Автомобильное право

Добрый день, уважаемый читатель.

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.

Существуют 5 основных категорий: А — мотоциклы, B — легковые автомобили, C — грузовые автомобили, D — автобусы, М — мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1 и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.

Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).

В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.

Содержание

Таблица категорий водительских прав в 2018 году

С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.

Расшифровка категорий водительских прав приведена в следующей таблице:

Водительские права категории А

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):

категория «А» — мотоциклы;

Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2018 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

Подкатегория А1

подкатегория «А1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.

Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.

Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.

Водительское удостоверение категории В

категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.

Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.

Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

категория «ВЕ» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

Подкатегория B1

подкатегория «В1» — трициклы и квадрициклы;

В 2018 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.

Обратите внимание, «квадрИцикл» и «квадрОцикл» это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.

Водительские права категории С

категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

категория «СЕ» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.

Подкатегория С1

подкатегория «С1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.

Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.

Водительское удостоверение категории D

категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.

Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, — это сочлененные автобусы или «автобусы с гармошкой».

Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.

категория «DЕ» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Подкатегория D1

подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.

Это интересно:  Архивы Общее - Страница 19 из 55 - О недвижке.ру

Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.

Категория E

В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.

Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью «Перенос категории E в новые права».

Категория M

категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;

Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.

Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.

Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.

Категории Tb и Tm

категория «Tm» — трамваи;

категория «Tb» — троллейбусы;

В 2018 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.

Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу «особые отметки» водительских прав.

Как открыть новую категорию прав?

Довольно часто у водителей возникает вопрос: «Как добавить в права дополнительную категорию?». На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.

Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:

Рубрика “Автомобильное право”

Категория: Автомобильное право

Штрафы за превышение скорости

Все штрафы за превышение скорости с 1 января 2018 года Размер штрафа за превышение скорости…

Штраф за тонировку

Тонировка автомобиля с точки зрения закона К нам последнее время приходит много вопросов вида: а…

Штраф за просроченный паспорт

Штраф за просроченный паспорт: сумма и порядок оплаты Законодательство Российской Федерации предполагает применение штрафных санкций…

Штраф за проживание без регистрации

Можно ли проживать в квартире без регистрации? Вопросы регистрации граждан по месту их жительства или…

Штраф за отсутствие знака инвалид на машине

Знак «инвалид» на автомобиле: кому можно устанавливать Люди с ограниченными физическими возможностями в РФ получают…

Штраф за несвоевременную прописку

Чем чревата несвоевременная прописка? И хотя принудительную прописку из советского прошлого уже отменили, контроль государства…

Что указать в обжаловании постановления гибдд при несогласии гражданина с решением?

Обжалование постановления ГИБДД Обжалование постановления об административном правонарушении ГИБДД может происходить в городском (районном) суде…

Что делать, если нет денег на оплату автокредита

Что делать, если нечем платить автокредит? С каждым годом количество автомобилей, заполняющих автомагистрали страны, стремительно…

Что делать, если задели машину во дворе?

Задел чужую машину во дворе и уехал: что делать Задел машину во дворе и уехал…

Что входит в понятие независимая экспертиза автомобиля после дтп

Когда и как проводится независимая автоэкспертиза после ДТП Последствием практически каждого ДТП является повреждение имущества,…

Автомобильное право

Автомобильное право — это сравнительно молодая отрасль юридического права, еще не имеющая официального положения, ее нормы регулируют общественные отношения, в частности, по возникновению и реализации прав и обязанностей субъектов в сфере дорожного движения. Основными источниками автомобильного права является Правила дорожного движения, Кодекс об Административных правонарушениях РФ и иные законодательные акты.

В данном разделе портала размещены информативные статьи, касающиеся области автомобильного права — виды страхования, основные понятия, объяснения законов в этой сфере, юридические новости:

Все о знаке «Шипы» на автомобиле: правила, размеры по ГОСТу 2017, с какой стороны клеить, штрафы

Растущая популярность ошипованных покрышек среди автовладельцев вынудила законодателей в 2017 году ввести требования относительно эксплуатации автомобилей с зимними колёсами. Основная идея нововведения – предупредить участников дорожного движения о том, что на конкретном автомобиле установлена резина с шипами, с помощью специального знака «Шипы». Обязателен ли знак «Шипы» на транспортном средстве при эксплуатации ошипованных зимних покрышек? Какой […]

Какой штраф предусмотрен за езду без знака «Шипы»: КоАП 2017

С апреля 2017 года начали действовать поправки к Правилам Дорожного Движения, которые были введены Постановлением Правительства РФ № 333. Согласно новым требованиям, которые дополнили пункт 8 Основных положений к допуску транспортных средств к движению по дорогам общего пользования, эксплуатация автомобиля на ошипованной резине требует установки на транспортное средство знака «Шипы». Штрафуют ли за езду […]

Скачать знак «Шипы» по ГОСТу 2017 для распечатки

Ошипованная автомобильная резина, разрешённая к использованию на российских дорогах, потенциально может представлять опасность для участников дорожного движения. Это и стало основной причиной введения нормы по обязательной установке предупреждающего знака «Шипы» в 2017 году. Для транспортного средства, имеющего колёса с металлическими шипами, характерен более короткий тормозной путь. Кроме того, следует учитывать, что из-под таких «цепких» покрышек […]

Новые законы для автомобилистов: изменения в нормах ГИБДД на 2017 год

Наступивший 2017 год оставляет за собой множество сюрпризов, причем, как приятных, так и не совсем понятных для российского народа, включая многочисленную часть населения, являющуюся автовладельцами.

Бумажные ПТС заменят электронными с 1 июля 2017 года

У любого транспортного средства есть паспорт – ПТС, в котором указана информация о производителе транспорта, некоторые технические характеристики, а также о владельце.

Постановка автомобиля на учет в ГИБДД в 2017 году: инструкция

Обязательное условие регистрации машины на дорогах общего пользования — регистрация автомобиля путем постановки на учёт и выдачи номерных знаков.

Правила перевозки детей автобусами будут ужесточены с 1 января 2017

В 2013 г. в России были приняты «Правила организованной перевозки группы детей автобусами» (Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 г. № 1177) (далее – Правила). Этот документ установил много обязательных требований, которые затрагивают весь процесс осуществления перевозок. Немало внимания в нём уделяется и самому транспортному средству – автобусу, включая его качество и оснащение. С 2017 года […]

C 1 января 2017 года ОСАГО: электронный бланк и другие изменения

В Российской Федерации заключение договора обязательного страхования является одним из условий допуска транспортного средства к участию в дорожном движении. Основным нормативным актом, дополняющим соответствующий пункт ПДД, выступает Федеральный закон №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года. За 15 лет работы данного законопроекта многие автолюбители смогли убедиться в его […]

Требования к перевозке детей и детским автокреслам с 1 декабря 2016 года

Новые поправки в Правила дорожного движения, которые вступят в силу 1 декабря 2016 года, затронут всех водителей, которым приходится перевозить детей: с этой даты автовладельцев обяжут использовать специальные детские автомобильные кресла. Это означает, что любые другие аналоги удерживающих устройств – адаптеры, бустеры, люльки – окажутся вне закона. Что стало причиной появления данного нововведения? Какие штрафы […]

С 1 ноября 2016 года замена водительских прав будет производиться в МФЦ

Замена водительского удостоверения, как и любого другого важного документа, производится по причине его утери, порчи или окончания срока действия. Прежде, чтобы заменить права гражданам, приходилось обращаться в отделения ГИБДД, поскольку Инспекция являлась единственным уполномоченным органом, занимавшимся выдачей новых «корочек». С 1 ноября 2016 года у граждан появилась дополнительная возможность: теперь можно поменять водительское удостоверение в […]

Какие возможности дают различные типы автомобильных прав и что представляет из себя водительское удостоверение?

Добрый день, вечер, утро, ночь (нужное подчеркнуть ). Практически каждый человек, даже далёкий от автомобилей, имеет представление о том, что такое водительское удостоверение. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Ведь в настоящее время только в России действует четыре типа водительских прав, причём последняя редакция ещё многим совсем незнакома. Поэтому сегодня я помогу вам разобраться среди многообразия видов основного документа водителя. Это Кулик Илья. Поехали!

Что такое водительское удостоверение

Водительское удостоверение (В/У) – это документ, подтверждающий, что его владелец имеет право управлять транспортными средствами (ТС). В народе также часто говорят «водительские права», «права на машину», и просто «права».

Права согласно п. 2.1.1 ПДД должен иметь при себе во время управления ТС каждый водитель и предъявлять их сотрудникам автоинспекции по требованию.

Категории транспортных средств

Различных типов механических транспортных средств великое множество. И, разумеется, каждый из них имеет определённые нюансы в управлении. Поэтому для получения права управлять тем или иным типом ТС необходимо учиться в отдельности.

Это интересно:  Возмещение по ОСАГО: какие затраты входят в страховое взыскание убытков, оценка ущерба в своей компании, а также куда обращаться за выплатой денег и весь порядок

Но тем, кто овладел вождением и мотоциклом, и легковушек, и автобусов, и грузовиков, было бы весьма неудобно носить с собой несколько разных удостоверений, не так ли? Поэтому права одни, но они дают возможность водить транспорт только тех категорий, которые освоил их владелец.

Кроме того, стаж для каждой категории считается по отдельности начиная с даты сдачи соответствующего экзамена. Поэтому в В/У отмечается, какие именно машины может водить предъявитель документа, и когда он получил это право. Вся информация, касающаяся допуска к управлению различными типами ТС, отображается в таблице на оборотной стороне удостоверения водителя.

Какие бывают категории

Раньше деление выделяли 5 категорий: A, B, C, D, E. В 2011 году сделали 9: A, B, C, D, BE, CE, DE, трамвай, троллейбус.

В настоящее время в России установлено шестнадцать категорий и подкатегорий: A, A1, B, B1, C, C1, D, D1, BE, CE, C1E, DE, D1E, M, Tm, Tb. Для каждой группы ТС имеется своё схематичное изображение, помогающее не запутаться во всех этих буквах.

Типы водительских удостоверений в России

В настоящее время у водителей России можно встретить три типа водительских прав, все из них являются действующими:

  • Образец №1 – ламинированный бумажный документ размером 74×105 мм, их выдача прекращена в 2011 году, таким образом, после 2021 года они окончательно уйдут в прошлое;
  • Образец №2 – представляет из себя пластиковую карточку, 85×55 мм, выдача также прекращена в 2011 году;
  • Нового образца – имеют пластиковую основу, которая вклеивается между двумя бумажками, снаружи заламинированы. Размер – 85,6×54 мм. Выдача началась в 2011 году, в 2014 году документ несколько видоизменён в связи с введением новых категорий, то есть эта редакция документ имеет две разновидности. О последней из них я сейчас расскажу подробнее, так как в настоящее время выдаются только такие права.

Водительские права нового образца

Современное удостоверение водителя утверждено Приказом МВД №365 от 13.05.09. В 2011, 2014 и 2015 годах этот документ подвергался поправкам. Ключевое отличие водительских прав нового образца от предыдущих состоит в том, что они полностью соответствуют Венской конвенции 1968 года, что позволяет их обладателям управлять транспортом в странах, входящих в эту конвенцию без каких-либо дополнительных документов.

Вся информация, содержащаяся в новых правах, присутствует и в старых, основная разница заключается в оформлении.

Внешний вид

Как уже я сказал, документ представляет собой заламинированную бумажную карточку с пластиковой основой. Цвет – голубой плавно переходящий в розовый, слева направо. На обороте – то же самое, только справа налево, имеется защитная фоновая сетка.

Помимо этого, для защиты от подделок применяется:

  • Микротекст;
  • Скрытые изображения;
  • Перемена цвета при изменении угла обзора;
  • Светящиеся в ультрафиолетовом излучении серия и номер;
  • Штрих-код с зашифрованной информацией.

Лицевая сторона

На лицевой стороне имеется надпись на русском «Водительское удостоверение» сиреневого цвета. Слева – фотография размером 21×30 мм, под неё выделен раздел 6. Фото изготавливается одновременно с В/У, поэтому заранее фотографироваться при получении прав теперь не надо.

Удостоверение, выдававшееся с 2011 по 2014 год. Основное отличие от последней редакции – в категориях

На фотографии человека изображают строго анфас, без головных уборов (исключение сделано для граждан, не снимающих головные уборы по религиозным причинам). Если водитель постоянно ходит в очках, допустимо сфотографироваться в них, если стёкла не тонированы.

Чуть выше фотографии – знак RUS – при вождении за рубежом это будет указанием на страну выдачи прав. В нижней части документа – стилизованное изображение уходящей вдаль автодороги.

Оборотная сторона

На оборотной стороне видное место (10×42мм) занимает штрих-код, он расположен слева, считается, что он находится в разделе 13. Снизу слева напечатаны серия и номер прав, справа по нижнему краю – информация об изготовителе документа.

Оборотная сторона

Основное место занимает таблица, содержащая обозначения категорий транспортных средств, на управление которыми могут быть выданы права, с соответствующими отметками, показывающими конкретные разрешения.

На современном удостоверении водителя графы не подписаны, вместо этого стоит только номер раздела. На лицевой стороне их одиннадцать. Всего – шестнадцать. Для удобства поиска, я свёл информацию в таблицу.

Все записи делаются на русском языке и дублируются на латинице, по желанию получателя прав – в соответствии со сведениями из загранпаспорта. Шрифт дублирующего теста отличается от основного.

Особые отметки

В графе 12 могут ставиться такие обозначения:

  • AT – автоматическая трансмиссия, если владелец сдавал на права на машине с коробкой-автоматом;
  • MS– руль мотоциклетного типа, добавляется к «B1», если открыта «A», но нет «B»;
  • AS– автомобильный тип руля – применяется к «B1», если нет «A», но есть «B»;
  • ML– приписывается к «M», при наличии медицинских ограничений для этой категории.

Общие для всех категорий примечания ставятся в разделе 14, например:

  • MC– только с ручным управлением разрешено вождение;
  • AT– если водителю можно ездить только на «автомате» по состоянию здоровья;
  • APS– допускается вождение только автомашин с акустической парковочной системой по медицинским показаниям;
  • GCL– требуются очкиили контактные линзы для управления ТС;
  • HA/CF– необходим слуховой аппарат.

Международные права водителя

Некоторые автолюбители любят не ограничивать себя в свободе передвижения и при пребывании за границей, например, во время отдыха или в командировках. А кому-то приходится водить машины в других странах по долгу службы. Таким людям не обойтись без международного водительского удостоверения.

Международные права являются приложением к национальным, и недействительны без последних. Срок действия их – три года, но они также теряют силу и одновременно с российскими правами, на основании которых они были выданы.

Выглядят права как книжка A6 и содержат перевод информации из национального удостоверения на основные иностранные языки. Учиться, сдавать экзамены и проходить медкомиссию для получения международного удостоверения не требуется.

Когда нужно международное удостоверение водителя

Российские права нового образца позволяют обходиться в странах-участниках Венской конвенции и без международных. А вот если у вас пока старое удостоверение, то и в этих странах потребуется международные «корочки».

А в странах, входящих только в Женевскую конвенцию (кроме Японии, там, так же, как и во всех странах, не входящих в упомянутые конвенции, принимаются только свои удостоверения), международные права обязательны.

Временные права

В настоящее время такого документа, как временное разрешение на управление транспортным средством, не существует.

Ведь как было раньше? Времянки выдавали в двух случаях:

  • При совершениигрубых правонарушений на дороге;
  • В случае утери оригинальных прав.

С 2013 года механизм наказания водителей при серьёзных нарушениях существенно изменился, и временные права больше не фигурируют в этом процессе. Первая причина выдачи исчезла.

Образец №2

Вторая тоже не заставила себя долго ждать. Обычные права теперь можно получить в отделении ГИБДД за несколько минут, поэтому смысл во времянке потерялся. И в соответствии с Приказом МВД №995, все документы, регулирующие выдачу временных прав, утратили свою силу с 1 сентября 2016 года.

Как получить водительское удостоверение

Права на автомобиль в России выдаёт Госавтоинспекция. Обязательным условием для допуска к управлению транспортными средствами является прохождение специального обучения в автошколе.

Но приобретение навыков и знаний, требующихся для водителей, которое обязательно закрепляется документом об окончании учебного учреждения это только полдела. Для получения прав на машину будущим водителям (или, выражаясь официальным языком, кандидатам в водители) необходимо взять особое медицинское заключение – подтверждение того, что состояние здоровья позволяет гражданину быть водителем, а также сдать экзамены в ГИБДД:

  • Теоретический – тест на знание ПДД и некоторых других областей, которые могут потребоваться при вождении авто;
  • На площадке – показать базовое умение управлять мотоциклом или автомобилем;
  • В городе – продемонстрировать вождение в условиях реального трафика.

После успешного прохождения всех этапов, новоиспечённый водитель получает водительское удостоверение, подтверждающее его право на управление тем или иным видом транспортных средств.

Со скольких лет выдают права

Управление транспортным средством не только довольно сложное, но и ответственное дело, особенно когда оно связано с перевозкой пассажиров. Поэтому для желающих стать водителями установлены определённые ограничения, минимальный уровень. Права выдадут лицам, имеющим:

  • полных 16 лет – только на категории «M» и «A1»;
  • 18 лет – на транспортные средства «A», «B», «B1», «С», «С1»;
  • 21 год – на «D», «D1», «Tm» и «Tb»;
  • стаж не менее года на соответствующем виде транспорта – для открытия категорий с буквой «E» (например, только после года вождения на «B» можно получить «BE»).

Сдать экзамены на «B» и «С» можно и в 17 лет, но В/У выдадут только после наступления совершеннолетия. Служащие в армии могут сдать экзамен на «D» и «D1» и после 19 лет. Однако права, выданные им в 21 год, будут действовать только в отношении транспортных средств, принадлежащим Вооружённым Силам.

Это интересно:  Если затопили соседей, что делать?

Замена удостоверения водителя

Водительские права имеют ограниченный срок действия – 10 лет с момента выдачи. Причём по истечении этого периода не только теряет силу документ, но и утрачивается право управлять транспортными средствами.

Поэтому каждые 10 лет потребуется обновлять водительские «корочки». К счастью, повторно учиться или сдавать экзамены не нужно. А вот пройти врачей и получить медсправку необходимо.

Образец №1

Основной документ водителя может заменяться и по многим другим причинам: при утере, краже, прихождении в негодность, из-за изменения фамилии владельца, и даже просто по его собственному желанию. Во всех этих случаях потребуется обращение в Автоинспекцию. Из бумаг обязателен фактически только паспорт.

Но при этом дата окончания действия у новых прав останется такой же, какая была и у заменяемого документа. Впрочем, сделать так, чтобы у нового В/У снова был 10-летний срок «годности», легко, достаточно пройти медкомиссию и предоставить справку установленного образца.

А также заменить права потребуется, если водитель получит право управлять транспортными средствами новых категорий или у него обнаружатся медицинские противопоказания к вождению каких-либо типов ТС.

Проверка водительских удостоверений онлайн

В некоторых случаях бывает необходимо убедиться в подлинности прав на машину, в том, что у их владельца действительно есть разрешение управлять автотранспортом.

Сделать это просто. На официальном сайте ГИБДД работает онлайн-сервис, при помощи которого можно всегда проверить актуальность любых автомобильных прав, в том числе с точки зрения лишения. Информация берётся из баз данных ГАИ, поэтому результат будет точно такой, какой видят инспекторы. Для проверки необходимо знать только номер удостоверения и дату его выдачи.

Подведём итоги

  • Водительские права – основной документ водителя;
  • Госавтоинспекция допускает к вождению и выдаёт В/У;
  • 10 лет – срок действия документа;
  • Права автомобилиста разрешают управлять только указанным в них видом транспорта;
  • Удостоверения нового образца соответствуют европейским нормам и принимаются во многих странах.

Заключение

Теперь вы знаете всё необходимое о том, какие бывают водительские права и для чего они нужны. Ну а если у вас ещё остались какие-либо вопросы или есть связанная с темой статьи интересная история, которой вы готовы поделиться – комментарии открыты.

Уверен, вы даже представить не можете, какие вопросы иногда задают автоинспекторам через онлайн-сервис на сайте ГИБДД. Хотите узнать? Тогда смотрите видео!

На этом всё. Делитесь прочитанным с друзьями в социальных сетях, подписывайтесь на рассылку, если ещё не сделали этого. До новых встреч совсем скоро!

Автомобильное право в России

Понятие автомобильного права включает в себя достаточно большое количество правовых норм и документов, которые регулируют взаимоотношения граждан, компаний и государственных органов в сфере автомобильного транспорта, а именно его обслуживания, эксплуатации, смены собственника, организации дорожного движения и перевозок.

Стоит отметить, что автомобильное право является относительно молодым. В России развитие правовых отношений в области эксплуатации автомашин и организации транспортных перевозок началось только в конце 30-ых годов. Именно в эти годы начинается массовый выпуск легковых автомобилей для личного использования. В результате этого, автопарк страны достаточно сильно вырос, а движение на дорогах стало довольно интенсивным. То есть, были созданы предпосылки для развития автомобильного права.

В Советском Союзе, современной России, как и в других странах мира, автомобильное право развивалось по следующим направлениям:

— Правовые вопросы, касающиеся приобретения, продажи, сдачи в аренду автомобилей, а также оформления сделок;

— Создание законодательной базы по урегулированию ДТП и страхованию в автомобильной сфере (автогражданка, КАСКО, ответственность перевозчиков и другое);

— Проработка норм налогообложения для транспортных средств, которые принадлежат как физическим, так и юридическим лицам;

— Создание и унификация правовой базы для беспрепятственного выезда граждан России на собственных автомобилях в зарубежные поездки;

— Развитие, унификация и совершенствование правил дорожного движения и рациональная организация транспортных потоков;

— Оценка технического состояния транспортных средств в целях обеспечения безопасной эксплуатации;

— Создание правовой базы для организации грузовых перевозок, как на территории РФ, так и создание условий для международных грузовых перевозок;

— Проработка правовых вопросов, связанных с условиями труда работников транспортной сферы;

— Унификация требований по содержанию автомобильных дорог во всех частях страны;

— Проработка правил и законодательной базы по транспортировке сложных и опасных грузов.

Какой документ регламентирует движение автомобильного транспорта?

Одним из основополагающих документов, который регламентирует движение автомобильного транспорта по дорогам, являются «Правила дорожного движения». Стоит отметить, что этот документ не является статичным и неизменным, наоборот, в него постоянно вносятся изменения, чтобы основные правила движения автомобильного транспорта были актуальными и соответствовали современным реалиям. В документе появляются нормы, которые вводят новые или отменяют старые требования к автомобилям или водителям, изменяются знаки, дорожная разметка, а также появляются другие нововведения.

Что регулирует технический регламент?

Важно помнить, что существуют документы, которые устанавливают требования к техническому состоянию автомобиля, а также регулируют его эксплуатацию и ремонт. Конкретно, технический регламент устанавливает жесткие стандарты для световых приборов, двигателя, тормозной системы и других агрегатов транспортного средства.

Также существуют требования к запасным частям для автотранспорта, а именно к условиям производства, качества, срокам эксплуатации и гарантийного обслуживания. Также, устанавливаются экологические требования по нормам выбросов газов в атмосферу.

Как регулируются условия труда водителей и перевозка грузов?

В российском законодательстве существуют положения об условиях труда работников транспортной сферы – продолжительность их рабочего дня, перерывы на отдых, а также длительность и периодичность отдыха.

Также были разработаны и внедрены положения об организации транспортировки опасных и габаритных грузов. В данных регулирующих актах описаны все правила и условия подобных грузовых перевозок.

Какие еще документы относятся к автомобильному праву?

Климатические зоны в России зачастую кардинально отличаются друг от друга. Действительно, сложно сравнить погодные условия, например, в Краснодарском Крае, Калининградской области, Якутии и на Дальнем Востоке. Эта особенность нашей страны послужила стимулом для разработки единых стандартов строительства и содержания автомобильных дорог в зависимости от климатической зоны. Каждой области присвоен номер, соответствующий ее климатическим условиям. Согласно им, происходит строительство, эксплуатация дорожного полотна, а также слежение за его состоянием.

Также, в России разработаны и закреплены правила по налоговому учету легкового и грузового транспорта, принадлежащего физическим и юридическим лицам. В зависимости от разных условий и нюансов определяется, размер налогов, которые выплачиваются за каждый конкретный автомобиль.

Достаточно много сил и времени государство потратило на разработку и совершенствование страхования в отрасли автомобильного права. Сегодня существуют обязательные виды страхования, которые предусматривают возмещение ответственности автомобилистов и водителей при нанесении ущерба имуществу, здоровью или жизни третьих лиц, а в отдельных случаях – пассажирам. Существуют и программы страхования самих автомобилей – так называемое, КАСКО, соответствующие международным нормам.

Также, разработаны и унифицированы правили и положения для международных грузовых перевозок, для чего были созданы единые дорожные документы, которые адаптированы под международные стандарты.

В России постоянно совершенствуются нормы, облегчающие гражданам оформление сделок с автотранспортом. Так, например, гражданин может передать свое транспортное средство при помощи двух способов. А именно:

— Автовладелец вправе передать автомобиль по генеральной доверенности. В данном случае получатель имеет право впоследствии переоформить автомашину на себя;

— Автовладелец и покупатель могут самостоятельно составить договор купли-продажи (не противоречащий законодательству) или заполнить типовую форму соглашения. Стандартный договор может предоставить представитель нотариальной конторы по запросу клиентов.

Таким образом, приходится признать, что автомобильное право представлено достаточно большим количеством законов (в том числе смежных), правил, регламентов и других законодательных и подзаконных актов. Разобраться в них – задача достаточно сложная. Именно поэтому, при возникновении каких-либо правовых вопросов в отношении автомобильного транспорта имеет смысл обратиться за квалифицированным советом в юридическую компанию. Опытные специалисты прояснят все тонкости законодательства и помогут в любой сложной или непонятной ситуации.

Статья написана по материалам сайтов: pddmaster.ru, xn—-7sbgb2ddh.xn--p1ai, mosadvokat.org, kulikavto.ru, lp24.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий