Безвозмездное срочное пользование земельными участками

По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает земельный участок (его часть) в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок (его часть) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, соблюдать природоохранное, природуо-ресурсное, градостроительное и иное законодательство и вернуть земельный участок (его часть) в состоянии, пригодном для дальнейшего его целевого использования.

Право передачи земельного участка в безвозмездное срочное пользование принадлежит исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления, уполномоченным распоряжаться земельными участками.

Получателями рассматриваемого права могут быть только следующие категории субъектов:

  1. государственные и муниципальные учреждения;
  2. федеральные казенные предприятия;
  3. органы государственной власти и местного самоуправления;
  4. граждане и юридические лица. Однако в соответствии с ЗК РФ гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного)пользования не предоставляются.

Основанием возникновения права безвозмездного срочного пользования земельным участком является предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном случае право безвозмездного срочного пользования может возникнуть только у государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления путем предоставления им земельных участков по решению исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 Земельного кодекса РФ.

Максимальный срок, на который земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в безвозмездное пользование, не должен превышать один год.

При предоставлении земельных участков на этом праве из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, срок определяется договором: например при предоставлении служебного надела — сроком трудового договора.

ЗК РФ предусмотрел три случая предоставления земельных участков на этом этапе:

  1. из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными ст. 29, юридическим лицам, которые в соответствии с Кодексом сохранили право получать землю в пользование на праве постоянного бессрочного пользования, т. е. государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, но на срок не более чем один год;
  2. из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иными гражданами и юридическими лицами на основании договора;
  3. из земель организаций, указанных в п. 2 ст. 24, гражданам в виде служебного надела.

19.Безвозмездное срочное пользование земельным участком. Право ограниченного пользования чужим земельным участком.

При безвозмездном срочном пользовании земельные участки предоставляются на срок, установленный законом (для участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности), договором (для участков из земель, находящихся в частной собственности) или на период трудовых отношений (служебные наделы). Земельный кодекс выделяет, таким образом, три возможных вида безвозмездного срочного пользования в зависимости от того, кому принадлежат предоставляемые в пользование земли: государству (муниципальным образованиям), организациям отраслей, работники которых имеют право на служебные земельные наделы, или иным юридическим лицам и гражданам.

Из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, земельные участки в безвозмездное срочное пользование предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Иные юридические лица и граждане могут получить такие участки в аренду. Этот вид безвозмездного срочного пользования возникает на основании акта органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Безвозмездное срочное пользование граждан и юридических лиц земельными участками, принадлежащими другим гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основе договора. При этом в соответствии с п. 2 ст. 690 ГК РФ коммерческая организация не вправе передавать имущество (в том числе земельный участок) в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля.

По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать другой стороне земельный участок в пользование бесплатно на определенный срок (или без указания конкретного срока), а другая сторона обязуется использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и условиями договора и вернуть его собственнику в надлежащем состоянии. Как любые сделки с землей, такой договор подлежит государственной регистрации. Если он заключен без указания срока, каждая сторона вправе во всякое время отказаться от договора, известив об этом другую сторону за 1 месяц (если договором не предусмотрен иной срок извещения). Землепользователь же вправе во всякое время отказаться и от договора, заключенного с указанием срока (если этим договором не предусмотрено иное), также предупредив собственника за один месяц.

Договор безвозмездного пользования земельным участком прекращается в случае смерти гражданина-землепользователя или ликвидации юридического лица-землепользователя, если иное не предусмотрено договором. В случае же смерти собственника земельного участка или реорганизации юридического лица-собственника, предоставившего земельный участок, их права и обязанности по рассматриваемому договору переходят к наследнику (правопреемнику), также к новому собственнику переходят права и обязанности по договору безвозмездного пользования в случае отчуждения земельного участка.

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)обственникнедвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости)вправе требоватьот собственника другого земельного участка (соседнего участка)предоставления права ограниченного пользованиясоседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

обеспечения водоснабжения и мелиорации;

также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута является соглашениемежду лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Частные лесные сервитутымогут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Частные водные сервитутымогут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Это интересно:  Как продать долю в квартире в 2019 году?

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

По требованию собственниказемельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

прохода или проезда через земельный участок;

использования земельного участка;

проведения дренажных работ на земельном участке;

прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

выпаса сельскохозяйственных животных;

использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

свободного доступа к прибрежной полосе.

По правилам публичного лесного сервитутаграждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде.

По правилам публичного водного сервитутакаждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Безвозмездное срочное пользование земельными участками: условия. Бессрочное пользование земельным участком

С 1 марта 2015 г. во все существующие виды прав на землю, в том числе и бессрочное пользование, были внесены изменения. Нововведения коснулись правил предоставления наделов, оформления документов и ряда других вопросов. Рассмотрим далее, какой порядок пользования земельным участком действует сегодня.

Общие сведения

В советское время существовала исключительно государственная собственность на землю. При этом допускалось предоставление наделов организациям и населению. Право постоянного пользования земельным участком было зафиксировано в Конституции СССР. Оно предоставлялось преимущественно колхозам. Такое понятие, как постоянное бессрочное пользование земельным участком, официально было введено в феврале 1990 г. в ЗК. В 1991 г. оно было повторно зафиксировано в кодексе. Возникновение этого понятия сопровождалось сложными политическими процессами. В тот период существовало противостояние между реформаторами, во главе которых стоял Ельцин, и приверженцами старой системы. При этом последние четко понимали необходимость и неизбежность преобразований в сфере госсобственности. В этой связи они старались создать такие условия, при которых приватизация коснулась бы только сооружений без передачи во владение участков под ними. В случае обратного хода реформ это стало бы основой для возврата к существовавшим ранее правилам.

Ситуация до введения нового ЗК

Постоянное бессрочное пользование земельным участком рассматривалось властями как пережиток существовавшей достаточно длительное время советской системы. Это понятие несколько раз пытались исключить из отечественного законодательства. В соответствии с ЗК от 1991 г. право бессрочного пользования земельным участком могло предоставляться исключительно организациям. Те граждане, которые получили наделы до принятия этого кодекса, обязывались осуществить переоформление их в собственность либо в аренду. Введенное законодательство, кроме того, запрещало предоставлять участки в бессрочное пользование физлицам. В 1994 г. ГК вновь установил возможность бесплатного получения гражданами наделов в эксплуатацию.

Специфика законодательства

Безвозмездное пользование земельным участком на неограниченный период было сохранено в гл. 4 ЗК. Она посвящена ограниченному режиму владения объектами недвижимости. При этом в ЗК был продублирован запрет на передачу земли в постоянное пользование гражданам и подтверждено сохранение этого права у физических лиц и организаций, если оно возникло до введения кодекса.

Вместе с тем законодатель особо подчеркнул невозможность распоряжаться такими наделами. Одновременно с введением кодекса был принят специальный нормативный акт, регламентировавший эту процедуру. В соответствии с ним граждане получали возможность оформить в собственность участки, находящиеся в пользовании, бесплатно. Что касается организаций, то им вменялась обязанность выкупить свои наделы или взять их в аренду. Несколько раз сроки переоформления сдвигались. В 2013 г. в КоАПе была установлена ответственность за их несоблюдение. На нарушителей сроков налагался штраф от 20 до 100 тыс. р. Эта мера заставила большую часть организаций провести переоформление наделов.

Изменения 2015 г.

С марта 2015 г. бесплатное постоянное пользование земельным участком исключено из кодекса. Все пункты, в которых присутствовали упоминания о нем, были аннулированы. Между тем ЗК не исключил эту категорию прав из земельного законодательства. В ст. 39.9 предусматривается перечень юрлиц и органов, которые могут получить наделы. В этот список не включены физические лица и организации негосударственного типа собственности.

Как становится ясно из приведенной выше информации, на сегодняшний день право пользования земельным участком может предоставляться на конкретные периоды. Они определяются ст. 39.10 ЗК. Между тем постоянное пользование земельным участком предусматривается в двух нормативных актах. Они были приняты в августе 1996 г. Ряд специалистов считает, что введение термина «безвозмездное бессрочное пользование земельным участком» в нормативные акты указывает на невысокую юридическую культуру законодателей того времени. Некоторые эксперты выражают мнение, что бессрочное пользование земельным участком может осуществляться любым гражданином, не спешащим переоформить надел в собственность. Законодательство не ограничивает физлиц штрафами, не устанавливает конкретные периоды.

Безвозмездное срочное пользование земельными участками

Оно осуществляется на основании договора. В соответствии с ним одна сторона принимает на себя обязательства передать либо предоставляет надел/его часть на определенный период бесплатно другой стороне. Последняя, в свою очередь, соглашается эксплуатировать территорию в соответствии с разрешенным использованием и целевым назначением. Вторая сторона также принимает обязательства по соблюдению природо-ресурсного, экологического, градостроительного законодательства. Безвозмездное срочное пользование земельными участками предполагает возврат наделов по истечении установленного в договоре периода в пригодном для дальнейшей эксплуатации состоянии.

Предоставить наделы могут исполнительные органы государственной и местной власти, имеющие полномочия на распоряжение собственностью. Безвозмездное срочное пользование земельными участками может осуществляться:

  1. Муниципальными и госучреждениями.
  2. Федеральными казенными предприятиями.
  3. Органами территориальной и государственной власти.
  4. Юрлицами и гражданами.

Категории наделов

В срочное безвозмездное пользование могут предоставляться участки из земель:

  1. Которые находятся в государственной/муниципальной собственности. Предоставление наделов осуществляется исполнительными структурами, приведенными в ст. 29. Участки передаются организациям, имеющим соответствующее право, согласно кодексу. В частности, речь идет о муниципальных и госучреждениях, казенных предприятиях.
  2. Находящихся в собственности юрлиц и граждан в соответствии с договором.
  3. Организаций, приведенных п. 2 ст. 24, в качестве служебных наделов физлицам.

Важный момент

Срочное безвозмездное пользование осуществляется в соответствии с решением уполномоченного исполнительного государственного или муниципального органа, наделенного соответствующей компетенцией, согласно ст. 9-11 ЗК. В законодательстве установлен предельный период предоставления наделов. Безвозмездное срочное пользование земельными участками осуществляется не более чем в течение года. В случае предоставления наделов, находящихся в собственности организаций или граждан, период определяется условиями договора. К примеру, пользование служебным участком осуществляется на протяжении срока, в который действует трудовой контракт.

Это интересно:  Оформление пособия по безработице

Бездоговорной характер отношений

Понятие «бессрочное» означает использование участка без каких-либо временных ограничений. В этом оно отличается от бесплатной эксплуатации надела, для всех видов которой нормами устанавливаются конкретные периоды. Между тем безвозмездность может присутствовать и в бессрочном пользовании. В этом случае имеет место отграничение от института аренды. Бессрочное пользование, в отличие от безвозмездного, осуществляется на недоговорной основе. Это обусловливается тем, что в период, когда предоставлялись наделы в этом режиме, в качестве основания выступало не соглашение сторон, а решение (акт) компетентного института власти. Как правило, предоставлялись сельскохозяйственные угодья дачным и садоводческим кооперативам и товариществам. В этой связи такое понятие, как договор на бессрочное пользование, считается юридически несодержательным.

Положения ЗК

Граждане, которые осуществляют бессрочное пользование, имеют возможность оформить право собственности на надел. Она предусматривается нормативным актом, регламентирующим введение в действие ЗК. При этом значения не будет иметь наличие или отсутствие указания в правоустанавливающем документе (свидетельстве или акте) вида права, по которому предоставлен участок. Оформить собственность могут и физлица, эксплуатирующие надел, принадлежащий муниципалитету или государству, с расположенными на нем и находящимися в их законном владении сооружениями. Как выше было сказано, участки гражданам в бессрочное пользование сегодня не предоставляются. Однако закон не предусматривает автоматическое аннулирование этой юридической возможности относительно наделов, выделенных до введения в действие кодекса. Оформление в собственность допускается однократно.

Ограничения

По ст. 269 ГК субъект, которому предоставлен участок в пользование бессрочно, вправе осуществлять эксплуатацию и владение наделом в пределах, предусмотренных законом, прочими нормативными актами, а также документом, на основании которого он был выделен. Распоряжение, однако, не допускается. Исключениями из данного правила выступают случаи:

  1. Заключения соглашения о сервитуте.
  2. Передачи гражданину участка в качестве служебного надела.

Субъекты, таким образом, в отличие от собственников, лишаются возможности распоряжаться предоставленной территорией. Лица, пользующиеся участком бессрочно, не могут передать его в аренду, безвозмездную эксплуатацию на конкретный период, в том числе и при получении на это согласия законного владельца. Любая сделка, связанная с распоряжением надела, будет признана ничтожной. Законодательство также не допускает внесение права пользования в складочный (уставной) капитал некоммерческого и коммерческого общества.

Переоформление наделов организациями

Как выше отмечалось, юрлицам вменяется обязанность обратить выделенный в пользование участок в собственность или взять в аренду. Законодательство установило срок, до которого это нужно было сделать, — 1 января 2012 г. В случае нарушения срока предусматривался штраф. Если юрлицо переоформляет пользование в аренду, плата за эксплуатацию устанавливается в размере 2 %, а для наделов, выделенных из сельскохозяйственных территорий, сумма равна 0,3 % от кадастровой стоимости. В случае изъятия или ограничения оборота земли арендная плата составляет 1,5 %. Изменение указанных величин допускается при корректировке кадастровой стоимости. Лицам, пользовавшимся наделами с разными линейными объектами, срок переоформления был установлен до 1 января 2016 г. Если субъекты не успели взять в аренду территорию, то они могут ее выкупить по цене 2,5 % от кадастровой стоимости. Для огородных, дачных, садоводческих объединений и товариществ срок переоформления земельных участков не ограничен.

Статья 24. Безвозмездное срочное пользование земельными участками

Статья 24. Безвозмездное срочное пользование земельными участками

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в пункт 1 статьи 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ подпункт 5 пункта 1 статьи 24 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок строительства объекта недвижимости;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 349-ФЗ пункт 1 статьи 24 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 5.1

5.1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ пункт 1 статьи 24 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 6

6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ в пункт 2 статьи 24 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Это интересно:  Больничный - вопрос юристу. Калуга

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго — четвертого, седьмого — девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

24. Договор безвозмездного срочного пользования земельными участками

Данный вид прав на землю отличается от аренды земельных участков тем, что осуществляется всегда бесплатно, а от постоянного (бессрочного) пользования землей — временным характером отношений (прежде он так и назывался – «временное пользование»).

При безвозмездном срочном пользовании земельные участки предоставляются на срок, установленный законом (для участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности), договором (для участков из земель, находящихся в частной собственности) или на период трудовых отношений (служебные наделы). Земельный кодекс выделяет, таким образом, три возможных вида безвозмездного срочного пользования в зависимости от того, кому принадлежат предоставляемые в пользование земли: государству (муниципальным образованиям), организациям отраслей, работники которых имеют право на служебные земельные наделы, или иным юридическим лицам и гражданам.

Из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, земельные участки в безвозмездное срочное пользование предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Иные юридические лица и граждане могут получить такие участки в аренду. Этот вид безвозмездного срочного пользования возникает на основании акта органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Безвозмездное срочное пользование граждан и юридических лиц земельными участками, принадлежащими другим гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основе договора. При этом в соответствии с п. 2 ст. 690 ГК РФ коммерческая организация не вправе передавать имущество (в том числе земельный участок) в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля.

По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать другой стороне земельный участок в пользование бесплатно на определенный срок (или без указания конкретного срока), а другая сторона обязуется использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и условиями договора и вернуть его собственнику в надлежащем состоянии. Как любые сделки с землей, такой договор подлежит государственной регистрации. Если он заключен без указания срока, каждая сторона вправе во всякое время отказаться от договора, известив об этом другую сторону за 1 месяц (если договором не предусмотрен иной срок извещения). Землепользователь же вправе во всякое время отказаться и от договора, заключенного с указанием срока (если этим договором не предусмотрено иное), также предупредив собственника за один месяц.

Договор безвозмездного пользования земельным участком прекращается в случае смерти гражданина-землепользователя или ликвидации юридического лица-землепользователя, если иное не предусмотрено договором. В случае же смерти собственника земельного участка или реорганизации юридического лица-собственника, предоставившего земельный участок, их права и обязанности по рассматриваемому договору переходят к наследнику (правопреемнику), также к новому собственнику переходят права и обязанности по договору безвозмездного пользования в случае отчуждения земельного участка.

Порядок предоставления организациями в безвозмездное пользование служебных земельных наделов своим работникам практически без изменений существовал в течение многих лет в советском, затем российском законодательстве, и ныне воспроизведен ЗК.

Право предоставления служебных земельных наделов имеют организации только определенных отраслей и только установленные категории работников таких отраслей. В настоящее время действует Постановление Совета Министров РСФСР от 20.03.1965 № 369 «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и речного флота, связи и магистральных трубопроводов»[53]. Этим Постановлением для перечисленных категорий работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения, установлен размер предоставляемого служебного надела (сенокоса и пашни) на семью.

Так, служебный надел предоставляется:

1) для лесников, постоянных рабочих, инженерно-технических работников и служащих лесхозов, лесничеств, лесных питомников, леспромхозов, лесопунктов, химлесхозов, рейдов, запаней, сплавных контор и других лесохозяйственных и лесозаготовительных предприятий, работников строительных участков (управлений), осуществляющих строительство лесозаготовительных и лесосплавных предприятий, работников лесной охраны заповедников и государственных лесоохотничьих хозяйств, егерей охотничьих хозяйств и заказников предоставляется пахотной земли — до 0,30 га, а в многолесных районах — до 0,50 га; сенокоса — от 1 до 2 га;

2) линейных работников автомобильных дорог и железнодорожного транспорта, список которых приведен в приложении к Постановлению, — пахотной земли до 0,25 га и сенокоса до 1 га, а в малонаселенных районах — пахотной земли до 0,50 га и сенокоса от 1 до 2 га;

3) линейных работников связи (работников линейных, линейно-технических и кабельных участков, усилительных пунктов и промежуточных радиорелейных станций эксплуатационно-технических узлов связи и управлений (районов) кабельных и радиорелейных магистралей) — пахотной земли до 0,25 га и сенокоса до 1 га;

4) линейных работников магистральных трубопроводов (нефтепроводов, продуктопроводов, газопроводов) и речного флота (судоходной обстановки и гидротехнических сооружений) — пахотной земли до 0,15 га и сенокоса до 1 га.

Основанием для выделения служебного земельного надела служит решение соответствующей организации. В статье 24 ЗК РФ не сказано достаточно четко о том, что участки в качестве служебного земельного надела выделяются только из земель, принадлежащих данной организации на праве собственности. Поэтому остается вопрос, могут ли быть предоставлены наделы из арендуемых земель? По крайней мере, прямого запрета на этот счет в законодательстве нет.

Последний абзац комментируемой статьи упоминает о правах и обязанностях лиц, использующих служебный земельный надел. Но необходимо иметь в виду, что нормы статей, на которые содержит отсылку данный абзац, распространяются на всех землепользователей, т.е. они также регулируют права и обязанности лиц, использующих землю и на основе других видов права безвозмездного срочного пользования, кроме служебных земельных наделов.

[53] Свод законов РСФСР. 1988. Т. 4. С. 112.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, studfiles.net, fb.ru, base.garant.ru, www.aup.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector