабатывает тем, что ведёт традиционный образ жизни, сходный с таковым на ранних исторических этапах развития человечества. Фактически интерпретируя слова законодателя, можно сделать вывод о том, что люди, которые всю жизнь занимаются традиционными промыслами, не смогут быть полезными государству при прохождении службы.

Условия для лиц мужского пола, направленных на службу

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» определяет внутренние условия для тех, кто обладает правом перехода. Так, статья 3 говорит о том, что:

  • Рассматриваемый вид службы осуществляется только мужчинами, возраст которых варьируется в пределах 18-27 лет.
  • Лица мужского пола должны в обязательном порядке обладать правом на замену воинской службы, соответственно, должны соблюдаться все вышеперечисленные условия.
  • Мужчина не должен пребывать в запасе.

Вышеназванные условия являются фактическими, то есть исходят из определённых жизненных условий. Также существуют условия формальные, к которым принадлежит следующее:

  • Подача заявления лично в комиссариат, которое говорит о необходимости замены воинской службы на прохождение гражданской альтернативной службы.
  • Комиссия по призыву должна вынести в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, соответствующее решение.

Не все граждане, даже обладающие основанием освобождения, могут проходить альтернативную службу. Так, положения федерального закона не распространяются на лиц мужского пола, которые:

  • Освобождаются от призыва на военную службы в связи с основаниями, указанными в законе «О воинской обязанности».
  • Не призываются на военную службу, например, женщины.
  • Они имеют основания либо им была предоставлена отсрочка от призыва.

Место прохождения службы

Альтернативная гражданская служба – это вид деятельности, особенность которой заключается в наличии трудовых правоотношений, которая может выполняться как индивидуально, так и в составе каких-либо формирований, чётко определённых законом:

  1. Организации, которые подведомственны органам исполнительной власти федерального уровня.
  2. Организации, которые относятся к органам власти субъектов.
  3. В формированиях, которые относятся к организациям Вооружённых Сил государства, но в качестве гражданского персонала.

Как показывает практика, граждане проходят альтернативную гражданскую службу за пределами того субъекта, в котором постоянно проживают.

К лицам, являющимся частью малочисленного народа, применяются специальные меры. К ним также не применяется обязанность прохождения воинской службы, альтернативная гражданская служба проходит по месту осуществления хозяйственной деятельности. Перечень должностей, а также рабочих мест, на которых возможна альтернативная служба, утверждается Правительством России.

При выборе должности или рода деятельности необходимо учитывать уровень образования гражданина, его предыдущий род деятельности, специальность, опыт работы, квалификацию, а также иного рода качества и навыки, которые могут быть полезны при прохождении службы.

Срок службы

Альтернативная гражданская служба — это обязанность, которая ограничивается определёнными сроками. В ФЗ № 113 сказано, что срок альтернативной гражданской службы превышает в 1 целую 75 сотых раза срок службы по призыву. Это значит, что нет чётко определённой даты, если изменится срок воинской обязанности, альтернативная также претерпит изменения в вышеназванной пропорции.

На сегодняшний день срок альтернативной гражданской службы — 42 месяца, а для окончивших высшие учебные заведения – 21 месяц. В том случае, когда граждане проходят альтернативную службу в формированиях ВС РФ, срок данной деятельности — 3 года, а для тех, кто закончил высшее учебное заведение – 18 месяцев.

Отсчёт альтернативной службы начинается с того дня, как лицо убыло для прохождения службы. Дата указывается военным комиссариатом. День окончания службы считается день прекращения договора, который был заключён с лицом в связи с увольнением со службы.

Дни, не засчитываемые в срок службы

Существуют определённые дни, которые не подлежат учёту в срок службы, а именно:

  • Прогул. Так как данная деятельность наряду с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, регулируется Трудовым кодексом РФ, то прогулы – отсутствие работника на рабочем месте в установленное договором или инструкцией время более 4-х часов непрерывно в течение трудового периода.
  • Дополнительный отпуск, который предоставляется работодателем для обучения в образовательных организациях не засчитывается в срок службы.
  • Время уголовного наказания, отбываемого в местах заключения, либо административного – в виде ареста.
  • Выполнение трудовых обязанностей в состоянии опьянения, равно, как и появление на рабочем месте.

Организация службы

Первое требование, которое предъявляется для организации альтернативного вида службы, касается законодательства РФ, которое полностью регулирует данный вид деятельности. Непосредственными участниками, организующими прохождение службы, являются субъекты РФ. Данные участники выполняют следующие функции:

  • Предоставляют перечень вакантных специальностей, которые подходят для прохождения данного вида службы. Федеральные органы власти вносят предложения по усовершенствованию видов работ, по расширению их перечня, а также предоставляют оперативную информацию, касающуюся профессий, должностей и всех задействованных лиц.
  • Ведут учёт организаций, которые подведомственны субъектам и пригодны для прохождения рассматриваемого вида службы.
  • Принимают и направляют в соответствующие органы необходимую информацию о гражданах, которые прибыли для прохождения службы.
  • Осуществляют контроль исполнения норм законодательства, законности заключённого трудового договора, а также его исполнения.

Таким образом, сравнивая современную Россию с Советским Союзом, можно отметить, что многим гражданам предоставляется реальная возможность отдать свой долг родине, не облачая свои плечи в погоны. Определённые исключения предусматривает воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба, в свою очередь, предоставляет право отдачи долга своей стране в ином виде.

Альтернативная гражданская служба, условия и требования в 2018 году

В наше время ценность человеческой жизни и свободы, безусловно, является базовой, признана большинством государств мира и с каждым годом только продолжает закрепляться на этой позиции. Ни для кого не секрет, что в развитых странах заставить юношу взять в мирное время автомат или другое оружие и заставить учиться стрелять, чтобы убивать и уничтожать, не является нормальным и адекватным процессом. Другое дело, что в большинстве развитых стран служба в армии является исключительно добровольным решением граждан, осуществляется только на контрактной основе, следовательно, не может быть ситуации, когда кому-то принудительно дают в руки оружие, боеприпасы, обучают рукопашному бою и так далее.

В Российской Федерации армия состоит не только из военнослужащих-контрактников, но и ребят-призывников, являющихся выпускниками школ и университетов. Эти юноши обязаны служить в армии по закону, вне зависимости от их желания. Однако заставить всех ребят обучаться военному делу нельзя, ведь Россия является правовым государством, и вышеупомянутые права и свободы человека признаны в нашей стране одной из главных ценностей. Всем известно, что существуют веры и религии, в которых насилие является строгим табу, в том числе и использование оружия, так как оно создано для причинения вреда другому человеку. Очевидно, что граждан с такой верой нельзя заставлять служить в армии. На основании этого и некоторых других случаях, а также базируясь на общемировой практике, в Конституции нашей страны была закреплена статья, предусматривающая право на так называемую альтернативную гражданскую службу. Это право есть у каждого гражданина РФ. Что такое альтернативная гражданская служба, условия и требования в 2018 году для прохождения этого вида деятельности рассмотрим в настоящей статье.

Что такое гражданская альтернативная служба (АГС)?

Альтернативная гражданская служба – это деятельность, направленная на благо Российской Федерации и ее граждан, которая заменяет срочную службу в воинской части для молодых людей — призывников. Другими словами, это обычная работа (трудовая деятельность), на которую можно пойти на определенный срок и при определенных условиях/требованиях, и которая проходит вместо службы в вооруженных силах. Естественно, выбрать этот путь просто по желанию призывника невозможно. Как пройти АГС, порядок и условия будут рассмотрены далее. Уверены, теперь Вы знаете, что такое альтернативная гражданская служба.

Право на альтернативную гражданскую службу

Давайте рассмотрим законодательные акты, которыми предусмотрено право на альтернативную гражданскую службу. Так как это понятие относится к военной службе, следует обратиться к Конституции РФ, а именно к статье 59. В этой статье приводится ссылка на закон, регламентирующий военную службу, а в 3 части явно указано, что каждый гражданин имеет право пройти АГС в установленных соответствующим федеральным законом случаях. Таким образом, право на альтернативную гражданскую службу дается каждому гражданину на основании юридического документа, имеющего высшую юридическую силу. Всем известно, что нормативно-правовые документы нижнего уровня не могут противоречить более высоким, иначе первые будут признаны не имеющими юридической силы, как минимум в той части, где есть противоречия. Давайте перейдем к Федеральному закону, устанавливающему определение, условия и порядок прохождения, сроки АГС и другие нюансы.

Федеральный закон (ФЗ) об альтернативной гражданской службе

В соответствии с Конституцией Российской Федерации был разработан и введен в действие Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Этот закон имеет номер №113-ФЗ и был подписан президентом 25 июля 2002 года. Начинается документ одним из ключевых разделов, а именно, кто имеет право на замену срочной службы в армии альтернативной службой. Это право имеют 2 категории граждан:

  • Те призывники, для которых деятельность, связанная с прохождением службы (например, обучение стрельбе из боевого оружия), идет в разрез с моральными принципами (убеждениями) призывника или его религией/верой.
  • Те граждане-призывники, которые относятся к немногочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.
Это интересно:  Как рассчитать налог на квартиру по кадастровой стоимости?

Если ко второй категории относятся единицы юношей, то потенциально к первой можно отнести всех остальных ребят призывного возраста, поэтому первый вариант следует рассмотреть более детально. Здесь ситуацию можно раздеть на две группы: вера и убеждения. Теоретически некоторую распространенную веру, связанную с религиозной организацией, возможно подтвердить каким-либо способом, например показаниями единоверцев. Совершенно обратная ситуация с убеждениями гражданина – никто не узнает о принципе человека «не пользоваться оружием» пока ему не представится возможность взять это оружие в руки. Особенно, в России, где боевое оружие запрещено для граждан на законодательном уровне. Также в ФЗ об альтернативной гражданской службе не идет речь о времени, в течение которого призывник придерживается тех или иных убеждений. Один человек не приемлет насилие и все что с ним связано (например, оружие и военная форма) уже 10 лет, а другой стал придерживаться такого принципа месяц назад после каких-то событий, произошедших в его жизни. Другие словами, невозможно представить объективные доказательства наличия тех или иных убеждений.

Следующая статья Федерального закона раскрывает, кого можно направить на альтернативную гражданскую службу: здесь стоит обратить внимание на следующие моменты.

  • Во-первых, гражданин, которого направляют на АГС, ввиду того что АГС является прежде всего именно заменой военной службы, должен быть призывного возраста, то есть быть совершеннолетним и, одновременно, быть младше 27-ми лет.
  • Во-вторых, призывник не должен иметь противопоказаний к военной службе, так как, если противопоказания имеются, такому гражданину сразу выдается военный билет по здоровью либо отсрочка. Такой гражданин может пойти на государственную гражданскую службу, но это никак не связано с АГС, хотя эти два вида трудовой деятельности могут проходить в одной организации.
  • В-третьих, те юноши, у которых действует какая-либо отсрочка, например, отсрочка от армии по учебе.
  • В-четвертых, на АГС могут направить только гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу.
  • И последнее, на альтернативную службу направляются призывники, для которых призывная комиссия вынесла решение звучащее следующим образом: «Решение о направлении на АГС». Решение целиком и полностью основано на соблюдение порядка написания и подачи юношей заявления. Как и когда правильно написать такое заявление, какие необходимо приложить документы и другие вопросы, рассмотрим ниже в настоящей статье.

Наверняка у многих возникает вопрос, почему призывники готовы рисковать свободой – самым дорогим, что есть у человека – и пытаться давать взятки в надежде купить военный билет даже тогда, когда год службы в воинской части можно заменить на практически обычную работу, которую так часто приводят в качестве аргумента против военной службы. Все дело в том, что разница между военной и альтернативной службой не только в месте ее прохождения. Одно из главных отличий – это срок альтернативной гражданской службы. Здесь остановимся подробнее, каким документом установлены сроки прохождения АГС, когда начинается отсчет и так далее.

Срок альтернативной гражданской службы

Как уже было подчеркнуто выше, альтернативная гражданская служба отличается от военной службы по призыву не только видом деятельности, но и другими условиями, главным из который, пожалуй, является срок альтернативной гражданской службы. В силу того, что АГС – это возможность, которая предоставляется гражданам для замены срочной службы, за эту возможность придется платить увеличенным сроком службы. И это одно из основных отличий. Давайте, рассмотрим сроки альтернативной гражданской службы, действующие в настоящее время, то есть в 2018 году. Эти сроки зафиксированы в Федеральном законе об альтернативной гражданской службе.

Здесь тоже есть несколько вариантов: ситуация зависит от того, в какой организации будет проходить служба. Если служба будет проходить в организациях, подведомственных российской армии, или в военных частях на должностях гражданской службы, то срок АГС составит 18 месяцев, иначе говоря, 1,5 года. И другой случай, когда служба проходит в других организациях, не связанных с вышеуказанными, то есть организации не связанные с армией, например, почта или налоговая инспекция – тогда срок альтернативной гражданской службы в России по закону будет составлять 21 календарный месяц, то есть почти 2 года. Очевидным, является значительное увеличение срока службы по сравнению классической службой по призыву, где срок службы в 2018 году составляет 12 месяцев.

Место прохождения альтернативной гражданской службы

Не секрет, что для многих призывников наибольший интерес представляет место прохождения альтернативной гражданской службы, то есть место, где придется работать и, соответственно, что придется делать. Многие слышали истории и легенды про уход за больными в лечебных учреждениях, и у ребят сложилось впечатление, что это единственно возможный вариант. Однако, это далеко не так. Чтобы разобраться с этим вопросом окончательно, обратимся к Федеральному закону, осуществляющему правовое регулирование альтернативной гражданской службы в России, а именно к упомянутому выше 113-ФЗ.

Правительством РФ установлен порядок, согласно которому различные муниципальные или бюджетные организации заранее подают в уполномоченные государственные органы заявки, в которых указывают вакансии для ребят, направленных на альтернативную службу. Это могут быть как технический персонал на производстве, так и работа с документами, а также в сфере обслуживания и так далее. Перечень таких рабочих мест формируется перед каждым призывом и может меняться. При направлении призывника работать в качестве АГС, его должность может быть выбрана на основании образования юноши, но это скорее рекомендация, а не правило.

В 98 % случаев альтернативная гражданская служба проходит в городе, где юноша проживает. Однако, это тоже не правило. Отправить на АГС могут и в другой город – в этом случае призывнику должно быть предоставлено место в общежитии, но все-таки направление в другие города происходит крайне редко.

Особенности альтернативной гражданской службы

Давайте рассмотрим другие особенности альтернативной службы, которые часто волнуют призывников, а также их родителей. Как уже упоминалось, АГС имеет множество сходств с обычной работой, рассмотрим их.

  1. Зарплата. Действительно, на АГС платят зарплату, причем именно ту, которую платят на должности, на которой трудится призывник. Таким образом, заработная плата напрямую зависит от того, куда гражданина направят проходить службу (какая организация, должность и т. д.). Плохая новость в том, что обычно предприятия подают заявки именно на те должности, на которые трудно найти работников в связи с низкой заплатой, но здесь могут быть и исключения, однако, узнать заранее это невозможно.
  2. Трудовой договор. Оформляются призывники в указанном в ФЗ порядке строго по срочному трудовому договору, следовательно, отношения юноши с организацией, где он проходит альтернативную службу, регламентируется трудовым кодексом РФ.
  3. Отпуск, больничный, выходные и т. д. Исходя из предыдущего пункта, все эти атрибуты будут присутствовать в процессе прохождения альтернативной гражданской службы. Ежегодный отпуск, в соответствии с ТК РФ оплачивается и предоставляется по установленному заявлению.
  4. Прогулы. Прогулы являются нарушениями трудовой дисциплины в соответствии с трудовым кодексом, но здесь есть дополнительный нюанс, указанный в законодательстве об АГС – прогулы не засчитываются в срок АГС.

Замена военной службы альтернативной гражданской. Как и когда подавать заявление?

Среди ребят призывного возраста является весьма распространенной следующая позиция: «Пойду пройду медкомиссию и, если вдруг признают годным, то скажу что у меня убеждения, пацифизм или что-то в этом роде». Эта позиция ошибочка и существует только потому, что юноши не изучают нормативно-правовые документы в сфере призыва, а вместо этого пересказывают друг другу эту «историю». В законе четко прописан порядок замены службы в армии на альтернативную гражданскую службу, и ключевым моментом является подача молодым человеком соответствующего заявления, а, если быть еще точнее, сроки подачи этого заявления.

Заявление в военкомат подается минимум за полгода до начала призыва, в котором юноша должен быть призван и проходить соответствующие призывные мероприятия. Точные сроки следует смотреть в актуальной версии федерального закона. Гражданам следует запомнить главное – думать о вопросе замены армии на АГС следует хотя бы за 1 год до призыва, чтобы в спокойном плановом режиме подготовить все необходимые бумаги для решения организационных вопросов.

Для чего в закон внесено эти ограничения в сроках подачи заявления? Сделано это для возможности прогнозирования необходимых вакантных мест на предприятиях. Как Вы помните, организации тоже за 6-12 месяцев подают заявки с указанием должностей и количества свободных мест для юношей, проходящих альтернативную службу. Чтобы этот процесс работал без ошибок, введено указанное ограничение на время, в течение которого можно подать заявление. Если гражданин подает заявление позже, скорее всего он получит отказ, и это решение будет законным.

Заявление пишется в свободной форме, главное указать, почему призывник просит о замену службы на АГС, то есть раскрыть те самые «убеждения». По требованиям к заявлению прикладывается автобиография молодого человека, а также характеристика, которую следует запросить у работодателя в отделе кадров, либо в учебном заведении. На этом обязательные требования заканчиваются. Можно также предоставить другие документы в качестве «доказательств» убеждения, а также показания Ваших знакомых.

Если все процессуальные моменты соблюдены, отказать призывнику могут только в случае явного противоречия такого, как, например, членство в спортивно-стрелковой организации и одновременное убеждение не держать в руках оружие. Однако, как мы уже выяснили, доказать наличие убеждений и время их появления невозможно, и, ввиду наличия серьезной ответственности за незаконный отказ гражданину в направлении на АГС, необоснованные отказы при соблюдении сроков подачи заявления выносятся крайне редко.

Статистика

С чем связаны столь низкие показатели? Одна из главных причин заключается в том, что юноши вспоминают о данной возможности в последний момент, когда уже пропущены сроки подачи заявления, и у ребят просто не остается выбора, ведь по закону они либо должны быть направлены на службу, либо признаны уклонистами и привлечены к уголовной ответственности. Здесь можно посоветовать только повышать юридическую грамотность, знать свои права и обязанности. Другая возможная причина – в нашей стране практически нет молодых людей с убеждениями, которым противоречит служба в вооруженных силах. И это вполне может быть правдой, ведь нас с детства учили любить свою страну и быть готовыми встать на защиту Отечества. А возможно многие юноши и не знают, о возможности замены службы на альтернативную. Здесь, возможно, стоит проводить просветительскую деятельность в этом вопросе на уровне программ общего образования.

Главное, что следует помнить, что у каждого призывника есть право на альтернативную гражданскую службу в 2018 году, что закреплено в Конституции и ФЗ об АГС.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, 210fz.ru, studfiles.net, fb.ru, safebilet.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector